Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа предмета «Литература» для 8 класса на 2014-2015 учебный год Учитель русского языка и литературы Матвеенко Татьяна Михайловна.

Рабочая программа предмета «Литература» для 8 класса на 2014-2015 учебный год Учитель русского языка и литературы Матвеенко Татьяна Михайловна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 98 Индустриального района города Барнаула»






Рабочая программа

предмета «Литература»

для 8 класса

на 2014-2015 учебный год

Учитель русского языка и литературы

Матвеенко Татьяна Михайловна.























Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. Меркина, 6-е издание, М. «Русское слово» 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 8 классе предполагается обучение в объёме 70 часов (2 часа в неделю). В соответствие с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией Г.С.Меркина. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 8 классе реализуется программа базового уровня.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и формы организации учебного процесса:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание изложений с элементами сочинения;

  • анализ и интерпретация произведений;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Раздел 2. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Важнейшими умениями в 5-9 классах являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ною самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к од­ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати­ческие тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Раздел 3. Учебно-тематический план


Тема раздела

Кол-во часов

Чтение наизусть

Тесты

РР

1

Введение

1




2

Устное народное творчество

3




3

Древнерусская литература

3




4

Литература ХVIII века

5

1


1

5

Литература ХIХ века

34

5

4

4

6

Литература ХХ века

15

3

2

3

7

Зарубежная литература

9


1

1


Итого

70

9

6

9





Раздел 4. Календарно-тематическое поурочное планирование


Наименование раздела/темы урока

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты

Ведущие формы, методы, средства обучения

Домашнее

задание

1

Введение. Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.


пересказ, сообщение, работа с учебником

Знать жанры и роды художественной литературы

Комбинированный урок

Формы работы: групповая, индивидуальная, работа в малых группах

Средства обучения: учебник,

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Прочитать ст. уч. "Исторические песни". Сост. таблицу "Отличительные признаки песни "

2


Исторические песни. Исторические песни XVI века: «Иван Грозный молится по сыне»: Связь с представлениями и исторической памятью.

различные виды чтения

Знать отличительные особенности исторических песен, уметь выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения

Формы работы: групповая, с использованием

ИКТ

Прочитать статью "Исторические песни 17 в. Песня-плач", заполнить 2-ю часть таблицы.


3





Исторические песни XVII века "Плач Ксении", «Возвращение Филарета»: отражение представ лений народа в песне-плаче, средства выразительности в исторической песне.


составление словаря одной из исторических песен

Знать особенности песни-плача, уметь выразительно читать поэтический текст, видеть средства выразительности

Беседа, практикум; повторительно-обобщающий урок

Прочитать ст. "Песни о Степане Разине", закон- чить табл.

Подготовить анализ песни по плану по вари антам.


4

Исторические песни XVIII века «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор): нравственная проблематика в исторической песне.

составление таблицы

Знать отличительные особенности исторических песен 18 века, уметь формулировать проблему, затронутую в песне, составлять сопоставительную хар-ку


Комбинированный: сообщение новых знаний, повторение изученного материала Урок с применением средств ИКТ

Подготовить выразит. чтение "Слово о погибели ...". Инд. зад.

Сост. вопросы к статье о древнерусской литературе.

5


«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях русской литературы.

различные виды чтения и пересказа

Знать проблематику произведения, владеть различными видами чтения и пересказа

Комбинированный урок

Формы работы: групповая, индивидуальная, работа в малых группах

Средства обучения: учебник,

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Прочитать "Житие Александра Невского". Сост. словарь слов, в которых содержится хар-ка враждебных сил.

6


«Житие Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе». Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, откры­тость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость.

формулировки и запись выводов, работа с иллюстрациями


Знать особенности житийной литературы, уметь формулировать выводы, находить средства выразительности

Беседа, практикум; повторительно-обобщающий урок

Прочитать "Житие Сергия", сост. цитатный план.


7

«Житие Сергия Радонежского». Готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы.

наблюдения над лексическим составом произведений

Знать нравственную проблематику произведения, уметь различать жанры древнерусской литературы, наблюдать над лексическим составом произведения

Комбинированный: сообщение новых знаний, повторение изученного материала Урок с применением средств ИКТ

Сост. вопросы к ст. "Из литературы 18 в".

8




9

Г.Р. Державин - поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Ода «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Стихотворение «Памятник». Тема поэта и поэзии.

выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний, сопоставительный анализ


Знать основные мотивы стихотворений поэта,

уметь выразительно читать лирический текст, владеть анализом лирического произведения, находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос.

Урок усвоения новых знаний ИКТ

Г.Р. Державин. «Памятник». Инд. сообщ. Гораций - Ломоносов - Державин

Сост. тезисный план ст. о биографии Карамзина

10


11


12

Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.

Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

различные виды чтения и пересказа, форму­лировка и запись выводов, похвальное слово историку и писате­лю.

Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.

Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления. Владеть различными видами чтения и пересказа, использовать знания для создания письменного высказывания.

Беседа, практикум; повторительно-обобщающий урок

Прочитать "Б.Л.". Заполнить вторую часть таблицы цитатами.

1 вар. "Мотив денег в эпизодах, связанных с Эрастом"

2 вар. "Мотив белизны, чистоты, связанных с Лизой"

Составить вопросы к статье "Поэты пушкинского круга"

13

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.

устные сообщения, подбор вопросов, анализ статьи

Знать поэтов пушкинского круга. Уметь подбирать вопросы к сообщению, использовать знания для составления устных высказываний.

Комбинированный

Коллективная, парная, индивидуальная.ИКТ

Составить вопросы к ст. о "В.А.Жуковском"

Инд.зад. сообщ. о портрете Жуковского

14


Романтизм. В.А. Жуковский. Основные темы, мотивы лирики.

анализ, чтение наизусть


Знать основные темы и мотивы лирики поэта, особенности романтизма. Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение. Владеть анализом лирического произведения.

Комбинированный

Коллективная, парная, индивидуальная.ИКТ

Составить план статьи учебника, посвященной Рылееву и Батюшкову.

15


К.Ф. Рылеев. К.Н. Батюшков. Краткие сведения о поэтах. Основные темы и мотивы лирики.

составление цитатного плана, выразительное чтение

Знать основные темы и мотивы лирики поэтов. Уметь находить признаки думы в лирическом произведении, выразительно читать лирическое произведение.

Урок усвоения новых знаний ИКТ коллективная, индив. работа

Составить план статьи учебника, посвященной Баратынскому и Дельвигу, ответить на вопросы учебника

16


Е.А. Баратынский. А.А. Дельвиг. Краткие сведения о поэтах. Основные темы и мотивы лирики.


запись тезисного плана, выразительное чтение

Знать основные темы и мотивы лирики поэтов. Уметь составлять тезисный план, выразительно читать лирическое произведение

Урок усвоения новых знаний ИКТ

Подготовиться к литературному монтажу.

17









Н.М. Языков. Систе­ма образно-выразительных средств, художественное богатство поэтических произведений.

выразительное чтение




Знать систему образно-выразительных средств лирики поэтов пушкинского круга. Уметь выразительно читать поэтический текст, использовать навыки выразительного чтения в литературном монтаже.


Комбинированный

Коллективная, парная, индивидуальная.ИКТ

Прочитать статью о Пушкине, составить вопросы.

Инд.зад. худ. пересказ встречи Пушкина с Пущиным, пересказ ст. "После декабрьского восстания"

18


А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина.

составление вопросов по статье, устные высказывания

Знать тематическое многообразие пушкинской поэзии. Уметь составлять вопросы к статье, использовать знания для устного высказывания.

Комбинированный

Коллективная, парная, индивидуальная.ИКТ

Выучить наизусть стих.

«И.И. Пущину», подготовить анализ стих. «19 октября»

19


Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».


анализ, выразительное чтение наизусть

Знать тематику предложенных поэтических текстов.

Владеть навыками выразительного чтения стихотворения, элементами анализа поэтического текста.

Урок усвоения новых знаний ИКТ

Читать "Маленькие трагедии", подготовиться к самостоятельной работе.


20


«Маленькие трагедии» (обзор) Само­стоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.


самостоятельная работа

Знать содержание произведения, особенности жанра. Уметь самостоятельно дать характеристику тематики и образов произведения, использовать знания для составления плана.

Урок развития речи

Подготовить рассказ о творческой истории романа «Капитанская дочка».

21


Роман «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история.

устные сообщения, работа со статьей учебника

Знать особенности жанра, исторической основы произведения.

Владеть навыками работы с учебной статьей, уметь строить устное высказывание.

Повторение и обобщение знаний, работа в группах, индивид.

Знать содержание романа "Капитанская дочка"


22


Тема семейной чести в романе.


