Главная / Начальные классы / Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс

Название документа Банников Художественное слово.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов

Протокол № __от ___________________ 2014 года

Зам.директора по УВР _______ Н.Ю. Мельникова

Согласовано на заседании Методического Совета МБОУ «СОШ №19»


Протокол № ___ от______________ 2014 года

Руководитель МС_______Н.В. Сангаджиева

Утверждено

Директор МБОУ «СОШ №19»

_________________________Е.А. Нарышкина


Приказ № ____ от ______________ 2014 года



ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНОЕ СЛОВО» ДЛЯ 4 КЛАССА

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составлена на основе Федерального государственного образовательного

стандарта и основной образовательной программы начального общего

образования;

Программы В.Н.Банникова «Народное искусство и художественное

творчество», 2012г. (1 час в неделю/ 34 часа в учебном году)


Программу составила Привалова Наталья Фроловна

г. Нижневартовск, 2014г.

ВВЕДЕНИЕ

Разработка программы внеурочной деятельности обучающихся требует соблюдения строгой логики в выборе форм и содержания работы, поскольку решается целый комплекс задач:

1. Соблюдение преемственной системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

2. Обеспечение устойчивого развития и прирастания воспитательных результатов;

3. Объединение разных видов внеурочной деятельности, направленное на единство трех уровней результатов (1 уровень – социальный опыт, 2 уровень – ценностный опыт, 3 уровень – коллективный опыт).

Социальный опыт – это опыт нравственно-поведенческих ориентиров гражданского общества.

Ценностный (творческий) опыт – это опыт самосознания, культурно-исторической памяти и патриотических убеждений, этнокультурной самоидентификации в творческом ряду ценностей: Человек-Природа-Дом-Отечество-Труд-Творчество.

Коллективный (народный) опыт – это опыт «вечевого», «соборного» взаимодействия и поддержки, выражение коллективного опыта на основе «чувства всеобщего», «чувства вселенского».

Любое знание становится настоящим знанием, только тогда, когда оно становиться личностным опытом, связанным с собственной эмоциональной и поведенческой первоосновой, только опыт ценности и поступка превращает личность в человека.

Формообразование внеурочной деятельности должно быть направлено на формирование целостного отношения к истории и культуре своей страны для постижения и понимания культуры других народов и мира.

Каждому уровню воспитательных и развивающих результатов внеурочной деятельности может соответствовать своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут на основе социального партнерства субъектов внеурочной деятельности: Семья-Педагог-Обучающийся; второй уровень на основе ценностных ориентиров: Дом-Школа-Родина; третий уровень может достигаться только в условиях разноуровневого, коллективного взаимодействия, понимания своего «Я», как части «Мы».

Внеурочная деятельность организуется в многообразном видовом диапазоне, где виды деятельности могут быть интегрированы в рамках работы одной студии, научного общества, творческого коллектива и т.д.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы разнообразные виды и направления:

1. Игровая (спортивно-игровая) деятельность;

2. Познавательно-проектная деятельность;

3. Проблемно-ценностное общение и взаимодействие;

4. Досугово-ценностное общение и взаимодействие;

5. Социально-преобразующая (общественно-полезная) деятельность;

6. Художественно-творческая (трудовая) деятельность;

7. Экологическая (эколого-творческая) деятельность;

8. Патриотическая (историко-творческая) деятельность;

9. Экспедиционно-музейная деятельность и т.д.

Предложенные виды деятельности полностью согласуются с основными направлениями внеурочной работы определенными Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования.

Народное искусство и художественное творчество, связанное с ним, обладая в своем содержании социальным, ценностным и коллективным опытом, несет в себе богатейший духовно-нравственный потенциал. Родной язык, устное народное творчество, народные художественные промыслы и ремесла непреходящие ценности, объединяющие в себе все виды и направления деятельности человека: через игру, к обучению и воспитанию, к труду, как преобразующему творчеству.

Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 класс», «Технология. 1-4 класс», «Изобразительное искусство. 5-8 класс» авторского коллектива под редакцией Т.Я.Шпикаловой, где народное искусство, как часть культуры, в интеграции с другими видами искусства, является первоосновой обучения школьников изобразительному искусству. Богородская резьба по дереву.

ЦЕННОСТИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

В образах школ традиций, в их ярком многообразии народное искусство, из поколения в поколение проносит родовую сущность, кристаллизует в коллективно-соборной творческой деятельности духовно-нравственный опыт народа, то национально-особенное в жизни и культуре, что воплощает характер народов, способность выживать.

Ценности народного искусства:

1. Синкретизм народного искусства.

Слитность, нерасчлененность, единство всех частей целого в народном искусстве. Равноправное единство человека и природы, труда и творчества, как важнейших категорий бытия человека как части "макрокосма" составляло основную сущность традиционной художественной культуры в России. Синкретизм в творчестве не отделим от труда, где главенствует идея "образ предмета, вещи, знака". Синкретизм в языке, так же опирается на образную сущность "буквицы", а в устном народном творчестве усиливается духовно-энергетической сущностью связи труда, обряда и красоты.

2. Язык как носитель народной художественной культуры.

