Главная / Начальные классы / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» для 2 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» для 2 класса
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности

«Расчетно-конструкторское бюро»


для 2 класса































СОДЕРЖАНИЕ



Название раздела


Стр.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

6

3

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

7

4

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7

5

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

8

8

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

10


ПРИЛОЖЕНИЕ

11


Поурочное планирование




























1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативно-правовые основания


  1. Закон «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ)

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом МОН РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями, внесенными в соответствии с Приказом МОН РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241)

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  4. Примерная программа по математике и окружающему миру начального общего образования

  5. Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 86

  6. Годовой календарный учебный график

  7. Приказ МОН РФ от 19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год"


Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Н. А. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа», ут​верждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).

Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» предполагает использование учебников:

  1. Чекин, А. Л. Математика. 2 класс : учебник : в 2 ч. / А. Л. Чекин ; под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник.

  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник: в 2 частях.— М.: Академкнига/Учебник.

(Система обучения «Перспективная начальная школа»).


Общие цели начального общего образования с учётом специфики учебного предмета


Основная цель программы — изучение окружающего мира математическими средствами.


Задачи

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

  4. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.


Ядро содержания дисциплины

Математика ― наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источник принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно-технический прогресс человечества напрямую связан с развитием математики. Поэтому, с одной стороны, без знания математики невозможно выработать адекватное представление о мире. С другой стороны, математически образованному человеку легче войти в любую новую для него объективную проблематику.

Математика позволяет успешно решать практические задачи: оптимизировать семейный бюджет и правильно распределять время, критически ориентироваться в статистической, экономической и логической информации, правильно оценивать рентабельность возможных деловых партнеров и предложений, проводить несложные инженерные и технические расчеты для практических задач.

Математическое образование — это испытанное столетиями средство интеллектуального развития в условиях массового обучения. Такое развитие обеспечивается принятым в качественном математическом образовании систематическим, дедуктивным изложением теории в сочетании с решением хорошо подобранных задач. Успешное изучение математики облегчает и улучшает изучение других учебных дисциплин.

Математика — наиболее точная из наук. Учебный предмет «Математика» обладает исключительным воспитательным потенциалом: воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к продолжительной умственной деятельности.

Для многих школьная математика является необходимым элементом предпрофессиональной подготовки. В связи с этим принципиально важно согласование математики и других учебных предметов. Хотя математика — единая наука без четких граней между разными ее разделами, ниже информационный массив курса в соответствии с традицией разбит на разделы: «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Математический анализ», «Вероятность и статистика». Вместе с тем предполагается знакомство с историей математики и овладение следующими общематематическими понятиями и методами:

  • Определения и начальные (неопределяемые) понятия. Доказательства; аксиомы и теоремы. Гипотезы и опровержения. Контрпример. Типичные ошибки в рассуждениях.

  • Прямая и обратная теорема. Существование и единственность объекта. Необходимое и достаточное условие верности утверждения. Доказательство от противного. Метод математической индукции.

  • Математическая модель. Математика и задачи физики, химии, биологии, экономики, географии, лингвистики, социологии и пр.


Содержание

АРИФМЕТИКА

Натуральные числа. Десятичная система счисления. Арифметические действия над натуральными числами. Устный счет. Прикидка и оценка результатов вычислений. Степени и корни числа.

Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком. Целые числа.

Обыкновенные и десятичные дроби, операции над ними. Проценты. Пропорции.

Свойства числовых равенств и неравенств.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Измерение величин. Метрические системы единиц. Измерение отрезков.

АЛГЕБРА

Многочлены и действия над ними. Квадратный трехчлен.

Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители. Алгебраические дроби и действия над ними.

Числовое значение буквенного выражения. Тождественные преобразования. Допустимые значения переменных.

Уравнения, неравенства и их системы. Решение линейных и квадратных уравнений. Рациональные корни многочленов с целыми коэффициентами. Равносильность уравнений, неравенств и их систем.

