Главная / Начальные классы / Рабочая программа по внеурочной деятельности "Любознайки".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Любознайки".

«Согласовано»

Зам. по ВР

________Шаламова Е.П.

«___» _________ 201 г.


«Утверждаю»

Директор школы

_________ Галстян Т.М.

Приказ № ______ от

«___» _________ 201 года





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. СИКИЯЗ







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Любознайки»

направление «Общентеллектуальное»


для 2 класса









Составитель:

Лысова А.А.

учитель начальных классов

1 категории

2014 - 2015 учебный год









  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Любознайки» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения.

Актуальность

Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности курса «Любознайки».

Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа курса «Любознайки» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Программа «Любознайки» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиции деятельностного подхода.

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия:

7 – 10 лет.

Объём и продолжительность часов, отпущенных на занятия:

Дополнительная образовательная программа «Любознайки» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа(1 занятие в неделю по 35 минут).


Цель и задачи программы:

Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.

Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Формы и методы работы

Основными формами образовательного процесса являются:

практико-ориентированные учебные занятия;

творческие мастерские;

тематические праздники, конкурсы, выставки;

семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление тематических газет;
-участие в интернет - олимпиадах, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой, окружающим миром, чтением;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах, творческие работы.




2.Учебно – тематический план


п/п

Содержание

курса


Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Аудитор

ных

Неауди

торных

1.

Введение





2




Регулятивные УУД:

учиться отличать факты от домыслов;

овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.


Познавательные УУД:

овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).


Коммуникативные УУД:

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

развивать доброжелательность и отзывчивость;

развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.


2.


Знакомство с окружающим миром.



4





3



3.


Литературная страна.

6



1

4.


Математика – царица всех наук.


8




1

5.

Знакомство с историей.





1



1

6.


Занимательное азбуковедение


4




-

7.

Подведение итогов.

2

1



3. Учебно-тематическое планирование.




Тема занятия

Всего ча

сов


Описание примерного содержания занятий




дата

По

плану

По

факту

Введение

2



1. Вводное занятие «Все мы люди разные»

1

Определение интересов, склонностей учащихся.

03.09


2.В кругу нашей семьи.

1

выполнение заданий презентации «Любознайки»

10.09


Знакомство с окружающим миром.

7




3.Дело было в Лукоморье.

1

Знакомство с книгами, чтение книг.

17.09


4.Вода – источник жизни.

1

Экскурсия на речку, ключик.

24.09


5. О звёздах и планетах.

1

Знакомство с планетами и другими небесными телами.

01.10


6. Старичок – боровичок.

1

Отгадывание загадок о грибах, ягодах и растениях.

08.10


7. Лесные великаны.

1

Викторина о жизни деревьев.

15.10


8. В поисках цветка папоротника.

1

Игра на местности.

22.10


9. Экскурсия в природу. Моя малая родина.

1

Наблюдения за природой.

29.10


Литературная страна.




10. Литературная угадайка.

1

Викторина по книгам.

05.11


11. Поэтическая карусель.

1

Конкурс стихов.

12.11


12.Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

1

Работа с пословицами.

19.11


13. «Репка» на новый лад.

1

Инсценирование сказки.

26.11


14. Пять пушкинских сказок.

1

Экскурсия в библиотеку.

03.12


15.Пять пушкинских сказок.

1

Викторина по сказкам.

10.12


16. Сказа – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

1

проектная деятельность

17.12


Математика – царица всех наук.




17.Магазин головоломок.

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

24.12


18.Решение олимпиадных задач.

1

решение заданий повышенной трудности

21.01


19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

решение заданий повышенной трудности

28.01


20. Геометрический калкйдоскоп.

1

решение заданий геометрического характера

04.02


21. Математическая тропинка.

1

Игра по станциям.

11.02


22.Математические горки.

1

решение задач на преобразование неравенств

18.02


23. Наглядная алгебра.

1

работа в группах: инсценирование

25.02


24.Решение логических задач.

1

схематическое изображение задач

04.03


25.Игра «У кого какая цифра»

1

творческая работа,

подвижные игры

11.03


Знакомство с историей.




26.Из истории предметов.

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой,

экскурсия в библиотеку

18.03


27.Как всё начиналось?

1

работа с информацией презентации: «Как всё начиналось?»

01.04


Занимательное азбуковедение.




28. Весёлый наборщик.

1

работа над созданием проблемных ситуаций

08.04


29.Игры с буквами и словами.

1

Решение головоломок с буквами

15.04


30. Игры деда Буквоеда.

1

составление заданий занимательного характера

22.04


31.Словокаты.

1

Конкурс «Лучший знаток русского языка».

29.04


Подведение итогов.




32. Игра «Поле чудес».

1

работа в группах, приглашение 1 класса

06.05


33 - 34. Круглый стол «Подведем итоги»

2

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

13.05

20.05




4. Информационно – методическое обеспечение.

Дополнительная литература.

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.


Литература для обучающихся

1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.

2. Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.

3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.

4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.

5. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.

6. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.

7. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).

8. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.

9. Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.

10. Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.

11. Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.

12. Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.

13. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.



Цифровые образовательные ресурсы.

http://www.nhm.ac.uk/interactive/sounds/main.html

http://www.funbrain.com/kidscenter.html

http://www.openworld.ru/school/m.cgi.

http://suhin.narod.ru/log1.htm заданий. Занимательная математика и шахматы для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm

http://www.voron.boxmail.biz

http://www.rsl.ru http://www.gnpbu.ruhttp://lib.

http://dic.academic.




http://ditionary.fio.ru

http://www.kinder.ru

http://www.pspu.as.ru

http://www.freepuzzles.com –



5. Результативность курса.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.




Преимущественные формы достижения воспитательных

результатов во внеурочной деятельности.


Приобретение социальных знаний

(1 уровень

Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия

(3 уровень)

Беседы об окружающем мире , диспуты

Участие в неделе математики в школе

Участие в интернет- олимпиаде

Турниры любознательных, конкурсы, викторины

Конкурсы среди учащихся начальных классов,


Проекты, исследования

Семейные праздники, выступления на уровне школы


Портфель достижений школьника

Ожидаемые результаты

Ведение портфеля достижений ученика предоставляет возможность:

формировать адекватную самооценку ученика;

публично представить свои достижения;

реализовать одну из базовых потребностей школьника - поддержку, одобрение, принятие результатов деятельности человека;

раскрывать индивидуальные возможности каждого ребенка;

развивать уверенность в себе, смелость;

развивать мотивацию дальнейшего творческого роста.












ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).



Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.




Рабочая программа по внеурочной деятельности "Любознайки".
  • Начальные классы
Описание:

Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения.

     Одна из характерных и ярких черт детей - любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром - получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности курса "Любознайки".

Автор Лысова Антонида Анатольевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 635
Номер материала 47391
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