Главная / Начальные классы / Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников « Дошколята»

Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников « Дошколята»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10













Рабочая программа

предшкольной подготовки

будущих первоклассников

« Дошколята»


Учитель начальных классов: Ткаля Н.В.



hello_html_m7fceb081.gif














2014 – 2015 учебный год


Пояснительная записка


Обращаясь к проблеме преемственности различных эта­пов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.

Поэтому на первый план выходит новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к обучению в школе ста­ла одной из самых обсуждаемых на разном уровне — среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспи­тателей, широкой общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы.

Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Цель данной рабочей программы: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.

Актуальность разработки данной программы:

- необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;

- формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми);

- разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению);

- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).

При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые возникают в связи с более ранним образованием:

  • сохранение и укрепление здоровья де­тей;

  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, отказ от дублиро­вания содержания обучения в первом клас­се школы;

  • организация процесса обучения, воспи­тания и развития детей на этапе предшколь­ного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.

На данный момент, уровень готовности будущих перво­классников к систематическому обуче­нию различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и усложняет работу учителя с такими учащимися.


Цели программы.:

1.Воспитывать и развивать у каждого ребёнка:

  • положительное отношение к себе и окружающему миру;

  • познавательную и социальную мотивацию;

  • инициативность;

  • самостоятельность.

2. Создание условий для развития детей старшего дошкольного возраста,

позволяющего им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.

3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здо­ровому образу жизни ;

4. Формирование целостной картины мира, познавательных интересов, сен­сорных эталонов и элементарных математи­ческих представлений, расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение), содействие интеллектуальному развитию ребенка.

5. Содействие появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения к решению поставленной задачи.

6.Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, содействие художественному эстетическому развитию детей.

7. Развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению.


Занятия по программе «Дошколята» способствуют формированию:

  • направленного внимания;

  • интереса к чтению;

  • познавательного и коммуникативного мотива;

воспитывают:

  • любовь и уважение к родителям;

  • интерес к изучению окружающей среды;

  • наблюдательность;

  • доброжелательное отношение к окружающим;

  • желание помогать другим;

обучает:

  • правилам личной гигиены;

  • приёмам самообслуживания;

  • работе с простейшими инструментами;

  • приёмам проведения опытов и экспериментов;

укрепляет:

  • чувство уверенности в своих силах;

  • чувство собственного достоинства.


Задачи подготовительного курса:

  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;

  • помочь детям вжиться в позицию школьника;

  • содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

  • формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;

  • обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;

  • развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;

  • развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);

  • формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.



Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

  • занятие-игра;

  • занятие-путешествие;

  • занятие-исследование;

  • занятие-конкурс;

  • занятие-экскурсия;

  • занятие-соревнование

Основные принципы работы:

  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

  • Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

  • Комплексный подход при разработке занятий,

  • Вариативность содержания и форм проведения занятий;

  • Систематичность и последовательность занятий;

  • Наглядность.

  • учет особенностей и ценнос­тей дошкольного периода развития, акту­альность для ребенка чувственных впечат­лений, знаний, умений, личностная ори­ентированность процесса обучения и воспитания;

  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;


  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и соци­альных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

  • обеспечение поступательности в раз­витии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; со­здание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогичес­кой помощи детям с отставанием в развитии;

  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ре­бенка.


Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2.Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3.Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2.Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3.Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4.Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник, т.д.

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2.Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4.Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное

1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2.Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3.Слушать и понимать речь других.

4.Участвовать в паре.




Режим проведения занятий:

На базе МБОУ РСОШ №10 с октября по май, по 1 занятию в две недели, что составляет 18 занятий по 30 минут.


Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду и художественный вкус.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

При реализации программы важное место отводится специальным методам, применяемым при организации образовательного процесса:

    1. Словесные, наглядные и практические методы.

    2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские.

    3. Методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры, экскурсии)

    4. Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить развития каждого ребенка.


Разработанная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Предлагаемая программа рассчитана на 18 занятий.






ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В ШКОЛЕ БУДУЩЕГО

ПЕРВОКЛАССНИКА ПО ПРОГРАММЕ «ДОШКОЛЯТА»

Виды деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика уровня психологической готовности к обучению в школе:

1 этап

2 этап

В течение

года

Октябрь-ноябрь

Январь-март

Педагог-психолог

2.

Диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности (исследование мотиваций учения будущих первоклассников)


октябрь


Педагог-психолог

3.

Диагностика исследования уровня развития интеллектуальных способностей (создание базы данных)


Ноябрь


Педагог-психолог

4.

Диагностика динамики мотивации учения

Январь – февраль

Педагог-психолог

5.

