ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Главной задачей программы курса по ОПД
“Росток» является представить учащимся целостную широкую картину мира
средствами изучения окружающего мира, непосредственного познания и изменения
его.
Данная
программа учитывает психологические закономерности
формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также
возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.
Общественно
полезный труд - составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство всестороннего
развития младшего школьника.
Его
основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и
бережного отношения к общественному достоянию,
родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения
к труду.
Главным
направлением общественно полезного труда является трудовая деятельность, имеющая общественно полезную значимость для школы,
класса, охраны природы, самообслуживания.
Общественно
полезный труд младших школьников организуется в строгом соответствии с
правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной
санитарии.
Общественно
полезный труд должен решать общеобразовательные задачи способствовать трудовому и нравственному воспитанию.
Младшие школьники должны осознать
необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд
необходим обществу.
Особое
внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности, стремления
сделать работу как можно лучше и своевременно. Труд детей
должен быть строго дозированным, разнообразным
как по характеру, так и по объёму, посильным для детей данной возрастной группы, требовать от них известного
напряжения в достижении цели.
Цель программы состоит в формировании у детей первоначальных навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и
коллективной работы, умения организовать своё рабочее
место, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию; удовлетворении
потребностей детей в познании природы,
воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к
сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического
сознания, заложить основы
природоохранного поведения.
Задачи
курса:
-
воспитание любви к своей школе, к своему
селу, к своей Родине;
-
формирование осознанной потребности в труде,
уважения к людям труда, заботливого
и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения
к труду.
-
формирование опыта экологически и этически
обоснованного поведения в природной и социальной среде;
-
развитие интереса к познанию самого себя и
окружающего мира;
-
развитие творческого мышления внимания,
воображения, памяти;
-
экологизация быта и семейных традиций.
Содержание
программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни
людей. При реализации программы
предусматривается тесное взаимодействие педагога с родителями детей.
В
конце учебного года с целью проверки усвоения детьми программного материала проводится
тестирование на итоговом занятии.
Общественно полезная трудовая деятельность
организуется во внеурочное время, но должна быть тесно связана с уроками
трудового обучения и другими предметами.
Программа
рассчитана на 33 часа, с проведением занятий один час в неделю.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Программа «Росток»
включает в себя разнообразный набор содержания и форм подготовки младших
школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря чему
обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для
достижения учащимися целей обучения.
Модуль
— это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или
несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая
контролем знаний и умений обучаемых на выходе.
Каждый из предложенных модулей,
как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс
обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены
смысловым и логическим единством и направлены на достижение комплексов дидактической
цели.
Модуль
I. Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание.
(8 ч.)
Модуль 2. Работа
с природным материалом (7 ч.)
Модуль 3.
Обработка бумаги и картона (8 ч.)
Модуль 4.
Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (10 ч.)
Календарно - тематическое планирование составлено с
учётом сезонных изменений и практические занятия идут соответственно им.
Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища.
Самообслуживание.
(8 ч.)
Данный модуль направлен на то, чтобы дать учащимся
необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании,
научить первоклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения,
заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного
коллектива. Необходимо прививать навыки поведения за столом. Соблюдение личной
гигиены.
Занятия в этом модуле проходят первыми, поэтому к ним
необходимо готовиться очень тщательно.
Модуль очень важен в
период адаптации первоклассников к школе
Модуль 2. Работа с природным материалом
(7 ч.)
В изучение этого модуля вводятся
сведения о природном материале, способов его хранения и обработки. Основной
задачей модуля является развитие творческих способностей учащихся, фантазии.
Необходимо дать теоретические и практические умения и навыки, которые помогут
выполнить изделия из природного материала. В рамках этого модуля
предполагается изучение приемов вырезания, склеивания, закрепление материала
при помощи ниток, пластилина. Модуль развивает внимание учащихся,
наблюдательность и аккуратность в работе.
Модуль 3.
Обработка бумаги и картона (8 ч.)
Модуль направлен на развитие у
детей таких качеств как аккуратность, внимательность, умение чётко следовать
инструкции при выполнению работы. Также модуль призван развивать у учащихся
творческие качества. В изучение этого модуля вводятся сведения о бумаге и
картоне, приёмы их разметки по шаблону. Необходимо дать учащимся теоретические
знания, практические умения и навыки, которые помогут выполнить изделия из
бумаги и картона. В рамках этого модуля предполагается изучение приемов
вырезания, склеивания, закрепление материала при помощи ниток, пластилина.
Модуль 4.
Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (10 ч.)
