Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 41»
РАССМОТРЕНА
на заседании методического объединения
Протокол №1 от «22» августа 2014 г.
|
СОГЛАСОВАНА
на заседании
методического совета
Протокол №1 «25»
августа
2014 г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 41»
________________
Н.Н. Фадеева
Приказ
от «26» августа 2014 г.
№
159
|
Рабочая
программа
по
учебному предмету
«Русский
язык»
7
класс
Учитель:
Гришина Светлана Викторовна
Квалификационная
категория: высшая
2014
– 2015 учебный год
Содержание
рабочей программы
Паспорт рабочей
программы…………….……………………………….3
Пояснительная записка……………………………………………………...4-5
Содержание программы по
предмету ……………………………………6-8
Календарно –
тематическое планирование……………………………….9-14
Требования к уровню
подготовки обучающихся………………………..15
Формы контроля уровня
достижений учащихся и критерии оценки…….16-19
Учебно – методическое обеспечение
для учителя и для учащихся…….20
Контрольно – измерительные
материалы…………..……………………21-23
Лист изменений и дополнений……………………………………………...24
Паспорт
рабочей программы
Тип программы программа среднего (полного)
общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного
предмета
Назначение программы:
- для обучающихся (слушателей) образовательная программа
обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах,
права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых
услуг;
- для педагогических работников МБОУ «СОШ №41» программа
определяет приоритеты в содержании среднего (полного) общего образования и
способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего
образования;
- для администрации МБОУ «СОШ № 41» программа является
основанием для определения качества реализации среднего (полного) общего
образования.
Категория обучающихся: учащиеся 7 класса МБОУ
« СОШ № 41»
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 175 часов
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 5 часов в неделю.
Формы контроля: устный ответ, контрольный диктант, сочинение, изложение.
Пояснительная
записка
Рабочая
программа по русскому языку составлена на основании следующих
нормативно-правовых документов:
1. Федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому
языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
2. Федерального Закона
«Об образовании в Российской Федерации» (статья 28, 34).
3. Учебного плана МБОУ
« СОШ № 41» на 2014 -2015 учебный год.
4. Положения о рабочей
программе учебных предметов «МБОУ «СОШ №41»
5. Программы
общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы авторов М.Т.
Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, 10-е издание.- М.: «Просвещение», 2009
г.
Рабочая программа
по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы:
паспорт, содержание тем учебного курса, пояснительную записку,
учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся,
контрольно-измерительные материалы, перечень учебно-методического обеспечения.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а
также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В
основе программы лежит принцип единства.
Задачи
преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» в современной
школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся
знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это
специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и
общепредметные задачи.
Специальными
целями преподавания русского языка в 7 классе являются формирование языковой,
коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
формирования у
учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о
родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и
эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная
компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования
родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения
следующих практических задач: формирования прочных орфографических и
пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения
нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать
свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку
учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его
применения.
Лингвистическая
компетенция — это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах,
целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах
развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными
задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся
средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение
школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой,
совершенствование навыков чтения.
Рабочая программа
по русскому языку предполагает 5 часов в неделю в общеобразовательных классах
базового уровня подготовки. Авторская программа рассчитана на 170 часов, а
учебный план на 175 часов, поэтому в рабочей программе 5 часов добавлено на
раздел «Повторение и систематизация пройденного в 7 классе».
Контрольно-измерительные материалы данной рабочей программы утверждены на
заседании методического объединения учителей гуманитарных дисциплин (протокол №
1 от 22.08.14)
Содержание программы по предмету
7 класс
(175 ч)
Русский
язык как развивающееся явление
(1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ
ПРОЙДЕННОГО В V—VI
КЛАССАХ
(12ч +
2 ч)
Публицистический
стиль, его жанры, языковые особенности. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА
РЕЧИ
Причастие
(25 ч
+ 6 ч)
I.
Повторение пройденного о глаголе в V и VI
классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия.
Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные
причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот;
выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных
причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование
действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
(ознакомление).
Не с
причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных
причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и
прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких
причастиях.
II.
Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый,
принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять
причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми
существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том
числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с
описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности.
Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных
общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие
(10 ч
+ 2 ч)
I.
Повторение пройденного о глаголе в V и VI
классах.
Деепричастие.
Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий
в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки
препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия
запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их
образование.
Не с
деепричастиями.
II.
Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III.
Рассказ по картине.
Наречие
(28 ч
+ 6 ч)
I.
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени
сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий.
Словообразование наречий.
Правописание не с
наречиями на -о и -е\ не- и ни- в наречиях.
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и
е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на
конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные
написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
II.
Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи
наречия-синонимы и антонимы.
III.
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые
особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория
состояния
(4 ч +
2 ч)
I.
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль
слов категории состояния.
П. Выборочное изложение
текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ
ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
Предлог
(11 ч
+ 2 ч)
I.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении.
Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги.
Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные
написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в
предлогах из-за, из-под.
II.
Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение
правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря,
согласно, вопреки.
Умение пользоваться в
речи предлогами-синонимами.
III.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе
увиденного на картине.
Союз
(16 ч
+ 2 ч)
I.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении.
Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные
союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление
сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление
подчинительных союзов в сложном предложении. Тестообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные
написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от
местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так
с частицей же.
II.
Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III.
Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица
(18 ч
+ 4 ч)
I.
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении.
Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме
частиц не и ни. Правописание не и ни с различными
частями речи.
II.
Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие.
Звукоподражательные слова
(4 ч)
I.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные
слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное
выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II.
Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ
И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII
КЛАССЕ
( 17
+ 2 ч)
Календарно-тематическое
планирование
№ п/п
|
Название
разделов и тем
|
Количество
часов
|
Дата
проведения
|
|
|
|
1
|
Русский язык как развивающееся явление
|
1
|
01-05.09
|
Повторение
пройденного в 5-6 классах (12ч+2ч)
|
2
|
Синтаксис. Синтаксический разбор.
|
1
|
01-05.09
|
3-4
|
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
|
2
|
5
|
Лексика и фразеология
|
1
|
6-7
|
Фонетика и орфография. Фонетический
разбор слова
|
2
|
08-12.09
|
8-9
|
Словообразование и орфография. Морфемный
и словообразовательный разбор.
|
2
|
10
|
Морфология и орфография. Морфологический
разбор слова
|
1
|
11-12
|
Морфология и орфография. Морфологический
разбор слова
|
2
|
15-19.09
|
13
|
Р.р. Текст.
|
1
|
14
|
Р.р. Стили литературного языка
|
1
|
15
|
Контрольный диктант по теме
«Повторение пройденного в 5-6 классах»
|
1
|
Морфология
и орфография. Культура речи. Причастие (25ч+6ч)
|
16
|
Причастие как часть речи
|
1
|
22-26.09
|
17
|
Р.р. Публицистический стиль
|
1
|
18
|
Склонение причастий и правописание
гласных в падежных окончаниях причастий
|
1
|
19-20
|
Причастный оборот. Выделение причастного
оборота запятыми
|
2
|
21
|
Р.р. Описание внешности человека
|
1
|
29-03.10
|
22
|
Действительные и страдательные причастия
|
1
|
23
|
Краткие и полные страдательные причастия
|
1
|
24-25
|
Действительные причастия настоящего
времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
|
2
|
26
|
Действительные причастия прошедшего
времени
|
1
|
06-10.10
|
27
|
Р.р. Изложение с изменением формы действующего лица
|
1
|
06-10.10
|
28-29
|
Страдательные причастия настоящего
времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
|
2
|
30
|
Страдательные причастия прошедшего
времени
|
1
|
31
|
Гласные перед н в полных и кратких страдательных
причастиях
|
1
|
13-17.10
|
32
|
Одна и две буквы н в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных
прилагательных
|
1
|
33
|
Контрольный диктант по теме
«Причастие»
|
1
|
34-35
|
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных
|
2
|
36-37
|
Одна и две буквы н в суффиксах кратких
страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных
|
2
|
20-24.10
|
38
|
Р.р. Выборочное изложение с описанием внешности
|
1
|
39
|
Морфологический разбор причастия.
