РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Базовый уровень
Рабочая программа составлена в
соответствии с Примерной программой среднего общего
образования по информатике и информационным технологиям на базовом уровне с
учетом Федерального компонента Государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, в соответствии с Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений
в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего и профильного
образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации
от 09 марта 2004 г. № 1312», Приказом департамента образования ЯНАО от 17 июня
2011 №1012 «О внесении изменений в региональный базисный план для общеобразовательных
учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования, утверждённый
приказом департамента образования ЯНАО от 11 мая 2006 г. № 500» и на основе
Программы курса «Информатика и ИКТ» (базовый и профильный уровни) (10-11
классы) Н.Д.Угринович (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.
2-11 классы/ Составитель М.Н.Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010)
Структура
документа
ü
Пояснительная записка:
· требования
к уровню подготовки выпускников
· содержание
тем учебного курса
· технологии,
формы, методы, приёмы обучения
· учебно-методическое
обеспечение
ü
Календарно-тематическое планирование
ü
Практическая часть
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая
характеристика учебного предмета
Рабочая программа разработана в полном
соответствии с программой курса «Программы
курса «Информатика и ИКТ» (базовый и профильный уровни) (10-11 классы)
Н.Д.Угринович (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11
классы/ Составитель М.Н.Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010), учебно-методическим
комплектом и направлена на достижение следующих целей и задач:
Цели:
ü
развитие
навыков проектирования и работы с информацией средствами предмета «Информатика
и ИКТ», освоение основных знаний и формирование умений по обеспечению
информационной культуры, стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного
общества.
ü
освоение
системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной
научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и
технических системах;
ü
овладение
умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели
реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и
коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
ü
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем
освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных
школьных предметов;
ü
воспитание
ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной
деятельности;
ü
формирование
опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной
учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи:
ü
образовательные:
освоение основ программирования; закрепление приобретенных на предыдущих
уровнях обучения системы базовых знаний в образовательной области
«Информатика»; практическое применение изученного материала; освоение знаний,
составляющих основу научных представлений об информации.
ü
развивающие:
развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся; развитие навыков
индивидуальной практической деятельности; развитие коммуникационной
компетентности у учащихся; развитие способности логически рассуждать, делать
выводы; формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;
ü
воспитательные:
воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать; воспитание
трудолюбия, чувства уважения к науке; профессиональная ориентация и подготовка
к трудовой деятельности.
Информатика
– это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах
различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных
процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения,
развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников;
освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам,
как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными
объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные
процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на
основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через
такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и
информационные основы управления.
Практическая
же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств
информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования
функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности
выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс
нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире;
искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать
информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать
свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы
Большое
внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного
мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных
технологий
Место предмета в базисном учебном плане
Данная
программа по информатике и ИКТ предназначена для обучения школьников 10 класса
на базовом уровне, обеспечивая выход на стандарт общего образования в
общеобразовательных учреждениях. Программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1
час в неделю.
Требования
к уровню подготовки учащихся
Учащиеся 10
класса, прошедшие обучение по данной программе, должны овладеть базовыми
знаниями и умениями, а именно:
должны знать и понимать:
ü устройство средств
информационных и коммуникационных технологий, необходимых в данном профиле и их
функциях, в частности: периферийных устройств, шин, интерфейсов, носителей
информации;
ü особенности
восприятия, запоминания и обработки информации человеком;
ü источник и
приемник информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения
информации при передаче; принципы организации и функционирования Интернета,
систему адресации в Интернете;
ü средства массовой
информации, информационную этику и право, информационную безопасность,
особенности информационных потоков в профильной области;
должны уметь (владеть способами познавательной деятельности):
ü оперировать с
информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях
информационных и коммуникационных технологий, в том числе:
ü пользоваться
экранной справочной системой;
ü соблюдать права
интеллектуальной собственности на информацию;
ü оценивать числовые
параметры информационных объектов и процессов, в частности, при рассмотрении
выполнимости проекта, выборе оптимального способа действий:
ü объем памяти,
необходимый для хранения информации;
ü скорость передачи
и обработки информации;
ü создавать
информационные объекты различной формы представления с уровнем сложности,
отвечающим потребностям образовательного процесса в рамках профиля;
преобразовывать одну форму представления в другую без потери смысла и полноты
информации; создавать видеофильмы (в том числе с использованием систем нелинейного
монтажа) и простейшие мультипликации;
ü строить
информационные модели различных объектов, используя для этого типовые средства
(таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.).
