Главная / Начальные классы / Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб юных математиков"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб юных математиков"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»

села Ключи Ключевского района Алтайского края





«ПРИНЯТО»

Руководитель ШМО учителей начальных классов

_______________И.П.Моисеева

Протокол № ___

от «___» августа 2014 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Замдиректора по УВР

________Н.В. Мандрыкина

«___» августа 2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Ключевская СОШ №1» _____________Н.Г. Жихарева

Приказ №_____

от «___» сентября 2014 г.




Рабочая программа внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению для учащихся 1 – 4 классов

«Клуб юных математиков»

Построена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика» Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М. : Вентана- Граф, 2011. 168 с.

Срок реализации:2013 – 2017 учебный год








Составитель: Сидоренко И.К.,

учитель начальных классов.










Ключи 2014



Пояснительная записка.

Рабочая программа для учащихся 1-4 классов рассчитана на 135 часов ( 1 час в неделю, 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарты);

- с авторской программой Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика»

Сборник программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы / под ред. Н.Ф.Виноградовой. М. : Вентана- Граф, 2011. 168 с.

- с положением Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ключевская СОШ № 1» (далее Образовательной программой);

- с образовательными потребностями и запросами учащихся и их родителей.

Актуальность

программы «Клуб веселых математиков» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций ак- тивного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цель:

расширение математического кругозора и эрудиции учащихся.

Задачи:

- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая

внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:
1. Актуальность:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2. Научность:
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность:
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность:
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5. Обеспечение мотивации:
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6. Курс ориентационный:
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.
Формы и методы:

- практико-ориентированные учебные занятия;

- творческие мастерские;

- тематические праздники, конкурсы, выставки;

- семейные гостиные;

- эвристическая беседа;

- интеллектуальная игра;

- викторина;

- интегрированные занятия;

- практикум по решению задач повышенной сложности;

- творческая работа ( участие детей в выпуске математической  стенгазеты);

- самостоятельная работа;

- турниры, олимпиада.

Формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Формы оценивания:

Проверка результатов проходит в форме:

- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины,

составление кроссвордов и др.),

- собеседования (индивидуальное и групповое),

- опросников,

- тестирования,

- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания;

- соревнования;

- классные и школьные олимпиады;

- рефлексия.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.




Планируемые результаты.

Личностные:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- овладение способами исследовательской деятельности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Метапредметные.

Регулятивные:

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в

пробном действии;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать

построенную конструкцию с образцом.

Познавательные:

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения

конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового

кроссворда, использовать его в ходе самостоятельной работы;

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие

знаково-символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные,

выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

воспроизводить способ решения задачи.

Коммуникативные:

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

высказывать собственное мнение и аргументировать его;

-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

использовать критерии для обоснования своего суждения;

Предметные:

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,

данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на

рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- конструировать несложные задачи;

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 1 и др.,

указывающие направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, угол- ков, спичек) в

исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять де- тали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и

из развёрток;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с

числовыми головоломками.

Условия реализации:

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами: 1)0, 1,2, 3,4, ...,9(10);

2) 10, 20, 30, 40, ...,90;

3) 100, 200, 300,400, ...,900.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.

6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

7. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние на одной стороне — задание, на другой - ответ. 8. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

9. Набор «Геометрические тела».

10. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»,«Умножение», «Деление» и др.

11. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.

12. Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»: запись стираемым фломастером результатов действий на прозрачной плёнке. 13. Кочуроеа Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2008.

14. Плакат «Говорящая таблица умножения» / Л.А. Бахметьев и др. - М.: Знаток, 2009.

15. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочуроеа, А.С. Анютина, СИ. Разуваева, К.М. Тихомирова. - М.: ВАРСОН, 2010.

16. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочуроеа, А.С. Анютина, СИ. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН 2010.

Список литературы.

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. 2009. - № 7.

2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. - СПб.: Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. - М.: ACT, 2006.

Н. Труднее В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.








Тематический поурочный план.

1 класс

урока

Тема

Количество часов

1

Математика – это интересно

1

2

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

3

Путешествие точки.

1

4

«Спичечный» конструктор

1

5

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

6

Волшебная линейка

1

7

Праздник числа 10

1

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

9

Игра-соревнование «Веселый счёт»

1

10

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

11

«Спичечный» конструктор

1

12

Весёлая геометрия

1

13

Весёлая геометрия

1

14

Математические игры

1

15

«Спичечный» конструктор

1

16

Задачи-смекалки.

1

17

Прятки с фигурами

1

18

Математические игры

1

19

Математические игры

1

20

Числовые головоломки

1

21

Числовые головоломки

1

22

Математическая карусель.

1

23

Уголки

1

24

Игра в магазин. Монеты.

1

25

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

26

Игры с шахматными фигурами

1

27

Математическое путешествие.

