Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа по внеурочной деятельности

рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать материал

Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная  общеобразовательная школа № 31»

 

РАССМОТРЕНО                  на заседании МО учителей               начальных классов Протокол                                     от «___»_______ 2014г.№

Руководитель МО

________ Н.А.Тренина

СОГЛАСОВАНО             заместитель директора                   по УВР_____А.И.Королькова

«____»____________2014г.

 

РАССМОТРЕНО                     на заседании педагогического совета                Протокол                          от «__»____ 2014г.

№ _____

УТВЕРЖДАЮ               Директор МБОУ                    «НОШ №31»               _____________ Т.Н.Орехова

Приказ от «__» ______ 2014г.         №  ___

 

 

                                   

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Я - исследователь»

      Направление: общеинтеллектуальное

                  Класс: 4 (4-й год обучения)

                  Форма организации: научное сообщество

                                  «Я – исследователь»

                                  Составитель:Тесленко Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

 

 

                                                                                                        

 

 

 

 

                                                                                                                                       

                                                                                           

Старый Оскол

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» (3 класс) составлена на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/П78 Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство Учебная литерату-ра : Издательский дом Федоров, 2011. - 144 с. ISBN 978-5-9507-1413-9 (Издательство Учебная литература). ISBN 978-5-393-00640-2 (Издательский дом Федоров).

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена  дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Цель - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи:

 

ü  развивать познавательные потребности младших школьников;

ü  развивать познавательные способности младших школьников;

ü  обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

ü  формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

ü  формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Учебно-методический комплект

1.      Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь; Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский дом  Фёдоров, 2012г.

2.      Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский дом  Фёдоров, 2011г.

     Детьми накоплен опыт учебно_исследовательской деятельности в предыдущих классах. Применение рабочей тетради «Я - исследователь» желательно, но уже не столь обязательно, как прежде.

Описание места внеурочной деятельности  в учебном плане.

 Программа 4 класса рассчитана на 34 занятия. Изменения в авторскую программу не внесены.

Количество  часов в год – 34ч.                                                                                         Количество часов в неделю – 1ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Разделы программы

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

1.      Тренинг исследовательских способностей

 

 

овладение специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска

 

 

Познавательные общеучебные действия:

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выделение познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективного способа решения   поставленной задачи;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

 

Коммуникативные УУД:

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

 

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • прогнозирование уровня усвоения;
  • оценка;
  • коррекция.

 

Личностные УУД:

·         знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

·         ориентация на понимание причин успеха в деятельности;

·         осознание ответственности за общее благополучие;

·         развитие этических чувств;

·         самооценка, самоопределение.

2.      Самостоятельная исследовательская практика

 

 

 

 

 

 

 

проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов

 

 

3.      Мониторинг исследовательской деятельности

 

 

освоение практики презентаций результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

 освоения внеурочной деятельности

Личностные

 

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятель­ности;

- широкая мотивационная основа исследовательской дея­тельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам позна­ния;

-  ориентация на понимание причин успеха в исследова­тельской деятельности, в том числе на самоанализ и само­контроль результата, на анализ соответствия результатов тре­бованиям конкретной задачи, понимание предложений и оце­нок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешнос­ти исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понима­ния необходимости исследовательской деятельности, выра­женного в преобладании познавательных мотивов и пред­почтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

-  адекватного понимания причин успешности/неуспеш­ности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению мораль­ных проблем на основе учета позиций партнеров в об­щении, устойчивого следования в поведении моральным нор­мам и этическим требованиям.

 

Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

-  вносить коррективы в действия на основе  их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ори­ентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

- самостоятельно находить варианты решения познава­тельной задачи.

 

Познавательные

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполне­ния учебного исследования с использованием учебной и до­полнительной литературы в открытом информационном про­странстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для реше­ния познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познава­тельных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по раз­ным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо приз­наку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, выска­зывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргумен­тировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соот­ветствии с исследовательской задачей с использованием ре­сурсов библиотек и сети Интернет;

-  фиксировать информацию с помощью инструментов

ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-  строить логическое рассуждение,  включающее уста­новление причинно-следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие,  событие,  обусловленность, зависимость, разли­чие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-  использованию  исследовательских методов  обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаи­модействия с миром.

 

Коммуникативные

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою пози­цию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с   позицией   партнеров   при   выработке   общего  решения в совместной деятельности;

-  с   учетом   целей   коммуникации   достаточно   полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей раз­ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собст­венной, и учитывать позицию партнера в общении и взаи­модействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать парт­нерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-  адекватно использовать речь для планирования и регу­ляции своей деятельности.

 

Содержание рабочей программы

Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

1.      Тренинг исследовательских способностей;

2.      Самостоятельная исследовательская практика;

3.      Мониторинг исследовательской деятельности.

Тренинг исследовательских способностей

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

1)      видеть проблемы;

2)      ставить вопросы;

3)      выдвигать гипотезы;

4)      давать определение понятиям;

5)      классифицировать;

6)      наблюдать;

7)      проводить эксперименты;

8)      делать умозаключения и выводы;

9)   структурировать материал;                                                                      

 10) готовить тексты собственных докладов;                                                               

 11) объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во 2-4 классах.

Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы  - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены  так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Мониторинг исследовательской деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Формы контроля

 

      Контроль степени обученности по результатам учебного года проводится в форме защиты коллективных и собственных исследований – презентаций проектов и исследовательских работ.

 

                                           Учебно-методические средства обучения

1.    Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная ли­тература», 2012. - 32 с.

2.    Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная ли­тература»: Издательский дом «Федоров», 2011. -224 с.

3.    Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

№ п/п

Название

 раздела и темы

Характеристика

деятельности

 

Плановые сроки прохождения

 

 

Примечание

Тренинг. Первый цикл (10 ч.)

1

Культура мышления

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

4.09

 

2

Методы исследования

11.09

 

3

Научная теория

Что такое гипотеза и что такое провока-ционная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на про­дуцирование гипотез и провокационных идей. Прогнозирование результатов исследований. Главные особенности описательных теорий. Главные особен-ности объяснительных теорий. Коллектив-ная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы». Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.).

18.09

 

4

Научное прогнозирование

25.09

 

5

Совершенствование техники наблюдения

и экспериментирования

Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.

2.10

 

6

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические заня­тия по тренировке умений задавать вопросы.

9.10

 

7

Ассоциации и аналогии

Коллективная беседа «Ассоциации и ана-логии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логиического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

16.10

 

8

Как правиль-но делать выводы

из наблюде-ний и экспе-риментов

Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать мозаключения на основе наблюдений.

23.10

 

9

Умение выявлять проблемы

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проекти-рование и исследование». Цели и задачи исследования.

6.11

 

10

Как подготовить-ся к защите

Желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Анализ полученных материалов.

13.11

 

Исследовательская практика (16 ч.)

11

Определение проблемы и выбор темы

собственного исследования

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственно­го исследования. Индивидуальная работа с учащимися (мето­дика и правила выбора темы подробно описаны в методичес­ких рекомендациях к программе).

20.11

 

12

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятель-ных исследо-ваний.Интеграция с уроком окружающего мира

Подготовка детских работ к публичной защите. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

   

 

27.11

 

13

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятель-ных исследо-ваний

4.12

 

14

Индивидуальная консуль-тационная работа по проведению самостоятель-ных исследо-ваний

Подготовка детских работ к публичной защите. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

11.12

 

15

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований (групповые проекты)

18.12

 

16

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятель-ных исследо-ваний

 

Подготовка детских работ к публичной защите.

Индивидуальная работу с обучающимися,

работающими в микрогруппах или индивидуально. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Анализ полученных материалов.

25.12

 

17

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

15.01

 

18

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятель-ных исследо-ваний. Интеграция с уроком литературного чтения

22.01

 

19

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований (групповые проекты).

29.01

 

20

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятель-ных исследо-ваний

5.02

 

21

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований. Интеграция с уроками технологии и изобразительного искусства

12.02

 

22

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

 

Подготовка детских работ к публичной защите.

Индивидуальная работу с обучающимися,

работающими в микрогруппах или индивидуально. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Анализ полученных материалов.

19.02

 

23

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований. Опытно-экспериментальная деятельность

26.02

 

24

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

5.03

 

25

Семинар «Подготовка к защите проекта»

Занятие, на котором желающие могут представить резуль­таты собственных изысканий и провести предварительную за­щиту собственных работ.

12.03

 

26

Семинар «Защита индивидуальных и груп-повых проектов»

19.03

 

Мониторинг (8 ч.)

27

Участие в защите исследова­тельских работ в качестве зрителей

Участие предполагает заслушивание всех докладов об ито­гах проведенных исследований и выполненных проектах, воп­росы авторам, высказывание собственных суждений

 

Планирование собственного выступления.

 

Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

 

Подготовка к ответам на вопросы.

 

2.04

 

28

Участие в процедурах защит исследова­тельских работ в качестве зрителей. Умение задавать вопросы авторам проектов.

9.04

 

29

Участие в защите исследова­тельских работ в качестве зрителей

16.04

 

30

Участие в защите иссле-довательских работ в качестве зри-телей. Подго-товка к защите проектов на уровне школы

23.04

 

31

Участие в защите резуль-татов исследо-ва­ний учении-ков  основной школы качес-тве зрителей

 

 

 

 

 

7.05

 

32

Участие в защите резуль-татов исследо-ва­ний учении-ков  основной школы качес-тве зрителей и членов жюри

 

33

Защита собственных исследований и творческих проектов

Планирование собственного выступления.

 

Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

 

Подготовка к ответам на вопросы. Подведение итогов работы над групповыми и индивидуальными проектами. Обобщение полученных знаний. Участие в работе «Круглого стола»

 

14.05

 

34

Защита собственных исследований. Обобщение тем года.

21.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по внеурочной деятельности"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор детского оздоровительного лагеря

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» (3 класс) составлена на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/П78 Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство Учебная литерату-ра : Издательский дом Федоров, 2011. - 144 с. ISBN 978-5-9507-1413-9 (Издательство Учебная литература). ISBN 978-5-393-00640-2 (Издательский дом Федоров).

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

 

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена  дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 820 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 265
    • DOCX 44.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ляхова Ольга Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ляхова Ольга Викторовна
    Ляхова Ольга Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10132
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 352 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1469 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 794 человека

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного продвижения бизнеса в интернете

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе