Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по внеклассному чтению для слабослышащих детей 5 - 6 классов.

Рабочая программа по внеклассному чтению для слабослышащих детей 5 - 6 классов.


Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат І и ІІ вида № 7»






Рабочая программа

по внеклассному чтению

для слабослышащих детей 5 - 6 классов.








Автор:

Парамонова Надежда Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(К)ОШИ № 7»





Волгоград, 2012

Пояснительная записка

За основу рабочей программы взяты:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений І вида. «Язык и литература, 6 класс» Носкова Л.П. – М.: Просвещение, 2005;

  2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений ІІ вида. «Обучение произношению» Коровин К.Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И. – М.: Просвещение, 2006;

  3. Программа общеобразовательных учреждений.

«Литература, 5 класс» Коровина В.Я. – М.: Просвещение, 2005.

Актуальность программы.

Формирование речевой деятельности, развитие языковой способности, воспитание речевого поведения, потребности в общении словесными средствами со слышащими людьми являются важнейшими направлениями образовательно-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха, обеспечивающими их личностное развитие, наиболее полноценное овладение общественно-историческим опытом.

Исследования проблемы развития речи и речевого общения глухих и слабослышащих показывают, что у школьников с нарушениями слуха наблюдаются нарушения произношения, ограничения словаря, несформированность фразовой речи. Кроме того, отмечаются трудности восприятия устной речи, непонимание многих слов, нарушение общения со сверстниками и близкими. Определяются и трудности общения, как с учителем, так и со сверстниками.

В этой связи особую значимость в школах для детей с нарушениями слуха приобретает театральная деятельность, позволяющая формиро­вать навыки общения обучающихся с окружающим миром, макси­мально активизировать интеллектуальную и речевую деятельность, эмоционально-эстетическую сферу ребенка с нарушениями слуха, развивать способности ребенка, направлять к правильному личному самоопределению, к строительству жизненной перспективы.

Театральную деятельность можно использовать на уроках внеклассного чтения. Разработки новых технологий интегрированного подхода к содержанию уроков внеклассного чтения весьма актуальны. Интегрированные уроки внеклассного чтения способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: естественные жесты, мимику, пантомимические движения.

Программа рассчитана на 2 года для слабослышащих детей 5 – 6 классов.

Цель программы:

обучение детей осмысленной, интонационной, выразительной речи и чтению.

Задачи программы:

  1. Формирование умения анализировать прочитанное произведение, определять позицию автора, строить свои оценочные суждения;

  2. Закрепление правильного произношения звуков, отработка дикции, работа над интонационной выразительностью речи;

  3. Знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, настольный, теневой, кукольный).

Варианты работы на уроках внеклассного чтения по данной программе предполагают формирование:

  1. Знания содержания произведений художественной литературы;

  2. Умения эмоционального восприятия речи;

  3. Умения четкого произношения 5, 6 скороговорок, потешек в разных темпах, с разными интонациями;

  4. Умения кукловождения и согласования своих действий с другими в коллективе;

  5. Навыка красивой речи;

  6. Навыка общения с окружающими;

  7. Навыка действия в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

  8. Навыка сочинения индивидуальных или групповых этюдов на заданную тему.

Ожидаемые результаты.

Личностными результатами обучения являются:

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;

  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

  • эмоциональная отзывчивость на прочитанное.

Метапредметными результатами обучения являются:

  • овладение умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

  • формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;

  • овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения являются:

  • формирование необходимого уровня читательской компетентности;

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  • овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа художественных текстов.

Формы организации обучения: урок, урок-игра, урок-путешествие, урок-соревнование.

Формы работы на уроке:

Фронтальные, групповые, индивидуальные, совместно с педагогами.

Методы:

  1. Словесные: объяснение, рассказ, работа с книгой;

  2. Наглядные: показ иллюстраций, рисунков, фото и т. д.;

  3. Практические: пальчиковая гимнастика, постановка этюдов, инсценировка, рисование.

