Главная / Начальные классы / Рабочая программа по внеурочной деятельности Лаборатория Архимеда

Рабочая программа по внеурочной деятельности Лаборатория Архимеда

Лаборатория Архимеда «Плавание и погружение»

по направлению «Исследовательская деятельность»


Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности (кружку) «Лаборатория Архимеда «Плавание и погружение» в 1 классе на 2014-2015 учебный год разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным законом от 29.12. 2012 г.№ 273 – ФЗ « Закон об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г. (п. 19.5);

- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Программой по внеурочной деятельности, созданная на основе ФГОС ООН на основе авторской программы «Плавание и погружение» Корнелия Мёллера;

- Образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ №46;

- Учебным планом МОУ СОШ № 46 на 2014-2015 учебный год.


Данная программа реализуется с помощью учебно-методического сопровождения


  1. Корнелий Мёллер. Комплект лабораторного оборудования. Руководство для учителя. Адаптированный перевод с немецкого. – М.: ИНТ. – 236 с. 2009 год

2.Лабораторное оборудование «Плавание и погружение». Институт новых технологий (ИНТ)


Современные потребности человечества выдвигают естественные науки на одно из главных мест среди других наук. Высокий уровень развития естественных наук оказывает серьезное влияние на человечество в целом, на его культуру и гармонизацию отношений. Естественные науки стремятся к созданию необходимых экологических условий жизни и труда, поэтому возникла необходимость широкого распространения естественно – научных знаний на разных возрастных этапах человека.

Программа “Лаборатория Архимеда” по содержанию является научно-педагогической, по функциональному назначению – учебно-познавательной. Данная программа составлена на основе авторской программы Корнелия Мёллера “Плавание и погружение”. Углубляет предмет окружающий мир, теория составляет 40% от практики.

Актуальность программы обусловлена тем, что:

- у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;

- низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;

- обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;

- обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.

В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Данная программа рассчитана на внеклассную работу с детьми в начальной школе.


Цели программы

- трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития;

- активизация процессов самостоятельного мышления и обучение через открытия;

- обеспечение активного обучения посредством мотивированной постановки вопросов и создания побуждающей учебной среды с возможностями самостоятельной работы при соответствующем уровне требований;


Задачи программы

- развивать познавательные потребности и способности младших школьников;

- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска.


Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала. В процессе экспериментальной деятельности происходит также обмен опытом, предположениями и познаниями, их обсуждение. Учащийся обдумывает не только свои предположения, но взвешивает и проверяет предположения других учеников. Его собственное мышление получает импульсы от наблюдений других и предположений, высказываемых другими. Идеи, которыми ученики обменялись друг с другом, можно совместно проверить на практике.

Такие занятия, основанные на активной практической деятельности, способствуют развитию у детей интереса к исследованиям и совершению открытий. Дети получают возможность самостоятельно строить свои представления и проверять их, что в свою очередь развивает у них способность мыслить. Мотивирующим и укрепляющим способности действием такие занятия способствуют построению структур мышления.

Место кружка в учебном плане

Программа курса рассчитана на учащихся 1 класса, 1 час в неделю, 33 часа. Продолжительность занятия 40 минут.


Учебно-тематический план


Название раздела

Количество часов

Плавание и погружение сплошных тел.

8

Вытеснение воды.

4

Как получается, что огромный тяжелый корабль из металла не тонет в воде?

3

Вытеснение воды.

2

Выталкивание тел, погруженных в воду.

6

Плотность.

8

Творческие проекты

2

Всего:

33




Содержание программы


Раздел 1 (8 часов): “Что плавает - что тонет?” Плавание и погружение сплошных тел.

- “Пираты могут всё - или нет?” Вводное занятие. (1 ч.)

- “Что плавает - что погружается?” (2 ч.) Первые предположения. Дети высказывают, записывают и обсуждают свои предположения о том, какие предметы можно использовать для строительства плота, то есть какие предметы плавают. Затем, работая в группах, они проверяют свои предположения экспериментальным путем. В конце второго занятия обмениваются наблюдениями и устраивают дискуссию.

- “Почему один нож плавает, а другой - нет?” (1 ч.) Результаты первых занятий используются для того, что бы заставить детей подумать, какие же предметы вообще плавают, какое свойство предмета определяет, утонет он или нет. Дети подводятся к восприятию понятия материала, из которого сделан предмет, их соображения проверяются в процессе групповой работы. Вывод формулируется совместно.

- “Что плавает - что тонет?” Повторение и закрепление (2 ч.) Важнейшие положение предыдущий уроков повторяются и записываются. Дети получают задание собрать и принести материалы, из которых можно построить плот.

