Главная / Музыка / Рабочая программа "Искусство 8-9 класс"

Рабочая программа "Искусство 8-9 класс"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32»

Тайгинского городского округа




Согласовано Утверждаю

Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №32» ТГО

____________О.Ю.Карпова _________________Т.В.Марковцева

«____»_____________2014г. Пр №____от «____»________2014г






Рабочая программа по учебному предмету

основного общего образования

Искусство. 8 – 9 классы









Разработчик программы

Моисеева Е.Ю.,

учитель музыки














г.Тайга, 2014


Пояснительная записка


Рабочая программа «Искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной учебной программы «Искусство» основного общего образования, утверждённой Министерством образования РФ.  Рассчитана на 2 года обучения.

Программа разработана на основе взаимодействия в изучении предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» и раскрывает специфику, своеобразие духовного, нравственно-эстетического опыта человечества, обобщает на содержательном уровне имеющиеся у учащихся представления о различных видах искусства в целом.

Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства;

- обобщение знаний об искусстве как самобытном явлении культуры, отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические идеалы и духовное начало всего человечества;

- обогащение эмоционально-духовной сферы учеников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и самостоятельного, художественного творчества;

- разностороннее развитие растущего человека, его памяти, творческого воображения и внимания, художественного мышления и эстетического вкуса, способности к продуктивной художественной деятельности;

- освоение ключевых знаний, художественных умений и навыков, способов учебных действий в области различных видов традиционного и современного искусства;

- расширение опыта художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства, включая современные мультимедийные технологии.

В контексте обозначенных целей изучение предмета «Искусство» направлено на решение следующих ключевых задач:

- обобщение основных понятий изучаемой области знания, единых закономерностей развития жизни и искусства во взаимосвязи с историей отечественной и зарубежной художественной культуры;

- углубление представлений о традиционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основах специфических знаний;

- воспитание эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к миру, художественно-эстического вкуса, эмпатии и сопричастности к различным явлениям искусства и жизни;

- овладение опытом разнообразной художественной деятельности для дальнейшего самообразования, организации содержательного культурного досуга;

- освоение разнообразных видов художественного творчества в народном искусстве, музыке и литературе, кино, театре и хореографии, живописи, скульптуре, графике, фотоискусстве, архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном и мультимедийном искусстве.

Интегрированный курс «Искусство» в основной школе (8-9 класс) ориентирован на развитие потребностей в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимании роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Музыка и литература, народное искусство, кино, театр и хореография, живопись, графика и скульптура, фотоискусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн, мультимедийное искусство - рассматриваются в курсе как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного и общего художественного развития школьников в многообразных видах деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, даёт мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремления к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативный технологий.

Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления. Интегративный характер предмета «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.

Общие представления учащихся об искусстве, сложившиеся на протяжении предыдущего обучения в школе, дополняются, расширяются и углубляются за счёт ознакомления с другими видами искусства, понимания их взаимосвязи, освоения характерных особенностей и основных выразительных средств. Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, специфику художественного языка с точки зрения традиций и инноваций, размышляют о единой образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека. В процессе обучения школьники активно осваивают образовательное пространство сети Интернет, самостоятельно осуществляют поиск информации о различных событиях культурной жизни в стране и за рубежом, овладевают разнообразными видами художественного творчества, оценивают произведения искусства с позиции эстетических идеалов человечества.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа основного общего образования «Искусство» составлена в соответствии с количеством часов учебного плана образовательного учреждения. Предмет «Искусство» изучается в 8 – 9 – классах в объёме 70 часов (1 час в неделю, 35 часов в год).

