Главная / Начальные классы / Рабочая программа "Клуб "Интеллект" 2 класс

Рабочая программа "Клуб "Интеллект" 2 класс

Документы в архиве:

180.5 КБ
74.5 КБ
53 КБ


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема занятия

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид контроля

УУД



Дата

проведения




1

2

3

4

5

6

7


1

Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года

Определение исходного уровня развития учащихся

Уметь ориентироваться в своей системе знаний

Тест

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.



2

Развитие концентрации внимания.

Тренировочные упражнения на развитие концентрации внимания.

Уметь определять последовательность событий

Текущий,

фронтальный опрос

Cтроить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения. Сотрудничать с товарищами


3

Логически – поисковые задачи

Решение логических задач

Уметь решать задачи повышенной сложности

Текущий,

фронтальный опрос

Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы.



4

Тренировка внимания учащихся

Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости.

Уметь определять последовательность событий

Текущий,

фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


5

Логические задачи на развитие аналитических

способностей и способностей рассуждать

Формирование основных мыслительных операций

Уметь решать задачи повышенной сложности

Текущий,

фронтальный опрос

Cтроить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения


6

Тренировка слуховой памяти

Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

Текущий,

фронтальный опрос

Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы.



7

Тренировка зрительной памяти

Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

Текущий,

фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


8

Логически – поисковые задачи.

Решение логических задач

Уметь решать задачи повышенной сложности

Текущий,

фронтальный опрос

Cтроить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения Планировать свои действия в соответствии

с учебными задачами


9

Поиск закономерностей.

Упражнения на формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное.

Уметь классифицировать явления, предметы

Практическая работа

Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы.



10

Развитие быстроты реакции

Тренировочные упражнения на развитие быстроты реакции.

Уметь работать по предложенному плану

Текущий, фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


11

Развитие концентрации внимания.

Тренировочные упражнения на развитие концентрации внимания.

Уметь определять последовательность событий

Текущий, фронтальный опрос

Планировать свои действия в соответствии

с учебными задачами


12

Тренировка внимания. Коррегирующая гимнастика для глаз.

Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Уметь выявлять закономерности и проводить аналогии

Практическая работа

Осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.


13

Тренировка слуховой памяти

Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

Текущий, фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


14

Тренировка зрительной памяти. Веселая переменка.

Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

Текущий, фронтальный опрос

Выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные

признаки


15

Поиск закономерностей

Упражнения на формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное.

Уметь классифицировать явления, предметы

Текущий, фронтальный опрос

Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы.



16

Совершенствование воображения.

Упражнения по совершенствованию воображения

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей

Текущий, фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


17

Ребусы

Логические игры

Уметь выявлять функциональные отношения между понятиями

Текущий, фронтальный опрос

Планировать свои действия в соответствии

с учебными задачами Сотрудничать с товарищами при работе в паре.


18

Многоугольники.

Геометрические фигуры

Уметь называть многоугольники.

Практическая работа

Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы.



19

Многогранники.

Геометрические фигуры

Уметь называть многоугольники.

Практическая работа

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


20

Развитие быстроты реакции.

Тренировочные упражнения на развитие быстроты реакции.


Уметь работать по предложенному плану

Текущий, фронтальный опрос

Планировать свои действия в соответствии

с учебными задачами. Сотрудничать с товарищами при работе в паре.


21

Логически – поисковые задания.

Решение логических задач

Уметь решать задачи повышенной сложности

Текущий, фронтальный опрос

Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы.


22

Развитие концентрации внимания.

Тренировочные упражнения на развитие концентрации внимания.

Уметь определять последовательность событий

Текущий, фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


23

Тренировка внимания.

Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости.

Уметь выявлять закономерности и проводить аналогии

Текущий, фронтальный опрос

Планировать свои действия в соответствии с учебными задачами


24

Веселая переменка

Дидактические игры

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

Практическая работа

Планировать свои действия в соответствии

с учебными задачами


25

Тренировка слуховой памяти.

Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

Текущий, фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


26

Тренировка зрительной памяти.

Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

Текущий, фронтальный опрос

Планировать свои действия в соответствии

с учебными задачами


27

Поиск закономерностей

Упражнения на формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное.

Уметь классифицировать явления, предметы

Текущий, фронтальный опрос

Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы.



28

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Упражнения на формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное

Уметь решать задачи повышенной сложности

Текущий, фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


29

Совершенствование воображения.

Упражнения по совершенствованию воображения

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей

Текущий, фронтальный опрос

Планировать свои действия в соответствии

с учебными задачами


30

Ребусы

Логические игры

Уметь решать задачи на смекалку.

Текущий, фронтальный опрос

Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы.



31

Многоугольники

Геометрические фигуры

Уметь называть и различать геометрические фигуры

Практическая работа

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


32

Многогранники

Геометрические фигуры

Уметь называть и различать геометрические фигуры

Практическая работа

Сотрудничать с товарищами при работе в паре.


33

Развитие быстроты реакции.

Тренировочные упражнения на развитие быстроты реакции.


Уметь работать по предложенному плану

Текущий, фронтальный опрос

Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы.



34

Логически – поисковые задания

Решение заданий повышенной трудности

Уметь решать логические задачи

Текущий, фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


35

Развитие концентрации внимания.

Тренировочные упражнения на развитие концентрации внимания.

Уметь определять последовательность событий

Текущий, фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.



36

Логически – поисковые задачи

Решение логических задач

Уметь решать задачи повышенной сложности

Текущий, фронтальный опрос

Cтроить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения. Сотрудничать с товарищами


37

Тренировка внимания учащихся

Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости.

Уметь: определять последовательность событий

Текущий, фронтальный опрос

Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы.



38

Логические задачи на развитие аналитических

способностей и способностей рассуждать

Формирование основных мыслительных операций

Уметь решать задачи повышенной сложности

Текущий, фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


39

Тренировка слуховой памяти

Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

Текущий, фронтальный опрос

Cтроить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения


40

Тренировка зрительной памяти

Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

Текущий, фронтальный опрос

Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы.



41

Логически – поисковые задачи.

Решение логических задач

Уметь решать задачи повышенной сложности

Текущий, фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


42

Поиск закономерностей.

Упражнения на формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное.

Уметь классифицировать явления, предметы

Практическая работа

Cтроить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения Планировать свои действия в соответствии

с учебными задачами


43

Развитие быстроты реакции

Тренировочные упражнения на развитие быстроты реакции.

Уметь работать по предложенному плану

Текущий, фронтальный опрос

Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы.



44

Развитие концентрации внимания.

Тренировочные упражнения на развитие концентрации внимания.

Уметь определять последовательность событий

Текущий, фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


45

Тренировка внимания. Коррегирующая гимнастика для глаз.

Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Уметь выявлять закономерности и проводить аналогии

Практическая работа

Планировать свои действия в соответствии

с учебными задачами


46

Тренировка слуховой памяти

Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

Текущий, фронтальный опрос

Осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.


47

Тренировка зрительной памяти. Веселая переменка.

Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

Текущий, фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


48

Поиск закономерностей

Упражнения на формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное.

Уметь классифицировать явления, предметы

Текущий, фронтальный опрос

Выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные

признаки


49

Совершенствование воображения.

Упражнения по совершенствованию воображения

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей

Текущий, фронтальный опрос

Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы.



50

Ребусы

Логические игры

Уметь выявлять функциональные отношения между понятиями

Текущий, фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


51

Многоугольники.

Геометрические фигуры

Уметь называть многоугольники.

Практическая работа

Планировать свои действия в соответствии

с учебными задачами Сотрудничать с товарищами при работе в паре.


52

Многогранники.

Геометрические фигуры

Уметь называть многоугольники.

Практическая работа

Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы.



53

Развитие быстроты реакции.

Тренировочные упражнения на развитие быстроты реакции.