Условия реализации программы.

  1. Наличие методических пособий:

    • рабочая программа «Художественное слово - техника речи - театральное искусство», рассчитанная на 2 года для слабослышащих детей 12 - 13 лет, обучающихся в 5 – 6 классах школ ІІ вида;

    • Л.А. Новоселов. Учебник для 6 класса школы глухих. Книга для чтения. – М., 1994;

    • В.Я. Коровина. Учебник для общеобразовательных учреждений. Литература 5 класс. – М., 2009;

    • детские книги разных типов из круга детского чтения.

  2. Наличие дидактических пособий (наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой; репродукции картин; портреты писателей и поэтов; мультимедийных презентаций).

  3. Наличие костюмов, масок, декораций, кукол (пальчиковые, перчаточные, настольные), реквизита (по примерному списку произведений внеклассного чтения);

  4. Наличие компьютера, телевизора, видеоплеера, фотокамеры.

  5. Наличие ширмы.

Возможные формы контроля.

  1. Выразительное чтение художественных текстов.

  2. Контрольно - игровые занятия.

  3. Выполнение этюдов.

  4. Показ спектакля.

Содержание контроля.

Проверяются:

    1. Умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умение выразительно читать; умение ориентироваться в книге, умение читать наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

  1. Знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.);

  2. Умения и навыки, связанные с речевой деятельностью: умение говорить с интонацией, соблюдая правильность темпа речи, пауз, логических ударений.

Умения и навыки, связанные с театральной деятельностью: умение разыгрывать роли героев, демонстрируя тон, тембр, темп, интонацию речи, используя мимику, естественные жесты; навык воспроизводить мизансцены. Характеристика методики организации работы.

При подготовке к уроку обучающиеся принимают активное участие в изготовлении реквизитов и костюмов.

Каждый урок проводится в единой эмоциональной атмосфере, длится 40 минут по следующему плану:

1. Организационный момент. Подготовка детей к активной работе. Создание эмоционального настроя.

2. Речевая зарядка. Настрой воспитанников на речь. Работа над произношением с использованием фонетической ритмики.

3. Введение в тему. Вовлече­ние обучающихся в активное освоение художественных ценностей.

4. Организация репродуктивно–аналитической работы над текстом: выяснение эмоционального восприятия текста, проведение анализа прочитанного произведения, размышление над нравственными и эстетическими значимыми вопросами, формулирование жизненно важных выводов.

4. Постановка этюдов или речевые игры.

5. Инсценировка, озвучивание ролей.

6. Итог занятия. Оценка работы обучающихся.

Рекомендации по проведению уроков.

1. Во время проведения речевой зарядки, работая над громкостью или высотой голоса, темпом или ритмом, над интонацией, звуками, словом и фразой, используется пальчиковая гимнастика, так как развитие мелкой моторики способствует развитию речи.

На уроке используются пальчиковые куклы. Сначала детям показывается упражнение, после чего предлагается ученикам самим надеть куклы на пальцы и действовать за персонажа. По ходу действия ученики двигают одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки (например, С. Маршак "Сказка о глупом мышонке"; К. Чуковский "Путаница" и т.д.), стихотворения или потешки (например, "Жили у бабуси"; С. Михалков "Котята"; Л. Зубкова "Мы делили апельсин" и т.д.). Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

Организуется настрой обучающихся, воспитанников на общение. На эту работу выделяется 2-3 минуты.

2. Далее проводится работа с книгой. Чтение может быть выборочным, по цепочке, вслух, про себя. Контролируется правильность произношения, выразительность чтения. Во время беседы выясняется эмоциональное восприятие текста, проводится обсуждение над нравственными вопросами. С помощью презентации показывается видеофрагмент кукольного представления (1-2 минуты). После этого ставится этюд – миниатюра, показывается действия героя произведения с помощью перчаточных кукол, выполняются некоторые упражнения: надевание куклы на руку, на палец, повороты куклы вправо, влево, покачивания куклой из стороны в сторону, поклоны. Важно удерживать куклу таким образом, чтобы она смотрела на зрителя или на другую куклу. На театральное действие выделяется 3 - 5 минут.

