Муниципальное Казённое общеобразовательное учреждение
Пуштулимская средняя общеобразовательная школа.
«Принято»
на
«Утверждаю»
заседании РМО директор
МКОУ ПСОШ
_____________________
_____________________
Протокол № ____ от приказ
№ _______ от
«___» ___________ 20 __
г. «___» _____________ 20
___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «ИЗО»
6 класс
Уровень базовый
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса
создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное
искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание,
М. Просвещение 2010. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. Искусство вокруг нас:
учебник для 6 класса. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008. .
Данная
рабочая программа рассчитана на 35 часов в год,(1 час в неделю).
Составитель: Гусельников Игорь Петрович,
учитель первой квалификационной категории
2014– 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса
создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное
искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М.
Просвещение 2010 г. Срок реализации программы 2014 – 2015 учебный год.
Рабочая программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения черчения, которые определены стандартом.
Рабочая программа по изобразительному
искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:
пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса;
требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического
обеспечения, календарно-тематическое планирование.
«Изобразительное искусство и художественный труд»
является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные
виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн,
народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства.
Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в
контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх
основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных
искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности
являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на
следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура;
конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные
искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при
создании любого произведения искусства и поэтому является основой для
интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по
принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только
на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его
связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство и художественный
труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот
фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие
потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Приоритетной целью художественного образования
в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у
него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и
культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы
состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в
коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу
программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в
повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого
ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы
дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из
окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми
программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства
становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека,
способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это
является залогом развития способности сопереживания.
Систематическое освоение художественного наследия
помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение
отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего
курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры,
скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают
классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет
познание художественной культуры своего народа.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в
художественную культуру
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности и неспешности освоения материала
каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения
художественного опыта условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления,
художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по
схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в
общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как
неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной
поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации,
накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
Программа является интегрированным курсом, включающим
в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и
оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то
же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1
учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю.
При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без
сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного
восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.
Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться
к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный
труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического
творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к
уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с
учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является
необходимым условием формированием личности ребёнка.
Учебно-тематический план.
Рабочая программа
рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание
|
Кол-во часов
|
Понимание красоты
человека
|
8
|
Ценности
повседневной жизни
|
7
|
Великие темы жизни
|
10
|
Искусство
борьбы за общественный идеал
|
10
|
Всего
|
35
|
Содержание тем учебного курса.
Понимание
красоты человека (8 часов)
Человек в живописи, графике, скульптуре(1 час)
Человек – главная тема в искусстве. искусство в художественных образах
отражает представления людей о красоте человека в разные исторические эпохи.
Беседа с показом репродукций и фото.
Выбор тем для изучения. Создание поисковых групп.
Красота фигуры человека в движении (2 часа).
Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и
выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение в искусстве Древнего
Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи
Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о
выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца 19 –
начала 20 века.
Лепка фигуры человека в движении.
Красота согласованности движения людей(1 час).
Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные
для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.
Схема движения фигуры человека.
Вырезание из цветной бумаги силуэтов фигур людей,
создание композиции: «Цирк – гимнасты», «Балет», «Фигуристы».
Учимся рисовать человека с натуры (наброски). (1 час)
Набросок как вид
рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь,
выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
Наброски фигуры
человека с натуры (товарищ по классу).
Тематическая композиция: «Моя будущая профессия» (2
часа).
Человек и его профессия. Человек и окружающая среда. Композиция,
колорит, аксессуары, характер позы как средства раскрытия задуманного образа.
Эскиз к композиции: «Моя будущая профессия».
Обобщение темы четверти(1 час).
Представления школьников о красоте современного человека. Выявление
того, что из представлений прошлых веков входит в наше видение красоты человека
сегодня.
Беседа. Обобщение, итоги четверти.
Ценности
повседневной жизни (7 часов)
Процесс создания картины(1 час).
Каждый день,
прожитый человеком, оставляет в его душе след. Из обычных дней складывается
жизненный опыт людей, поэтому даже незаметные будни представляют для каждого
человека ценность. В чем же красота этой жизни? Картина – взгляд художника на
мир, она отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности.
Процесс создания картины.
Беседа с показом
репродукций.
Процесс работы над станковой картиной: «Мой дом», «Моя
семья», «Моя школа» (2 часа).
Роль сюжета а решении образа. Его отличие от темы и содержания. Картина
– итог длительных размышлений и наблюдений художника. Эскиз и сбор материала –
две стороны процесса поиска образа картины. Роль живописно - пластических
средств в решении образа ( композиция, ритм, свет, форма, цвет и т. д.)
Роль зарисовок с натуры (человек, животные, пейзаж, предметы быта и
др.) в решении художественного замысла картины.
Выполнение композиции. Тема: «Ужин», «Завтрак», «Утро
(вечер) в моем доме», «Чтении письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и др.
Сюжетная композиция: «К звездам», «В походе». (2
часа).
Роль колорита в
раскрытии художественного образа. Значение цвета в выделении смыслового центра.
Передача цветом пространства. Последовательность работы над композицией. Приемы
переноса эскиза на большой лист.
Изображение
сюжетной композиции: «К звездам», «В походе» и др.
Творчество Я. Вермеера(1 час).
Голландия 17 века, расцвет бытового жанра. Изображение бытовых сцен
выделилось в самостоятельный жанр искусства. Вермеер Дельфтский (1632 – 1678) –
голландский живописец, творчество которого раскрывает поэзию и красоту
повседневного быта.
Беседа с показом репродукций.
Творчество А. А. Пластова, И. Е. Репина, П. А.
Федотова(1 час).
Биографии
художников. Их творчество. Профессия художника – огромный труд, полностью
поглощающий его. Ценности
личного видения бытовых сцен.
Беседа о
творчестве художников с показом репродукций картин.
Великие
темы жизни (10 часов)
Художник -
выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени(1 час).
