Главная / Начальные классы / Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

муниципальное общеобразовательное учреждение-

муниципальная начальная общеобразовательная школа №7

городского округа – город Галич Костромской области.



«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Протокол №


Приказ №

«__» августа 20__г.

«___»_______ 20__г.

«__»______ 20__г.

Руководитель МО:

Зам. директора по УВР:

Директор школы:

_______(_________)

________(Ильина Н.Н.)

_________(Подгорнова Е.А)

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружок «Юный инспектор»

1 класс















1 «В» класс

Составитель: учитель начальных классов

Дурнова Татьяна Владимировна


2014 год




Пояснительная записка

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности разработана в

соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения на основе

«Примерных программ внеурочной деятельности». Начальное и основное

образование / В. А.Горский, А.А.Тимофеев и др. – М. : Просвещение, 2011.

ISBN978-5-09-021779-8 и авторской программы «Юные инспекторы

дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой.

Необходимость введения данного курса в систему обязательного обучения вызвана тем, что на дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы многие тысячи детей. Это происходит в результате низкой грамотности подрастающего поколения, несформированности элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неготовности значительного большинства детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам городов и поселков. Становится очевидным, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания.

Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Обучение младших школьников безопасному поведению на дорогах является обязательным. Правовой основой обязательного проведения занятий с детьми и подростками по формированию у них навыков безопасного поведения является Федеральный закон от 10 декабря 1995г.№196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в котором изложено следующее: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке» (п.1ст.29)

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Статистика Государственной инспекции безопасности дорожного движения свидетельствует, что наиболее обширную группу риска участников дорожного движения составляют дети в возрасте от 9 до 14 лет.

Мы в ответе за жизнь каждого ребёнка. Безопасность детей – прежде всего забота взрослых. Спасая маленьких граждан, мы заботимся о своём будущем. Это мы должны научить детей безопасному поведению на дорогах, уберечь от дорожно-транспортных происшествий. ДТП происходят не потому, что правила перехода через дорогу сложны и трудновыполнимы. Большинство нарушителей, зная Правила, нарушают их. Знание Правил дорожного движения, по мнению специалистов, обеспечивает человеку лишь 10% необходимой безопасности, остальное достигается при помощи умения прогнозировать, то есть предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке.

Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают взрослые. Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожной ситуации и не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации может помочь только сформированная у детей система навыков безопасного поведения. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.


Новизна и актуальность программы

-Программа направлена на формирование у обучающихся углубленных

знаний ПДД через вовлечение их в активных пропагандистов

законопослушного поведения на улицах и дорогах.

-Программа нацелена на развитие у обучающихся умения анализировать

дорожную обстановку; формирование навыков грамотного поведения в роли

участников дорожного движения.

- При переходе на федеральные государственные стандарты второго

поколения, современные требования к образованию предусматривают

необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и

культуру личной безопасности.


Цель программы: обучение элементарным правилам поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.


Задачи:

1. Обучающие:

  • Научить основным правилам дорожного движения;

  • Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;

  • Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;

  • Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.

2. Развивающие:

  • Развивать мотивацию к безопасному поведению;

  • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

  • Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах

  • Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице

и в транспорте.

  • Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

3. Воспитательные:

  • Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;

  • Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.


Возраст детей:

Программа предназначена для детей 6-7 лет, посещающих ОУ.



Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год, 66часов на 1год.



Форма реализации программы: внеурочное время 1 раз в неделю.



Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:

  • обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);

  • самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);

  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.


Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:

  • в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
    материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);

  • наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);

  • словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);

  • видеометод (просмотр, обучение).

  • в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания
    личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);

  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Содержание программы даёт возможность обучающимся на практике получить тот запас знаний, умений и навыков, который поможет в дальнейшем самостоятельно разбираться в ПДД и его пропаганде, профилактике ДТП среди сверстников.

Программа построена по принципу непрерывности, который определяется постепенным и поэтапным становлением и развитием культуры поведения на дорогах, предполагает организацию обучения на всех этапах начального образования.


Формы и методы: фронтальный опрос, конкурсы по безопасности дорожного движения, тестирование, конкурсы, викторины, игры.



Предполагаемые результаты изучения программы

Учащиеся концу обучения должны

знать:

  • схему микрорайона, в котором находится школа, наиболее безопасный путь в школу и обратно, где и как надо переходить улицу и дорогу.

  • основные части улицы и дороги – проезжая часть, мостовая тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.

  • где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.

  • особенности движения пешеходов в сложных погодных условиях (ветер, дождь, туман, гололёд)

  • вероятные последствия от игр и шалости на дороге и вблизи ее.

  • основные причины ДТП в микрорайоне.

  • общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного ее перехода:

- не стоять близко от углов перекрестка и у края проезжей части ( в том числе и на остановках общественного транспорта);

- не стоять близко у края тротуара, повернувшись спиной к проезжей части;

- перед началом перехода дороги надо посмотреть сначала налево, затем направо и опять налево, лишь убедившись в безопасности перехода, начинать переход, глядя налево, переходить дорогу до середины, не останавливаясь, и, глядя направо, - после середины дороги;

- быть особенно внимательными на дороге при дожде, тумане, снегопаде, гололедице, при плохом освещении и в вечернее время;

- дорогу нужно переходить, но не перебегать.

  • название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.

  • светофоры транспортные и пешеходные, значение световых сигналов ( красный – стой, желтый – жди, зеленый – иди).

  • правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках (где транспортные средства не только движутся в прямом направлении, но и совершают повороты).

  • разнообразие видов транспорта;

  • специфику дорожной разметки;

  • правила перехода группы детей через дорогу; поведение пешеходов при переходе дороги группой;

  • правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

  • правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;

  • правила поведения пассажиров в салоне транспортных средств.




уметь:

  • различать виды транспорта и транспортных средств;

  • самостоятельно ходить по наиболее безопасному пути в школу и обратно.

  • определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог;

  • соблюдать правила посадки и высадки пассажиров, перехода проезжей части;

  • находить (различать) изученные дорожные знаки (на пути в школу), пользоваться ими в конкретной обстановке;

  • определять, где не следует школьникам переходить улицу и дорогу (вблизи крутых поворотов и изломов дороги, при наличии крупногабаритных средств и других объектов, ограничивающих обзор дороги, на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т. п.).

  • при необходимости обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог в местах интенсивного движения транспорта.

  • различать дорожную разметку и дорожные знаки, а тмкже пользоваться ими в реальной дорожной обстановке;

  • выполнять правила безопасного перехода проезжей части самостоятельно и в составе группы;

  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

  • не создавать помех движению транспорта;

  • определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

  • соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне.



Условия, необходимые для реализации программы:

классная комната; учебно-наглядные, теоретические, игровые, практические пособия, компьютер.

Структура курса

Название раздела

Общее кол-во часов

1

Понятие об участниках дорожного движения


2

Правила дорожного движения



3

Дорожная информация





Планируемые результаты:

Личностные

-принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

-осознание ответственности человека за общее благополучие;

-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

-положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;

-способность к самооценке;

-начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

-навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

-умение ставить и формулировать проблемы;

-навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

-установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

-использование речи для регуляции своего действия;

-адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

-умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

-умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

-работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

-ставить вопросы;

-обращаться за помощью;

-формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-слушать собеседника;

-договариваться и приходить к общему решению;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-осуществлять взаимный контроль;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


IV Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема занятия

Содержание занятия

Понятие об участниках дорожного движения

1

1.09

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время занятий.

Познавательная беседа

2

4.09

Дорога в школу

Работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город»,беседа (пешеходные правила),практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций

3


8.09

Наш город и его транспорт

Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).


4

11.09

Где и как переходить дорогу

Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…», исторический материал, презентация (разметка дороги, улица с односторонним и двусторонним движением), ролевая игра

5

15.09

Переходим дорогу правильно

Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах

6

18.09

Элементы улиц и дорог

Расширение общего

кругозора по проблеме

безопасного поведения на

улицах и дорогах;

7

22.09

Дорожная разметка и дорожные

знаки, сигналы светофора и

регулировщика дорожного

движения.

Расширение общего

кругозора по проблеме

безопасного поведения на

улицах и дорогах;

8

25.09

Наша улица, наш район.

Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом), индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нём),разбор и анализ работ.


9

29.09

Как рождаются опасные ситуации на дорогах

Беседа, исторический материал, дорожные ситуации, практическая работа.

Беседа, исторический материал, дорожные ситуации, практическая работа.

Беседа, исторический материал, дорожные ситуации, практическая работа.


10

2.10

Освоение навыков безопасного движения пешехода

Расширение общего

кругозора по проблеме

безопасного поведения на

улицах и дорогах;

11

6.10

Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках

Разбор ситуаций на дорогах

Беседа, викторина по правилам дорожного движения

12

9.10

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

Беседа, викторина по правилам дорожного движения

Правила дорожного движения


13

13.10

Основные понятия и термины ПДД. Повторяем, что знаем.

Познавательная игра

14

16.10

Права, обязанности ответственность участников дорожного движения.

Познавательная игра

15

20.10

Игра «Два похожих знака»

познакомить с новым, предупреждающим дорожным знаком «Внимание, пешеходный переход!» и создать условия для правильной дифференциации его со знаком «Пешеходный переход».


16

23.10

Запрещающие знаки

Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки»,презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).


