Муниципальное казённое
учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Мыскаменская школа-интернат
среднего (полного) общего образования»
___________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО и
РЕКОМЕНДОВАНО
методическим советом школы-интерната
Филологического
цикла
Протокол от «01» сентября 2014 г. № 2
|
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________Н.А. Подгорных
«___»________2014 г.
Приказ «01»сентября 2014 г. № 223
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
по курсу
«Занимательная грамматика»
Направление: социальное
для 5-6х классов
Педагог: Гусева Руфина Хасановна
2014 - 2015 учебный год
Структура
программы «Занимательная грамматика»
6 класс
- Пояснительная
записка.
- Общая
характеристика программы по внеурочной деятельности «Занимательная
грамматика».
- Место программы в
учебном плане.
- Описание
ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности.
- Ожидаемые
результаты освоения программы.
- Содержание
программы по внеурочным занятиям.
- Тематическое
планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.
- Материально-техническое
обеспечение образовательного процесса.
- Приложения.
1.Пояснительная записка
Востребованность
знаний иностранного языка бесспорно, но его изучение требует нелегкой
систематической работы. Наиболее сложным в овладении языком является изучение
грамматики. Система времен английского языка и другие грамматические явления
отличаются от родного языка, а иногда не имеют аналогов в нем. Поэтому дети
часто считают грамматику неинтересной, скучной. Чтобы сделать этот процесс
более занимательным и эффективным была создана программа внеурочной
деятельности «Занимательная грамматика». Изучение и закрепление грамматических
явлений и структур базируется на использовании рифмовок, стихотворений,
лексических и грамматических сказок. Это – тот текстовый материал, который дети
любят, который им интересен, а, следовательно, работа с ним положительно
эмоционально окрашена для ученика, что в значительной степени содействует более
прочному усвоению материала.
Грамматические
рифмовки и сказки являются очень хорошим подспорьем в процессе обучения, так
как помогают пусть и в стихотворной или сказочной форме запомнить различные
грамматические особенности английского языка. Рифмованные структуры и стихи или
лексико-грамматические сказки могут быть успешно использованы на разных
ступенях освоения грамматического материала:
Ø
на этапе презентации нового грамматического явления
(в качестве иллюстрированного материала для формулирования правила его
употребления);
Ø
на этапе формирования рецептивных навыков (узнавание
той или иной грамматической формы в другом контексте);
Ø
при формировании продуктивных грамматических
навыков говорения (благодаря использованию упражнений на подстановку,
трансформацию, расширение структур и комбинирование грамматического материала с
ранее изученным и усвоенным учащимися).
Программный
материал внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» предоставляет
учащимся возможность развить и углубить свои знания английской грамматики, способствует
активизации их мыслительных и творческих умений, формирует мировоззрение
учащихся, предусматривает толерантное принятие языковых ценностей другого
народа.
«Занимательная
грамматика» представляет собой вариант программы организации внеурочной
деятельности школьников и предназначена для реализации в отдельно взятом классе
(6).
Данная программа
рассчитана на 35 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по
неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками
(1 час в неделю).
Программа представляет
собой оптимизационную модель, так как основана на реализации внеурочной
деятельности без дополнительного целевого финансирования общеобразовательного
учреждения и реализацию программы осуществляет учитель английского языка в
рамках своих должностных обязанностей.
Статус
программы
Рабочая
программа по английскому языку для учащихся шестых классов составлена на основе
пособий:
1.«Внеурочная
деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.
Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223с. (стандарты второго
поколения).
2.«Моделируем
внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для
учителей общеобразовательных организаций / [Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И.
Солодкова и др.]. – М.: Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым
стандартам).
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет
новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на
формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого
ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих
способностей и интересов.
Особое место в
этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е.
формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть
учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они
носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность
общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка,
преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе
организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её
специально-предметного содержания.