анализ эпизодов, разные виды чтения, составление плана, тестовая работа

Знать содержание романа, основных героев. Уметь давать характеристику, высказывать свое отношение, применять навыки анализа эпизодов, выявлять главное.

Повторение и обобщение знаний, работа в группах, индивид.

Главы 3-5 прочитать

Составить цитатный план главы «Поединок» и пересказ этой главы.

23


Порядки Белогорской крепости.

подготовка тезисов, разные виды пересказа

Знать содержание романа. Уметь пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку.

Беседа, практикум; повторительно-обобщающий урок

Образ Гринева (письменно по плану), прочитать главы 6-14, составить сложный план главы «Приступ»

24


Петр Гринев в испытаниях любовью и дружбой". Гринев и Швабрин.


составление характеристики героя

Знать содержание романа. Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку, выражать и обосновывать свое мнение о герое, использовать знания для составления устного высказывания.

Беседа, практикум; повторительно-обобщающий урок

Образ Маши Мироновой, Пугачева, Екатерины, пересказ эпизода «Встреча Маши с Екатериной 2»


25

Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы.

Написание сочинения

Знать содержание романа. Уметь

анализировать прозаическое произведение;

уметь осмыслить тему, определить ее границы, создавать письменное высказывание.

Беседа, практикум; повторительно-обобщающий урок

Домашнее сочинение на одну из тем.

Подготовить выставку рисунков к поэме лермонтова "Мцыри"

26


М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри». Основные мотивы: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа.

различные виды чтения, составление цитатного плана, тестовая работа

Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества, называть тематику произведения. Уметь выразительно читать стихотворение, составлять цитатный план.

Комбинированный

Коллективная, парная, индивидуальная.ИКТ

Читать главы из поэмы "Мцыри"

27


Художественная идея и средства ее выраже­ния; образ-персонаж, образ-пейзаж.


анализ, выразительное чтение наизусть

Знать содержание поэмы. Уметь определять тему и идею лирического произведения, определять средства художественной выразительности.

Беседа, практикум; повторительно-обобщающий урок

Инд. зад. сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии.

28


«Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

устное сочинение

работа с иллюстрациями




Знать содержание поэмы. Уметь выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы, составлять устное высказывание.

комбинированный урок

Прочитать статью учебника, подготовить вопросы

Инд. сообщение о Гоголе по учебнику.

29


Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

различные виды чтения и комментирова­ния, работа с иллюстрациями

Знать биографию писателя, основные его произведения, уметь определять их жанровое своеобразие.

урок усвоения новых знаний

Прочитать 1 действие комедии, заполнить наиболее показательными цитатами вторую часть таблицы.

30


Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая ис­тория пьесы, знакомство с афишей комедии.


подготовка вопросов для обсуждения.

Знать жанровые особенности комедии. Уметь анализировать драматическое произведение.

комбинированный урок

Прочитать 2 действие. Составить цитатный план рассказа о Хлестакове.


31


"Сборный город всей темной стороны" русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

составление цитатного плана

инсценировка

Знать содержание комедии. Уметь давать характеристику образам комедии, составлять цитатный план.

комбинированный урок

Прочитать 3-5 действия


32






Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Хлестаков и городничий. Хлестаков - вельможа. Хлестаков-ревизор.


составление характеристики героя, анализ эпизодов, формулировка тем творческих работ

Знать основной конфликт пьесы. Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения.

комбинированный урок

Прочитать статью "В мире гоголевской комедии", сост. расссказ о героях с опорой на нее.


33

Художественная идея. Подготовка к написанию домашнего сочинения.

сочинение сопоставительного характера

Знать художественную идею комедии. Уметь создавать письменное монологическое высказывание, составлять сопоставительную характеристику.

комбинированный урок

Написать сочинение. Инд. сообщ. о Тургеневе.

34

И.С. Тургенев. Основные вехи биографии И.С. Тургенева.

тезисный план

Знать основные вехи биографии писателя, своеобразие жанра «лирическая повесть».

Уметь выделять главное, составлять тезисный план.

урок усвоения новых знаний

Прочитать повесть "Ася", выраз. чт. 3 гл. и фрагментов 2 и 4 гл. о Гагине.

35


Произведения писателя о любви: повесть «Ася».


различные виды пересказа


Знать особенности композиции повести. Уметь высказывать свою точку зрения о прочитанном, владеть разными видами пересказа.

комбинированный урок

Сост. цит. план. Озаглавить части повести, заполнив таблицу.

36


Возвышенное и траги­ческое в изображении жизни и судьбы героев.


