Главная / Начальные классы / Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театр пяти пальцев» для 2 класса начального образования (ФГОС)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театр пяти пальцев» для 2 класса начального образования (ФГОС)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа Снежненского сельского поселения



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании ШМО зам. директора по УМР Директор школы

______________ ___________________ ________________

«__»_________ «__»_________ «___» _________













Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Театр пяти пальцев» для 2 класса

начального образования (ФГОС)













Составитель:

Крузина Ирина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ Снежненского с/п,





с/п Снежный

2014/2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модифицированная программа внеурочной деятельности «Театр пяти пальцев» составлена на основе практического пособия «Театр пяти пальцев» (авторы-составления: О.Л. Кубанова, В.Б. Юлдашева, 2011 г.) и соответствует Федеральному государственному стандарту общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

«Театр пяти пальцев» - синтез пальчикового и кистевого театра, в результате которого повышается работоспособность, тонус коры головного мозга. Данная театральная деятельность обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом. Подобный театр не требует значительных материальных затрат: изготовления костюмов, больших декораций, подготовки сцены.

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития учащихся; воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

- знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, кистевой, а также драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии);

- поэтапное освоение детьми различных видов творчества;

- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;

- развитие речевой культуры;

- развитие эстетического вкуса;

-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 2 класса, на 1 год обучения.

На реализацию театрального курса «Театр пяти пальцев» во 2 классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 30 минут в соответствии с нормами СанПина. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ театральных постановок, изготовление кукол и декораций. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций, сказок и пьес, заучивание текстов, репетиции.

Длительность «театрального действа» составляет в пьесах 3-7 минут. В качестве текстов для пьес используются народные сказки, спектакли для кукольных театров, стихи отечественных и зарубежных писателей (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).

Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы.

Работа над пьесами построены по следующему алгоритму:

  • Выбор пьесы, обсуждение её с детьми (сюжетные линии, поступки героев);

  • Распределение ролей, определение актеров;

  • Создание совместно с детьми эскизов декораций и кукол;

  • Тренировки для пальцев (упражнения с куклой);

  • Репетиция пьесы в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условно), с музыкальным оформлением.

  • Репетиция всей пьесы целиком.

  • Премьера.


Применительно к занятиям в рамках «Театра пяти пальцев» можно трактовать следующие УУД:


Личностные:

  • действие смыслообразования, которое определяется как целеполагание при организации занятия, через моделирование ситуации достижения;

  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей: речевой материал занятий подбирается в соответствии с прямым и непрямым воспитательным эффектом;

  • прогнозирование адекватного эмоционального отклика на рассматриваемые на занятии нравственные категории.

Регулятивные:

  • постановка конкретных целей работы;

  • обсуждение плана работы; включение упражнений по:

  • обучению правильному дыханию:

  • оптимизации мышечного тонуса;

  • развитию чувства ритма;

  • формированию пространственных представлений;

  • формированию межполушарных взаимодействий.

Познавательные:

  • развитие понимания речи,

  • расширение и актуализация словарного запаса,

  • усвоение различных форм речи (диалогическая - монологическая, ситуативная - контекстная);

  • усвоение моделей общения (взрослый - ребёнок, ребёнок - ребёнок, ребёнок - дети);

  • включение креативных речемыслительных заданий, направленных на развитие речемыслительной деятельности, способствующих совершенствованию наблюдательности, устойчивости и распределения внимания.

Коммуникативные:

  • умения вступать в контакт, прерывать контакт, поддерживать контакт;

  • совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств общения: просодики, жестов, мимики.









Учебно-тематический план:


п/п

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Театральная игра

3

3.

Основы театральной культуры

8

4.

Работа над спектаклем, показ спектакля

21

5.

Заключительное занятие

1


Итого:

34


Содержание программы (34 часа)


Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.

1 раздел. (1 час) Вводное занятие.

На первом вводном занятии знакомство с понятием «театр» и театрами России (презентация). Руководитель кружка также знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда.

2 раздел. (3 часа) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке (за ширмой, на столе), строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

3 раздел. (8 часов) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

4 раздел. (21 час) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой, басней, рассказом) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.

Задачи учителя. Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

5 раздел. (1 час) Заключительное занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.



КТП Внеурочная деятельность «Театр пяти пальцев»


п/п

Дата

Кол-во часов

Тема

Основное содержание занятия

Вид деятельности

Теория курса

1


1

Вводное занятие. Здравствуй, театр!


Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами России (презентация)

Просмотр презентаций

Возможно использование Интернет-ресурсов

2


1

Театр «топотушек».

Знакомство с театром «топотушек», куклой «топотушкой».

Просмотр презентации; куклы «топотушки».

Кукла «топотушка»

3


1

Чтение в лицах сказки «Прыг, шмыг и голосистое горлышко».

Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев.

Конкурс на лучшего чтеца


4

5

6

7*


4

Репетиция сказки «Прыг, шмыг и голосистое горлышко».

Работа над изготовлением декораций, кукол, дикции, постановкой спектакля.

Распределение ролей, изготовление кукол «топотушек».


8

9


2

Репетиция басни Л.Н. Толстого «Два товарища».

10


1

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».

Викторина по сказкам

Отгадывание заданий викторины

Электронная презентация

11


1

Перчаточный театр.

Знакомство с перчаточным театром, перчаточной куклой.

Просмотр презентации; перчаточной куклы.

Перчаточная кукла.

12


1

Чтение в лицах сказки «Волк и семеро козлят».

Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев.

Конкурс на лучшего чтеца


13

14

15

16*


4

Репетиция сказки «Волк и семеро козлят».

Работа над изготовлением декораций, кукол, дикции, постановкой спектакля.

Распределение ролей, изготовление перчаточной куклы.


17


1

Театральная игра «Что за прелесть эти сказки!».

Викторина по сказкам

Отгадывание заданий викторины

Электронная презентация

18


1

Пальчиковый театр.

Знакомство с пальчиковым театром, пальчиковой куклой.

Просмотр презентации; пальчиковой куклы.

Пальчиковая кукла.

19


1

Чтение в лицах сказки «Теремок».

Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев.

Конкурс на лучшего чтеца


20

21

22

23*


4

Репетиция сказки «Теремок».

Работа над изготовлением декораций, кукол, дикции, постановкой спектакля.

Распределение ролей, изготовление пальчиковой куклы.


24

25


2

Репетиция рассказа К.Д. Ушинского «Спор животных».

Работа над изготовлением декораций, кукол, дикции, постановкой спектакля.

Распределение ролей, изготовление пальчиковой куклы.


26


1

Театральная игра


Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах

Диалог, монолог.

27


1

Кистевой театр.

Знакомство с кистевым театром.

Просмотр презентации.

Кистевой театр.

28



1

Чтение в лицах стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев.

Конкурс на лучшего чтеца


29

30

31

32

33*


5

Репетиция пьесы «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Работа над изготовлением декораций, кукол, дикции, постановкой спектакля.

Распределение ролей, изготовление кистевой куклы.


34


1

Заключительное занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

«Капустник» - показ любимых инсценировок

Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей за год.

Материально-техническое обеспечение:


  • персональный компьютер, проектор;

  • музыкальная фонотека;

  • DVD и CD– диски;

  • декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

  • куклы («топотушки», пальчиковые, перчаточные);

  • видеокамера для съёмок и анализа выступлений;

электронные презентации «Театры России», «Пальчиковый театр», «Перчаточный театр», «Театр «топотушек», «Кистевой театр»;

  • «Виды театрального искусства»

  • сценарии басен, сказок, рассказов, пьес.






Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театр пяти пальцев» для 2 класса начального образования (ФГОС)
  • Начальные классы
Описание:

В соответствии с новыми ФГОС, педагог обязан обучать ребёнка, играя. А где применить игру, как не в театре?Данная рабочая программа направлена на воспитание творческой индивидуальности ученика, привитие интереса к работе театра в целом, развитие таких качеств, как нравственность и эстетика. Почему именно пальчиковый театр? Синтез пальчикового и кистевого театров способен повысить работоспособность детей, тонизировать кору головного мозга и развить мелкую моторику. В ходе занятий по курсу "Театр пяти пальцев", учащиеся не только знакомятся с театром, его видами, историей и деятельностью, а сами примеряют на себя роли, такие как костюмер и декоратор. Не говоря уже об актерском мастерстве! В процессе изготовления кукол или репетиции очередной театральной постановки, ребята, сами того не замечая, сплочаются, начинают друг другу помогать, поддерживать в случае неудачи. А это немаловажно для дальнейшего обучения в едином коллективе.

Автор Крузина Ирина Анатольевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1098
Номер материала 3422
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