17

27.10

Предупреждающие знаки

Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)


18

30.10

Знаки особого предписания и знаки сервиса

Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)


19

10.11

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

Познавательная игра

20

13.11

Разбор дорожной обстановки

на маршруте, определение опасных для движения мест

Расширение общего

кругозора по проблеме

безопасного поведения на

улицах и дорогах

21

17.11

Знай правила дорожного движения как таблицу умножения

Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение

22

20.11

Знакомство с газетой «Добрая дорога детства»

Выпуск газеты

23

24.11

Экскурсия по городу

(закрепление пройденного материала)

Экскурсия. Разбор и выделение опасных мест на дороге

24

27.11

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

Беседа, викторина Беседа, викторина по правилам дорожного движения

25

1.12

Мы пассажиры. Пассажиром быть наука.

Познавательная игра Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.


26

4.12

Мы пассажиры. Правила поведения на остановках и в салоне транспорта.

Познавательная игра

27

8.12

Мы пассажиры. Правила посадки в транспорт и выхода из него.

Познавательная игра

28

11.12

Виды наземного транспорта.

Познавательная игра

29

15.12

Транспортные средства общего и личного пользования.

Познавательная игра

30

18.12

Специальные машины.

Познавательная игра

31

22.12

Маленькие секреты транспорта

. Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах (придумай правило

32

25.12

Машины-помощники.

Познавательная игра

33

29.12

Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой».

Составление безопасного маршрута домой

34


Знай правила дорожного движения как таблицу умножения

Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах

35


Изучение правил дорожного движения .Игра – викторина “Дорожная азбука”

Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра.


36


Сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД

Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра.


37


Освоение навыков безопасного движения велосипедиста

Расширение общего

кругозора по проблеме

безопасного поведения на

улицах и дорогах на велосипеде

38


Правила движения для велосипедистов

Разбор правил движения на велосипеде

39


Инспектор ГИБДД в гостях у ребят

Беседа, викторина по правилам дорожного движения

40


Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.

Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра.


41


Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.


42


Поведение в жилых зонах и дворовых территориях.

Познавательная игра

43


Подготовка к проекту «Безопасная улица своими руками »

Сбор информации; заготовка деталей для оформления поделки

44


Проектная работа «Безопасная улица своими руками »

Защита проектной работы; презентация

45


Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему

Разбор опасных ситуаций и травм человека; правила оказания первой помощи

46


Состав и назначение автоаптечки.

Разбор на практике медикаментов находящихся в аптечке

47


Правила транспортировки пострадавших

Разбор правил оказания помощи и транспортировки пострадавшего.

48


Отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему

Разбор опасных ситуаций и травм человека; правила оказания первой помощи

49


Про разметку на дороге.

Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра.


50


Инспектор ГИБДД в гостях у ребят

Беседа, викторина по правилам дорожного движения

51


Перекрёсток.

Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра.


52


Дорожный этикет.

Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра.


53


Уважай каждого на дороге

Ролевая игра, работа в группах (составь правила поведения), презентация.


54


Игра «Красный, жёлтый и зелёный»

Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение

55


Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

Беседа, викторина по правилам дорожного движения

56


КВН «Транспорт и правила поведения в нём»

Инсценировка ситуаций на дороге

57


Будь внимательным и осторожным

Расширение общего

кругозора по проблеме

безопасного поведения на

улицах и дорогах;

58


Клуб внимательных пешеходов.

Разбор ситуаций на дорогах

Беседа, викторина по правилам дорожного движения

59


Веселые пешеходы. Занятие-эстафета.

Игра –эстафета

60


Перекресток.

Познавательная игра

61


Викторина «Дорожный калейдоскоп».

Викторина по ПДД

62


Разбор дорожных ситуаций.

Познавательная игра

63


Экскурсия: «Виды дорожной разметки».

Экскурсия по улицам города

64


Инспектор ГИБДД в гостях у ребят

Беседа, викторина по правилам дорожного движения

65


Праздник: «Правила дорожные знать каждому положено».

Праздник

66


Практическое занятие «Впереди лето»

Инструктаж по ПДД на лето


Информационно-методическое обеспечение.

  1. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.

  2. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.

  3. Н.Е. Щуркова Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.

  4. Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.

  5. Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. – М: «Владос пресс»,2002, 360 с.

  6. В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО», 2006 – 224 с.


Видео- материалы
  • Дорога полна неожиданностей (5 частей)

DVD - материалы

  • Добрые дороги детства






Рабочая программа по внеурочной деятельности
  • Начальные классы
Описание:

 

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности разработана в

соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения на основе

«Примерных программ внеурочной деятельности». Начальное и основное

образование / В. А.Горский, А.А.Тимофеев и др. – М. : Просвещение, 2011.

ISBN978-5-09-021779-8 и авторской программы «Юные инспекторы

дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой.

Необходимость введения данного курса в систему обязательного обучения вызвана тем, что на дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы многие тысячи детей. Это происходит в результате низкой грамотности подрастающего поколения, несформированности элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неготовности значительного большинства детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам городов и поселков. Становится очевидным, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. 

 

Автор Дурнова Татьяна Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 664
Номер материала 51245
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