Главная / Начальные классы / Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Программа по внеурочной деятельности для 1 класса

по курсу «Уроки нравственности»


Пояснительная записка


Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно : ты никогда не поймёшь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира русского ребёнка неоценима. Строятся эти сказки по определённому ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А.Ильин и Е.Н.Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.

Цели программы:

1.Содействие гармонизации психо - речевого и общего развития младших школьников.

2.Осуществление коррекции нарушений эмоционально – волевой и поведенческой сферы детей посредством разнообразной деятельности, связанной с содержанием русской сказки.

3.Содействие социальной адаптации детей, введению их в культурную традицию посредством народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Задачи программы:

1. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.

2. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.

3.Развивать у детей социальные навыки: общительность , дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

4.Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.

5.Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, безкорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни.

6.Содействовать развитию мотивационной сферы школьников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.

7.Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

8.Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

9.Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

10.Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

11.Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

12.Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

13.Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

Задачи музыкального воспитания на занятиях цикла:

1.Развитие понимания музыкального языка от фольклора до музыкальной классики.

2.Формирование умения слушания музыки путём постепенного усложнения музыкального материала.

3.Формирование понимания и участие в трактовке музыкальных образов.

4.Развитие музыкальной памяти.

5.Обучение детей самостоятельному высказыванию, умению передавать впечатления об услышанном.

6.Обучение детей двигательной передаче музыкальных образов через небольшие музыкальные инсценировки.

7.Формирование нравственных качеств для установления позитивных межличностных отношений.

8.Содействие совершенствованию психических процессов: внимания, воображения, памяти и мышления.

Особенности построения программы:

Занятия программы предполагают использование:

-народных и авторских , русских и зарубежных сказок;

-малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок;

-былин;

-познавательных рассказов из круга детского чтения.

В начале года берутся простые и небольшие русские народные сказки, во втором полугодии – длинные авторские сказки, более глубокие по содержанию и сложные по восприятию.

Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал: книжные иллюстрации, репродукции картин В.М.Васнецова (они помогают детям ярче прочувствовать образы героев и события сказок), образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.

Важную роль в программе играет ей музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием огромной силы на психику ребёнка.

Особенно важна роль классической музыки, которая ещё далеко не в полном объёме используется для усовершенствования духовной структуры ребёнка.

Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психику детей. А в сочетании со сказкой это воздействие взаимно усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придаёт особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребёнку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной классики.

Программа позволяет пройти путь от русского фольклора, близкого и доступного детскому пониманию, через детскую классику в музыкальной литературе, до вершин камерного, инструментального и симфонического творчества крупнейших русских композиторов.

Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки . Художественно –продуктивная деятельность развивает у детей мелкую моторику, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления об окружающем мире.

Структура занятий:

Каждое занятие включает в себя ряд этапов:

1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

2.Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи . Игры, драматизация, музыкально – двигательная деятельность.

3.Организация художественно – продуктивной деятельности : рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.

4.Просмотр видеофильмов по сказкам.

Обычно занятие посвящено какой-то определённой сказке, но в течение года проводится несколько проверочных занятий для закрепления усвоенного детьми литературного и музыкального материала.

Планируемые результаты:

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье , между поколениями, носителями разных убеждений, представителями разных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, с взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствия к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и в обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людейц;

  • почтительное отношение к родителям уважительное отношение к старшим , заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своего народа.


Согласно базисному учебному плану на изучение курса «Уроки нравственности» отводится 1 час в неделю.

Всего – 16 учебных недель первого полугодия, 17 учебных недель второго полугодия - 33 часа в год.


Календарно – тематическое планирование


занятия

Дата проведения

Название сказки

Тема

1 четверть

1

сентябрь

«Репка»

«Там где дружат – живут , не тужат

2


«Колобок»

«Лесть без зубов, а с костьми съест»

3


«Теремок»

«В тесноте, да не в обиде»

4


«Кот и петух»

«Друг познаётся в беде»

5

октябрь

«Муравей и голубка»

«Сам погибай, а товарища выручай»

6


«Маша и медведь»

«Глупый киснет, а умный всё промыслит»

7


«Гуси – лебеди»

Придёт беда – не купишь ума»

8


Проверочное занятие

Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки.