В соответствии с учебным планом предмету «Искусство» в 8 – 9 классах предшествует курс «Музыка» и «Изобразительное искусство» в начальной и основной школе (1 – 7 классы). Таким образом, в системе непрерывного образования, содержание предмета «Искусство» в основной школе направлено на систематизацию и обобщение полученных знаний при изучении данных предметов, призвано расширить представления учащихся о современной классификации и взаимодействии искусств.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Искусство». 8 – 9 классы

Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:

- обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

- обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;

- инициативность и самостоятельность в решении разного уровня учебно-творческих задач;

- наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

- умение рассуждать, выдвигать предположения, основывая свою точку зрения о художественных явлениях социума;

- соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всём разнообразии его видов;

- сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно0творческой деятельности;

- контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;

- активность в отношении к личностным достижениям в области разных видов искусства;

- участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:

- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;

- общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость и т.д.);

-самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;

- соответствующий возрасту уровень духовной культуры;

- оригинальный и творческий подход к решения различных учебных и реальных, жизненных проблем;

- расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

- усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

- эстетическое отношение к окружающему миру.

Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

- постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

- обобщённое понимание художественных явлений действительности, во всём их многообразии;

- общее представление о природе искусства и специфике выразительных средств его видов;

- освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;

- овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;

- осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;

- развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительской, слуховой и др.;

- эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении.


Содержание учебного предмета

Основу предмета «Искусство» составляет высокохудожественное наследие области народного искусства, литературы и музыки (временных искусств), живописи, скульптуры, графики, фотоискусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна (пространственных искусств), кино, театра и хореографии (пространственно-временных искусств). Все изучаемые виды прошлого и современного отечественного и зарубежного искусства различных стилей и жанров рассматриваются в широком социокультурном контексте с позиции духовного наследия человечества.

Учащиеся постигают своеобразие литературы на примере выдающихся художественных произведений, получивших свою «вторую жизнь» в музыкальных произведениях Дж. Верди, Г. Берлиоза, Ж. Бизе. П.И. Чайковского, М.И. Глинки, А.П. Бородина, Н.А. Римский-Корсакова, М.П. Мусоргского, С.В. Рахманинова, Д.Д. Шостаковича, Д.Б. Кабалевского, И.Ф. Стравинского, Г. В. Свиридова, Р. К. Щедрина, и др.; размышляют о проблемах современности в музыке и литературе, обращаясь к духовной (церковной) музыке, наследию И.С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Э. Грига, Б. Бриттена, К. Орфа, А.Г. Шнитке, С. А. Губайдуллиной, Э. В. Денисова и др.

Школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, представляющими эпоху, страну, город, получают общие сведения об их создателях; узнают основы стиля и направления в живописи, графике и скульптуре на примере произведений русских (А. Рублёв, Б. К. Растрелли, Э. М. Фальконе, И.П. Мартос, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, О. А. Кипренский и др.) и зарубежных ( Л. Да Винчи, Рафаэль, Санти, Микеланджело, Буанарроти, Тициан, П. Брейгель, Эль Греко, А. Дюрер, Д. Арчимбольдо, М. Караваджо и др.) художников. Учащиеся узнают о художественных стилях в искусстве XX века (модерн, авангард, соцреализм, постмодернизм).

Учащиеся получают представление о творчестве выдающихся деятелей киноискусства (Ч. Чаплин, У. Дисней, С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, С, Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский и до.), театра (Б. Брехт, Б. Шоу, И. Бергман, П. Брук, П. Штайн, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов и др.), хореографии (М. Бежар, Д. Ноймайер, М. Петипа, Ю. Григорович и др.). Народное искусство раскрывается во всем интонационно-жанровом многообразии самобытных культурных традиций (фольклор народов России и других стран, региональные традиции). Накапливаются знания о всемирно известных исполнителях ( Р. Тибальди, Л. Паваротти, Г. фон Караян, Е. Ф. Светланов, Л.А. Русланова, Л.Г. Зыкина, С. Я. Лемешев, И. Козловский и др.), актёров театра и кино (Г. Гарбо, А. Делон, Л. Орлова, Н. Черкасов, М. Ульянов, В. Тихонов, Н. Мордюкова и др), артистах балета и выдающихся танцовщиках (А. Истомина, А. Павлова, В. Нижинский, А. Дункан, Г. Уланова, Р. Нуриев, М Эсамбаев, В. Васильев, М. Плисецкая и др.), исполнительских коллективах современности (Венский хор мальчиков, Бостонский симфонический оркестр, Камерный оркестр Гидона Кремера, Голландский королевский оркестр Концертгебау, Фольклорный ансамбль Д. Покровского, Ансамбль песни и пляски Российской армии им. А. А. Александрова, Государственный академический ансамбль народного танца И. Моисеева и др.).