В искусстве
отражается борьба разных представлений о добре и зле, о прекрасном и
безобразном. Станковое искусство – раздумье художника, поиск ответа на
поставленные жизнью проблемы. В любом произведении искусства главное – чувства,
мысли, переживания и отношения художника к разным явлениям жизни.
Беседа с показом
репродукций картин.
Графические серии
на тему: «Нет войне», «Память», «Жди меня» (3 часа).
История возникновения
графических серий. Графические серии – форма активного вхождения художника в
жизнь, его протест против несправедливости, насилия, угнетения.
Выполнение
отпечатков с клише по теме: «Нет войне», «Память» и др.
Творчество В. И.
Сурикова(1 час).
Личность художника,
его отношение к жизни, круг его интересов, основные проблемы его творчества.
Биография художника.
Ценности личного
видения исторических событий. Художник – выразитель чувств и мыслей своего времени.
Труд художника тяжелый, труд и физический, и интеллектуальный.
Беседа с показом
репродукций.
Историческая тема
в живописи. Былины(3 часа).
Отличительные
признаки исторического жанра от других. Портрет, натюрморт, пейзаж - элементы
исторического жанра. Знакомство с понятием «былина», собирательный образ
героев. Выражение идеи, замысел, эскизов. Обсуждение идеи замысла, эскизов,
развитие идеи.
Выполнение
иллюстраций былин.
Библейские сюжеты(1
час).
Вечные темы в
искусстве. Познакомить с понятием – библейский сюжет, библия. Библейские темы в
период Возрождения, XVIII-XIX века.Одна тема библии у разных художников.
Эскиз на
библейский сюжет «Святое семейство», «Поклонение волхвов», «Рождество» и др.
Подведение итогов III
четверти(1 час).
Выставка и обсуждение
лучших работ за 3 четверть. Доклады поисковых групп.
Выставка детских
работ за четверть. Игра «Кто вперед».
Искусство
борьбы за общественный идеал (10 часов)
Плакат(1 час):
Рисунок в плакате(1
час).
Шрифт в плакате(1
час).
Плакат как особый вид
графики. Его специфика и отличие от станковой и книжной графики. Специфика
образного языка плаката: ясность, лаконичность образа, броскость,
декоративность (смысл плаката должен быть понятен с первого взгляда). Роль
текста в плакате, его взаимосвязь с рисунком. Ведущие мастера плаката.
Выполнение плаката
на определенную тему («Нет курению, наркотикам, алкоголизму», «Берегите
природу, памятники архитектуры», «С праздником!»).
Книга по искусству(2часа):
Отличие книжной
графики от других видов графики. Выдающиеся мастера книжной графики. Отличие
книг и альбомов по искусству от других изданий.
Обложка(1 час).
Особая смысловая
нагрузка обложки и суперобложки. Средства выразительности обложки:
лаконичность, декоративность. Обложка и иллюстрация, обложка и плакат. Роль шрифта
на обложке и его взаимосвязь с изображением.
Титул(1 час).
Титул книги – ее
визитная карточка. Отличие титула от обложки и других компонентов книги. Виды
титулов (контртитул, разворотный титул, шмуцтитул), где, в каких книгах они
встречаются; средства выразительности титула, стилевое единство всех
компонентов книги.
Шрифт(1 час).
Шрифт и буквица.
Место шрифта и буквицы в оформлении книги. Размер буквицы, промежутки и
соединения букв. Взаимосвязь шрифта с общим решением листа (с иллюстрацией) в
макете. Буквица, ее роль, расположение на листе, связь с общим замыслом
оформления.
Изготовление из
бумаги книги по искусству.
Экслибрис (1 час).
Экслибрис – из книги.
Знакомство с экслибрисом, назначение экслибриса. Экслибрис – знак владельца
книги, выражение своего – Я. Развитие навыков работы в различных техниках. Выражение
своих интересов через рисунок.
Изготовление
экслибриса для книги по искусству.
Обобщение знаний
за два года (5-6 классы) (1 час).
Беседа. Выставка
лучших работ за 2 года. Доклады поисковых групп. Экскурсии по выставке детских
работ. Вопросы для проверки полученных знаний по станковым видам
изобразительного искусства.
Оформление
выставки детских работ.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Этапы оценивания детского рисунка:
Ø как
решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между
собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
Ø характер
формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной
действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее
характерное;
Ø качество
конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как
связаны детали предмета между собой и с общей формой;
Ø владение
техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок
в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
Ø общее
впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии
оценивания знаний и умений
Оценка «5»
- поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа
выразительна интересна.
Оценка «4»-
поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не
имеет грубых ошибок.
Оценка «3»-
поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно
обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»-
поставленные задачи не выполнены
Практические занятия
Программа
«Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального
практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой
деятельности. Программа рассчитана на 35 ч. в год (1
час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 27;
уроков-бесед – 3; обобщающих работ - 4.
Требования
к уровню подготовки учащихся за курс
изобразительного искусства 6 класса.
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для
анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а,
следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и
ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской
темах в искусстве);
- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа
этой работы, о роли эскизов и этюдов;
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о
композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном
значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении
каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве
художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни
человека, в понимании и ощущении человеком своего бытии и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических
событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании
вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между
людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах
изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли
конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и
скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства
на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве;
понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20
столетий.
Учащиеся должны уметь:
-связывать графическое и цветовое решение с
основным замыслом изображения;
- работать на заданную тему, применяя эскиз и
зарисовки;
- передавать в объемной форме и в рисунке по
наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
- изображать пространство с учетом
наблюдательной перспективы;
- выполнять элементы оформления альбома или
книги по искусству;
- отстаивать свое мнение по поводу
рассматриваемых произведений;
- вести поисковую работу по подбору
репродукций, книг, рассказов об искусстве.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Система уроков
|
Дидактическая модель
обучения
|
Педагогические средства
|
Вид деятельности учащихся
|
Задачи. Планируемый
результат и уровень усвоения
|
Информационно-методическое обеспечение
|
Компетенции
|
Учебно-познавательная
|
Информа-
ционно-
коммуни-
кативная
|
Базовый уровень
|
Продвинутый уровень
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
X
|
9
|
Раздел
1. ПОНИМАНИЕ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА (8 часов)
|
1
|
Представление о красоте человека
в живописи, графике, скульптуре.Лепка фигуры человека
Цель: развивать эмоционально-эстетическое
восприятие действительности, познакомить с разнообразным представлением
людей разных эпох о красоте человека
|
Продуктивная,
объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,
личност-но ориентированная
|
Лекция, вхождение в контекст проблем
ученика, диалог, поступок
|
Индивидуальная,
парная
|
Знать представление людей разных эпох
о красоте человека. Уметь определять людей разных эпох по изображениям
на иллюстрациях и репродукциях
|
Знать отличия
произведений искусств разных жанров и времен, понятие канон.
Уметь отличать без
помощи учителя канон Древнего Египта от канона Древней Греции
|
Уметь находить
нужную информацию и пользоваться ею
|
Репродукции
картин: Палеолитическая Венера, Мирон «Дискобол», Джорджоне «Юдифь», А.
Пластов «Весна»
|
2
|
Красота фигуры
человека в движении. «Цирк-гимнасты», (Вырезание из цветной бумаги)
Цель: развивать
возможности к воображению, умение и навыки лепки, помочь осмыслить понятия пропорции
тела человека и его объем
|
Продуктивная,
объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,
личност-но ориентированная
|
Упражнения, лекция, вхождение в
контекст проблем ученика, диалог, поступок
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Знать схематическое строение человека.
Уметь выполнять задания с бумажными вариантами по изменению поз
человека(карточки с изображением частей тела человека)
|
Знать пропорции тела человека(отличие фигуры
борца от фигуры фигуриста и т. п.). Уметь изготовить пропорциональную скульптуру
из пластилина
|
Уметь находить
нужную информацию и пользоваться ею
|
Слайды,репродукции:
Мартос «Надгробие княгини С. М. Волконской», Мике-ланджело «Скорчившийся
мальчик»
|
3
|
Красота фигуры
человека в движении. «Балет», «Фигуристы» (Работа с бумагой)
Цель: развивать
возможности к воображению, умение и навыки лепки, помочь осмыслить понятия пропорции
тела человека и его объем
|
Продуктивная,
объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,
личност-но ориентированная
|
Упражнения, лекция, вхождение в
контекст проблем ученика, диалог, поступок
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Знать схематическое строение человека.
Уметь выполнять задания с бумажными вариантами по изменению поз
человека(карточки с изображением частей тела человека)
|
Знать пропорции тела человека(отличие фигуры
борца от фигуры фигуриста и т. п.). Уметь изготовить пропорциональную скульптуру
из пластилина
|
Уметь находить
нужную информацию и пользоваться ею
|
Слайды,репродукции:
Мартос «Надгробие княгини С. М. Волконской», Мике-ланджело «Скорчившийся
мальчик»
|
4
|
Изображение на
плоскости фигуры человека. Наброски фигуры человека.
Цель: сформировать
представление о творчестве скульптора, подвести к осмыслению понятия красоты
человеческого тела, его пластики, показать значение разных точек зрения на
скульптуру
|
Продуктивная,
объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,
личност-но ориентированная
|
Упражнения,
лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Знать,
что такое точка
зрения в скульптуре. Уметь выбирать наиболее интересную точку зрения
|
Знать возможности
языка скульптуры. Уметь работать от «общего к частному»
|
Уметь находить
нужную информацию и пользоваться ею
|
Репродукции картин
Э. Дега, А. Ватто,
Микеландже-ло, кн. 1, 5 ,6, ЭЭ
|
5
|
Великие
скульпторы.
Цель: сформировать
представление о творчестве скульптора; закрепить у учащихся понимание
эстетических категорий
|
Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,
личност-но ориентированная педагогическая
ситуация
|
Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок
|
Индивидуальная, парная,
|
Знать творчество скульптора В. Мухиной.
Уметь различать работы современных и древних скульпторов
|
Знать
известные работы О. Родена, К. Менье, В. Мухиной, уметь различать их без
помощи учителя
|
Уметь находить
нужную информацию и пользоваться ею
|
Репродукции
скульптур О. Родена, К. Менье, В. Мухиной, кн. 1,2
|
6
|
Моя будущая
профессия (профессия сегодняшнего дня).
Цель: познакомить
учащихся с разными профессиями и характеристикой человека как творца;
формировать понимание учащимися характерных поз как средства развития задуманного
образа, вызвать чувство уважения к трудолюбию
трудолюбию
|
Продуктивная,
объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,
личност-но
ориентированная
|
Упражнения,
лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок
|
Индивидуальная, парная, групповая
|
Знать, что такое композиция, колорит,
аксессуары.
Уметь анализировать данную композицию
|
Знать
основы изобразительной грамоты. Уметь применять художественные материалы
(гуашь, акварель)
|
Уметь находить нужную информацию и пользоваться
ею
|
ЭЭ, кн. 1, 5, 6
|
7
|
Моя будущая
профессия (создать рисунок).
Цель: познакомить
учащихся с разными профессиями и характеристикой человека как творца;
формировать понимание учащимися характерных поз как средства развития задуманного
образа, вызвать чувство уважения к трудолюбию
|
Продуктивная,
объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,
личност-но
ориентированная
|
Упражнения,
лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок
|
Индивидуальная, парная, групповая
|
Знать, что такое композиция, колорит,
аксессуары.
Уметь анализировать данную композицию
|
Знать
основы изобразительной грамоты. Уметь применять художественные материалы
(гуашь, акварель)
|
Уметь находить нужную информацию и пользоваться
ею
|
ЭЭ, кн. 1, 5, 6
|
8
|
Моя будущая
профессия (Создать рисунок «Профессия моих родителей»).
Цель: познакомить
учащихся с разными профессиями и характеристикой человека как творца;
формировать понимание учащимися характерных поз как средства развития задуманного
образа, вызвать чувство уважения к трудолюбию
|
Продуктивная,
объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,
личност-но
ориентированная
|
Упражнения,
лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок
|
Индивидуальная, парная, групповая
|
Знать, что такое композиция, колорит,
аксессуары.
Уметь анализировать данную композицию
|
Знать
основы изобразительной грамоты. Уметь применять художественные материалы
(гуашь, акварель)
|
Уметь находить нужную информацию и пользоваться
ею
|
ЭЭ, кн. 1, 5, 6
|
Р а з д е л 2. ЦЕННОСТИ ПОВСЕДНЕВНОЙ
ЖИЗНИ (7 часов)
|
1
(9)
|
Процесс
создания картины. (Составить эскиз « Моя семья»)
Цель:
сформировать представление о творчестве
художника; показать роль сюжета в
решении образа, закрепить понимание учащимися нравственных качеств (добро, красота)
|
Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,
|
Упражнения,
лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок
|
Индивидуальная, парная, групповая
|
Знать что такое сюжет,
его отличие от темы и содержания. Уметь создать эскиз на выбранную тему.
|
Знать средства выразительного
изображения: ритм,
колорит, композицию и т. п. Уметь
составить эскиз, найти
композиционное решение без помощи учителя
|
Уметь находить нужную информацию и пользоваться
ею
|
Репродукции картин Леонардо да Винчи, «Мадонна с цветком»,
Ван Дейка «Семейный портрет», кн. 1, 2, 3, 4,5
|
2
(10)
|
Процесс
создания картины.
«Мой дом» («Ужин»,
«Завтрак», «Прогулка в парке»)
Цель:
сформировать представление о творчестве
художника; показать роль сюжета в
решении образа, закрепить понимание учащимися нравственных качеств (добро, красота)
|
Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,
|
Упражнения,
лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок
|
Индивидуальная, парная, групповая
|
Знать что такое сюжет,
его отличие от темы и содержания. Уметь создать эскиз на выбранную тему с помощью учителя
|
Знать средства выразительного
изображения: ритм,
колорит, композицию и т. п. Уметь
составить эскиз, найти
композиционное решение без помощи учителя
|
Уметь находить нужную информацию и пользоваться
ею
|
Репродукции картин Леонардо да Винчи, «Мадонна с цветком»,
Ван Дейка «Семейный портрет», кн. 1, 2, 3, 4,5
|
3
(11)
|
Сюжетная
композиция «Наша школа»(«На уроке», «В библиотеке», «В спортзале»).
Цель: ввести учащихся в ситуацию переживания с использованием средств музыки и изобразительного искусства; развивать способности к воображению, помочь прийти к выводу о значении цвета в выделении смыслового центра; учить приемам переноса эскиза
|
Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная
|
Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок
|
Индивидуальная, парная, групповая
|
Знать роль колорита, значение
цвета в передаче
пространства. Уметь последовательно работать над композицией
|
Знать
о возможностях раскрытия художественного образа с помощью колорита. Уметь выделять композицией, цветом смысловой центр
|
Уметь находить нужную информацию и пользоваться
ею
|
Репродукции картин
А. Рублева, Ф. Гойи, П. Пикассо («Герни-ка»), кн. 1, 2, 3, 4,5
|
4
(12)
|
Сюжетная
композиция «К звездам», «В походе».
Цель: ввести учащихся в ситуацию переживания с использованием средств музыки и изобразительного искусства; развивать способности к воображению, помочь прийти к выводу о значении цвета в выделении смыслового центра; учить приемам переноса эскиза
|
Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная
|
Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок
|
Индивидуальная, парная, групповая
|
Знать роль колорита, значение
цвета в передаче
пространства. Уметь последовательно работать над композицией
|
Знать
о возможностях раскрытия художественного образа с помощью колорита. Уметь выделять композицией, цветом смысловой центр
|
Уметь находить нужную информацию и пользоваться
ею
|
Репродукции картин
А. Рублева, Ф. Гойи, П. Пикассо («Герни-ка»), кн. 1, 2, 3, 4,5
|
5
(13)
|
Творчество Вермеера
(Гол-
ландия).
Цель: познакомить с творче-
ством голландских художников
(бытовой жанр), ввести уча-
щихся в ситуацию историче-
ского действия
|
Продук-
тивная,
объясни-
тельно-
иллюст-
ративная, личност-
но ори-
ентиро-
ванная
|
Упраж-
нения,
лекция,
вхожде-
ние в
контекстпроблем ученика,
диалог,
поступок
|
Индиви-
дуаль-
ная,
парная,
группо-
вая
|
Знать творчество
Вер-
меера.
Уметь отличать
полотна
Вермеера от картин дру-
гих художников с помо-
щью учителя
|
Знать творчество не-
скольких голландских
художников, уметь от-
личать их полотна от
картин художников
других стран без помо-
щи учителя
|
Уметь
находить
нужную
инфор-
мацию
и поль-
зоваться
ею
|
Слайды: карти-
ны голландских
художников ЭЭ
|
|
6
(14)
|
Творчество Н. Рериха.(Работа творческих
групп)
Цель: познакомить с творче-
ством художника, подвести
учащихся к осмыслению характера жанра
пейзажа, развивать художественный вкус, интеллектуальную и
эмоциональную сферу
|
Продук-
тивная,
объясни-
тельно-
иллюст-
ративная, личност-
но ори-
ентиро-
ванная
|
Упраж-
нения,
лекция,
вхожде-
ние в
контекстпроблем ученика,
диалог,
поступок
|
Индиви-
дуаль-
ная,
парная,
группо-
вая
|
Знать биографию
Н. Ре-
риха.
Уметь пользоваться
под-
ручными материалами в
творческой деятельности
|
Знать основные карти-
ны Н. Рериха.
Уметь анализировать
содержание картины
|
Уметь
находить
нужную
инфор-
мацию
и поль-
зоваться
ею
|
Слайды: карти-
ны Н. Рериха
|
|
7
(15)
|
Творчество Н. Рериха.(Сообщения
творческих групп)
Цель: познакомить с творче-
ством художника, подвести
учащихся к осмыслению характера жанра
пейзажа, развивать художественный вкус, интеллектуальную и
эмоциональнуюсферу
|
Продук-
тивная,
объясни-
тельно-
иллюст-
ративная, личност-
но ори-
ентиро-
ванная
|
Упраж-
нения,
лекция,
вхожде-
ние в
контекстпроблем ученика,
диалог,
поступок
|
Индиви-
дуаль-
ная,
парная,
группо-
вая
|
Знать биографию
Н. Ре-
риха.
