Главная / Музыка / Рабочая программа "Музыка" 5 класс

Рабочая программа "Музыка" 5 класс



Муниципальное Казённое общеобразовательное учреждение

Пуштулимская средняя общеобразовательная школа.




«Принято» на «Утверждаю»

заседании РМО директор МКОУ ПСОШ

_____________________ _____________________

Протокол № ____ от приказ № _______ от

«___» ___________ 20 __ г. «___» _____________ 20 ___ г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «ИЗО»

5 класс

Уровень базовый

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 5-8 классы.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год,(1 час в неделю).






Составитель: Гусельников Игорь Петрович,

учитель первой квалификационной категории






2014 – 2015 учебный год




Раздел I. Пояснительная записка.

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010. Срок реализации программы 2014 – 2015 учебный год.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.


Раздел II. Учебно-тематический план.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

Язык изобразительного искусства

8

Изобразительное искусство и мир природы

7

Изображение человека и предметного мира

10

Вглядываясь в человека. Жанр портрет

9

Всего

34


Раздел III. Содержание тем учебного курса.


Язык изобразительного искусства (9 часов)

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка(1 час).

Беседа с показом репродукций и фото. Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Входная контрольная работа за курс начальной школы «Жанры изобразительного искусства» (1 час)

Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства (1 час).

Рисунок – основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.

Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Упражнения в выполнении различных линий, штрихов.

Выполнение композиций: «Травы и ветер», «Водоросли»

Объем - основа языка скульптуры(2 часа).

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. – и их выразительные свойства.

Лепка из пластилина человека, с передачей различного состояния.

Черное и белое – основа языка графики (2 часа).

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа.

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тональная шкала. Ритм пятен. Линия и пятно.

Изображение пейзажа с передачей настроения (линия светотень).

Цвет – основа языка живописи (2 часа).

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

Составить гармонию теплых пятен «В солнечном городе», «В зеркале солнце».

Составить гармонию холодных пятен «В царстве Снежной Королевы», «В зеркале Снегурочка».

Изобразительное искусство и мир природы (7 часов)

Понимание окружающей действительности – основа изобразительной деятельности человека (1 час).

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя.

Беседа с рассказом и показом. Мелкие зарисовки в ходе беседы.

Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр(1 час).

Жанры изобразительного искусства, возникшие в ответ на потребность человека осмыслить свое отношение к миру природы. Анималистический жанр и жанр пейзажа.

История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Виды изобразительного искусства, в которых он прослеживается. Различное отношение к природе у разных народов и его изменения на протяжении веков.

Лепка животных.

Жанр пейзажа. Пейзаж в графике (2 часа).

Основные средства пространственного изображения. Плановость. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Техники эстампа: офорт, литография, линогравюра, монотипия. Характер языка. Значение линии, пятна. Черно-белые эстампы пейзажного искусства.

Изображение городского пейзажа: «Ночь в городе», «Таинственный город» и т.п.

Художник выражает свое понимание красоты природы (1 час).

Понимание красоты природы художниками разных исторических периодов. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности.

Знакомство с разновидностями пейзажного жанра(романтический, реалистический) с целью раскрытия содержательного многообразия пейзажа, возможности разного понимания красоты.

Важнейшие средства художественной выразительности пейзажной живописи: воздушная перспектива, колорит, линия горизонта, пространство.

Эскиз: «Дорога, по которой мне хотелось бы протии» (прошлое, настоящее, будущее)

Построение пространства в пейзаже (1 час).

Построение пространства как средство решения образа пейзажа. При изменении понимания прекрасного в природе изменяется построение пространства.

Выразительность высокого и низкого горизонта. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)

Эскиз: «Архитектурный пейзаж» (прошлое, настоящее, будущее).

Колорит в пейзаже (1 час).

