Главная / Начальные классы / Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Приложение к приказу №______

от «___»_______2014г.








Рабочая программа

По курсу внеурочной деятельности «Летопись родного края»

(духовно – нравственное направление)

1-4 классы, (для детей 7-10 лет)

1 час в неделю





Разработчик программы:

Перкина Кристина Владимировна
































2014


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Летопись родного края» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и на основе программы Харчевниковой Е. Л. «Наш край». При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Ионовой Т. А., Синицына В. А., Невской Ф. Н., Варламова С., Озеровой Т. В. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно – нравственного направления.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Летопись родного края» для 1-4 классов МАОУ СОШ №38 составлена на основе следующих документов:

- требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;

- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 –фз от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;

- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

-Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года №1507 – р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы».

Программа разработана с учётом:

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189);

- годового учебного календарного графика Учреждения на 2014 – 2015 учебный год;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД.


Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Вместе с тем, начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития детей, развитой речи, культурного поведения. Школа не должна потерять своего места в складывающейся системе освоения культурного наследия. Поэтому одним из направлений формирования культурно-образовательного пространства  начальной школы должна стать систематическая работа по приобщению учащихся к художественно - эстетическим ценностям родного края, его истории, традициям, культуре.  Главное - вызвать у ребенка теплое чувство сопричастности к родной земле, ее храмам и жилищам, природе, слову.

Данный курс рассчитан на преподавание в 1 – 4 классах начальной школы, предназначен для занятий с детьми 7-10 лет, направлен на учащихся, проявляющих повышенный интерес к истории родного края. Программа рассчитана на 4 года обучения (135часов). В 1 классе - 33 часа в год, во 2 - 4 классах - 34 часа в год. Занятия проходят 1 раз в неделю.




  1. Общая характеристика курса


Целью программы является:

Формирование знаний о Родном крае, любви к своей малой Родине. Изучение истории родного города, понимание его проблем и поиск способов их решений.


Задачи программы:

Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.

Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т. п.

Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т. д.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие творческих способностей ребенка.

  • формирование у младших школьников патриотического воспитания.

Основным критерием результативности освоения программы «Летопись родного края» выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:

-наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;

-активная познавательная позиция младшего школьника; участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;

- широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);

- овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством и т. п.)

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

  • групповой – организация работы в группах.

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

  • и другие.




3.Результаты освоения программы


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы «Летопись родного края»;

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  2. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  3. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  4. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС отражают:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Перед учащимися ставятся цели и задачи внеурочной деятельности. В тексте каждой темы используются условные знаки, рубрики, конкретные инструкции намечают основное направления поиска средств ее осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. В ходе работы над темами учащиеся выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций в дополнительных и вспомогательных источниках необходимую информацию, производят сопоставления, делают умозаключения, решают проблемы творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Достижению этого результата служит организация представления материала темы, включая его текстовую часть и зрительный ряд.


Уровни воспитательных результатов:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.


  1. Содержание программы


1 класс (33 часа)

  1. Введение (1ч)

Что такое «Краеведение», что будем изучать на этом занятии.

  1. Мой край на карте (3ч) Территория и географическое положение г. Томска. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой г. Томска

  2. Я и моя семья (6ч)

Имя твое (что означает имя твое). Фамилия – герб семьи. Моя семья. Семейные традиции. Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Семейные гербы. Летопись семьи (составление генеалогического древа)

  1. Моя улица (1ч).

Экскурсии по улицам г. Томска

  1. Наша школа (1ч)

Знакомство с историей, традицией нашей школы


  1. Природа нашего края (21 час)

Какую пользу приносят деревья? Лиственные и хвойные деревья региона. Кустарники и травянистые растения нашего региона. Правила поведения в лесу, в парковой зоне. Дикорастущие растения нашего региона. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Лекарственные растения нашего края. Растения пресных водоемов. Викторина «Зелёный мир вокруг нас». Что такое Красная книга? Какие растения нашего края занесены в Красную книгу? Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях. Дикие и домашние животные нашего региона. Роль домашних животных в жизни человека. Животные пресных водоемов. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. Викторина «В мире животных». Кто такие птицы. Домашние и дикие птицы. Где зимуют птицы? Какие птицы нашего края занесены в Красную книгу? Игры, загадки, пословицы, поговорки о птицах. Что мы узнали за год? Подведение итогов.

