Главная / Русский язык и литература / рабочая программа "Русская словесность" 7 класс

рабочая программа "Русская словесность" 7 класс

Пояснительная записка

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.

Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:

  • изучение законов употребления языка;

  • овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;

  • овладение умением творческого употребления родного языка.

В основе курса лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5).

Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005), Изменения, внесённые в программу Р.И.Альбетковой, связаны с меньшим количеством отводимых на её изучение часов (34 часа вместо предлагаемых 68 часов).

Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова.

7 класс – это третий год изучения словесности. Учащиеся знакомятся с разновидностями употребления языка, формами словесного выражения, стилистической окраской слов, особенностями произведений фольклора, эпических, лирических и драматических произведений.

Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности.

Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.

Сказанное выше предполагает использование в классно-урочной системе преподавания личностно-ориентированный подход, а интеграционный характер самого предмета – использование интеграционной технологии, что соответствует цели гимназического образования.

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа. Контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера, а также в форме практических зачётных работ, которые, как и в учебнике, называются «Играем со словами».

К концу учебного года обучающиеся 7 класса должны получить сведения о лексических единицах языка, о средствах художественной изобразительности, об особенностях произведений устной словесности и произведений эпоса, лирики, драмы; продолжать совершенствовать работу со словарями; выразительно читать; создавать собственные тексты, в которых употребляются изучаемые явления словесности.

Преподавание ведётся по учебнику Альбетковой Р.И. (Альбеткова Р.И. Русская словесность. 7 класс. – М., 2010.)




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русской словесности ученик должен

знать/понимать

  • богатство лексики русского языка;

  • особенности употребления лексики русского языка;

  • средства художественной изобразительности и их роль;

  • эпические жанры народной словесности и особенности их языка;

  • особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

  • определять лексическое значение слова;

  • определять виды лексических единиц;

  • находить в текстах и определять роль изобразительных средств;

  • различать жанры народной словесности;

  • различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение

  • выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;

  • пересказывать прозу;

  • работать со словарями;

  • находить в текстах лексические единицы;


говорение и письмо

  • строить диалог;

  • создание собственных текстов различных типов речи;

  • создание собственных текстов различных жанров;

  • употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;

  • творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества





п/п



Тема урока

Кол-во часов


Тип урока



Элементы
содержания


Требования к уровню подготовки учащихся


Вид контроля



Дата план.



Дата факт.


Материал словесности


1-2

Слово и словесность


2

Комбинированный

Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.

Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, со­вокупность всех словесных произведений — книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.

Русская словесность, ее происхождение и развитие.


Умение работать со словарями, определять тему и основную мысль произведения

Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения; выразительное чтение произведений.




Разновидности употребления языка


3

Разговорный язык, его особенности.

1

Комбинированный

Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.


Умение работать со словарями, различать разговорный язык и разновидности литературного языка

Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление.



4

Литературный язык.

1

Комбинированный

Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицисти­ческий стили.

Умение создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей

Создание текстов официально-делового, научного и публицистического стилей.



5

Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка.

1

Комбинированный

Язык как «материал», из которого строится художественное произведение и язык как результат художественного творче­ства, важнейшая сторона произведения словесности.

Понимание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении

Создание текстов официально-делового, научного и публицистического стилей



6

Играем со словами

1

Повторительно-обобщающий урок







Формы словесного выражения


7

Устная и письменная формы словесного выражения.

1

Комбинированный

Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной форме.

Умение самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания.

Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении.



8

Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности.

1

Комбинированный

Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности. Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.

Умение самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания.

Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа.



9

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.

1

Комбинированный

Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.

Умение самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания.

Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.




Стилистическая окраска слова.

Стиль


10

Стилистические возможности лексики и фразеологии.

1

Комбинированный

Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.

Умение работать со словарями, правильно употреблять стилистически окрашенные слова

Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов.



11

Стилистические возможности грамматики

1

Комбинированный

Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.


Умение самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания.

Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения.



12

Стилизация

1

Комбинированный

Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.

Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.


Умение самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания.

Создание стилизации и пародии.



