Главная / ИЗО, МХК / Рабочая программа "Бумажные кружева" (11-14лет)

Рабочая программа "Бумажные кружева" (11-14лет)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Верховажский Дом детского творчества»

«Утверждаю»

«___»_______________2013 г.

Директор МБОУ ДОД «Верховажский

Дом детского творчества»__________

(С.В.Кузнецова)







Рабочая программа учебного курса «Бумажные кружева» для детей 11-14 лет



Автор:

Андреева Анастасия Владимировна,

педагог дополнительного образования,

II квалификационная категория















с. Верховажье

2014 г.

Пояснительная записка

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается материалом, который доступен каждому.

Бумажная филигрань-старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». Эта техника открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественный вкус

Основной принцип программы - «от простого - к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка.

В процессе работы по программе «Бумажные кружева» дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления и др.

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.


Цель программы:

-интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Обучающие задачи:

-знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;

-обучать различным приемам работы с бумагой;

-формировать умение следовать устным инструкциям;

-знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарный запас ребенка специальными терминами.

-создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие задачи:

-развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение

-развивать мелкую моторику рук и глазомер;

-развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к искусству квиллинга;

-формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

-расширять коммуникативные способности детей.


Формы и методы занятий:

В процессе обучения используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, конкурсы и др. А так же различные методы:

  • Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-словесный (устное изложение, беседа и т.д.);

-практический (выполнение работ по схемам и инструкционным картам);

-наглядный(показ иллюстраций, работа по образцу и т.д.).

  • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);

-репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

-частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

  • Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

-фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);

Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);

-групповой(организация работы в группах);

-индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий).


Направления работы:

Изготовление цветов в технике квиллинг.

Изготовление сувениров и открыток к праздникам.

Конструирование.


Организационно-методическое обеспечение программы:

Программа «Бумажные кружева» рассчитана на 1 год обучения. Численность детей в группе кружка не должна составлять более 12 человек. Группа формируется из детей в возрасте от 8 до 11 лет.

Год обучения количество часов количество детей

1 в год 144 12


Тип программы:

Программа является модифицированной и основана на программе «Волшебный квиллинг» (автор Суханова Татьяна Николаевна).

Формы работы:

-индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

-групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

-коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).


Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе учащиеся:

-научатся различным приемам работы с бумагой;

-будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

-научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

-будут создавать композиции с изделиями, сделанными в технике квиллинг;

-разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;

-познакомятся с искусством бумагокручения;

-овладеют навыками культуры труда;

-улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


Формы подведения итогов реализации программы:

Проведение выставок работ учащихся и участие в конкурсах различного уровня.


Принципы, лежащие в основе программы:

-доступности (простота, соответствие возрасту и индивидуальным особенностям детей);

-наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

-демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

-научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

-«от простого - к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).


Техническое оснащение занятий:

Для занятий в кружке учащимся необходимо иметь:

-цветную двухстороннюю бумагу;

-гофрированный, белый и цветной картон;

-клей ПВА и Момент;

-зубочистка;

Инструменты: ножницы обычные и фигурные, простые карандаши, линейки, кисти для клея, клеенки.

Учебно-тематический план


п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2

-

2

2.

Материал - бумага

1,5

0,5

2

3.

Вырезание полосок для квиллинга

0,5

9,5

10

4.

Основные формы: «капля», «треугольник», «долька»

0,5

3,5

4

5.

Основные формы: «квадрат», «прямоугольник»

0,5

1,5

2

6.

Основные формы: «завитки»

0,5

1,5

2

7.

Основные формы: «спирали», в виде стружки

0,5

1,5

2

8.

Основные формы: «глаз», «лист»

0,5

1,5

2

9.

Основные формы: «полукруг», «стрела». Композиция из основных форм

0,5

1,5

2

10.

Изготовление цветов

2

8

10

11.

Композиция из цветов

0,5

3,5

4

12.

Открытка для учителя

0,5

1,5

2

13.

Открытка к Новому году

0,5

3,5

4

14.

Декоративная подвеска «Ангелок»

1

5

6

15.