Требования к результатам внеурочной деятельности:
результаты
|
формируемые умения
|
средства формирования
|
личностные
|
-
формировании у детей моти-вации к обучению, о помощи им в самоорганизации и
само-развитии;
-развитие
познавательных на-выков учащихся, умений само
стоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном простран-стве,
развитие критического и творческого мышления.
|
организация
на занятии
парно-групповой
работы
|
Метапредметные
результаты
|
регулятивные
|
-учитывать
выделенные учи-телем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
-планировать
свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
суще-реализации, в том числе во внутреннем плане;
-осуществлять
итоговый и по-шаговый контроль по результату;
|
-в
сотрудничестве с учителем ставить новые учебные зада-чи;
-преобразовывать
практичес-кую задачу в познавательную;
-проявлять
познавательную инициативу в учебном сотруд
ничестве
|
познавательные
|
-
умения учиться: навыках ре-шения творческих задач и на-выках поиска, анализа
и инте
рпретации
информации;
-
добывать необходимые зна-ния и с их помощью проделы-вать конкретную работу;
-
осуществлять поиск необхо-димой информации для выпо-лнения учебных заданий с
ис-пользованием учебной лите-ратуры;
-
основам смыслового чтения художественных и познавате-льных текстов, выделять
суще
ственную
информацию из тек
стов
разных видов;
-
осуществлять анализ объек-тов с выделением существенных и несущественных
при-знаков
|
-осуществлять
расширенный поиск информации с исполь
зованием
ресурсов библиотек и Интернета;
|
коммуникативные
|
-
учиться выполнять различ-ные роли в группе (лидера, ис
полнителя,
критика);
-
умение координировать свои усилия с усилиями других;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том чи-сле в
ситуации столкновения интересов;
-
задавать вопросы;
-
допускать возможность сущ
ествования
у людей раз лич-ных точек зрения,
в том чис-ле не совпадающих с его соб
ственной,
и ориентироваться на позицию партнера в обще
нии
и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации раз
личных
позиций в сотрудни-честве
|
-
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать соб
ственную
позицию;
-
понимать относительность мнений и подходов к решен
ию
проблемы;
-
аргументировать свою пози-цию и координировать ее с по
зициями
партнеров в сотруд-ничестве при выработке обще
го
решения в совместной де-ятельности;
продуктивно
разрешать кон-фликты на основе учета инте-ресов и позиций всех его
уча-стников;
-
с учетом целей коммуника-ции достаточно точно, после-довательно и полно
переда-вать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
|
Овладение
универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию
способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая
самостоятельную организацию процесса усвоения, поэтому занятия по внеурочной
деятельности «Занимательная грамматика английского языка» будет способствовать
развитию УУД и раскрытию творческого потенциала учащихся и развитию
познавательной деятельности.
Программа ориентирована
на личность ребёнка, т.к. расширяет грамматический и лингвистический кругозор
детей: школьник получает сведения о грамматических структурах и явлениях языка
другой страны и её жителях. Учащийся учится наблюдать и сравнивать речевые и
грамматические явления родного и английского языка. Это помогает ему понять,
что грамматические явления в разных языках выражаются разными способами.
Изучение школьниками
грамматики английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности,
как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации
принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию
личности ребенка.
Главной
целью данного курса является:
ü
развитие элементарных языковых навыков, необходимых
для успешного овладения английским языком путём углубления и закрепления уже
имеющиеся знаний и получения дополнительных;
ü
создание условий для интеллектуального развития
ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через внеурочную
деятельность посредством английского языка.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1).В области познания:
- приобщать школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и
средства общения;
- знакомить с языковыми
(грамматическими) особенностями языка другого народа в сравнении с родным
языком;
- формировать
некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и
иностранном языках;
- способствовать
удовлетворению личных познавательных интересов.
2).В области
развития:
- развивать
мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
- развивать
учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения
иностранным языком;
- формировать
у детей готовность к общению на иностранном языке.
3).В области
воспитания:
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к языку другого народа;
- приобщать к общечеловеческим ценностям;
-способствовать
воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими;
коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная
ответственность);
- обеспечить
связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс творческих отчётов;
- прививать
навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению английским языком.
Коммуникативная
компетенция развивается с использованием в речи грамматических форм и структур,
характерных для английского языка.