3. Работая над содержанием произведения, используются выборочное чтение, ответы на вопросы, что содействует пониманию содержания прочитанного.

Основным моментом театральной деятельности на этом этапе является исполнение роли. В процессе этой работы ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Ребенок разыгрывает роль героя, демонстрируя тон, тембр, темп, интонацию речи, используя мимику, естественные жесты.

Для постановки отбираются доступные по содержанию, небольшие по объёму произведения, отрывки из них. Дети учатся передавать манеру поведения героя. Длительность театрального действия 5 минут.

4. Проводя обобщение по теме урока, в процессе беседы дети подводятся к выводам, к выяснению идеи произведения. Действия с куклами ребенок сопровождает речью.

На одних уроках проводятся упражнения с настольными куклами. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Обращается внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.

На других уроках организуются упражнения с перчаточными куклами. Ребенок, выполняя действие с куклой, произносит за нее слова. Время на проведение упражнения 2-3 минуты.

На каждом этапе урока контролируется внятность речи ребенка.

Театральная деятельность проводится на уроке по заранее подготовленному сценарию, в основу входит текст рассказа, сказки, пьесы, который дети заранее прочитали. Длительность всех видов театральной деятельности на уроке 15 минут.

На всех этапах урока проводится работа с героями одного произведения, так как единый сюжет вызывает большой интерес у детей.

Тематика и содержание уроков с элементами театральной деятельности должна иметь нравственную направленность, так ка герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей.

Театральная деятельность предполагает глубокое включение в процесс работы тела, ума и чувств, что позволяет получить долговременный, устойчивый результат.

В течение всего урока проводится работа по развитию речи: обогащается словарь, формируется устная речь, умение связно излагать свои мысли в словесной форме, выражать чувство и собственное отношение к происходящему.

Уроки проводятся как в традиционных формах обучения, так и в нетрадиционных. С большой активностью обучающихся проходятся занятия в форме урока-игры, урока-путешествия, урока-соревнования.

Традиционные уроки внеклассного чтения делятся на несколько типов:

  1. Уроки рекомендации нового произведения и знакомства с ним;

  2. Уроки проверки и углубления понимания прочитанного;

  3. Уроки обобщения прочитанного и пропаганды литературы.

1.Уроки рекомендации нового произведения и знакомства с ним с использованием театральной деятельности.

Их задача состоит в том, чтобы создать положительное отношение у школьников к конкретному произведению, заинтересовать и вызвать желание прочитать его. В школе для детей с нарушениями слуха, помимо устной рекомендации учителя, необходимо наглядное сопровождение текста книги, что обеспечивается разными методическими приемами, и прежде всего, рассмотрением оформления книги: обложки, иллюстраций в ней. Кроме того, используются жанровая и портретная живопись, видеофильмы, экранизация произведений, заслушивание грамзаписей. Наглядность является лучшим средством для первоначального возбуждения мысли, а, следовательно, и речи.

На всех этапах обучения рекомендация произведений начинается с показа самой книги, в зависимости от класса избирается способ определения ее содержания (о чем она?).

Привлекается внимание к произведению и приемами театральной деятельности:

  1. Инсценирование начала произведения или одного из наиболее захватывающих отрывков, после чего ставятся познавательные задачи: прочитать и узнать, что было до этого? или что будет дальше?

  2. Показ кукол. Выяснение произведения, в котором есть эти герои. Обсуждение и постановка некоторых вопросов и заданий, нацеливающих на восприятие наиболее важных эпизодов в книге.