Данный предмет представлен двумя линиями: «Искусство как духовный опыт человечества», «Современные технологии в искусстве». Они направлены на формирование целостного представления об искусстве и обобщении разнообразных знаний, умений и способов учебной деятельности, полученных учащимися в ходе изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе.

Искусство как духовный опыт человечества. Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания в изделиях народного искусства. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций.

Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы, эстетическое воздействие слов и музыкальных звуков на человека. Особенности воплощения вечных проблем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Современность в музыке и литературе.

Пространственные (пластические) искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура и дизайн, декоративно-прикладное искусство. Средства художественной выразительности пластических искусств. Единство стиля эпохи в архитектуре, живописи, материальной культуре. Роль пластических искусств в жизни человека и общества: формирование архитектурного облика городов, организация масс средствами плаката, открытие мире в живописи, книжной и станковой графике, украшение быта изделиями декоративно-прикладного искусства и др. Особенности современного изобразительного искусства: перформанс, акция, коллаж и др.

Пространственно-временные искусства. Средства художественной выразительности в киноискусстве. Создание кинофильма как коллективный художественно-творческий процесс. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой и историей. Драматургия – основа театрального искусства. Опера как синтетический жанр. Возникновение танца и основные средства его выразительности. Балет. Эмоциональное воздействие хореографического искусства на зрителей.

Современные технологии в искусстве. Компьютерная графика как область художественной деятельности. Использование компьютера для синтеза изображений, обработка визуальной информации, полученной из реального мира. Применение данной технологии в изобразительном искусстве: компьютерный дизайн, анимации, художественное проектирование, полиграфия, спецэффекты в кинематографе. Соотношение технических характеристик и художественной основы получаемого творческого продукта. Отличия в восприятии визуального произведения: классического и с использованием компьютера.

Электронная музыка. История появления и особенности звучания. Электронная музыка как музыкальное сопровождение театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов. Электронные музыкальные инструменты: общее представление о возникновении и способах звучания. Выразительные средства и возможности музыкальных инструментов в передаче художественного образа. Современное электронное музыкальное творчество.

Мультимедийное искусство. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Особенности и возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений искусства. Современное телевидение и его образовательный потенциал. Особенности телевизионного изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объёма. Эстетическое воздействие телевидения на человека.

Традиции и новаторство в искусстве. Искусство в современном информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Художественный образ в различных видах искусства, специфика восприятия. Взаимодополнение выразительных средств разных видов искусства. Значение искусства в духовном и интеллектуально-творческом развитии личности.

Тематическое планирование

8 класс (1 час в неделю, всего 35 ч.)

Содержание курса

Темы уроков

Характеристика деятельности учащихся

Искусство как духовный опыт человечества

Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания в изделиях народного искусства. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций.

7 часов

Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Коллективная художественно-творческая деятельность: феномен духовности, национальные традиции, эстетические идеалы. Единство формы и содержания в изделиях народного искусства, основанное на функциональном соединении утилитарных потребностей человека и его верований. Древние образы народного искусства, используемые в орнаментах, украшающих изделия, и их интерпретация в последующем искусстве. Специфика языка народного искусства: декоративность, орнаментальность, лаконичность, использование простых ритмов. Взаимосвязь народного искусства с жизнью и различными явлениями отечественной и мировой культуры. Многообразие фольклорных традиций мира: отражение специфики художественного мышления, национального характера и самосознания. Творческое переосмысление народных традиций в современной культуре. Этническая музыка. Самобытность и характерные черты этнической музыки различных культур мира. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций.


Эмоционально воспринимать народное искусство во всём его многообразии.

Рассуждать об истоках национальных традиций, основе профессиональных школ.

Осознавать единство формы и содержания в изделиях народного искусства.

