Рабочая
программа по элективному курсу для 8 класса
«Секреты русского словообразования»
Учителя русского
языка и литературы МАОУ №2 п. Бобровский
Скворцовой Зои Михайловны
На 2014-2015 учебный год.
Июль 2014 года
Рабочая программа по элективному курсу для 8
класса « Секреты русского словообразования»
Пояснительная записка.
Рабочая
программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского
словообразования» для 8 класса составлена на основе Федерального компонента
государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об
утверждении федерального компонента государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от
05.03.2004г. №1089).
Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы:
основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С. И. Львова).- М:Мнемозина, 2009г.
языка и рассчитана на 0,5 час в неделю, в год — 17часов.
Рабочая программа предназначена для изучения русского
языка в общеобразовательной школе. Необходимость сконцентрировать авторскую
программу возникла в связи с тем, что программа элективного курса «Секреты
русского словообразования» для 8 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в
неделю, что не соответствует учебному плану МАОУ СОШ №2, где на изучение
элективного курса по русскому языку в 8классе отведено 17 часов в год.
Программа Русский язык:7-11
классы: программы факультативных и элективных курсов/ Львова
С.И.-М.,:Вентана-Граф,2008 одобрена и рекомендована Российской академией
образования. Методическое обеспечение соответствует авторской программе.
Курс посвящен одному из самых
интересных разделов лингвистики — русскому
словообразованию. В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты
зарождения новой жизни в языке — слова, оказываются вне поля зрения школьников.
Данный курс в какой-то мере поможет удовлетворить естественное желание ребенка
разгадать тайну появления слова в русском языке,
даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических,
грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть
на них с точки зрения образования слова.
Курс послужит
достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как
морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка,
развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом
постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному
элементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его
свойствах (грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести
словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.
В связи с этим
содержание курса выходит за рамки заявленной в названии темы и обеспечивает
развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе и
орфографических. Так, использование этимологического анализа помогает не
только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его
написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными
обучающими возможностями обладает орфографический анализ
структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей.
Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические
затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного
образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов группы.
Учитывая то, что
словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения
словарного богатства русского языка, программа предусматривает знакомство с
изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с
приемами их использования в художественных текстах.
Планирование соответствует базисному учебному плану на базовом уровне обучения.
Цель преподавания: знакомство с
изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с
приёмами их использования в художественных текстах.
Задачи преподавания:
- -освоение знаний об устройстве и функционировании
родного языка как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи
основных единиц и уровней языка;
-умение пользоваться богатейшими ресурсами,
анализировать,
сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты
с учетом их различных интерпретаций в необходимых случаях давать исторический
комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки
зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения ; разграничивать
варианты норм и речевые нарушения;
-развитие мыслительных,
интеллектуальных, творческих и эстетических
качеств личности учащегося.
- применение полученных знаний и умений в собственной
речевой практике , в том числе в профессионально ориентированной сфере
общения;
- совершенствование нормативного и целесообразного
использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Результаты обучения
В процессе обучения совершенствуются умения, навыки,способы
деятельности:
Информационные
-уметь работать с текстом
-осуществлять поиск информации из различных источников.
Интеллектуальные
-объяснять значение слова , его написание и грамматические
признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные
модели слов
- подбирать слова , иллюстрирующие разные способы
словообразования
-пользоваться разными видами морфемных и
словообразовательных словарей
Организационные
-умение формулировать цель деятельности, планировать её,
осуществлять самоконтроль, самооценку.
Коммуникативные
-владение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, основными нормами русского литературного
языка-использование языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях
общения.
-создание необходимых условий реализации в процессе обучения
межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и
развития всех видов речевой деятельности.
Используемые формы, способы и средства
проверки и оценки результатов обучения:
-обобщающая беседа по изученному
материалу;
- различные виды разборов (фонетический, лексический,
словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический,
лексико-фразеологический, речеведческий);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего
речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии,
творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа
-тестовые работы.
Методы и формы, технологии обучения:
- анализ сложных явлений языка (орфографических,
лексических, грамматических, стилистических) с точки зрения образования слова;
- орфографический анализ структурно-семантических схем слова
или морфемно-словообразовательных моделей;
- активные формы организации занятий, информационные,
проектные формы работы.
Перечень контрольно- измерительных материалов:
1. Проверочная работа «Способы словообразования»
2. Проверочная работа «Однокоренные слова»
3.Практическая работа «Работа со словарями»
4. Тестовая работа по всему курсу «Секреты русского
словообразования
ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся
Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для
старшеклассников, абитуриентов и студентов. — М., 2000.
Беднарская Л. Д. Грамотный
человек. — Тула, 2003.
Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные
материалы / Капинос В. И. и др. — М., 2002, 2003—2004
Львова С. И. Словообразование
— занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. —
М., 2006.
Львова С. И. Русская
орфография: Самоучитель. — М., 2005.
Львова С. И. Схемы-таблицы
по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
Львова С. И. Там, где
кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.
Розенталь Д. Э. Русский
язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. —
М., 2000.
Цыбулько И. П., Львова С.
И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.
Словари
Баранов М. Т. Школьный
орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно. (Опыт словаря-справочника). — 2-е
изд. — М., 2001.
Львова С. И. Краткий
орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический
словарь. — М.. 2002.
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое
издание)
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов (любое издание).
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова.
— 4-е изд. — М., 1999.
Для учителя
Блинов Г. И. Методика
изучения пунктуации в школе. — М., 1990.
Валгина Н. С.
Трудности современной пунктуации. — М., 2000
Валгина Н. С. Трудные
вопросы пунктуации. — М., 1983.
Иванова В. Ф. Трудные
вопросы орфографии. — М., 1982.
Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный
подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов на-Дону,
2005.
Львова С. И. Комплект
наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
Львова С. И. Орфография.
Этимология на службе орфографии Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С. И. Сборник
диктантов с языковым анализом текста» 8—9 классы: Пособие для учителя. — М.,
2003.
Львова С. И. Сборник
диктантов с языковым анализом текста 10—11 классы: Пособие для учителя. — М.,
2003.
Львова С. И. Работа
со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к
комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
Мучник Б. С. Культура
письменной речи. — М., 1996.
Разумовская М. М.
Методика обучения орфографии. — М.,1996.
Учебно-
тематический план
Раздел, количество часов
|
Тема
|
Содержание образования в соответствии с ФК ГОС
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
Вид
контроля
|
Как образуются слова в русском языке 17 ч.
|
Словообразование
как основной путь пополнения словарного состава русского языка
|
морфемный состав слова
|
Совершенствовать владение
приёмом
морфемного разбора: от
значения
слова и способа его
образования
к морфемной структуре;
толковать
значение слова, исходя
из его
морфемного состава.
|
Самостоятельная работа
|
|
Морфемно-словообразовательная
модель как источник пополнения словарного состава
|
Морфемный и
словообразовательный разбора слов
|
Развитие умений морфемно-
словообразовательного
разбора слов.
|
Практическая работа
|
|
Основные способы
образования слов.
|
Способы образования слов
|
Развитие навыков
определения
основных способов
формообразования.
|
|
|
Приставочный
способ образования слов
|
Приставочный
способ образования слов
|
Развитие навыков
определения
приставочных способов формообразования.
|
|
|
Суффиксальный
способ образования
|
Суффиксальный
способ образования
|
Развитие навыков
определения
суффиксальных способов
формообразования.
|
|
|
Приставочно-суффиксальный
способ образования
|
Приставочно-суффиксальный
способ образования
|
Развитие навыков
определения приставочно - суффиксальных
способов
формообразования.
|
тест
|
|
Безаффиксный
(бессуффиксный) способ.
|
Безаффиксный
(бессуффиксный) способ.
|
Развитие навыков
определения бессуффиксного способа
формообразования.
|
|
|
Сложение как
продуктивный способ образования слов в XX веке
|
Сложение
|
Развитие навыков
определения сложения как способ
формообразования.
|
|
|
Проверочная
работа «Способы
словообразования»
|
|
Проверка знаний по теме
Морфемика и
словообразование».
(тестовые задания по
аналогии
ч.А и В ЕГЭ по
русскому языку)
|
Проверочная работа
|
|
Словообразовательная
цепочка.
|
Словообразовательная
цепочка.
|
Уметь
составлять словообразовательную цепочку
|
|
|
Гнездо
однокоренных слов
|
Гнездо
однокоренных слов
|
Уметь
составлять гнездо однокоренных слов
|
|
|
Корень как
значимая часть слова.
|
Корень как
значимая часть слова.
|
Знать
о корне как значимой части слова
|
|
|
Слова-паронимы;
их сходство и различие
|
Слова-паронимы;
их сходство и различие
|
Различение разных видов
омонимов:
точное употребление
паронимов в речи.
|
|
|
Разграничение
омонимичных корней (горе — гореть — гора).
|
Разграничение омонимичных корней
|
Различение разных видов
омонимов:
фонетических (омофонов),
лексических
(омонимов), грамматических
(омоформ), графических (омографов).
|
|
|
Проверочная
работа «Однокоренные слова»
|
|
Проверка знаний по теме
Морфемика и однокоренные
слова».
(тестовые задания по
аналогии
ч.А
и В ЕГЭ по русскому языку)
|
Проверочная работа
|
|
Неморфологические
(неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую
|
Неморфологические (неморфемные)
способы образования
|
Определение морфологических
и
неморфологических способов
образования слов
самостоятельных
частей речи.
|
Самостоятельная работа
|
|
Итоговый урок
курса «Секреты русского словообразования. Как образуются слова в русском
языке» Тестовая работа
|
|
Проверка знаний по теме
Морфемика и однокоренные
слова».
(тестовые задания по
аналогии
ч.А
и В ЕГЭ по русскому языку)
|
Тестовая работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- тестовы
Цели
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.