Снежинка

1

5

6

16.

Коллективная работа «Рождественское чудо»

0,5

3,5

4

17.

Открытка - валентинка

0,5

1,5

2

18.

Изготовление коробочек и украшение их букетами, выполненными в стиле квиллинга

1

9

10

19.

Гофрированный картон

0,5

3,5

4

20.

Занимательные игрушки

1

7

8

21.

Коллективная работа «Композиция из гофрированного картона»

1

9

10

22.

Композиция «Бабочки»

1

5

6

23.

Открытка «Букет тюльпанов»

1

5

6

24.

Пасхальное яйцо

1

5

6

25.

Поделка «Зеленый попугай»

1

7

8

26.

Изготовление сувениров к празднику

1

9

10

27.

Участие в тематических праздниках, выставках

1

9

10

Итого:

23

121

144


Содержание программы


п/п

Тема

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2часа

(2часа) Педагог знакомит кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы с техникой безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Набор кружковцев.


2.

Материал – бумага.

2 часа

(1, 5 часа) Педагог рассказывает, как родилась бумага, историю ее возникновения, о свойствах бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.

(0,5 часа)Дети на практике знакомятся с видами бумаги(писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная)и её свойствами (прочность, водопроницаемость).

3.

Вырезание полосок для квиллинга.

10 часов

(0, 5 часа) Педагог рассказывает об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.

(9,5 часа) Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.

4.

Основные формы: “капля”, “треугольник”, “долька”.

4 часа

(0, 5 часа) Педагог объясняет, как правильно накрутить рол, рассказывает о технологии изготовления форм “капля”, “треугольник”, “долька”. Знакомит с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.


(3, 5 часа) Дети с помощью учителя, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

5.

Основные формы: “квадрат”, “прямоугольник”.

2 часа

(0, 5 часа) Педагог рассказывает о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”.

(1, 5 часа) Дети с помощью учителя, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

6.

Основные формы: “завитки”.

2 часа

(0, 5 часа) Педагог объясняет, как выполняется форма «завиток».

(1, 5 часа) Дети самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы.

7.

Основные формы: “спирали в виде стружки”.

2 часа

(0, 5 часа) Педагог объясняет, как выполняется форма «спираль в виде стружки».

(1, 5 часа) Дети самостоятельно выполняют форму «спираль в виде стружки». Конструируют из этой формы.

8.

Основные формы: «глаз», «лист».

2 часа

(0, 5 часа) Педагог объясняет, как выполняется форма «глаз», «лист», показывает обозначение этих форм на схеме.

(1, 5 часа) Дети самостоятельно выполняют формы «глаз», «завиток». Конструируют из этих форм.

9.

Основные формы «полукруг», «стрела».

2 часа

(0, 5 часа) Педагог объясняет, как выполняется форма «полукруг», «стрела», показывает обозначение этих форм на схеме.

(1, 5 часа) Дети самостоятельно выполняют формы «полукруг», «стрела». Конструируют из этих форм.

10.

Изготовление цветов.

10 часов

(2 часа) Педагог рассказывает о технологии изготовления простых и бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Рассказывает о приемах работы и сборки цветов, о подборе цветовой гаммы.

(8 часов) Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. Изготовление простых цветов из базовых форм (роза, ирис, сирень). Изготовление бахромчатых цветов.

11.

Композиция из цветов

4 часа

(0, 5 часа) Педагог знакомит с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях.

(3, 5 часа) Композиция из основных форм. Составление композиции из форм.

12.

Открытка для учителя

2 часа

(0, 5 часа) Педагог знакомит с примерами оформления открыток.

(1, 5 часа) Работа выполняется индивидуально. Дети делают заготовки к открытке. Затем собирают открытку.

13.

Открытка к Новому году

4 часа

(0, 5 часа) Педагог знакомит с примерами оформления открыток.

(3, 5 часа) Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз. Выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку. Работа выполняется индивидуально.

14.

Декоративная подвеска «Ангелок»

6 часов

(1 час) Педагог знакомит с примерами декоративных подвесок

(5 часов) Дети разрабатывают дизайн подвески. Делают эскиз. Выполняют необходимые заготовки. Оформляют. Работа выполняется индивидуально.

