Главная / География / Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета Земля"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета Земля"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 655




Согласовано Утверждаю

Заместитель дир. по УР: С.В.Цыганцева Директор школы: И.А.Салыгина




Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Планета Земля».

(общеинтеллектуальное направление)








Адресность: 1-4 классы
Срок реализации: 2014-2015 учебный год

Составитель: Порватова Л.И. учитель географии,
высшая квалификационная категория









2014 г

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 655
Приморского района г. Санкт-Петербурга







Утверждена педагогическим советом ГБОУ СОШ № 655
«____» _________ 2014 год № протокола ______


Согласовано Утверждаю

Заместитель дир. по УР: Директор школы:
_____________ С.В.Цыганцева ____________ И.А.Салыгина



Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1-4 классах

Планета Земля
(общеинтеллектуальное напрвление)







Срок реализации программы: 2014 – 2015 учебный год.

Автор - разработчик: Порватова Любовь Ивановна,
учитель географии,
высшая квалификационная категория







Санкт-Петербург
2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Планета Земля» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа соответст­вует требованиям к содержанию образовательных программ до­полнительного образования детей, построена с учетом преемст­венности экологического образования дошкольников и младших школьников, опирает­ся на теоретический, практический и личностный опыт уча­щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках. В соответствии с ФГОС НОО, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 и приказом № 1241 от 26 ноября 2010 года «О внесении изменений в ФГОС НОО» образовательная программа начального общего образования реализуется ОУ через учебный план и план внеурочной деятельности.
Актуальность разработанной программы продиктована изучением окружающего мира и его составляющих – растений, животных, компонентов неживой природы – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Особенности содержания обучения. Объектом изучения  является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Курс изучения программы рассчитан на 1год для учащихся 1–4-х классов в следующих объёмах: 1-е классы – 33 часа, 2-е классы - 34 часа, 3-е классы - 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Цели курса:

 Образовательные
1. Формирование устойчивого познавательного интереса.
2. Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.
Развивающие
1. Создание условий для развития у учащихся потребности в обогащении познавательных процессов в учебной деятельности.
2. Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Воспитательные
1. Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
2. Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию
, а уметь её анализировать и опровергать.
Задачи программы:
1. Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.
2. Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых на занятиях по данному курсу, их конкретизация и иллюстрирование.
3. Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.
4. Расширение кругозора учащихся.
5. Развитие их воображения и эмоциональной сферы.
6. Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла.
7. Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на четыре года обучения из расчёта 1 час в неделю.
- 1 год обучения – 33 часа;
- 2 год обучения – 34 часа;
- 3 год обучения – 34 часа;
- 4 год обучения – 34 часа;
Итого – 135 часов.
Форма занятий: групповая работа, классные часы, беседы, викторины, выставки, наблюдение учащихся за событиями в районе, городе, стране, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры.
Основные принципы содержания программы:

- единства сознания и деятельности;

- наглядности;
- личностной ориентации;

- системности и целостности;

- экологического гуманизма;

- краеведческий;
- практической направленности.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к природным богатствам Земли в целом и родного края и своего города в частности.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
Учащиеся должны знать:
 - наиболее типичных представителей животного и растительного мира России, мира;
- какую пользу приносят представители животного и растительного мира;
 - некоторые пословицы, поговорки, загадки о явлениях природы, компонентах живой и неживой природы;
- планета Земля - наш большой общий дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на природу;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело века и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически грамотные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.






































ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ. 1 КЛАСС.

Основное содержание программного материала.

Введение (1 ч). Знакомство детей с окружающим их миром. Введение понятий: день, ночь, сутки, суша, океан, планета. Глобус как модель Земли.
Мы – жители планеты Земля (10ч). Мы – жители планеты Земля. Планеты Солнечной системы. Живая планета: человек, животные, растения. Земля – наш родной дом. Что такое экология. Окружающая среда и окружающая природа. Организм и окружающая среда. Место человека в мире природы. Экологическая этика. Уроки охраны природы.
Живое и неживое на нашей планете (6 ч). Собственные наблюдения за изменениями в природе. Любимые питомцы, уход за домашними животными и растениями. Неживая природа. Может ли человек жить без неживой природы. Солнце – источник тепла и света. Охрана воды, воздуха, почвы.
Мой дом за окном (6 ч). Мой дом. Дом, где мы живем. Откуда берется и куда девается мусор? Схема-маршрут от школы до дома – важно знать всем.
Мой край (10ч). Мой родной край. Растительный мир родного края. Животный мир родного края. Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений. Исчезающие растения и живот­ные родного края. Исчезающие растения и живот­ные родного края. Наблюдения за сезонными изме­нениями в неживой и живой при­роде.



Календарно-тематическое планирование. 1 класс.

Раздел

занятия

Тема занятия

Формы и методы

Результаты

1. Введение (1 ч)

1.