Уметь пользоваться
под-
ручными материалами в
творческой деятельности
|
Знать основные карти-
ны Н. Рериха.
Уметь анализировать
содержание картины
|
Уметь
находить
нужную
инфор-
мацию
и поль-
зоваться
ею
|
Слайды: карти-
ны Н. Рериха
|
|
Р а з д е л 3. ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (11 часов)
|
|
1
(16)
|
Художник -
выразитель идей,
мыслей, чувств
людей своего
времени. ВОв в произведениях художников
Цель: развивать у учащихся
способность оценивать окру-
жающий мир по законам кра-
соты, дать представление об
эстетических категориях: добре
и зле, прекрасном и безобраз-
ном
|
Продуктивная,объясни-
Тельно иллюст-
ративная,
личностно ориентированная
педагогическая
ситуация
|
Упраж-
нения,
лекция,
вхожде-
ние в
контекст
проблем
ученика,
диалог,
поступок
|
Индиви-
дуаль-
ная,
парная,
группо-
вая
|
Знать понятия цвет,
тон, колорит.
Уметь применять
в рабо-
те различные материалы
для создания задуманно-
го творческого образца
|
Знать понятие активная
жизненная позиция.
Уметь отличать в кар-
тинах разные позиции
художников
|
Уметь
находить
нужную
инфор-
мацию
и поль-
зоваться
ею
|
Репродукции картин Рембрандта
«Воз-
вращение блуд-
ного сына»,
Ф. Гойи «Графи-
ческие серии»,П. Пикассо«Герника»,А. Дейнеки «Оборона Сева
стополя»,А. Рублева
«Тро
ица», И. Пророкова, Ф. Мазиреля; кн. 1, 4, 5
|
|
2
(17)
|
Графические серии. Гойя Сообщения
торческих групп)
Цель: формировать активную жизненную позицию учащихся,
развивать способности к воображению,
умение анализировать, выделять главное в рисунке
|
Продуктивная,объясни-
Тельно иллюст-
ративная,
личностно ориентированная
педагогическая
ситуация
|
Упраж-
нения,
лекция,
вхожде-
ние в
контекст
проблем
ученика,
диалог,
поступок
|
Индиви-
дуаль-
ная,
парная,
группо-
вая
|
Знать историю
возник-
новения графических се-
рий.
Уметь выполнять
тень,
полутень
|
Знать графические се-
рии Гойи.
Уметь выполнять эски-
зы в единой технике
|
Уметь
находить
нужную
инфор-
мацию
и поль-
зоваться
ею
|
Репродукции картин Рембрандта
«Воз-
вращение блуд-
ного сына»,
Ф. Гойи «Графи-
ческие серии»,П. Пикассо«Герника»,А. Дейнеки «Оборона Сева
стополя»,А. Рублева
«Тро
ица», И. Пророкова, Ф. Мазиреля; кн. 1, 4, 5
|
|
3
(18)
|
Графические серии. Выполнение эскиза «Нет
войне»
Цель: формировать активную
жизненную позицию учащихся,
развивать способности к воображению,
умение анализировать, выделять главное в рисунке
|
Продуктивная, объяснительноиллюстративная,личност-но ориентиро-
ванная
педаго-гическая ситуация
|
Упраж-
нения,
лекция,
вхожде-
ние в
контекст
проблем
ученика,
диалог,
поступок
|
Индиви-
дуаль-
ная,
парная,
группо-
вая
|
Знать историю
возник-
новения графических се-
рий.
Уметь выполнять
тень,
полутень
|
Знать графические се-
рии Гойи.
Уметь выполнять эски-
зы в единой технике
|
Уметь
находить
нужную
инфор-
мацию
и поль-
зоваться
ею
|
Репродукции картин Рембрандта
«Воз-
вращение блуд-
ного сына»,
Ф. Гойи «Графи-
ческие серии»,П. Пикассо«Герника»,А. Дейнеки «Оборона Сева
стополя»,А. Рублева
«Тро
ица», И. Пророкова, Ф. Мазиреля; кн. 1, 4, 5
К. Брюллов «По-
следний день
Помпеи», И. Ре-
пин «Запорожцыпишут письмо турецкому
султану»
|
|
4
(19)
|
Графические серии. «Память»
Цель: формировать активную
жизненную позицию учащихся,
развивать способности к вооб-
ражению, умение анализиро-
вать, выделять главное в ри-
сунке
|
Продуктивная, объяснительноиллюстративная,личност-но ориентиро-
ванная
педаго-гическая ситуация
|
Упраж-
нения,
лекция,
вхожде-
ние в
контекст
проблем
ученика,
диалог,
поступок
|
Индиви-
дуаль-
ная,
парная,
группо-
вая
|
Знать историю
возник-
новения графических се-
рий.
Уметь выполнять
тень,
полутень
|
Знать графические се-
рии Гойи.
Уметь выполнять эски-
зы в единой технике
|
Уметь
находить
нужную
инфор-
мацию
и поль-
зоваться
ею
|
Репродукции картин Рембрандта
«Воз-
вращение блуд-
ного сына»,
Ф. Гойи «Графи-
ческие серии»,П. Пикассо«Герника»,А. Дейнеки «Оборона Сева
стополя»,А. Рублева
«Тро
ица», И. Пророкова, Ф. Мазиреля; кн. 1, 4, 5
К. Брюллов «По-
следний день
Помпеи», И. Репин «Запорожцыпишут
письмо турецкому султану»
|
|
5
(20)
|
Историческая тема в живописи. Эскиз
«Библейские сюжеты (Святое семейство, Рождество, Масленица, Пасхальные яйца)»
Цель: развивать навыки
обобщения созданных образов,
реализовывать на практике ис-
торическую композицию
|
Продуктивная, объяснительноиллюстративная,личност-но ориентиро-
ванная
педаго-гическая ситуация
|
Упраж-
нения,
лекция,
вхожде-
ние в
контекст
проблем
ученика,
диалог,
поступок
|
Индиви дуаль-
ная,
парная,
группо-
вая
|
Знать отличие историче-
ской картины от быто-
вой.
