Главная / ИЗО, МХК / Рабочая программа "ИЗО" 7 класс

Рабочая программа "ИЗО" 7 класс


Муниципальное Казённое общеобразовательное учреждение

Пуштулимская средняя общеобразовательная школа.




«Принято» на «Утверждаю»

заседании РМО директор МКОУ ПСОШ

_____________________ _____________________

Протокол № ____ от приказ № _______ от

«___» ___________ 20 __ г. «___» _____________ 20 ___ г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «ИЗО»

7 класс

Уровень базовый

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. Искусство вокруг нас: учебник для 7 класса. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год,(1 час в неделю).






Составитель: Гусельников Игорь Петрович,

учитель первой квалификационной категории










2014 – 2015 учебный год



Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010 г. Срок реализации программы 2014 – 2015 учебный год.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.


Учебно-тематический план.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

Изображение фигуры человека и образ человека

10

Поэзия повседневности

7

Великие тем жизни

10

Реальность жизни и художественный образ

9

Всего

35


Темы, изучаемые в VII классе, являются прямым продолжением учебного материала VI класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и ступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира.

Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Здесь можно показать культуростроительную роль искусства, роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого, место искусства в развитии


особого характера и самосознания народа и образных его представлениях о жизни народов мира.

Определенное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни XX века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

Принцип «от жизни – через искусство – к жизни» способствует развитию творческой наблюдательности за окружающей реальностью, развивает самосознание и интерес к жизни других людей, поднимает содержательное значение каждого момента в жизни человека, вводит его собственное бытие в контексты культуры.

Проблема «слово и изображение» затрагивается через знакомство с особенностями художественной иллюстрации. Наиболее глубоко она раскрывается через библейские темы в изобразительном искусстве.

Итоговая художественно-практическая работа учащихся может осуществляться в форме художественно-творческих проектов с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся.

Художественно – творческие проекты.

Для завершения материала по изобразительному искусству возможен метод творческих проектов, когда группа учеников или один ученик выбирают и утверждают тему и работают над ней в течение четверти, получая на занятиях консультации от педагога и защищая впоследствии завершенный проект. Это могут быть как художественные композиции в разных материалах, так и подготовленный альбом (презентация) с материалом на определенную тему по изобразительному искусству. Варианты тем для творческого проекта: «Жизнь в моем городе столетие назад», «Иллюстрации к любимому литературному произведению» и т. п.

Этапы работы над проектом: замысел, эскизы, обсуждение идеи проекта, сбор материала, развитие идеи и уточнение эскизов, исполнение проекта. Работа может готовиться дома. Материал – по выбору учащихся в соответствии с содержанием проекта.

Содержание тем учебного курса.


VII КЛАСС


I ЧЕТВЕРТЬ

ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА


Тема. Изображение фигуры человека в истории искусства.

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Тема. Пропорции и строение фигуры человека.

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека.

Тема. Лепка фигуры человека.

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX – начала XX века.

Тема. Набросок фигуры человека с натуры.

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Тема: «Портрет современника».

Формировать практические навыки в изображении фигуры человека; повторить и обобщить материал по теме «Портрет»: создание образа в портрете, предметное окружение, цветовое решение; развивать ассоциативно-образное мышление и творческую активность, умение следовать замыслу.

Тема. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый – понимание красоты человека в античном искусстве; второй – духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.

Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.

Интерес к жизни конкретного человека, значение индивидуального образа, высокое значение индивидуальной жизни. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века. Беседа о восприятии произведений искусства.



II ЧЕТВЕРТЬ

ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ


Материал четверти посвящен бытовому жанру в изобразительном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском искусстве Нового времени, однако изображение бытовых занятий присутствует в искусстве на всех этапах его истории и создает для вас возможность представить жизнь разных народов в их культурах.

Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий людей художник способен раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.

Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирование навыков композиционного мышления учащихся.


Тема. Изобразительное искусство России 18 – 19 веков. Стили и направления.

Темы и содержание изобразительного искусства в России в 18 – 19 веке, изменения связанные с историческими событиями; представления о ценностях жизни в изображении повседневности и истории; основных стили и направления в изоискусстве данного культурного периода; знаменитые художники и их творения;

Тема. Тематическая картина. Бытовой жанр.