Колорит как средство решения образа пейзажа, как одно из ведущих средств выразительности (гамма мажорная, минорная)

Значение колорита в разные исторические периоды развития жанра пейзажа (классицизм, романтизм, импрессионизм)

Значение колорита в произведениях русских художников.

Выполнить два эскиза пейзажей с разными колористическими решениями.

Изображение человека и предметного мира (10 часов)

Отношение художника к миру вещей. Жанр натюрморта. Натюрморт в живописи (3 часа).

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Изображение натюрморта из 2-4-х предметов.

Натюрморт в графике (3 часа).

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.

Выполнение натюрморта в графике из геометрических тел.

Вглядываясь в человека. Жанр портрета (1 час).

Беседа о портрете. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Беседа по произведениям искусства.

Портрет в скульптуре(3 часа).

Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Лепка головы литературного персонажа из пластилина.

Вглядываясь в человека. Жанр портрет (9 часов)

Портрет в графике (2 часа).

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Выполнение портрета в графике «Мой друг»

Портрет в живописи (3 часа).

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Композиция в парадном и лирическом портрете.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет кА выражение настроения и характера героя портрета цвет и живописная фактура.

Выполнение портрета в живописи.

Обобщение темы: «Жанр портрета» (1 час).

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Беседа. Обобщение. Отчеты поисковых групп. Ответы на вопросы, кроссворды.

Контроль знаний –тестирование (1 час.)

Музеи мира(1 час)

Музеи – хранилища духовного опыта человечества. Как нужно смотреть произведение станкового искусства в музее. Известнейшие музеи мира: Лувр, Прадо, Дрезденская галерея, Эрмитаж, Третьяковская галерея.

Беседа о музеях. Выступления учащихся с сообщениями о музеях.

Третьяковская галерея выставочные залы (1 час).

Рассказ о Третьяковской галерее, истории формирования коллекции и ее создателе. О ее роли в развитии русского искусства.

Отличие музея от выставочного зала.

Музеи или галереи, выставочные залы родного города.

Беседа. Показ репродукций. Просмотр «Альбомов по искусству» Оформление выставки детских работ.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Этапы оценивания детского рисунка:

  • как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

  • характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

  • качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

  • владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

  • общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 28; уроков-бесед – 3; Обобщающий урок -1, контрольных работ - 2.



РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Дата

Кол. часов

Тема урока

Воспитательные, образовательные и практические задачи урока

Материалы

Зрительный ряд

задание

I четверть «Язык изобразительного искусства» (9 часов)


1.


1.

1 час

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

- Упорядочить представления учащихся об изобразительном искусстве и изобразительной деятельности. Три сферы художественного творчества (изобразительная, декоративная, конструктивная).

-Ознакомить с видами изобразительного искусства – живопись, графика, скульптура. Формирование знаний о языке их художественной выразительности – цвет, линия, пятно, объем и др.

-Развитие эстетического вкуса, чувства уважения к собственному творчеству.

Фото, репродукции с различными видами и жанрами изобразительного искусства, образцы скульптур.

Беседа с показом репродукций и фото.



2.


2.

1час

Входная контрольная работа за курс начальной школы «Жанры изобразительного искусства» (1 час)

- Упорядочить представления учащихся об изобразительном искусстве и изобразительной деятельности.

Фото, репродукции с различными видами и жанрами изобразительного искусства, образцы скульптур.

Выполнение К/Р

3.


3.

1 час

Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.

-Познакомить детей со значением рисунка в работе художников графиков, живописцев, скульпторов, архитекторов.

-Изучить возможности линии, знакомство с работами художников – мастеров рисунка.-Изучить возможности линии, знакомство с работами художников – мастеров рисунка.

-Освоение практических навыков владения линией, штрихом, тоном – основой языка рисунка.

Бумага, простые карандаши разной твердости, резинка.


Рисунки старых и современных мастеров (Леонардо да Винчи, Шишкин, Серов, Репин и др.).

Выполнение композиций: «Травы и ветер», «Водоросли»


4.