2.Уроки проверки и углубления понимания прочитанного с использованием театральной деятельности.

Из сурдопедагогических и сурдопсихологических исследований известно, что первичное восприятие учениками с нарушениями слуха читаемого материала, в частности, художественных произведений, носит поверхностный, фрагментарный, а иногда неадекватный характер. Непонятными остаются отдельные важные эпизоды, характеры литературных героев, тематическое, идейно-художественное своеобразие произведения. Поэтому так важна на уроках внеклассного чтения названного типа театральная деятельность, предполагающая организацию репродуктивно-аналитической работы над текстом. Анализ произведения проводится в общем плане, в процессе театральной деятельности. Учитель:

1. Выясняет у детей, что их заинте­ресовало в произведении, что произвело впечатление на них и организует постановку этюдов на эту тему;

2. Останавливает внимание детей на узловых событиях, главных поступках героев и осуществляет постановку миниатюр, разыгрывание ролей, озвучивание мультфильма.

  1. Уроки обобщения прочитанного и пропаганды литературы с использованием театральной деятельности.

Эти уроки обобщают знания учащихся, во-первых, знания самих прочитанных произведений, принадлежащих перу конкретного писателя или одному жанру; во-вторых, знания об авторе, его жизни и творчестве. Материал о писателях, а это, как правило, выда­ющиеся художники словесного искусства, является важной составной частью школьного литературного образования. Обобщающие уроки включают обязательно и элемент но­визны, который обогащает круг представлений школьников по литературной теме. Ученики заранее готовят инсценировки самостоятельно прочитанных произведений.

На уроках используются следующие приемы театральной деятельности:

1. Постановка эпизодов нескольких произведений одного автора. Выяснение у детей: «О чем писал? Что показывал? Какова мировоззренческая позиция?»;

2. Постановка эпизодов нескольких произведений разных писателей по одной теме. Они должны усвоить тему, название и содержание про­изведений, в которых она раскрывается.

Нетрадиционные уроки внеклассного чтения: урок - путешествие, урок - игра, урок – соревнование.

Урок - путешествие. Особенностью этого урока является то, что детям сообщается форма проведения урока, показывается карта путешествия. Далее дети знакомятся с пунктами назначения, куда им нужно добраться и сообщаются задания, которые необходимо для этого выполнить: прочитать отрывок и инсценировать его, поставить этюд и т.д.

Урок - игра. После вступительного слова учителя группа детей исполняет пантомиму по произведению, подготовленную заранее. Остальные дети угадывают действующих лиц произведения. Для этого проводится игра с «героями» произведения, которые задают вопросы по содержанию произведения. На следующем этапе урока читаются и инсценируются отрывки произведения. Учитель может предложить детям придумать новое окончание произведения и поставить этюд.

Урок – соревнование. В начале урока класс делится на две команды. Дети придумывают название своей команды. Для каждой команды готовятся задания, связанные с чтением произведения по ролям, с выборочным чтением, составлением характеристики героя, с изображением манеры поведения героя, с драматизацией произведения. Организуется соревнование между командами; оцениваются знание произведений, актерское мастерство детей.

На каждом уроке внеклассного чтения, независимо от формы его проведения, ведется большая работа над развитием устной речи.

Основное содержание рабочей программы

Виды речевой, читательской и театральной деятельности.

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение

Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Характеристика героя произведения. Освоение пересказа художественного произведения.

Говорение (культура речевого общения)

Формирование у обучающихся достаточно естественного звучания речи. Этот критерий относится и к качеству звучания голоса, и к качеству звучания фонем, и соблюдению словесного ударения, орфоэпических норм в словах, и к ритмико-мелодической структуре фразы.

Осознание диалога как вида речи. Использование норм речевого этикета. Отбор и использование выразительных средств речи (синонимы, антонимы, сравнения).

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества. Произведения классиков русской и зарубежной литературы.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое своеобразие произведений (малый фольклор, сказки). Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Театральная деятельность.