Составление уравнений, неравенств и их систем по условиям задач. Решение текстовых задач алгебраическим методом. Интерпретация результата, отбор решений.

Расширение понятия числа: натуральные, целые, рациональные и иррациональные числа. Комплексные числа и их геометрическая интерпретация. Основная теорема алгебры (без доказательства).

Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Сложные проценты. Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Понятие о методе математической индукции.

ГЕОМЕТРИЯ

Геометрические фигуры на плоскости и в пространстве. Отрезок, прямая, угол, треугольники, четырехугольники, многоугольники, окружность, многогранники, шар и сфера, круглые тела и поверхности; их основные свойства. Взаимное расположение фигур.

Параллельное проектирование, изображение пространственных фигур.

Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс угла. Соотношения между сторонами и углами в треугольнике.

Движение. Симметрия фигур. Подобие фигур.

Геометрические величины и измерения. Длина отрезка. Градусная и радианная мера угла. Длина окружности, число (. Понятие площади и объема. Основные формулы для вычисления площадей и объемов.

Координаты и векторы.

Представления об аксиоматическом методе и о геометрии Лобачевского.

Решение задач на построение, вычисление, доказательство. Применение при решении геометрических задач соображений симметрии и подобия, методов геометрических мест, проектирования и сечений, алгебраических методов, координатного, векторного метода.

Приложения геометрии.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Действительные числа. Бесконечные десятичные дроби. Рациональные и иррациональные числа. Периодические и непериодические десятичные дроби. Координаты. Изображение чисел точками координатной прямой. Модуль числа. Декартова система координат на плоскости.

Функция и способы ее задания. Чтение и построение графиков функций. Основные свойства функции: монотонность, промежутки возрастания и убывания, максимумы и минимумы, ограниченность функций, четность и нечетность, периодичность.

Элементарные функции: линейная, квадратичная, многочлен, дробно-линейная, степенная, показательная, логарифмическая. Тригонометрические функции, формулы приведения, сложения, двойного угла. Преобразование выражений, содержащих степенную, тригонометрические, логарифмическую и показательную функции. Решение соответствующих уравнений и неравенств.

Графическая интерпретация уравнений, неравенств с двумя неизвестными и их систем.

Композиция функций. Обратная функция.

Преобразования графиков функций.

Непрерывность. Промежутки знакопостоянства непрерывной функции. Метод интервалов.

Понятие о производной функции в точке. Физический и геометрический смысл производной. Использование производной при исследовании функций, построении графиков. Использование свойств функций при решении текстовых, физических и гео​метриче​ских задач. Решение задач на экстремум.

Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Первообразная. Формула Ньютона – Лейбница. Приложения определенного интеграла.

ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА

Представление данных, их числовые характеристики. Таблицы и диаграммы. Случайный выбор, выборочные исследования. Интерпретация статистических данных и их характеристик. Случайные события и вероятность. Вычисление вероятностей. Перебор вариантов и элементы комбинаторики. Испытания Бернулли. Случайные величины и их характеристики. Частота и вероятность. Закон больших чисел. Оценка вероятностей наступления событий в простейших практических ситуациях.


Цели и задачи Основной образовательной программы школы


Ведущие идеи Основной образовательной программы начального общего образования на 2011-2015 учебные годы и Образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования:

1. Педагогический коллектив видит свою миссию в создании необходимых условий для социальной успешности обучающихся.

2. Основными задачами школы являются:

  • обучение и воспитание обучающихся в интересах личности, общества, государства;

  • обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся;

  • создание благоприятных условий для разностороннего развития лич​ности каждого ребенка, с учетом его возможностей и интересов;

  • создание основы для осознанного выбора и последующего освоения образовательных программ;

  • формирование общей культуры личности обучающихся на основе ус​воения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

  • адаптация обучающихся к жизни в обществе;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

3. Образовательная программа позволяет:

  • обеспечить получение полноценного и качественного образования, адекватного современным общественным потребностям, способствующего успешному продолжению образования на различных его ступенях;

  • создать условия для реализации многообразия образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих предпрофильную подготовку, а в перспективе и профессиональное самоопределение;

  • способствовать развитию умения адаптации в социокультурных сферах;

  • формировать и укреплять социальное, психологическое, физическое здоровье обучающихся.

4. При составлении программы учтены основные принципы обновления содержания образования Российской школы:

    • личностная ориентация содержания образования;

    • гуманизация, целесообразность, отражение всех аспектов человеческой культуры в содержании образования на всех этапах обучения;

    • приоритет сохранения здоровья учащихся;

    • обеспечение практической ориентации образования;

    • оптимизация объема учебной нагрузки.

Приоритетом начального образования является формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:

  • закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

  • формируются универсальные учебные действия;

  • развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности обучающихся;

  • их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

  • готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;

  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.


Особенности контингента, возможности дифференциации

Согласно действующему в ОУ учебному плану программа ориентирована на обучение детей 8-9 лет и составлена с учётом их возрастных особенностей.

Возрастные особенности второклассников

В это время происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает учиться оценивать причины своих достижений и неудач, т.е. развивать познавательную рефлексию.

Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.

Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».

Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.

В это время активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинают развиваться произвольные внимание и память. Но для длительной концентрации ребенку требуется внешняя помощь: интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации.

Начинает развиваться способность к сотрудничеству. В игре и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Но это им еще трудно делать.

По результатам психолого-педагогической диагностики в классе формируются три группы учащихся (по уровню достижений):

      1 группа -  ученики с высокими учебными способностями.

Учащиеся, относящиеся к этой группе, могут вести работу со сложным материалом, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач, умеют выделять существенное, закономерное, достигают высоких уровней знания.

      2 группа -  учащиеся со средними способностям.

Эти учащиеся усваивают материал после тренировочной работы, не сразу выделяют существенное, закономерное, умеют увидеть в частном общее, овладев знаниями; для усвоения знаний им требуется более длительное время. Если учащихся 2 группы направлять, помогать, то они вполне смогут справиться и с заданиями 1 группы детей.

      3 группа - учащиеся с низкими учебными способностями.

Эти учащиеся усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, выполняют задания репродуктивного характера, овладевают знаниями более длительное время.

      Состав групп непостоянен. Он может меняться не только на протяжении всего процесса обучения, но и на различных уроках.

Наибольших усилий требует работа со школьниками третьей группы. Неоднородность индивидуальных особенностей учащихся этой группы предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в обучении внутри самой группы.

Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования. Задания в группах выполняются самостоятельно.

Кроме того, необходимо использование:

Стимулирования

Повышения самооценки

Степень самостоятельности

Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера, - именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности.

Способы дифференциации:

  1. Индивидуальная работа с детьми по факультативу;

  2. Внимание к ученику, его творческой индивидуальности;

  3. Выявление и развитие способностей обучающихся;

  4. Использование в процессе обучения современных образовательных технологий деятельностного типа;

  5. Планирование занятий, в которых оптимально сочетались бы индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения;

  6. Участие в дистанционных мероприятиях;

  7. Постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником, выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику, фиксация и анализ полученных результатов;

  8. Работа с одаренными детьми, организация интеллектуальных и творческих соревнований;

  9. Развитие личности, способностей, удовлетворение познавательных интересов, самореализации обучающихся через организацию внеурочной деятельности.



2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Методические особенности курса «Расчетно-конструкторское бюро»

Программа курса «Расчетно-конструкторское бюро» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной

деятельности: соответствует курсу «Математика» и «Мы и окружающий мир», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Ребята знакомятся с картиной мира и учатся ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения сводится к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.

Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования.Участвуя в работе бюро, школьники выполняют расчеты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина. Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.