дискуссия

Знать содержание повести. Уметь давать характеристику героям повести, анализировать эпизоды. Использовать знания для построения диалога, дискуссии.

комбинированный урок

Подготовить хар-ку образа Аси.


37

Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини.

Домашнее сочинение

Знать содержание повести, особенности образа героини. Уметь давать характеристику образа героини повести. Использовать навыки для создания письменного высказывания.

комбинированный урок

Соч. "Мотив России в повести" или анализ эпизодов "Образ героини", "Образ природы", "Мотив рока в повести" Инд. сообщ. о Некрасове.

38

Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Знать тематику произведений поэта. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

урок усвоения новых знаний

Сост. тезисный план по статьи учебника. Выучить наизусть "Внимая ужасам войны".

39

А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета.

устное рисование, выразительное чтение наизусть

Знать особенности показа мира природы в лирике поэта. Уметь по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения и анализировать их.

урок усвоения новых знаний

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века».


40




41




42

А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета.

Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Народные обряды, элементы фольклора в сказке.

Образ Снегурочки. Язык персонажей.

чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Знать о вкладе писателя в развитие русского театра. Уметь определять жанр пьесы, композицию, видеть связь с мифологией, давать характеристику образу, владеть навыками чтения по ролям. Использовать знания для составления письменного высказывания.

урок усвоения новых знаний

Прочитать сказку, ответить на вопросы с.333 № 1, 2

Составить план по вопросам с.333 № 3

Письм. ответ на вопрос с. 334 № 1

43


44


Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя.

«Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола.

различные виды пересказа, работа с иллюстрациями

Знать основные вехи биографии писателя, особенности жанра. Уметь определять проблемы, затронутые в произведении, владеть различными видами пересказа.

урок усвоения новых знаний

Ответ. на вопросы с. 336

Чит. «Отрочество» главы. Вопросы и задания с. 350


45






46

Рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа.

Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

рисунки учащихся, составление

тезисного плана, сочинение-рассуждение


Знать содержание рассказа. Уметь определять проблемы, затронутые в произведении, владеть различными видами пересказа, находить художественные детали в тексте, составлять тезисный план для характеристики героя. Использовать навыки для написания письменного высказывания.

комбинированный урок

Чит. «После бала».

Вопросы для анализа 1 части с. 362 № 1-8.

Анализ 2 части, вопросы. с. 363 № 9-13

Прочитать статью учебника о Горьком, подготовить вопросы


47

Из литературы XX века. М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе».

различные виды чтения

Знать, в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа. Уметь выявлять авторскую позицию и способы ее выражения, использовать разные виды чтения.

урок усвоения новых знаний

Сост. план статьи о Горьком. Пересказ легенды о Лойко и Радде. Повторить особенности романтизма.

48




49

Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни.

Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

различные виды пересказа, цитат­ный план,

сочинение с элементами рассуждения

Знать жанровое своеобразие произведений Горького. Уметь наблюдать над композицией рассказа, выявлять проблему произведения, составлять цитатный план.


комбинированный урок

Выписать цитаты - размышления Макара о труде, смысле жизни, вере. Заполнить таблицу.

Подготовить сообщение о музеях Маяковского в Багдади и в Москве

50

В. В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

анализ, выразительное чтение наизусть


Знать особенности поэтики поэта. Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения и анализа его стихотворений.



урок усвоения новых знаний

Выучить наизусть стих. «Хорошее отношение к лошадям». Подготовить рассказ о Тэффи по статье учебника.

51


52

О серьезном с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; че­ловек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

различные виды чтения и пересказа, состав­ление словаря лексики персонажа


Знать особенности творчества писателей. Уметь находить авторскую позицию, составлять план статьи. Использовать разные виды пересказа и чтения. Отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения.

урок усвоения новых знаний

Прочитать рассказ «Свои и чужие». Повторить определения видов комического. Составить план статьи о Зощенко. Выписать афоризмы на тему «Смех». Прочитать «Обезьяний язык». Зад. № 2 с. 56-57

Подготовить сообщение о Заболоцком.

53

Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50-60-х годов.

выразительное чтение наизусть,

письменный ответ на вопрос «Что есть красота?»


Знать особенности лирики поэта. Уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений, строить письменное высказывание.

урок усвоения новых знаний

Повторить тему «Поэзия 19-20 век о родной природе».

Выучить наизусть стихотворение «Я не ищу гармонии».

Сообщение об Астафьеве по статье учебника.

