МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН
Государственное БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТАТИСТИКИ, ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ
ТЕХНИКИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профессионального модуля
ПМ.02 Участие в разработке информационных систем
Специальность СПО:
230401 Информационные системы (по отраслям)
Программа подготовки
Базовая
Форма получения образования
очная
Уфа-2014
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта СПО (далее – ФГОС) по специальности
среднего профессионального образования 230401 Информационные системы (по
отраслям).
Организация-разработчик:
|
Федеральное государственное образовательное
учреждение среднего профессионального образования «Уфимский колледж
статистики, информатики и вычислительной техники»
|
Разработчики:
Калимуллина З.К., преподаватель ФГОУ СПО
«Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники»;
Рекомендована Экспертным советом _______________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение Экспертного совета №____________
от «____»__________200__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
|
стр.
4
|
2. результаты освоения
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
6
|
3. СТРУКТУРА
и содержание профессионального модуля
|
7
|
4 условия реализации программы
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
14
|
5. Контроль и оценка результатов
освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
|
17
|
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
Участие в разработке информационных систем
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля
(далее Рабочая программа) – является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 Информационные
системы (по отраслям) (базовой подготовки) в
части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Участие в разработке информационных систем и
соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.
Участвовать в разработке
технического задания.
2.
Программировать в
соответствии с требованиями технического задания.
3.
Применять методики
тестирования разрабатываемых приложений.
4.
Формировать отчетную
документацию по результатам работ.
5.
Оформлять программную
документацию в соответствии с принятыми стандартами.
6.
Использовать критерии
оценки качества и надежности функционирования информационной системы.
Рабочая программа
профессионального модуля может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в областях,
связанных с разработкой и эксплуатацией информационных системам, при
наличии среднего (полного) образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам
освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
иметь практический
опыт:
-
использования
инструментальных средств обработки информации;
-
участия в разработке
технического задания;
-
формирования отчетной
документации по результатам работ;
-
использования стандартов
при оформлении программной документации;
-
программирования в
соответствии с требованиями технического задания;
-
использования критериев
оценки качества и надежности функционирования информационной системы;
-
применения методики
тестирования разрабатываемых приложений;
-
управления процессом
разработки приложений с использованием инструментальных средств;
уметь:
-
осуществлять
математическую и информационную постановку задач по обработке информации,
использовать алгоритмы обработки информации для различных приложений;
-
уметь решать прикладные
вопросы интеллектуальных систем с использованием статических экспертных систем,
экспертных систем реального времени;
-
использовать языки
структурного, объектно-ориентированного программирования и языка сценариев для
создания независимых программ, разрабатывать графический интерфейс приложения;
-
создавать проект по
разработке приложения и формулировать его задачи, выполнять управление проектом
с использованием инструментальных средств;
знать:
-
основные виды и процедуры
обработки информации, модели и методы решения задач обработки информации
(генерация отчетов, поддержка принятия решений, анализ данных, искусственный
интеллект, обработка изображений);
-
сервисно-ориентированные
архитектуры, CRM-системы, ERP-системы;
-
объектно-ориентированное
программирование; спецификации языка, создание графического пользовательского
интерфейса (GUI), файловый ввод-вывод, создание сетевого сервера и сетевого
клиента;
-
платформы для создания,
исполнения и управления информационной системой;
-
основные процессы
управления проектом разработки.
1.3. Количество часов на освоение программы
профессионального модуля:
всего – 717 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 339 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –
226 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 113 часов;
учебной и производственной практики – 378 часов.
2. результаты освоения
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является
овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Участие в разработке информационных систем, в том числе профессиональными (ПК) и общими
(ОК) компетенциями:
Код
|
Наименование результата обучения
|
ПК 2.1
|
Участвовать в разработке технического задания
|
ПК 2.2
|
Программировать в соответствии с требованиями технического задания.
|
ПК 2.3
|
Применять методики тестирования разрабатываемых приложений.
|
ПК 2.4
|
Формировать отчетную документацию по результатам работ.
|
ПК 2.5
|
Оформлять программную документацию в соответствии с принятыми
стандартами.
|
ПК 2.6
|
Использовать критерии оценки качества и надежности функционирования информационной
системы
|
ОК 1
|
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
|
ОК 2
|
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
|
ОК 3
|
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
|
ОК 4
|
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
ОК 5
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
|
ОК 6
|
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
|
ОК 7
|
Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчиненных), результат
выполнения заданий.
|
ОК 8
|
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
|
ОК 9
|
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
|
ОК 10
|
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
|
4. условия реализации
программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования
к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории
«Информационных систем» и кабинета «Программирования и баз данных», полигона разработки бизнес-приложений, полигона
проектирования информационных систем.