4.

1час

Объем - основа языка скульптуры.

-Знакомство со скульптурой, ее средствами художественной выразительности.

-Закрепление понимания отличия скульптуры от других видов изобразительного искусства.

-Формирование навыков в технике лепки и создание образа в материале.

-Развитие в детях внимания к человеку, его состоянию.

Пластилин, стеки, проволочный каркас, подставка.


Пособия с демонстрацией пропорций фигуры человека.

Фото с изображениями работ известных скульпторов (Мухина В., Роден О., Мирон, Микеланджело), мелкая пластика.

Лепка из пластилина человека, с передачей различного состояния. (Сидит)

5.


5.

1 час

Объем - основа языка скульптуры.

.

-Закрепление понимания отличия скульптуры от других видов изобразительного искусства.

-Формирование навыков в технике лепки и создание образа в материале.

-Развитие в детях внимания к человеку, его состоянию.

Пластилин, стеки, проволочный каркас, подставка.


Пособия с демонстрацией пропорций фигуры человека.

Фото с изображениями работ известных скульпторов (Мухина В., Роден О., Мирон, Микеланджело), мелкая пластика.

Лепка из пластилина человека, с передачей различного состояния. (Бежит)

6.


6.

1час

Черное и белое – основа языка графики.

-Изучить язык художественной выразительности графики – линию, точку, пятно, тон.

-Показать взаимоотношения черных и белых пятен, их ритм, размер, композиционное расположение на плоскости в решении графической работы.

-Формирование практических навыков работы разными материалами.

Бумага, тушь, перо (кисть, палочка).

Бумага, уголь, резинка.


Графические работы художников Левитан И., Рембрандт, Фаворский и др.

Изображение пейзажа с передачей настроения (линия светотень).



7.


7.

1 час

Черное и белое – основа языка графики.

-Изучить язык художественной выразительности графики – линию, точку, пятно, тон.

-Показать взаимоотношения черных и белых пятен, их ритм, размер, композиционное расположение на плоскости в решении графической работы.

-Формирование практических навыков работы разными материалами.

Бумага, тушь, перо (кисть, палочка).

Бумага, уголь, резинка.


Графические работы художников Левитан И., Рембрандт, Фаворский и др.

Изображение пейзажа с передачей настроения (линия светотень).



8.


8.

1час.

Цвет – основа языка живописи.

-Познакомить учащихся со свойствами цвета.

-Сформировать умения составлять сближенную цветовую гамму.

-Совершенствование техники живописи, использование её в практической работе.

Бумага, краски, кисти.


Репродукции с картин художников живописцев К. Моне, М. В. Врубель, Рембрандт и др.

Составить гармонию теплых пятен «Солнечный день в моей школе».


9.


9.

1 час.

Цвет – основа языка живописи.

-Познакомить учащихся со свойствами цвета.

-Сформировать умения составлять сближенную цветовую гамму.

-Совершенствование техники живописи, использование её в практической работе.

Бумага, краски, кисти.


Репродукции с картин художников живописцев К. Моне, М. В. Врубель, Рембрандт и др.

Составить гармонию холодных пятен «В зимний, холодный день».

II четверть Изобразительное искусство и мир природы (7 часов)


1.


10.

1 час

Понимание окружающей действительности – основа изобразительной деятельности человека

-Дать понятие о единстве природы и человека.

-Познакомить с изображением животных и природы древними людьми их отношением ко всему их окружающему.

-Дать понятие фотографии, репродукции, подлинника, копии.

-Воспитывать бережное отношение к природе, понимание её красоты, её вечности.

Альбом, карандаш, гуашь.


Фото уголков природы, животных. Репродукции картин художников (живопись, графика, скульптура). Детские работы

Беседа с рассказом и показом

Мелкие зарисовки животных в ходе беседы. (кошка, собака)

2.


11.

1 час

Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр.

