Главная / Начальные классы / Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровячок"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровячок"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»

села Ключи Ключевского района Алтайского края



«ПРИНЯТО»

Руководитель ШМО учителей

начальных классов

_______________И.П.Моисеева

Протокол № ___

от «___» августа 2014 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Замдиректора поУВР

________Н.В. Мандрыкина

«___» августа 2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

«Ключевская СОШ №1»

_________Н.Г. Жихарева

Приказ №_________

от «___» сентября 2014 г.





Рабочая программа внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1 – 4 классов

кружок «Здоровячок»

Составлена на основе авторской программы Обухова Л. А.,

Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья./ Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. – М.: ВАКО, 2005. - 208 с.

Срок реализации 2013 – 2017 учебный год





Составитель: Сидоренко И.К.,

учитель начальных классов




















Ключи 2014

Пояснительная записка

Рабочая программа для учащихся 1-4 классов рассчитана на 135 часов ( 1 час в неделю, 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарты);

- с положением Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ключевская СОШ № 1» (далее Образовательной программой);

- с авторской программой: Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья./ Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. – М.: ВАКО, 2005. - 208 с.

- с образовательными потребностями и запросами учащихся и их родителей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4 классов от 7 до 11 лет.

Сроки реализации программы — 4 года.

Актуальность.

Многочисленные исследования по­следних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные от­кло­нения в со­стоянии здоровья.  Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопро­сах фор­миро­ва­ния здоровья способствует созданию новых образова­тельно-оздорови­тельных про­грамм по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошко­льного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка за­кладываются основные навыки по формиро­ванию здорового образа жизни. Программа  ориентирована на формирование у ребёнка пози­ции признания ценно­сти здоровья, чувства ответ­ствен­ности за сохранение и укреп­ление своего здоровья, расширение зна­ний и навыков по гигиенической культуре.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячек» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячек» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Цель:

- раскрыть детям основы здоро­вого образа жизни, позволяю­щие эффективно решать одну из са­мых акту­альнейших задач современ­ного образования — формиро­вание здоро­вого об­раза жизни младших школьников (обучение детей эле­ментарным приёмам здорового об­раза жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению уча­щихся).

Задачи:

Образовательные:

- обучение детей профи­лакти­ческим ме­тодикам — оздоровительная гимна­стика, пальце­вая, корри­гирующая, дыха­тельная, для профи­

лактики про­студных заболеваний, для бодрости, само­массаж;

- обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицин­ской по­мощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;

- приви­тие детям элемен­тар­ных гигиенических навыков (мытьё рук, ис­пользо­вание носового платка при чихании и кашле и т. д.).


Воспитательные:

- желание быть здоровым душой и те­лом;

- стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в со­гласии с законами природы, законами бытия;

- приобретение навыков самосовершенствования при получении зна­ний о том, от чего зависит наше здоровье.

Развивающие:

- самостоятельное экспериментирование и поисковая активность де­тей побуж­дают их к творческому отношению при выполнении за­даний;

- обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с со­бой и с миром;

- формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответ­ствен­ности за сохранение и укрепление своего здоровья, расшире­ние

знаний и навыков по гигиенической культуре.

Принципы:

Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.

Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Формы и методы:

Содержания занятий наполнены сказочными и игро­выми сюже­тами и персо­нажами.

Наряду с теоре­тическим мате­риалом ученикам предлагаются практи­че­ские ре­комен­дации, игры и уп­ражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболева­ний у детей младшего школьного возраста и ока­занию доврачебной по­мощи.

Занятия по валеологии носят творческий характер. С детьми прово­дятся заня­тия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, дело­вые игры («Ско­рая по­мощь», «Доктора природы», «Вопросы-от­веты»), ком­плекс уп­ражнений, обще­ние с природой и др.

Оздоровительные минутки включают не только физические уп­ражне­ний, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в се­бе»). Оздоро­ви­тельные паузы комбинируются, включая фи­зические упражне­ния для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. За­дача оздоро­вительных пауз — дать знания, вы­работать умения и навыки, необходимые каждому ре­бёнку для ук­репления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия ус­талости, обретения спокойствия и равнове­сия и т.д.

Формы оценивания:

- творческие работы учащихся, накопление материалов по типу «портфолио».

- викторины,

- творческие конкурсы, КВНы,

- ролевые игры,

- школьная научно-практическая конференция.

Планируемые результаты.

Личностные:

- установка на здоровый образ жизни;

- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех

людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.

Метапредметные.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий при выполнении простейших упражнений для укрепления здоровья;

- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;

- осознавать ценность собственного здоровья и необходимость его сохранения;

- овладеть навыками самостоятельной организации безопасной деятельности;

- уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса, группы.