Интерпретация текста литературного произведения в театральной деятельности обучающихся: инсценирование, драматизация, чтение по ролям, постановка этюдов, мизансцен. Виды театра (настольный, пальчиковый, кукольный, теневой).






Тематический план

п/п

Программный материал

Количество часов

5 класс

6 класс

І.

1. Произведения фольклора (потешки, загадки, скороговорки, сказки).

2.Работа над техникой речи (речевое дыхание, интонация, фразы).

3.Театральная деятельность (пальчиковый, кукольный театр).

6

6

ІІ.

1.Произведения русской классической литературы (А.С.Пушкин, И.А. Крылов, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, Н.Н.Носов, Д. Н. Мамин – Сибиряк, В.В. Бианки, А. Погорельский).

2. Работа над техникой речи (голос, интонация, фразы).

3.Театральная деятельность (теневой театр, речевые игры).


5

6

ІІІ.

1.Произведения зарубежной классической литературы (Ш. Перро, Братья Гримм, Х.К. Андерсен, Д. Родари, Ж. Санд, Л. Кэрролл, А.Линдгрен).

2. Работа над техникой речи (темп, ритм, фразы).

3.Театральная деятельность (настольный театр, кукольный театр).


6

5



Примерный список произведений для внеклассного чтения

5 класс


Фольклор.

«Детские потешки»

«Русские народные потешки»

«Скороговорки», «загадки»

Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Русская народная сказка «Лев, щука и человек»


Русская классическая литература.

К.И. Чуковский «Путаница»

Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»

В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»

А.С.Пушкин «У лукоморья»


Зарубежная классическая литература.

Ш. Перро «Красная шапочка»

Братья Гримм «Маленькие человечки»

Х.К. Андерсен «Дюймовочка»

Х.К. Андерсен «Гадкий утенок»

Джанни Родари «Рассеянный мальчик»

Джанни Родари «Приключения Чиполлино» (отрывок)






6 класс


Фольклор.

«Детские потешки»

«Русские народные потешки»

«Скороговорки», «загадки»

Русская народная сказка «Лиса и волк»

Русская народная сказка «Каша из топора»

Русская народная сказка «Жадная старуха»


Русская классическая литература.

И.А. Крылов. Басня «Лебедь, Щука, и Рак»

И.А. Крылов. Басня «Квартет»

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

А. Погорельский «Черная курица» (отрывок)

С.Я. Маршак «Старуха, дверь закрой»

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок)


Зарубежная классическая литература.

Ш.Перро. Сказка «Кот в сапогах»

Жорж Санд «О чем говорят цветы»

Х.К. Андерсен «Снежная королева» (отрывок)

Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес» (отрывок)

А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» (отрывок)





Содержание

5 класс

Раздел 1. Фольклор (6 ч)

Тема 1. Детские потешки (1 ч) (урок-игра)

Работа над речевым дыханием.

Пальчиковый театр.


Тема 2. Русские народные потешки (1 ч) (урок-соревнование)

Работа над интонационной стороной речи.

Кукольный театр.


Тема 3. Скороговорки, загадки (1 ч) (урок – соревнование)

Работа над интонационной стороной речи.

Пальчиковый, кукольный театр.


Тема 4. Русская народная сказка «Журавль и цапля» (1 ч) (урок проверки и углубления понимания прочитанного)

Работа над интонационной стороной речи.

Кукольный театр.


Тема 5.Русская народная сказка «Лиса и журавль» (1 ч) (урок проверки и углубления понимания прочитанного)

Работа над интонационной стороной речи.

Кукольный театр.


Тема 6.Русская народная сказка «Лев, щука и человек» (1 ч) (уроки обобщения прочитанного и пропаганды литературы)

Работа над интонационной стороной речи.

Пальчиковый, кукольный театр.

