Муниципальное Казённое общеобразовательное учреждение
Пуштулимская средняя общеобразовательная школа.
«Принято»
на
«Утверждаю»
заседании РМО директор
МКОУ ПСОШ
_____________________
_____________________
Протокол № ____ от приказ
№ _______ от
«___» ___________ 20 __
г. «___» _____________ 20
___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «ИЗО»
7 класс
Уровень базовый
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса
создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное
искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание,
М. Просвещение 2010. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. Искусство вокруг нас:
учебник для 7 класса. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Данная
рабочая программа рассчитана на 35 часов в год,(1 час в неделю).
Составитель: Гусельников Игорь Петрович,
учитель первой квалификационной категории
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса
создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное
искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание,
М. Просвещение 2010 г. Срок реализации программы 2014 – 2015 учебный
год.
Рабочая
программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Рабочая программа по изобразительному
искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:
пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса;
требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического
обеспечения, календарно-тематическое планирование.
«Изобразительное искусство и художественный труд»
является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные
виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн,
народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства.
Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в
контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх
основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных
искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности
являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на
следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура;
конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные
искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при
создании любого произведения искусства и поэтому является основой для
интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по
принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной
деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует
внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека,
на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство и художественный
труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот
фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие
потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе
является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него
качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и
культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы
состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в
коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу
программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в
повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого
ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы
дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из
окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми
программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства
становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека,
способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это
является залогом развития способности сопереживания.
Систематическое освоение художественного наследия
помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение
отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего
курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры,
скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое
и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание
художественной культуры своего народа.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в
художественную культуру
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности и неспешности освоения материала
каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения
художественного опыта условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления,
художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по
схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в
общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как
неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной
поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации,
накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
Программа является интегрированным курсом, включающим
в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и
оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то
же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1
учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю.
При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без
сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного
восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.
Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться
к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный
труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического
творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к
уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с
учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является
необходимым условием формированием личности ребёнка.
Учебно-тематический план.
Рабочая программа
рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание
|
Кол-во часов
|
Изображение фигуры
человека и образ человека
|
10
|
Поэзия повседневности
|
7
|
Великие тем жизни
|
10
|
Реальность жизни и художественный образ
|
9
|
Всего
|
35
|
Темы, изучаемые в VII классе, являются прямым продолжением
учебного материала VI класса и посвящены основам
изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного
единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы
учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и
ступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка
изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений
ценностного понимания и видения мира.
Основное
внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и
соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности
композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его
метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими
картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
Здесь можно показать культуростроительную роль искусства, роль искусства в
понимании людьми образа своего прошлого, место искусства в развитии
особого характера и самосознания
народа и образных его представлениях о жизни народов мира.
Определенное место в программе отведено
знакомству с проблемами художественной жизни XX века, с множественностью одновременных и очень разных
процессов в искусстве.
Принцип «от жизни – через искусство –
к жизни» способствует развитию творческой наблюдательности за окружающей
реальностью, развивает самосознание и интерес к жизни других людей, поднимает
содержательное значение каждого момента в жизни человека, вводит его
собственное бытие в контексты культуры.
Проблема «слово и изображение»
затрагивается через знакомство с особенностями художественной иллюстрации.
Наиболее глубоко она раскрывается через библейские темы в изобразительном
искусстве.
Итоговая художественно-практическая
работа учащихся может осуществляться в форме художественно-творческих проектов
с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной
деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в
жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий
исследовательские и созидательные интересы учащихся.
Художественно – творческие проекты.
Для завершения материала по
изобразительному искусству возможен метод творческих проектов, когда группа
учеников или один ученик выбирают и утверждают тему и работают над ней в
течение четверти, получая на занятиях консультации от педагога и защищая
впоследствии завершенный проект. Это могут быть как художественные композиции в
разных материалах, так и подготовленный альбом (презентация) с материалом на
определенную тему по изобразительному искусству. Варианты тем для творческого
проекта: «Жизнь в моем городе столетие назад», «Иллюстрации к любимому
литературному произведению» и т. п.
Этапы работы над проектом: замысел,
эскизы, обсуждение идеи проекта, сбор материала, развитие идеи и уточнение
эскизов, исполнение проекта. Работа может готовиться дома. Материал – по выбору
учащихся в соответствии с содержанием проекта.
Содержание тем учебного курса.
VII КЛАСС
I ЧЕТВЕРТЬ
ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
Тема. Изображение фигуры человека в
истории искусства.