Особенности организации образовательного процесса

Данная рабочая программа предусматривает следующие формы, методы и технологии обучения:


Основная форма организации внеурочной деятельности — факультатив.

Формы занятий:

  • заседания

  • практикум,

  • тренинг,

  • семинар,

  • ролевая и деловая игра,

  • конференция;

  • олимпиады,

  • конкурсы,

  • вводные занятия,

  • занятия по углублению знаний,

  • практические занятия,

  • защита проектов


Методы


Словесные

рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

Наглядные

наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций

Практические

устные и письменные упражнения (арифметические вычисления, решение задач), практические работы (выполнение расчетов, построение схем, чертежей, карт; моделирование), в т.ч. компьютерные



Формы познавательной деятельности


Формы организации деятельности на этих занятиях не отличаются от урочных (групповые, коллективные, индивидуальные). Однако следует отметить, что проведение кружковых, факультативных, экскурсионных занятий, круглых столов и диспутов невозможно без групповых и коллективных форм организации деятельности. Следовательно, именно эти формы превалируют над индивидуальной формой.

Организация контроля


Формы подведения итогов работы объединения детей отличаются публичностью:

  • конференции,

  • олимпиады,

  • конкурсы,

  • отчет в конструкторское бюро



Виды контрольно-измерительных материалов


Вид работы

Тема

1

Входная диагностика

Введение

2

Итоговая диагностика

Итоговое занятие




Проекты

  1. Математика в космосе

  2. Окружность и круг в природе

  3. Магия цифр

  4. Математика вокруг нас


Критерии оценки предметных результатов


Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется на двух уровнях:

-представление коллективного результата деятельности группы обучающихся;

-индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на осно​вании экспертной оценки личного портфолио.

В конце учебного года каждый ребенок получает свидетельство:

-об успешном окончании кружка(при условии участия обучающегося в различных конкурсах, олимпиадах);

-об окончании работы кружка (при условии посещения 50% занятий).

Данное свидетельство помещается в портфолио обучающегося.

Для систематического контроля за достижением обязательных результатов целесообразно выбрать такую форму проверки, как зачет.

Зачет считается сданным, если ученик выполнил верно все предложенные ему задачи обязательного уровня. В противном случае (если хотя бы одна задача осталась не решена) оценка «зачтено» не выставляется. При этом зачет подлежит пересдаче. Ученик пересдает не весь зачет целиком, а только те виды задач, с которыми он не справился.



3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Объем учебного предмета


Период учения делится на три этапа (3 года обучения: 2-4 классы).

Программа и материал курса «Расчетно-конструкторское бюро» во 2-м классе рассчитаны на 35 недель (1 час в неделю):

1 четверть- 8 ч.

2 четверть- 8 ч.

3 четверть- 10 ч.

4 четверть- 9 ч.


Виды учебной деятельности


  • решение занимательных задач;

  • оформление презентаций;

  • участие в олимпиадах и конкурсах;

  • работа с научно-популярной литературой и другими источниками информации;

  • проектная деятельность;

  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.



4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ курса «Расчетно-конструкторское бюро»


В основе учебно-воспитательного процесса лежат такие ценности математики как:

восприятие окружающего мира как единого и целостного при познании фактов, процессов, явлений, происходящих в природе и обществе, средствами математических отношений (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменением формы, размера, мер и т.д.);

математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия природы и творений человека (объекты природы, сокровища культуры и искусства и т.д.);

владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяют ученику в его коммуникативной деятельности (аргументировать свою точку зрения, строить логическую цепочку рассуждений, выдвигать гипотезы,

опровергать или подтверждать истинность предположения).



5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Метапредметные результаты

  • Умение видеть и воспринимать причинно-следственные связи в окружающей жизни, использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных, пространственных отношений; искать научное обоснование необычным природным явлениям.