Понимать специфику языка народного искусства, фольклорных традиций народов мира.

Участвовать в коллективной художественно-творческой деятельности (игры, действа, обряды, изготовление предметов быта и др.).

Раскрывать взаимосвязь народного искусства с мировой художественной культурой.

Передавать особенности народных (региональных) традиций в разнообразной художественной деятельности.

Самостоятельно исследовать с помощью сети Интернет многообразие современной этнической музыки (звучание народных инструментов, характерный ритм, манера исполнения).

Исполнять отдельные образцы музыки народов мира в соответствии с их жанровой основой.

Участвовать в создании простейших аранжировок музыки народов мира с помощью готовых шаблонов

Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы, эстетическое воздействие слов и музыкальных звуков на человека. Особенности воплощения вечных проблем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Современность в музыке и литературе.

4 часа

Временные искусства. Музыка и литература: специфика языка (слово, звук, мысль, чувство), единство происхождения (народное музыкально-поэтическое искусство), интонационная общность пения и речи, воссоздание образов реального мира. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы, эстетическое воздействие слов и музыкальных звуков на человека. Особенности воплощения вечных проблем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Современность в музыке и литературе. Техники музыкальной композиции (сериализм, додекафония, алеаторика и др.). Полистилистика в современной литературе.


Понимать истоки. Взаимосвязь и специфику музыки и литературы как временных искусств.

Осознавать звукосмысловое единства пения и речи.

Анализировать специфику воплощения жизненных проблем во временных искусствах.

Воспринимать слово и звук как «первоэлемент» образного смысла.

Самостоятельно исследовать техники современной музыкальной композиции (на одном примере).

Участвовать в коллективной художественной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Эмоционально воплощать отдельные литературные и музыкальные образы в различных видах художественного творчества.

Участвовать в создании элементарных музыкальных композиций. Раскрывающих или дополняющих литературные образы.

Пространственные (пластические) искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура и дизайн, декоративно-прикладные искусства. Средства художественной выразительности пластических искусств. Единство стиля эпохи в архитектуре, живописи, материальной культуре. Роль пластических искусств в жизни человека и общества: формирование архитектурного облика городов, организация масс средствами плаката, открытие мире в живописи, книжной и станковой графике, украшение быта изделиями декоративно-прикладного искусства и др. Особенности современного изобразительного искусства: перформанс, акция, коллаж и др.

14 часов

Визуально-пространственная природа пластических искусства (изобразительные и декоративно-прикладные искусства, архитектура и дизайн). Художественный образ в пластических искусствах. Эмоционально-эстетическое воздействие произведений пластических искусств на человека. Художественные особенности языка живописи. скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Основные художественные стили Европа: античность, готика, стиль эпохи Возрождения, классицизм. Модерн. Стилистическое единство произведений эпохи, отражающейся в художественной форме и содержании творений. Взаимосвязь произведений пластического искусства и культурных особенностей эпохи. Роль пластических искусств в жизни человека и общества. Формирование средствами архитектуры облика городов. Храмовая и светская архитектура. Понимание храма как вместилища Бога. Специфика православного. Католического, мусульманского и буддийского храмов, связанная с особенностями мировоззрения. Монументальная скульптура, её роль в формировании образа города и в создании общественного мнения о личности правителя. Открытие мира и художественное познание мира с помощью станковых видов искусства (живопись, графика, скульптура). Книжная графика и плакат как наиболее массовые виды искусства ХХ века. Позитивная и негативная роль массовых искусств (организация масс средствами плаката на борьбу с фашистскими захватчиками в годы ВОВ. Дезинформация средствами современных рекламных плакатов и листовок). Создание комфортных и эстетичных предметов средствами дизайна и декоративно-прикладного искусства). Особенности современного изобразительного искусства: перформанс, акция, коллаж и др. Актуальность и концептуальность современного изобразительного искусства.


Раскрывать особенности формы и содержания на примере отдельных произведений пластических искусств.

Анализировать и сопоставлять специфику отдельных произведений пространственных искусств и культурные особенности эпохи.

Размышлять о значении живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна в жизни современного человека.