-Знакомство с понятием – анималистический жанр.

-Рассмотреть отношение художника к миру природы, образное ее восприятие, эмоциональный отклик на ее красоту.

-Научить анализировать произведения искусства, самостоятельно размышлять, уметь вести беседу.

Пластилин, стеки, подставка.


Изображения животных, древние наскальные рисунки животных. Фото со скульптурами. Рисунки В. Ватагина, Чарушиной и др.


Лепка животных. (кошка, собака)

3.




12.

1час

Жанр пейзажа. Пейзаж в графике.

-Знакомство с понятием – пейзаж. Эстетическое восприятие природы.

-Познакомить с видами тиражной графики: офорт, монотипия, линогравюра, гравюра, ксилография.


Тушь, перо (палочка), бумага.

(Тушь + гуашь – грунт).


Офорты – Рембрандта, Захарова, Фаворского.

Таблицы по перспективе.

Детские работы.

Изображение городского пейзажа: «Ночной город»,

4.


13.

1 час

Жанр пейзажа. Пейзаж в графике.

-Изучить плановость в пейзаже, линейную перспективу. Характер языка тиражной графики, значение линии, пятна.

Тушь, перо (палочка), бумага.

(Тушь + гуашь – грунт).


Офорты – Рембрандта, Захарова, Фаворского.

Таблицы по перспективе.

Детские работы.

Изображение городского пейзажа: «Таинственный город» и т.п.

5.


14.

1 час

Художник выражает свое понимание красоты природы.

-Знакомство с разновидностями пейзажного жанра – пейзаж героический, романтический, реалистический.

-Научить понимать природу, как ее понимают художники.

-Воспитывать самостоятельность, усидчивость, наблюдательность.

Бумага, мягкий графический материал (уголь).


Репродукции картин художников с пейзажами, архитектурными пейзажами.


Эскиз: «Дорога, по которой мне хотелось бы протии» (прошлое, настоящее, будущее)




6.


15.

1 час

Построение пространства в пейзаже.

-Научить построению пространства в пейзаже. Пространство как средство решения образа пейзажа.

-Изучить законы перспективы – линейная, воздушная.

-Работа над построением пространства в пейзаже.

Белая бумага, карандаш, резинка


Репродукции картин художников прошлого урока Таблицы по перспективе.


Эскиз: «Архитектурный пейзаж» (прошлое, настоящее, будущее).

7.


16.

1 час

Колорит в пейзаже.

-Знакомство с понятием – колорит. Колорит как средство решения образа пейзажа.

-Изучить значение колорита в разные исторические периоды (классицизм, романтизм, импрессионизм)

-Индивидуальные работы над колоритом в пейзаже.

Бумага, краски, кисти.


Произведения живописи с разными колористическими решениями пейзажей.


Выполнить два эскиза пейзажей с разными колористическими решениями.

IIIчетверть «Изображение человека и предметного мира» (10 часов)

1.



17.

1 час

Отношение художника к миру вещей. Жанр натюрморта. Натюрморт в живописи.

-Познакомить с возникновением жанра. Натюрморт как самостоятельный жанр.

-Познакомить с этапами построения натюрморта. Композиция, характер формы, освещенность.

-Выполнение натюрмортов в разных колористических решениях.

Бумага, карандаш, краски, кисти.


Произведения живописи с изображением натюрмортов.

Изображение натюрморта из 2-4-х предметов.

2.


18.

1 час

Отношение художника к миру вещей. Жанр натюрморта. Натюрморт в живописи.

-Познакомить с этапами построения натюрморта. Композиция, характер формы, освещенность.

-Выполнение натюрмортов в разных колористических решениях.

Бумага, карандаш, краски, кисти.


Произведения живописи с изображением натюрмортов.

Изображение натюрморта из 2-4-х предметов.

3.


19.

1 час

Отношение художника к миру вещей. Жанр натюрморта. Натюрморт в живописи.

