Главная / Начальные классы / Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселый этикет"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселый этикет"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»

села Ключи Ключевского района Алтайского края






«ПРИНЯТО»

Руководитель ШМО учителей

начальных классов

_______________И.П.Моисеева

Протокол № ___

от «___» августа 2014 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Замдиректора поУВР

________Н.В. Мандрыкина

«___» августа 2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

«Ключевская СОШ №1»

_________Н.Г. Жихарева

Приказ №_________

от «___» сентября 2014 г.








Рабочая программа внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению для учащихся 1 -4 классов

клуб «Веселый этикет»

Построена на основе авторской программы факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников

(1 - 4 классы) Хомяковой И.С., Петровой В.И. Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М. : Вентана- Граф, 2011. 168 с.

Срок реализации: 2013 – 2017 учебный год







Составитель: Сидоренко И.К.,

учитель начальных классов











Ключи 2014


Пояснительная записка

Рабочая программа для учащихся 1-4 классов рассчитана на 135 часов ( 1 час в неделю, 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарты);

- с положением Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ключевская СОШ № 1» (далее Образовательной программой);

- авторской программы факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников

(1 - 4 классы) Хомяковой И.С., Петровой В.И. Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М. : Вентана- Граф, 2011. 168 с.

- с образовательными потребностями и запросами учащихся и их родителей.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Актуальность.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Цель:

формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.


Задачи:

- развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;

- расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;

- воспитание уважения к людям, традициям;

- усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Принципы:

- гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного

образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.

- актуальности (создание условий для повышения мотивации к культурному общению, стремление развивать культурное поведение  учащихся при общении со сверстниками и взрослыми);

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме,

реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок

применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Формы, методы организации внеурочной деятельности:

Используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие,

пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование

художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.


Формы оценивания:

Мероприятия по подведению итогов реализации программы:

Театрализация «Театр вежливых ребят»;

Устный журнал «О невежах и вежливости»;

Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;

Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

Планируемые результаты.

Личностные.

- развитие способности увидеть нравственную ситуацию, осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению.

- понимание ответственности за выбор поведения, ознакомление с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

- воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания.

Метапредметные.

Регулятивные:

- оценка нравственных поступков;

- переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. - учитывать

выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве

с учителем;

- умение самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;


- оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств;

- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных

местах.

Познавательные:

- сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей;

- умение устанавливать соответствие поступков нравственным правилам;

- умение сопоставить, сравнить героев, их поведение, классифицировать материал по

разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии,

отношении к учёбе), сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального

состояния героев;

- овладение различными способами поиска информации в библиотеке, интернете;

Коммуникативные:

- умение вести диалог, признание возможности существования различных точек зрения и

права каждого иметь свою точку зрения;

- выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения;

- уважительное восприятие других точек зрения;

- умение работать коллективно или в группах, парах;

- использовать доброжелательный тон в общении, оценивать адекватно ситуацию и

предотвращать конфликты.


Условия реализации:

  1. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

  2. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

  3. Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011. — 168 с.

  4. Компьютер, мультимедийный проектор.

























Тематический поурочный план.

1 класс


урока

Наименование разделов и тем.

Всего часов


Жили - были первоклашки

1

1

Жили-были первоклашки



Правила гостеприимства

9

2

Учимся представляться


3

Правила поведения за столом

Хорошие манеры


4

Правила гостеприимства


5

Прощание с гостем


6

Ролевая игра «Мы в гостях»


7

Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания


8

Правила поведения при торжественных событиях


9

Правила расставания.

Прощание с близкими перед отъездом


10

Правила расставания



Пора ложиться спать

2

11

Пора ложиться спать.

Прощание перед сном


12

Традиционные приветствия в момент пробуждения. Утреннее приветствие



О том, как быть уступчивым

1

13

О том, как быть уступчивым



Вежливая просьба

2

14

Вежливая просьба


15

Вежливая просьба.

Ролевая игра «Вежливый слон»



Поведение в общественных местах

7

16

Общественный транспорт.

Правила поведения


17

Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр»


18

В театре (кино, цирке, на концерте, на стадионе)


19

Вы заболели. Правила поведения в поликлинике


20

Экскурсия в детскую библиотеку. Правила поведения


21

Посещение мест общепита.

Поведение в кафе


22

Правила поведения в парикмахерской



Милосердие и забота

4

23

Сострадание. Утешение.

Милосердие. Забота


24

Милосердие. Забота


25

В доме больной.

Правила поведения у постели больного



26

Разговор с младшим, как разговор сильного со слабым




Как построить вежливый диалог

4

27

Обращение к взрослому знакомому


28

Разговор с незнакомым на улице


29

Правила общения по телефону


30

Вежливый разговор по телефону.



Братья наши меньшие

2

31

Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными


32

Правила поведения с животными



Итоговое занятие.

1

33

Театрализация «Театр вежливых ребят»



Всего

33









































Тематический поурочный план.