Оценивать с эстетических позиций архитектурный облик своего города, улицы.

Участвовать в разработке коллективного архитектурного проекта «Наш город».

Различать в общих чертах специфику храмовой архитектуры.

Понимать значение монументальной скульптуры в формировании образа городов мира.

Изучать с помощью сети Интернет высокохудожественные образцы монументальной скульптуры, расположенные в столицах различных стран мира.

Участвовать в коллективном проекте по разработке плакатов различной тематики.

Создавать различные изделия декоративно-прикладного искусства для оформления класса, школы и др.

Воплощать творческие замыслы на основе применения современных технических приёмов изобразительного искусства.

Пространственно-временные искусства. Средства художественной выразительности в киноискусстве. Создание кинофильма как коллективный художественно-творческий процесс. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой и историей. Драматургия – основа театрального искусства. Опера как синтетический жанр. Возникновение танца и основные средства его выразительности. Балет. Эмоциональное воздействие хореографического искусства на зрителей.



10 часов

Пространственно-временные искусства: кино, театр и хореография. Киноискусство (фильм: научно-популярный, документальный, художественный, игровой и др.); возникновение кино, специфика киноязыка (кадр, монтаж, план, ракурс и др. Средства художественной выразительности в киноискусстве (музыка, звук, свет, цвет и др.). Создание кинофильма как коллективный художественно-творческий процесс (сценарист, режиссёр, оператор, художник, актёр). Театральное искусство. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой и историей. Драматургия – основа театрального искусства. Театр драматический и музыкальный, театр кукол. Театральный спектакль и его создание (драматург, режиссёр, художник, композитор, хореограф, актёр и др.). Опера как синтетический жанр, объединяющий драматургию, хореографию (балет), изобразительное искусство (костюмы, грим, декорации) и музыку. Хореографическое искусство. Возникновение танца и основные средства его выразительности (движения и позы, темп и ритм, мимика и пластика, композиция и др.). Народный и классический, современный и бальный танец. Эмоциональное воздействие хореографического искусства на зрителей.


Эмоционально воспринимать выдающиеся произведения пространственно-временных искусств.

Осознавать основные средства художественной выразительности киноискусства. Специфику киноязыка.

Участвовать в создании экранного произведения (видеофильм, видеоряд, видеоклип) о школе, семье, одноклассниках, родном крае (вид деятельности – актёр, режиссёр, сценарист, музыкальный редактор и др.).

Рассуждать о значении театра в жизни современного общества.

Понимать драматургические основы театрального искусства.

Знать особенности драматического и музыкального театра и специфику деятельности их создателей.

Принимать участие в постановке школьных театральных спектаклей.

Воспринимать оперу как вид музыкально-театрального искусства.

Осмыслять основные выразительные средства хореографического искусства.

Самостоятельно определять разновидности танца.

Находить в сети Интернет информацию о современных театральных и хореографических постановках, экранизациях литературных произведений.

Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективной деятельности по созданию кинофильма (видеоклипа, видеоролика), в постановке театрального спектакля (фрагмента).


9 класс (1 час в неделю, всего 35 ч.)

Содержание курса

Темы уроков

Характеристика деятельности учащихся

Современные технологии в искусстве

Компьютерная графика как область художественной деятельности. Использование компьютера для синтеза изображений, обработка визуальной информации, полученной из реального мира. Применение данной технологии в изобразительном искусстве: компьютерный дизайн, анимации, художественное проектирование, полиграфия, спецэффекты в кинематографе. Соотношение технических характеристик и художественной основы получаемого творческого продукта. Отличия в восприятии визуального произведения: классического и с использованием компьютера.


7 часов

Компьютерные технологии в изобразительном искусстве. Компьютерная графика как область художественной деятельности. Использование компьютера для синтеза изображений, обработка визуальной информации, полученной из реального мира. Художественное творчество и технология: соотношение и взаимодействие для создания произведения искусства. Компьютер как инструмент художника Основные черты художественной работы с применением компьютерных технологий (компьютерный дизайн, анимации, художественное проектирование, полиграфия, спецэффекты в кинематографе) и особенности их восприятия. Соотношение технических характеристик и художественной основы получаемого творческого продукта. Отличия в восприятии визуального произведения: классического и с использованием компьютера. Основные компьютерные программы, используемые для оформления и вёрстки книг и журналов: Photoshop, InDesign и др.


Применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений.

Воплощать творческие идеи с помощью компьютерных технологий.

Осознавать возможности современных технологий для самостоятельного художественного творчества.

Создавать художественные работы различной тематики.

Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенствования.

Понимать специфику восприятия различных визуальных воспроизведений.

Самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформление иллюстрированных журналов об одноклассниках и учителях и пр.


Электронная музыка. История появления и особенности звучания. Электронная музыка как музыкальное сопровождение театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов. Электронные музыкальные инструменты: общее представление о возникновении и способах звучания. Выразительные средства и возможности музыкальных инструментов в передаче художественного образа. Современное электронное музыкальное творчество.


10 часов

Электронная музыка. История появления и особенности звучания. Сочинение электронной музыки как процесс поиска необходимого звучания, его записи, обработки и оформления. Возможности электронной музыки в передаче различных звуковых эффектов. Электронная музыка как музыкальное сопровождение театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов. Электронные музыкальные инструменты: общее представление о возникновении и способах звучания. Терменвокс, электрогитара, электроорган, клавишный синтезатор, цифровое фортепиано, музыкальный компьютер и др. Выразительные средства и возможности музыкальных инструментов в передаче художественного образа. Современное электронное музыкальное творчество.

Воспринимать электронную музыку и высказывать о ней собственное мнение.

Находить в сети Интернет, энциклопедиях информацию об истории появления электронной музыки.

Эмоционально откликаться и оценивать с эстетических позиций звучание электронных музыкальных инструментов.

Знать отдельные электронные музыкальные инструменты и сравнивать их звучание с традиционными акустическими инструментами.

Участвовать в коллективной импровизации на каких-либо электронных инструментах.


Мультимедийное искусство. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Особенности и возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений искусства. Современное телевидение и его образовательный потенциал. Особенности телевизионного изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объёма. Эстетическое воздействие телевидения на человека.


11 часов

Мультимедийное искусство. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Особенности и возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений искусства. Специфика воплощения движения и пространства с помощью фото- и видеоаппаратуры. Звуковые, цифровые и интернет-объекты: общее представление, своеобразие отражения действительности, характерные черты и свойства. Цифровое фото. Фотография как способ художественного отражения. Особенности передачи визуального образа в художественной фотографии. Современное телевидение и его образовательный потенциал. Особенности телевизионного изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объёма. Эстетическое воздействие телевидения на человека.


Рассуждать об особенностях мультимединого искусства.

Самостоятельно изучать современные мультимедийные технологии и их возможности в создании произведений искусства.

Понимать особенности воплощения движения и пространства в помощью современной аппаратуры и творчески применять её для создания художественных продуктов.

Исследовать характерные черты и свойства звуковых, цифровых и интернет-объектов.

Понимать специфику фотоискусства.

Постигать особенности изображения подвижных объектов с помощью ТВ.

Анализировать современные телепередачи познавательного, досугового и др. характера с позиции эстетических идеалов и художественной ценности.

Размышлять о позитивном и негативном воздействии ТВ на эмоциональное состояние человека и духовно-нравственное состояние общества.

Традиции и новаторство в искусстве. Искусство в современном информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Художественный образ в различных видах искусства, специфика восприятия. Взаимодополнение выразительных средств разных видов искусства. Значение искусства в духовном и интеллектуально-творческом развитии личности.


7 часов

Традиции и новаторство в искусстве. Искусство в современном информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Обобщённое представление о единой образной природе различных видов искусства. Художественный образ в различных видах искусства, специфика восприятия. Взаимодополнение выразительных средств разных видов искусства. Значение искусства в духовном и интеллектуально-творческом развитии личности.


Осознавать значение искусства в жизни современного человека.

Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве.

Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.

Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства.