|
1
|
|
40
|
Слитное и раздельное написание не с
причастиями
|
1
|
41-42
|
Р.р. Сочинение по личным наблюдениям на тему: «Вы с ним знакомы»
|
2
|
27-31.10
|
43-44
|
Слитное и раздельное написание не с причастиями
|
2
|
45
|
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени
|
1
|
46
|
Повторение по теме «Причастие»
|
1
|
10-14.11
|
Деепричастие
(10ч+2ч)
|
47
|
Деепричастие как часть речи
|
1
|
10-14.11
|
48-50
|
Деепричастный оборот. Знаки препинания в
предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами.
|
3
|
51
|
Не с деепричастиями.
|
1
|
17-21.11
|
52
|
Деепричастия несовершенного вида.
|
1
|
53
|
Деепричастия совершенного вида
|
1
|
54-55
|
Р.р. Сочинение - рассказ на основе картины С.Григорьева «Вратарь»
|
2
|
56
|
Деепричастия совершенного вида
|
1
|
24-28.11
|
57
|
Морфологический разбор деепричастия
|
1
|
58
|
Повторение по теме «Деепричастие»
|
1
|
Наречие (28ч+6ч)
|
59-60
|
Наречие как часть речи
|
2
|
24-28.11
|
61-62
|
Смысловые группы наречий
|
2
|
01-05.12
|
63
|
Р.р. Сочинение по картине И.Попова «Первый снег»
|
1
|
64-65
|
Степени сравнения наречий
|
2
|
66
|
Морфологический разбор наречия
|
1
|
08-12.12
|
67
|
Р.р. Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища»
|
1
|
68-70
|
Слитное и раздельное написание не с
наречиями на -о, -е.
|
3
|
71-72
|
Буквы е и и в приставках не- и ни-
отрицательных наречий
|
2
|
15-19.12
|
73
|
Контрольный диктант по теме
«Наречие»
|
1
|
74
|
Буквы е и и в приставках не- и ни-
отрицательных наречий
|
1
|
75
|
Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е
|
1
|
76-77
|
Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е
|
2
|
22-26.12
|
78
|
Р.р.
Описание действий
|
1
|
79
|
Р.р.
Сочинение в форме репортажа о процессе труда
|
1
|
80
|
Буквы о и е после шипящих на конце
наречий
|
1
|
81-82
|
Буквы о и а на конце наречий
|
2
|
12-16.01
|
83
|
Р.р.
Подробное изложение с элементами сочинения
|
1
|
84-85
|
Дефис между частями слова в наречиях
|
2
|
86
|
Дефис между частями слова в наречиях
|
1
|
19-23.01
|
87
|
Р.р. Сочинение-описание
действий по картине Е.Н.Широкова «Друзья»
|
1
|
88-89
|
Слитное и раздельное написание приставок
в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
|
2
|
90
|
Мягкий знак на конце наречий
|
1
|
91-92
|
Повторение изученного по теме «Наречие»
|
2
|
26-30.01
|
Категория
состояния (4ч+2ч)
|
93-94
|
Категория состояния как часть речи
|
2
|
26-30.01
|
95
|
Р.р. Сжатое изложение с описанием состояния природы
|
1
|
96-97
|
Морфологический разбор категории
состояния
|
2
|
02-06.02
|
98
|
Р.р. Сочинение на лингвистическую тему
|
1
|
02-06.02
|
Служебные
части речи. Культура речи (1ч)
|
99
|
Самостоятельные и служебные части речи
|
1
|
02-06.02
|
Предлог
(11ч+2ч)
|
100
|
Предлог как часть речи
|
1
|
02-06.02
|
101
|
Предлог как часть речи
|
1
|
09-13.02
|
102-103
|
Употребление предлогов
|
2
|
104-105
|
Непроизводные и производные предлоги
|
2
|
106
|
Простые и составные предлоги
|