  • Умение применять математические знания и преставления для решения учебных задач, начальный опыт математических знаний в повседневных ситуациях

  • Активное использование лабораторного оборудования, макетов, муляжей, контрольно-измерительных приборов, хрестоматий, справочников, словарей, Интернет-ресурсов.

  • Обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием

  • Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации проектно-исследовательского замысла

  • Формирование способности оценивать результаты научно-творческой деятельности собственной и одноклассников.

Предметные результаты

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • Моделировать ситуацию.

  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).

  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

  • Воспроизводить способ решения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

  • Оценивать предъявленное готовое решение.

  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.

  • Конструировать несложные задачи.

  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (бумага, пластилин и др.) и из развёрток


6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 КЛАСС

Как найти сокровища? (решение задачи позволяет ученику стать сотрудником Расчетно-конструкторского бюро)

Далеко ли до Солнца?

Солнце — обыкновенный жёлтый карлик (начало)

Солнце — обыкновенный жёлтый карлик (окончание)

Спутники планет (начало)

Спутники планет (окончание)

Кто строит дома на воде?

Кто построил это гнездо?

Едят ли птицы сладкое?

Почему яйцу нельзя переохлаждаться?

Московский Кремль (начало)

Московский Кремль (окончание)




7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (УУД, предметные)



Наименование разделов

Основное содержание

Тип занятия

Предметный результат

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Количество часов

1

Как найти сокровища?

Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Предоставление информации в таблице. Использование таблицы для формулировки задания. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Ориентирование на местности (пропедевтика).

заседания

практикум,

вводные занятия,

практические занятия


Уметь читать и заполнять таблицу. Знать признаки географической карты и плана местности, их отличие. Уметь составлять план местности с помощью условных обозначений, ориентироваться на местности

извлекать информацию, представ ленную в разных формах (текст, таблица)

определять цель деятельности помощью учителя и самостоятельно.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

3ч.

2

Далеко ли до

Солнца?

«Круглые» двузначные числа. Сложение и вычитание «круглых» двузначных чисел. Числовые равенства и неравенства. Числовые выражения. Краткая запись задачи. Круговая схема. Планеты и звёзды.

заседания

занятия по углублению знаний,

практические занятия,

защита проектов


Уметь выполнять сложение и вычитание «круглых» чисел через знакомство с планетами и звездами. Уметь читать числовые равенства и неравенства, составлять краткую запись задачи. Познакомиться с понятием «круговая схема»

осуществлять запись об окружающем мире;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.


планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

различать способ и результат действия.


аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

3ч.

3

Солнце —

обыкновенный

жёлтый карлик

Сложение (вычитание) двузначных чисел и однозначных чисел. Прямоугольник и квадрат. Планеты и звёзды.

Сравнение двузначных чисел. Разностное сравнение. Задачи на разностное сравнение. Сложение (вычитание) двузначных чисел. Сотня. Соотношение единиц измерения: дм – м; кг – ц; см – м. Планеты и звёзды.

практикум,

ролевая и деловая игра,

конференция;

занятия по углублению знаний,

практические занятия


Уметь выполнять сложение и вычитание двузначных чисел, сравнивать их. Решать задачи на разностное сравнение. Знать единицы измерения длины, массы, устанавливать соотношения между ними. Знать признаки прямоугольника и квадрата, строить данные фигуры. Знать, что Солнце- это звезда

ориентироваться на разнообразие способов решения и записи задач;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

ставить новые учебные задачи.


задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

формулировать собственное мнение и позицию.

5 ч.

4

Спутники

планет

Действие умножения. Таблица умножения на 1, 2, 3 и 4. Периметр прямоугольника и квадрата. Планеты и звёзды.

Таблица умножения на 5, 6, 7, 8 и 9. Длина ломаной. Угол. Виды углов. Углы многоугольника. Планеты и звёзды.