В многоликости языка богатство культуры, единство и сохранение народа. В слове содержится великая духовная энергия – или энергия любви и добра, или, напротив, богопротивная энергия зла.

Потеряв доступ к первоначальным образам и представлениям о том, кто такой «Аз», что такое «Буки», «Веди», русский народ лишился естественной языковой образности словаря, тысячелетиями воспроизводившего мудрость и единство народа. «Аз-бука» - «Я есть слово» воспроизводит важный понятийный ряд: «Аз, буки, веди, глаголи, есть, живете» - «Я знаю буквы, чтобы творить добро. Это и есть жизнь» Русская азбука логично соотнесена с нашей естественной, нравственно-культурной психосферой.

Язык любого этноса, проживающего на территории России, несет в себе генотипы этнокультурных представлений о «микрокосме в макрокосме», сохраняя духовность и человечность народа.

3. Устное народное творчество. Обычаи, обряды и праздники.

Палехская лаковая миниатюра.

Архаическая картина мира, в которой отражается макрокосмическое мировоззрение российского человека, как части природы и вселенной, сохраняющего память предков, нашло свое многоликое выражение в мифопоэтическом творчестве и опыте народа: пословицах и поговорках, сказках и былинах, народных праздниках и народном эпосе.

Устное народное творчество, обычаи, обряды и праздники вписали в себя всю многогранную красоту родной природы, эстетические и этические идеалы поведения, главенствующую роль труда в жизни человека, выступая сильнейшим средством обучения, воспитания и развития личности, в условиях вечевого, соборного принципа взаимоотношений.

4. Народные художественные промыслы и ремесла.

Дымковская глиняная игрушка.

Скопинская керамика.

Народные художественные промыслы и ремесла России – яркое явление общественно-исторической и культурно-образовательной среды государства. Вобрав в себя гармоничное восприятие природы, сформировались образы школ традиций, в их ярком многообразии, и, что наиболее важно, в их ценностном отношении к Жизни, к Природе, к Земле, к Человеку, к Отечеству.

Функции народного искусства:

Фундаментальное ядро современного теоретического осмысления народного искусства составляют его функции, позволяющие обобщить и переосмыслить уже накопленный опыт в постижении данного явления:

- духовная (энергетическая) функция: целостность восприятия образа мира - «микрокосма» в «макрокосме» и роли труда, творчества, личностного отношения к ним («Из одного дерева икона и лопата»; Сделано «с душой»; «бездушное отношение»).

Русское деревянное зодчество. Древний ансамбль Кижи. Конек и солярный знак на крыне дома.

- знаковая функция: функционирование в системе образов-концептов, мифопоэтического орнаментального строя (знак-оберег, архетип, тотем, матрица структуры и содержания орнамента).

Знак Солнца (солярный знак) на фасаде русского дома.

Древо жизни на вышитом полотенце. Знаки в вышивке и ручном ткачестве.

- функция богопознания и богосознания: мироощущение, мировосприятие, миропонимание материально-бытового и духовного бытия – «микрокосм в мкрокосме», где образ «Дома», «Земли», «Отечества» важнейшая часть целостного, вселенского мира («Не с мерою – с верою»; «Щасливое тело, которое о души старается»; «Всякой себе, а бог всем»).

Божества российской земли. Никола чудотворец.

- функция ответственности (совести): осознание меры «жить по заветам» («Всяк знает себя по делам своим»; «За стыд голова гинет»; «Какову чашу другу налил, такова и самому пить»; «Невинна душа – не пристрашна смерть»; «У безстыдного совести нет»; «От трудов праведных не наживешь палат каменных»).

Народные образы. Христианские образы.

- нравственная функция: применение этнических норм отношений между людьми, постижение себя как «человека земли, природы, космоса» («Браняся на мир слова оставляют»; «В добрую голову – сто рук»; «Честь ум рождает»; «Спеси боятся, а вежливость чтут»; «Сладкие уста – горькие сердца»).

В.Васнецов. Всадник на распутье.

М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею.

- функция природосообразности: бережное отношение к земле, природе, человеку, олицетворяющее их единство в трудовой, культурной и духовной деятельности, позволяющее сохранять память предков, их морально-творческий опыт («Любить тепло – потерпеть и дым»; «На красной цветок и пчела летит»).

В.Банников. Путешествие Солярного человека.

- функция преемственности: сохранение, развитие и передача жизненного (народная мудрость), философского и творческого опыта из поколения в поколение («Обычай не клетка – не переставишь»; «Старой обычай молодого тверже»).

Народные праздники сегодня.

- функция коллективности (функция соборности): выражение коллективного опыта на основе «чувства всеобщего», «чувства вселенского» («Исподовол и ольху не согнешь, а в круге и вяз переломиш»).

Палехская лаковая миниатюра.

- эстетическая функция: создание «мифопоэтического» образа картины мира, где природа – главный преобразующий «творец».

Лаковая миниатюра. Мстера.

- функция индивидуально-творческого начала: умение творить на принципах повтора, вариации и импровизации, где владение импровизацией в системе школы традиции выступает мерилом индивидуальности (Сказ Бажова «Каменный цветок»).

Ручное ткачество.

Вологодское кружево.

- образовательная функция: трансляция «метафоричности» взглядов, представлений и умений, целостной системы школ традиций, основанных на принципах повтора, вариации и импровизации («Тесто насыщает, а место не просвещает»; «Без притчи века не изжить»).

- функция гармонии (композитарность и цветовая целесообразность): отображение мировосприятия образа мира и природы «по законам красоты» – целостность, целесообразность, системность, единство формы и содержания.

Каргопольская и дымковская глиняная игрушка.

Представленные ценности соотносятся с личностью самого школьника, как будущего носителя картины мира, транслятора социального, ценностного (творческого) и коллективного (народного) опыта в систему развития будущих поколений и могут быть представлены в схеме: Этно-«Я» (Я-этническое) – Этно-«Мы» (Я-социальное) – Этно-«Знание» (Я-этнокультурное) – Этно-«Культура» (Я-общекультурное).

Гжельский кобальт. Кукла-скрутка.

Золотая хохлома.

Сегодня важнейшей задачей всех отраслей гуманитарных научных знаний – искусствоведения, педагогики, психологии, философии, культурологи и пр. становится понимание и создание системы единых взглядов и оценок безмерного богатства народной художественной культуры России – ее народного искусства. Ручная прялка. Пермогорская роспись.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самобытную традиционную художественную культуру народов России сложно вписать в пространство современного глобализированного общества. Но, несмотря на это, многие жители нашей страны (в основном жители этнических поселений) до сих пор ведут традиционный уклад жизни, сохраняя бытовую культуру своего народа. Но все это многообразие теряется в постиндустриальном пространстве и требует поиска новых подходов, приемов и форм для сохранения и передачи будущим поколениям.

Огромное значение в условиях внеурочной деятельности играет создание художественно-развивающей среды, которая опирается на социальную среду и выступает в виде научно-творческого поиска, в основе которого положены принципы социально-творческого партнерства преподавателя и обучающегося.

Актуальным становится применение разнообразных инновационных форм внеурочной деятельности: мозговой штурм творческих групп, практикумы, мастер-классы и творческие встречи, научные, исследовательские и образовательно-выставочные проекты, праздники-реконструкции, в основе которых могут быть использованыметоды: проектов, реконструкции, проблемного исследования, художественно-педагогической драматургии, творческой дискуссии, творческой лаборатории.

Предложенные формы и методы организации внеурочной деятельности необходимо раскрывать в системе духовно-нравственного, патриотического обучения и воспитания «Я живу в России», где содержание деятельности строится на единстве и отличительных культурных особенностях различных народов России. Взаимосвязи и взаимовлияние этнокультур раскрывается как проблемное поле функционирования народного искусства с учетом роли педагогического, художественно-творческого диалога, где диалог опосредованно способствует духовно-нравственному росту личности, создавая условия для ее становления, достигая перспективной глубинности. Особенностью участников диалога является готовность размышлять о смысле ценностей и коллизий, сопоставлять их с собственным, социальным, творческим и народным опытом и чутко воспринимать мнение Другого.

Урало-Сибирская домовая роспись.

Основные принципы деятельности строятся на соотнесении единства и различия в традиционной художественной культуре различных этнокультур России:

1. «Дом как храм (усадьба, храм, изба, лобаз, чум, юрта и т.д.)», «Народная игрушка – оберег и воспитатель (глиняная, деревянная, берестяная, лыковая, соломенная, тряпичная и т.д.)».

2. «Народный костюм: вышивка, ткачество, мозаика, колористическое решение, нагрудное украшение и т.д.».

3. «Народные художественные росписи: прялки, посуда, изделия из бересты и коры лиственницы, домовая роспись и т.д.».

4. «Русские лаки: Мстеры, Холуи, Федоскино, Палех».

5. «Народное искусство в творчестве художников прошлого и настоящего (иконография, лубок, суприматизм, этнофутуризм и т.д.)».

6. «Мир народной керамики: Скопин, Гжель, бытовая керамика и т.д.».

7. «Художественный металл (литье – «Каслинское литье», чеканка, чернение, скань и т.д.)».

8. «Графический орнамент (костюм, полотенце, кружево и т.д.) и т.д.

Деятельностный подход в условиях внеурочного обучения и воспитания опирается на социальное партнерство педагога и обучающегося с народными мастерами – носителями творческого и народного опыта и мудрости, и профессиональными художниками – носителями современного творческого знания, на принципах индивидуально-творческого самовыражения.

Социальное партнерство в творческой, проектной, исследовательской и т.д. деятельности в котором могут выявляться традиционные и концептуальные подходы позволит обучающемуся,не только становиться соавтором, но и включиться в процесс новых форм познания, коммуникации, приобретать ключевые компетенции и ценности и как результат развивать универсальные учебные действия.

Важным аспектом внеурочной деятельности в изучении народного искусства становится участие в процессе диалога и сотворчества «Народного мастера» - носителя коллективного народного опыта этнокультуры, что позволяет педагогу и обучающемуся становиться транслятором этого опыта в личную (самообразование, социальное партнерство, целенаправленное сотрудничество и сотворчество) и социальную образовательно-воспитательную среду.