Раздел 2. Русская классическая литература (5 ч)

Тема 1. К.И. Чуковский «Путаница» (1 ч) (урок – соревнование)

Работа над голосом.

Теневой театр.


Тема 2. Н.Н. Носов «Живая шляпа» (1 ч) (урок проверки и углубления понимания прочитанного)

Работа над голосом.

Теневой театр.


Тема 3. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка» (1 ч) (урок проверки и углубления понимания прочитанного)

Работа над интонационной стороной речи.

Речевые игры.


Тема 4. В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» (1 ч) (урок проверки и углубления понимания прочитанного.

Работа над интонационной стороной речи.

Теневой театр.


Тема 5. А.С.Пушкин «У лукоморья» (1 ч) (урок – соревнование)

Работа над фразой.

Речевые игры.


Раздел 3. Зарубежная классическая литература (6 ч)

Тема 1. Ш. Перро «Красная шапочка» (1 ч) (урок проверки и углубления понимания прочитанного)

Работа темпом речи.

Кукольный театр.


Тема 2. Братья Гримм «Маленькие человечки» (1 ч) (урок проверки и углубления понимания прочитанного)

Работа темпом речи.

Настольный театр.


Тема 3. Х.К. Андерсен «Дюймовочка» (1 ч) (урок – соревнование)

Работа над ритмом речи.

Кукольный театр.


Тема 4. Х.К. Андерсен «Гадкий утенок» (1 ч) (урок – путешествие)

Работа над ритмом речи.

Кукольный театр.


Тема 5. Джанни Родари «Рассеянный мальчик» (1 ч) (урок-игра)

Работа над ритмом.

Настольный театр.


Тема 6. Джанни Родари «Приключения Чиполлино» (отрывок) (1 ч) (урок рекомендации нового произведения и знакомства с ним)

Работа над фразой.

Кукольный театр.


6 класс

Раздел 1. Фольклор (6 ч)

Тема 1. Детские потешки (1 ч) (урок – игра)

Работа над речевым дыханием.

Пальчиковый театр.


Тема 2. Русские народные потешки (1 ч) (урок – соревнование)

Работа над речевым дыханием.

Пальчиковый театр.


Тема 3. Скороговорки, загадки (1 ч) (урок - игра)

Работа над интонационной стороной речи.

Пальчиковый театр.


Тема 4. Русская народная сказка «Лиса и волк» (1 ч) (урок проверки и углубления понимания прочитанного)

Работа над интонационной стороной речи.

Кукольный театр.


Тема 5. Русская народная сказка «Каша из топора» (1 ч) (урок проверки и углубления понимания прочитанного)

Работа над интонационной стороной речи.

Пальчиковый театр.


Тема 6. Русская народная сказка «Жадная старуха» (1 ч) (урок обобщения прочитанного и пропаганды литературы)

Работа над интонационной стороной речи.

Пальчиковый театр.


Раздел 2. Русская классическая литература (6 ч)

Тема 1. И.А. Крылов. Басня «Лебедь, Щука, и Рак» (1 ч) (урок – путешествие)

Работа над голосом.

Теневой театр.


Тема 2. И.А. Крылов. Басня «Квартет» (1 ч) (урок обобщения прочитанного и пропаганды литературы)

Работа над голосом.

Теневой театр.


Тема 3. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1 ч) (урок обобщения прочитанного и пропаганды литературы)

Работа над голосом.

Речевые игры.


Тема 4. А. Погорельский «Черная курица» (отрывок) (1 ч)

(урок рекомендации нового произведения и знакомства с ним)

Работа над интонационной стороной речи.

Теневой театр.


Тема 5. С.Я. Маршак «Старуха, дверь закрой» (1 ч) (урок – игра)

Работа над интонационной стороной речи.

Речевые игры.


Тема 6. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок) (1 ч) (урок – путешествие)

Работа над интонационной стороной речи.

Теневой театр.