2 четверть

9

ноябрь

«Каша из топора»

«Смекалка – второе счастье»

10


«Два Мороза»

« С трудом и мороз не страшен», «Труд согревает»

11


«Лисичка – сестричка и серый волк»

«Первой касатке не верь», «Догадаешься, как проиграешься»

12


«Морозко»

«Как проживёшь, так и прослывёшь»

13

декабрь

«Двенадцать месяцев»

«Доброму Бог помогает»

14


«Зимовье зверей»

«Согласного стада волк не берёт», «В согласии жить – никто не одолеет»

15


«Заюшкина избушка»

«На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай»

16


Проверочное занятие

Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки.

3 четверть

17

январь

«Летучий корабль»

«Добро в век не забудется»

18


«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Мир не без добрых людей»

19


«Стойкий оловянный солдатик»

«За честь хоть голову снесть»

20

февраль

«Как рубашка в поле выросла»

«Дело шутки не любит»

21


«О рыбаке и рыбке»

«»Чего нет, того и хочется», «Кто многого желает, тот и мало не видает»

22


«Сивка – бурка»

«Храброму смерть не страшна», «За добро, добром платят»

23

март

«Царевна - Несмеяна»

«Долг платежом красен»

24


«Царевна – лягушка»

«Покорись беде и беда покориться»

25


«Иван – царевич и серый волк»

«Что кому на роду написано, то тому и Бог и даст»

4 четверть

26

апрель

«Спящая красавица»

«Не у всякого жена Марья – у тог, кому Бог даст»

27


Былина «На заставе богатырской»

«Была , не была, что будет, то будет,а что Бог даст»

28


Авторская музыкальная сказка


29


«Цветик - семицветик»

«Для милого дружка и серёжка из ушка»

30

май

«Заяц- хваста»


31


Сказки В.Сутеева


32


Итоговое занятие


33


Резервное занятие



Литература:


1. Абдурахманова Д.А. Использование народных сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Ташкент, 1998. - 17 с.

2. Азбука нравственного воспитания /Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. М.: Просвещение, 1975.-322 с.

3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.- Минск: Университетское, 1990. 559 с.

4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - С. 65.

5. Амонашвили Ш.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 80 с.

6. Аникин В. П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988, 96 с.

7. Аникин В. П. О чем говорят народные сказки //Литература в школе. 1970. -№3. - С.4-13.

8. П.Богданова О. С. Нравственное воспитание младших школьников. Автореф. дисс. .док. пед. наук. -М., 1975. 55 с.

9. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. 3-е изд.- М.: Педагогика, 1988. - 144 с.

Воспитание сказкой: Метод, рекомендации по работе с литерат. сказкой в школе и библиотеке /АПН СССР НИИ худож. воспитания; Сост. Э.И. Иванова. М.: АПН СССР, 1987. - 149 с.

10. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.-364 с.

11. Пропп В. Я. Русская сказка. Л.: ЛГУ,1984. - 335 с.

12. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. - 325 с.

13. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. 2-е изд. - М.: Педагогика, 1990. - 128 с.

14. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Детгиз, 1963. - 383 с.







Рабочая программа по внеурочной деятельности
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа "Уроки нравственности" предназначена для проведения занятий по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в первом классе.Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. 

Задачи программы:

1. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.

2. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.

3.Развивать у детей социальные навыки: общительность , дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

4.Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.

5.Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, безкорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни.

6.Содействовать развитию мотивационной сферы школьников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.

7.Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

8.Содействовать  освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

9.Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

10.Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

11.Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

12.Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

13.Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности. 

 

Автор Кулябина Тамара Арсентьевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 440
Номер материала 20379
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