Главная / Начальные классы / Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству


Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности

В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 4 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Истоки родного искусства»; «Древние города нашей земли»; «Каждый народ – художник», Искусство объединяет народы».

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти четыре вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.


Место курса в учебном плане

В учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

анализировать результаты сравнения;

объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

создавать творческие работы на основе собственного замысла;

формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

конструировать из бумаги макеты детских книжек;

складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

Результаты обучения

В конце 4 класса учащиеся должны:

усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:

приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;

развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;

освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;

приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;

сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.


Содержание учебного предмета

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Истоки искусства твоего народа

8

2

Древние города нашей земли

7

3

Каждый народ – художник

11

4

Искусство объединяет народы

8


Итого

34

     

Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли.

Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.

Образ красоты человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли

Древнерусский город-крепость.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Древнерусские воины-защитники.

Города Русской земли.

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).


Каждый народ — художник

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Искусство народов гор и степей.

Образ художественной культуры Средней Азии.

Образ художественной культуры Древней Греции.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы

Все народы воспевают материнство.

Все народы воспевают мудрость старости.

Сопереживание — великая тема искусства.

Герои, борцы и защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).












Календарно-тематическое планирование


п/п


Тема урока

Планируемые результаты

Предметные

результаты

Метапредметные результаты

Личностные

результаты

Кол-во

часов

Дата

Примечание

Раздел «Истоки искусства твоего народа» (8 ч)

1-2

Рисование

на тему «Пейзаж родной земли».

Знать: приемы получения новых цветов. Уметь: различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению)

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



3

Образ традиционно-го русского дома (избы)

Знать: правила работы с бумагой, ножницами и пластилином.

Уметь: использовать различные художественные материалы

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

1 ч



4

Украшение деревянных построек и их значение

Знать: правила работы с бумагой, ножницами и пластилином.Образ традиционного русского дома –избы, изображение её моделирования из бумаги. Единство функциональных и духовных смыслов.

Уметь: передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



5

Деревня - деревянный мир.

Знать: создание образа традиционной деревни, объёмная пространственная постройка.

Уметь: анализировать, создавать панно, живописные работы


Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



6

Образ красоты человека (женский образ).

Знать: основные элементы изображения человека в движении

Уметь изображать человека в движении, различать основные и составные, теплые и холодные цвета


Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч




7

Образ красоты человека (мужской образ).

Знать: основные элементы изображения человека в движении

Уметь: изображать человека в движении, различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



8

Народные праздники

Знать: понятие «народные гуляния».

Уметь выполнять наброски людей в движении; использовать новые и цветовые контрасты


Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



Раздел «Древние города нашей земли» (7 ч)

9

Древнерус-ский город крепость

Знать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства аппликации.

Уметь: построение крепостных стен и башен из бумаги или пластилина.

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



10

Древние соборы

Знать: определение формы. Конструкции предмета.

Уметь: использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности фронтальной и угловой перспективы


Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



11

Древний город и его жители.

Знать: понятие слова «моделирование».

Уметь: применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы


Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



12


Древне

русские воины защитники

Знать: форму, конструкцию, соотношение размеров частей.

Уметь: изображать человека

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



13

Древние города Русской земли.

Знать: изображение древнерусского города.

Уметь: различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



14

Узорочье теремов.

Знать: жанры изобразительных искусств.

Уметь: рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



15

Праздничный пир в теремных палатах.

Знать: праздники мира.

Уметь: использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



Раздел «Каждый народ - художник» (11 ч)

16

Образ художественной культуры Древней Греции.

Знать: основные признаки древнегреческой культуры.

Уметь: передавать конструктивно строение

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



17

Храмы Древней Греции.

Знать: конструкцию храма.

Уметь: Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)


Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



18

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.

Знать: конструктивный способ лепки.

Уметь анализировать, создавать панно, живописные работы

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



19

Образ художественной культуры Японии.

Знать: основные признаки японской культуры.

Уметь: передавать характерные черты японского рисунка.

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



20

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Знать: понятие слова «кимоно».

Уметь:

передавать конструктивно-анатомическое строение людей.

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



21

Японские праздники: «Праздник цветения вишни».

Знать: праздник цветения вишни.

Уметь: составлять коллективное панно.

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



22

Образ художественной культуры

Средневековой Западной Европы.


Знать: образ художественной культуры Западной Европы.

Уметь: использовать цвето вой контраст и гармонию цветовых оттенков.

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



23

Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной Европы.

Знать известные центры народных художественных ремесел России.

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



24
















25















26

Средневековая

Архитектура Западной Европы.













Образ художественной культуры Средней Азии.













Многообразие художественных культур в мире.

Уметь: применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета








Уметь воссоздать образ древнего среднеазиатского города — аппликация на цветной бумаге или создание макета основных архитектурных построек.









Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог


Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог









Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.












Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.













Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.



2 ч



Раздел « Искусство объединяет народы» (8 ч)

27

Все народы

воспевают

материнство.

Уметь: передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



28

Все народы воспевают мудрость старости.

Знать: элементарные основы рисунка.

Уметь: использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства


Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



29-30

Сопере

живание-

великая тема искусства.

Знать термины «эмблема», «символ».

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

2 ч



31-32

Герои, борцы и защитники.

Знать известные центры художественных ремесел России.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

2 ч



33

Юность и надежды.

Знать известные центры художественных ремесел России.

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



34

Искусство народов мира. Обобщение по теме « Искусство объединяет народы».

Уметь применять основные средства художественной вырази-тельности в иллюстрациях к произведениям литературы; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанав-ливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способ-ность к волевому усилию.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

1 ч



Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса

1. Дополнительная литература.

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2014.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011.

2. Интернет-ресурсы.

1. http://ru.wikipedia.org/wiki

2. http://moikompas.ru/tags/plastilin

3. http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html

4. http://www.slovarus.ru

5. http://nsportal.ru

3. Наглядные пособия.

1. Портреты русских и зарубежных художников.

2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

6. Альбомы с демонстрационным материалом.

7. Дидактический раздаточный материал.

6. Технические средства обучения.

1. Компьютер.

7. Учебно-практическое оборудование.

1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

3. Стол учительский

4. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа "Изобразительное искусство" основывается на преподавании изобразительного искусства в 4 классе по учебнику "Изобразительное искусство" по Л.А.Неменской.

Благодаря изобразительному искусству  учитель прививает ребёнку любовь к окружающей   действительности.  Каждый ребёнок  на уроке  учится  видеть  своеобразие  художественных  культур  русского народа и  других  народов  мира; а также находить гуманистические основы разных культур. 

Надеюсь, данная рабочая программа поможет моим  коллегам  при исполнении профессионального долга.

Автор Мустафаева Леннара Усеиновна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 193
Номер материала 46724
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