Мониторинг предпосылок к учебной деятельности и мотивов учения

Апрель – май

Педагог-психолог



Занятия педагога в школе будущего первоклассника


Тема

Цели

Форма проведения

1

Развитие мышления

-формирование мышления, как свойства личности;

-формирование наблюдательности;

-коррекция мелкой моторики;

-закрепление знаний о геометрических фигурах.

Дидактические игры «Разрезные картинки», «Сравни», «Найди предмет»

2

Развитие воображения

- развитие воображения;

-формирование наблюдательности;

-коррекция мелкой моторики;

-закрепление знаний о цвете;

-расширение словарного запаса.

Дидактические игры «Незаконченные рисунки», «Укрась слово»

3

Развитие произвольного внимания

- формирование внимания, как свойства личности;

-развитие устойчивости внимания;

-формирование наблюдательности;

- коррекция мелкой моторики

- закрепление знаний о геометрических фигурах.

Дидактические игры «Найди отличия», «Лабиринт», «Сосчитай»

4.

Развитие зрительной и слуховой памяти

- формирование памяти, как свойства личности;

- развитие зрительной памяти;

-формирование наблюдательности.

Дидактические игры «Что изменилось», «Слова»

5.

Развитие восприятия

- формирование восприятия, как свойства личности;

-развитие внимания;

-коррекция точности целостности восприятия;

-развитие воображения.

Дидактические игры «Незаконченные рисунки», «Волшебный мешочек»






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРОГРАММЕ «ДОШКОЛЯТА»


НАЧАЛЬНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ И ЛОГИКИ


п/п


Темы занятий


Формы проведения


Кол-во часов



Дата

1.

1. Выяснение простейших числовых представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме, расположению.

Развитие речи, внимания, наблюдательности.


Дидактическая игра


Игра на внимание


1 час.




2.

1. Уточнение имеющих у детей представлений о размере, цвете и числе предметов.

Ориентировка в пространстве, определение места предмета, умение определить размер (величину).

Развитие речи, внимания, наблюдательности.



Дидактическая игра


Сюжетно – ролевая игра.


1




3.

1. Формировать представление о счете, порядковых числительных. Игра «Угадай-ка».

2. Знакомство со сложной фигурой, состоящей из более мелких. Игра «Построй домик».

Развитие внимания, воображения.



Тематическая игра

Игра на внимание


1



4.

1. Развитие умения осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Формирование пространственных представлений детей, закрепление понятий: «сначала», «потом», «после этого», «налево», «направо», «слева», «справа», «между», «вверх», «вниз», «слева направо», «справа налево». Развитие внимания, воображения.



Игры на внимание


1



5.

1. Сравнение групп предметов, их составление. Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно»

Развитие речи, внимания, наблюдательности.



Дидактическая игра



1




6.

1.Развитие представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках.

Развитие памяти, воображения, наблюдательности, знакомство с логической задачей.



Дидактическая игра


1


7.

1. Установления соответствия между числом предметов и цифрой. Понятия «один»- «много».

2. Объединение предметов в множества по определённым свойствам. Развитие внимания и памяти.




Игра на внимание


1



8.

1. Закрепление понятий «один»- «много», счет от 1 до 10 и обратно. Узнавание цифр.

2. Различение предметов по форме и составление из геометрических фигур новых геометрических фигур.

Развитие мышления, памяти, воображения.





Игры: дидактическая и тематическая


1



9.

1. Знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «большой», «маленький», «сколько-столько». Игры «Угадай-ка», «Магазин».

Развитие внимания.



Игры: дидактическая и тематическая


1


10.

1. Упорядочивание предметов по признакам: «выше-ниже», «больше- меньше», «длиннее – короче», «легче – тяжелее».



Тематическая игра


1




11.

1. Состав чисел. Приемы сложения и вычитания. Игры «Где чей дом?», «Заполни строчку».

Развитие мышления, памяти, воображения.




Тематическая игра


1


12.

1. Упражнение в дополнении числа до любого заданного. Закрепление состава чисел 1-го десятка. Игра «Поезд».

2. Решение задач «Сколько всего?». Развитие внимания, мышления. Игра «Сколько фигур не достает?». Развитие мышления, памяти, воображения.


Тематическая игра




Игра на внимание


1



13.







1. Формирование навыков сложения и вычитания путем решения простейших задач и примеров. « Игры «Сколько всего?» На сколько больше? Составление примеров. Игры: «Цепочка», «Составь пример»

Развитие внимания, мышления.




Игры на внимание



1




14.

1. Формирование навыков сложения и вычитания путем решения простейших задач и примеров. « Игры «Сколько всего?» На сколько больше? Составление примеров. Игры: «Цепочка», «Составь пример»

Развитие внимания, мышления.




Игры на внимание


1


15.