54




55

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рас­сказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа


Знать своеобразие произведений Астафьева о детях и детстве в сравнении с произведениями других писателей на эту тему. Уметь пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа. Уметь находить художественные детали при описании образов бабушки и учителя.


урок усвоения новых знаний

Читать «Фотография…». Вопросы с. 101 № 1, 2

Вопросы с. 101 № 3-10

Подготовить сообщение о Твардовском. Выразительное чтение «Мост»

56



57

А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского.

«За далью даль» (главы из поэмы). Рос­сия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

различные виды чтения, цитатный план, выразительное чтение наизусть


Знать основные направления творчества поэта, уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения. Понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы. Уметь анализировать главы поэмы по плану.

комбинированный урок

Составить характеристику главы поэмы «Две кузницы».

Вопросы с. 127, № 1-6

Подготовить сообщение о В. Распутине, ответить на вопросы № 1-3 с. 133

58


В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина.


презентации

Знать основные вехи биографии писателя. Уметь создавать сообщения с применением презентации.

урок усвоения новых знаний

Прочитать «Уроки французского».

Подобрать цитаты для заглавий частей рассказа

59


Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повество­вания.

составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту

Знать творческую историю рассказа. Уметь находить в тексте произведения детали, подтверждающие автобиографичность рассказа.

комбинированный урок

Выполнить задание №4

60



61






Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного.

Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

сочинение-рассуждение

Знать содержание произведения. Уметь определять мотивы произведения и находить им подтверждение,

анализировать прозаическое произведение;

создавать письменное высказывание.

комбинированный урок

Индивидуальное задание – сообщение об эпохе Возрождения. Читать статью о Шекспире

62



63-64



65


У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ».

Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).

Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

анализ, разные виды чтения, пересказа, инсценировка

Знать жанровые характеристики трагедии. Уметь находить в тексте пьесы художественные средства выразительности, видеть проблематику, составлять характеристику героям.

урок усвоения новых знаний

Прочитать трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Инд. сообщ. о прототипах Ромео и Джульетты.

Подготовить письменное сообщение на одну из тем с. 298


66


67-68



69


70

М. Сервантес. Краткие сведения о писателе.

Роман «Дон Кихот»: основ­ная проблематика и художественная идея романа.

Образ Дон Кихота. Позиция писателя.

Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся

Знать содержание романа, понимать термин «донкихотство».

Уметь определять проблематику произведения, анализировать текст, выстраивать устное высказывание по плану, вести диалог.

урок усвоения новых знаний

Составить план статьи о Сервантесе. Читать «Дон Кихот»













Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение

Перечень учебно-методических средств обучения


Основная литература

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010 г.

  2. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово», 2010 г.

Дополнительная литература

  1. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2008г.

  2. Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2004г.

  3. Журнал «Литература в школе»

  4. «Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе»

  5. Тематическое планирование к учебнику «Литература.8 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин). Ф.Е.Соловьева. М.: «Русское слово», 2011

  6. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы 8 класс. Методическое пособие к учебнику «Литература.8 класс» М.: «Русское слово», 2012

  7. Литература в 8 классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова.-М.; «Русское слово» 2001


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе


Оценка устных ответов.
 При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
В настоящее время действуют нормы оценки сочинений, утверждённые Министерством народного образования РФ и опубликованные в сборнике "Программы средней общеобразовательной школы. Литература" (М., 1988) в разделе "Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся". Нормы оценки сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
· соответствие работы ученика теме и основной мысли;
· полнота раскрытия темы;
· правильность фактического материала;
· последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
· разнообразие словаря и грамматического строя речи;
· стилевое единство и выразительность речи;
· число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1.      Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.      Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.      Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.      Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.      Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1.      В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.      Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.      Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.      Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.      Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1.      Работа не соответствует теме.

2.      Допущено много фактических неточностей.

3.      Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4.      Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.      Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 76 – 89 %;

«3» - 50 – 75 %;

«2» - менее 50 %.


  1. Оценка зачетных работ.

Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.

Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:

1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;

2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.

Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.








Рабочая программа предмета «Литература» для 8 класса на 2014-2015 учебный год Учитель русского языка и литературы Матвеенко Татьяна Михайловна.
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. Меркина, 6-е издание, М. «Русское слово» 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

§        воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

§        развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

§        освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

§        овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

Ø      формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

Ø      обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

 

Ø      развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Автор Матвеенко Татьяна Михайловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 373
Номер материала 40781
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