ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
примерной программы по изобразительному искусству
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование
художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.
е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие
ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть
средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на
прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную
культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов
пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте
взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с
жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе
выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности:
изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в
этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру
искусства.
Содержание художественного образования предусматривает два вида
деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель)
и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это
дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека
в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать
преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом
учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями
искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение
изобразительного искусства.
Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является
формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве
представлений народов о духовной красоте человека.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные
представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается
широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей
действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания
окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного
материала.
Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам
культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать
себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему
расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в
процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с
культурой других народов.
Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о
красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек,
и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно
то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и
что они не случайно разные.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные
формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная
работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор
иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и
литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком –
проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о
художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и
литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные
связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой
страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»),
математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы,
отделка готовых изделий).
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и
ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения;
освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно
значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности
В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 4
основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления
содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его
с учетом конкретного этапа обучения: «Истоки родного искусства»; «Древние
города нашей земли»; «Каждый народ – художник», Искусство объединяет народы».
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов
художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти четыре вида художественной деятельности являются основанием для
деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные –
живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные
декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм
деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является
необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую
систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной
деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в
начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения,
Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся
весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и
понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко
осознавать искусство.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает
в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в
роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер.
Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные
техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение
их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует
интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности
каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных
навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в
единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой
практической работы происходит формирование образного художественного мышления
детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих
проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве
двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в
явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой
наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к
реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование
уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной
творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам;
индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно
или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с
натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ
товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на
уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к
изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений
(народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново
увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках
работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут
применяться в оформлении школы.
Место курса в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета
«Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34
учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного
предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное
развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании
гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а
потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир
общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого
мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его
бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка —
главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о
системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое
привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности
является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к
выражению своего отношения к действительности должно служить источником
развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему
миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних
переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в
деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо
освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности.
Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической
отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение
художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной
школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
·
чувство гордости за культуру и искусство Родины,
своего народа;
·
уважительное отношение к культуре и искусству
других народов нашей страны и мира в целом;
·
понимание особой роли культуры и искусства в жизни
общества и каждого отдельного человека;
·
сформированность эстетических чувств,
художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
·
сформированность эстетических потребностей —
потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом
отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической
творческой деятельности;
·
овладение навыками коллективной
деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
·
умение сотрудничать с товарищами в процессе
совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
·
умение обсуждать и анализировать собственную
художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют
уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
·
овладение умением творческого видения с позиций
художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
·
овладение умением вести диалог, распределять
функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
·
использование средств информационных технологий для
решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений
по живописи, графике, моделированию и т.д.;
·
умение планировать и грамотно осуществлять учебные
действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
·
умение рационально строить самостоятельную
творческую деятельность, умение организовать место занятий;
·
осознанное стремление к освоению новых знаний и
умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт
учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
·
знание видов художественной деятельности:
изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и
архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
·
знание основных видов и жанров
пространственно-визуальных искусств;
·
понимание образной природы искусства;
·
эстетическая оценка явлений природы, событий
окружающего мира;
·
применение художественных умений, знаний и представлений
в процессе выполнения художественно-творческих работ;
·
способность узнавать, воспринимать, описывать и
эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового
искусства;
·
умение обсуждать и анализировать произведения
искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
·
усвоение названий
ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона;
·
умение видеть проявления визуально-пространственных
искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
·
способность использовать в художественно-творческой
деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
·
способность передавать в художественно-творческой
деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
·
умение компоновать на плоскости листа и в объеме
задуманный художественный образ;
·
освоение умений применять в
художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической
грамоты;
·
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки
из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
·
умение характеризовать и эстетически оценивать
разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
·
умение рассуждать о многообразии представлений о
красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях
создавать свою самобытную художественную культуру;
·
изображение в творческих работах особенностей
художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача
особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
·
умение узнавать и называть, к каким художественным
культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения
изобразительного искусства и традиционной культуры;
·
способность эстетически, эмоционально воспринимать
красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
·
умение объяснять значение памятников и
архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
·
выражение в изобразительной деятельности своего
отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
·
умение приводить примеры произведений искусства,
выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира
человека.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются
умения:
♦ воспринимать окружающий мир и
произведения искусства;
♦ выявлять с помощью сравнения
отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
♦ анализировать результаты
сравнения;
♦ объединять произведения по
видовым и жанровым признакам;
♦ работать с простейшими знаковыми
и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного
образа;
♦ решать творческие задачи на
уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
♦ создавать творческие работы на
основе собственного замысла;
♦ формировать навыки учебного
сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться,
распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
♦ работать с пластилином, глиной,
бумагой, гуашью, мелками;
♦ участвовать в создании «проектов»
изображений, украшений, построек для улиц родного города;
♦ конструировать из бумаги макеты
детских книжек;
♦ складывать бумагу в несколько
слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции
(создание игрушечного транспорта);
♦ передавать на доступном уровне
пропорции человеческого тела, движения человека.
Результаты обучения
В конце 4 класса учащиеся должны:
• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на
плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на
плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная
деятельность с использованием различных художественных материалов:
• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах
искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и
народные виды искусства;
• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные
способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и
деятельности человека;
• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах
творческой художественной деятельности;
• приобрести первичные навыки изображения предметного мира,
изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на
плоскости и пространственных построений;
• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь,
акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
• приобрести навыки художественного восприятия различных видов
искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов
искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;
• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла,
выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой
художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и
творчества своих товарищей;
• приобрести знания о роли художника в различных сферах
жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;
• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и
зрелищных видах искусства (в театре и кино);
• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание
конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства;
научиться активно использовать художественные термины и понятия;
• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также
приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе
совместной художественной деятельности.
Содержание учебного предмета
№
|
Наименование
разделов и тем
|
Всего часов
|
1
|
Истоки искусства твоего народа
|
8
|
2
|
Древние города нашей земли
|
7
|
3
|
Каждый народ – художник
|
11
|
4
|
Искусство объединяет народы
|
8
|
|
Итого
|
34
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.