Изображение человека в древних
культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней
Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.
Тема. Пропорции и строение фигуры
человека.
Конструкция фигуры человека и
основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их
индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека.
Тема. Лепка фигуры человека.
Изображение фигуры человека в истории
скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение
человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре
Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело.
Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в
искусстве конца XIX – начала XX века.
Тема. Набросок фигуры человека с
натуры.
Набросок как вид рисунка, особенности
и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь,
выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды
на фигуре человека.
Тема: «Портрет современника».
Формировать практические навыки в
изображении фигуры человека; повторить и обобщить материал по теме «Портрет»:
создание образа в портрете, предметное окружение, цветовое решение; развивать
ассоциативно-образное мышление и творческую активность, умение следовать
замыслу.
Тема. Понимание красоты человека в
европейском и русском искусстве.
Проявление внутреннего мира человека
в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый –
понимание красоты человека в античном искусстве; второй – духовная красота в
искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом
искусстве Европы.
Драматический образ человека в
европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку
и воспевание его духовной силы.
Интерес к жизни конкретного человека,
значение индивидуального образа, высокое значение индивидуальной жизни. Потеря
высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века. Беседа о восприятии произведений
искусства.
II ЧЕТВЕРТЬ
ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Материал четверти посвящен бытовому
жанру в изобразительном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском
искусстве Нового времени, однако изображение бытовых занятий присутствует в
искусстве на всех этапах его истории и создает для вас возможность представить
жизнь разных народов в их культурах.
Учащиеся должны осознать, что в
произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий
людей художник способен раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом
мире.
Материал четверти включает в себя
последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие
наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирование навыков
композиционного мышления учащихся.
Тема. Изобразительное искусство
России 18 – 19 веков. Стили и направления.
Темы и содержание
изобразительного искусства в России в 18 – 19 веке, изменения связанные с
историческими событиями; представления о ценностях жизни в изображении
повседневности и истории; основных стили и направления в изоискусстве данного
культурного периода; знаменитые художники и их творения;
Тема. Тематическая картина. Бытовой
жанр.
Понятие «жанр» в системе жанров
изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность
границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и
тематическое богатство внутри их.
Появление и развитие интереса к
повседневному бытию человека в европейском искусстве. Развитие интереса к
индивидуальной жизни человека. Радости и горести в повседневной жизни.
Любование жизнью и сострадание человеку. Бытовой жанр в искусстве
импрессионистов и в искусстве передвижников. Беседа о восприятии произведений
искусства.
Тема. Тема, сюжет и содержание в
картине.
Понятие сюжета, темы и содержания в
произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием.
Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим
сюжетом.
Тема. Жизнь каждого дня – большая
тема в искусстве.
Произведения искусства на темы будней
и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни.
Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к
человеку, к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника. Умение
видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть
наблюдательным.
Тема. Жизнь в моем городе
(историческая тема в бытовом жанре).
Бытовые сюжеты на темы жизни в
прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный
художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.
Тема. Праздник и карнавал в
изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Сюжеты праздника в изобразительном
искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального
характера. Праздник – это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал,
маскарад, т. е. превращение обычного в необычное.
III ЧЕТВЕРТЬ
ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ
Тема. Великие исторические события в
русском и зарубежном искусстве.
Живопись монументальная и станковая.
Монументальные росписи – фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Появление
станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей;
обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Исторический и
мифологический жанры в искусстве XVII века. Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного
искусства.
Тема. Тематическая картина в русском
искусстве XIX века.
Значение изобразительной станковой
картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в
искусстве России. Картина – философское размышление. Понимание роли живописной
картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание
современности. Правда жизни и правда искусства.
Беседа о великих русских живописцах XIX столетия (выбор произведений для
более углубленного рассмотрения – за учителем).
Тема. Процесс работы над тематической
картиной.
Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы –
поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала;
подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие
изобразительной
метафоры. Реальность жизни и
художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема
правдоподобия и условности в изобразительном искусстве. Беседа.
Тема. Тема Великой Отечественной
войны в станковом искусстве России.
Художник – творец – гражданин.
Воплощение в искусстве героического подвига народа, формирование исторической
памяти и самосознания; вариативность решения темы; батальный жанр в станковой
картине. Воспитывать гордость за проявленный героизм и мужество русского народа
в годы лихолетья, развивать отзывчивость при восприятии художественных
произведений, учить высказывать впечатления.
Тема. Монументальная скульптура и
образ истории народа. Мемориальные ансамбли.
Роль монументальных памятников в
формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические
образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.
