Главная / Начальные классы / рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» разработана в  соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего  образования второго поколения, на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Коротеева Е.И. -М.; Просвещение, 2011.

Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.

Цель программы - дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

Задачи:

развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

научить приёмам мастерства;

  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Программа поможет решить различные учебные задачи:

освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;

воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве, конструирование из бумаги, занятия - экскурсии. При проведении занятий, следует особенно заботиться о создании творческой атмосферы.

Описание места курса «Смотрю на мир глазами художника» в учебном плане

Программа реализуется в 1 – 4 классах из расчета:

  1. класс - 33 часа в год (1 час в неделю);

  2. класс – 34 часа в год (1 час в неделю);

  3. класс – 34 часа в год (1 час в неделю);

  4. класс – 34 часа в год (1 час в неделю).

Сроки реализации программы – 4 года.

Общее содержание курса

Связь изобразительного искусства и художественно-творческой деятельностью осуществляемой во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).

В основу программы заложены принципы:

  • учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, что позволяет корректировать ее согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка в эстетическом и творческом развитии.

  • свобода выбора решений и самостоятельности в их реализации.

  • сочетание индивидуальных и общечеловеческих ценностей в содержании образования и воспитания.

  • сотрудничества и ответственности.

Отличительной особенностью данной программы состоит в том, что она интегрирует деятельность учащихся и учителей в единое целое, так как именно в сотрудничестве педагогов и детей можно добиться хороших результатов.

Основные разделы программы

1. Живопись

2. Графика

3. Скульптура

4. Аппликация и

5.Бумажная пластика

6. Работа с природными материалами

7. Организация и обсуждение выставки детских работ

Каждый раздел соответствует четверти учебного года. Такое планирование по четвертям выбрано с учетом знаний учащихся об окружающем мире и умение работать в коллективе.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

Форма занятий определяются с учетом возрастных особенностей возраста учащегося, ролевые игры, экскурсии, викторины, конкурсы, занятия-беседы.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Приоритетная цель художественно-эстетического направления — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль курса состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы курса положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса «Смотрю на мир глазами художника»

1 класс

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-эстетической деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса:

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, скульптура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку;

освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения;

овладение навыками лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.

Обучающиеся должны знать/понимать:

название семи цветов спектра (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);

элементарные правила смешивания основных цветов;

о деятельности художников (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник-бумага, холст, картон, кисть и пр.);

художественно-изобразительные: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.

Обучающиеся должны уметь:

правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;

свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины;

передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

правильно работать акварельными красками, - разводить и смешивать краски; выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;

применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);

рассказать, устно описать изображенные на картине или иллюстрации предмета, явлений; выразить свое отношение;

пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

выполнять простейшие композиции-аппликации.

2 класс

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Предметные результаты различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

создавать простые композиции на заданную тему;

Обучающиеся должны знать/понимать:

названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных, особенности передачи светотени, особенности передачи холодного и теплого света;

об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов;

разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объем, ритм, композиция);

отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка;

правила расположения на листе бумаги;

имена художников, чье творчество связано с природой и сказками: Айвазовский, Левитан, Васнецов, Врубель;

правила безопасности при работе с ручными инструментами;

Обучающиеся должны уметь:

работать с гуашью: подготовка, смешивание красок, способы нанесения (от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение), смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы;

верно, и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

передавать в тематических рисунках пространственные отношения;

реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;

самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;

высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

выполнять узоры в полосе, квадрате, круге;

лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры, фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов.


3 класс

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Смотрю на мир глазами художника»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса:

знание видов художественной деятельности: живопись, графика, скульптура.

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Обучающиеся должны знать/понимать:

холодные и теплые цвета, свойства графики; виды изучаемых материалов их свойства;

простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

начальные сведения о народных промыслах: дымковской, филимоновской, каргапольской, абашевской глиняных игрушках;

значение слов: средства художественной выразительности, целостный образ произведения искусства, анализ художественного произведения;

холодные и теплые цвета – воздушная перспектива, набросок, графика, пропорции;

средства художественной выразительности в живописи, скульптуре и архитектуре, ассоциации, свет и тень.