Познавательные:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

- делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Коммуникативные:

- выполнять правила общения с людьми;

- жить с друзьями в мире и согласии;

- выполнять свои обязанности в семье; заботиться о здоровье своей семьи;

- применять правила поведения в разных жизненных ситуациях;

- умение донести свою позицию до других;

- слушать и понимать речь других;

- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

(побуждающий и подводящий диалог);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), советы;

- средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.



Предметные:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.




























Условия реализации:


  1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011. — 168 с.


  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

  2. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

  3. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

  4. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

  5. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

  6. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, 57 с.

Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,):

овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки,  и др.;

Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;

Измерительные приборы: весы, часы и их модели.

Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций:  компьютер, мультимедиапроектор.
























Тематический поурочный план.

1 класс

урока

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

часов


Введение «Вот мы и в школе».

4

1

Дорога к доброму здоровью

1

2

Здоровье в порядке- спасибо зарядке

1

3

В гостях у Мойдодыра Театрализованная игра

1

4

Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

1


Питание и здоровье

5

1

Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

1

2

Культура питания

Приглашаем к чаю

1

3

Ю.Тувим «Овощи» (игра «Умеем ли мы правильно питаться»)

1

4

Как и чем мы питаемся


5

Красный, жёлтый, зелёный

1


Моё здоровье в моих руках

7

1

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим

1

2

Полезные и вредные продукты.

1

3

Ролевая игра по стихотворению «Ручеёк»

1

4

Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»

1

5

Как обезопасить свою жизнь

1

6

«Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»

1

7

В здоровом теле здоровый дух

1


Я в школе и дома

6

1

Мой внешний вид –залог здоровья

1

2

Зрение – это сила

1

3

Осанка – это красиво

1

4

Весёлые переменки

1

5

Здоровье и домашние задания

1

6

Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим

1


Чтоб забыть про докторов

4

1

Хочу остаться здоровым”.

1

2

Вкусные и полезные вкусности

1

3

«Как хорошо здоровым быть»

1

4

«Как сохранять и укреплять свое здоровье»

1


Я и моё ближайшее окружение

3

1

Моё настроение Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»

1

2

Вредные и полезные привычки

1

3

Я б в спасатели пошел”

1


«Вот и стали мы на год взрослей»

4

1

Опасности летом (просмотр видео фильма)

1

2

Первая доврачебная помощь

1

3

Вредные и полезные растения. Ролевая игра по русской народной сказке «Репка»

1

4

Чему мы научились за год.

1


Всего

33
















































Тематический поурочный план.

2 класс


урока

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

часов


Почему мы болеем

3

1

Причина болезни

1

2

Признаки болезни

1

3

Как здоровье?

1


Кто и как предохраняет нас от болезней

2

4

Как организм помогает себе сам?

1

5

Здоровый образ жизни

1


Кто нас лечит

1

6

Какие врачи нас лечат

1


Прививки от болезней

2

7

Инфекционные болезни

1

8

Прививки от болезней

1


Что нужно знать о лекарствах

2

9

Какие лекарства мы выбираем

1

10

Домашняя аптечка

1


Как избежать отравле­ний

2

11

Отравление лекарствами

1

12

Пищевые отравления

1


«Безопасность при лю­бой погоде

2

13

Если солнечно и жарко

1

14

Если на улице дождь и гроза

1


Правила безопасного по­ведения в доме, на улице, в транспорте

2

15

Опасность в нашем доме

1

16

Как вести себя на улице

1


Правила безопасного по­веде­ния на воде

1

17

Вода - наш друг

1


Правила общения с ог­нем

1

18

Чтобы огонь не причинил вреда

1


Как уберечься от пора­же­ния электрическим током

1

19

Чем опасен электрический ток?

1


Как уберечься от поре­зов, уши­бов, переломов

1

20

Травма

1


Как защититься от на­се­комых

1

21

Укусы насекомых

1


Предосторожности при обра­щении с живот­ными

1

22

Что мы знаем про собак и кошек



Первая помощь при от­равлении жидкостями, пищей, парами, газом

2

23

Отравление ядовитыми веществами

1

24

Отравление угарным газом

1


Первая помощь при пе­регре­вании и тепловом ударе, при ожогах и об­мо­рожении

2

25

Как помочь себе при тепловом ударе

1

26

Как уберечься от мороза

1


Первая помощь при трав­мах

3

27

Растяжение связок и вывих костей

1

28

Переломы

1

29

Если ты ушибся или порезался

1


Первая помощь при попа­дании инородных тел в глаз, ухо, нос

1

30

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

1


Первая помощь при уку­сах на­секомых, змей, собак и кошек

1

31

Укус змеи

1


Сегодняшние заботы ме­дицины

3

32

Расти здоровым

1

33

Воспитай себя

1

34

Я выбираю движение

1


Всего

34





































Тематический поурочный план.

