Инфоурок География Другие методич. материалыРабочая программа по всеобщей истории для 5 класса (ФГОС 2 поколения)

Рабочая программа по всеобщей истории для 5 класса (ФГОС 2 поколения)

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

учителя истории и обществознания Митрофановой Ксении Николаевны

Наименование предмета: Всеобщая история. История Древнего мира.

Класс:5 Б, Г, Д

Общее количество часов по учебному плану: 70

Базовая учебная программа: Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2014.

Учебник и другие учебные пособия: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.А. Искендерова. М.: Просвещение, 2013.

 

 

 

План рассмотрен и утверждён

На заседании кафедры общественных наук и экономики

«_______»_________________________2014 г.

Протокол № _______________________

Зав. кафедрой Загайнова Е.Г.

 

 

Новосибирск, 2014

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Истории Древнего мира» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения и авторской программой (Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2014).

Учебно-методический комплект:

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.А. Искендерова. М.: Просвещение, 2013.

Годер Г.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь.5 класс. В 2 частях. Часть 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. Часть 2. Древняя Греция. Древний Рим. М.: Просвещение, 2014.

Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс. М.: Просвещение, 2012.

Количество часов по учебному плану – 70 часов (2 часа в неделю).

Цель изучения курса «История Древнего мира» – осознание значимости периода древности, Античности в мировой истории.

Задачи изучения курса:

v    воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

v    освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

v    овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

v    формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

v    применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Ресурсное обеспечение составляют материалы УМК (см. выше) и дополнительная литература к курсу:

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.А. Искендерова. М.: Просвещение, 2013.

Годер Г.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь.5 класс. В 2 частях. Часть 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. Часть 2. Древняя Греция. Древний Рим. М.: Просвещение, 2014.

Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс. М.: Просвещение, 2012.

Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс / Сост. К.В. Волкова. М.: ВАКО, 2014.

Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.

История Древнего мира. 5 класс: атлас. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013.

История Древнего мира. 5 класс: контурные карты. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014.

Федосик В.А., Прохоров А.А., Евтухов И.О. Материалы по истории Древнего мира и Средних веков: Справ. пособие. Минск: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004.

Средства обучения: Учебник, рабочие тетради, атлас, контурные карты по истории Древнего мира для 5 класса, компьютер, проектор.

Карты:

Древний Восток (Др. Египет. IV-I тысячелетия до н.э. Междуречье и восточное средиземноморье»

Египет и передняя Азия в древности

Древняя Италия (до сер. III в. до н.э.

Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.

Древняя Греция.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная работа. Для практической направленности осуществления программы  предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, составление и решение кроссвордов и исторических задач, подготовка презентации учениками продвинутого уровня, изготовление аппликаций, макетов.

Для контроля качества обучения применяются контрольные работы, тестирование, индивидуальные карточки с заданиями, фронтальные и групповые опросы, словарные диктанты.

Специфика реализации данной программы в условиях МБОУ «Экономический лицей» заключается в необходимости углубленного изучения тем, связанных с экономикой и хозяйством древних цивилизаций.

Требования к уровню подготовки выпускников:

Личностные результаты:

                 осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

                 освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

                 осмысление социально-нравственного опыта предшест­вующих поколений, способность к определению своей пози­ции и ответственному поведению в современном обществе;

                 понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

                 способность сознательно организовывать и регу­лировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

                 овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

                 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообще­ние, эссе, презентация, реферат и др.);

                 готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

                 активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

                 овладение целостными представлениями об историчес­ком пути человечества как необходимой основы для миропо­нимания и познания современного общества, истории соб­ственной страны;

                 способность применять понятийный аппарат историчес­кого знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности в курсе всеобщей истории;

                 способность соотносить историческое время и истори­ческое пространство, действия и поступки личностей во вре­мени и пространстве;

                 овладение умениями изучать и систематизировать ин­формацию из различных исторических и современных источ­ников, раскрывая её социальную принадлежность и познава­тельную ценность, читать историческую карту и ориентиро­ваться в ней;

                 расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

                 готовность применять исторические знания для выявле­ния и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьни­ков и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 — 9 классов по всеобщей истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.

