Главная / Начальные классы / Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» модуля «Основы светской этики»

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» модуля «Основы светской этики»




















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Основы религиозных культур

и светской этики». «Основы светской этики»

для 4 класса

начального общего образования
























.

1.Пояснительная записка

Статус программы: Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» модуля «Основы светской этики» разработана с целью - обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования____, создания условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебному предмету.

Программа позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами данного учебного предмета; конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам предмета и рекомендует последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;

2.Конституция Российской Федерации;

3.Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»);

5.Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.122012 г. № 1067, зарегистрирован Минюстом России от 30 января 2013 г., рег. № 26775 рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;

6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Текст] : учебное издание / А.  Я.  Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 24 с.;

7. Студеникин М.Т. «Основы светской этики», (4-5 класс). Программа курса: к учебнику Студеникина М.Т. «Основы светской этики». 4 класс / автор – составитель Студеникин М.Т. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / автор- Составитель Студеникин М.Т. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012;

8.Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» и приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области № 103/3431 от 03.08.2009 г.;

9. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.02.2012 года № 01-234 «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»»;

10.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.02.2012 года № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области»;



Цель учебного предмета ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Основные задачи учебного предмета ОРКСЭ:

1.Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2.Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

3.Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

4.Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;


Обоснование выбора модуля «Основы светской этики» по учебному предмету ОРКСЭ

Во втором полугодии 3-его класса общеобразовательным учреждением самостоятельно проведено анкетирование обучающихся и сбор заявлений их родителей (законных представителей) с целью определения образовательных, культурных и религиозных потребностей и перечня модулей учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», предлагаемых для изучения в 2013-2014 учебном году. В результате определено количество групп и наименования модулей для изучения в 4-ом классе. При определении количества групп, количества учителей и составлении расписания для изучения ОРКСЭ учреждению учтены образовательная концепция, цели, задачи, традиции наполнения содержания образования и возможности учреждения по организации образовательного процесса.

Выбор модулей по заявлениям родителей (законных представителей) зафиксирован в протоколе родительского собрания от 19. 04.2013 года № 5: а также закреплён протоколом Педагогического Совета учреждения и приказом о распределении учебной нагрузки педагогов (тарификации).



Наименование модуля ОРКСЭ

Количество учащихся,

выбравших модуль

Основы мировых религиозных культур




Основы светской этики

24

25

25

Основы православной культуры




Основы исламской культуры




Основы иудейской культуры




Основы буддийской культуры




Таким образом, модуль «Основы светской этики» выбрали все обучающиеся 3 – х классов в количестве 74 человек.


2.Описание места учебного предмета

В федеральном базисном учебном плане на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю (34 ч в год). В первом полугодии 4 класса изучается материал программы 4 класса, а во втором полугодии изучается материал программы 5 класса. (на основании приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 24.02.2012 года № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области»).


3.Основное содержание программы учебного предмета

Модуль «Основы светской этики» » в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить обучающихся с основны­ми нормами нравственности, дать первичные представления о мо­рали. Поставлена задача нравственного развития младших школь­ников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельно­сти предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упоря­дочить уже имеющиеся у них.

4 класс

Введение в предмет

Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его струк­тура. Истоки вежливых слов. Значе­ние вежливости

Россия — Роди­на моя

Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, рус­ские. Наша Родина — Россия, ее гео­графическое положение, природа, население. Радушие и доброжела­тельность россиян. Россия — много­национальное государство. Нацио­нальность и раса. Древние города России, их памятники культуры

Этика и этикет

Понятия этика, мораль (нравствен­ность). Назначение этики, ее кате­гории. Понятие этикет, его про­исхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершен­ствование. Современные правила поведения, манеры поведения чело­века, их характеристика

Вежливость

Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай сни­мать головной убор. Этикет привет­ствия в школе и дома, на улице. От­ношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга

Добро и зло

Понятия добро и зло Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских на­родных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голо­са, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдер­жанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать — начало доброго отноше­ния к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бес­корыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявле­ния доброты

Дружба и поря­дочность

Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Ка­чества настоящего друга и их прояв­ление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескоры­стие, справедливость. Взаимопони­мание, требовательность и ответ­ственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской ли­тературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила друж­бы. Отношения в классном коллек­тиве

