Управление
образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской
области
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная
общеобразовательная школа № 31»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей начальных
классов Протокол от «___»_______ 2014г.№
Руководитель МО
________ Н.А.Тренина
|
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
УВР_____А.И.Королькова
«____»____________2014г.
|
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета Протокол
от
«__»____ 2014г.
№ _____
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «НОШ
№31»
_____________ Т.Н.Орехова
Приказ от «__» ______ 2014г. № ___
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по
внеурочной деятельности
«Я
- исследователь»
Направление: общеинтеллектуальное
Класс:
4 (4-й год обучения)
Форма организации: научное сообщество
«Я – исследователь»
Составитель:Тесленко
Татьяна Николаевна,
учитель
начальных классов
Старый
Оскол
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая
программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» (3 класс) составлена
на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы
внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/П78 Сост. Е.Н. Петрова. - Самара:
Издательство Учебная литерату-ра : Издательский дом Федоров, 2011. - 144 с.
ISBN 978-5-9507-1413-9 (Издательство Учебная литература). ISBN
978-5-393-00640-2 (Издательский дом Федоров).
Практика
использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе
современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще
стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий,
исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов
проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных
творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими
образовательно-культурными традициями. Их смена дело, требующее длительного
времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не
произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере
дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Цель - трансформация
процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем
совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи:
ü развивать
познавательные потребности младших школьников;
ü развивать
познавательные способности младших школьников;
ü обучать
детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для
проведения самостоятельных исследований;
ü формировать
и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
ü формировать
представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной
деятельности.
Учебно-методический
комплект
1. Савенков
А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь; Самара: Издательство «Учебная
литература» Издательский дом Фёдоров, 2012г.
2. Савенков
А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара:
Издательство «Учебная литература» Издательский дом Фёдоров, 2011г.
Детьми накоплен опыт учебно_исследовательской деятельности в предыдущих классах.
Применение рабочей тетради «Я - исследователь» желательно, но уже не столь
обязательно, как прежде.
Описание места внеурочной деятельности в
учебном плане.
Программа 4 класса рассчитана на 34
занятия. Изменения в авторскую программу не внесены.
Количество
часов в год – 34ч.
Количество часов в неделю – 1ч.
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Разделы программы
|
Ожидаемые результаты
|
Универсальные учебные
действия
|
1. Тренинг
исследовательских способностей
|
овладение
специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска
|
Познавательные
общеучебные действия:
- умение
осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение
познавательной цели;
- выбор
наиболее эффективного способа решения поставленной задачи;
- умение
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы;
- устанавливать
причинно-следственные связи;
- устанавливать
аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
- умение
общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
- умение
выражать свои мысли полно и точно;
- управление
действиями партнера (оценка, коррекция);
- использовать
речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- волевая
саморегуляция;
- прогнозирование
уровня усвоения;
- оценка;
- коррекция.
Личностные УУД:
·
знание
основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
·
ориентация
на понимание причин успеха в деятельности;
·
осознание
ответственности за общее благополучие;
·
развитие
этических чувств;
·
самооценка,
самоопределение.
|
2.
Самостоятельная исследовательская
практика
|
проведение учащимися
самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов
|
3.
Мониторинг исследовательской
деятельности
|
освоение практики презентаций
результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать
собственные суждения
|
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения внеурочной деятельности
Личностные
У обучающегося
будут сформированы:
- положительное отношение к
исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа
исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и
новым способам познания;
- ориентация на понимание причин
успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи,
понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на
основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся
получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося
на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного
в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки деятельности;
- выраженной познавательной
мотивации;
- устойчивого интереса к новым
способам познания;
- адекватного понимания причин
успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности
к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении,
устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся
научится:
- принимать и сохранять учебную
задачу;
- учитывать выделенные учителем
ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый
контроль;
- адекватно воспринимать оценку
учителя;
- различать способ и результат
действия;
- оценивать свои действия на уровне
ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на
основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в
материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную
инициативу;
- самостоятельно учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую
задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты
решения познавательной задачи.