Мир, в котором мы живём.

Беседа с элементами игры.

Ролевая игра «Я - солнышко. Я - Земля»

2. Мы – жители планеты Земля

(10 ч).


2.

Мы – жители планеты Земля

Диалог

Рисунок «Мы – жители планеты Земля»




3.

Планета Земля в Солнечной системе.

Беседа. Ролевая игра «Земля – наш родной дом»

Создание модели из пластилина «Моя живая планета»



4-5.

Моя малая Родина

Экскурсия «Мой город»

Рисунок «Любимый уголок»



6.

Что такое экология?

Рассказ учителя.

Мини – сочинение «Что такое экология»



7.

Экология и мы

Разбор экологических ситуаций

Создание модели «Экология и мы»





8.

Что такое окружающая среда и окружающая природа?

Игра на школьном дворе

Формирование у детей эмпатии по отношению к окружающей природе.




9.


Организм и окружающая среда.


Наблюдение


Рисунок «Окружающая  среда и живой организм»



10.

Место человека в мире природы

Игра

Защита своего проекта «Я – защитник природы»


11.

Первые уроки экологической этики.

Экскурсия по школе.

Акция «Посади росток!»

Живое и неживое на нашей планете
(6 ч).

12.

Живая природа. А кто или что это?

Беседа с обсуждением собственных наблюдений.

Рисунки «Как прекрасен этот мир».



13.

Диалог с живой природой

Ролевая игра «Что сказала нам…»

Конкурс на лучший рассказ о своём любимом питомце.


14.

Кто живёт рядом с нами? Мы за них в ответе.

Чтение произведений В. Бианки.

Обсуждение прочитанных произведений.




15.

Неживая природа.

Дискуссия «Может ли человек жить без неживой природы»

Рисунки представителей неживой природы



16.

Солнце – источник тепла и света.

Дискуссия на тему «Есть ли жизнь без Солнца?»

Ролевая игра «Я – солнышко»



17.

Берегите воду, воздух, почву. Берегите природу.

Проект «Сбережём капельку!»

Рисунок «Я и вода»

Мой дом за окном (6 ч).

18.

Мой дом.

Проект «Мой дом».

Аппликация по теме занятия.


19.

Дом, где мы живем

Проект «Мой дом».

Аппликация по теме занятия.


20.

Экскурсия по территории школы.

Экскурсия по территории школы.



21.

Откуда берется и куда девается мусор?

Наблюдения.

Обсуждение по собственным наблюдениям.


22.

Практическое занятие «Уборка школьного двора».


Практическое занятие.


23.

Дорога из дома в школу и обратно.

Практикум.

Повторение схемы-маршрута.

Мой край (10ч).

24.

Мой родной край.

Беседа с обсуждением собственных наблюдений



25.

Растительный мир родного края.

Беседа с обсуждением собственных наблюдений

Рисунки растений.


26.

Животный мир родного края.

Беседа с обсуждением собственных наблюдений

Рисунки животных.


27.

Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений.


Беседа-обсуждение



28.

Исчезающие растения и живот­ные родного края.

Беседа с обсуждением.

Проект Красная Книга.


29.

Исчезающие растения и живот­ные родного края.

Беседа с обсуждением.

Проект Красная Книга.


30.

Конкурс на лучший рассказ, стихотворение о родном крае.

Конкурс.

Чтение стихов и рассказов.


31.

Наблюдения за сезонными изме­нениями в неживой и живой при­роде.

Экскурс на пришкольный участок.

Фотографирование.


32.

Наблюдения за сезонными изме­нениями в неживой и живой при­роде.

Экскурс на пришкольный участок.

Фотографирование.


33.

Обобщающее занятие «Мы – жители планеты Земля».



Итого: 33 ч
















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ. 2 КЛАССЫ.

Основное содержание программного материала.
Введение (1 ч).
Планета Земля и её особенности.
Мы – жители планеты Земля (2 ч). Планета Земля и её жители. Люди такие разные и все такие похожие. Планета Земля в Солнечной системе.
Живое на нашей планете (20 ч). Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. Ветер. Значение ветра в природе и в жизни человека. Вода на планете. Использование воды человеком. Растения и животные. Роль растений и животных в природе и в жизни человека. Охрана растений и животных. Красная книга России. Этот прекрасный мир растений. О чём шепчут деревья. Родная природа в творчестве русских художников. Динозавры - вымерший вид жи­вотных.
Охрана природы (4ч). Будь природе другом. Кто, если не мы? Дадим планете шанс.
Неживое на нашей планете (7 ч). Солнце – источник тепла и света. Вода, её признаки и свойства. Понятие почва. Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. Кислотные дожди. Времена года в неживой природе. Охрана природы: человек в ответе за природу.

Календарно-тематическое планирование. 2 класс.