1
|
16-20.02
|
107
|
Морфологический разбор предлога
|
1
|
108-109
|
Р.р. Сочинение-повествование по данному началу
|
2
|
110
|
Слитное и раздельное написание
производных предлогов
|
1
|
111-112
|
Слитное и раздельное написание
производных предлогов
|
2
|
23-27.02
|
Союз
(16ч+2ч)
|
113
|
Союз как часть речи
|
1
|
|
114
|
Простые и составные союзы
|
1
|
115
|
Союзы сочинительные и подчинительные
|
1
|
116
|
Союзы сочинительные и подчинительные
|
1
|
02-06.03
|
117
|
Запятая между простыми предложениями в
союзном сложном предложении
|
1
|
118
|
Сочинительные союзы
|
1
|
119
|
Сочинительные союзы
|
1
|
120
|
Подчинительные союзы
|
1
|
121
|
Подчинительные союзы
|
1
|
09.13.03
|
122
|
Морфологический разбор союза
|
1
|
123
|
Контрольный диктант по теме
«Предлоги и союзы»
|
1
|
124-125
|
Слитное написание союзов также, тоже,
чтобы
|
2
|
126
|
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
|
1
|
16-20.03
|
127-128
|
Р.р. Сочинение – рассуждение на тему «Книга - наш друг и советчик»
|
2
|
129-130
|
Повторение изученного о предлогах и
союзах
|
2
|
16-20.03
|
Частица
(18ч+4ч)
|
131
|
Частица как часть речи
|
1
|
30-03.04
|
132-133
|
Разряды частиц. Формообразующие частицы.
|
2
|
134-135
|
Смысловые частицы
|
2
|
136
|
Смысловые частицы
|
1
|
06-10.04
|
137-138
|
Раздельное и дефисное написание частиц
|
2
|
139-140
|
Р.р. Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины К.Ф. Юон
|
2
|
141
|
Морфологический разбор частицы
|
1
|
13-17.04
|
142-143
|
Отрицательные частицы не и ни
|
2
|
144-145
|
Различение частицы и приставки не-
|
2
|
146-147
|
Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни
|
2
|
20-24.04
|
148-149
|
Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету
|
2
|
150
|
Повторение изученного по теме «Частица»
|
1
|
151
|
Повторение изученного по теме «Частица»
|
1
|
27-01.05
|
152
|
Контрольный диктант по теме
«Частица»
|
1
|
Междометие
(4ч)
|
153-154
|
Междометие как часть речи
|
2
|
27-01.05
|
155
|
Дефис в междометиях. Знаки препинания
при междометиях
|
1
|
156
|
Дефис в междометиях. Знаки препинания
при междометиях
|
1
|
04-08.05
|
Повторение
и систематизация пройденного в 7 классе (17ч + 2ч)
|
157
|
Разделы науки о русском языке
|
1
|
|
158
|
Р.р. Текст. Стили речи
|
1
|
159-160
|
Фонетика. Графика
|
2
|
161
|
Лексика и фразеология
|
1
|
11-15.05
|
162
|
Морфемика. Словообразование
|
1
|
163
|
Контрольный диктант по теме
«Повторение и систематизация пройденного в 7 классе»
|
1
|
164
|
Морфемика. Словообразование
|
1
|
11-15.05
|
165
|
Морфология
|
1
|
166
|
Морфология
|
1
|
18-22.05
|
167-168
|
Р.р. Сочинение на тему «Удивительное рядом»
|
2
|
169-170
|
Орфография
|
2
|
171-172
|
Синтаксис
|
2
|
25-29.05
|
173-175
|
Пунктуация
|
3
|
|
Требования
к уровню подготовки обучающихся
I.
Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе
языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных
правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II.