Познавательные
Обучающийся
научится:
- осуществлять поиск нужной
информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной
литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом
пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы,
модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной
формах;
- ориентироваться на разные способы
решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового
чтения текста;
- анализировать объекты, выделять
главное;
- осуществлять синтез (целое из
частей);
- проводить сравнение, сериацию,
классификацию по разным критериям;
- устанавливать
причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов
по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как
проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать
суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи
и т.п.
Обучающийся
получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск
информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью
инструментов
ИКТ;
- осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как
явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие,
сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность
и др.;
- использованию исследовательских
методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия
с миром.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- допускать существование различных
точек зрения;
- учитывать разные мнения,
стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение
и позицию;
- договариваться, приходить к
общему решению;
- соблюдать корректность в
высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции
своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и
диалогической формами речи.
Обучающийся
получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с
позицией партнеров при выработке общего решения в совместной
деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно
полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных
точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать
позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции
своей деятельности.
Содержание рабочей программы
Предполагаемая программа учебно-исследовательской
деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:
1.
Тренинг исследовательских способностей;
2.
Самостоятельная исследовательская
практика;
3.
Мониторинг исследовательской деятельности.
Тренинг
исследовательских способностей
В
ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями
и навыками исследовательского поиска, а именно:
1) видеть
проблемы;
2) ставить
вопросы;
3) выдвигать
гипотезы;
4) давать
определение понятиям;
5) классифицировать;
6) наблюдать;
7) проводить
эксперименты;
8) делать
умозаключения и выводы;
9) структурировать
материал;
10) готовить
тексты собственных докладов;
11) объяснять,
доказывать и защищать свои идеи.
Программирование
данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов».
Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой
самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей
четвертях первого класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во 2-4
классах.
Естественно,
что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к
классу.
Самостоятельная
исследовательская практика
Основное
содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и
выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной,
центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень
самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно
возрастает.
Мониторинг
исследовательской деятельности
Эта
часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две
предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления
процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции,
защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен
знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан.
Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных
исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Формы контроля
Контроль степени обученности по результатам учебного года проводится в форме защиты
коллективных и собственных исследований – презентаций проектов и
исследовательских работ.
Учебно-методические
средства обучения
1.
Савенков
А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара:
Издательство «Учебная литература», 2012. - 32 с.
2.
Савенков
А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. -224 с.
3.
Детские
энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Тематическое
планирование
с
определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п/п
|
Название
раздела и темы
|
Характеристика
деятельности
|
Плановые сроки прохождения
|
Примечание
|
Тренинг. Первый цикл (10 ч.)
|
1
|
Культура
мышления
|
Совершенствование
владения основными доступными нам методами исследования (подумать
самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести
эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов
исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные
растения, животные, люди и т.п.).
|
4.09
|
|
2
|
Методы
исследования
|
11.09
|
|
3
|
Научная
теория
|
Что
такое гипотеза и что такое провока-ционная идея. Чем они похожи и чем
отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных
идей. Прогнозирование результатов исследований. Главные
особенности описательных теорий. Главные особен-ности объяснительных теорий.
Коллектив-ная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы». Что такое научный
прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы.
Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и
др.).
|
18.09
|
|
4
|
Научное
прогнозирование
|
25.09
|
|
5
|
Совершенствование
техники наблюдения
и
экспериментирования
|
Коллективная
беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое
занятие - проведение наблюдений и экспериментов.
|
2.10
|
|
6
|
Искусство
задавать вопросы и отвечать на них
|
Коллективная
беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как
узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические
занятия по тренировке умений задавать вопросы.
|
9.10
|
|
7
|
Ассоциации
и аналогии
|
Коллективная
беседа «Ассоциации и ана-логии в научном поиске». Практические задания на
выявление уровня развития логиического мышления. Практические задания на
ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.
|
16.10
|
|
8
|
Как
правиль-но делать выводы
из
наблюде-ний и экспе-риментов
|
Коллективная
беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические
задания по развитию умений высказывать суждения и делать мозаключения на
основе наблюдений.
|
23.10
|
|
9
|
Умение
выявлять проблемы
|
Коллективная
беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание
«Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная
беседа «Проекти-рование и исследование». Цели и задачи исследования.