3 класс

урока

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

часов


Чего не надо бояться

1

1

Как воспитывать уверенность и бесстра­шие?



Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

2

2

Учимся думать


3

Спеши делать добро



Почему мы говорим неправду

2

4

Поможет ли нам обман


5

«Неправда - ложь» в пословицах и пого­вор­ках



Почему мы не слуша­емся ро­дителей

2

6

Надо ли прислушиваться к советам роди­те­лей


7

Почему дети и родители не всегда пони­мают друг друга



Надо уметь сдержи­вать себя

2

8

Все ли желания выполнимы


9

Как воспитать в себе сдержанность



Не грызи ногти, не ковы­ряй в носу

2

10

Как отучить себя от вредных привычек


11

Как отучить себя от вредных привычек



Как относиться к подар­кам

2

12

Я принимаю подарок


13

Я дарю подарки



Как следует относиться к нака­заниям

1

14

Наказание



Как нужно одеваться

1

15

Одежда



Как вести себя с незна­комыми людьми

1

16

Ответственное поведение



Как вести себя, когда что-то бо­лит

1

17

Боль



Как вести себя за сто­лом

1

18

Сервировка стола


19

Правила поведения за столом



Как вести себя в гостях

1

20

Ты идёшь в гости



Как вести себя в обще­ствен­ных местах

2

21

Как вести себя в транспорте и на улице


22

Как вести себя в театре, кино, школе



«Нехорошие слова». Не­добрые шутки

2

23

Умеем ли мы вежливо общаться


24

Умеем ли мы разговаривать по теле­фону



Что делать, если не хо­чется в школу

1

25

Помоги себе сам



Чем заняться после школы

1

26

Умей организовать свой досуг



Как выбрать друзей

2

27

Что такое дружба


28

Кто может считаться настоящим дру­гом



Как помочь родителям

1

29

Как доставить родителям радость



Как помочь больным и беспо­мощным

2

30

Если кому-нибудь нужна твоя помощь


31

Спешите делать добро



Повторение

3

32

Огонёк здоровья


33

Путешествие в страну здоровья


34

Культура здорового образа жизни. (Урок - соревнование)



Всего:

34













































Тематический поурочный план.

4 класс.

урока

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

часов


Наше здоровье

4

1

Что такое здоровье


2

Что такое эмоции


3

Чувства и поступки


4

Стресс



Как помочь сохранить себе здоровье

3

5

Учимся думать и действовать


6

Учимся находить причину и послед­ст­вия событий


7

Умей выбирать



Что зависит от моего решения

2

8

Принимаю решение


9

Я отвечаю за своё решение



Злой волшебник табак

1

10

Что мы знаем о курении



Почему некоторые привычки называются вредными

5

11

Зависимость


12

Умей сказать нет


13

Как сказать нет


14

Почему вредной привычке ты ска­жешь нет


15

Я умею выбирать – тренинг безопас­ного поведения



Помоги себе сам

1

16

Волевое поведение



Злой волшебник алко­голь

3

17

Алкоголь


18

Алкоголь – ошибка


19

Алкоголь – сделай выбор



Злой волшебник нарко­тик

2

20

Наркотик


21

Наркотик - тренинг безопасного пове­дения



Мы одна семья

2

22

Мальчишки и девчонки


23

Моя семья.



Повторение

11

24

Дружба


25

«День здоровья»


26

Умеем ли мы правильно питаться


27

Я выбираю кашу


28

Чистота и здоровье


29

Откуда берутся грязнули? (игра-путе­ше­ст­вие)


30

Чистота и порядок


31

Будем делать хорошо и не будем плохо


32

Урок – КВН «Наше здоровье»


33

«Я здоровье берегу – сам себе я по­могу»


34

Будьте здоровы



Всего

34


14


Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровячок"
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа для учащихся 1-4 классов рассчитана на 135 часов ( 1 час в неделю, 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарты);

- с положением Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ключевская СОШ № 1» (далее Образовательной программой);

- с авторской программой: Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья./ Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. – М.: ВАКО, 2005. - 208 с.

- с образовательными потребностями и  запросами учащихся и их родителей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4 классов от 7 до 11 лет.

 

Сроки реализации программы — 4 года.

Автор Сидоренко Ирина Константиновна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1661
Номер материала 36960
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