Уметь составлять соби-
рательный образ героев
исторической картины
|
Знать этапы работы над
исторической картиной.
Уметь составить эскиз
(ритм, пространство,
композиция)
|
Уметь
находить
нужную
инфор-
мацию
и пользоваться ею
|
К. Брюллов «По-
следний день
Помпеи», И. Ре-
пин «Запорожцы
пишут письмо турецкому султану»
|
|
6
(21)
|
Творчество В. И. Сурикова.
«Боярыня Морозова»
Цель: подвести учащихся к
осмыслению нравственных понятий - честь, долг, самопо-
жертвование
|
Продуктивная, объяснительноиллюстративная,личностно ориентированная
педаго-гическая ситуация
|
Упраж-
нения,
лекция,
вхожде-
ние в
контекст
проблем
ученика,
диалог,
поступок
|
Индиви-
дуаль-
ная,
парная,
групповая
|
Знать построение компо-
зиции.
Уметь создать компози-
цию эскиза
|
Знать известные карти-
ны В. И. Сурикова.
Уметь отличать карти-
ны В. Сурикова от кар-
тин других художников без помощи
учителя
|
Уметь
находить
нужную
инфор-
мацию
и пользоваться ею
|
Кн. 4, 5, ЭЭ. Ре-
продукции кар-
тин В. И. Сури-
кова
|
|
7
(22)
|
Творчество В. И. Сурикова.
«Покорение Сибири Ермаком»
Цель: подвести учащихся к
осмыслению нравственных понятий - честь, долг, самопо-
жертвование
|
Продуктивная, объяснительноиллюстративная,личност-но ориентированная
педаго-гическая ситуация
|
Упраж-
нения,
лекция,
вхожде-
ние в
контекст
проблем
ученика,
диалог,
поступок
|
Индиви-
дуаль-
ная,
парная,
групповая
|
Знать построение компо-
зиции.
Уметь создать компози-
цию эскиза
|
Знать известные карти-
ны В. И. Сурикова.
Уметь отличать карти-
ны В. Сурикова от кар-
тин других художников без помощи
учителя
|
Уметь
находить
нужную
инфор-
мацию
и пользоваться ею
|
Кн. 4, 5, ЭЭ. Ре-
продукции кар-
тин В. И. Сури-
кова
|
|
8
(23)
|
Творчество В. И. Сурикова.
«Утро Стрелецкой казни»
Цель: подвести учащихся к
осмыслению нравственных понятий - честь, долг, самопо-
жертвование
|
Продуктивная, объяснительноиллюстративная,личност-но ориентиро-
ванная
педаго-гическая ситуация
|
Упраж-
нения,
лекция,
вхожде-
ние в
контекст
проблем
ученика,
диалог,
поступок
|
Индиви-
дуаль-
ная,
парная,
групповая
|
Знать построение компо-
зиции.
Уметь создать компози-
цию эскиза
|
Знать известные карти-
ны В. И. Сурикова.
Уметь отличать карти-
ны В. Сурикова от кар-
тин других художников без помощи
учителя
|
Уметь
находить
нужную
инфор-
мацию
и пользоваться ею
|
Кн. 4, 5, ЭЭ. Ре-
продукции кар-
тин В. И. Сури-
кова
|
|
9
(24)
|
Творчество В. И. Сурикова.
«Переход Суворова через Альпы»
Цель: подвести учащихся к
осмыслению нравственных понятий - честь, долг, самопо-
жертвование
|
Продуктивная, объяснительноиллюстративная,личност-но ориентиро-
ванная
педаго-гическая ситуация
|
Упраж-
нения,
лекция,
вхожде-
ние в
контекст
проблем
ученика,
диалог,
поступок
|
Индиви-
дуаль-
ная,
парная,
групповая
|
Знать построение компо-
зиции.
Уметь создать компози-
цию эскиза
|
Знать известные карти-
ны В. И. Сурикова.
Уметь отличать карти-
ны В. Сурикова от кар-
тин других художников без помощи
учителя
|
Уметь
находить
нужную
инфор-
мацию
и пользоваться ею
|
Кн. 4, 5, ЭЭ. Ре-
продукции кар-
тин В. И. Сури-
кова
|
|
10
(25)
|
Художественный совет (урок-
игра).
Цель: закрепить полученные знания об историческом жанре в
изобразительном искусстве
|
Продуктивная, объяснительноиллюстративная,личност-но ориентиро-
ванная
педаго-гическая ситуация
|
Упраж-
нения,
лекция,
вхожде-
ние в
контекст
проблем
ученика,
диалог,
поступок
|
Индиви-
дуаль-
ная,
парная,
групповая
|
Знать сюжеты, особен-
ности исторического и бытового жанров. Уметь различать
эти жанры
|
Знать картины разных
художников этих жанров.
Уметь различать картины различных
жанров
|
Уметь
находить
нужную
инфор-
мацию
и пользоваться ею
|
ЭЭ; репродук-
ции картин В.
Сурикова, К. Брюллова, В. Васнецова
|
|
11
(26)
|
Контрольная работа по теме «исторический
жанр».
Цель: закрепить полученные знания об историческом жанре в
изобразительном искусстве
|
Продуктивная, объяснительноиллюстративная,личност-но ориентиро-
ванная
педаго-гическая ситуация
|
Упраж-
нения,
лекция,
вхожде-
ние в
контекст
проблем
ученика,
диалог,
поступок
|
Индиви-
дуаль-
ная,
парная,
групповая
|
Знать сюжеты, особен-
ности исторического и бытового жанров. Уметь различать
эти жанры
|
Знать картины разных
художников этих жанров.
Уметь различать картины различных
жанров
|
Уметь
находить
нужную
инфор-
мацию
и пользоваться ею
|
ЭЭ; репродук-
ции картин В.