|
6.11
|
|
10
|
Как
подготовить-ся к защите
|
Желающие могут
представить результаты собственных изысканий и провести предварительную
защиту собственных работ. Планирование собственного выступления. Подготовка
текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам
на вопросы. Анализ полученных материалов.
|
13.11
|
|
Исследовательская практика (16
ч.)
|
11
|
Определение
проблемы и выбор темы
собственного
исследования
|
Коллективное
обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная
работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в
методических рекомендациях к программе).
|
20.11
|
|
12
|
Индивидуальная
работа по планированию и проведению самостоятель-ных исследо-ваний.Интеграция
с уроком окружающего мира
|
Подготовка детских работ к публичной защите. Планирование
собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков,
рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
|
27.11
|
|
13
|
Индивидуальная
работа по планированию и проведению самостоятель-ных исследо-ваний
|
4.12
|
|
14
|
Индивидуальная
консуль-тационная работа по проведению самостоятель-ных исследо-ваний
|
Подготовка
детских работ к публичной защите. Планирование
собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков,
рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
|
11.12
|
|
15
|
Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению самостоятельных исследований (групповые проекты)
|
18.12
|
|
16
|
Индивидуальная
работа по планированию и проведению самостоятель-ных исследо-ваний
|
Подготовка
детских работ к публичной защите.
Индивидуальная
работу с обучающимися,
работающими
в микрогруппах или индивидуально. Планирование собственного выступления.
Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы. Анализ
полученных материалов.
|
25.12
|
|
17
|
Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению самостоятельных исследований
|
15.01
|
|
18
|
Индивидуальная
работа по планированию и проведению самостоятель-ных исследо-ваний.
Интеграция с уроком литературного чтения
|
22.01
|
|
19
|
Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению самостоятельных исследований (групповые проекты).
|
29.01
|
|
20
|
Индивидуальная
работа по планированию и проведению самостоятель-ных исследо-ваний
|
5.02
|
|
21
|
Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению самостоятельных исследований. Интеграция с уроками технологии и
изобразительного искусства
|
12.02
|
|
22
|
Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению самостоятельных исследований
|
Подготовка
детских работ к публичной защите.
Индивидуальная
работу с обучающимися,
работающими
в микрогруппах или индивидуально. Планирование собственного выступления.
Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы. Анализ
полученных материалов.
|
19.02
|
|
23
|
Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению самостоятельных исследований. Опытно-экспериментальная
деятельность
|
26.02
|
|
24
|
Индивидуальная
консультационная работа
по
проведению самостоятельных исследований
|
5.03
|
|
25
|
Семинар
«Подготовка к защите проекта»
|
Занятие, на
котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и
провести предварительную защиту собственных работ.
|
12.03
|
|
26
|
Семинар
«Защита индивидуальных и груп-повых проектов»
|
19.03
|
|
Мониторинг (8 ч.)
|
27
|
Участие в защите исследовательских работ в качестве
зрителей
|
Участие предполагает заслушивание всех
докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы
авторам, высказывание собственных суждений
Планирование собственного
выступления.
Подготовка текста доклада, схем,
графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.
|
2.04
|
|
28
|
Участие в процедурах защит исследовательских работ
в качестве зрителей. Умение задавать вопросы авторам проектов.
|
9.04
|
|
29
|
Участие в защите исследовательских работ в качестве
зрителей
|
16.04
|
|
30
|
Участие в защите иссле-довательских работ в качестве
зри-телей. Подго-товка к защите проектов на уровне школы
|
23.04
|
|
31
|
Участие в защите резуль-татов исследо-ваний
учении-ков основной школы качес-тве зрителей
|
7.05
|
|
32
|
Участие в защите резуль-татов исследо-ваний
учении-ков основной школы качес-тве зрителей и членов жюри
|
|
33
|
Защита собственных исследований и творческих
проектов
|
Планирование собственного
выступления.
Подготовка текста доклада, схем,
графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы. Подведение итогов работы над групповыми и
индивидуальными проектами. Обобщение полученных знаний. Участие в работе
«Круглого стола»
|
14.05
|
|
34
|
Защита собственных исследований. Обобщение тем года.
|
21.05
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.