2 класс


урока

Наименование разделов и тем.

Всего часов


Школьный этикет 

7

1

Мы пришли на урок.


2

Правила поведения на уроке


3

Зачем нужны перемены?


4

Правила поведения на перемене


5

Мы – в школьной столовой.


6

Правила поведения в столовой


7

Как быть прилежным и старательным.



Правила общения 

11

8

Зачем нужны «вежливые» слова


9

Доброжелательность


10

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.


11

Общение по телефону


12

Мой учитель.


13

Общение со взрослыми


14

Добро и зло.


15

Думай о других: сочувствие – как его выразить?


16

Эмоции.


17

Наши имена.


18

Моя семья.



О трудолюбии 

6

19

Старательность - помощник в учебе


20

Старательность - помощник в учебе


21

Как мы трудимся: в школе и дома.


22

Как мы трудимся: в школе и дома.


23

Бережливость: каждой вещи своё место


24

Бережливость: каждой вещи своё место



Культура внешнего вида 4ч

4

25

Основные правила Мойдодыра.


26

Основные правила Мойдодыра.


27

Учимся не болеть.


28

Каждой вещи свое место.



Внешкольный этикет 

6

29

Правила поведения на улице.


30

Правила поведения в транспорте.


31

Правила поведения в гостях.


32

«Спасибо» и «пожалуйста».


33

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.


34

Бережное отношение к природе.



Всего

34






Тематический поурочный план.

3 класс


п/п

Наименование разделов и тем.

Всего часов


Школьный этикет

4

1

Введение Этика – наука о морали


2

Взаимопомощь: учёба и труд


3

Школьное имущество надо беречь.


4

Забота о младших



Правила общения

6

5

Время надо беречь.


6

Делу- время, потехе- час.


7

Слово лечит.


8

Слово ранит.


9

Я и мои друзья. Справедливость.


10

Я и мои друзья. Коллективизм.



О трудолюбии 9 часов

9

11

Труд кормит, а лень портит.


12

Элементы культуры труда.


13

Способы преодоления лени.


14

Способы преодоления лени.


15

Способы преодоления лени.


16

Мои действия.


17

Как организовать свой труд.


18

Как организовать свой труд.


19

Отношение к другим.



Культура внешнего вида.

6

20

Уход за своими вещами.


21

Уход за своими вещами.


22

Одежда будничная и праздничная.


23

Одежда будничная и праздничная.


24

Мои вещи.


25

Мои вещи.



Внешкольный этикет

9

26

Готовимся к празднику.


27

Готовимся к празднику.


28

Поведение в гостях.


29

Встречаем гостей.


30

Встречаем гостей.


31

Пишем приглашение.


32

Я пишу письмо.


33

Поведение на природе.


34

Поведение на природе.



Всего

34






Тематический поурочный план.

4 класс


урока

Наименование разделов и тем.

Всего часов


Школьный этикет

10

1

Отношение к учителю.


2

Отношение к одноклассникам.


3

Отношение к одноклассникам.


4

Отношение к окружающим.


5

Отношение к окружающим.


6

Забота о младших.


7

Забота о младших.


8

Самоконтроль: оценка.


9

Самоконтроль: самооценка.


10

Самоконтроль.



Правила общения

7

11

Игра «Город вежливости»


12

Игра «Город вежливости»


13

Вежливый ли я с родителями?


14

Как я отношусь к бабушке и дедушке?


15

Вежливый ли я с друзьями?


16

Давайте говорить друг другу комплименты.


17

Давайте говорить друг другу комплименты.



О трудолюбии

4

18

Культура физического труда.


19

Культура умственного труда.


20

Золотые руки.


21

Герои труда.



Культура внешнего вида.

4

22

Что такое культура внешнего вида?


23

Что такое культура внешнего вида?


24

Одежда и осанка.


25

Вежливость и внешний вид.



Внешкольный этикет.

9

26

Моя семья: традиции и праздники.


27

Моя семья: традиции и праздники.


28

Герои Великой Отечественной войны.


29

Готовимся к празднику.


30

Угощаем национальными блюдами.


31

Сказка в нашей жизни.


32

Сказка в нашей жизни.


33

Осваиваем правило «так нельзя»


34

Осваиваем правило «так нельзя»



Всего

34


Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселый этикет"
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа для учащихся 1-4 классов рассчитана на 135 часов ( 1 час в неделю, 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарты);

- с положением Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ключевская СОШ № 1» (далее Образовательной программой);

- авторской программыфакультатива «Этика: азбука добра»  для внеурочной деятельности младших школьников  

(1 - 4 классы)   Хомяковой И.С., Петровой В.И. Сборникпрограммвнеурочнойдеятельности:1–4классы/подред.Н.Ф.Виноградовой.М.:Вентана-Граф,2011.—168с.

 

- с образовательными потребностями и  запросами учащихся и их родителей.

Автор Сидоренко Ирина Константиновна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1198
Номер материала 36952
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