15.

Снежинка

6 часов

(1 час)Педагог знакомит с технологической картой изготовления поделки «Снежинка». Показывает примеры работ - композиции снежинок из основных форм: «глаз», «завитки», «круг», «капля» и др.

(5 часов)Работа выполняется индивидуально. Дети изготавливают основные элементы для снежинки собственного дизайна. Выполняют заготовки из базовых форм.Собирают снежинку.

16.

Коллективная работа «Рождественское чудо»

4 часа

(0, 5 часа)Педагог показывает примеры композиции различных форм в виде «сугроба», «дерева», «луны», «ангелов» и др.

(3, 5 часа)Дети изготавливают основные элементы для коллективной работы. Собирают композицию.

17.

Открытка – валентинка

2 часа

(0, 5 часа) Педагог знакомит с примерами оформления открытки-валентинки. Рассказывает о технологии изготовления открыток с элементами плетения.

(1, 5 часа) Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки. Выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку.

18.

Изготовление коробочек и украшение их букетами, выполненными в стиле квиллинга

10 часов

(1 час) Педагог рассказывает о технологии выполнения коробочки. (квадратная, прямоугольная), показывает способы изготовления коробок из бумаги, примеры оформления крышек коробочек.


(9 часов)

Подготовка материала для выполнения коробочки (картон). Нанесение схемы на бумагу. Дети создают коробку по шаблону, предложенному учителем. Изготовление базовых форм для оформления. Дети украшают крышку коробки самостоятельно.

19.

Гофрированный картон

4 часа

(0, 5 часа) Педагог знакомит детей с гофрированным картоном - гофрированным видом бумаги. Свойства гофрированного картона.

(3, 5 часа) Выполнение базовых форм из гофрированного картона. Составление простых композиций из форм.

20.

Занимательные игрушки

8 часов

(1 час) Педагог рассказывает о технологии выполнения игрушек из гофрированного картона. Показывает примеры игрушек.

(7 часов) Изготовление игрушек «Дед Мороз», «Клоун», «Гном». Изготовление базовых форм. Сбор игрушки. Оформление поделки.

21.

Коллективная работа «Композиция из гофрированного картона»

10 часов

(1 час) Педагог дает задание для выполнения коллективной работы.

(9 часов) Коллективная работа. Композиция из гофрированного картона. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего” и выполняют композицию.

22.

Композиция «Бабочки»

6 часов

(1 час) Педагог знакомит с технологией выполнения поделки «Бабочка».

(5 часов) Изготовление заготовок, базовых форм. Подбор цветовой гаммы. Сборка поделки. Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально.

23.

Открытка «Букет тюльпанов»

6 часов

(1 час) Педагог дает задание для выполнения коллективной работы.

(5 часов) Работа выполняется индивидуально. Дети делают заготовку к открытке. Делают базовые заготовки цветка «тюльпан». Затем собирают открытку. Работа выполняется коллективно. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего” и выполняют открытку.

24.

Пасхальное яйцо

6 часов

(1 час) Педагог рассказывает о технологии выполнения поделки «Пасхальное яйцо».


(5 часов) Разработка дизайна поделки «Пасхальное яйцо». Изготовление базовых форм. Сборка поделки.

25.

Поделка «Зеленый попугай»

8 часов

(1 час) Педагог знакомит с технологией изготовления поделки «Зеленый попугай», рассказывает, какие базовые формы используются.

(7 часов) Изготовление заготовок, базовых форм. Подбор цветовой гаммы. Сборка поделки. Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально. Задания дает детям педагог.

26.

Изготовление сувениров к празднику

10 часов

(1 час) Педагог дает задание для выполнения коллективной работы.

(9 часов) Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с темой выполняемой работы.

27.

Участие в тематических праздниках, выставках

10 часов

(1 час) Учитель рассказывает о традиционных и тематических праздниках. Как дарить подарки, сделанные своими руками.

(9 часов) Коллективные, групповые и индивидуальные работы с использованием техники квиллинга.