заседания

ролевая и деловая игра,

конкурсы,

вводные занятия,

занятия по углублению знаний,

практические занятия


Знать таблицу умножения, компоненты действия умножения. Знать геометрические фигуры: ломаная, угол; строить их. Уметь находить фигуры в окружающем мире

осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций ;

использовать знаково-символические средства для решения задач.


планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

5 ч.

5

Кто строит дома

на воде?

«Круглые» сотни. Сложение (вычитание) «круглых» сотен. Сравнение трёхзначных чисел. Составные задачи. Запись решения по действиям и в виде одного выражения. Живая природа Земли.

тренинг,

ролевая и деловая игра,

занятия по углублению знаний,

практические занятия


Уметь складывать и вычитать «круглые» сотни. Решать составные задачи, записывая решение по действиям или в виде одного выражения. Познакомить с животными, строящими дома на воде

использовать знаково-символические средства для решения задач;

осознанно строить сообщения в устной и письменной форме.


определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

3ч.

6

Кто построил

это гнездо?

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Запись и способ сложения (вычитания) столбиком. Вычитание суммы из суммы. Живая природа Земли.

заседания

занятия по углублению знаний,

практические занятия,

защита проектов


Знать понятия окружность и круг, центр, радиус, диаметр. Уметь строить окружность, находить эти геометрические фигуры в природе. Знать алгоритм письменных сложения и вычитания

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

ставить новые учебные задачи.


аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

3 ч.

7

Едят ли птицы

сладкое?

Известное и неизвестное. Уравнение. Уравнения на сложение и вычитание. Живая природа Земли.

тренинг,

занятия по углублению знаний,

практические занятия


Знать признаки уравнения: известное и неизвестное. Уметь находить корень простого уравнения

владеть рядом общих приёмов решения задач;

осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;


планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- различать способ и результат действия.


задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

3ч.

8

Почему яйцу

нельзя переохлаждаться?

Деление. Доля. Уменьшение в несколько раз. Живая природа Земли.

конкурсы,

вводные занятия,

занятия по углублению знаний


Знать компоненты действия деления. Познакомиться с понятием доля. Познакомить с размножением птиц и пресмыкающихся

использовать знаково-символические средства для решения задач;

осознанно строить сообщения в устной и письменной форме.


планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

различать способ и результат действия.


аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

3 ч.

9

Московский Кремль

Время и части суток. Единицы измерения времени. Римские цифры. Числовой луч и натуральный ряд чисел. Родная страна — Россия.

Данное и искомое. Обратная задача. Проверка решения. Геометрические построения. Родная страна — Россия.

заседания

ролевая и деловая игра,

конференция;

занятия по углублению знаний,

практические занятия,

защита проектов


Знать единицы измерения времени. Уметь строить числовой луч, отмечать на нем числа, сравнивать их. Уметь составлять обратные задачи. Находить формы геометрических фигур на сооружениях Московского Кремля. Выполнять геометрические построения

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.


планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

различать способ и результат действия.

выполнять задания с использованием материальных объектов


использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

5 ч.


8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Книгопечатная продукция

Учебники

  1. Чекин, А. Л. Математика. 2 класс : учебник : в 2 ч. / А. Л. Чекин ; под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник.

  2. Федотова О.Н.Окружающий мир. 2 класс: учебник: в 2 ч. / О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.- М.: Академкнига/ Учебник.

  3. Федотова О.Н.Окружающий мир:хрестоматия: 2 класс / О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.- М.: Академкнига/ Учебник.


Рабочие тетради

  1. Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.— М.: Академкнига/Учебник.

  2. Захарова О.А. Практические задачи по математике. 2 класс. Тетрадь. — М.: Академкнига/Учебник.


Методические пособия для учителя

  1. Чекин А.Л. Математика. 2 класс: методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник.

  2. Методические рекомендации «Проектирование основной образовательной программы ОУ»/Под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. М.Академкнига/Учебник.


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Мультимедийный учебно-методический комплекс «Начальная школа. Медиатеки и уроки Кирилла и Мефодия».