Предполагается, что в результате изучения истории в ос­новной школе учащиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

/. Знание хронологии, работа с хронологией:

                 указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей исто­рии;

                 соотносить год с веком, эрой, устанавливать после­довательность и длительность исторических событий.

2.                  Знание исторических фактов, работа с фактами:

                 характеризовать место, обстоятельства, участников, эта­пы, особенности, результаты важнейших исторических собы­тий;

                 группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3.                  Работа с историческими источниками:

                 читать историческую карту с опорой на легенду, ори­ентироваться по карте, соотносить местонахождение и со­стояние исторического объекта в разные эпохи, века, пе­риоды;

                 осуществлять поиск необходимой информации в од­ном или нескольких источниках (материальных, тексто­вых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

                 сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4.                  Описание (реконструкция):

                 последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

                 характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

                 на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов, электронных изданий, интернет- ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5.                  Анализ, объяснение:

                 различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

                 соотносить единичные исторические факты и общие явления;

                 различать причину и следствие исторических событий, явлений;

                 выделять характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

                 раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

                 сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;

                 излагать суждения о причинах и следствиях историчес­ких событий.

6.                  Работа с версиями, оценками:

                 приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

                 определять и объяснять (аргументировать) своё отноше­ние к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку.

7.                  Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

                 применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

                 использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в пол и культурной среде;

способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятни­ков истории и культуры).


 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ п/п

№ урока

Тема урока

Базовое содержание урока

Виды деятельности

Информационно-методическое обеспечение

Планируемые результаты и компетенции

Домашнее задание

Сроки

проведения

Планируемые

Фактические

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

1

Вводный урок

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении ИДМ.

Групповая, работа с контурной картой.

Карта «Древнейшие люди на Земле», учебник, презентация учителя.

Знать основные понятия:

- исторический источник;

- исторические факты:

Что изучает история Древнего мира.

Уметь определять роль археологических раскопок и значение письменных источников в изучении истории Древнего Мира.

Написать рассказ об известных источниках древности на территории нашего края. Рисунки о родном крае.

 

 

Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 часов)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

2

2

Древнейшие люди

Древнейшие люди – наши далекие предки. Прародина человека. Орудия труда и опыт их изготовления. Собирательство и охота. Овладение огнем.

Групповая, работа с контурной картой.

Раб. Тетрадь, карта «Древнейшие люди на Земле». Презентация учителя

Знать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство.

Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе, основные занятия.

§ 1., р.т. №4, 5 с.4

 

 

3

3

Родовые общины охотников и собирателей

Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты, охота сообща, новые орудия охоты. Родовые общины, сообщества сородичей. Совместное ведение хозяйства и распределение обязанностей в родовой общине.

Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой.

Раб. Тетрадь, карта «Древнейшие люди на Земле». Презентация учителя

Знать географию расселения первобытных людей.

Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты и новые способы охоты.

Разрабатывать сценарий охоты на крупного зверя.

Выделять признаки родовой общины.

§ 2, р.т. №7, 8

 

 

4

4

Возникновение искусства и религиозных верований

Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя перед охотой. Зарождение веры в душу. Религиозные верования первобытных охотников и собирателей.

Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Раб. Тетрадь, карта «Древнейшие люди на Земле». Презентация учителя

Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения.

Объяснять, как ученые разгадывают тайны наскальной живописи.

Работать с текстом учебника по заданию учителя.

Характеризовать верования первобытных людей.

§ 3, пересказ. Р.т. №11, 12.