-Познакомить с этапами построения натюрморта. Композиция, характер формы, освещенность.

-Выполнение натюрмортов в разных колористических решениях.

Бумага, карандаш, краски, кисти.


Произведения живописи с изображением натюрмортов.

Изображение натюрморта из 2-4-х предметов.

4.



20.

1 час

Натюрморт в графике.

-Продолжение знакомства с понятием тиражная графика.

-Знакомство с выразительностью скупого языка черного и белого.

-Построение натюрморта, композиция, пропорции, свет, тень.

Бумага, карандаш.


Графические работы с изображением натюрмортов, работы художников и детские работы.

Постановка натюрморта.

Выполнение натюрморта в графике из геометрических тел.

5.


21.

1 час

Натюрморт в графике.

-Продолжение знакомства с понятием тиражная графика.

-Знакомство с выразительностью скупого языка черного и белого.

-Построение натюрморта, композиция, пропорции, свет, тень.

Бумага, карандаш.


Графические работы с изображением натюрмортов, работы художников и детские работы.

Постановка натюрморта.

Выполнение натюрморта в графике из геометрических тел.

6.


22.

1 час

Натюрморт в графике.

-Продолжение знакомства с понятием тиражная графика.

-Знакомство с выразительностью скупого языка черного и белого.

-Построение натюрморта, композиция, пропорции, свет, тень.

Бумага, карандаш.


Графические работы с изображением натюрмортов, работы художников и детские работы.

Постановка натюрморта.

Выполнение натюрморта в графике из геометрических тел.

7.


23.

1 час

Вглядываясь в человека. Жанр портрета.

-Познание художником окружающего мира. Отношение художника к изображаемому человеку.

-Познакомить с историей возникновения портрета во всех видах изобразительного искусства.

-Изучить различные виды портретов: характерный, парадный, психологический, автопортрет.

Репродукции картин художников с изображением портретов (И. Е. Репин, В. Серов, Рафаэль, Рембрандт). Автопортреты художников.

Беседа по произведениям искусства.

8.



24.

1 час.

Портрет в скульптуре.

-Закрепление знаний. Рассказ о портрете: особенности характера, формы и пропорции головы.

-Знакомство с работой скульптора.

-Лепка головы литературного персонажа.

Пластилин, стеки, готовая форма, подставка.


Фото с изображением портретов в скульптуре. Детские работы, работа учителя.

Лепка головы литературного персонажа из пластилина.

«Гадкий утенок»

9.


25.

1 час.

Портрет в скульптуре.

-Закрепление знаний.

-Знакомство с работой скульптора.

-Лепка головы литературного персонажа.

Пластилин, стеки, готовая форма, подставка.


Фото с изображением портретов в скульптуре. Детские работы, работа учителя.

Лепка головы литературного персонажа из пластилина.

«Снегурочка»

10.


26.

1 час

Портрет в скульптуре.

-Закрепление знаний.

-Знакомство с работой скульптора.

-Лепка головы литературного персонажа.

Пластилин, стеки, готовая форма, подставка.


Фото с изображением портретов в скульптуре. Детские работы, работа учителя.

Лепка головы литературного персонажа из пластилина.

«Три толстяка»

IV четверть «Вглядываясь в человека. Жанр портрета» (9 часов).

1.



27.

1час

Портрет в графике.

-Знакомство с рисунками мастеров искусства. Рисунок – произведение искусства.

-Привлечение внимания к труду художника. Умение художника всматриваться в человека. Портрет – характер.

-Закрепление знаний о пропорциях лица. Характерные черты каждого человека.

Белая бумага, карандаш.


Репродукции картин художников с изображением графических портретов

Беседа о портрете.

Выполнение портрета в графике «Мой друг»

2.


28.

1 час.

Портрет в графике.

-Знакомство с рисунками мастеров искусства. Рисунок – произведение искусства.