1. Составление примеров. Запись их в тетрадь. Тренировка детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 10. Воспроизведение по памяти, закрепление приемов сложения и вычитания. Игры: «Догони», «День и ночь», «Почтальон»

Развитие наблюдательности, мышления, внимания.



Игры: сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная



1






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРОГРАММЕ «ДОШКОЛЯТА»

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

п/п

Темы занятий

Формы проведения

Кол-во часов


Дата

1.

Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки. Игра «Полслова за вами»


Дидактическая игра


1



2.


Описание картинки. Слово. Предложение. Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом».

Обобщение, его формы (словесные и несловесные). Игра «Догадайся, что показал».


Дидактическая игра




1



3.

Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра «Кто наблюдательнее».

Беседа рассуждение,

описание.


1




4.

Предметы окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.

Дидактические игра

1



5.

Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения.

Дидактические игра

1



6.

Противоположные по значению слова. Игра «День-ночь»

Дидактические игра

1



7.


Страна «Алфавития». В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости». Согласные звуки и буквы.

Сюжетно-ролевая игра

1





8.

Дорога к письменности. Древние письмена. В стране говорящих скал. Согласные – б,в,г,д., Игра «Составь слово»

Дидактические игра

1



9.

К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории: «раньше», «позже», «потом». Игра «Разложи по порядку».

Дидактическая игра


1




10.

Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи словечко»

Дидактические игры


1





11.

В стране слов и слогов. Господин слогораздел. Игра «Раздели слово на части»

Ударение.Обозначение ударения. Игра: «Молоточки». Разучивание скороговорок, чистоговорок

Дидактическая игра


1






12.

Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?» Звуки и буквы. Игра «Составь слово»

Дидактическая игра


1





13.

В стране зеркал. Буква и её отражение. Игра «Электронная муха»

Дидактическая игра


1



14.

Звуковые схемы. Родственные слова. Игра «Доскажи словечко». Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

Дидактическая игра


1




15.

Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Слова похожие и разные. Проговаривание скороговорок и чистоговорок.

Дидактическая игра.

1




РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОГРАММЕ

« ДОШКОЛЯТА»

п/п


Темы бесед


Дата


Ответственные

1.





2.





3.





4.





5.








6.








7.





8.





9.








10.





11.








12.








13.





14.





15.





16.





17.





18.









Ожидаемые результаты:

  • Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.

  • Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

  • Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.

  • Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе.


Рекомендуемая литература для проведения собраний, индивидуальных консультаций с родителями будущих первоклассников.

1. Безруких М.М., Ефремова С.П. Как получить «пятёрку за здоровье. Тула, «Арктоус», 1996г. 2. Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г. 3. Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г. 4. Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г. 5. Фромм А., Азбука для родителей. Москва, «Прогресс», 2001 г. 6. Фурутан А.А., Практические советы родителям. Москва, «Прогресс», 2003г.

Рекомендуемая литература для воспитателей детских садов, учителей начальных классов по вопросам подготовки детей к школе.

1. Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М. «Дрофа», 2000 г. 2. Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе. М. «Вента-Граф», 2001 г 3. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н.,, Занимательная математика. Донецк, ПКФ «Бао», 2000 г. 4. Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001 г.

5. Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999 г. 6. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение», 1990 г. 7. Программа обучения и развития детей 5-7 лет «Предшкольная пора». М., «Вентана-Граф», 2006 г

8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995 г.

9. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.



Рекомендуемая литература для будущих первоклассников

1. Артемьева Н.О. Подготовишка. Издательство «Леда». 2000 г. 2. Волкова С.И. Математические ступеньки. Москва, «Просвещение», 2004 г. 3. Волков С. Ю. Арифметика. «Омега», 2006 г. 4. Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. М., Издательство ТНОМ «Д», 2000 г.

5. Урунтаева Г.А., Афонокина Ю.А., Помоги принцу найти Золушку. М., «Сфера», 2001 г. 6. Федосова Н.А. Готовлюсь к письму. ООО Издательство «ГНОМиД», 2004 г. 7. Возрази себе. Поиграем-помечтаем (Перевод с английского), М., «Сфера», 1994 г.

hello_html_7022d6d0.png

Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников « Дошколята»
  • Начальные классы
Описание:

Пояснительная записка

 

Обращаясь к проблеме преемственности различных эта­пов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.

Поэтому на первый план выходит новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к обучению в школе ста­ла одной из самых обсуждаемых на разном уровне — среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспи­тателей, широкой общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы.

Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Цель данной рабочей программы: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.

Актуальность разработки данной программы:

 

- необходимость совершенствования образовательного пространства с целью  оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей; 

Автор Ткаля Наталья Васильевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1993
Номер материала 10145
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