Главная / География / Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина" 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина" 5 класс

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления



«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»































Автор разработчик: Безгодова Оксана Вячеславовна















Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

Программа состоит из пяти модулей. Каждый модуль включает теоретические и практические знания. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.

Модуль «Флора и фауна края».

Цель – знакомство с животным и растительным миром Вологодской области

Основные задачи:

  • знакомство с растительным и животным  миром области;

  • выявление благоприятных и вредных для изменений привычных сред обитания животных и растений;

  • знакомство с растительным и животным  миром области, занесенных в Красную книгу;

  • оценка состояния сред обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Модуль «Народы Вологодской области».

Цель – знакомство с бытом народов области города Череповца

Основные задачи:

  • знакомство с древней историей области;

  • изучение истории заселения и освоения  Вологодской области;

Модуль «Произведения писателей Вологодской области».

Цель – знакомство с творчеством писателей Вологодской области

Основные задачи:

  • знакомство с содержаниями произведений писателей;

  • изучение культурного наследия писателей;

  • Знакомство с творческими людьми родного края.

Модуль «Уникальные памятники природы».

Цель – знакомство с памятниками природы Вологодской области

Основные задачи:

  • ознакомление с памятниками истории и культуры;

  • определение значения памятников истории и культуры: научное, художественное, историческое;

  • оценка состояния памятников истории и культуры в аспекте современной экологической ситуации.

Модуль «Череповец - Родина моя».

Цель – знакомство с историей и современной экономической ситуацией в городе

Основные задачи:

  • ознакомление историей развития и становления города;

  • определение роли градообразующих предприятий в стабилизации экономической ситуации в городе.

  • Изучение топонимики города

Модули настоящей программы базируются на общеобразовательных дисциплинах, преподаваемых в школе: география, биология, история, информатика и компьютерные технологии и др.

Настоящая программа рассчитана на 1 год занятий, объем занятий -34 ч. Программа предполагает как проведение внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю), так и возможность организовать занятия крупными блоками.

Учебно-тематический план

внеурочного курса «Малая Родина» (5-й класс)

Тема

Количество часов

Примечания

Дата

Всего

Теоретические

занятия

Практическое занятие

1.

Организационное вводное занятие.

1

1

-

Оформление карты наблюдений.

 

2.

Модуль «Флора и фауна области»

7

 

 

 

 

2.1.

Растительный мир и животный мир

1

1

Территория и границы растительного мира края.

 Проект «Растительный мир края»;

Экологическая акция «Сохраним лес от пожаров»;

Разработка листовок

 

2.2.

Животный мир

1

1

Территория и границы животного мира края.

Проект «Животный мир края»;

Экологическая акция «Частичка теплоты»

 

2.4.

Красная книга области

1

1

Работа с физической картой. Изучение расселения растительного и животного мира края, занесенных в красную книгу

Проект «Сохраним красную книгу»

 

2.5.

«Животные и растения, занесенные в Красную книгу»

1


Экскурсия в МОУ ДОД ЭБЦ


 

3.

Модуль «Народы своей области»

6

 

 

 

 

3.1

Древняя история края

1

1

-

Презентация «История области города»

 

 

3.2

История заселения и освоения  Вологодской обл

1

1

Экскурсия в краеведческий музей

Конкурс

«Родословие»;

«Старая фотография рассказала…»

 

3.3

Быт народа

1

1

Подготовка сообщений о малочисленных народах

Конкурс «Истории старины»

 

4.

Модуль «Произведения писателей»

6

 

 

 

 

4.1

Знакомство с содержаниями произведений писателей

2

-

Подготовка сообщений о писателях края;

Краткое изложение содержания произведений

 

 

4.2

Культурное наследие

2

1

 Встречи с творческими людьми родного города

 Викторина «Путешествия»

 

4.3

«Произведения писателей области»

2

-

Экскурсия в МУК «Городскую центральную библиотеку»


 

5.

Модуль «Уникальные памятники природы Череповецкого района»

8

 

 

 

 

5.1

Каменная летопись города

3

2

Памятники истории и культуры, их значение: научное, художественное, историческое.

Викторина «Памятные места города»

Каменная летопись города

5.2

Реки и озера

2

1

 Подготовка сообщений

Работа с физической картой;

Экологическая акция «Чистый берег»

 

5.3

Памятники природы

2

1

-родники

-реки

-горы

-пруды

 Работа с физической картой. 

 

5.4

«Уникальные памятники природы»

1

-

Экскурсия по памятным местам города

IV этап Городского конкурса «Я -череповчанин»

 

6.

Череповец - родина моя»

5

 

 

 

 

6.1.

Градообразующие предприятия, их роль в жизни города.

3

1

Подготовка сообщений о предприятиях города

 Викторина «Предприятия города»

 

6.2.

Загадочный мир названий

2

1

 Сообщения на тему «Первостроители Череповца»

Викторина

«Улицы города»

 

7.

Итоговое занятие

1

1

-

 Демонстрация игры«Моя Малая Родина»

 

 

Итого

34

 

 

 

 

  

Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.

 Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний о правилах ведения экологического образа жизни; о принятых в обществе нормах отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах продуктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений в общении с другими людьми, стремление к коллективной творческой деятельности.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: приобретение опыта участия с крупных социально-экономических проектах на муниципальном и городском уровнях, опыта самоорганизациии и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта действий «командой» в преодолении конкурсных испытаний, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей, влияний (последствий) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. У учеников сформируются коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

 

 

Литература:

  1. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Работаем по программам «Программы внеурочной деятельности»: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - Москва «Просвещение», 2011.- 87 с.

  2. Литературно-этнографический курс «Мифы народов Древней Волги». (5-й класс)  Автор: Зубрилина Т. Н. http://yandex.ru/clck/redir

  3. Рабочие программы внеурочной деятельности для 5 класса по краеведению2011г. Автор: Понякина Е.Э. http://prosckolniy.jimdo.com/

  4. Авторская программа курса внеурочной деятельности «Будь здоров!» по спортивно-оздоровительному направлению (программа - победитель районного конкурса программ по внеурочной деятельности). Автор: Аракелян В.А. http://rudocs.exdat.com/docs/index-175912.html

  5. Программа курса «Краеведение» для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ 2011г. Автор:Сергеева У.Н. http://yaroslavskay-chkola.narod.ru/rabprog5mat.doc

  6. Рабочая программа по краеведению в 5 классе. Автор: Максимовой С. В.  http://www.40411s015.edusite.ru/DswMedia/obutverjdeniirabochixprogramm.docx

  7. Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы 2011 г. МОУ СОШ №1 п. Яблочное . Автор: Поляркова Е.А.  http://74214s006.edusite.ru/DswMedia/programma.doc 

  8. Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 2011г.  Автор: Печерская И.С.

 





Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина" 5 класс
  • География
Описание:

Рабочая программа внеурочного курса «Малая Родина» создана в соответствии ФГОС ООО реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.

Курс введен в часть базисного образовательного плана для учащихся пятого класса, реализуемого МБОУ СОШ №14 г. Череповца, в рамках внеурочной деятельности духовно-нравственного направления 34 часа.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования 2012 года;
  • обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России;
  • ориентация  образовательного процесса на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;
  • формированием общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающей социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества;
  • формированием  Я-концепции, включающей культурную и этническую самоиндентификацию.

Данная программа является вариативной в блоке духовно-нравственного направления.

Цель программы: привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества на основе изучения истории и культуры родного края.

Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:

-        изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа;

-        формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему  родного края, области, своего народа;

-        формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;

-        воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций;

-        воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье, родному краю, интереса к прошлому и настоящему родного края;

-        развитие бережного отношения к своему краю (достопримечательности, культура, природа);

-        формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой,  творческой созидательной деятельности в природе, социуме;

-        обучение  способам действий работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

-        освоение историко–обществоведческих  знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, площадей, зданий, города, рода);

-        умение строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу);

-        развитие воображения как основы для решения творческих задач, мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты;

-        воспитание эстетических чувств в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Вологодской области;

-        выявление степени достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;

-        формирование культуры общения и поведения в социуме;

-        воспитание  положительной  привычки учащихся начальных классов  в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;

-        воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;

-        воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, происходит, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми  этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Виды личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД  обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД  включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знаково-символические действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:  

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:  

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

При организации образовательного процесса  используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, инсценированные представления, экскурсии, комбинированные уроки, краеведческие викторины, ребусы, кроссворды,  сканворды, создание презентаций, видеороликов, оформление фотоальбомов, создание видеофильмов. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение  в сотрудничестве, исследовательская деятельность.

Предлагаемый внеурочный курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:

-        доступность:  содержание внеурочного курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.

-        принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.

-        наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе  и обществе на территории нашего района.  Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств. 

-        научность: при подаче материала  не допускать ошибок и неточностей (название города, площадей, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий:  родословное дерево, фамилия, традиция, памятник,  герб, война, медали и т. д.

-        интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.

-        краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у школьников к тому, что их окружает,  к своей малой родине.

-        фольклористика: внеурочный курс включает в себя различные направления народного творчества. В программе заложено знакомство с народными промыслами родного края  в прошлом  веке и  декоративно – прикладным искусством  современности.

-        уникальность:  наш край по – своему уникален – историческая планировка города, застройка, сетка улиц, ансамблей, природный ландшафт и памятные исторические места.

-        экологизация: использование  здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды  и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.

При организации образовательного процесса  используются разнообразные методы и формы обучения:

-        тематические праздники, КТД;

-        художественное творчество учащихся;

-        экскурсии и походы по родному краю; 

-        устные журналы, беседы;

-        выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;

-        проектная и исследовательская деятельность учащихся;

-        походы;

-        участие в районных, областных, российских, международных конкурсах по краеведению;

-        встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами, людьми разных профессий;

-        музейные уроки.

Автор Безгодова Оксана Вячеславовна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел География
Подраздел Планирования
Просмотров 5898
Номер материала 4726
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