Уметь работать по предложенному плану

Текущий, фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


54

Логически – поисковые задания.

Решение логических задач

Уметь решать задачи повышенной сложности

Текущий, фронтальный опрос

Планировать свои действия в соответствии

с учебными задачами. Сотрудничать с товарищами при работе в паре.


55

Развитие концентрации внимания.

Тренировочные упражнения на развитие концентрации внимания.

Уметь определять последовательность событий

Текущий, фронтальный опрос

Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы.


56

Тренировка внимания.

Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости.

Уметь выявлять закономерности и проводить аналогии

Текущий, фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


57

Веселая переменка

Дидактические игры

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

Практическая работа

Планировать свои действия в соответствии

с учебными задачами


58

Тренировка слуховой памяти.

Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

Текущий, фронтальный опрос

Планировать свои действия в соответствии

с учебными задачами


59

Тренировка зрительной памяти.

Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

Текущий, фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


60

Поиск закономерностей

Упражнения на формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное.

Уметь классифицировать явления, предметы

Текущий, фронтальный опрос

Планировать свои действия в соответствии

с учебными задачами


61

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Упражнения на формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное

Уметь решать задачи повышенной сложности

Текущий, фронтальный опрос

Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы.



62

Совершенствование воображения.

Упражнения по совершенствованию воображения

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей

Текущий, фронтальный опрос

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


63

Ребусы

Логические игры

Уметь решать задачи на смекалку.

Текущий, фронтальный опрос

Планировать свои действия в соответствии

с учебными задачами


64

Многоугольники

Геометрические фигуры

Уметь называть и различать геометрические фигуры

Практическая работа

Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы.



65

Многогранники

Геометрические фигуры

Уметь называть и различать геометрические фигуры

Практическая работа

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами


66

Развитие быстроты реакции.

Тренировочные упражнения на развитие быстроты реакции.


Уметь работать по предложенному плану

Текущий, фронтальный опрос

Сотрудничать с товарищами при работе в паре.


67

Логически – поисковые задания

Решение заданий повышенной трудности

Уметь решать логические задачи

Текущий, фронтальный опрос

Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы.



68

Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в конце учебного года

Определение исходного уровня развития учащихся

Уметь определять последовательность событий

Тест

Сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия.

Сотрудничать с товарищами






9


Пояснительная записка

Клуб «Интеллект»

2 класс


1. Роль и место дисциплины

Главная задача обучения детей — это достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включает детей в постоянную поисковую деятельность. Такой систематический курс как «Клуб «Интеллект» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче.

Появление данного курса связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;

  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;

  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика

2. Адресат

Программа адресована учащимся вторых классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по математике, Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

4. Цели и задачи

Цель: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументированно доказывать свою точку зрения;

4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

5. Специфика программы

Рассматриваемый курс предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий. Основные особенности курса: ориентация на развитие духовного потенциала личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предмету; связь с практикой, реальными проблемами окружающего мира; реализация преемственности содержания между дошкольной подготовкой, начальной и средней школой; формирование стиля мышления, необходимого для успешного использования электронных средств.

Описание ценностных ориентиров содержания курса.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

В основе методического аппарата курса лежит проблемно – диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у обучающихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

Общим для дидактической образовательной системы являются дидактические принципы: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостного представления о мире, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества.

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами.

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повто­ряются;

3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

6. Основные содержательные линии курса

Основные содержательные линии курса представлены в программе со­держательными блоками «Развитие восприятия», «Развитие памяти», «Развитие внимания», «Развитие мышления», «Развитие речи».

7. Структура программы

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

8. Требования к результатам

Личностными результатами  во 2-м классе является формирование следующих умений:

·  Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

·  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Информатика, логика, математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

·  Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

·  Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

·  Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

·  Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

·  Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

·  Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

·  Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

·  Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

·  Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

·  Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

·  Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельныевыводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

·  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

·  Слушать и понимать речь других.

·  Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

·  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

·  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения являются формирование следующих умений.

Учащиеся должны уметь:

·  делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;

·  делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;

·  находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;

·  называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;

·  точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;

·  уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

·  узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

·  узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

·  решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

·  составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

·  заполнять магические квадраты размером 3×3;

·  находить число перестановок не более чем из трёх элементов;

·  находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

·  находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;

·  проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

·  объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;

·  решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

·  уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса

9. Формы организации учебного процесса

Занятия, направленные на  составление  задач, состоящие  из трёх этапов:

  • Вводная часть (задачи-шутки, викторины, ребусы, загадки, шифровки, головоломки)

  • Основная  часть (знакомство с приёмами составления задач)

  • Заключительная часть  (самостоятельная, творческая работа учащихся)

 - конкурсы знатоков;

- игровые занятия;

- КВН.

- игра- соревнование.    

В практике работы используются следующие формы:

-индивидуальные и групповые;

-практические и теоретические;

-беседы;

-игры;

-знакомство с  литературой;

 Некоторые математические  игры   и   задания   могут   принимать   форму   состязаний,   соревнований   между  командами.  

10. Итоговый контроль

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся;

  • контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

11. Объем и сроки изучения

На изучение математики отво­дится 2 часа в неделю, всего – 68 часов.

12. Литература

1. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 3 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2012.

2. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.
3.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб, 2010.
4..Белякова О. И. Занятия математического кружка. 2 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2010
10.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
11.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал





Тематическое планирование



Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика
деятельности учащихся

Развитие восприятия


Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года. Совершенствование воображения. Многоугольники. Многогранники. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос.

Осознавать свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные.

Выявлять правило (закономерность), по которому изменяются признаки предметов (цвет, форма, размер и др.) в ряду и столбце.

Выбирать предметы для продолжения ряда

по тому же правилу.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур и геометрических тел.

Описывать свойства геометрических фигур и геометрических тел.

Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических фигур и геометрических тел

Развитие памяти

Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Тренировка слуховой памяти.

Тренировка зрительной памяти.

Поиск закономерностей.

Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Овладевать приемами анализа и синтеза объекта и его свойств.

Ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Выводить следствия из определения понятия.

Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических действий.

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач.

Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Выполнять вычисления по алгоритмам, заданным простейшими блок-схемами.

Развитие внимания

Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания учащихся. Коррегирующая гимнастика для глаз.

Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Выполнять сбор и обобщение информации в несложных случаях.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

Развитие мышления

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Логически – поисковые задачи.

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. Ребусы.

Упражнения на формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное.

Находить и выбирать алгоритм решения занимательной или нестандартной задачи.

Действовать по самостоятельно составленному алгоритму решения занимательной или нестандартной задачи.

Самостоятельно создавать и использовать вспомогательные модели для решения занимательных или нестандартных задач (например, находить решение логических задач с помощью графов и таблиц истинности, задач на переливания и переправы – с помощью таблиц, задач на взвешивание – с помощью алгоритмов, представленных в виде блок-схем и т.д.).

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки.

Обнаруживать и устранять ошибки логического характера при анализе решения занимательной или нестандартной задачи.

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству).

Развитие речи

Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Логически – поисковые задачи.

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Упражнения на формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное.

Давать название группе однородных предметов; лишний предмет в группе однородных; называть отличительные признаки предметов в группе с общим названием; сравнивать группы предметов по количеству; ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы.

Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ».

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Рабочая программа "Клуб "Интеллект" 2 класс
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа внеурочной деятельности на основе примерной программы по математике, Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Программа адресована учащимся вторых  классов общеобразовательных школ. На изучение математики отво­дится 2 часа в неделю, всего – 68 часов.

Цель: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.

Основные содержательные линии курса представлены в программе со­держательными блоками   «Развитие восприятия», «Развитие памяти», «Развитие внимания», «Развитие мышления»,  «Развитие речи».

 

Автор Шпилевая Наталия Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 402
Номер материала 33189
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