Главная / Начальные классы / Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс


«Согласовано»

Зам. по ВР

________Шаламова Е.П.

«___» _________ 201 г.


«Утверждаю»

Директор школы

_________ Галстян Т.М.

Приказ № ______ от

«___» _________ 201 года



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. СИКИЯЗ







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

направление «Общентеллектуальное»


для 2 класса









Составитель:

Лысова А.А.

учитель начальных классов

1 категории





2014 - 2015 учебный год

1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения.


Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной деятельности, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия:

7 – 10 лет.

Объём и продолжительность часов, отпущенных на занятия:

Дополнительная образовательная программа «Умники и умницы» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа(1 занятие в неделю по 35 минут).

Цель и задачи программы:

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Формы и методы работы

Основными формами образовательного процесса являются:

практико-ориентированные учебные занятия;

творческие мастерские;

тематические праздники, конкурсы, выставки;

семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах, творческие работы.

2.Учебно – тематический план


п/п

Содержание

курса


Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Аудитор

ных

Неауди

торных

1.

Введение





2




Регулятивные УУД:

учиться отличать факты от домыслов;

овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.


Познавательные УУД:

овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).


Коммуникативные УУД:

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

развивать доброжелательность и отзывчивость;

развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.


2.

Решение занимательных упражнений с числами.






7








3.

Загадки – смекалки.




7




4.

Решение нестандартных задач





8




1

5.

Знакомство с историей.





1



1

6.

Задачи с многовариантными решениями.








4




-

7.

Подведение итогов.

2

1



3. Учебно-тематическое планирование.




Тема занятия

Всего ча

сов


Описание примерного содержания занятий




дата

По

плану

По

факту

Введение

2



1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Определение интересов, склонностей учащихся.

08.09


2. Как люди научились считать.

1

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

15.09


Решение занимательных упражнений с числами.

7




3. Интересные приемы устного счёта.

1

устный счёт

22.09


4. Решение занимательных задач в стихах.

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

29.09


5. Упражнения с числами

1

работа с алгоритмами

06.10


6. Учимся отгадывать ребусы.

1

составление математических ребусов

13.10


7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

решение теста -кроссворда

20.10


8. Упражнения с числами

1

работа с алгоритмом

27.10


9. Решение ребусов и логических задач.


1

самостоятельная работа

10.11


Загадки – смекалки.




10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

составление схем, диаграмм

17.11


11. Загадки- смекалки.

1

составление загадок, требующих математического решения

24.11


12. Игра «Знай свой разряд».

1

работа с таблицей разрядов

01.12


13. Обратные задачи.


1

работа в группах «Найди пару»

08.12


14. Практикум «Подумай и реши».

1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

15.12


15.Задачи с изменением вопроса.

1

инсценирования задач

22.12


16. «Газета любознательных».

1

проектная деятельность

29.12


Решение нестандартных задач.




17.Решение нестандартных задач.

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

19.01


18.Решение олимпиадных задач.

1

решение заданий повышенной трудности

26.01


19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

решение заданий повышенной трудности

02.02


20. Школьная олимпиада

1

решение заданий повышенной трудности

09.02


21. Игра «Работа над ошибками»

1

работа над ошибками олимпиадных заданий

16.02


22.Математические горки.

1

решение задач на преобразование неравенств

02.03


23. Наглядная алгебра.

1

работа в группах: инсценирование

09.03


24.Решение логических задач.

1

схематическое изображение задач

16.03


25.Игра «У кого какая цифра»

1

творческая работа,

подвижные игры

23.03


Знакомство с историей.




26.Знакомьтесь: Архимед!

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой,

экскурсия в библиотеку

30.03


27.Знакомьтесь: Пифагор!

1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

06.04


Задачи с многовариантными решениями.




28. .Задачи с многовариантными решениями.

1

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

13.04


29.Задачи с многовариантными решениями.

1

Работа в парах по решению задач

20.04


30. Задачи с многовариантными решениями.

1

составление знаковых систем

27.04


31.Задачи с многовариантными решениями.

1

индивидуальная работа

04.05


Подведение итогов.




32.Математический КВН

1

работа в группах, приглашение 1 класса

11.05


33 - 34. Круглый стол «Подведем итоги»

2

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

18.05

25.05




4. Информационно – методическое обеспечение.

Дополнительная литература.

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.


Цифровые образовательные ресурсы.

http://www.nhm.ac.uk/interactive/sounds/main.html

http://www.funbrain.com/kidscenter.html

http://www.openworld.ru/school/m.cgi.

http://suhin.narod.ru/log1.htm заданий. Занимательная математика и шахматы для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm

http://www.voron.boxmail.biz

http://www.rsl.ru http://www.gnpbu.ruhttp://lib.

http://dic.academic.

http://ditionary.fio.ru

http://www.kinder.ru

http://www.pspu.as.ru

http://www.freepuzzles.com –



5. Результативность курса.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.


Преимущественные формы достижения воспитательных

результатов во внеурочной деятельности.


Приобретение социальных знаний

(1 уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(2 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия

(3 уровень)

Беседы о математике, диспуты, викторины

Участие в неделе математики в школе

Участие в интернет- олимпиаде

Турниры математические, конкурсы

Конкурсы среди учащихся начальных классов,


Проекты, исследования

Семейные праздники, выход на уровне школы


Портфель достижений школьника

Ожидаемые результаты

Ведение портфеля достижений ученика предоставляет возможность:

формировать адекватную самооценку ученика;

публично представить свои достижения;

реализовать одну из базовых потребностей школьника - поддержку, одобрение, принятие результатов деятельности человека;

раскрывать индивидуальные возможности каждого ребенка;

развивать уверенность в себе, смелость;

развивать мотивацию дальнейшего творческого роста.































ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).



Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.




Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Умники и умницы" относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

     Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения.

     Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. 

Автор Лысова Антонида Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 440
Номер материала 44263
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