ü решать простейшие
задачи, относящиеся к базовым математическим объектам;
ü выделять и
анализировать информационный аспект в деятельности человека в профильных
дисциплинах;
ü составлять
последовательность предписаний, описывающих ход решения задачи, на естественном
языке и переводить ее на формализованный язык (алгоритмический или язык
блок-схем);
ü определять
необходимые источники информации: публикации СМИ, библиотеки научной и учебной
литературы, файлы и базы данных, электронные библиотеки, информационные ресурсы
сети Интернет.
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
ü выполнять
операции, связанные с использованием современных средств ИКТ на уровне
квалифицированного пользователя, свободно пользоваться персональным компьютером
и его типовым периферийным оборудованием (принтер, сканер, мультимедийный
проектор, цифровая камера, модем), использовать специализированное оборудование
в соответствии с профилем;
ü знать и практически
использовать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
ü уметь выбрать
устройства и носители информации в соответствии с решаемой задачей;
ü искать информацию
по профилю с применением конструкций и правил поиска: в базах данных, в
Интернете, в некомпьютерных источниках информации при выполнении заданий и
проектов, знать основные образовательные и профильные информационные ресурсы в
сети Интернет, уметь находить, отбирать и использовать эти ресурсы в учебной и
повседневной деятельности;
ü представлять
информацию в виде мультимедиа объекта с системой ссылок (например, для
размещения в Интернете); готовить и проводить выступления, участвовать в групповом
обсуждении, фиксировать его ход и результаты;
ü использовать
цифровую телекоммуникацию в коллективной учебной деятельности по профилю:
передавать информацию по телекоммуникационным каналам, соблюдая соответствующие
нормы и этикет, сохранять для индивидуального использования объекты из
Интернета и ссылки на них, подписываться на рассылку, участвовать в телеконференции,
видеоконференции.
Содержание
тем учебного предмета «Информатика и ИКТ»
I полугодие - 16 часов
II полугодие – 19 часов
(1 ч в неделю)
Тема
1. Введение. Информация и информационные процессы - 4 часа
Информатика и ИКТ-10:
Введение. Информация и информационные процессы.
Тема
2. Информационные технологии – 13 часов
1.1. Кодирование и обработка текстовой информации.
1.1.1. Кодирование текстовой информации
1.1.2. Создание документов в текстовых редакторах
1.1.3. Форматирование документов в текстовых
редакторах
1.1.4. Компьютерные словари и системы
компьютерного перевода текстов
1.1.5. Системы оптического распознавания
документов
1.2. Кодирование и обработка графической информации.
1.2.1. Кодирование графической информации
1.2.2. Растровая графика
1.2.3. Векторная графика
1.3. Кодирование звуковой информации.
1.4. Компьютерные презентации
1.5. Кодирование и обработка числовой информации.
1.5.1. Представление числовой информации
с помощью систем счисления
1.5.2. Электронные таблицы
1.5.3. Построение диаграмм и графиков
|
Практическая работа 1.1. Кодировки русских букв
Практическая работа 1.2. Создание и форматирование документа
Практическая работа 1.3. Перевод с помощью онлайновых словаря и
переводчика
Практическая работа 1.4. Сканирование «бумажного» и
распознавание электронного текстового документа
Практическая работа 1.5. Кодирование графической информации
Практическая работа 1.6. Растровая графика
Практическая работа 1.7. Трехмерная векторная графика
Практические работы 1.8.1.-1.8.5. Выполнение геометрических
построений в системе компьютерного черчения КОМПАС
Практическая работа 1.9. Создание Flash-анимации
Практическая работа 1.10. Создание и редактирование
оцифрованного звука
Практическая работа 1.11. Разработка мультимедийной
интерактивной презентации «Устройство компьютера»
Практическая работа 1.12. Разработка презентации «История
развития ВТ»
Практическая работа 1.13. Перевод чисел из одной системы
счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа 1.14. Относительные, абсолютные и смешанные
ссылки в электронных таблицах
Практическая работа 1.15. Построение диаграмм различных типов
|
Контроль знаний и умений: самостоятельная
работа, тестирование, практическая работа.