Оборудование кабинета «Программирования
и баз данных»:
1.
компьютер, принтер, мультимедиапроектор;
2.
коммутатор;
3.
программное обеспечение
общего и профессионального назначения с лицензионным программным обеспечением;
4.
сетевое оборудование;
5.
комплект
учебно-методической документации.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Информационные системы»:
1.
компьютеры по количеству
посадочных мест, принтер;
2.
коммутатор;
3.
программное обеспечение
общего и профессионального назначения с лицензионным программным обеспечением;
4.
сетевое оборудование;
5.
комплект
учебно-методической документации.
4.2. Информационное
обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Гагарина Л.Г., Киселев
Д.В., Федотова Е.Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных
информационных систем.-М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009
2.
Фуфаев Э.В. Разработка и
эксплуатация удаленных баз данных. М.: Издательский центр «Академия», 2009
3.
Фуфаев Д.Э., Фуфаев Э.В. Разработка
и эксплуатация автоматизированных информационных систем.-М.: Издательский центр
«Академия, 2010
Дополнительные источники:
1.
А. Баутов. Стандарты
и оценка эффективности защиты информации. Доклад на Третьей Всероссийской
практической конференции "Стандарты в проектах современных информационных
систем". Москва, 23-24 апреля 2003
г.
2.
Проектирование информационных
систем. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Интернет-университет
информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2008 г., 304 стр.
Электронные ресурсы:
1.
http://www.it.ua/about_022_target.php - Цели
автоматизации и источники эффективности проектов
2.
http://orgstructura.ru/?q=types-of-organizational-structure
– Типы организационных структур предприятий
3.
http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0015/
- Организационная структура предприятия
4.
http://www.gosthelp.ru/text/PosobieOsnovnyetrebovaniy.html
- Основные требования к проектированию автоматизированных комплексных систем
безопасности и жизнеобеспечения
5.
http://lektor5.narod.ru/inf/inf3.htm -
Информационные системы и технологии
6.
http://www.excode.ru/art6058p1.html - Основные
понятия технологии проектирования информационных систем (ИС)
7.
http://inftis.narod.ru/ais/ais-n8.htm -
Организация труда при разработке АИС
8.
http://www.management.com.ua/ims/ims031.html -
Проектирование информационных систем
9.
http://www.intuit.ru/department/se/devis/ -
Проектирование информационных систем
10.
http://www.interface.ru/fset.asp?Url=/case/proekt_inf_sis2.htm
- Проектирование информационных систем
11.
http://www.s-networks.ru/index-194.shtml.htm -
Проектирование и разработка корпоративных информационных систем
12. http://alcor-spb.com/auto_t7r1part2.html -
Администрирование информационных систем
13. www.rugost.com/index.php?option=com_content&task.-
ГОСТ 19.201-78 Техническое задание, требования к
содержанию и оформлению.
14. www.docload.ru/Basesdoc/38/38511/index.htm
- ГОСТ Р ИСО 9127-94, Системы обработки информации. ....планы
сборки и тестирования
программного обеспечения
15. www.iso.org/iso/ru/iso_catalogue/catalogue_tc/catalogue_detail.htm?csnumber=26732
- ISO/IEC 6592:2000 Руководящие указания по разработке документации на компьютерные
прикладные системы
4.3.
Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к учебной практике является освоение
теоретического материала, выполнение лабораторных работ и курсовой работы в
рамках профессионального модуля «Участие в разработке
информационных систем». При работе над курсовой работой (проектом)
обучающимся оказываются консультации.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Наличие высшего
профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Участие в разработке
информационных систем».