-Привлечение внимания к труду художника. Умение художника всматриваться в человека. Портрет – характер.

-Закрепление знаний о пропорциях лица. Характерные черты каждого человека.

Белая бумага, карандаш.


Репродукции картин художников с изображением графических портретов

Беседа о портрете.

Выполнение портрета в графике «Моя бабушка»

3.



29.

1 час

Портрет в живописи.

-Знакомство с разновидностями портрета (характерный, парадный, психологический).

-Закрепление знаний о пропорциях лица человека его головы.

-Изучить важнейшие средства выразительности в живописи – цвет, колорит.

Белая бумага, краски, кисти.



Портреты художников: Крамской, Серов, Врубель, Репин; детские работы прошлых лет.

Выполнение портрета в живописи. «Моя семья»

4.


30.

1 час

Портрет в живописи.

-Знакомство с разновидностями портрета (характерный, парадный, психологический).

-Закрепление знаний о пропорциях лица человека его головы.

-Изучить важнейшие средства выразительности в живописи – цвет, колорит.

Белая бумага, краски, кисти.



Портреты художников: Крамской, Серов, Врубель, Репин; детские работы прошлых лет.

Выполнение портрета в живописи. «Мой дедушка»

5.


31.

1 час

Портрет в живописи.

-Знакомство с разновидностями портрета (характерный, парадный, психологический).

-Закрепление знаний о пропорциях лица человека его головы.

-Изучить важнейшие средства выразительности в живописи – цвет, колорит.

Белая бумага, краски, кисти.



Портреты художников: Крамской, Серов, Врубель, Репин; детские работы прошлых лет.

Выполнение портрета в живописи. «Моя учительница»

6.


32.

1 час

Обобщение темы: «Жанр портрета».

-Научить всматриваться в портретные образы.

-Отчеты поисковых групп.

-Просмотр «Альбомов по искусству».

Детские работы прошлых уроков по теме: «Жанр портрета».

Беседа.

Обобщение.

Отчеты поисковых групп.

Ответы на вопросы, кроссворды.

7.


33.

1 час.

Контрольная работа по темам четверти

- Упорядочить представления учащихся об изобразительном искусстве и изобразительной деятельности.


Выполнение к/р

8.


34.

1 час

Музеи мира.

-Знакомство с музеями мира. Историческая и общественная значимость музеев.

-Музеи – хранилища духовного опыта человечества.

-Поведение в музеях. Как смотреть произведения искусств.

Фото с изображениями фасадов и интерьеров различных музеев.

Доклады учащихся о «Музеях мира».

Беседа о музеях.

Выступления учащихся с сообщениями о музеях.

9.


35.

1 час

Третьяковская галерея выставочные залы.

-Рассказать о Третьяковской галерее. История создания, роль, значение.

-Дать отличие музея от выставочного зала.

-Анализ и оценка поисковой работы по группам. Просмотр и оценка «Альбомов по искусству»

Фото с изображением музеев, выставочных залов.

«Альбомы по искусству».

Детские работы.

Беседа.

Показ репродукций.

Просмотр «Альбомов по искусству»

Оформление выставки детских работ.


Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 5 класса.


Учащиеся должны знать:

- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материала, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.


Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.



Раздел V. Литература

Учебно-методическое обеспечение

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана

Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 6-е издание, М. Просвещение 2010.

а) основная литература:

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 6-е издание, М. Просвещение 2010. –140с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, -Волгоград: Учитель, 2008. -286 с.

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 5-8 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство в 5-8 классах: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Просвещение, 2008. – 139 с.

б) дополнительная литература для учителя

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Просвещение, 2008. – 93 с.

в) дополнительная литература для учащихся:

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.


Рабочая программа "Музыка" 5 класс
  • Музыка
Описание:

         Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 5-8 классы.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.   

 

 Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год,(1 час в неделю). 

Автор Гусельников Игорь Петрович
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 292
Номер материала 39960
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