|
Информатика и ИКТ-10: Глава 1. Информационные технологии.
|
Тема
3. Коммуникационные технологии – 16 часов
2.1. Локальные компьютерные сети
2.2. Глобальная компьютерная сеть Интернет.
2.3. Подключение к Интернету
2.4. Всемирная паутина
2.5. Электронная почта
2.6. Общение в Интернете в реальном времени.
2.7. Файловые архивы
2.8. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.
2.9. Геоинформационные системы в Интернете.
2.10. Поиск информации в Интернете
2.11. Электронная коммерция в Интернете.
2.12. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.
2.13. Основы языка разметки гипертекста.
|
Практическая работа 2.1. Предоставление общего доступа к
принтеру в локальной сети
Практическая работа 2.2. Создание подключения к Интернету
Практическая работа 2.3. Подключения к Интернету и определение
IP-адреса
Практическая работа 2.4. Настройка браузера
Практическая работа 2.5. Работа с электронной почтой.
Практическая работа 2.6.
Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях
Практическая работа 2.7. Работа с файловыми архивами
Практическая работа 2.8. Геоинформационные системы в Интернете
Практическая работа 2.9. Поиск в Интернете
Практическая работа 2.10. Заказ в Интернет-магазине
Практическая работа 2.11. Разработка сайта с использованием
Web-редактора
|
Контроль знаний и умений: тестирование
|
Информатика и ИКТ-10: Глава 2. Коммуникационные технологии.
|
Повторение
2 часа
При изучении курса используются следующие методы,
приёмы и формы работы: индивидуальная работа учащихся, работа в парах постоянного
и сменного состава, коллективные, групповые формы, беседы, компьютерные
практикумы и т.д.
В курсе информатики и ИКТ 10-го класса предусмотрены
формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах;
проектная работа; тестирование, контрольная работа; компьютерный практикум,
практическая работа, тестирование.
На основании решения заседания методического
объединения учителей математики, физики и информатики (протокол №1от30.09.2014.)
в 10-х классах по Программе среднего общего образования по информатике и ИКТ (базовый
уровень),
-контрольных работ – 3;
-практических работ – 20;
-тестирование – 3.
Межпредметные связи
В курсе изучаются
темы «Информационные технологии» и «Коммуникационные технологии», в которых используются
понятия из различных предметных областей: математики, физики, химии и
собственно информатики. Эти темы способствует информатизации учебного процесса
в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер.
Учебно-методическое
обеспечение
Преподавание курса ориентировано на
использование учебного программно-методического комплекта, в который входит:
1. Информатика
и ИКТ. Базовый уровень.: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. – М,:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2010.
- Информатика и
ИКТ. 8–11 классы. Методическое пособие. /Н.Д.Угринович.-
М,:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012
- Практикум по информатике и
информационным технологиям. Н.Д.Угринович и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2009
а также дополнительная литература:
- Информатика и ИКТ. 10-11 кл.
Профильный уровень. В 2 ч. Ч 1:10 кл.: учебник для
общеобразоват.учреждений / М.Е.Фиошин, А.А.Рссин, С.М.Юнусов. – М.:Дрофа,
2009
- Информатика. Задачник –
практикум в 2т. Под ред. И.Г Семакина, Л.А. Залоговой, С.В.Русакова: – М.:
БИНОМ, 2011
Для обеспечения
плодотворного учебного процесса используюется информация и материалы Интернет-
ресурсов:
1.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://www.mega.km.ru
2. Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
3. Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.2.75.6
4.
Федеральный центр
информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.