Пояснительная
записка.
Важнейшие
задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных
способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в
основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с
целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах
личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции)
реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою
специфику.
Специфика
осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно
широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём
непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства
массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в
дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера,
Интернета.
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной
школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на
формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а
также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям,
критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и
умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в
будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в
среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,
деятельностный подходы.
Главная
цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них
познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных
способностей.
Задачи:
Ø
познакомить учащихся со структурой
исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
Ø
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач,
требующих усердия и самостоятельности;
Ø
прививать навыки организации научного труда, работы
со словарями и энциклопедиями;
Ø
прививать интерес к исследовательской деятельности;
В
основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида
учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в
микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций
по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система
занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на
формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей
начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования
информации.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается
на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной,
практической, социальной.
Курс «Юный исследователь» носит развивающий характер. Целью данного
спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных
умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём
проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный
характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении
курса «Юный исследователь» имеет отличительные особенности:
·
имеет практическую направленность, которую
определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
·
в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный
характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
·
проектная деятельность осуществляется в школе,
дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения
взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
·
проектная деятельность носит групповой характер,
что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение,
распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
·
проектная деятельность предполагает работу с
различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной
компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
·
в содержание проектной деятельности заложено
основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает
реальное взаимодействие семьи и школы;
·
реализует задачу выявления творческих способностей,
склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Программа курса рассчитана на 34
часа (1-4 классы). В основе практической работы лежит выполнение различных
заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов. На курс «Юный
исследователь» отводится по 1 часу в неделю со 2 по 4 класс. Курс входит в
раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная
деятельность».
Учебно-тематический
план.
№
п/п
|
Перечень
разделов
|
Количество
часов
|
1
|
Теоретический блок
|
5
|
2
|
Практический блок
|
28
|
Содержание
программы.
Содержание программы «Юный
исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика,
литературное чтение, окружающий мир.
В результате изучения курса «Юный исследователь»
обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить
исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как
компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных
знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его
историю;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к
миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества,
начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в
окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ, средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете,
научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие
презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
·
узнавать государственную символику Российской Федерации
и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края;
находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой
регион и его главный город;
·
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить
изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить
место изученных событий на «ленте времени»;
·
оценивать характер взаимоотношений людей в
различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
·
использовать различные справочные издания (словари,
энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе
с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для
создания собственных устных или письменных высказываний.
Требования
к уровню подготовки обучающихся,
осваивающий
программу учебного предмета.
В результате работы
по программе курса учащиеся должны знать:
ü
основные этапы организации проектной деятельности
(выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
ü
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
ü
основные источники информации;
ü
правила оформления списка использованной
литературы;
ü
способы познания окружающего мира (наблюдения,
эксперименты);
ü
источники информации (книга, старшие товарищи и
родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны
уметь:
ü
выделять объект исследования;
ü
разделять учебно-исследовательскую деятельность на
этапы;
ü
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
ü
работать в группе;
ü
пользоваться словарями, энциклопедиями, другими
учебными пособиями;
ü
вести наблюдения окружающего мира;
ü
планировать и организовывать исследовательскую
деятельность;
ü
работать в группе.
Личностные универсальные учебные действия:
У
выпускника будут сформированы:
·
учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
·
ориентация на понимание
причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
·
способность к самооценке
на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
·
основы гражданской
идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
·
чувство прекрасного и
эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
·
внутренней позиции
школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости
учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний;
·
выраженной устойчивой
учебно-познавательной мотивации учения;
·
устойчивого
учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
·
адекватного понимания
причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
·
осознанных устойчивых
эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу
человеческой жизни;
·
эмпатии как осознанного
понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках,
направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник
научится:
·
планировать свои действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане;
·
учитывать установленные
правила в планировании и контроле способа решения;
·
осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату;
·
оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи и задачной области;
·
адекватно воспринимать
предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
·
различать способ и
результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
·
в сотрудничестве с
учителем ставить новые учебные задачи;
·
проявлять познавательную
инициативу в учебном сотрудничестве;
·
самостоятельно адекватно
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
·
осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием
учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве
Интернета;
·
осуществлять запись
(фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе
с помощью инструментов ИКТ;
·
строить сообщения, проекты
в устной и письменной форме;
·
проводить сравнение и
классификацию по заданным критериям;
·
устанавливать причинно-следственные
связи в изучаемом круге явлений;
·
строить рассуждения в
форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
·
осуществлять расширенный
поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
·
записывать, фиксировать
информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
·
осознанно и произвольно
строить сообщения в устной и письменной форме;
·
осуществлять выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
·
осуществлять синтез как
составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
·
осуществлять сравнение,
сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций;
·
строить логическое
рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
·
адекватно использовать
коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической
формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
·
допускать возможность
существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
·
учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·
формулировать собственное
мнение и позицию;
·
договариваться и приходить
к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
·
задавать вопросы;
·
использовать речь для
регуляции своего действия;
·
адекватно использовать
речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
·
учитывать и координировать
в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
·
учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать собственную позицию;
·
понимать относительность
мнений и подходов к решению проблемы;
·
аргументировать свою
позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
·
задавать вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
·
осуществлять взаимный
контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·
адекватно использовать
речь для планирования и регуляции своей деятельности;
·
адекватно использовать
речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Календарно-тематическое планирование.