Не смотря на то,
что данная рабочая программа внеурочной деятельности нацеливает на обучение
детей основам английской грамматики, у учащихся параллельно формируются и
другие виды речевой деятельности: аудирование и чтение через прослушивание и
чтение лингвистических и грамматических сказок, рифмовок и стихов; говорение –
через использование грамматического материала в речи; письмо – через выполнение
письменных упражнений, написание тестов или собственных рифмовок.
Формы
проведения занятий и виды деятельности:
Формами организации занятий являются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа (творческие
отчеты, мини-драматизации сказок, рифмовок). Во время
занятий предусматривается индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие
состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть
планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
обучающихся. Однако учитывая практико-ориентированную направленность, программа предусматривает проведение
занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы обучения: заучивание
грамматических «запоминалок», мини-драматизация, работа с обучающими
программами английского языка, использование элементов изобразительной и
проектной деятельности, сочинение собственных рифмовок.
С целью достижения качественных результатов во время
занятия предусматривается использование современных технических средств, изобразительной наглядности, реквизитов. С помощью
мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции
учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Место
проведения занятий:
Занятия будут проводиться как в кабинете английского
языка, так и в библиотеке или актовом зале (при необходимости).
Эффективность
и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения
следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить
себя,
- сочетание индивидуальной, групповой и
коллективной деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей
ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и
методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
- четкая
организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
- наличие целевых
установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах,
фестивалях и проектах различного уровня;
- широкое
использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
- гласность,
открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения
иностранным языком;
- привлечение
родителей и учащихся старших классов к подготовке и проведению творческих
отчётов, конкурсов.
2.
Общая характеристика программы по английскому языку
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она
позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями
учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на
практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного
языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из
основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей
ребёнка и формирование универсальных учебных действий: целеполагания, планирования,
прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции. С этой целью в
программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы,
направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность и на обеспечение
понимания ими языкового материала, развития интеллекта, приобретение
практических навыков самостоятельной деятельности.
Изучение грамматики
английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, как на
иностранном, так и на родном языке. К тому же расширяется его словарный запас за
счет интернациональных слов.
Деятельностный
характер предмета «иностранный язык» позволяет устанавливать разнообразные
связи с предметами, изучаемыми в школе, и формировать общеучебные и
межпредметные умения и навыки.
В данной программе
большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более
широко представлены творческие виды деятельности.
3. Место программы в базисном учебном плане
Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является
нормативным документом, основанным на Федеральных государственных
образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется
предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и
направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на
освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно
Базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей:
инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную
деятельность, осуществляемую после уроков.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к
результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты
структурируются в соответствие с основными задачами общего образования,
учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности.
Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
§ предметные;
§ метапредметные;
§ личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение
обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения
проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные
результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или
всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях». Личностные результаты
должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к
себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному
процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
значительное внимание уделяют метапредметным и
личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность
ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных
компетенций.
Программа
организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные
языки» предназначена для работы с детьми 6 класса и является механизмом
интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам,
расширяя и обогащая его.
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной
деятельности
Основными
задачами Федерального компонента государственного стандарта второго поколения являются:
- развитие
личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование
желания и умения учиться;
- воспитание
нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения
к себе и окружающему миру;
- освоение
системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов
деятельности сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Что касается
иностранного языка, то он расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует
формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся,
оказывает влияние на формирование общеучебных умений и навыков, уровень
освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего
последующего обучения.
5.