Мастер-класс члена «Союза художников России», Народного мастера России Эккерт М.Г.

Представляем схему трансляции народного искусства в системе «народный мастер – педагог – обучающийся», где обучающийся вместе с педагогом в своем личностном развитии становится не только обладателем многовекового опыта традиций, но и носителем этого опыта для будущих поколений, проводников в мир народного искусства:

Народный мастер

(обладатель модели «макрокосмических» знаний народного искусства)

Педагог

(обладатель, носитель, проводник новых смысловых и духовных ценностей «большого времени культуры» - народного искусства)

Обучающийся

(перво - и правопреемник родовой памяти)

Постижение обучающимся феномена народного искусства позволяет ему включиться в процесс художественно-творческой, проектной и исследовательской деятельности на основе мотивированной потребности, новых операционных действий, эмоциональной окрашенности, вскрыть родники родовой, генетической памяти, ощутить себя обладателем макрокосмических тайн народного искусства, раскрывает новые стороны универсальных учебных действий, ценностных ориентиров и духовно-нравственных начал, коммуникативных связей в системе межкультурного диалога и этнокультурного образования.

Включение в методическое обеспечение внеурочной деятельности региональных особенностей функционирования этнокультуры позволяет педагогу и обучающемуся глубже осознать многообразие, полифункциональность народного искусства, бережно относиться к культуре большой и малой Родины.






ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Особенностями современного этапа развития искусства, к сожалению, стали художественные провокации, преобладание концептуальности над эстетическими категориями «добра и зла», «красивого и безобразного» с их полной этической размытостью.

Рассматривая вопросы функционирования изобразительного (народного) искусства, следует обратить особое внимание на субъектно-объектные отношения в данном процессе в историческом развитии, где (за исключением современного искусства) главным ценностным творцом выступала «природа», «труд» являлся олицетворением творчества в деятельности «человека»:

Знаково-культовое искусство (знак-оберег, знак-образ, знак-архетип)

↕ ↕ ↕

природа

человек

труд

Изобразительное искусство (иконография, народное искусство, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство)

↕ ↕ ↕

природа

человек

труд

Современное изобразительное искусство (перформанс)

↕ ↕

Действие (инсталяция, перформанс)

идея-концепция

В современных условиях модернизации российского общества, в частности, российского образования, одним из приоритетных направлений совершенствования гражданственности является возрождение и активное изучение духовных традиций художественной культуры России и мира. Ключевыми становятся дидактические принципы культуросообразности и культуропреемственности образования. В связи с этим, является своевременной необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям продекларированным в «Стратегии развития России – 2020», Законе Российского Федерации «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которые гарантирует гражданам России защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства: «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Так же учитываются требования нового «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС), Президентская инициатива «Наша новая школа», «Концепция этнокультурного образования в России», «Примерные и рабочие программы по учебным предметам: Изобразительное искусство (1-4 классы).

В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству, как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становиться не только значимым, но и безусловно актуальным.

Методическое пособие «Внеурочная деятельность в системе художественного образования. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» построено на основе новационных дидактических принципах гуманизма, культуропреемственности, культуросообразности, природосообразности, социального партнерства, индивидуально-творческого самовыражения, целенаправленного сотрудничества и сотворчества, дифференциации и интеграции, диагностичности, единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания, разработанных автором и активно внедряемых в современной методологической и педагогической практике.

Гуманизм и гуманизация образования и воспитания - единство общекультурного, социально-нравственного и духовного развития личности, понимающей и принимающей коллективное начало в развитии гражданского общества.

Культуропреемственность- постижение глубинных смыслов отечественной народной художественной культуры, составляющей первооснову сохранения и развития государственности.

Культуросообразность- единство культуры, традиций и опыта творческой деятельности, в условиях постижения мировой культуры.

Природосообразность– опора на индивидуальные способности и особенности личности, развивающейся по законам добра и красоты.

Социальное партнерство – равноправие сторон, уважение позиций, учет интересов и потребностей объектов сотрудничества и взаимодействия.

Индивидуально-творческое (личностное) самовыражение – феномен творческой трансляции системы ценностей в учебно-исследовательской, научно-практической и художественно-образной деятельности.

Целенаправленное сотрудничество и сотворчество – взаимодействие в диалоге, направленное на формирование новых стилей научного, творческого и социального мышления.

Дифференциация и интеграция – постижение процесса и результата деятельности на основе неразрывности и единства взаимосвязей, общего, частного и целого.

Диагностичность – проверяемость результирующих действий, с применением параметрических и непараметрических средств математической статистики.

Единство фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания – связь обучения с жизнью, наукой и культурой, теории с практикой, индивидуальных потребностей с социальной необходимостью.

Предложенные дидактические принципы раскрывают четкие связи важнейших компонентов метапредметного знания в условиях внеурочной деятельности обучающегося, несущего гражданскую ответственность за свою судьбу, судьбу своей страны и судьбы прошлых поколений наших предков.