К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими
умениями и навыками:
— производить
морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе,
синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в
простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
— составлять
предложения с причастными и деепричастными оборотами;
— соблюдать нормы
литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно
писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические
ошибки.
Правильно писать
изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации.
Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после существительного, деепричастные
обороты.
По связной речи. Адекватно
воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как
письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать
человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты;
сочинения-рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и
четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии
оценки
(устный
ответ, контрольный диктант, сочинение, изложение)
Оценка
устных ответов
Оценка
«5» ставится,
если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение
языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои
суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только
по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал
последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка
«4»
ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и
для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет и 1-2
недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка
«3»
ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной
темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении и
формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать
свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и
допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка
«2»
ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего
раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и
правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка контрольных диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из
диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид
работы.
Оценка
«5»
выставляется за безошибочную работу, а также при наличии одной негрубой орфографической
или негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка
«4»
выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или
4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3-х
орфографических ошибках, если среди есть однотипные.
Оценка
«3»
выставляется при 4-х орфографических и 4-х пунктуационных ошибках, или 3-х
орфографических и 5 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при
отсутствии орфографических ошибок. В 5кл. допускается выставление оценки «3»
при 5 орфографических и 4-х пунктуационных. Оценка «3» может быть поставлена
при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других
имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка
«2»
выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или
6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок,
5
орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных
ошибок.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться
следующими критериями:
Оценка
«5»
ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка
«4»
ставится, если ученик выполнил не менее ¾ заданий.
Оценка
«3»
ставится за работу, в которой выполнено правильно не менее половины заданий.
Оценка
«2»
ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка
сочинений и изложений
Оценка
|
Содержание и
речь
|
Грамотность
|
«5»
|
Содержание работы
полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание
излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря,
разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В
целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета
|
Допускаются:
1
орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
|
«4»
|
Содержание работы в
основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические
неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы
отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе
допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых
недочетов.
|
Допускаются:
2
орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3
пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии
орфографических, а также 2 грамматические ошибки.
|
«3»
|
В работе
допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в
ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения
последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические
конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не
отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе
допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
|
Допускаются:
4
орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5
пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических
ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок), а также 4
грамматические ошибки.
|
«2»
|
Работа не
соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена
последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь
между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа
написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между
ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое
единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов
в содержании.
|
Допускаются:
7
орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8
пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8
орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
|
Учебно-методическое
обеспечение для учителя и учащихся
Базовый
учебник
Учебник
для общеобразовательных учреждений «Русский язык»: 7 кл./ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. - М.: Просвещение, 2010
Дополнительная
литература для учителя.
1.
М.В. Федорова «Уроки русского языка в 7 классе». - М.:
«Просвещение», 2001.
2.
Г. А. Богданова «Русский язык 7 класс».- М.: «Просвещение», 2003
Дополнительная
литература для учащихся
1. Баранов М.Т.
Школьный орфографический словарь русского языка/М.Т. Баранов. – 11-е изд. – М.,
2007.
2. Баранов
М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/
a. М.Т.
Баранов. – 4-е изд. – М., 2006.
3. Баранов
М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т. Баранов,
a. Т.А.
Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. – 10-е изд. – М., 2007.
Контрольно
- измерительные материалы
Контрольный
диктант по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах»
Шел Васютка по
тайге, следил за памятками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая
таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве,
отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За ним пойдут другие люди.
Собьют мох, притопчут траву, отпечатают следы — и получится тропинка. Лесные
тропинки узкие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные
тропинки зарастают со временем. На самой вершине старой взлохмаченной ели
Васютка увидел кедровку. На мху валялись шишки. В некоторых отверстиях шишек,
как пчелки, торчали орехи. Но пробовать их бесполезно. Удивительно чуткий клюв
у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнездышка.
Вдруг впереди Васютки
что-то захлопало. Он вздрогнул от неожиданности и увидел большую
черную птицу .
(116 сл.)