о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

Обучающиеся должны уметь:

выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания, моделировать цвета из 2-х и более цветов, прорисовывать мелкие детали;

под контролем педагога проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;

соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

творчески применять простейшие приемы народной росписи; расписывать готовые изделия согласно эскизу;

выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства;

чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

использовать различные приемы обработки бумаги, выполнять работы в технике аппликаций, папье-маше;

лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, использовать различные способы лепки.

4 класс

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Смотрю на мир глазами художника»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Предметные результаты различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

создавать простые композиции на заданную тему;

использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;

использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.

Обучающиеся должны знать/понимать:

средства художественной выразительности;

простейшие сведения о наблюдательной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;

основные средства композиции;

начальные сведения о светотени;

деление цветового круга на группу теплых и холодных цветов;

название центров традиционных художественных народных промыслов России;

понятия: рельеф, барельеф; батик.

Обучающиеся должны уметь:

использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень); под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;

под контролем педагога выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приемы;

анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкций, формы, пространственного положения, цвета и распространения светотени на поверхности;

использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;

свободно рисовать кистью элементы растительного и геометрического орнамента;

выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;

соблюдать последовательное рисование рисунка;

выполнять изображение отдельных предметов, используя фронтальную и угловую перспективу; передовая в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень.


Содержание курса

  1. Живопись

Первый год обучения (10 часов)

Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, теплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской.

Практическая работа: освоение приемов получения живописного пятна. Работа идет от «пятна», без использования палитры. Изображение сказочных птиц, растений, трав.

Второй год обучения (11 часов)

Углубление знаний об основных и о составных цветах, о теплых и холодных, о контрасте теплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путем насыщения его ахроматической шкалой. Освоение насыщения цвета серой краской, знакомство с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.

Третий год обучения (11 часов)

Получение информации о существовании дополнительных цветов. Зеленый, фиолетовый и оранжевый раскрываются как дополнительные, поскольку дополняют и усиливаю звучание своих пар. Знакомство с живописным приемом подмалевок, накопление навыков насыщения цвета теплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы – цветов, веток, фигурок.

Четвертый год обучения (12 часов)

Цветовосприятие через выполнение заданий на уже знакомые приемы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Освоение знаний о темном пятне как пятне цветном. Выполнение заданий на изображение цветных пятен.

Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

  1. Графика

Первый год обучения (9 часов)

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путем разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: Изображение трав, деревьев, веток, насекомых, объектов природы и быта.

Второй год обучения (10 часов)

Продолжение освоение выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки. Расширение представлений о контрасте широкой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический карандаш с целью получения тонового пятна. Знакомство с другими графическими материалами – углем, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста темного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

Третий год обучения (10 часов)

Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств. Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя - тремя планами.

Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей фактуры тканей.

Четвертый год обучения (11 часов)

Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приемов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача – рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

  1. Скульптура

Первый год обучения (4 часа)

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной, пластилином. Получение сведений о скульптуре как Знакомство с другими материалами трехмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: Лепка отдельных фруктов, овощей, птиц.

Второй год обучения (3 часа)

Развитие навыка использования основных приемов работы (защипление, заминание, вдавливание) со скульптурными материалами – глиной и плостилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приемов передачи в объемной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объемных форм (ваз), сказочных персонажей.

Третий год обучения (4 часа)

Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежачих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приемов декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс, приемов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.

Четвертый год обучения (4 часа)

Новые знания и навыки – работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

  1. Аппликация

Первый год обучения (4 часа)

Знакомство с разными техниками аппликаций, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации. В технике «вырезная аппликация» дети осваивают приемы работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умение видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами.

Второй год обучения (4 часа)

Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Работа с готовыми цветовыми эталонами двух или трех цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

Третий год обучения (4 часа)

Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приемом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.