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их.

Появление и развитие интереса к повседневному бытию человека в европейском искусстве. Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание человеку. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников. Беседа о восприятии произведений искусства.

Тема. Тема, сюжет и содержание в картине.

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.


Тема. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.

Тема. Жизнь в моем городе (историческая тема в бытовом жанре).

Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.

Тема. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т. е. превращение обычного в необычное.


III ЧЕТВЕРТЬ

ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ

Тема. Великие исторические события в русском и зарубежном искусстве.

Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей; обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века. Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства.

Тема. Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства.

Беседа о великих русских живописцах XIX столетия (выбор произведений для более углубленного рассмотрения – за учителем).

Тема. Процесс работы над тематической картиной.

Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной


метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве. Беседа.

Тема. Тема Великой Отечественной войны в станковом искусстве России.

Художник – творец – гражданин. Воплощение в искусстве героического подвига народа, формирование исторической памяти и самосознания; вариативность решения темы; батальный жанр в станковой картине. Воспитывать гордость за проявленный героизм и мужество русского народа в годы лихолетья, развивать отзывчивость при восприятии художественных произведений, учить высказывать впечатления.

Тема. Монументальная скульптура и образ истории народа. Мемориальные ансамбли.

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.

Тема. Вечные темы в русском и зарубежном искусстве. Библейские сюжеты

Познакомить с произведениями изоискусства на библейские темы, особенностями языка изображения; формировать зрительские умения, воспитывать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость

Тема. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

Беседа. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Великие художники в истории искусства и их произведения. Целостный образ творчества (два, три художника)


IV ЧЕТВЕРТЬ

РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Художественно-творческие проекты.

Темы для практической художественной работы в форме проектной деятельности (коллективно по группам или индивидуально): «Жизнь в моем городе (селе) столетие назад», «Иллюстрации к любимому литературному произведению». Это также может быть альбом по истории искусства на определенную тему.

Выражение идеи; замысел, эскизы. Обсуждение идеи проекта, замысел, эскизы, сбор материала, развитие идеи, уточнение эскизов и исполнение проекта. Работа может быть подготовлена учащимися дома.

Материал: по выбору учащихся в соответствии с содержанием проекта.


Тема. Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Видимая сторона реальности, зримый художественный образ. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения. А также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.

Тема. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Сказочно-былинный жанр.

Закрепить представление о композиции, зрительной и смысловой целостности, сформировать представление о сказочно-былинном жанре на примере творчества В.Васнецова и И.Билибина, М.Врубеля.

Конструктивное начало – организующее начало в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание. Декоративное значение произведений изобразительного искусства и декоративность как свойство и средство выразительности в произведении изобразительного искусства.

Тема. Зрительские умения и их значение для современного человека.

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».

Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно. Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства. Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства – звенья культурной цепи.

Тема. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

Историко – художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль

средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн. Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Однако направление не становится общей нормой художественной культуры своего времени. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений XX века.

Тема. Место и роль картины в искусстве XX века.

Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм (П. Пикассо. Герника; Р. Гуттузо; Ири и Тосико Маруки. Серия панно «Хиросима»). Сюрреализм Сальвадора Дали. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве. Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX века. Трагические темы в искусстве середины века. Драматизм истории и личностные переживания человека в искусстве российских художников. Драматический лиризм. Возрастание личностной позиции художника во второй половине XX века. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека. Множественность изобразительных языков в российском искусстве второй половины XX века (В. Попков, Д. Жилинский, Б. Неменский, Н. Нестерова, Т. Назаренко и другие по выбору учителя). Беседа и дискуссия о современном искусстве.

Тема. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт – Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью – Йорке. Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи в становлении особого лица русской живописи). Знания о российских музеях должны быть дополнены знакомством с музеями местного значения. Список зарубежных музеев может быть изменен и дополнен.

Главным содержанием - должно стать представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством.


Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Этапы оценивания детского рисунка:

  • как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

  • характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

  • качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

  • владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

  • общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены



Практические занятия

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 30; обобщающих работ (уроки контроля)- 4.