Раздел 3. Зарубежная классическая литература (5 ч)

Тема 1. Ш.Перро. Сказка «Кот в сапогах» (1 ч) (урок – путешествие)

Работа над темпом речи.

Кукольный театр.


Тема 2. Жорж Санд «О чем говорят цветы» (1 ч) (уроки проверки и углубления понимания прочитанного)

Работа над темпом речи.

Настольный театр.


Тема 3. Х.К. Андерсен «Снежная королева» (отрывок) (1 ч) (урок рекомендации нового произведения и знакомства с ним)

Работа над ритмом речи.

Кукольный театр.


Тема 4. Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес» (отрывок) (1 ч) (урок рекомендации нового произведения и знакомства с ним)

Работа над ритмом речи.

Кукольный театр.


Тема 5. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» (отрывок) (1 ч) (урок рекомендации нового произведения и знакомства с ним)

Работа над фразой.

Настольный театр.










II. Результативность.

Результатом описанной программы явилось:

  1. Положительная динамика в развитии устной речи – повышение уровня внятности на 17%). (Приложение 2. Диаграмма). На речевых конференциях учащиеся неизменно занимают призовые места. (Приложение 10.Фото)

  2. Положительная динамика в развитии интереса к самостоятельному чтению книг – повышение уровня познавательного интереса на 25%. (Приложение 3. Диаграмма);

  3. Высокий уровень качества знаний обучающихся по литературе (100%);

  4. Положительная динамика в развитии эмоциональной сферы; (Приложение 4. Циклограмма)

  5. Преодоление психологического зажима при выходе на публику. Моя ученица, Арнопольская Юлия, стала победителем общешкольного I конкурса чтецов «Стихи о маме, о весне» для слабослышащих обучающихся, воспитанников, другие мои ученики, Утюшев Евгений, Аликов Александр, Горопченко Макар, стали дипломантами этого конкурса (Приложение 5. Грамота) Дети стали более уверенно вступать в общение с окружающими, выступать на праздниках. (Приложение 6. Сценарий, фото. Приложение 7.) Мой ученик, Голопузов Юрий, успешно выступил на межрегиональном фестивале «Я вам песню покажу».

  6. Высокий уровень познавательной деятельности. Дети активно участвуют в театральных постановках, спектаклях. (Приложение 8, 9. Сценарии сказок Ш. Перро «Красная шапочка» и «Кот в сапогах», фото, отзыв о сказке, размещенный на школьном сайте)


III. Презентация программы

Рабочая программа рассмотрена и утверждена в ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(К)ОШИ № 7» педагогическим советом № 1 от 30 августа 2009 г .

Библиография

  1. Абалкин Н. Рассказы о театре. - М.,1981

  2. Андреева Л. В. Сурдопедагогика. – М.: «Академия», 2005. – 576 с.

  3. Базанов В.В. Техника и технология сцены. - М., 1976.

  4. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. - М., 2004.

  5. Берёзкин В.И. Искусство оформления спектакля. - М., -1986.

  6. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. – М.: «Академия», 2002. – 224 с.

  7. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. - М., 2000.

  8. Борисова Н. В. Новые технологии обучения и деловой игры. – М., 1983.

  9. Былеева Л.В. Русские народные игры. – М., 1986.

  10. Быкова Л. М., Вишневская Е. Е. Методика развития речи глухих школьников в младших классах. – Л., 1979.

  11. Внеклассная работа по развитию речи в школе слабослышащих./ Под ред. А. Г. Зикеева, В. В. Тимохина. – М.: «Просвещение», 1978. – 112 с.

  12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: «Просвещение», 1926.

  13. Выготский Л. С. Мышление и речь.// Собр. Соч.: в 6 т. – М.: «Просвещение», 1982. – Т.2. – С. 18 - 25.

  14. Габуева З.У. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе: практическое пособие. - М., 2006.

  15. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3, 4 класс. – М.: Баласс,2004. – 48 с.