5. Контроль и оценка
результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной
деятельности)
Результаты
(освоенные
профессиональные компетенции)
|
Основные
показатели оценки результата
|
Формы
и методы контроля и оценки
|
Участвовать в разработке технического
задания
|
соответствие разработанного
технического задания требованиям ГОСТ
|
наблюдение при выполнении лабораторных
работ,
защита лабораторных работ,
наблюдение при выполнении работ по производственной
практике,
защита
курсовой работы
экзамен
квалификационный по профессиональному модулю
|
Программировать в соответствии с
требованиями технического задания.
|
соответствие
разработанной программы требованиям технического задания
|
наблюдение при выполнении лабораторных
работ,
защита лабораторных работ,
наблюдение при выполнении работ по
производственной практике,
защита
курсовой работы
экзамен
квалификационный по профессиональному модулю
|
Применять методики тестирования
разрабатываемых приложений.
|
соответствие тестовых
заданий для тестирования разрабатываемых приложений требованиям ГОСТ Р
ИСО 9127-94, тестирование приложений.
|
наблюдение при выполнении лабораторных
работ,
защита лабораторных работ,
наблюдение при выполнении работ по
производственной практике,
защита
курсовой работы
экзамен
квалификационный по профессиональному модулю
|
Формировать отчетную документацию по
результатам работ.
|
соответствие отчетной
документации по результатам работ требованиям ISO/IEC 6592:2000
|
наблюдение при выполнении лабораторных
работ,
защита лабораторных работ,
наблюдение при выполнении работ по
производственной практике,
защита
курсовой работы
экзамен
квалификационный по профессиональному модулю
|
Оформлять программную документацию в
соответствии с принятыми стандартами.
|
соответствие оформления
программной документации принятым стандартам ( ЕСПД – единый стандарт
программной документации, ISO 18019:2004)
|
наблюдение при выполнении лабораторных
работ,
защита лабораторных работ,
наблюдение при выполнении работ по
производственной практике,
защита
курсовой работы
экзамен
квалификационный по профессиональному модулю
|
Использовать критерии оценки качества и
надежности функционирования информационной системы
|
соответствие
выбора критериев оценки качества и надежности функционирования информационной
системы требованиям стандарта ISO 9126
|
наблюдение при выполнении лабораторных
работ,
защита лабораторных работ,
наблюдение при выполнении работ по
производственной практике,
защита
курсовой работы
экзамен
квалификационный по профессиональному модулю
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных
компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные
общие компетенции)
|
Основные
показатели оценки результата
|
Формы
и методы контроля и оценки
|
Понимать сущность
и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес
|
демонстрация интереса к будущей профессии
|
- профориентационное тестирование;
- наблюдение на
практических и лабораторных занятиях при выполнении лабораторных работ, при
выполнении практических заданий во время учебной и производственной практики
|
Организовывать
собственную деятельность, определять методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
|
выбор и применение методов и способов
решения профессиональных задач в области разработки автоматизированных
информационных систем;
оценка эффективности и качества выполнения;
|
- наблюдение на практических и лабораторных
занятиях при выполнении лабораторных работ, при выполнении практических
заданий во время учебной и производственной практики
- защита
лабораторных работ
|
Решать проблемы,
оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
|
решение
стандартных и нестандартных профессиональных задач в
области разработки автоматизированных информационных систем;
|
- защита
реферативных, курсовой работ
|
Осуществлять
поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
эффективный поиск
необходимой информации;
использование
различных источников, включая электронные
|
- защита
реферативных, курсовой работ
|
Использовать
информационно-коммуникационные технологии для совершенствования
профессиональной деятельности.
|
использование
возможностей, предоставляемых информационно-коммуникационные технологиями для
получения новых знаний и реализации умений в своей профессиональной
деятельности
|
наблюдение на лабораторных работах и при
выполнении работ по производственной и учебной практикам
|
Работать в
коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
|
взаимодействие с
обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
|
наблюдение на
лабораторных работах и при выполнении работ по производственной и учебной
практикам
|
Ставить цели,
мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их
работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
|
самоанализ и
коррекция результатов собственной работы
|
наблюдение на
лабораторных работах и при выполнении работ по производственной и учебной
практикам
|
Самостоятельно
определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
|
организация
самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля
|
1. наблюдение на практических и лабораторных
занятиях при выполнении лабораторных работ, при выполнении практических
заданий во время учебной и производственной практики
2. защита
лабораторных работ
|
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
|
анализ инноваций в области разработки информационных систем
|
наблюдение на
лабораторных работах и при выполнении работ по производственной и учебной
практикам
|
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с
применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
|
готовность исполнять воинскую обязанность, в
том числе с применением полученных профессиональных знаний
|
защита портфолио
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.