13

Играем со словами

1

Повторительно-обобщающий урок







Произведение словесности


Роды, виды и жанры произведений словесности


14

Три рода словесности: эпос, лирика и драма

1

Комбинированный

Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.

Умение различать три рода словесности

Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.




Устная народная словесность, ее виды и жанры


15

Эпические виды народной словесности

1

Комбинированный

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.

Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словес­ности.


Умение видеть особенности словесного выра­жения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия.

Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.



16

Лирические виды народной словесности

1

Комбинированный

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словес­ности.


Умение видеть особенности словесного выра­жения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия.

Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.



17

Драматические виды народной словесности

1

Комбинированный

Драматические виды народной словесности: на­родная драма, театр Петрушки.

Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.


Умение видеть особенности словесного выра­жения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия.

Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.



18

Итоговая работа по теме «Устная народная словесность, ее виды и жанры»


1

Контрольный



Тест



Духовная литература, ее жанры


19

Библия

1

Комбинированный

Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.

Понимание обобщенного смысла библейского по­вествования. Умение видеть своеобразие стиля в раз­личных библейских текстах.

Чтение Библии.



20

Жанры библейских книг

1

Комбинированный

Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, пса­лом.

Своеобразие стиля Библии.

Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.


Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.

Чтение Библии.



Эпические произведения, их виды


21-22

Виды эпических произведений

2

Комбинированный

Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

Литературный герой в рассказе и повести.

Языковые средства изображения характера: опи­ание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги ге­роев.

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.


Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения.

Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различ­ных средств изображения характера.



23-24

Сюжет рассказа и повести. Композиция рассказа и повести

2

Урок развития речи

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.

Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.

Автор и рассказчик в эпическом произведении.


Умение создавать характеристику героя и сравнительную характеристику нескольких героев. Использование в сочинении различных средств словесного выражения содержания.

Сочинение



Лирические произведения, их виды


25

Лирические произведения, их виды


1

Урок развития речи

Виды лирики.

Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.

Лирический герой. «Ролевая лирика».

Композиция лирического стихотворения.

Образ-переживание в лирике.


Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в вы­разительном чтении идейно-художественное своеоб­разие стихотворения.

Сочинение-эссе, раскрываю­щее личное впечатление о стихотворении, об ис­пользовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.



Драматические произведения, их виды


26

Виды драматического рода словесности

1

Комбинированный

Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.

Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения.

Выразительное чтение драматиче­ского произведения. Создание режиссерского плана эпизода.



27

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения

1

Урок-игра

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драма­тическом произведении.


Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения.

Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности.



Лиро-эпические произведения и их виды


28

Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры

1

Комбинированный

Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, нали­чие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.


Понимание смысла произведений лиро-эпиче­ских жанров: их героев и сюжета, созданных посред­ством языка, стихотворной или прозаической формы выражения.

Выразительное чтение лиро-эпических произведений.



29-30

Повести в стихах и стихотворения в прозе

2

Урок развития речи

Повести в стихах и стихотворения в прозе — со­единение в них признаков лирики и эпоса.

Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойствен­ных лирике и эпосу.


Понимание смысла произведений лиро-эпиче­ских жанров: их героев и сюжета, созданных посред­ством языка, стихотворной или прозаической формы выражения.

Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.



Взаимовлияние произведений словесности


31

Взаимовлияние произведений словесности


1

Комбинированный

Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.

Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности.

Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.



32

Взаимовлияние произведений словесности


1

Комбинированный

Использование пословицы и загадки, героев и
сюжетов народной словесности в произведениях
русских писателей.

Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений.

Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.



33

Итоговый урок


Контрольный



Тест



34

Резервный урок


















рабочая программа "Русская словесность" 7 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная рабочая программа разработана на основе программы  Р.И.Альбетковой  (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005),  Изменения, внесённые в программу  Р.И.Альбетковой, связаны с меньшим количеством отводимых на её изучение часов (34 часа вместо предлагаемых 68 часов).

Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова.

7 класс – это третий год изучения словесности. Учащиеся знакомятся с разновидностями употребления языка, формами словесного выражения, стилистической окраской слов,  особенностями произведений фольклора, эпических, лирических и драматических произведений.

 

Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности.

Автор Егорова Марина Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 738
Номер материала 36259
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