Предполагаемый результат освоения программы по внеурочным занятиям
«Занимательная грамматика»
В результате реализации данной программы учащиеся
должны:
Знать/понимать:
·
грамматические явления и
структуры английского языка;
·
наизусть рифмованные
грамматические «запоминалки» (доступные по содержанию и форме);
Уметь (владеть
способами познавательной деятельности):
- наблюдать,
анализировать, приводить примеры языковых грамматических явлений;
·
применять
основные нормы речевого поведения в процессе общения;
·
грамматически правильно строить
английские предложения в речи;
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни:
- понимать на
слух речь учителя, одноклассников;
- использовать грамматически
правильные структуры и явления во всех видах речевой деятельности;
- драматизировать
изученные сказки;
·
сочинять собственные рифмовки;
·
участвовать в коллективном обсуждении
проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Качества личности,
которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
ü
толерантность,
дружелюбное отношение к представителям других стран;
ü
познавательная,
творческая, общественная активность;
ü
самостоятельность
( в т.ч. в принятии решений);
ü
умение
работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
ü
коммуникабельность;
ü
уважение
к себе и другим;
ü
личная
и взаимная ответственность;
ü
готовность действия в нестандартных ситуациях;
Форма подведения итогов:
Выставки работ,
конкурс стихов и рифмовок собственного сочинения, пополнение портфолио
учащихся, мини-драматизации грамматических сказок.
6.
Содержание программы «Занимательная грамматика» по английскому языку
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения
в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить
одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Предметное содержание
речи, предлагаемое в программе, полностью включает темы, предусмотренные
федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам для
учащихся 6 класса.
7.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
обучающихся
Теоретическая и
практическая часть присутствует на каждом занятии
№
|
Название
раздела
|
Общее
количество часов
|
1.
|
Вводный контроль
|
1 час
|
2.
|
Структура
английского предложения
|
2 часа
|
3.
|
Система
английских времен
|
6 часов
|
4.
|
Степени сравнения прилагательных
|
4 часа
|
5.
|
Существительные: способы образования
единственного и множественного числа
|
1 час
|
6.
|
Артикли
|
2 часа
|
7.
|
Предлоги
|
2 часа
|
|
Глаголы с предлогами
|
2 часа
|
8.
|
Модальный глаголы
|
3 часа
|
9.
|
Местоимения
|
3 часа
|
10.
|
Словообразование
|
2 часа
|
11.
|
Порядковые и количественные числительные
|
2 часа
|
12.
|
Грамматические тесты
|
4 часа
|
13.
|
Подведение итогов
|
1 час
|
|
Итого:
35 часов
|
|
8. Описание
материально-технического обеспечения образовательного процесса
3.
Методические материалы:
·
методическая литература для учителя;
·
литература для обучающихся;
4.Материалы
по результатам освоения программы:
·
перечень творческих достижений;
5.
Материально-техническое обеспечение:
·
игровые средства обучения (игротека): набор
кубиков, мячи,
·
персональный компьютер.
Список
литературы
Список
литературы для учителя и учащихся
1. Баранов Ю.Ю. и др. Моделируем внеурочную
деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей
общеобразоват. Организаций. – Просвещение, 2013. – 96 с. – (работаем по новым
стандартам).
2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Гргорьев, П.В.
Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Илюшкина А.В. Изучаем английский язык легко и
весело. – Спб.: Издательский дом «литера», 2013. – 64 с.: ил.
4. Коммуникативное развитие учащихся средствами
дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении:
Монография. [Текст] / А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. –
Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с.
5. Кулиш, В.Г. Занимательный английский для детей.
Сказки, загадки, увлекательные истории. . [Текст] / В.Г. Кулиш – Д.: «Сталкер»,
2001. – 320с., ил.
6. Красюк Н.И. Увлекательные уроки английского языка в
школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 251, (3) с. – (Библиотека учителя).
7. Люченко О.С. Ярмарка внеклассных занятий по
английскому языку. –Х.: ТОВ «Основа», 2006. – 240 с.
8. Пучкова, Ю.Я Игры на уроках английского языка:
Метод. пособие. [Текст] /Ю.Я. Пучкова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. –
78 с.
9. Стихи и пьесы для детей: сборник на английском
языке. [Текст] /составители К.А. Родкин, Т.А. Соловьёва - М.: «Просвещение»,
1089. – 176 с.
Электронные
ресурсы и сайты
http://www.fun4child.ru/
http://skazka.bombina.com/
http://www.ourkids.ru/
http://kids.dnschool.ru/
http://englishforme.ucoz.ru/
http://www.englishclub-spb.ru/
http://elf-english.ru/
http://english-online.ucoz.ru/
http://www.free-books.org/
http://www.a-zcenter.ru/tales/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.