Четвертый год обучения (4 часа)

Знакомство с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создается не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приемом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом могут служить засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.

  1. Бумажная пластика

Первый год обучения (3 часа)

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа, и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков.

Второй год обучения (3 часа)

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объема с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Третий год обучения (2 часа)

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объемной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приемы сминания.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективная работа).

Четвертый год обучения (1 час)

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объемной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приемы сминания.

Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.

  1. Работа с природными материалами

Первый год обучения (2 часа)

В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, мох. Работа заключается в создании небольших объемных композиций. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

Второй год обучения (2 часа)

Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

Третий год обучения (2 часа)

Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. При выбору камней предпочтение отдается более крупному по размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью.

Практическая работа: декоративная роспись камней, нахождение в корнях образа с последующей дорисовкой.

Четвертый год обучения (1 час)

Новые творческие задачи в работе с природным материалом – выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы, различных построек.

  1. Выставка детских работ

Первый год обучения (1 час)

Учащиеся вспоминают темы, изученные в течение года. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся.

Второй год обучения (1 час)

При организации выставки активизировать общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

Третий год обучения (1 час)

В процессе обсуждения достигнутых результатов учащиеся высказывают свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого они могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Закрепление новых знаний, полученных за год.

Четвертый год обучения (1 час)

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности учащиеся могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах искусства.


Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

1 класс

(33 ч)


П/П

Тематическое планирование

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Живопись

10

Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета, контрастные и нюансные цветовые отношения, составлять разнообразные оттенки цвета. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частному

2

Графика

9

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами(чёрный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка)

Находить и наблюдать линии и их ритм в природе

Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

3

Скульптура

4

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя. Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание.

4

Аппликация

4

Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея.

5

Бумажная пластика

3

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и так далее.

6

Работа с природными материалами

3

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу из природных материалов.

7

Организация и обсуждение выставки работ

1

Определять наиболее удачные произведения, объяснять, чем они нравятся



2 класс

(34 ч)


П/П

Тематическое планирование

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Живопись

11

Овладевать первичными живописными навыками

Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона

Осваивать способ насыщения цвета серой краской

Создавать живописными материалами пейзажи

2

Графика

10

Осваивать выразительность графической неразомкнутой линии, развивать динамику руки . Расширять представления о контрасте толстой и тонкой линии. Продолжать осваивать разный нажим на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Познакомить с графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Развивать навыки работы с цветными карандашами. Закреплять представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

3

Скульптура

3

Овладевать навыками использования приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином.

Изучать приемы передачи в объёмной форме.

4

Аппликация

4

Осваивать технику обрывной аппликации, правила работы с ножницами, использовать прием симметрии, создавать композицию по образцу или собственному замыслу.

5

Бумажная пластика

3

Использовать приемы силуэтного вырезания формы

Осваивать способ получения объёма с помощью бумаги.

6

Работа с природными материалами

2

Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композицию их природных материалов.

7

Организация и обсуждение выставки работ

1

Обсуждать достигнутые результаты, Высказывать

свою точку зрения.



3 класс

(34 ч)


П/П

Тематическое планирование

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Живопись

11

Расширять знания о средствах художественной выразительности

Осваивать художественные приемы подмалевок

Развивать навыки насыщения цвета теплыми и холодными цветами.

2

Графика

10

Создавать, изображать на плоскости графическими средствами

Овладевать техникой печати на картоне и печати «сухой кистью» Приобретать первичные навыки работы штрихом

Использовать два и более выразительных средств для создания образа

3

Скульптура

4

Сравнивать закреплять навыки работы с мягкими скульптурными материалами

Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина

Освоение приемов декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс

4

Аппликация

4

Осваивать навыки обрывной и вырезанной аппликации. Создавать образ с помощью ритма. Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности.

5

Бумажная пластика

2

Использовать навыки работы с белой бумагой

Совершенствовать приемы сминания. закручивания, надрезания.