Диагностика результатов образовательной деятельности

Срез творческих и эстетических знаний и умений



Фамилия, имя обучаемого

Организация рабочего места

Основы квиллинга

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями

Знание базовых форм и условных обозначений

Владение разнообразными приемами

Овладение основными навыками работы с различными видами бумаги

Умение пользоваться чертежами и схемами

Моделирование художественно-выразительных форм

Проявление творчества и фантазии в создании работ

Стремление к совершенству и законченности в работе

Система оценок: «3»- уровень низкий, «4»- уровень средний, «5»- уровень высокий

















ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА

учета проявления творческих способностей

Фамилия, имя ребенка ____________________________________________

Возраст________________________________________________________

Вид и название детского объединения________________________________

Ф.И.О. педагога_________________________________________________

Дата начала наблюдения______________________________________________

Баллы:

Не умею (1).

Умею иногда (2).

Умею с чьей-то помощью (3).

Умею, но в зависимости от сложности материала (4).

Умею всегда (5).

Проявление творческих способностей


1. Участие в проведении праздников, концертов


2. Участие в конкурсах


3.Работа по образцу.


4.Работа с внесением изменений.


5.Работа над своим вариантом.


6.Конструирование.


7. Владение техникой.


8. Придумывание композиций.


9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.




ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УРОВНЯМ

Оценка результатов по уровням:

  • Низкий уровень – 1б, 2б.

  • Средний уровень – 3б, 4б.

  • Высокий уровень – 5б.

уровни

показатели

год обучения

Н

С

В

1. Участие в проведении праздников, концертов.




2. Участие в конкурсах.




3.Работа по образцу;




4.Работа с внесением изменений;




5.Работа над своим вариантом.




6.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию;




7. Владение техникой.




8. Придумывание композиций.




9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.




Средний процент






ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА

учета результатов интеллектуальных умений

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого результата)

Фамилия, имя ребенка _____________________

Возраст__________________________________

Вид и название детского объединения________

Ф.И.О. педагога__________________________

Дата начала наблюдения___________________

Баллы: Не умею или умею иногда (2).

Умею с чьей-то помощью (3).

Умею, но в зависимости от сложности материала (4).

Умею всегда (5).



п/п

Сроки диагностики




Показатели

1-й год обучения


1.

Сосредоточенно работать над учебным материалом более или менее интересным


2.

Сосредоточенно работать, даже если твоя работа не будет иметь успеха


3.

Ответственно относиться к выполнению различных поручений на занятии


4.

Выполнять индивидуальные задания на занятии


5.

Выполнять задания вне занятий, т.е. дома.


6.

Организовывать работу других на занятии


7.

Помогать другим обучающимся по заданию педагога.






Список литературы.

Список литературы для детей:

1. А. Быстрицкая. Бумажная филигрань. - М.: Просвещение, 1982.

2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. - М.: Росмэн, 1996.

3. Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент.- М.: Университет, 2000.

4. Д. Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги.-С.-Пб.: Полигон, 1998.

Список литературы для учителя:

1.Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия (Перевод с английского) - М: Эксмо, 2006 – 256 с.

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1991.

3. Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. - М.: Просвещение, 1982.

4.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- М.: Искусство в школе, 1995.

5. С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М.: Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.

6. С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.



13


Рабочая программа "Бумажные кружева" (11-14лет)
  • ИЗО, МХК
Описание:

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается материалом, который доступен каждому.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». Эта техника открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественный вкус

Основной принцип программы - «от простого - к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с  использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).

Цель программы:

-интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

*        Материал – бумага

*        Вырезание полосок для квиллинга

*        Основные формы: «капля», «треугольник», «долька»,  «квадрат», «прямоугольник», «завитки», «спирали», в виде стружки, «глаз», «лист», «полукруг», «стрела».

*        Композиция из основных форм

*        Изготовление цветов

*        Открытка

*        Декоративная подвеска «Ангелок»

*        Изготовление коробочек и украшение их букетами, выполненными в стиле квиллинга

*        Гофрированный картон

*        Занимательные игрушки

*        Коллективная работа

 

Автор Андреева Анастасия Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 354
Номер материала 42008
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