- “Строим плот из различных материалов” (2 ч.) Дети мастерят из принесенных материалов плоты, пользуясь подходящими инструментами. Затем проверяется и обсуждается пригодность этих плотов.

Раздел 2 (4 часа): “Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?” Вытеснение воды.

- “Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?” (2 ч.) Занятия проводятся с опорой на опыт детей из повседневной жизни: напомнить им, что с вытеснением воды они постоянно сталкиваются, например, при купании таясь объяснить наблюдаемое явление, дети формулируют свои предположения, которые на следующих занятиях будут проверяться экспериментальным путем.

- “Почему при погружении различных предметов уровень воды поднимается по- разному?” Опыты по вытеснению воды. (2 ч.) Почему вода поднимается на разную высоту при погружении в неё разных предметов? Урок начинается с опыта по вытеснению воды. Пытаясь объяснить наблюдаемое явление, дети формулируют свои предположения, которые уже на следующем занятии проверяются экспериментальным путём.

Раздел 3 (3 часа): “Как получается, что огромный тяжелый корабль из металла не тонет в воде?”

- “ Первый в мире железный пассажирский пароход “Great Britain” (1 ч.) Устный рассказ.

- “Как получается, что огромный тяжелый корабль из металла не тонет в воде?” (2 ч.) Ученики осознают собственные предварительные знания и опыт, высказывая первые предположения о том, почему плавают корабли, и, планируя эксперименты, которыми можно проверить эти предположения. Возражения и объяснения учителя побуждают их к формулированию новых предположений.

Раздел 4 (2 часа): “Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?” Вытеснение воды.

- “Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?” (2 ч.) Основной вопрос этих занятий - что происходит с водой, когда в неё погружается предмет, и чем обусловлен подъём воды? Дети формулируют свои предположения о том, что вода поднимается тем выше, “чем больше предмет” или “чем больше и тяжелее предмет”. Для проверки предположений предназначены опыты специально подготовленной среде. С помощью этих опытов могут быть получены следующие выводы: “Чем больше предмет, тем больше воды он вытесняет”; “Предметом нужно место в воде, поэтому они вытесняют воду”; “предмет может вытеснить столько воды, сколько место он сам занимает”.

Раздел 5 (6 часов): “Почему корабль плавает?” Выталкивание тел, погруженных в воду.

- “Как вода действует на корабль, когда его спускают на воду?” Сила выталкивания. (2 ч.) На станциях дети ставят опыты, которые объясняют явления выталкивания. Дети записывают свои наблюдения. Они открывают взаимосвязь между явлениями выталкивания и вытеснения, так как в емкостях не только ощущается давление воды, но и наблюдается повышение её уровня. Эти опыты позволяют углубить знания детей, они убеждаются, что предмет вытесняет воду, а вода производит ответное давление.

- “Изготовление пластилиновых лодок”. Установление связи между понятиями “Вода давит” и “Вода вытесняется”. (2 ч.) Дети лепят кораблики и спускают их на воду. При этом они узнают, что чем больше воды вытесняется, тем сильнее она давит. Устанавливается взаимосвязь между вытеснением, выталкиванием и способностью к транспортировке грузов.

- “Противоборство” - игра. Взаимосвязь между понятиями “Вес тянет” и “Вода выталкивает” (2 ч.). В начале, с помощью наиболее ярких опытов повторяют и закрепляют пройденное следующее затем “противоборство” связывает все до сих пор у помянутые понятия (выталкивание, вытеснение) в исчерпывающее объяснение, почему тяжелый корабль из металла плавает.

Раздел 6 (8 часов): “Почему железо тонет, а воск плавает?” Плотность.

- “Что плавает, что тонет?” (2 ч.) На этих занятиях более подробно обсуждаются представления детей и закрепляются и расширяются представления о том, что все зависит от материала, из которого сделан предмет.

- “Почему железо тонет, а воск плавает?” (4 ч.) С помощью импульса внимания детей привлекается к обеим величинам – весу и объему. При этом используются образцы из разных материалов, причем одна из величин остается постоянной, а другая меняется. Семь кубиков одинакового размера из различных материалов взвешиваются и сортируются по весу дети самостоятельно или с помощью наводящих вопросов учителя открывают, что предметы, которые легче, чем такое же количество воды, плавают. Это открытие затем применяется в головоломках. Результаты решения головоломок обобщаются и представляются в наглядной форме, которые дети придумывают сами. Таким образом, они могут лучше понять соотношение между объемом и весом и сравнить его у разных материалов.