2 класс (34 часа)

  1. Введение (1ч)

Что такое «Краеведение», что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, область, район.

  1. Мы живем в России (4ч)

Наша Родина на карте мира. Особенности географического положения России. Москва – столица. Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы, равнины России. Символика РФ/герб, флаг, гимн/ Практические работы. 1. Работа с картой России найти и показать на карте территорию России, некоторые равнины, горы, моря, озера, реки.

  1. Край, в котором мы живем (20ч)

Наш край на карте России. Символика области. Герб, флаг. Гимн. Конкурс рисунков символика области. История нашего края. История создания и исследования. Времена года. Погода в нашем крае. Растительности нашего края. Значение растений в жизни человека. Охрана растений. Игры, загадки, пословицы, поговорки о растениях нашего края. Конкурс рисунков на тему Растительность нашего края. Животный мир края. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие. Охрана и значение животного мира. Конкурс рисунков Животный мир края. Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных нашего края. Водоемы Томской области. Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов. Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства. Как добывают, где используют. Промышленность края. Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся. Сельское хозяйство области. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства. Экология области. Понятие «экологии». Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/.


  1. Город, в котором я живу (8ч)

История родного города. Томск на карте России и Томской области. Символика города. Районы города. Знакомство с районами города. Район, в котором я живу. Улицы города. Дать представления об истории названий улиц, площадей города. Улица, на которой находится школа. Экскурсия: В школьный музей. Транспорт города (пассажирский, грузовой), его назначение. Предприятия города. Заводы и фабрики города. Труд людей нашего города. Место работы родителей, их профессии. Познакомить с предприятиями города, с профессиями родителей. Машины помогающие трудиться.

  1. Итоговое занятие(1ч)


3 класс (34 часа)


  1. Мой город (1ч)

  2. Мой проект (определение темы изучения города из предложенных вариантов)(1ч)

  3. Мой проект(4ч)

  4. Презентация проектов.(1ч)

  5. Заводы города Томска. Профессии рабочих(3ч)

  6. Кем я хотел стать? Актуальные профессии города (4ч)

  7. Проект. Экологические проблемы города. Пути и способы их решения.(5ч)

  8. Презентация проектов. (3ч)

  9. Томск исторический город (1ч)

  10. Богатства Томска. Сохранение деревянного зодчества. (5ч)

  11. Знаменитые люди Томска (3ч)

  12. Достопримечательности Томска. Знакомство, определение статуса, социальной значимости в городе. (2ч)

  13. Подведение итогов.


4 класс (34 часа)


  1. Я – томич(1ч)

  2. Проект «Знаю ли я город?» создание карт города, проложение маршрутов по городу.(7ч)

  3. Презентация проектов (1ч)

  4. XVI века – создание Томска, жизнь города в это время (5ч)

  5. XVIIвек. жизнь города в это время (4ч)

  6. XVIIIвек, жизнь города в это время (6ч)

  7. XIXвек, жизнь города в это время (4ч)

  8. XXвек, жизнь города в это время (2ч)

  9. XXIвек, жизнь города в это время (2ч)

  10. Подведение итогов (1ч)






5.Тематическое планирование


1 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельность обучающихся

1.

Введение

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

2.

Мой край на карте

3

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

- сравнивать, различать и описывать герб и флаг России

- рассказывать о малой родине и Москве как столице государства;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

5.