Раздел

занятия

Тема занятия

Формы и методы

Результаты


1. Введение (1 ч)

1.

Посмотри вокруг: это всё наша планета.

Рассказ учителя.

Изготовление рисунков из пластилина.


2. Мы – жители планеты Земля (2 ч)


2.

Мы – жители планеты Земля

Диалог.

Рисунок «Мы – жители планеты Земля»





3.

Планета Земля в Солнечной системе.

Беседа. Ролевая игра «Земля – наш родной дом»

Создание модели из пластилина «Моя живая планета»


Живое на нашей планете
(20 ч)

4.

Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни.

Беседа.

Ролевая игра «Мой дом лучший».





5.

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.

Диалог.

Составление сказки о распространении плодов и семян с помощью ветра.




6.

Растения рядом.

Экскурсия- презентация «Растения вокруг нас».

Конкурс рисунков «Растения пришкольного участка»






7.

Растение – живой организм.

Составление буклета «Береги каждый кустик – он живой».

Схема «Растение – живой организм, роль света, воды, почвы, воздуха в жизни растений»





8.

Будем понимать и любить растения!

Ситуация эмпатии «Растению тоже больно»

Ролевая игра «Я в гостях у природы»





9.

Кто живёт рядом с нами. Мы за них в ответе.

Рассказы учащихся о своих домашних питомцах.

Составление проекта «Пушистики».




10.

Мы – за экологические поступки на планете.

Беседа, разработка экологических знаков

Зарисовка экологических знаков



11.

Этот прекрасный мир растений.

Беседа обсуждение. Просмотр презентации.

Работа с пластилином.



12.

О чём шепчут деревья.

Рассказ учителя.

Работа с пластилином



13.

Родная природа в творчестве русских художников.

Беседа по картинам.

Рисуем родную природу.



14.

Экологические сказки.

Составление сценария сказки «Это случилось летом».

Инсценировка сказки.



15.

Конкурс загадок о растениях.





16.

Оранжерея на окне.

Беседа.

Составление памятки ухода за комнатными растениями.



17.

Зелёная аптека.

Беседа.




18.

Эти забавные животные.

Рассказы детей о любимых животных.

Рисунок любимого животного.



19.

Викторина «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?»





20.

Фотовыставка «Наши любимцы».

Выставка.





21.

Игра «Знаешь ли ты животных?»

Игра.




22.

Динозавры - вымерший вид жи­вотных.

Рассказ, беседа.




23.

Просмотр презентации о жизни динозавров.

Презентация.



Охрана природы (4ч).


24.

Кто, если не мы?


Беседа-обсуждение.

Высказывания учащихся.



25.

Будь природе другом.

Беседа.

Рисунки экознаков.




26.

Дадим планете шанс!

Обсуждение отрывков из книга Антуана де Экзюпери «Маленький принц».

Высказывания учащихся.



27.

Дадим планете шанс!

КТД.

Оформление газеты-плаката по теме занятия.


Неживое на нашей планете
(6 ч).



28.

Неживая природа

Дискуссия «Может ли человек жить без неживой природы»

Рисунки компонентов неживой природы




29.

Солнце – источник тепла и света

Беседа на тему «Есть ли жизнь без Солнца?»

Ролевая игра «Я – солнышко»



30.

Вода, её признаки и свойства

Практическая работа.
Опыты по определению свойств воды.

Чтение и обсуждение детской экологической литературы.






31.

Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы.

Рассказ учителя о почвах в разных районах нашей планеты.

Работа с почвенной картой.



32.

Кислотные дожди.

Сообщения учащихся о собственных наблюдениях в природе.

Игровая ситуация «Обращение к директору химзавода».



33.

Времена года в неживой природе.

Практическая работа.

Рисунок «Живая и неживая природа»


Итоговое занятие (1ч.).

34.

Итоговое занятие «Вот она, какая планета Земля».




Итого:

34 часа.








1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст  /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель.
2. Безруков, А. Занимательная география  Текст  /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001.
3. Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района  Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. – Администрация Прокопьевского района , 1999.
4. Времена года. Православный календарь.  Текст  - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
5.Гаев, Л. Наши следы в природе  Текст  /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
6. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы  Текст  /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников  Текст  /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992.
8. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы  Текст  /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета Земля"
  • География
Описание:

Актуальность разработанной программы продиктована изучением окружающего мира и его составляющих – растений, животных, компонентов неживой природы – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
                Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
                Особенности содержания обучения. Объектом изучения  является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
                Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
                Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
                Курс изучения программы рассчитан на 1год для учащихся 1–4-х классов в следующих объёмах: 1-е классы – 33 часа, 2-е классы -  34 часа, 3-е классы - 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.  
                 Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Автор Порватова Любовь Ивановна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел География
Подраздел Планирования
Просмотров 1203
Номер материала 2837
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