Участвовать в различных видах художественного творчества.

Оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры.

Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса.



Материально – техническое обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Материалы ФГОС: примерная программа «Искусство»

Д

ФГОС ООО, примерная программа «Искусство»

Хрестоматии с нотным материалом. Сборники песен и хоров.

Д


Альбомы по искусству, репродукции. Методические журналы по искусству

Д


Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству, включая кино, театр, хореографию

Д

Необходимы для подготовки учителя к урокам

Справочные пособия, энциклопедии по искусству, словарь терминов

Д/П

Музыкальная энциклопедия, энциклопедии по театру, кино, изобразительному искусству, хореографии. Словарь юного музыканта.

Альбомы по различным видам искусства. Книги о художниках и художественных музеях.

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

Д


Портреты выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, кинорежиссёров. Актёров, певцов и т.д.

Д


Атласы музыкальных инструментов

Д


Мультимедийный компьютер с художественный

программным обеспечением; со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением



Мультимедийный проектор



Сетевой фильтр-удлиннитель (5 розеток)



Стол для проектора



Экран



Аудиозаписи по различным видам искусства

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса

DVD-фильмы по различным видам искусства, в том числе памятники архитектуры, художественные музеи и т.п. Оперные, балетные, театральные спектакли, мюзиклы.

Д

По одному каждого наименования

Музыкальные инструменты:

фортепиано, клавишный синтезатор, баян, гитара.

Д

Для учителя

Детский клавишный синтезатор

Д


Комплект детских музыкальных инструментов

П


Расходные материалы: нотная бумага, цветные мелки, фломастеры

К

Д

Для оформления музыкально-графических схем

Персональный компьютер

Д

Для учителя

Стеллажи для книг и оборудования

Д


Мебель для проекционного оборудования, хранения плакатов и таблиц

Д

Кассетницы, плакатницы


Д – демонстрационный экземпляр (1 экз.),

К – полный комплект ) исходя из наполняемости класса),

П – комплект, необходимый для практической работы в группах (6-7 экз.).





Планируемые результаты изучения учебного предмета «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

Содержания курса направлено на гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формирование целостного представления о мире, развивает образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения. Общение учащихся с мировым культурным наследием способствует полноценному духовному и разностороннему развитию.

В результате освоения учебного предмета «Искусство» ученик научится:

- понимать художественный образ как отражение всеобщего в единичном, воплощении действительности с позиции эстетического идеала, как эстетическое воспроизведение окружающего мира в слове, музыкальной интонации, рисунке, цвете, кадре, свете и др.;

- эстетически оценивать произведения искусства;

- размышлять об искусстве, рассуждать, высказывать своё мнение, аргументировать выводы;

- применять средства художественной выразительности различных видов искусства;

- познавать духовный опыт человечества через самовыражение в различных видах искусства;

- применять полученные знания, умения, навыки при реализации творческих способностей;

- применять информационно-коммуникационные технологии в художественно-творческой практике:

- определять принадлежность художественных произведений к одному из видов и жанров на основе характерных средств выразительности;

- анализировать произведение, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях, давать ему личностную оценку;

- воспринимать явления художественной культуры разных времен и народов мира, осознавать роль искусства в жизни человека и человечества;

- анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.

Изучение учебного предмета «Искусство» формирует культуру восприятия современных и традиционных видов искусства, развивает учебно-творческие и общие художественные способности, воспитывает эстетическое отношение к миру. Обучение искусству на данном этапе раскрывает потенциал в преобразовании духовного мира человека и общества в целом.







Рабочая программа "Искусство 8-9 класс"
  • Музыка
Описание:

Рабочая программа «Искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной учебной программы «Искусство» основного общего образования, утверждённой Министерством образования РФ.  Рассчитана на 2 года обучения.

 

Программа разработана на основе взаимодействия в изучении предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» и раскрывает специфику, своеобразие духовного, нравственно-эстетического опыта человечества, обобщает на содержательном уровне имеющиеся у учащихся представления о различных видах искусства в целом. 

Автор Моисеева Елена Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1808
Номер материала 25080
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