Сурикова, К. Брюллова, В. Васнецова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
P а з
д e л 4. ИСКУССТВО БОРЬБЫ ЗА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ (9 часов)
1
(27)
|
Плакат. «Нет курению, алкоголю»
Цель: развивать художествен-
но-творческие способности
учащихся, эмоционально-эсте-
тическое восприятие, умения и
навыки по обобщению и выде-
лению главного в рассматри-
ваемом (анализируемом) худо-
жественном явлении
|
Продук-
тивная,
объясни-
тельно-
иллюст-
ративная
|
Упраж-
нения,
лекция,
вхожде-
ние в
контекст
проблем
ученика,
диалог, поступок
|
Индиви-
дуаль-
ная,
парная,
группо-
вая
|
Знать различные
виды
графики.
Уметь пользоваться
од-
ним из видов графики
|
Знать особенности
книжной графики.
Уметь разрабатывать
плакат на определен-
ную тему
|
Уметь
находить
нужную
инфор-
мацию
и поль-
зоваться
ею
|
Образцы плака-
тов, ЭЭ, ПК
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
(28)
|
Плакат. Рисунок в плакате «Берегите природу»
Цель: развивать художествен-
но-творческие способности
учащихся, эмоционально-эсте-
тическое восприятие, умения и
навыки по обобщению и выде-
лению главного в рассматри-
ваемом (анализируемом) худо-
жественном явлении
|
Продук-
тивная,
объясни-
тельно-
иллюст-
ративная
|
Упраж-
нения,
лекция,
вхожде-
ние в
контекст
проблем
ученика,
диалог, поступок
|
Индиви-
дуаль-
ная,
парная,
группо-
вая
|
Знать различные
виды
графики.
Уметь пользоваться
од-
ним из видов графики
|
Знать особенности
книжной графики.
Уметь разрабатывать
плакат на определен-
ную тему
|
Уметь
находить
нужную
инфор-
мацию
и поль-
зоваться
ею
|
Образцы плака-
тов, ЭЭ, ПК
|
|
3
(29)
|
Плакат. Шрифт в плакате «С праздником!»
Цель: развивать художествен-
но-творческие способности
учащихся, эмоционально-эсте-
тическое восприятие, умения и
навыки по обобщению и выде-
лению главного в рассматри-
ваемом (анализируемом) худо-
жественном явлении
|
Продук-
тивная,
объясни-
тельно-
иллюст-
ративная
|
Упраж-
нения,
лекция,
вхожде-
ние в
контекст
проблем
ученика,
диалог, поступок
|
Индиви-
дуаль-
ная,
парная,
группо-
вая
|
Знать различные
виды
графики.
Уметь пользоваться
од-
ним из видов графики
|
Знать особенности
книжной графики.
Уметь разрабатывать
плакат на определен-
ную тему
|
Уметь
находить
нужную
инфор-
мацию
и поль-
зоваться
ею
|
Образцы плака-
тов, ЭЭ, ПК
|
|
4
(30)
|
Орнамент. Эскиз греческой вазы с
орнаментом
Цель: расширить представление об
орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении; учить выполнять эскизы орнаментов, создавать по ним
творческие работы
|
11родук-тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,
личност-но ориентированная педагогическая
ситуация
|
Упражнения,
лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок
|
Индивидуальная, парная, групповая
|
Знать, что такое орнамент, его виды,
назначение.
Уметь
определять виды
орнаментов в разных видах
искусства
|
Знать, что такое орнамент, его виды, назначение.
Уметь различать и создавать виды
орнаментов
|
Уметь находить нужную информацию и пользоваться
ею
|
Иллюстрации: греческие вазы, русские народные
костюмы, посуда.
Дорофеев Ю. М.: Мозаика-Синтез, с. 17. СД
«Орнамент», 2005
|
|
5
(31)
|
Орнамент. Создать эскиз
народного костюма с орнаментом (белгородским)
Цель: расширить представление об
орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении; учить выполнять эскизы орнаментов, создавать по ним
творческие работы
|
11родук-тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,
личност-но ориентированная педагогическая
ситуация
|
Упражнения,
лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок
|
Индивидуальная, парная, групповая
|
Знать, что такое орнамент, его виды,
назначение.
Уметь
определять виды
орнаментов в разных видах
искусства
|
Знать, что такое орнамент, его виды, назначение.
Уметь различать и создавать виды
орнаментов
|
Уметь находить нужную информацию и пользоваться
ею
|
Иллюстрации: греческие вазы, русские народные
костюмы, посуда.
Дорофеев Ю. Русский праздничный народный костюм.Белгородчины-М.:
Мозаика-Синтез, с. 17. СД «Орнамент», 2005
|
|
6
(32)
|
Книга по
искусству (обложка, титул). Изготовление книги
Цель: сформировать представление о порядке оформления книги;
познакомить с оформлением обложки, титула,
шрифта
|
Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,
личност-но ориентированная
педагогическая ситуация
|
Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок
|
Индивидуальная, парная, групповая
|
Знать отличие
книжной
графики от других
видов
графики.
Уметь оформить книгу
с помощью учителя
|
Знать выдающихся мастеров книжной
графики.
Уметь
оформить обложку, титул самостоятельно
|
Уметь находить нужную информацию и пользоваться
ею
|
Образцы оформления книг В.
Фаворским, Д. Шмариновым
|
|
7
(33)
|
Книга по
искусству (
шрифт и буквица).
Цель: сформировать представление о порядке оформления книги;
познакомить с оформлением обложки, титула,
шрифта
|
Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,
личност-но ориентированная
педагогическая ситуация
|
Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок
|
Индивидуальная, парная, групповая
|
Знать отличие
книжной
графики от других
видов
графики.
Уметь оформить книгу
с помощью учителя
|
Знать выдающихся мастеров книжной
графики.
Уметь
оформить обложку, титул самостоятельно
|
Уметь находить нужную информацию и пользоваться
ею
|
Образцы оформления книг В.
Фаворским, Д. Шмариновым
|
|
8
(34)
|
Праздник
искусства. Заочное посещение музеев мира.