Важным фактором организации внеурочной деятельности становятся подходы по формированию универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия необходимо рассматривать в следующей системе:

1. Личностные действия – личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.

2. Регулятивные действия – самоопределение, саморегуляция, смыслообразование, где целеполагание и планирование, с учетом коррекции и рисков выступают главенствующими действиями личности.

3. Познавательные действия – поиск, анализ, личностное открытие.

4. Коммуникативные действия – самоидентификация, социализация личности, принятие позиции сотрудничества и сотворчества в условиях Диалога.

Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:

1. Проектная деятельность (исследовательский, искусствоведческий, культурологический, педагогический, выставочный проект и т.д.).

2. Проблемно-поисковая деятельность.

3. Тренинг, мозговой штурм, творческая дискуссия.

4. Художественно-педагогическая драматургия.

5. Музейно-педагогическая драматургия.

6. Деятельность по собиранию и освоению народных традиций.

7. Деятельность по реконструкции (этнографическая, историческая, этнохудожественная, творческая, практическая реконструкция и т.д.).

В практической деятельности наиболее актуальными становятся следующие блоки традиционной художественной культуры:

1. Ценности народного искусства: родной язык (этимология, семиотика, топонимика и т.д.); устное народное творчество, обряды и праздники (земледельческий календарь, природный календарь и т.д.); народные художественные промыслы и ремесла; функции народного искусства.

2. Художественная эстетика народного искусства (эстетика народного искусства в изобразительном искусстве, театре, кино, литературе, архитектуре, экстерьере, интерьере, костюме, кухне и т.д.).

3. Единство, взаимосвязи и взаимовлияние этнокультурных явлений в народном искусстве. Развитие искусства разных народов России по законам единства.

4. Реконструкция этнокультурных явления народного искусства (экспедиционная деятельность по сбору фольклора, произведений бытового и декоративного творчества; реконструкция праздников и обрядов).

Использование полифункциональности народного искусства в художественном творчестве позволяет обеспечить системное включение обучающегося в разнообразные формы индивидуально-коллективной деятельности, восстановить разрыв ценностных связей синкретизма народного искусства.

Цель методического пособия «Внеурочная деятельность в системе художественного образования. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» - формирование социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта в системе ценностей народного искусства для постижения культуры своей Родины и мира в межкультурном диалоге и взаимодействии.

Задачи:

- расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности;

- формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;

- развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.

В методическом пособии представлены разные подходы формирования тематического планирования и содержания учебных занятий, наиболее полно раскрыто содержание для 1 класса, что позволит учителю самостоятельно продумывать учебно-творческую деятельность во 2, 3 и 4 классах.






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

4 класс

Виды и направления деятельности



Кол-во

часов

Содержание темы

Дата


план

факт

1.

Художественное творчество

2 ч.


2 ч.


2 ч.

3 ч.

1). Дом – храм моих предков. Рубленный дом, Терем, Лобаз, Юрта, Чум и др.. Убранство, утварь, орудия труда. Труд как творчество: художественный образ вещи.

2). Красота застывшая в дереве: сундуки, сани, прялки, светцы. Богородская деревянная игрушка.

3). Тканый половик. Лоскутная мозаика в старинном одеяле.

4). Народные росписи по дереву и металлу. Городец. Хохлома. Народные росписи русского Севера (Пермогорская, Борецкая, Пичужская, Ракульская, Мезенская, Шенкурская, Уфтюгская, Новгородская и др.), Жостовский и НижнеТагильский поднос.



2.

Фольклор

2 ч.

3 ч.


2 ч.

2 ч.

1). Пантеон русских божеств: Сварог, Макошь, Дажбог, Ярило и др.

2). Мифические и сказочные персонажи: Баба-Яга, Домовой, Банник, Леший, Кикимора, Русалка и др.

3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Георгий Жуков и Маршалы Победы.

4). Музыкальные инструменты народов России: гусли, балалайка, рожок, свирель, гармошка, домбра, курай, кубыз (варган, тумран и пр.) и др.



3.

Игра

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

1). Хоровод. Что нам осень принесла.

2). Колядочные игры и костюмированные представления.

3). А мы Масленицу повстречали. Лапти.

4). Карусель. Жнивка. Веночек.



4.

Экспедиция. Проект


2 ч.

2 ч.

2 ч.


2 ч.



1). Кухня народов России. Единство традиций и отличительные особенности.

2). Скоморохи, вертеп, ярмарочный театр

3). Образ человека труда в творчестве художников России: А.Венецианов, В.Суриков, А.Пластов, И.Шишкин, Т.Яблонская, Б.Кустодиев, В.Мухинаи др.

4). Мой школьный историко-этнографический музей.




Итого:



34 часа










СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Банников В.Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультурного пространства. Монография. М.: РИО ФИРО. 2009.

2. Банников В.Н. Народное искусство как образовательная парадигма этнопедагогического образования (культурологическая, психологическая, воспитательная составляющая).М.: Вопросы культурологии, №7, 2009.- С. 67-71.

3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебн.-метод. пособие / под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

4. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. /авт.-сост. В.П.Ватаман.- Волгоград: Учитель, 2008.

5. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1999.

6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.

7. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. М.: ТЦ Сфера, 2003.- 128 с.

8. Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я. Русская народная игрушка: Альбом с методич. Рекомендациями.- М., 1998.

9. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2009.

10. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебн.-метод. пособие: В 2 ч. / под ред. Т.Я.Шпикаловой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

11. Есенин С.А. Ключи Марии. Текст произведения http://www.ilibraru.ru.

12. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с ил.

13. Народные знания. Фольклор. Народное искусство.- Вып.4.- М., 1999.

14. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре.- М., 2003.

15. Некрасова М.А. Народное искусство России – духовный феномен современной культуры. Традиция и современность. /В сб. Народное искусство и современность.- Ханты-Мансийск, 2009.

16. Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004, с ил.

17. Полунина В.Н. Одолень-трава // Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством.- М., 1989.

18. Пословицы, поговорки, загадки. В рукописных сборниках ХVIII – ХХ веков. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1999.

19. Пропп В.Я. Мифология сказки.- М., 1999.

20. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М, 2011.

21. Серов Н.В. Цвет культуры.- СПб.: Речь, 2004.

22. Шпикалова Т.Я., Алексеева Т.В. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбом с методическими рекомендациями. 1 класс.- М., 1996.- 2 класс.- М., 1997.

23. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования. Шуя. 2006.

24. Шпикалова Т.Я. Я живу в России. Творение российских мастеров.- М.: Просвещение, 2006,

25. Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство. Учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя. 1-4 класс. 5-8 класс.- М.: Просвещение, 2011-2012.

ИНТЕРНЕТ ресурсы:

1. «Перуница» - Северное народное искусство.

2. www.onmck.ru – сайт Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации.

3. www.kizhi.karelia.ru- сайт Государственного музея-заповедника Кижи.

4. www.museum.vladimir.ru - сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

5. www.abash.netfirms.com/-Абашевская игрушка (история, каталог, образцы).

6. www.wco.ru/icons - Виртуальный каталог икон.

7. www.sobory.ru - каталог православной архитектуры.

8. www.artcyclopedia.com- иллюстрированная энциклопедия по искусству.

9. www.eart.by.ru — иллюстрированный словарь по искусству.

10. www.russianculture.ru - Русская культура.

11. www.rusmuseum.ru – Русский музей.

12. www.slovopedia.com

13. www.slavynka88

14. www.liveinternet.ru

15. www.all-photo.ru (Российская империя в фотографиях)

16. www.domstr.ru (Энциклопедия)


Название документа МИР ЛОГИКИ.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов

Протокол № __от ___________________ 2014 года

Зам.директора по УВР _______ Н.Ю. Мельникова

Согласовано на заседании Методического Совета МБОУ «СОШ №19»


Протокол № ___ от______________ 2014 года

Руководитель МС_______Н.В. Сангаджиева

Утверждено

Директор МБОУ «СОШ №19»

_________________________Е.А. Нарышкина


Приказ № ____ от ______________ 2014 года



ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«МИР ЛОГИКИ» ДЛЯ 4 КЛАССА

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составлена на основе Федерального государственного образовательного

стандарта и основной образовательной программы начального общего

образования;

(1 час в неделю/ 34 часа в учебном году)


Программу составила Привалова Наталья Фроловна


г. Нижневартовск, 2014г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа к курсу «Мир логики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Курс включает во 2 – 4 классах - по 34 занятия за учебный год. Условное название курса «РПС» (развитие познавательных способностей).

Программа первого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.

5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:


  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Программа разработана на 2014 – 2015 учебный год.









СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.





ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.













Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе в каждом классе;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие памяти;

  • задания на совершенствование воображения;

  • задания на развитие логического мышления.



Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

    • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

    • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

    • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

    • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

    • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

    • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

    • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

На занятия по РПС в 4 классе отводится 45 минут.

Модель занятий:

  1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты)

  2. Разминка (3-5 минут)

  3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)

  4. Гимнастика для глаз (1-2 минуты)

  5. Логически – поисковые задания (10 минут)

  6. Веселая переменка (2-3 минуты)

  7. Нестандартные задачи (10-15 минут)

Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.




Основные принципы распределения материала:

  • системность: задания располагаются в определенном порядке;

  • принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

  • 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

  • увеличение объема материала;

  • наращивание темпа выполнения заданий;

  • смена разных видов деятельности.


Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.













ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

  • Текущий:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся;

  • контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.







Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:


  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).


Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Развиваемые способности

план

факт

1



Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2



Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.

3



Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

4



Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

5



Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

6



Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

7



Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

8



Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

9



Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

10



Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

11



Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

12



Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

13



Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

14



Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

15



Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач.

16



Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

17



Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

18



Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

19



Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

20



Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

21



Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

22



Развитие логического мышления.

23



Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

24



Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

25



Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

26



Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

27



Поиск закономерностей.

28



Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

29



Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

30



Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

31



Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей.

32



Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

33



Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей.

34



Игра «Самый умный» (конкурс эрудитов).











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  4. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.


Рабочие тетради для учащихся

Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей. – М.: РОСТ книга.