- “Почему корабль плавает, а металлический брусок тонет?” (2 ч.) В начале с помощью наиболее ярких опытов повторяют и закрепляют пройденное. Вновь проведенная игра – противоборство связывает все ранее упоминавшееся представления (выталкивание, плотность, вытеснение) в исчерпывающие объяснение, почему тяжелый корабль из железа плавает. Сначала дети ищут ответ на этот вопрос, работая индивидуально, а затем в процессе общего обсуждения в классе. В заключении полезно предложить детям задание на применение полученных знаний в разных ситуациях.

Раздел 7 (2 часа): Творческие проекты: “Архимед-сыщик”, “ Меня зовут Галилео Галилей.

Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности (кружку) к концу 1 класса


Личностные

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- интерес к новым способам познания новому содержанию;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности;

- познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности (неуспешности) исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности решения моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении.

Регулятивные

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно принимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия, учитывая сделанные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- самостоятельно находить варианты решения задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач;

-высказываться в устной и письменной формах;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать и выделять главное;

- осуществлять синтез;

- проводить сравнения, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно- следственные связи;

- обобщать;

- подводить под понятия;

- устанавливать аналогии;

- видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации;

- фиксировать информацию с помощью средств ИКТ;

- строить логические рассуждения;

- осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- контролировать действия партнёра;

- владеть монологической и диалогической речью.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации полно и точно передавать необходимую информацию;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения;

- осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования своей деятельности.


Для реализации данной программы рекомендуются следующие средства материально – технического обеспечения:

Технические средства обучения:

Классная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска.

Экранно - звуковые пособия:

Презентации к занятиям

Цифровые образовательные ресурсы:

Мультимедийный (цифровой) образовательный ресурс, соответствующий содержанию обучения











Тематическое планирование по кружку “Лаборатория Архимеда” по направлению “Исследовательская деятельность”


33 часа в год, 1 час в неделю



Дата

Тема занятия

Методы и формы

Дополнительное содержание

ТСО

Вид контроля

Плавание и погружение сплошных тел. 8 ч

1








02.09

Вводное. “Пираты могут все – или нет?”

Рассказ учителя





Картинка, на которой изображены два острова и пират.














2-3

09.09

16.09



Что плавает – что погружается?




Эвристическая беседа. Наблюдение и сравнение.


Рассматриваются только сплошные тела. Выделяются и опровергаются неверные идеи. Вводятся понятия: материал, пенопласт, металл.


Коробка 1


Бланки Журнала исследований, карточки Плавает/ Тонет


4

23.09

Почему один нож тонет, а другой нет?

Эвристическая беседа. Наблюдение и сравнение.

Усваивается понятие материала. Способность различных сплошных тел держаться на воде зависит от материала, из которых сделаны.

Коробка 1

Карточки “Что плавает – что тонет?”

5-6








30.09

14.10

Что плавает – что тонет? Повторение и закрепление.



Повторение и обобщение.

Повторяются основные предположения, высказанные на предыдущих занятиях. Доказательство всех предположений через опровержение.

Плакат с предположениями, коробка 1.

Бланки Журнала исследований.

7-8

21.10

28.10

Строим плот из различных материалов.

Проблемная беседа. Частично-поисковый метод.


Применяются полученные знания на практике при строительстве плота из принесённых детьми материалов. Обоснование выбора материала, проверка плавучести сооружения на практике.


Картинка, на которой изображены два острова и пират, материалы, принесённые детьми.

Плот.

Вытеснение воды. 4 ч

9-10

01.11

11.11

Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?

Эвристическая беседа. Наблюдение и сравнение.

Обсуждается конкретный пример вытеснения воды. Планируется проведение эксперимента. Составляется список наблюдений:

- вода поднимается;

_ уровень воды становится выше;

- вода вытесняется.


Коробка 2

Бланки Журнала исследований.

11-12

25.11

02.12

Почему при погружении различных предметов уровень воды поднимается по- разному?

Эвристическая беседа. Наблюдение и сравнение.

Занятие начинается с попытки вытеснения. Формулируются объясняющие это явление предположения, которые затем проверяются посредством самостоятельно проводимых опытов.

Коробка 2

Бланки Журнала исследований.

Как получается, что огромный тяжелый корабль из металла не тонет в воде? 3 ч

13

09.12

Первый в мире железный пассажирский пароход “Great Britain

Рассказ учителя


Презентация


14-15

16.12

23.12

Как получается, что огромный тяжелый корабль из металла не тонет в воде?

Проблемная беседа. Частично-поисковый метод.

Записываются предположения, почему корабль плавает. Идеи обсуждаются и проводятся эксперименты, при помощи которых можно эти предположения проверить.

Коробки 1-4

Бланки Журнала исследований, воздушные шары.

