Главная / Начальные классы / рабочая программа по внеурочной деятельности

рабочая программа по внеурочной деятельности

hello_html_336cb4a7.gifУправление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа № 31»


РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол от «___»_______ 2014г.№

Руководитель МО

________ Н.А.Тренина

СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР_____А.И.Королькова

«____»____________2014г.


РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол от «__»____ 2014г.

_____

УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «НОШ №31» _____________ Т.Н.Орехова

Приказ от «__» ______ 2014г. № ___





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Я - исследователь»

Направление: общеинтеллектуальное

Класс: 4 (4-й год обучения)

Форма организации: научное сообщество

«Я – исследователь»

Составитель:Тесленко Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов







Старый Оскол

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» (3 класс) составлена на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/П78 Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство Учебная литерату-ра : Издательский дом Федоров, 2011. - 144 с. ISBN 978-5-9507-1413-9 (Издательство Учебная литература). ISBN 978-5-393-00640-2 (Издательский дом Федоров).

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Цель - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи:


  • развивать познавательные потребности младших школьников;

  • развивать познавательные способности младших школьников;

  • обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

  • формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Учебно-методический комплект

  1. Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь; Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский дом Фёдоров, 2012г.

  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский дом Фёдоров, 2011г.

Детьми накоплен опыт учебно_исследовательской деятельности в предыдущих классах. Применение рабочей тетради «Я - исследователь» желательно, но уже не столь обязательно, как прежде.

Описание места внеурочной деятельности в учебном плане.

Программа 4 класса рассчитана на 34 занятия. Изменения в авторскую программу не внесены.

Количество часов в год – 34ч. Количество часов в неделю – 1ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Разделы программы

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

  1. Тренинг исследовательских способностей




овладение специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска




Познавательные общеучебные действия:

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

  • выделение познавательной цели;

  • выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи;

  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.


Коммуникативные УУД:

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;

  • умение выражать свои мысли полно и точно;

  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);

  • использовать речь для регуляции своего действия.


Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • волевая саморегуляция;

  • прогнозирование уровня усвоения;

  • оценка;

  • коррекция.


Личностные УУД:

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;

  • осознание ответственности за общее благополучие;

  • развитие этических чувств;

  • самооценка, самоопределение.

  1. Самостоятельная исследовательская практика














проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов




  1. Мониторинг исследовательской деятельности




освоение практики презентаций результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения




Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения внеурочной деятельности

Личностные


У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.


Познавательные

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов

ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.


Коммуникативные

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.



Содержание рабочей программы

Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

  1. Тренинг исследовательских способностей;

  2. Самостоятельная исследовательская практика;

  3. Мониторинг исследовательской деятельности.

Тренинг исследовательских способностей

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

  1. видеть проблемы;

  2. ставить вопросы;

  3. выдвигать гипотезы;

  4. давать определение понятиям;

  5. классифицировать;

  6. наблюдать;

  7. проводить эксперименты;

  8. делать умозаключения и выводы;

  9. структурировать материал;

10) готовить тексты собственных докладов;

11) объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во 2-4 классах.

Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Мониторинг исследовательской деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Формы контроля



Контроль степени обученности по результатам учебного года проводится в форме защиты коллективных и собственных исследований – презентаций проектов и исследовательских работ.



Учебно-методические средства обучения

  1. Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2012. - 32 с.

  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. -224 с.

  3. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.















Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

п/п

Название

раздела и темы

Характеристика

деятельности


Плановые сроки прохождения



Примечание

Тренинг. Первый цикл (10 ч.)

1

Культура мышления

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

4.09


2

Методы исследования

11.09


3

Научная теория

Что такое гипотеза и что такое провока-ционная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Прогнозирование результатов исследований. Главные особенности описательных теорий. Главные особен-ности объяснительных теорий. Коллектив-ная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы». Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.).

18.09


4

Научное прогнозирование

25.09


5

Совершенствование техники наблюдения

и экспериментирования

Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.

2.10


6

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

9.10


7

Ассоциации и аналогии

Коллективная беседа «Ассоциации и ана-логии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логиического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

16.10


8

Как правиль-но делать выводы

из наблюде-ний и экспе-риментов

Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать мозаключения на основе наблюдений.

23.10


9

Умение выявлять проблемы

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проекти-рование и исследование». Цели и задачи исследования.

6.11


10

Как подготовить-ся к защите

Желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Анализ полученных материалов.

13.11


Исследовательская практика (16 ч.)

11

Определение проблемы и выбор темы

собственного исследования

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

20.11


12

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятель-ных исследо-ваний.Интеграция с уроком окружающего мира

Подготовка детских работ к публичной защите. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.


27.11


13

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятель-ных исследо-ваний

4.12


14

Индивидуальная консуль-тационная работа по проведению самостоятель-ных исследо-ваний

Подготовка детских работ к публичной защите. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

11.12


15

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований (групповые проекты)

18.12


16

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятель-ных исследо-ваний


Подготовка детских работ к публичной защите.

Индивидуальная работу с обучающимися,

работающими в микрогруппах или индивидуально. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Анализ полученных материалов.

25.12


17

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

15.01


18

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятель-ных исследо-ваний. Интеграция с уроком литературного чтения

22.01


19

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований (групповые проекты).

29.01


20

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятель-ных исследо-ваний

5.02


21

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований. Интеграция с уроками технологии и изобразительного искусства

12.02


22

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований


Подготовка детских работ к публичной защите.

Индивидуальная работу с обучающимися,

работающими в микрогруппах или индивидуально. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Анализ полученных материалов.

19.02


23

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований. Опытно-экспериментальная деятельность

26.02


24

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

5.03


25

Семинар «Подготовка к защите проекта»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

12.03


26

Семинар «Защита индивидуальных и груп-повых проектов»

19.03


Мониторинг (8 ч.)

27

Участие в защите исследовательских работ в качестве зрителей

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений


Планирование собственного выступления.


Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.


Подготовка к ответам на вопросы.


2.04


28

Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей. Умение задавать вопросы авторам проектов.

9.04


29

Участие в защите исследовательских работ в качестве зрителей

16.04


30

Участие в защите иссле-довательских работ в качестве зри-телей. Подго-товка к защите проектов на уровне школы

23.04


31

Участие в защите резуль-татов исследо-ваний учении-ков основной школы качес-тве зрителей






7.05


32

Участие в защите резуль-татов исследо-ваний учении-ков основной школы качес-тве зрителей и членов жюри


33

Защита собственных исследований и творческих проектов

Планирование собственного выступления.


Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.


Подготовка к ответам на вопросы. Подведение итогов работы над групповыми и индивидуальными проектами. Обобщение полученных знаний. Участие в работе «Круглого стола»


14.05


34

Защита собственных исследований. Обобщение тем года.

21.05


















































































рабочая программа по внеурочной деятельности
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» (3 класс) составлена на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/П78 Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство Учебная литерату-ра : Издательский дом Федоров, 2011. - 144 с. ISBN 978-5-9507-1413-9 (Издательство Учебная литература). ISBN 978-5-393-00640-2 (Издательский дом Федоров).

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

 

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена  дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. 

Автор Тесленко Татьяна Николаевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 286
Номер материала 17865
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