Название документа Разговор о правильном питании.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов

Протокол №___ от __________________ 2014 года

Зам.директора по УВР _______ Н.Ю. Мельникова

Согласовано на заседании Методического Совета МБОУ «СОШ №19»


Протокол № ___ от ____________ 2014 года

Руководитель МС_______Н.В. Сангаджиева

Утверждено

Директор МБОУ «СОШ №19»

_________________________Е.А. Нарышкина


Приказ № ____ от _______________ 2014 года



ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ» ДЛЯ 4 КЛАССА

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составлена на основе Федерального государственного образовательного

стандарта и основной образовательной программы начального общего

образования;

(1 час в неделю/ 34 часа в учебном году)


Программу составила Привалова Наталья Фроловна


г. Нижневартовск, 2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо

За последние годы школа очень изменилась. И новое современное оборудование, и новые технологии и многое другое. Это облегчает труд педагога и делает обучение детей интересным и доступным. Но ничто не заменит общение педагога с детьми. Учитель постоянно ведёт с ребятами разговор о школе, в которую бы они ходили с радостью. Дети мечтают о радостной школе, а мы мечтаем, чтобы дети были, прежде всего, здоровы.

Главной задачей воспитания мы считаем сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве. Реализация программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе является удачным тому примером.

Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Исходя из этого, работа с родителями (беседы, анкетирование) должна предшествовать непосредственной работе по программе.

Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес.

Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к дисбалансу в организме.

Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей младшего школьного возраста, но и у их родителей.

В увлекательной игровой форме дети должны знакомиться с гигиеной питания, узнавать о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получать представления о правилах этикета. Культура питания – это основа здорового образа жизни. Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

Программа «Разговор о правильном питании» допущена министерством образования Российской Федерации.

Авторами программы являются Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Программа «Разговор о правильном питании» адаптирована учителем начальных классов Бабичевой Ириной Александровной.

Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Образовательные задачи:

- развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,

- формирование готовности заботиться и укреплять здоровье;

- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и

укрепление здоровья, формирование готовности выполнять эти правила;

- развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа

жизни;

- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и

здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.

Воспитательные задачи:

- развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с

культурой и историей народа;

- развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание

того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры

личности.

Развивающие задачи:

- развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности;

- развитие самостоятельности, самоконтроля;

- развитие коммуникативности;

- развитие творческих способностей.

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.

Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.






Данный курс реализован в рамках учебной и внеурочной деятельности в форме:

- интегрированных уроков по правильному питанию ( окружающий мир, литературное чтение, ИЗО, ОЗОЖ);

- внеклассных занятий по правильному питанию;

- праздников;

- бесед;

- классных часов;

- однодневных походов в природу;

- родительских собраний, круглых столов, семинаров;

- в рамках проектной деятельности;

- конкурсов рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни;

- выпуска газет, информационных буклетов.













СОДЕРЖАНИЕ

программы «Разговор о правильном питании»


Выполнение программы рассчитано на четырёхлетний срок обучения, 1 занятие (35 мин) в неделю.

Программа каждого класса состоит из 4-х разделов:



п⁄п

Раздел

1

Разнообразие питания

2

Гигиена питания и приготовление пищи

3

Этикет

4

Рацион питания



Разнообразие питания (19 ч)

Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».

Гигиена питания и приготовление пищи (14 ч)

Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.



Этикет (17 ч)

Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.

Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.

Вкусные традиции моей семьи.

Рацион питания (17 ч)

Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.













Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:

В 1 – м классе:

- знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;

-навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;

- умение определять полезные продукты питания.

Во 2 – м классе:

- знание о структуре ежедневного рациона питания;

- навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;

- умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.

В 3 – м классе:

- знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

- навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;

- умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.

В 4 – м классе:

- знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

- навыки, связанные с этикетом в области питания;

- умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия.

Проверка усвоения программы проводится в форме тестирования, выполнения творческих заданий.

Примерная тематика родительских собраний:

- «Правильное питание – залог здоровья»

- «Здоровая пища для всей семьи».

- «Учите детей быть здоровыми».

- «Полноценное питание ребёнка и обеспечение организма всем необходимым».

- «Формирование здорового образа жизни младших школьников».

- «Режим питания школьника».

- «Основные принципы здорового питания школьников».

- «Рецепты правильного питания для детей».

- « Вредные для здоровья продукты питания».

- «При ослаблении организма принимайте витамины».

Таким образом, такое содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволит подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание.











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс (34 часа из расчёта 1 час в неделю)

Тема

Кол-во

час.

Цели

Формы работы

Дата

план

факт

1

2

 

Вводное занятие

Здоровье – это здорово! Основные понятия о здоровье

Цветик - семицветик

2

формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей; формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей

развитие коммуникативных навыков у подростков умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы

Анкетирование родителей

Цветик - семицветик практическая работа



3

4

 

От каких факторов зависит наше здоровье?

Черты характера и здоровье

Привычки и здоровье

2

Понятие ЗОЖ, формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье. Правильное питание. развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы

Сформировать у детей представление о зависимости рациона питания от поведенческих навыков; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственных поведенческих навыков; расширить представления детей о роли и регулярности питания для здоровья человека;

Практическая работа «Древо здоровья»

Дневник здоровья

«Помоги Кубику или Бусинке»



5

6

 

Продукты разные нужны, блюда разные важны.

Рациональное, сбалансированное питание

2

Рацион питания, калорийность пищи. дать детям представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

дать детям представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья; формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками.

Представление о роли минеральных веществ развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания

Тест «Самые полезные продукты»

конкурс загадок

 



7

8

9

« Белковый круг»

« Жировой круг»

Мой рацион питания

«Минеральный круг»

3

Игра «Третий лишний»

Игра-инсценировка песни «Шел по городу волшебник»

Игра «Чем не стоит делиться»



9

10

 

Режим питания. «Пищевая тарелка»

Витамины и минеральные вещества

2

формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье

Роль витаминов и минеральных веществ; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья; формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками.

Дидактическая игра «Морские продукты»

Игра «Вкусные истории»

 Игра «Отгадай название» Игра-соревнование «Витаминный калейдоскоп»



11

12

Влияние воды на обмен веществ.

Напитки и настои для здоровья.

2

Взаимосвязь здоровья и воды.

Представление о напитках здоровья;

развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы

Игра-демонстрация «Из чего готовят соки»

Игра «Кладовая народной мудрости» (пословицы и поговорки )



13

14

Где и как мы едим

2

Правила полезного питания; навыки, связанные с этикетом в области питания; дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; сформировать представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов; сформировать навыки осторожного поведения на кухне – бытовые травмы.

Викторина

Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда и ужина» Тестирование учащихся

Дидактическая игра «Доскажи пословицу»



15

16

Ты - покупатель

Срок хранения продуктов

 

 

2

дать детям представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья; формирование умения самостоятельно совершать покупки, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ; познакомить с основными признаками несвежего продукта

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»

 



17

18

Ты готовишь себе и друзьям

Бытовые приборы для кухни

2

развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья; дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками.

Игра «Угадай прибор» Викторина «Печка в русских сказках»

 



19

20

21

 

 

 

 

 

Кухни разных народов

Блюда жителей Крайнего Севера

 

3

информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем,

расширение знаний об истории и традициях своего народа и народов других стран; формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания

развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности; развитие коммуникативных навыков

 

Игра «Знатоки»

Игра «Поварята»

Игра «Пословицы запутались»

Русская сказка «Вершки и корешки»

Игра «Какие овощи выросли в огороде»

Игра-эстафета «Собираем овощи»

«Вопросы тетушки Почемучки» « «В гостях у Алены Ивановны» Старинный рецепт



22

23

24

Традиционные блюда России

Традиционные блюда Кавказа

Кухни разных народов праздник

3



25

26


Кулинарная история. Как питались наши предки?

2



27

28

Правила здорового питания. Рекомендации по формированию навыков правильного питания школьника.

2

Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья; Регулярность, разнообразие, безопасность, удовольствие; развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы

Мини – проект « Здоровое питание»



29 30

Как питались на Руси

Традиционные напитки на Руси

2

взаимообусловленность возникновения традиционных блюд от географии территории, а также особенностях ведения хозяйства;

Выставка « Уголок крестьянской избы»,

кроссворд

Сказки современной кухни



31

32



Составляем формулу правильного питания

« Формула правильного питания»

2

Закрепление представлений об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания;

формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровьеразвитие, коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем.

Игра «Правильно-неправильно»

Игра «Доскажи словечко»

конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов)

Мини – проект « Секреты здорового питания»



33

34

Путешествие по «Аппетитной стране»

2

формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценносте; формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; упражнять детей в названии составных частей предмета, совершенствовать умение оживлять предметы, находить похожие части, признаки, свойства предметов, подбирать слова противоположного значения, видеть прошлое предмета. Развивать творческое воображение. развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности

Игра – путешествие

Сказки современной кухни



 

Всего 34 ч.


Теоретических – 17 ч.

Практических – 17ч.














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



  1. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998

  2. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997

  3. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987

  4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004

  5. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

  6. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2008.

  7. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13 , 1- 15 июля/ 2005. с. 16-28

  8. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8

  9. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2005. с. 5-47

  10. Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005







Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по внеурочной деятельности состоит из следующих кружков: "Разговор о правильном питании", "Мир логики" и авторская программа В.Н. Банникова "Народное искусство и художественное творчество" для обучающихся 4 класса. Программа кружков состоит из следующих разделов: пояснительная записка, ценностные ориетиры программы, календарно - тематическое планирование и список литературы и интернет ресурсов. Данные программы нашли применение в начальной школе, адаптированы по часовой нагрузке. Дети с удовольствием изучают правильное питание, составляя для себя и соей семьи меню. По народному искусству интересуются различными промыслами, национальными костюмами. И с азартом решают задачки на развитие логики, мышления, воображения.

Автор Привалова Наталья Фроловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1272
Номер материала 16836
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