  16. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе.- М., 2003.

  17. Горбунова Е.А. Состояние внеклассного чтения глухих старшеклассников//Развитие глухих учащихся условиях внеклассной и внешкольной работы. - М., 1983.

  18. Горянина В. А. Психология общения. – М.: «Академия», 2005. – 416 с.

  19. Гурков А.Н. Школьный театр. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

  20. Джежелей О.В. Из детских книг. – М., 1995.

  21. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе (4-8 класс). - М., 1980.

  22. Зыкова М. А. О речевом общении глухих младших школьников.// Дефектология. – 2001. - №3. С. 21-24.

  23. Зыкова Т. С. Характеристика речевого развития выпускников школ для глухих детей.// Дефектология. – 2000. - №6. С.88-93; 2001. - №1. С. 86-96.

  24. Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – М., 2007.

  25. Когородский З.Я. Ваш театр. - М., 1984.

  26. Козлянинова И.П., Черали Э.М. Речевой голос и его воспитание. - М., 1985.

  27. Колтуненко И. В. Работа учителя школы глухих по развитию речи учащихся вне класса. – М., 1972.

  28. Колчев Ю.В., Колчева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса. – 2000. – 96 с.

  29. Кулакова Е. В. Развитие навыков коммуникации у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочное время.// Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности./ Под ред. Е. Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 295 с.

  30. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. - М., 2001.

  31. Кубасова О.В. Выразительное чтение. - М., 2001.

  32. Методика преподавания русского языка в школе глухих./ Под ред. Л. М. Быковой. – М., ВЛАДОС, 2002. – 400 с.

  33. Муравьева Б.Л. От дыхания к голосу.- М., 1982.

  34. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. - М., 1989.

  35. Новоторцева И.В. Артикуляционная гимнастика. - М.. 1996.

  36. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и пед. колледжей./ Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: «Педагогическое общество России», 1998. – 640 с.

  37. Перова Е.Н., Цуканова М.И. Сценарии литературного клуба. - М., 2007.

  38. Петерсон. Л., Коннор Д.О. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на-Дону, 2007.

  39. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений І вида. «Язык и литература, 6 класс» Носкова Л.П. – М.: Просвещение, 2005.

  40. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений ІІ вида. «Обучение произношению» Коровин К.Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И. – М.: Просвещение, 2006.

  41. Программа общеобразовательных учреждений. «Литература, 5 класс» Коровина В.Я. – М.: Просвещение, 2005.

  42. Речицкая Е. Г. Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы. – Ленинград, 1988. – 114 с.

  43. Речицкая Е.Г. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности. – М.: «ВЛАДОС», 2005. – 295 с.

  44. Речицкая Е. Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 156 с.

  45. Речицкая Е. Г. , Богданова Т.Г., Горбунова Е.А. и др. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. В 2-х частях. – М., 2009.

  46. Скрипник И.С. Театр теней. – М., 2005. – 221 с.

  47. Слуцкая Н.Б. Нескучные каникулы: методические рекомендации, сценарии, игры. - Ростов-на-Дону, 2004.

  48. Сурдопедагогика./ Под ред. Е. Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 655 с.

  49. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., 2001.

  50. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.

  51. Шильгави В.П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. - М., 1980.










Рабочая программа по внеклассному чтению для слабослышащих детей 5 - 6 классов.
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная разработка представляет программу по внеклассному чтению с использованием элементов театральной деятельности  для слабослышащих детей 5-6 классов.

В процессе проведения  уроков по данной программе происходит формирование речевой деятельности, развитие языковой способности, воспитание речевого поведения, потребности в общении словесными средствами слабослышащих детей со слышащими  детьми.

Данная  программа является эффективной, она вносит изменения в содержание  занятий и предлагает использование новых форм упражнений.

 

 

 

Автор Парамонова Надежда Геннадьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1868
Номер материала 21654
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