Вытеснение воды. 2 ч

16-17


Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают? Вытеснение воды.

Эвристическая беседа. Наблюдение и сравнение.

В центре занятий стоит вопрос, что происходит с водой, если в неё погружают предмет и чем вызван подъём уровня воды. Стратегия конфликта: принятие и опровержение неправильных представлений.

Коробка 2

Бланки Журнала исследований.

Выталкивание тел, погруженных в воду. 6 ч

18-19


Как вода действует на корабль, когда его спускают на воду? Сила выталкивания.

Проблемная беседа. Частично-поисковый метод.

На основе разных опытов (по станциям), разъясняющих феномен выталкивания, устанавливается, что:

-вода выдавливает предмет наверх потому, что он “хочет” обратно на своё место;

- вода давит на все предметы, даже на те, которые тонут.

Стратегия конфликта: подхватывание и опровержение неверных концепций.

Коробка 3

Бланки Журнала исследований.

20-21


Изготовление пластилиновых лодок. Установление связи между понятиями “Вода давит” и “Вода вытесняется”

Проблемная беседа. Частично-поисковый метод.

Дети лепят из пластилина кораблики и спускают их на воду. При экспериментировании они устанавливают, что вода давит тем сильнее, чем больше её вытесняется. Устанавливается взаимосвязь между вытеснением, выталкиванием и

Коробка 3

Модель лодки

22-23


Противоборство” - игра. Взаимосвязь между понятиями “Вес тянет” и “Вода выталкивает”

Эвристическая беседа. Наблюдение и сравнение.

Вначале на наиболее впечатляющих опытах повторяются приобретённые ранее знания. Следующая затем игра связывает полученные ранее представления (сила выталкивания, вытеснение) в объяснение, почему тяжёлый корабль из металла плавает.

Коробка 3, карточки для игры

Бланки Журнала исследований.

Плотность 8 ч

24-25


Что плавает, что тонет.

Проблемная беседа. Частично-поисковый метод.

Осознаётся предыдущий опыт и имеющиеся знания в процессе формулировки и проверки предположений о способности различных предметов держаться на воде:

- всё, что мало весит, плавает;

- всё, что плоское, плавает;

- всё, что тяжёлое, тонет;

и т.д.

Коробка 4

Бланки Журнала исследований.

26-27


Почему железо тонет, а воск плавает?

Эвристическая беседа. Наблюдение и сравнение.

Дети должны узнать обе решающие величины, которые важны для плавучести или неплавучести. Занятия включают в себя большое количество фаз обсуждения. Знания применяются для решения головоломок.

Коробки 2, 4, головоломки.

Бланки Журнала исследований.

28-29-30-31


Почему корабль плавает, а металлический брусок тонет?

Повторение и обобщение.

Высказанные предположения закрепляются, сводятся воедино и применяются в комплексной постановке вопросов. Сначала дети отвечают самостоятельно, а затем во время классного обсуждения. В конце выполняются задания по применению.

Коробки 2, 3, 4.

Бланки Журнала исследований.

Творческие проекты. 2 ч

32-33


Архимед-сыщик.” “Меня зовут Галилео Галилей”.

Творческие проекты.

Защита проектов.



























СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________________

« »_____________20___года




Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №46 г. Твери




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

Кружка “ Лаборатория Архимеда”

по направлению “ Исследовательская деятельность”.

Учитель Побойная О.А.

Количество часов: всего 33 часов в год; в неделю 1 час;

Планирование составлено на основе авторской программы “Плавание и погружение” Корнелия Мёллера

1г класс

















2014-2015 учебный год







Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46 города Твери










Рабочая программа

Учителя Побойной О. А.


кружок “Лаборатория Архимеда”

по направлению “ Исследовательская деятельность”


1 класс












«Рассмотрено»

Руководитель МО


Старостина Н._К/____ ___/

Протокол №_________ от

«___»___________2014 г.



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ №46

Бислюк А.В./ ___________/

«___» ___________ 2014 г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ №46


Бабенко Л.А./___________/

Приказ №______от

«___» ____________2014 г.


Рабочая программа по внеурочной деятельности Лаборатория Архимеда
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа с тематическим планированием. Программа курса рассчитана на учащихся 1 класса, 1 час в неделю, 33 часа. Продолжительность занятия 40 минут.

Такие занятия, основанные на активной практической деятельности, способствуют развитию у детей интереса к исследованиям и совершению открытий. Дети получают возможность самостоятельно строить свои представления и проверять их, что в свою очередь развивает у них способность мыслить. Мотивирующим и укрепляющим способности действием такие занятия способствуют построению структур мышления.

Автор Побойная Ольга Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 757
Номер материала 23202
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