Интернет-ресурсы:

  1. http://www.viki.rdf.ru- презентации

  2. Электронная версия газеты «Начальная школа» (Издательский дом «Первое сентября»). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/index.php

  3. Я иду на урок начальной школы : уроки математики. – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID= 150010

  4. Уроки математики. – Режим доступа : http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/prepodavanie_v_nachal-noj_shkole/uroki_obuchenija_gramote/10

  5. Учительская. – Режим доступа : http://www.nachalka.com

  6. Медиатека. Математика. Раздел «Начальные классы». – Режим доступа : http://pedso-vet.su/ load/273


Технические средства

1.Классная доска

2. Магнитная доска

3 Интерактивная доска

4. Ноутбук

5. Мультимедийный проектор

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Набор предметных картинок

2. Демонстрационная оцифрованная линейка

3. Демонстрационный чертёжный треугольник

4. Демонстрационный циркуль

5. Географические карты

6. Экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы

ПРИЛОЖЕНИЕ


Поурочное планирование


Тема

Кол-во часов

Дата

Контроль

Введение.

1


Входная диагностиа

Как найти сокровища? Представление информации в таблице

1



Географическая карта и план местности. Ориентирование на местности

1



Далеко ли до Солнца? «Круглые» двузначные числа. Сложение и вычитание «круглых» двузначных чисел. Числовые равенства и неравенства.

1



Планеты. Числовые выражения. Краткая запись задачи. Круговая схема.

1



Проект «Математика в космосе»

1



Солнце – обыкновенный желтый карлик. Созвездия. Прямоугольник и квадрат.

1



Сложение (вычитание) двузначных чисел и однозначных чисел. Сравнение двузначных чисел.

1



Солнце – обыкновенный желтый карлик. Звезды. Разностное сравнение. Задачи на разностное сравнение.

1



Сотня. Соотношение единиц измерения: дм – м; кг – ц; см – м.

1



Отчет в Конструкторское бюро.

1



Спутники планет. Луна. Действие умножения. Таблица умножения на 1, 2, 3 и 4.

1



Периметр прямоугольника и квадрата.

1



Спутники планет. Таблица умножения на 5, 6, 7, 8 и 9.

1



Длина ломаной. Угол. Виды углов. Углы многоугольника.

1



Отчет в Конструкторское бюро

1



Кто строит крепости на воде? «Круглые» сотни. Сложение (вычитание) «круглых» сотен. Сравнение трёхзначных чисел.

1



Живая природа Земли. Составные задачи. Запись решения по действиям и в виде одного выражения.

1



Отчет в Конструкторское бюро

1



Кто построил это гнездо? Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Проект «Окружность и круг в природе»

1



Запись и способ сложения (вычитания) столбиком. Вычитание суммы из суммы.

1



Отчет в Конструкторское бюро

1



Живая природа Земли. Едят ли птички сладкое?

1



Известное и неизвестное. Уравнение. Уравнения на сложение и вычитание.

1



Отчет в Конструкторское бюро

1



Почему яйцу нельзя переохлаждаться?

1



Деление. Доля. Уменьшение в несколько раз.

1



Отчет в Конструкторское бюро

1



Родная страна — Россия. Числовой луч и натуральный ряд чисел.

1



Время и части суток. Единицы измерения времени. Римские цифры. Проект «Магия цифр»

1



Московский Кремль. Данное и искомое.

1



Обратная задача. Проверка решения. Геометрические построения.

1



Отчет в Конструкторское бюро

1



Итоговое занятие

1


Итоговая диагностика

Презентация проектов «Математика вокруг нас»

1


Творческий отчет



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» для 2 класса
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Н. А. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа»

Основная цель программы — изучение окружающего мира математическими средствами.

Задачи

1.        Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

2.        Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

3.        Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

4.        Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Автор Катюжинская Ольга Викторовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1621
Номер материала 2751
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