 

 

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)

5

5

Возникновение земледелия и скотоводства

Возникновение земледелия. Мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство. Освоение ремесел, гончарное ремесло, появление одежды из ткани. Родовые общины и племя. Племя. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования скотоводов и земледельцев, зарождение культа.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, исследовательская.

Раб. Тетрадь, карта «Древнейшие люди на Земле». Презентация учителя

Знать географию районов первичного земледелия на исторической карте.

Рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.

Обозначать последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни первобытного человека.

Характеризовать религиозные представления древнего человека.

§4. Нарисовать бога урожая., р.т. №13, 14, 15

 

 

6

6

Появление неравенства и знати

Развитие ремесел и выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Обработка металлов, изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой.

Рабочая тетрадь, презентация учителя

Знать понятия: гончарный круг, металлургия, ремесло, ремесленник, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, рабы, город, святилище, государство.

Находить на карте районы первичной металлургии.

Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.

Характеризовать изменение отношений в общине после выделения в ней знати.

§5, .Рабочая тетрадь № 14, 15, 16.

 

 

7

7

Повторительно-обобщающий урок.

Значение эпохи первобытности для человечества. Какой опыт дала нам первобытность. Переход от первобытности к цивилизации, выделения ремесла, неравенство, появление городов, государств, письменности.

Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой, частично-поисковая.

Кроссворд, карточки с заданиями, рабочая тетрадь, презентация учителя, карта «Древнейшие люди на Земле».

Уметь работать с картой, составлять и решать кроссворды, решать проблемные и развивающие задачи.

Составить кроссворд (темы на выбор), р.т. стр. 16 «Проверьте себя».

 

 

Тема 3. Счет лет в истории (1 ч)

8

8

Счет лет в истории

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Летоисчисление о РХ, наша эра. Линия времени как схема ориентировки в историческом времени

Групповая, индивидуальная, частично-поисковая.

Учебник, рабочая тетрадь, презентация учителя

Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет лет.

Знать понятия: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период, хронология.

Задания в рабочей тетради: №18, 19, 20.

 

 

Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 ч)

Тема 4. Древний Египет (8 ч)

9

9

Государство на берегах Нила.

Страна Египет, местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте, система орошения. Объединение Древнего Египта. Управление единым государством.

Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой, частично-поисковая.

Карта «Древний Восток», учебник, рабочая тетрадь, презентация учителя.

Характеризовать местоположение и природно-географические условия страны с помощью карты и и мультимедийных ресурсов.

Устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и занятиями древних египтян.

Знать понятия: речные пороги, речной ил, оазис в пустыне, рельеф, фараон, столица.

§6, задания в рабочей тетради (№ 22, 26) и на контурной карте.

 

 

10

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Жители Египта: от фараона до простого земледельца. труд земледельца. Система оросительных каналов. В гостях у египтянина, жилище. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая.

Учебник, презентация учителя

Знать и самостоятельно формулировать понятия: вельможа, писец, налог, орошение, шадуф, роспись, амулет.

§7, пересказ, задания в рабочей тетради (.№24).

 

 

11

11

Жизнь египетского вельможи

О чем могут рассказать гробницы вельмож. Усадьба вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, исследовательская.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь.

Учиться работать в малой группе над общим заданием.

Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе.

Знать ключевые понятия урока.

§8, прочитать повесть о Синухете и выполнить задания к ней.

 

 

12

12

Военные походы фараонов

Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев, боевые колесницы египтян. Направления военных походов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта – Мемфис и Фивы. Участь военнопленных. Появление наемного войска.

Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической картой, частично-поисковая.

Учебник, карта, презентация учителя

Знать понятия: бронза, пехотинец, боевая колесница, дышло, возница, колесничий, дротик, наемное войско.

Уметь работать с картой и датами.

Делать сообщение в военных походах Тутмоса III.

§9, задание в рабочей тетради (№28, 29).