Календарно-тематический план


№ п/п

Тема урока

Кол-во ча­сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА (10 часов)

1

Изображение фигу­ры человека и образ человека в истории искусств

1

Изуче­ние но­вого ма­териала


Формирование нравствен­но-эстетической отзывчи­вости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве



Знать:

- о жанровой системе в изобра­
зительном искусстве и ее значе­
нии для анализа развития исто­
рии искусств;

- роли и истории тематической
картины в изобразительном ис­
кусстве и ее жанровых видах;

- процессе работы художника
над картиной, о роли эскизов
и этюдов.

Уметь:

- изображать пропорции челове­
ка с натуры и по представлению;

- владеть материалами живопи­
си, графики, лепки в соответст­
вии с программными требова­
ниями

Изображение древних людей



2

Пропорции и строе­ние фигуры челове­ка

1

Зарисовки схем фигу­ры человека в движе­нии



3

Пропорции и строе­ние фигуры челове­ка

1



4

Лепка фигуры че­ловека

1

Формирование понимания общественного назначе­ния искусства как средст­ва отражения познания окружающего мира



Лепка фигуры челове­ка в движении из пла­стилина. Наброски с натуры фигуры уче­ника





5

Лепка фигуры че­ловека

1



6

Наброски фигуры человека с натуры

1



7

Наброски фигуры человека с натуры

1



8

Понимание красоты человека в европей­ском и русском ис­кусстве

1

Значение понятий:

- пропорции фигуры че­
ловека;

- строение фигуры чело­
века;

- красота движения фигу­
ры человека

Портреты литератур­ных героев



9

Понимание красоты человека в европей­ском и русском ис­кусстве

1



10

Обобщение темы четверти

1

Обобще­ние и система­тизация знаний

Выставка и обсужде­ние рисунков уча­щихся



Р а з д е л 2. ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (7 часов)

11

Поэзия повседнев­ной жизни в искус­стве разных наро­дов

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с работой скульптора

Знать:

- о композиции, особенностях
построения произведгния искус­
ства;

- роли формата;

- выразительном значении раз­
мера произведения

Композиции сюжетов из истории Древней Греции или Древнего Рима. Беседа «Быто­вой жанр в искусстве передвижников и им­прессионистов»



12

Тематическая кар­тина. Бытовой и исторический жанры

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с выдаю­щимися скульпторами (Мирон, Лисипп, Мике-ланджело, Роден, Мухина)

Знать:

- о поэтической красоте повсе­
дневности;

- роли искусства в жизни чело­
века;

- роли художественных образов
в понимании вечных тем жизни.
Развивать навыки наблюда­
тельности, способности образно­
го видения.

Уметь:

- строить тематические компо­
зиции;

- осуществлять поиски и спосо­
бы выражения выбранной темы

Композиция по теме «Завтрак» или «На уроке»



13

Сюжет и содержа­ние в картине

1

Изуче­ние но­вого ма­териала, повторе­ние

Ознакомление с сюжетной композицией


Знать:

- о поэтической красоте повсе­
дневности;

- роли искусства в жизни чело­
века;

- роли художественных образов
в понимании вечных тем жизни.
Развивать навыки наблюда­
тельности, способности образно­
го видения.

Уметь:

- строить тематические компо­
зиции;

- осуществлять поиски и спосо­
бы выражения выбранной темы









14

Сюжет и содержа­ние в картине

1

Изуче­ние но­вого ма­териала, повторе­ние

Ознакомление с сюжетной композицией




15

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве

1

Изуче­ние но­вого ма­териала


Ознакомление с представ­лением о ценностях жизни в изобразительном искус­стве разных народов

Рисунок по теме «Продавец цветов»



16

Жизнь в моем горо­де в прошлые века

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с процес­сом работы над сюжетной композицией

Композиция «Жизнь людей в прошлом»



17

Праздник и карна­вал (тема праздника в бытовом жанре)

1


Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с процессом работы над коллажом


Коллективные работы на тему «Новый год» (техника коллажа)



Р а з д е л 3. ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (10 часов)


