Главная / Начальные классы / Рабочая программа "Подготовка к школе"

Рабочая программа "Подготовка к школе"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

городского округа – город Волжский Волгоградской области





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 10

___________ Т.В.Васильева

____ _________ 2013г.









Рабочая программа

по подготовке к школе







Составитель: Москаленко Ольга Дмитриевна












РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

начальных классов

____ ____________ 2013г.

протокол № _____

Руководитель ШМО

_________ О.Д.Москаленко



2013г.


Пояснительная записка


Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой оказывается ситуация поступления в школу. Нужно отложить игрушки, взять в руки ручку, тетрадки, внимательно слушать взрослых и выполнять их задания.

Одни ребята без особых трудностей проходят период адаптации, для других проблема адаптации остается актуальной. Вместе с ними эти проблемы могут испытывать и их родители. Эти трудности различного характера:

- интеллектуальная готовность,

- личностная и социально- психологическая готовность,

- физическая готовность.

Сведения об обеспеченности образовательного процесса

учебной литературой или иными информационными ресурсами и материально-техническом оснащении


Занятия «Подготовка к школе»

№ п/п

Наименование дисциплин, входящих в заявленную образовательную программу

Автор, название, место издания, издательство,

год издания учебной литературы

1

Математика

М.И. Моро, С.Н. Волкова Математические ступеньки

М. «Просвещение», 2012г.

36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 0 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2013. – (Юным умникам и умницам.Курс «РПС» для массовой школы).

2

Подготовка к письму.

В.Г. Горецкий Н.А. Федосова От слова к букве Ч-1,2

М. «Просвещение», 2012г. «Страна Знаний» издатель и учредитель ООО «Де Агостини» «Россия»

О.А.Холодова За три месяца до школы М.: Издательство РОСТ, 2013. – (Юным умникам и умницам.Курс «РПС» для массовой школы).

3

Развитие речи

В.Г. Горецкий Н.А. Федосова От слова к букве Ч-1,2

М. «Просвещение», 2012г.

Волина В.В. «Занимательное азбуковедение», Москва «Просвещение» 2013 г.





Программа «Подготовка к школе»

с учетом формирования компонентов

учебной деятельности (60 часов)


Цель программы – подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Дидактические принципы реализуются через содержание обучения и методы работы.

Методы обучения многогранные. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только на пробуждение ума, но и эмоциональной сферы.

Форма проведения занятий разнообразная: инсценировка, ролевая игра, конкурсы, создание проблемных ситуаций, применение ИКТ.

Программу подготовки дошкольников к школе и формирование компонентов учебной деятельности необходимо строить с учетом следующих содержательных линий:

1. Развитие познавательных способностей детей.

2. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

3. Подготовка детей к обучению грамоте, математике.

4. Расширение знаний об окружающем мире.

5. Развитие коммуникативных способностей ребенка.


В ходе занятий решаются следующие задачи:

1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.

2. Развитие у детей способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работы.

3. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, заботливого отношения к малышам, стремление оказывать друг другу помощь.

4. Подготовка детей к изучению предметов в школе, развитие фонематического слуха и умения проводить звуковой анализ, совершенствование всех сторон речи, углубление представлений детей об окружающей действительности. Совершенствование навыков счета в пределах десяти, обучение названию чисел в прямом и обратном порядке. Формирование навыков: в установлении отношений между числами натурального ряда.

5. Развитие у ребенка наглядно образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени. Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то целесообразно все занятия строить в игровой форме. Высокий познавательный уровень ребенка способствует успешному усвоению программы.

Итоги занятий подводятся на конференции для родителей:

- фотопрезентация «По страницам нашей жизни»

- организация выставки работ детей

- консультации родителям

- рекомендации логопеда, психолога

Объем программы рассчитан на 60 занятий (1 раз в неделю по 3 занятия с ноября по апрель ).



Программа «Подготовка к школе»


1. Математика – 20 часов


В основу изучаемого предмета программы положены:

  • Изучение пространственного представления, взаимного расположения предметов: наверху, внизу, слева, справа, ниже , выше, левее, правее, перед, за, между, рядом;

  • Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже;

  • Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, длиннее, короче, выше, ниже;

  • Развитие мелкой мускулатуры пальцев, черчение узоров и штриховка рисунков.


К концу обучения по программе математике у детей формируются следующие основные умения:

1. Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один, умение сравнивать группы предметов содержащие до 10 предметов и соотносить заданное количество предметов с цифрой.

2. Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов или фигур по цвету, форме, размеру и другим свойствам.

3. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10, определять большее и меньшее.

4. Умение узнавать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, толщине.

6. Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа.
























Календарно-тематическое планирование по математике



№ п/п

Тема

Дата

1

Выявление подготовленности к обучению математике.

Счет предметов на основе наглядности до 10 прямой и обратный.

09.11

2

Знакомство с клеточкой.

Работа с бумагой. Складывание бумаги гармошкой. Интерактивная игра «Сосчитай-ка»

16.11

3

Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов до 10 и обратно.

23.11

4

Знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, прямоугольник, круг. Составление из геометрических фигур: дома, машины.

Интерактивная игра «Удивительные фигуры»

30.11

5

Отношение «больше», «меньше», «столько же», «высокий - низкий». Составление геометрических фигур из палочек.

07.12

6-7

Знакомство с цифрами 1, 2 и соотношение их с количеством предметов. Интерактивная игра «Охота за цифрами»

14.12

21.12

8

Пространственные и временные отношения «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «между», «за».

Рисование узора

01.02

9-10

Счет предметов от 1 до 10.

Знакомство со знаком +, -.

Интерактивная игра «Забавное домино»

08.02

15.02

11-12

Понятие «на сколько больше», «меньше», «столько-же»

Знакомство со знаком «больше», «меньше», «равно».

Интерактивная игра «Праздничное угощение».

22.02

01.03

13

Счет предметов от 1 до 10. Знакомство с цифрой 3.

Составление узора из геометрических фигур.

Интерактивная игра «Гонки в космосе».

08.03

14

Закрепление навыков счета в пределах 10.

Интерактивная игра «Планеты-картинки»

15.03

15

Знакомство с цифрой 4. Составление геометрических фигур из палочек. Рисование узора. Письмо палочек.

22.03

16

Понятие о линиях: «ломаная», «отрезок», «прямая».

Прямой и обратный счет предметов.

29.03

17

Состав чисел 3,4. Интерактивная игра «Ряды цифр»

05.04

18

Числа 1,2,3,4. Закрепление состава чисел 3,4.

Интерактивная игра «Веселое сложение»

12.04

19

Сравнение предметов. Рисование узора.

Прямой и обратный счет. Знакомство с цифрой 5.

19.04

20

Итоговое занятие: Закрепление состава числа 5.

Интерактивная игра «Считаем с пугалом».

26.04




2. Подготовка к письму. Обучение письму – 20 часов.



Цель обучения письму заключается в правильной выработке и закреплении навыков работы с карандашом и ручкой. Специальные подготовительные упражнения помогут дошкольникам при поступлении в учебное заведение правильно и своевременно выполнять письменные задания. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев, обводки и штриховки контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.


К концу занятий по обучению письму

у детей формируются следующие навыки:

Умение правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку.

Умение штриховать предметы вертикально и горизонтально.

Вырабатывается правильная осанка

Развивается мелкая моторика руки

Развиваются интеллектуальные и речевые способности ребенка

Обогащается словарный запас

Умение задавать вопросы и отвечать на них, вступать в диалог. Дети учатся умению адекватно воспринимать и использовать речь – осваивают коммуникативную функцию языка





















Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (письмо)

п/п

Тема

Дата

Чему учат в школе? Про звонок и про урок…

09.11

История возникновения письма. Гигиенические правила.

16.11

Рабочая строка. Обведение контура рисунка и его штриховка.

23.11

Письмо наклонных прямых. Обведение контура рисунка и его штриховка.

30.11

Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу. Обведение контура рисунка и его штриховка.

07.12

Письмо удлиненной петли вверху и внизу. Обведение контура рисунка и его штриховка.

14.12

Письмо правых и левых полуовалов. Обведение контура рисунка и его штриховка.

21.12

Письмо овалов. Обведение контура рисунка и его штриховка.

01.02

Письмо буквы «а». Обведение контура рисунка и его штриховка.

08.02

Письмо буквы «А». Раскрашивание бордюра. Обведение контура рисунка и его штриховка.

15.02

Письмо заглавной и строчной буквы «А, а»

22.02

Письмо строчной буквы «о». Обведение контура рисунка и его штриховка.

01.03

Письмо заглавной буквы «О» Обведение контура рисунка и его штриховка.

Интерактивная игра «Футбол с буквами».

08.03

Письмо заглавной и строчной буквы «О, о»

15.03

Строчная буква «и». Обведение контура рисунка и его штриховка.

22.03

Заглавная буква «И». Обведение контура рисунка и его штриховка.