 

 

13

13

Религия древних египтян

Боги и жрецы. Храмы – святилища богов. Могущество жрецов. Египтяне о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, исследовательская.

Учебник, рабочая тетрадь, презентация учителя

Знать основные особенности религии древних египтян.

Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

Знать понятия: храм, жрец, саркофаг, статуя, мумия.

§10, рабочая тетрадь (№ 31,32).

 

 

14

14

Искусство Древнего Египта

Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс, пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры. Экспозиции древнеегипетского искусства в музеях мира.

Групповая, проектная деятельность, элементы исследовательской деятельности.

Учебник, презентация учителя.

Знать понятия: египетские пирамиды, сфинкс, чудеса света, обелиск, колонна.

Уметь искать в Интернете информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов; рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

 

§11. Подготовить презентации Power Point (совместно с родителями) на тему «Произведения Древнеегипетского искусства»; 1 ученик – рабочая тетрадь №34 (2)..

 

 

15

15

Письменность и знания древних египтян

Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материалов для письма, египетские папирусы. Свиток папируса – книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретение инструментов отсчета времени. Жрецы – хранители знаний.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая.

Учебник, презентация учителя и учеников.

Знать понятия: иероглиф, папирусный свиток, календарь, астрономия, водяные часы.

Уметь находить и представлять информацию в виде сообщений.

§12, задания в рабочей тетради №35, 36.

 

 

16

16

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет

Достижения Древнего Египта (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, зарождение письменности, появление основ наук). Неограниченная власть фараонов, представления о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, проектная деятельность.

Учебник, презентация учителя, карточки с заданиями, кроссворды, шарады.

Знать ключевые понятия изученной темы.

Уметь работать с картой, составлять и решать кроссворды, решать проблемные и развивающие задачи.

Составить кроссворд из изученных понятий, Задания в рабочей тетради (№ 39 и «Проверьте себя»).

 

 

Тема 5. Западная Азия в древности (7 часов)

17

17

Древнее Двуречье

Страна двух рек: местоположение, природно-географические условия, ирригационное земледелие.

Города из глиняных кирпичей. Ур и Урук. Башни от земли до неба. Боги шумеров. Письмена на глиняных табличках. Писцовые школы. Клинопись – особое письмо Двуречья.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической и контурной картой.

Учебник, карта «Древний Восток», презентация учителя

Знать понятия: шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы».

Характеризовать природно-географические условия Древнего Двуречья. Описывать и выделять главные особенности письменности Древнего Двуречья.

§13, задания в рабочей тетради (№ 45 и 46, 57).

 

 

18

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Город Вавилон становится главным. Власть Хаммурапи – от богов. Царские законы. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Принцип талиона. Закон о ростовщиках.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь

Выделять основные понятия урока (не более пяти)

Характеризовать свод законов Хаммурапи.

Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены законами богов.

§14, задания в рабочей тетради (№ 52, 53).

 

 

19

19

Финикия.

Города финикийцев. Природно-климатические условия Финикии. Финикийские мореплаватели, Средиземное море и финикийцы. Ремесла. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Алфавит. Легенды о финикийцах.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой.

Учебник, карта «Египет и передняя Азия в древности», презентация учителя

Знать основные понятия урока.

Характеризовать финикийский алфавит.

Описывать основные занятия финикийцев.

Использовать историческую карту для объяснения выгодного положения Финикии.

§15, задания в рабочей тетради и контурной карте (№ 59, 60, 61).

 

 

20

20

Библейские сказания.

Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Занятия, быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Моисей выводит евреев из Египта. Бог дает законы народу.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой.

Учебник, карта «Египет и передняя Азия в древности», презентация

Знать территорию расселения древнееврейских племен.

Объяснять значение принятия единобожия.

Знать и уметь формулировать самостоятельно основные понятия урока.

§16, задания в рабочей тетради и на контурной карте (№63, 67).

 

 

21

21

Древнееврейское царство.

Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство. Первые цари – Саул, Давид, Соломон. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой.

Учебник, рабочая тетрадь, карта «Древний Восток», презентация учителя.

Решать развивающие и проблемные задачи.

Знать основные понятия урока.

Укреплять навыки работы с картой.

§17, задания в рабочей тетради (№ 69)

 

 

22

22

Ассирийская держава.

Освоение железа, железные орудия труда. Ассирийское войско и конница. Вооружение. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Произведения ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой.

Учебник, карта «Египет и передняя Азия в древности», презентация учителя, рабочая тетрадь.

Работать в малых группах над заданием учителя.

Характеризовать достижения ассирийцев в обработке железа, искусстве, военном деле.

Знать и называть основные причины гибели Ассирийской державы.

§18. Задания в рабочей тетради и на контурной карте (№ 72, 73, 74).

 

 

23

23

Персидская держава

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Кир Великий. Образование Персидской державы. Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Войско персидского царя.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность, работа с исторической картой.

Учебник, карта «Египет и передняя Азия в древности», презентация, рабочая тетрадь.

Работать с исторической картой.

Систематизировать информацию о достижениях персидских царей.

Знать и формулировать самостоятельно ключевые понятия темы.

Знать и кратко рассказывать легенды о персидских царях.

§19. Задания в рабочей тетради и контурной карте (№ 77, 78).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6. Индия и Китай в древности (5 часов)

24

24

Природа и люди Древней Индии

Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли и деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Учебник, карта «Египет и передняя Азия в древности», презентация учителя, рабочая тетрадь.

Уметь рассказывать о  местоположении Индии, природно-климатических условиях.

Показывать на карте основные географические объекты Индии.

Знать и формулировать основные понятия темы.

§20, задания в контурной карте (№ 80, 81).

 

 

25

25

Устройство общества в Древней Индии

Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. "Неприкасаемые". Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царём Ашокой

Групповая, фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая деятельность.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь.

Составлять простой план пунктов параграфа (по выбору).

Рассказывать о жизни и обучении брахмана.

Доказывать, что брахманы - хранители знаний.

Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма.

Готовить сообщение о жизни Будды.

Перечислять достижения древних индийцев

§21, прочи­тать легенду о Будде. Подумайте, какие выводы можно сделать из этого документа.

Задания в рабочей тетради (82, 83)..

 

 

26

26

Природа и люди Древнего Китая. Конфуций и его учение.

Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Учебник, карта «Египет и передняя Азия в древности», презентация учителя, рабочая тетрадь.

Находить на карте и комментировать местоположение Китая.

Определять и формулировать особенности китайской религии.

Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости

§22, задания в рабочей тетради и на контурной карте (№ 86, 88).

 

 

27

27

Первый властелин единого Китая.

Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Учебник, карта, презентация учителя, рабочая тетрадь.

Рассказывать об отношениях Китая с соседями.

Объяснять причины возведения Великой Китайской стены.

Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях.

Составлять кроссворды по тематике урока

§23, задания в рабочей тетради (№ 87), повторить термины к повторительно-обобщающему уроку.

 

 

28

28

Повторительно-обобщающий урок

Повторение изученного материала.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой, частично-поисковая деятельность..

Учебник, карта «Египет и передняя Азия в древности», презентация учителя, рабочая тетрадь.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма.

Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории.

Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая.

Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии

Составить словарь понятий по теме, «Проверь себя» № 1, 2, 4).

 

 

Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 час)

Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов)

29

29

Древнейшая Греция

Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой, исследовательская деятельность.

Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь

Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря.

Называть отличительные признаки критской культуры.

Работать с картой заданиями рабочей тетради.

Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст

§24, задания на контурной карте и в рабочей тетради ЧАСТЬ 2:

№1,2,3.

 

 

30

30

Микены и Троя.

В крепостных Микенах. Местонахождение. "Архитектура великанов". Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь

Показывать на карте местоположение Микен.

