ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №191 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
НЕМЕЦКОГО
ЯЗЫКА КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Рассмотрено
Протокол
педагогического совета №__________
от
«____»__________2014г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГОУ
____________С.А.
Бабак
«____»___________2014г.
|
рабочая программа по внеурочной деятельности
«Мой Мир»
Для
детей 7-10лет
Срок
реализации 1год
|
Автор-составитель:
Чемерис Светлана Анатольевна,
Воспитатель
ГПД
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников «Мой
мир» предназначена для работы с детьми 1 класса, и является
механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания
программ по внеурочной деятельности, расширяя и обогащая её. Школьные конкурсы
и проекты являются обязательными и предусматривают участие в них всех учащихся
класса в познавательной и творческой деятельности.
Срок реализации программы «Мой мир»
составляет 1 год. Программа рассчитана на 33 часа в год по 1 часу в
неделю. Занятия в первом классе проводятся 30 – 35 минут, 2-4 классы 40-45
минут.
Цель программы
– развитие личности и создание основ творческого
потенциала учащихся.
Задачи программы:
1. Формирование позитивной самооценки,
самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС
требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного
типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из
условий реализации основной образовательной программы начального общего
образования. Современные развивающие программы начального образования включают
школьную проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной
деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации школьной проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает
реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия
Школьные конкурсы и проекты различных направлений служат продолжением урока и
предусматривают участие всех учащихся в клубной работе. Метод проектов –
педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию
имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем
самообразования). Школьные проекты учащихся – это дидактическое средство
активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно
формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как
результат освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет
свою специфику. Так, собственно школьные конкурсы и проектная деятельность в ее
классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом
возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только
прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или
специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть
сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и
метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с
одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении
учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного
мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу
для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения
учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «Мой мир» (школьные конкурсы
и проекты) организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как
универсального учебного действия.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, ,
библиотеках, на пришкольном участке, школьная проектная деятельность включает
проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов,
встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Школьная
проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации
в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете,
СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители
различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Программа предполагает приобретение детьми новых знаний, опыта решения
проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании
детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи,
позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к
образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании
школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта,
приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении
интересующей информации, получение школьниками самостоятельного социального
опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по
самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов,
участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции,
фестивали, чемпионаты и пр.
Работа над конкурсом или проектом
предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям
предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся
сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При
дальнейшей работе над конкурсами или проектами составленная общая энциклопедия
или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство детей с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов или конкурсов.
5. Работа над проектами или конкурсами.
6. Презентация проектов.
Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект,
связанный по сюжету с какой-либо темой.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из
школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие
материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Методическое обеспечение программы:
Школьные конкурсы или проекты отличаются друг от друга:
результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного
человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в
коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и
викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и
репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих
детей в какой-либо специализации и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке
спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов или конкурсе или
конкурсы, предложенных воспитателем, они будут участвовать. Для обеспечения
свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим
характеристикам школьные проекты или конкурсы (длительные и краткосрочные,
индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из
детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект или конкурс к
теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо
умеет делать.
При распределении ролей в школьных
проектах или конкурсах, помимо собственно пожеланий детей, воспитатель
руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими
особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до
успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный
результат. Для этого в процессе работы над школьными проектами или конкурсами
воспитатель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения
работы над проектом или конкурсом надо предоставить учащимся возможность
рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать
похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта или конкурса
присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект или конкурс
долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых
дети получают положительное подкрепление.
Например, при подготовке кукольного
спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые
проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые
газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей,
макетов, поделок, организовывают специальным образом.
Личностные
и метапредметные результаты
образовательного
процесса в 1-м классе
Результаты
|
Формируемые умения
|
Средства формирования
|
Личностные
|
формировании у детей
мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
· развитие
познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои
знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
и творческого мышления.
|
организация на уроке
парно-групповой работы
|
Метапредметные результаты
|
|
|
Регулятивные
|
• учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе
во внутреннем плане
• осуществлять
итоговый и пошаговый контроль по результату;
|
в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую
задачу в познавательную;
проявлять познавательную
инициативу в учебном сотрудничестве
|
Познавательные
|
умения учиться: навыках
решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации
информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную
работу.
• осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы;
- основам смыслового чтения
художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из
текстов разных видов;
· осуществлять анализ
объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
|
осуществлять расширенный
поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
|
Коммуникативные
|
Учиться выполнять различные
роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои
усилия с усилиями других.
• формулировать собственное
мнение и позицию;
• договариваться и приходить
к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
· задавать вопросы;
• допускать
возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
|
· учитывать разные
мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность
мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою
позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
· продуктивно
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
· с учетом целей
коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
|
Планируемые
результаты. 1 класс
Должны научиться
|
Сформированные действия
|
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение
понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и
выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты
собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и
защищать свои идеи.
|
В ходе решения системы
проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие
способности:
· Рефлексировать
(видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не
получилось, видеть трудности, ошибки);
· Целеполагать
(ставить и удерживать цели);
· Планировать
(составлять план своей деятельности);
· Моделировать
(представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и
главное);
· Проявлять инициативу
при поиске способа (способов) решения задачи;
· Вступать в
коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию,
принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
|
Первый уровень результатов
(1 класс)
|
предполагает приобретение
первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным
направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути школьной проектной
деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
|
Календарно
– тематический план ( 1 класс)
№ п/п
|
Название проекта или конкурса. Тема
занятия
|
Кол-во часов
|
Форма проведения
|
1
|
Введение.