18

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Изучение нового материа­ла, по­вторение и закреп­ление



Ознакомление с монумен­тальной живописью (фре­ска, мозаика, панно)

Знать:

- о роли искусства в создании
памятников, посвященных исто­
рическим событиям;

- роли конструктивного изобра­
зительного и декоративного на­
чал в живописи, графике,
скульптуре;

- о поэтическом претворении
реальности во всех жанрах изо­
бразительного искусства.
Уметь:

- чутко, активно и эмоционально
воспринимать реальность;

- соотносить собственные пере­
живания с содержанием произ­
ведений изобразительного ис­
кусства, сравнивать произведе­
ния, делать выводы

Беседа о развитии на­выков восприятия произведений изобра­зительного искусства




19

Тематическая кар­тина в русском ис­кусстве XIX века

1

Ознакомление с истори­ческими батальными жан­рами

Композиционные, по­исковые эскизы




20

Процесс работы над тематической картиной

1

Ознакомление с творчест­вом художников бытового и исторического жанров (Репин, Суриков, Брюллов)

Исполнение выбран­ной исторической композиции




21

Процесс работы над тематической картиной

1





22

Библейские темы в изобразительном искусстве

1

Изучение нового материа­ла, по­вторение и обоб­щение

Ознакомление с русской иконописью, композици­ями на библейские темы

Композиции на биб­лейские темы




23

Библейские темы в изобразительном искусстве

1





24

Монументальная скульптура и образ истории народа

1

Ознакомление с творчест­вом художников-мону­менталистов (Э. Фалько-не, И. П. Мартос)

Эскиз памятника, по­священного выбран­ному историческому событию




25

Монументальная скульптура и образ истории народа

1


Ознакомление с творчест­вом художников-мону­менталистов (Э. Фалько-не, И. П. Мартос)


Эскиз памятника, по­священного выбран­ному историческому событию




26

Место и роль кар­тины в искусстве XX века

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя)

Знать творчество выдающихся художников XX века. Уметь различать картины ху­дожников данной эпохи

Выражение в рисунках своих переживаний. Выставка работ, выпол­ненных в III четверти




27

Место и роль кар­тины в искусстве XX века

1


Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя)

Знать творчество выдающихся художников XX века. Уметь различать картины ху­дожников данной эпохи

Выражение в рисунках своих переживаний. Выставка работ, выпол­ненных в III четверти




Р а з д е л 4. РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (8 часов)

28

Художественно-творческие проекты

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Искусство оформления книги

Знать:

- о роли художественной иллю­
страции;

- выдающиеся произведения
изобразительного искусства;

- о роли русской тематической
картины XIX-XX столетий.

Иметь представление:

- об историческом художествен­
ном процессе;

- о роли творческой индивиду­
альности художника;

- сложном, противоречивом и
насыщенном художественными
событиями пути российского и
мирового изобразительного ис­
кусства в XX веке.

Уметь:

- иллюстрировать литературные
произведения;

- показать в работе навыки ди­
зайна;

- анализировать разные по сти­
лю предметы быта, создавать их
эскизы;

- представить реферат (сообще­
ние и т. п.) о любимом художни­
ке, произведении

Исполнение иллюст­раций к выбранному литературному произ­ведению



29

Искусство иллюст­рации. Слово и изо­бражение

1



30

Конструктивное и декоративное начало в изобрази­тельном искусстве

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Представление о работе художника в различных отраслях производства

Конструкции и декор предметов быта



31

Зрительские умения и их значение для современного чело­века

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Представление о зритель­ских умениях

Дизайн моды



32

История искусств и история человече­ства

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Связь искусства с жизнью; взаимопроникновение; взаимодействие; отраже­ние истории человечества в искусстве

Анализ и эскизы предметов быта (принадлежность их стилю)



33

Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрес­сионизм и реализм)

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Представление о стилях и направлениях в искусстве

Изображение предме­тов быта в импрессио­низме и реализме



34

Личность художни­ка и мир его времени

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с творчест­вом выдающихся худож­ников, отражающих эпо­ху, мир своего времени

Произведения, выбранные для беседы о художниках



35

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1

Урок-выставка

Ознакомление с хранили­щами мирового искусства

Путешествие в музеи мира





Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 7 класса.