Выделять отличия между микенской и критской культурами.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.

§25, задания на контурной карте.

 

 

31

31

Поэма Гомера «Илиада»

Миф о Троянской войне и поэмы "Илиада" и "Одиссея". Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, исследовательская деятельность.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь

Рассказывать легенду о жизни Гомера.

Кратко раскрывать суть поэмы Гомера "Иллиада".

Характеризовать образы основных героев "Илиады".

Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока

§26, задания в рабочей тетради № 9.

 

 

32

32

Поэма Гомера «Одиссея»

География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

 

Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь

В группах соотносить путь Одиссея домой, на Итаку, с картой.

Выделять основные вехи пути Одиссея домой.

Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.

Читать текст с пометками на полях: "понятно", "непонятно", "известно", "неизвестно"

§27 задания в рабочей тетради № 14, 15.

 

 

33

33

Религия древних греков

Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских погов. Мифы о Деметре и Персифоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

 

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь

Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.

Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла.

Сравнить пантеон богов египтян и греков.

Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков.

§28, рабочая тетрадь № 10, 13.

Какие подвиги совершил Геракл? (1 ученик).

 

 

 

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

34

34

Два великих полиса: Афины и Спарта

География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Групповая, фронтальная, индивидуальная, деятельность, работа с исторической картой.

Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь

Находить на карте и устно комментировать местоположение Аттики, занятия её населения.

Объяснять значение понятий: полис, демос.

Выделять признаки греческого полиса.

Характеризовать греческий демос, общество в целом.

Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским алфавитом.

§29, задания в рабочей тетради № 16, 17.

 

 

35

35

Зарождение демократии в Афинах

Демос встаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь.

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия».

Сравнивать законы Драконта и Солона.

Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам.

§30, задания в рабочей тетради № 18, 19,20..

 

 

36

36

Древняя Спарта

География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. "Детский" способ голосования.

Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой.

Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь

Показывать на карте местоположение Спарты.

Характеризовать основные группы населения и их положение.

Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев.

§31, задания в рабочей тетради №24

 

 

37

37

Греческие колонии на берегах Среди­земного и Чёрного морей

Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона

Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой.

Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь

Объяснять причины греческой колонизации, её географию.

Выделять общее, что связывало греческие колонии.

Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации.

Описывать одежду грека

§32, задания в рабочей тетради №25, 26

 

 

38

38

Олимпийские игры в древности

Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим Играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль Олимпийских игр

Групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь

Составлять развёрнутый план одной части параграфа.

Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа.

Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке.

Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени

§33, подготовить сообщение об олимпийских видах спорта в Древней Греции (2-3 ученика), остальные – задание № 29 в р.т.

 

 

39

39

Победа греков над персами в Марафонской битве

Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность.

Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении.

Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне.

Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве

§34, р.т. № 33

 

 

40

40

Нашествие персидских войск на Элладу

Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Зашита Фермопил. Под¬виг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой.

Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне.

Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу.

Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа: о создании военного флота; о Фермопильском сражении; о Саламинской битве.

§35, р.т. №34.

 

 

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч)

41

41

В гаванях афинского порта Пирей

В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли

Групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь

Сравнивать военную и торговую гавани.

Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека.

Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.

§36, р.т. № 36

 

 

42

42

В городе богини Афины

Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

Групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.

Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.

Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю.

Создавать короткую презентацию в Power Point об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками; кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока)

§37, на выбор составить  короткую презентацию в Power Point об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками, ИЛИ № 37 в р.т.

 

 

43

43

В афинских школах и гимнасиях

Воспитание детей педагогами. Рабы- педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

Групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь

Сравнивать типы школ и систему обучения в них.

Последовательно рассказывать о каждой из школ.

Объяснять назначение каждой из школ.

Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли.

Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.

§38

 

 

44

44

В афинском театре

Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.

Групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь

Объяснять причины особой любви греков к представлениям.

Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона».

Оценивать роль современного театра для общества.

§39, р.т. № 40

 

 

45

45

Афинская демократия при Перикле

Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания» Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь

Самостоятельно подготавливать тематические сообщения (по выбору).

Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин.

Проводить поиск информации в Интернете о единомышленниках, друзьях Перикла.

Систематизировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла.

 

§40, р.т. № 41

 

 

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч)

46

46

Города Эллады подчиняются Македонии.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.

Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь

Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии.

Характеризовать политические методы Филиппа Македонского.

Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских.

Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.

§41, р.т. №44.

 

 

47

47

Поход Александра Македонского на Восток

Александр возглавил поход македон­цев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Основание Алек­сандрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Возвра­щение в Вавилон. Писатели об Алексан­дре Македонском.

Групповая, индивидуальная работа, работа с контурной картой.

Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь

Используя карту и её легенду, рас­сказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток.

Характеризовать ситуацию на Вос­токе, которая способствовала победам Александра Македонского.

Оценивать поступки Александра Македонского, его противников.

§42, задания на контурной карте.

 

 

48

48

В Александрии Египетской

Распад державы Александра Македонского после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.

Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической картой.

Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь

Называть причины распада державы Александра Македонского.

Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.

Рассказывать об Александрии — центре эллинистического мира.

Сравнивать Александрию и Афины.

§43, №46 в р.т.

 

 

49

49

Вклад древних эллинов в мировую культуру

Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической картой.

Учебник, карта «Древняя Греция до сер. V в. до н.э.», презентация учителя, рабочая тетрадь

Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателя Греции.

Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.

Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.

РТ: Проверь себя: № 1-2.

 

 

Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ (17 ч)

Тема 11: Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

50

50

Древнейший Рим

Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической  картой.

Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь

Сравнивать природные условия Греции и Рима.

Соотносить время возникновения Рима с событиями, происходившими в Греции.

Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.

Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.

Использовать карты, ресурсы мультимедиа, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме

§44, р.т. №47-48

 

 

51

51

Завоевание Римом Италии

Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической  картой.

Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь

Исследовать по карте и мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом.

Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром.

Сравнивать территориальные приобретения Рима в III и II вв. до н. э.

§45, задание на контурной карте

 

 

52

52

Устройство Римской республики

Плебеи — полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Групповая, индивидуальная работа, частично-поисковая деятельность.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь

Сравнивать устройство Римской республики с греческим полисом.

Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме.

Выделять и называть преимущества легиона по сравнению с фалангой.

Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.

§46, р.т. № 51, 54

 

 

Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

53

53

Вторая война Рима с Карфагеном

Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической  картой.

Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь

Называть причины карфагенских войн.

Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне.

Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала.

Характеризовать цели, поступки Ганнибала.

Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

§47, р.т № 56.

 

 

54

54

Установление господства Рима во всём Средиземноморье

Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.

Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической  картой.

Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь

Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье.

Характеризовать способы подчинения государств власти Рима.

Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, Рима.

Составлять простой план параграфа.

§48, РТ №55.

 

 

55

55

Рабство в Древнем Риме

Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Групповая, индивидуальная работа, частично-поисковая деятельность.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь

Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме.

Доказывать бесправное положение рабов в Риме.

Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.

§49, № 58 рт.

 

 

Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч)

56

56

Земельный закон братьев Гракхов

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая

Групповая, индивидуальная работа, частично-поисковая деятельность.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь

Устанавливать причины гражданских войн в Риме.

Называть причины, которые заставили Тиберия Гракха выступить в защиту бедняков.

Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Грак­хов во благо менее защищённых римлян.

§50, РТ №  60.

 

 

57

57

Восстание Спартака

Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической  картой.

Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь

Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки восставших.

Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.

Разрабатывать краткосрочные проекты на темы «Поход Спартака в Альпы»; «Красе против Спартака».