Давайте знакомиться!
|
1
|
Круглый стол. Практические задания
|
2
|
Конкурс–выставка открыток «Учитель мой,
я Вас благодарю». Распределение групп.
|
1
|
Учебное занятие
Практические
задания.
|
3
|
Начало работы по оформлению газеты и
открыток к конкурсу- выставке «Учитель мой, я Вас благодарю». Рисование
газеты.
|
1
|
Круглый стол. Практические задания
|
4
|
Создание открыток к конкурсу – выставке
«Учитель мой, я Вас благодарю». Конкурс–выставка открыток «Учитель мой, я Вас
благодарю». Подведение итогов.
|
1
|
Практическая работа
Выставка
|
5
|
Конкурс театрализованных
представлений «Сказочная страна». Распределение ролей. План работы над
конкурсом.
|
1
|
Учебное занятие
Практические задания.
|
6
|
Сбор информации . Работа в
группах.
|
1
|
Практические задания.
|
7
|
Обработка собранной информации.
Репетиция.
|
1
|
Практические задания.
|
8
|
Работа по созданию костюмов для
конкурса «Сказочная страна».
|
1
|
Практические задания.
|
9
|
Репетиция. Изготовление костюмов.
Подготовка пригласительных билетов.
|
1
|
Практическая работа
|
10
|
Выступление на конкурсе театрализованных
представлений «Сказочная страна». Подведение итогов.
|
1
|
Театрализованный спектакль.
|
11
|
Конкурс–выставка фотографий «Улыбка
мамочки моей». План работы над конкурсом.
|
1
|
Учебное занятие
Практические задания.
|
12
|
Работа над рисунками мам. Оформление
выставки фотографии.
|
1
|
Практическая работа
|
13
|
Выставка фотографий «Улыбка мамочки
моей». Подведение итогов.
|
1
|
Практическая работа
|
14
|
Конкурс чтецов «Ах! Пушкин!».
Разработка плана работы над конкурсом.
|
1
|
Учебное занятие
Практические задания.
|
15
|
Подбор материала, необходимого для
изучения стихов к конкурсу чтецов.
|
1
|
Практическая работа
|
16
|
Обработка собранной информации.
Репетиция.
|
1
|
Практическая работа
|
17
|
Конкурс чтецов «Ах! Пушкин!». Подведение
итогов.
|
1
|
Выступление чтецов
|
18
|
Викторина «Язык мой родной». Разработка
плана работы над конкурсом.
|
1
|
Учебное занятие
Практические задания.
|
19
|
Сбор информации . Работа в группах.
|
1
|
Практическая работа
|
20
|
Обработка собранной информации. Работа в
группах по решению заданий воспитателя: викторина, тест, кроссворд.
|
1
|
Круглый стол. Практическая работа.
|
21
|
Викторина «Язык мой родной». Подведение
итогов.
|
1
|
Интеллектуальный конкурс
|
22
|
Конкурс–выставка поделок «Юные
защитники Отечества». Разработка плана работы над конкурсом.
|
1
|
Учебное занятие
Практические задания.
|
23
|
Создание стенгазаты и поделок к
«Дню защитника отечества».
|
1
|
Практическая работа
|
24
|
Оформление выставки поделок.
Конкурс–выставка поделок «Юные защитники Отечества».
|
1
|
Практические задания.
|
25
|
Конкурс–выставка оригами «Весенний
букет». Разработка плана работы над конкурсом. Создание оригами «Весенний
букет».
|
1
|
Учебное занятие
Практические задания.
|
26
|
Конкурс–выставка оригами «Весенний
букет». Подведение итогов.
|
1
|
Теоретическая работа
|
27
|
Конкурс–игра
«Земля наш дом родной». Разработка плана
работы над конкурсом.
|
1
|
Учебное занятие
Практические задания.
|
28
|
Работа в группах по решению
заданий воспитателя: викторина, тест, кроссворд.
|
1
|
Практические задания.
|
29
|
Конкурс–игра
«Земля наш дом родной». Подведение
итогов.
|
1
|
Интеллектуально- командная игра
|
30
|
Конкурс–игра «Космическая одиссея».
Разработка плана работы над конкурсом.
|
1
|
Учебное занятие
Практические задания.
|
31
|
Работа в группах по решению
заданий воспитателя: викторина, тест, кроссворд. Создание газеты к конкурсу.
|
1
|
Практическая работа
|
32
|
Конкурс–игра «Космическая одиссея».
Подведение итогов.
|
1
|
Интеллектуально- командная эстафета
|
33
|
Конкурс–выставка «Подарок любимой
школе». Создание рисунков о школе. Подведение итогов.
|
1
|
Практическая работа Выставка
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Григорьев Д.В. внеурочная
деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
- Мокиенко В.М. в глубь поговорки:
Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.:
Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
- Откупщиков Ю.В. к истокам слова:
Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта
в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2009.
- Поливанова К.Н. проектная
деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.:
Просвещение, 2008.
- Примерные программы внеурочной
деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский,
А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
- Проектные задачи в начальной школе:
пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.];
под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
- Савенков А.И. методика
исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом
“Фёдоров”, 2010г
- Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования / Министерство
образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Перечень ИКТ:
1.Описание видов, фото. http://apus.ru
2.Международная ассоциация “Развивающее
обучение”- МАРО
www.maro.newmail.ru
3.Интер ГУ. ru-
Интернет- государство учителей www.intergu.ru
4.Школьный портал http://WWW/
portalschool.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.