Оценивать работу

6

Работа с природными материалами

2

Осваивать способ работы с природными материалами (более крупных форм)

Разрисовывать камни в живописной манере

7

Организация и обсуждение выставки работ

1

Обсуждать достигнутые результаты, Высказывать

свою точку зрения.


4 класс

(34 ч)


П/П

Тематическое планирование

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Живопись

12

Освоение навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов.

2

Графика

11

Использовать знакомые приемы работы, Выполнять творческие задания на передачу перспективы , выразительности тоновых пятен, их контраста. Осваивать новые графические материалы. Решать задачи на передачу игры света.

3

Скульптура

4

Овладевать приемами работы над рельефом

Выполнять поиск образа в мятом куске мягкого пластилина

4

Аппликация

4

Овладевать новыми приемами работы с шерстяными нитками, засушенными листьями. Создавать изделия.

Делать выводы.

5

Бумажная пластика

1

Осваивать приемы работы с белой бумагой .

Совершенствовать приемы сминания, закручивания, надрезания Проводить оценку этапов работы.

6

Работа с природными материалами

1

Выполнять тематические задания на заданные темы

Развивать моторику пальцев

7

Организация и обсуждение выставки работ

1

Обсуждать достигнутые результаты, Высказывать

свою точку зрения.


Планируемые  результаты освоения курса

Освоение детьми программы  внеурочной деятельности по общекультурному художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

-   учебно–познавательного интерес к изобразительному и художественному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

 Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  - эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей

 Метапредметные результаты

 Регулятивные

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; 

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

 Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 - пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;

 - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

 Познавательные

- различать изученные виды изобразительного и декоративно – прикладного искусств, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

 Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

 Коммуникативные

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

 Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Предметные результаты

-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

-понимать образную сущность искусства;

-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их   чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

-создавать     элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.

Учащиеся должны знать

 - жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж

 - особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;

- историю возникновения  и развития бумагопластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги,  способы декоративного оформления готовых работ; 

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;

-о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного;

- основные виды бисерного искусства, история развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме, современные направления бисероплетения.     Использование бисера для оформления интерьера;

   основные приёмы бисероплетения-  параллельное, петельное, игольчатое плетение, комбинирование приёмов;  

-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;

- историю возникновения  и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;  

- виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;

-традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;

-историю русского  народного костюма;

-игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях;

-сувенир, виды и назначение сувениров;

-Оберег -  как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов.      Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и  их назначение.  

Учащиеся должны уметь:

-передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;

-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;

-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;

-понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что

-в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам

-учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусств

называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах

-добывать необходимую информацию (устную и графическую).

-анализировать конструкцию изделий и  технологию их изготовления;

-определять основные конструктивные особенности изделий;

-подбирать оптимальные  технологические способы изготовления деталей и изделия в целом

- соблюдать общие требования дизайна изделий;

-планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.


Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

Приобретение школьником знаний о правилах конструктивной групповой работы,

О способах самостоятельного поиска и нахождения информации

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду. Проведение художественных выставок.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

Школьник может приобрести опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, опыт управления другими людьми, опыт проведения художественных акций в окружающем школу социуме.


Учебно-методическое обеспечение

Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. — М., 1991.

Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. — М., 1994.

Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. — М., 1991.

Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1—4 классов / Е. И. Коротеева. —М., 2003.

Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 2009.


Материально-техническое обеспечение

Компьютер

Проектор.

Интерактивная доска

Таблицы.

Репродукции картин

Видеофильмы.

Электронные пособия.

Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства.


рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа  курса  внеурочной  деятельности «Смотрю на мир глазами художника»  разработана  в  соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего  образования второго поколения, на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Коротеева Е.И.  -М.; Просвещение, 2011.

Рабочая программа разработана на 4 года, прописаны предметные, метапредметные и личностные результаты. Тематическое планирование содержит характеристику деятельности учащихся.

Автор Макаренко Елена Валерьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1907
Номер материала 33759
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