§51, РТ № 59

 

 

58

58

Единовластие Цезаря

Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической  картой.

Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь

Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель.

Анализировать действия и поступки Юлия Цезаря.

Объяснять позиции Красса, Помпея и сената в отношении Юлия Цезаря.

§52, РТ № 61.

 

 

59

59

Установление империи

Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Групповая, индивидуальная работа, частично-поисковая деятельность.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь

Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.

Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме.

Характеризовать правление Октавиана Августа.

Рассказывать о судьбах знаменитых римлян.

§53, рт № 62.

 

 

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

60

60

Соседи Римской империи

Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об их занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской империи.

Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической  картой.

Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь

Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.

Комментировать иллюстрации на страницах учебника.

Составлять задания, вопросы, обмениваться ими.

Рассказывать о племенах — соседях Римской империи и их взаимоотношениях.

§54, РТ № 63

 

 

61

61

В Риме при императоре Нероне

Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне, Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Групповая, индивидуальная работа, частично-поисковая деятельность.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь

Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э.

Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме.

Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.

§55

 

 

62

62

Первые христиане и их учение

Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Групповая, индивидуальная работа, частично-поисковая деятельность.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь

Рассказывать об условиях появления христианского учения.

Давать объяснение причинам распространения христианства.

Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан.

Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.

§56, РТ №  64

 

 

63

63

Расцвет Римской империи во II в. н. э.

Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической  картой.

Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь

Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба.

Характеризовать период правления императора Траяна.

Рассказывать о достижениях империи во II в. н. э.

Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ.

Доказывать, что римляне строили на века.

§57,  подготовить презентацию о новых постройках в Риме и в провинциях.

 

 

64

64

Вечный город и его жители

Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Групповая, индивидуальная работа, частично-поисковая деятельность.

Учебник, презентация учителя и учеников, рабочая тетрадь

Проводить виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий).

Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».

Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца. сенатора об одном дне в Риме.

§58, РТ № 68.

 

 

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч)

65

65

Римская империя при Константине

Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ад и рай в книгах христиан.

Групповая, индивидуальная работа, работа с исторической  картой.

Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь

Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи.

Сравнивать положение на границах империи в 1 в. н. э. и при императоре Константине.

Обосновывать факт переноса столицы империи.

Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией.

Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу.

§59, РТ № 71, 72.

 

 

66

66

Взятие Рима варварами

Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары-наёмники в римской армии. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи Античности

Групповая, индивидуальная работа, частично-поисковая деятельность, работа с исторической  картой.

Учебник, карта «Древний Рим», презентация учителя, рабочая тетрадь

Обозначать причины раздела империи на две части.

Рассказывать об исторических деятелях и их поступках.

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей.

Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю.

§60, РТ № 73.

 

 

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (4 ч)

67

67-70

Признаки цивилизации Греции и Рима

Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

Групповая, индивидуальная работа, частично-поисковая деятельность, работа с исторической  картой.

Учебник, презентация учителя, рабочая тетрадь, карта «Древний Рим».

Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам.

Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни.

Решать кроссворды, выполнять проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты античной истории.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по всеобщей истории для 5 класса (ФГОС 2 поколения)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учителя истории и обществознания Митрофановой Ксении Николаевны

Наименование предмета: Всеобщая история. История Древнего мира.

Класс:5 Б, Г, Д

Общее количество часов по учебному плану: 70

Базовая учебная программа: Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2014.

Учебник и другие учебные пособия: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.А. Искендерова. М.: Просвещение,2013.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 674 600 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рейтинг: 1 из 5
  • 04.10.2020
  • 4731
  • 477
«Экология (базовый уровень)», Чернова Н.М, Галушин В.М., Константинов В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 527
    • DOCX 80.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шелестюк Ксения Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шелестюк Ксения Николаевна
    Шелестюк Ксения Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 37316
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 208 человек

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 423 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 64 человека