№
п/п
|
Планируемые сроки
|
Скорректированные сроки
|
Наименование разделов и тем
|
Характеристика основных видов деятельности ученика по теме
|
|
|
|
|
|
Тренинг исследовательских способностей
|
|
|
1
|
|
|
Что такое
исследование? Кто такие исследователи?
|
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Осознанно и
произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Формулировать
собственное мнение и позицию.
|
|
2
3
|
|
|
Что можно
исследовать? (тренировочные занятия)
|
|
4
|
|
|
Как выбрать тему
исследования. Какими могут быть темы исследования.
|
|
5
|
|
|
Коллективная
игра «Конструирование игровой площадки»
(коллективные
игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей)
|
Проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Осуществлять выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве.
|
|
6
|
|
|
Коллективное
занятие «Жилой дом»
|
|
7
|
|
|
Игра «Историческое
моделирование»
|
|
8
|
|
|
Экскурсия как
средство стимулирования исследовательской активности детей.
|
Планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Производить сравнение и классификацию по заданным критериям. Задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
|
|
9
|
|
|
Наблюдение как
способ выявления проблем.
|
|
10
|
|
|
Экскурсия-наблюдение
за воробьями.
|
|
11
|
|
|
Развитие умения
видеть проблемы.
|
Проявлять познавательную
инициативу в учебном сотрудничестве. Строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных связей. Задавать вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности. Аргументировать свою
позицию.
|
|
12
|
|
|
Развитие умения
выдвигать гипотезы.
|
|
13
|
|
|
Развитие умений
задавать вопросы.
|
|
14
15
|
|
|
Развитие умений
давать определение понятиям.
|
|
16
|
|
|
Развитие умений
классифицировать.
|
|
|
|
|
Самостоятельная исследовательская практика
|
|
|
17
|
|
|
Задачи на классификацию с явными ошибками.
|
Адекватно
воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей. Осуществлять выбор
наиболее эффективных способов решения задач. Формулировать собственное мнение
и позицию.
|
|
18
|
|
|
Развитие умений и навыков работы с парадоксами.
|
|
19
|
|
|
Развитие умений наблюдать.
|
|
20
|
|
|
Развитие умений и навыков
экспериментирования. Мысленный эксперимент.
|
Самостоятельно
адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые
коррективы. Осуществлять поиск необходимой информации. Формулировать
собственное мнение и позицию.
|
|
21
|
|
|
Эксперименты с реальными объектами.
Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»
|
|
22
|
|
|
Эксперименты с домашними животными.
|
|
23
|
|
|
Как оценивать идеи.
|
Самостоятельно адекватно оценивать
правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Строить
логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Учитывать разные мнения.
|
|
24
|
|
|
Развитие умений высказывать суждения и
делать умозаключения. Индуктивные умозаключения.
|
|
25
|
|
|
Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по
аналогии.
|
|
26
|
|
|
Развитие умения создавать метафоры.
|
Самостоятельно
адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей. Формулировать собственное мнение и позицию.
|
|
27
|
|
|
Развитие умений создавать тексты.
|
|
28
|
|
|
Методика работы с текстом.
|
|
29
|
|
|
Учимся выделять главную идею.
|
|
30
|
|
|
Развитие дивергентного и конвергентного
мышления. Задание «Рассказ на заданную тему».
|
|
|
|
|
Мониторинг исследовательской деятельности
учащихся
|
|
|
32
33
34
|
|
|
Защита проектов.
|
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей.
Строить сообщения и проекты в устной и письменной форме. Учитывать разные
мнения.
|
|
Список
литературы.
Электронные
ресурсы:
1.
Большая детская энциклопедия для детей.
[Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
2.
Большая детская энциклопедия (6-12 лет).
[Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
(09.03.11)
3.
А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный
ресурс]
http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_
(09.03.11)
4.
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный
ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
5.
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный
ресурс] http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
6.
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте
содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать
помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
(09.03.11)
7.
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева,
П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
(09.03.11)
8.
Проектная деятельность в начальной школе.
[Электронный ресурс]
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.