Я и моя семья

6

Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими ровесниками, местными жителями. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье. оценивать свои достижения на уроке


11

Моя улица

1

Рассказывать о улицах родного города. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.  Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным материалом. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке






12

Наша школа

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

Знать историю школы, традиции школы

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

13

Природа нашего края









































Итого

21









































33ч


Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных.  Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности)  Извлекать  (по заданию учителя) необходимую информацию из атласа и дополнительных источников знаний ( словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. Соблюдать правила охраны природы

оценивать свои достижения на уроке



2 класс

Тема занятия

Кол–во часов

Основные виды учебной деятельность обучающихся


Введение

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


Мы живем в России

4

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

- сравнивать, различать и описывать герб и флаг России

- рассказывать о малой родине и Москве как столице государства;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


Край, в котором мы живем

20

Пересказывать и понимать тексты о природе.  Описывать сезонные изменения в природе, внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Характеризовать признаки времён года, способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных.  Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности)  Извлекать  (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения



  1. Город, в котором я живу



8

Работать с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию о улицах Томска, достопримечательностях Томска.

оценивать свои достижения на уроке


Итоговое занятие













Итого

1













34ч

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке





3 класс

Тема занятий

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельность обучающихся


Мой город.

1

Рассказывать по результатам виртуальных экскурсий о достопримечательностях родного города. Готовить в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам культуры родного региона. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.  Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным материалом.



Мой проект (определение темы изучения города из предложенных вариантов)

1


Мой проект

4


Презентация проектов. Выбор актуальных.

1


Заводы города Томска. Профессии рабочих

3


Кем я хотел стать? Актуальные профессии города

4


Проект. Экологические проблемы города. Пути и способы их решения.

5


Презентация проектов.

3


Томск исторический город

1


Богатства Томска. Сохранение деревянного зодчества.

5


Знаменитые люди Томска

3


Достопримечательности Томска. Знакомство, определение статуса, социальной значимости в городе.

2


Подведение итогов.



















































Итого

1





























































34ч



4 класс

Тема занятий

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельность обучающихся


Я - томич

1

Рассказывать по результатам виртуальных экскурсий о достопримечательностях родного города. Готовить в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам культуры родного региона. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.  Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным материалом.



Проект «Знаю ли я город?» создание карт города, проложение маршрутов по городу.

7


Презентация проектов

1


XVI века – создание Томска, жизнь города в это время

5


XVIIвек. жизнь города в это время

4


XVIIIвек, жизнь города в это время

6


XIXвек, жизнь города в это время

4


XXвек, жизнь города в это время

2


XXIвек, жизнь города в это время

2


Подведение итогов















Итого

1















34ч














6. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Литература к программе:

И.Е.Максимова. Сибирь – твой дом. Томск, «Курсив», 1998

Р.Кошурникова. Стоит над Томью град старинный. Томское книжное издательство.1987

В.А.Исупов. История Сибири . Новосибирск, «Инфолио - пресс» 1999

Интернет (Википедия)

Родной край. Очерки природы, истории, хозяйства и культуры Томской области. — Томск, Изд-во ТГУ, 1974,

В краю кедровом. Томская область. — Москва, Издательство «Планета», 1985

Майданюк Э. К. Прогулка по старому Томску. Книга-альбом. — Томское книжное издательство, 1992. 

История названий томских улиц. Томск: изд-во «Водолей». 1998

Евсеева Н. С. География Томской области. (Природные условия и ресурсы). — Томск,

Легенды и мифы старого Томска (книга-альбом) — Томск, сост. С. В. Хорев, 2004.

Томск: история города в иллюстрациях. 1604—2004. — Томск: Изд-во Томского университета, 2004

Томск от А до Я. Краткая энциклопедия города / Под ред. д-ра ист. наук Н. М. Дмитриенко. — Томск: Изд-во НТЛ, 2004. 