(В. Астафьев)
Контрольный
диктант по теме «Причастие»
Осенний
лес
Красив и печален
русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы
выделяются яркие пятна кленов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами
листва, опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика.
Тонко просвистит рябчик, прокличут в небе журавли, пролетающие косяком.
Что-то грустное,
прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идешь по
такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа.
Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. Прозрачен и чист
воздух, прозрачна вода в лесных ручьях. Еще цветут осенние поздние цветы.
Готовятся к отлету певчие птицы. Иногда затрещит в лесу дрозд, застучит дятел,
сидящий на сухом дереве. Еще зеленый стоит на краю леса старый развесистый
дуб, роняющий на землю спелые желуди.
(120 слов.)
(По И. Соколову-Микитову.)
(По А. Грину)
Контрольный
диктант по теме «Наречие»
Мальчик брел по
тайге, почти падая от усталости. Неожиданно лес
расступился, открыв
перед ним отлогий берег Енисея. У Васютки дух
захватило — так
красива, так широка была его родная река. А раньше она
ему казалась
обыкновенной и не очень приветливой.
От радости Васютка
принялся прыгать, подбрасывать горстями песок.
Неожиданно Васютка
очнулся, и даже несколько смутился, огляделся вокруг.
Но никого и нигде не
было, и он стал решать, куда идти: вверх или вниз по
Енисею?
Васютка смотрит то
вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу друг
другу, хотят сомкнуться
и теряются в просторе.
Вот в верховьях реки
появился дымок. Идет пароход. Долго ждать его.
Пароход все
приближался и приближался. На нем маячили фигурки пассажиров. Васютка
заметался на берегу. Кто-то заметил его и помахал
рукой.
(125 слов.)
(По В. Астафьеву.)
Контрольный
диктант по теме «Предлоги и союзы»
В течение многих
тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше
шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то
же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно
разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части
расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них
попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой
разрывает самые твердые камни.
Растения и животные
тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют
кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадает семя, то она
разрастается и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого
происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение
многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.
(128 слов.)
(Н.Е. Ефимова.)
Контрольный
диктант по теме «Частица»
С. И. Ожегов —
известный лексикограф. Кто не знает его "Словаря русского языка"!
Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов,
ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на
фронт1. Ожегов тоже собирался на фронт, но по состоянию здоровья ему
было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над
словарем, не прекращая работы и в годы войны.
Наверное, нет такого
человека в нашей стране, который бы не знал этого справочника, ни разу в своей
жизни не пользовался им, не держал в руках этот объемистый том в тысячу
страниц.
В пределах одного
тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного
русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего
составителя. Словарь Ожегова — настольное пособие для людей, любящих русский
язык.
(132 слова.)
Контрольный
диктант по теме «Повторение и систематизация
пройденного в 7 классе»
Слева раздались
какие-то странные звуки. Мы тихонько пошли вперед. Около большой липы возился
медведь, стараясь добыть мед из дупла дерева, росшего вплотную к скале. Стоя
на задних лапах, он тянулся куда-то. Просунуть лапу в дупло ему мешали камни.
Ворча, медведь изо всех сил тряс дерево. Вокруг него вились пчелы и жалили его.
Медведь кричал тоненьким голоском, валяясь по земле, и затем снова принимался
за работу. Вот он утомился, сел по-человечески на землю и, закрыв рот, стал
смотреть на дерево, что-то соображая. Так просидел он в течение нескольких
минут, затем поднялся, подбежал к липе и полез на вершину. Забравшись наверх,
он протиснулся между скалой и деревом и, упершись лапами в камни, начал давить
спиной в дерево. Оно подалось немного. Медведь, переменив положение, уперся
спиной в скалу и стал лапами давить на дерево. Липа затрещала, рухнув на землю,
теперь легко добыть мед, с трудом собранный
пчелами.
(143 слова.)
(По В. Арсеньеву.)
Лист изменений и дополнений
№
п/п
|
Дата
изменений
|
Причина
изменений
|
За
счет чего
произошла
корректировка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.