Тема. Вечные темы в русском и
зарубежном искусстве. Библейские сюжеты
Познакомить с произведениями
изоискусства на библейские темы, особенностями языка изображения; формировать
зрительские умения, воспитывать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную
отзывчивость
Тема. Личность художника и мир его
времени в произведениях искусства.
Беседа. Соотношение всеобщего и
личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и
оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая
индивидуальность художника. Великие художники в истории искусства и их
произведения. Целостный образ творчества (два, три художника)
IV ЧЕТВЕРТЬ
РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Художественно-творческие проекты.
Темы для практической художественной
работы в форме проектной деятельности (коллективно по группам или
индивидуально): «Жизнь в моем городе (селе) столетие назад», «Иллюстрации к
любимому литературному произведению». Это также может быть альбом по истории
искусства на определенную тему.
Выражение идеи; замысел, эскизы.
Обсуждение идеи проекта, замысел, эскизы, сбор материала, развитие идеи,
уточнение эскизов и исполнение проекта. Работа может быть подготовлена
учащимися дома.
Материал: по выбору учащихся в
соответствии с содержанием проекта.
Тема. Искусство иллюстрации. Слово и
изображение.
Слово и изображение. Искусства
временные и пространственные. Видимая сторона реальности, зримый художественный
образ. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.
Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность
иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора,
настроение и атмосферу произведения. А также своеобразие понимания его
личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы
книги.
Тема. Конструктивное и декоративное
начало в изобразительном искусстве. Сказочно-былинный жанр.
Закрепить представление о композиции,
зрительной и смысловой целостности, сформировать представление о
сказочно-былинном жанре на примере творчества В.Васнецова и И.Билибина,
М.Врубеля.
Конструктивное начало – организующее начало в
изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности в
пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и
смысловая организация пространства картины. Изобразительность как выражение
чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное
познание. Декоративное значение произведений изобразительного искусства и
декоративность как свойство и средство выразительности в произведении
изобразительного искусства.
Тема. Зрительские умения и их
значение для современного человека.
Язык искусства и средства
выразительности. Понятие «художественный образ».
Разные уровни понимания произведения
изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень
эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника
о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.
Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении
искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства.
Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение
построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства –
звенья культурной цепи.
Тема. История искусства и история
человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Историко – художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное
выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй
искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и
изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический
стиль
средневековой Европы, стиль
мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн.
Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение
художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Однако
направление не становится общей нормой художественной культуры своего времени.
Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры
художественных направлений XX века.
Тема. Место и роль картины в
искусстве XX века.
Множественность направлений и языков
изображения в искусстве XX века. Искусство светлой
мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм
изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя,
несозерцательность, метафоризм (П. Пикассо. Герника; Р. Гуттузо; Ири и Тосико
Маруки. Серия панно «Хиросима»). Сюрреализм Сальвадора Дали. Искусство плаката
и плакатность в изобразительном искусстве. Активное конструирование
художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX века. Трагические темы в искусстве
середины века. Драматизм истории и личностные переживания человека в искусстве
российских художников. Драматический лиризм. Возрастание личностной позиции
художника во второй половине XX века.
Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.
Множественность изобразительных языков в российском искусстве второй половины XX века (В. Попков, Д. Жилинский, Б.
Неменский, Н. Нестерова, Т. Назаренко и другие по выбору учителя). Беседа и
дискуссия о современном искусстве.
Тема. Крупнейшие музеи
изобразительного искусства и их роль в культуре.
Музеи мира: Третьяковская галерея в
Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт – Петербурге, Музей изобразительных
искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых
мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью – Йорке. Каждый музей
имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные
музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о
ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль
Третьяковской галереи в становлении особого лица русской живописи). Знания о
российских музеях должны быть дополнены знакомством с музеями местного
значения. Список зарубежных музеев может быть изменен и дополнен.
Главным содержанием - должно стать
представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, о
высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в
общении с искусством.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Этапы оценивания детского рисунка:
Ø как
решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между
собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
Ø характер
формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной
действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее
характерное;
Ø качество
конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как
связаны детали предмета между собой и с общей формой;
Ø владение
техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок
в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
Ø общее
впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии
оценивания знаний и умений
Оценка «5»
- поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа
выразительна интересна.
Оценка «4»-
поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не
имеет грубых ошибок.
Оценка «3»-
поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно
обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»-
поставленные задачи не выполнены
Практические занятия
Программа
«Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального
практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой
деятельности.
Программа рассчитана
на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:
практических работ - 30; обобщающих работ (уроки контроля)- 4.
ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методическое обеспечение
Федеральный компонент государственного
стандарта общего образования
Примерные программы по учебным предметам
федерального базисного учебного плана
Программы общеобразовательных учреждений.
Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы,
6-е издание, М. Просвещение 2010.
Инструктивно-методического письма «О преподавании учебного предмета
«Изобразительное искусство» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных
учреждениях Белгородской области».
а) основная литература: Программно-методические материалы.
Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М.
Неменского, 1-9 классы, 6-е издание, М. Просвещение 2010. – 140 Свиридова О. В.
Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М.
Неменского, - 2-е изд., Просвещение, 2008. -223 с.
Бесчастнов Н.П. Графика
пейзажа: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению
подгот. дипломир. специалистов 630200 "Художеств. проектирование изделий
текстил. и лег. пром-сти". - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 302
с.: 32 с. ил. - (Изобразительное искусство).
Бесчастнов Н.П. Портретная
графика: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 368 с.: 32
л. ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 364-365.
Буткевич Л.М. История
орнамента: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных
заведений. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 268 с.: 8 с. ил., ил. - (Изобразительное
искусство). - Библиогр.: с. 267.
Визер В. Живописная
грамота. Основы пейзажа . - СПБ.: Питер, 2006. - 192 с. Визер В.В. Живописная
грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. - СПб.: Питер, 2006. - 192
с.: ил.
Визер В.В. Живописная
грамота: Основы портрета. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.: ил. - Библиогр.: с.
185-187.
Волшебный мир народного творчества:
Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В.
Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с. -
(Преемственность).
Георгиева Т.С.
Русская культура: история и современность: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб.
и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2006
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом
"Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик
школьника).
Изобразительное
искусство. 1-8 классы: Опыт творческой деятельности
школьников. Конспекты уроков / Сост. З.А. Степанчук, О.А. Степанчук, Г.В.
Погорелова и др. - Просвещение, 2009. - 272 с.: ил. - Библиогр.: с. 269.
Изобразительное
искусство. 5-8 классы: Проверочные и контрольные тесты
/ Авт.-сост. О.В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 94 с. - Библиогр.:
с. 92.
Изобразительное
искусство. 7 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского /
Авт.-сост. О.В. Свиридова. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. -
224 с.: ил. - Библиогр.: с. 222.
Изобразительное
искусство. 7 класс: Поурочные планы по программе В.С. Кузина / Авт.-сост.
О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 366 с. - Библиогр.: с. 363-364.
Изобразительное
искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе
Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. -
Волгоград: Учитель, 2008. - 72 с.
Кульневич С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе: Практическое
пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших
педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ч. 2 : Русский язык, чтение,
ИЗО, музыка. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2004. - 176 с. - (Педагогика
нового времени). - Библиогр.: с. 172-173.
Курочкина Н.А. О портретной живописи - детям. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2008. - 112 с.: 24 цв. ил. - Библогр.: с. 104-105.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учебное пособие для
студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 144 с.: ил. - (Изобразительное
искусство). - Библиогр.: с. 144.
Малевич и Матисс: Альбом для работы взрослых с детьми. Учебное пособие / Сост. Н.А.
Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2009. - 32 с.: ил. - (Предшкола нового
поколения).
Мелик-Пашаев
А.А. Художник в каждом ребенке: Цели
и методы художественного образования. Методическое пособие. - М.: Просвещение,
2008. - 176 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр.6 с. 173-174.
Педагогические
технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое
пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П.
Кабковой. - М.: Просвещение, 2009. - 174 с.
Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в
современной школе. - М.: Просвещение, 2006
Продуктивная
деятельность с детьми младшего возраста:
Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов / Авт.-сост. Е.В.
Полозова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. - 138 с. - Библиогр.: с. 131-132.
. - 176 с. - (Библиотека учителя). - Библиогр.: с. 172.
Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры X-XVII вв.-М.: Владос,
2003.
Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII вв.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003.
Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII вв.: рабочая тетрадь.-М.: Владос, 2003.
Рябцев Ю.С., Козленко
С.И. История русской культуры XVII-XIX вв.-М.: Владос, 2003.
Рябцев Ю.С.
История русской культуры XVII-XIX
вв.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003.
Рябцев Ю.С., Козленко
С.И. История русской культуры XX
в.- М.: Владос, 2003.
Рябцев Ю.С.
История русской культуры XX в.: хрестоматия.-М.: Владос,
2003.
Изобразительное
искусство. 5-7 классы: Обучение основам изобразительной грамоты. Конспекты
уроков / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 132 с. -
Библиогр.: с. 131.
Медкова Е.С. Миф и культура. Язык и культура. От импрессионизма к
абстрактной живописи: Программы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.