29.03

Письмо заглавной и строчной буквы «И, и»

05.04

Строчная буква «у». Обведение контура рисунка и его штриховка.

12.04

Заглавная буква «У». Обведение контура рисунка и его штриховка.

19.04

Знакомство с соединением букв.

Интерактивная игра «Желейные буквы»

26.04












3. Развитие речи. Обучение грамоте – 20 часов.



Основная цель изучения развития речи, обучения грамоте состоит в проведении мероприятий, направленных на формирование четкой практической направленности в процессе изучения русского языка, дальнейшего развития связной речи у дошкольников, повышения культуры и уровня их речевого общения обозначенного необходимостью наличия данных навыков поступления в школу.

Подготовка детей к изучению предметов в школе: развитие фонематического слуха и умение проводить звуковой анализ: вычленять звуки в словах, определять их последовательность, различать гласные и согласные звуки и буквы, определять количества слов в слове, выделение предложений из речи.

Работа над предложением и связной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми дома, в детском саду. Пересказ знакомых сказок, без пропусков, составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем, расширение представлений об окружающем мире, явление действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то целесообразно все занятия строить в игровой форме, объединять детей в пары, в группы, проводить экскурсии.

К концу обучения по программе обучения грамоте

У детей формируются следующие умения:

Умения отвечать на вопросы.

Умения составлять небольшие простые предложения, дополнять их недостающими словами.

Умения составлять рассказ по сюжетной картинке, по опорным словам.

Умения отличать звук от буквы, вычленять звуки из слов, правильно их произносить.

Умения различать гласные и согласные.

Умение делить слова на слоги.

Умение делить предложения на слова, слова на слоги.

Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У, И













Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (развитие речи)



п/п

Тема

Дата

1

Речь устная и письменная. История возникновения речи.

09.11

2

Развитие речи.

Беседа «Осень в природе». Составление рассказа о картине «Лес».

16.11

3

Развитие речи. Беседа «Наш город».

23.11

4

Беседа «Транспорт».

Интерактивная игра «Стой, внимание, иди».

30.11

5-6

Предложение. Деление текста на предложения.

Развитие речи. Беседа «Режим дня»

07.12

14.12

7

Беседа «Бытовая техника».

Интерактивная игра «Эксперт по безопасности».

21.12

8-9

Слово. Деление предложений на слова.

Развитие речи.

Беседа «Лес и мир животных».

01.02

08.02

10

Беседа «Домашние животные»

Интерактивная игра «Где чей дом».

15.02

11-12

Слог. Деление слов на слоги. Знакомство со звуками «А» «О» «У».

Разучивание скороговорок, потешек.

22.02

01.03

13

Развитие речи.

Беседа Вода в природе.

Интерактивная игра «Обитатели пруда»

08.03

14-15

Слог. Деление слов на слоги. Звуки гласные и согласные.

Интерактивная игра «Чудесное ожерелье»

15.03

22.03

16

Развитие речи.

Беседа «Весна в природе». Праздник бабушек и мам. Разучивание стихов.

29.03

17-19

Слияние согласного звука с гласным.

Интерактивная игра «Цветные буквы»

05.04


12.04


19.04


20

Развитие речи.

Беседа Моя любимая игрушка Составление рассказов об игрушках. Разучивание стихотворений.

26.04






К концу подготовки к школе будущие первоклассники должны уметь:

  • Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.

  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

  • Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.

  • Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)

  • Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;

  • Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

  • Называть положительные и отрицательные качества характера.

  • Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.

  • Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.

  • Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.

  • Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.

  • Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.

  • Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.

  • Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;

  • Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.

  • Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

  • Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

  • Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД:умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Регулятивные УУД: умение классификацировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; установливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Формирование рефлексии.

  1. Критерии оценивания.

  • Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.

  • Безотметочная система обучения

  • Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.

  • Поощрение высказывания оригинальных идей.

  • Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.

  • Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.

  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.


Рабочая программа "Подготовка к школе"
  • Начальные классы
Описание:

         Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой оказывается ситуация поступления в школу. Нужно отложить игрушки, взять в руки ручку, тетрадки, внимательно слушать взрослых и выполнять их задания.

         Одни ребята без особых трудностей проходят период адаптации, для других проблема адаптации остается актуальной. Вместе с ними эти проблемы могут испытывать и их родители. Эти трудности различного характера:

- интеллектуальная готовность,

- личностная и социально- психологическая готовность,

 

- физическая готовность.

Автор Москаленко Ольга Дмитриевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1419
Номер материала 22988
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