Учащиеся должны знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов. Мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, а также местные промыслы);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);

-различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.искусства (художественное нениясовременные виды декоративно-прикладногоимер, Древнего Египта, Древней Греции, Средневековой Евр



ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методическое обеспечение

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана

Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 6-е издание, М. Просвещение 2010.

Инструктивно-методического письма «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

а) основная литература: Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 6-е издание, М. Просвещение 2010. – 140 Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, - 2-е изд., Просвещение, 2008. -223 с.

Бесчастнов Н.П.    Графика пейзажа: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов 630200 "Художеств. проектирование изделий текстил. и лег. пром-сти". - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 302 с.: 32 с. ил. - (Изобразительное искусство).

Бесчастнов Н.П.    Портретная графика: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 368 с.: 32 л. ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 364-365.

Буткевич Л.М.    История орнамента: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 268 с.: 8 с. ил., ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 267.

Визер В.    Живописная грамота. Основы пейзажа . - СПБ.: Питер, 2006. - 192 с. Визер В.В.    Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. - СПб.: Питер, 2006. - 192 с.: ил.

Визер В.В.    Живописная грамота: Основы портрета. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.: ил. - Библиогр.: с. 185-187.

 Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с. - (Преемственность).

Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2006

Жемчугова П.П.    Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).

Изобразительное искусство. 1-8 классы: Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков / Сост. З.А. Степанчук, О.А. Степанчук, Г.В. Погорелова и др. - Просвещение, 2009. - 272 с.: ил. - Библиогр.: с. 269.

Изобразительное искусство. 5-8 классы: Проверочные и контрольные тесты / Авт.-сост. О.В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 94 с. - Библиогр.: с. 92.

 Изобразительное искусство. 7 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Свиридова. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 224 с.: ил. - Библиогр.: с. 222.

   Изобразительное искусство. 7 класс: Поурочные планы по программе В.С. Кузина / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 366 с. - Библиогр.: с. 363-364.

   Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 72 с.

Кульневич С.В.    Нетрадиционные уроки в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ч. 2 : Русский язык, чтение, ИЗО, музыка. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2004. - 176 с. - (Педагогика нового времени). - Библиогр.: с. 172-173.

Курочкина Н.А.    О портретной живописи - детям. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 112 с.: 24 цв. ил. - Библогр.: с. 104-105.

Логвиненко Г.М.    Декоративная композиция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 144 с.: ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 144.

Малевич и Матисс: Альбом для работы взрослых с детьми. Учебное пособие / Сост. Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2009. - 32 с.: ил. - (Предшкола нового поколения).

Мелик-Пашаев А.А.    Художник в каждом ребенке: Цели и методы художественного образования. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр.6 с. 173-174.

 Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П. Кабковой. - М.: Просвещение, 2009. - 174 с.

Пьянкова Н.И.    Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006

Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов / Авт.-сост. Е.В. Полозова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. - 138 с. - Библиогр.: с. 131-132. . - 176 с. - (Библиотека учителя). - Библиогр.: с. 172.

Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры X-XVII вв.-М.: Владос, 2003.

Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII вв.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003.

Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII вв.: рабочая тетрадь.-М.: Владос, 2003.

Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры XVII-XIX вв.-М.: Владос, 2003.

Рябцев Ю.С. История русской культуры XVII-XIX вв.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003.

Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры XX в.- М.: Владос, 2003.

Рябцев Ю.С. История русской культуры XX в.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003.

 Изобразительное искусство. 5-7 классы: Обучение основам изобразительной грамоты. Конспекты уроков / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 132 с. - Библиогр.: с. 131.

Медкова Е.С.    Миф и культура. Язык и культура. От импрессионизма к абстрактной живописи: Программы. 






Рабочая программа "ИЗО" 7 класс
  • ИЗО, МХК
Описание:

         Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. Искусство вокруг нас: учебник для 7 класса. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.  

 Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год,(1 час в неделю).

 

 

Автор Гусельников Игорь Петрович
Дата добавления 07.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 549
Номер материала 40022
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