1

28

Математические игры

1

29

Игры с шахматными фигурами

1

30

Секреты задач

1

31

Числовые головоломки

1

32

Математические игры

1

33

Математическая карусель.

1


Всего

33











Тематический поурочный план.

2 класс

урока

Тема

Количество часов

1

«Удивительная снежинка».

1

2

Крестики-нолики.

1

3

Математические игры

1

4

Прятки с фигурами.

1

5

Секреты задач.

1

6

«Спичечный» конструктор.

1

7

«Спичечный» конструктор.

1

8

Геометрический калейдоскоп.

1

9

Числовые головоломки.

1

10

«Шаг в будущее»

1

11

Геометрия вокруг нас.

1

12

Путешествие точки.

1

13

«Шаг в будущее».

1

14

Тайны окружности

1

15

Математическое путешествие.

1

16

«Новогодний серпантин».

1

17

«Новогодний серпантин».

1

18

Математические игры.

1

19

«Часы нас будят по утрам...»

1

20

Геометрический калейдоскоп.

1

21

Головоломки.

1

22

Секреты задач

1

23

«Что скрывает сорока?».

1

24

Интеллектуальная разминка

1

25

Дважды два — четыре.

1

26

Дважды два — четыре.

1

27

Дважды два — четыре.

1

28

В царстве смекалки.

1

29

Интеллектуальная разминка.

1

30

Составь квадрат.

1

31

Мир занимательных задач.

1

32

Мир занимательных задач.

1

33

Математические фокусы.

1

34

Математическая эстафета.

1


Всего

34











Тематический поурочный план.

3 класс


урока

Тема

Количество часов

1

Интеллектуальная разминка.

1

2

«Числовой» конструктор.

1

3

Геометрия вокруг нас.

1

4

Волшебные переливания.

1

5

В царстве смекалки.

1

6

В царстве смекалки.

1

7

«Шаг в будущее».

1

8

Спичечный» конструктор.

1

9

Спичечный» конструктор.

1

10

Числовые головоломки.

1

11

Интеллектуальная разминка.

1

12

Интеллектуальная разминка.

1

13

Математические фокусы.

1

14

Математические игры

1

15

Секреты чисел.

1

16

Математическая копилка

1

17

Математическое путешествие.

1

18

Выбери маршрут.

1

19

Числовые головоломки.

1

20

В царстве смекалки.

1

21

В царстве смекалки.

1

22

Мир занимательных задач.

1

23

Геометрический калейдоскоп.

1

24

Интеллектуальная разминка

1

25

Разверни листок.

1

26

От секунды до столетия.

1

27

От секунды до столетия.

1

28

Числовые головоломки.

1

29

Конкурс смекалки.

1

30

Это было в старину.

1

31

Математические фокусы.

1

32

Энциклопедия математических развлечений.

1

33

Энциклопедия математических развлечений.

1

34

Математический лабиринт.

1


Всего

34










Тематический поурочный план.

4 класс


урока

Тема

Количество часов

1

Интеллектуальная разминка.

1

2

Числа-великаны.

1

3

Мир занимательных задач.

1

4

Кто что увидит? Римские цифры

1

5

Римские цифры.

1

6

Числовые головоломки.

1

7

Секреты задач.

1

8

В царстве смекалки.

1

9

Математический марафон.

1

10

«Спичечный» конструктор.

1

11

«Спичечный» конструктор.

1

12

Выбери маршрут.

1

13

Интеллектуальная разминка.

1

14

Математические фокусы

1

15

Занимательное моделирование.

1

16

Занимательное моделирование.

1

17

Занимательное моделирование.

1

18

Математическая копилка..

1

19

Какие слова спрятаны в таблице?

1

20

«Математика — наш друг!»

1

21

Решай, отгадывай, считай.

1

22

В царстве смекалки.

1

23

В царстве смекалки.

1

24

Числовые головоломки.

1

25

Мир занимательных задач.

1

26

Мир занимательных задач.

1

27

Математические фокусы.

1

28

Интеллектуальная разминка.

1

29

Интеллектуальная разминка.

1

30

Блиц-турнир по решению задач.

1

31

Математическая копилка.

1

32

Геометрические фигуры вокруг нас.

1

33

Математический лабиринт.

1

34

Математический праздник.

1


Всего

34



10


Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб юных математиков"
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа для учащихся 1-4 классов рассчитана на 135 часов ( 1 час в неделю, 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарты);

- с авторской программой Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика»

Сборникпрограммвнеурочнойдеятельности:1–4классы/подред.Н.Ф.Виноградовой.М.:Вентана-Граф,2011.—168с.

- с положением Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ключевская СОШ № 1» (далее Образовательной программой);

 

- с образовательными потребностями и  запросами учащихся и их родителей.

- с положением Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ключевская СОШ № 1» (далее Образовательной программой);

 

- с образовательными потребностями и  запросами учащихся и их родителей.

Автор Сидоренко Ирина Константиновна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1651
Номер материала 36970
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