Цель: закрепить у учащихся представление о видах и жанрах ИЗО, развивать
умение анализировать, продолжить формировать
навыки овладения ИЗО, помогающие
реализовать задуманные (воображаемые) исторические образы
|
Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,
личност-но ориентированная
педагогическая ситуация
|
Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок
|
Индивидуальная, парная, групповая
|
Знать наиболее известных русских и зарубежных художников. Уметь различать картины художников
|
Знать
картины Леонардо да Винчи, Мике-ланджело, Рафаэля. Уметь анализировать содержание, образный
язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства
|
Уметь находить
нужную информацию и пользоваться ею
|
ЭЭ «Музеи мира», ПК
|
|
9
(35)
|
Выставка
работ учащихся. Обобщение по темам года
Цель: закрепить у учащихся представление о видах и жанрах ИЗО, развивать
умение анализировать, продолжить формировать
навыки овладения ИЗО, помогающие
реализовать задуманные (воображаемые) исторические образы
|
Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,
личност-но ориентированная
педагогическая ситуация
|
Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок
|
Индивидуальная, парная, групповая
|
Знать наиболее известных русских и зарубежных художников. Уметь различать картины художников
|
Знать
картины Леонардо да Винчи, Мике-ланджело, Рафаэля. Уметь анализировать содержание, образный
язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства
|
Уметь находить
нужную информацию и пользоваться ею
|
ЭЭ «Музеи мира», ПК
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература
и средства обучения
Учебно-методическое
обеспечение
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного
учебного плана
Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М.
«Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М.
Просвещение 2009.
Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. Искусство вокруг нас: учебник для 6 кл..
4-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 142 с.
Л.А. Неменская. Каждый народ художник: учебник для 6 кл., – М.:
Просвещение, 2000. – 144 с.
а) основная литература:
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях
введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .
Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и
художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание,
М. Просвещение 2009. – 144 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по
программе Б.М. Неменского, - 2-е изд., Просвещение, 2008. -223 с.
Бесчастнов Н.П. Графика
пейзажа: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению
подгот. дипломир. специалистов 630200 "Художеств. проектирование изделий
текстил. и лег. пром-сти". - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 302
с.: 32 с. ил. - (Изобразительное искусство).
Бесчастнов Н.П. Портретная
графика: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 368 с.: 32
л. ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 364-365.
Буткевич Л.М. История
орнамента: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных
заведений. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 268 с.: 8 с. ил., ил. - (Изобразительное
искусство). - Библиогр.: с. 267.
Визер В. Живописная
грамота. Основы пейзажа . - СПБ.: Питер, 2006. - 192 с. Визер В.В. Живописная
грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. - СПб.: Питер, 2006. - 192
с.: ил.
Визер В.В. Живописная
грамота: Основы портрета. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.: ил. - Библиогр.: с.
185-187.
Волшебный мир народного творчества:
Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В.
Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с. - (Преемственность).
Георгиева Т.С.
Русская культура: история и современность: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб.
и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2006
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом
"Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик
школьника).
Изобразительное искусство в начальной школе: Обучение приемам художественно-творческой деятельности / Авт.-сост.
О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 140 с.: ил. - Библиогр.: с. 138.
Изобразительное
искусство. 1-8 классы: Опыт творческой деятельности
школьников. Конспекты уроков / Сост. З.А. Степанчук, О.А. Степанчук, Г.В.
Погорелова и др. Просвещение, 2009. - 272 с.: ил. - Библиогр.: с. 269.
Изобразительное
искусство. 5-8 классы: Проверочные и контрольные тесты
/ Авт.-сост. О.В. Свиридова. - Просвещение, 2008. - 94 с. - Библиогр.: с. 92.
Изобразительное
искусство. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина / Авт.-сост.
С.Б. Дроздова. - 2-е изд., стереотип. - Просвещение, 2008. - 128 с. -
Библиогр.: с. 125.
Изобразительное
искусство. 1-6 классы: Развитие цветового восприятия у школьников. Описание
опыта, конспекты уроков / Авт.-сост. С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. -
Волгоград: Учитель, 2009. - 144 с.: ил. - Библиогр.: с. 142.
Изобразительное
искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе
Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. -
Волгоград: Учитель, 2008. - 72 с.
Кульневич С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе: Практическое
пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших
педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ч. 2 : Русский язык, чтение,
ИЗО, музыка. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2004. - 176 с. - (Педагогика
нового времени). - Библиогр.: с. 172-173.
Курочкина Н.А. О портретной живописи - детям. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2008. - 112 с.: 24 цв. ил. - Библогр.: с. 104-105.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учебное пособие для
студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 144 с.: ил. - (Изобразительное
искусство). - Библиогр.: с. 144.
Малевич и Матисс: Альбом для работы взрослых с детьми. Учебное пособие / Сост. Н.А.
Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2009. - 32 с.: ил. - (Предшкола нового
поколения).
Мелик-Пашаев
А.А. Художник в каждом ребенке: Цели
и методы художественного образования. Методическое пособие. - М.: Просвещение,
2008. - 176 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр.6 с. 173-174.
Педагогические
технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое
пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П.
Кабковой. - М.: Просвещение, 2009. - 174 с.
Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в
современной школе. - М.: Просвещение, 2006
Продуктивная
деятельность с детьми младшего возраста:
Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов / Авт.-сост. Е.В.
Полозова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. - 138 с. - Библиогр.: с. 131-132.
. - 176 с. - (Библиотека учителя). - Библиогр.: с. 172.
Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры X-XVII вв.-М.: Владос,
2003.
Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII вв.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003.
Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII вв.: рабочая тетрадь.-М.: Владос, 2003.
Рябцев Ю.С., Козленко
С.И. История русской культуры XVII-XIX вв.-М.: Владос, 2003.
Рябцев Ю.С.
История русской культуры XVII-XIX
вв.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003.
Рябцев Ю.С., Козленко
С.И. История русской культуры XX
в.- М.: Владос, 2003.
Рябцев Ю.С.
История русской культуры XX в.: хрестоматия.-М.: Владос,
2003.
Изобразительное
искусство. 5-7 классы: Обучение основам изобразительной грамоты. Конспекты
уроков / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 132 с. -
Библиогр.: с. 131.
Медкова Е.С. Миф и культура. Язык и культура. От импрессионизма к
абстрактной живописи: Программы. Методические рекомендации / Под ред. Л.В.
Школяр. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с. - (Элективный курс).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.