Для осуществления образовательного процесса по программе «Летопись родного края» необходимы следующие принадлежности: наглядные пособия, атлас, компьютер, медиапроектор, библиотечный фонд, альбом, карандаши, фломастеры.




Календарно-тематическое планирование курса

1 класс

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

УУД

Введение (1ч)


Что такое «Краеведение», что будем изучать на этом занятии.


Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение выражать свои мысли  полно и точно;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

Мой край на карте(3ч)


Территория и географическое положение г. Томска


Познавательные

- знаково-символические;

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение выражать свои мысли  полно и точно;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

Личностные

- самоопределение;


Исторические корни нашего края. Легенды и предания



Знакомство с символикой г. Томска


Я и моя семья (6ч)


Имя твое (что означает имя твое)



Фамилия – герб семьи



Моя семья. Семейные традиции



Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи



Семейные гербы



Летопись семьи (составление генеалогического древа)


Моя улица (1ч)



Экскурсии по улицам г. Томска


Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- оценка;

Личностные

- самоопределение;

Наша школа (1ч)



Знакомство с историей, традицией нашей школы


Познавательные

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- поиск и выделение информации;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

Природа нашего края (21 час)



Какую пользу приносят деревья?


Познавательные

 - поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

- смыслообразование;


Лиственные и хвойные деревья региона.



Кустарники и травянистые растения нашего региона.



Правила поведения в лесу, в парковой зоне.



Дикорастущие растения нашего региона.



Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.



Лекарственные растения нашего края.



Растения пресных водоемов



Викторина «Зелёный мир вокруг нас».



Что такое Красная книга? Какие растения нашего края занесены в Красную книгу?



Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях.



Дикие и домашние животные нашего региона.



Роль домашних животных в жизни человека.



Животные пресных водоемов



Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?



Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.



Викторина «В мире животных».



Кто такие птицы. Домашние и дикие птицы.



Где зимуют птицы?



Какие птицы нашего края занесены в Красную книгу? Игры, загадки, пословицы, поговорки о птицах.



Что мы узнали за год? Подведение итогов.




2 класс

Дата

Тема занятия

Кол–во часов

УУД

Введение (1ч)



Что такое «Краеведение», что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, область, район.


Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели;

Личностные

- мотивация учения;

- смыслообразование;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

- волевая саморегуляция;

Мы живем в России (4ч)



Наша Родина на карте мира. Особенности географического положения России. Москва – столица.


Познавательные                                         

 - знаково-символические

- моделирование;

- анализ;

Личностные

- мотивация учения;

- смыслообразование;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- планирование;

Регулятивные

- целеполагание;

 - волевая саморегуляция;


Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы, равнины России.



Символика РФ/герб, флаг, гимн/



Практические работы. 1. Работа с картой России найти и показать на карте территорию России, некоторые равнины, горы, моря, озера, реки.



Край, в котором мы живем (20ч)



Наш край на карте России. Сформировать представление о территории области, городах и поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой области.


Познавательные                                         

 

 - поиск и выделение информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные

- мотивация учения;

- смыслообразование;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- планирование;

- контроль и коррекция;

Регулятивные

- целеполагание;

 - волевая саморегуляция;


Символика области. Герб, флаг. Гимн.



Конкурс рисунков символика области



История нашего края. История создания и исследования.



Времена года. Погода в нашем крае. Познакомить с сезонными изменениями в природе по всей области.



Растительности нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений.



Значение растений в жизни человека. Охрана растений.



Игры, загадки, пословицы, поговорки о растениях нашего края



Конкурс рисунков на тему Растительность нашего края



Животный мир края. Разнообразие животного мира.



Птицы нашего края. Перелетные и зимующие. Охрана и значение животного мира



Конкурс рисунков Животный мир края.



Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных нашего края



Водоемы Томской области. Реки, озера обл.



Растительный и животный мир водоемов



Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства. Как добывают, где используют.



Промышленность края. Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся.



Сельское хозяйство области. Чем занимаются люди на селе.



Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства.



Экология области. Понятие «экологии». Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/.


  1. Город, в котором я живу (8ч)



История родного города. Томск на карте России и Томской области.


Познавательные

  - формулирование познавательной цели;

 - поиск и выделение информации;

 - знаково-символические;

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные

- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

- планирование;

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль, оценка

  - волевая саморегуляция;


Символика города.



Районы города. Знакомство с районами города



Район, в котором я живу.



Улицы города. Дать представления об истории названий улиц, площадей города.



Улица, на которой находится школа. Экскурсия: В школьный музей.



Транспорт города (пассажирский, грузовой), его назначение.



Предприятия города. Заводы и фабрики города. Труд людей нашего города. Место работы родителей, их профессии. Познакомить с предприятиями города, с профессиями родителей. Машины помогающие трудиться.




Итоговое занятие


Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- оценка;

Личностные

 - самоопределение;


3 класс

дата

Тема занятий

Кол-во часов

УУД


Мой город.

1

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение выражать свои мысли  полно и точно;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;


Мой проект (определение темы изучения города из предложенных вариантов)

1

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели

 - поиск и выделение информации;

  - моделирование;

- знаково-символические;

Личностные

- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

-контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- контроль и коррекция;

- волевая саморегуляция;


Мой проект

4

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- анализ и синтез;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование;

  - прогнозирование;


Презентация проектов. Выбор актуальных.

1

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- анализ и синтез;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование;

  - прогнозирование;


Заводы города Томска. Профессии рабочих

3

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- анализ и синтез;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование;

  - прогнозирование;


Кем я хотел стать? Актуальные профессии города

4

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

  - прогнозирование;


Проект. Экологические проблемы города. Пути и способы их решения.

5

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- анализ и синтез;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование;

  - прогнозирование;


Презентация проектов.

3

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- анализ и синтез;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование;

  - прогнозирование;


Томск исторический город

1

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- анализ и синтез;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование;

  - прогнозирование;


Богатства Томска. Сохранение деревянного зодчества.

5

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- анализ и синтез;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование;

  - прогнозирование;


Знаменитые люди Томска

3

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- анализ и синтез;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование;

  - прогнозирование;


Достопримечательности Томска. Знакомство, определение статуса, социальной значимости в городе.

2

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- анализ и синтез;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование;

  - прогнозирование;


Подведение итогов.

1

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- оценка;

Личностные

 - самоопределение;



4 класс

Дата

Тема занятий

Кол-во часов

УУД


Я - томич

1

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- анализ и синтез;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование;

  - прогнозирование;


Проект «Знаю ли я город?» создание карт города, проложение маршрутов по городу.

7

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели

 - поиск и выделение информации;

  - моделирование;

- знаково-символические;

Личностные

- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

-контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- контроль и коррекция;

- волевая саморегуляция;


Презентация проектов

1

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- анализ и синтез;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование;

  - прогнозирование;


XVI века – создание Томска, жизнь города в это время

5

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- анализ и синтез;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование;

  - прогнозирование;


XVIIвек. жизнь города в это время

4

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

  - прогнозирование;


XVIIIвек, жизнь города в это время

6

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

  - прогнозирование;







XIXвек, жизнь города в это время

4

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

  - прогнозирование;



XXвек, жизнь города в это время

2

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

  - прогнозирование;



XXIвек, жизнь города в это время

2

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

  - прогнозирование;


Подведение итогов

1

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- оценка;

Личностные

 - самоопределение;


Рабочая программа по внеурочной деятельности
  • Начальные классы
Описание:

      Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Летопись родного края» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и на основе программы Харчевниковой Е. Л. «Наш край». При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Ионовой Т. А., Синицына В. А., Невской Ф. Н., Варламова С., Озеровой Т. В. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно – нравственного направления.

Автор Перкина Кристина Владимировна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 611
Номер материала 9975
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