Основная задача модуля «Растения в
доме» состоит в том, чтобы ученикам 1-го класса дать минимальный объём
теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить
простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в
следующих классах (2-4 кл.) расширить представления детей о комнатных и
цветочно-декоративных растений растениях.
В первом классе
основной задачей этого модуля является привитие интереса к выращиванию растений,
и дать для этого необходимые знания. Модуль также направлен на развитие чувств
учащихся: чувства прекрасного, любви к живому растению, к своей школе, к своей малой
Родине. В рамках модуля необходимо дать учащимся теоретические и практические
навыки о частях растений, их размножении путём черенкования, листом, делением
куста и т. д. Данный модуль также даёт практические умения в данной области.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Модуль I Личная гигиена и
гигиена жилища. Самообслуживание.
Формы занятий: практическое выполнение
изделий, беседа, ролевая игра, подвижная игра, экскурсии в библиотеку, по школе;
Основные методы - по источникам получения
знаний: практические, словесные,наглядные; в зависимости от основных
дидактических задач - методы приобретения знаний, формирования умений и
навыков, по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся - объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично-поисковый, по организации учебно-воспитательного процесса: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем
воспроизводятся учащимися.
Им соответствуют такие приемы, как
поэтапный показ выполнения работ учителем, рассказ, объяснение.
Одним из видов деятельности учащихся
также является поисково-исследовательский.
Большое
внимание в этом модуле уделяется практическим работам.
Дидактический материал, техническое оснащение
занятий:
Раздаточный материал на занятия:
салфетки, столовые приборы, цветная бумага, книги и т.д.
Форм подведения итогов: конкурс рисунков,
тестирование по теме.
Модуль 2 Работа с природным
материалом
Формы занятий: практические работы, конкурсы,
рассказ учителя, экскурсия по школьному двору.
Основные методы организации
учебно-воспитательного процесса: методы демонстрации и иллюстрации сочетаются с практическими методами
обучения.
Остаются
также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и
поисково-исследовательский. Им соответствуют приемы, направленные на
практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание,
приклеивание, составление букетов;
Задача
учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному
выполнению отдельных элементов практического задания.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Природный материал, ножницы, клей,
бумага и т.д.
Формы подведения итогов: правильное выполнение
заданий по образцу, выставки работ уч-ся.
Модуль 3 Обработка
бумаги и картона
Формы занятий: практические выполнение
изделия из бумаги, беседа и объяснение учителя.
Основные
методы организации учебно-воспитательного процесса связаны с практическими
методами обучения. Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют приемы, направленные
на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание,
приклеивание, составление композиций;
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Ножницы, клей, бумага, картон и т.д.
Формы подведения итогов: правильное выполнение
заданий по образцу, инструкционной карте, выставка работ учащихся.
Модуль 4 Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных
растений.
Формы занятий: практические работы,
объяснения учителя, экскурсии по школьному двору.
Основные методы организации
учебно-воспитательного процесса демонстрация и иллюстрация, в этом блоке удачно сочетаются с
практическими методами обучения.
Остаются
также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и
поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, направленные
на практическое выполнение заданий учениками: уход за комнатными растениями,
черенкование, посадка луковиц и т.д.
Задача
учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному
выполнению отдельных элементов практического задания.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Комнатные растения, черенки растений,
луковицы тюльпанов и т.д., цветочные горшки, садовый инвентарь;
Формы подведения итогов: выращивание растений из черенков,
семян, луковиц, выставки работ учащихся, проверка знаний учащихся по теме, соревнования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая
педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1.
Программа
по Технологии 1—4 классы Науч. рук. Ю. Л. Хотунцев – докт. физ. - мат.
наук, проф. МПГУ; В. Д. Симоменко — член-корр. РАО, докт. пед. наук,
проф. Брянского ГПИ, 2006.
2. Методика
ознакомления детей с природой в детском саду под ред.
П.Г.
Саморуковой, М.: Просвещение, 1998.
3. С. Стейнберг Смастерим из бумаги – Таллин: «Валгус», 1998.
4. Энциклопедия комнатных растений
авт. сост. С.Л. Быховец – М.:
АСТ,2000.
5. Комнатные растения
мини-энциклопедия: пер. с итал. - М.: АСТ,
2006.
Литература, рекомендуемая для
детей и родителей по данному спецкурсу:
1. От осени до лета (стихи,
загадки, пословицы, православные
праздники, народные обычаи и
поверья для д. /садов) - М.: Просвещение, 1998.
2. В гости праздник к нам пришел -
М.: Просвещение, 2000.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.