Честность и искренность

Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выраже­ний о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что зна­чит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правди­вость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность — составная часть честности. Чест­ность по выполнению правил пове­дения в школе и дома, соблюдению законов

Гордость и гордыня

Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства челове­ка, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гор­дость за хорошие дела и поступки ге­роев России

Обычаи и обряды русского народа

Что такое обычай и обряд. Из исто­рии обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и заму­жества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом-солью. Этикет царского обеда. Осо­бенности бракосочетания в совре­менной России

Терпение и труд

Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематич­ность. Постоянные домашние по­ручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. По­вседневные дела и техника безопас­ности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание тру­да умственного и физического. Уче­ба — важнейший труд школьника

Семья

Семья — объединение людей разного возраста, основанное на кровнород­ственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фа­милия — наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Ро­дословная семьи

Семейные традиции

Традиция — передача из поколения в поколение правил поведения в се­мье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собствен­ные традиции семьи, их создание

Сердце матери

Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материн­ская любовь. Мать и счастье — не­раздельные понятия. Мать — творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих де­тей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к роди­телям, родным и близким

Правила твоей жизни

Сознательная дисциплина учащих­ся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного празд­ника. Самообслуживание учащих­ся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенно­сти общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопас­ности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им

Праздники народов России

Христианские праздники. Проис­хождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старин­ные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский со­чельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, сво­бода совести

Защитники Отечества

23 февраля — День защитника Оте­чества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Роди­ны с XIII до XX в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Ку­ликовская битва, борьба с поляка­ми в XVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная вой­на 1941—1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны


5 класс

Гражданин России

Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.

Порядочность

Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.

Совесть

Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее

цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.

Доверие и доверчивость

Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия.Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.

Милосердие и сострадание

Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.

Правда и ложь

Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь

правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.

Традиции воспитания

Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.

Честь и достоинство

Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.

Терпимость и терпение

Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.

Мужество

Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.

Равнодушие и жестокость

Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.

Самовоспитание

Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.

Учись учиться

Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.

Речевой этикет

Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы.

Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.

Мои права и обязанности

Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в

самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


4.Требование к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:

знать/понимать:

основные понятия религиозных культур;

историю возникновения религиозных культур;

историю развития различных религиозных культур в истории России;

особенности и традиции религий;

описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

уметь:

описывать различные явления религиозных традиций и культур;

устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

готовить сообщения по выбранным темам.».


5.Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых для оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы

В преподавании ОРКСЭ применяется безотметочная система контроля сформированности ключевых компетенций обучающихся. Оценка усвоения знаний и умений в учебном предмете ОРКСЭ осуществляется в процессе выполнения текущих домашних заданий и самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, словарей, творческих работ и исследовательских проектов обучающихся на завершающем этапе.

Эффективным элементом контроля, связанным с использованием проблемно-диалогической технологии, является самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

Объектами педагогического наблюдения, позволяющие оценить уровень духовно-нравственного развития учащихся 4 класса являются следующие показатели духовно-нравственного развития:

1. эмоционально-чувственный (нравственные чувства)

2. когнитивный (нравственная позиция)

3. эмоционально-действенный (практический): нравственное поведение, нравственные качества.


В условиях безотметочного обучения целесообразно выделить 3 уровня духовно-нравственного развития:

  • Низкий уровень

  • Средний уровень

  • Высокий уровень


Показатели

Планируемые результаты образовательной деятельности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Нравственные чувства

Имеет представления о базовых гуманистических, духовно-нравственных ценностях, знает нравственные правила, принципы, нормы этики

но не всегда проявляет эмоциональную отзывчивость, критичную нравственную самооценку, затрудняется в правильной аргументации различных точек зрения на безнравственные поступки, проявлении положительных и нравственных чувств в ситуациях высокого эмоционального напряжения.

Позитивно относится к базовым ценностям общества. Самостоятельно контролирует нравственные качества и мотивы своих поступков на основе нравственных правил, способен тормозить безнравственные (нежелательные) действия во взаимоотношениях с другими людьми на основе нравственной самооценки и самопроверки, самостоятельно и правильно аргументирует свою точку зрения, оценивая свои и чужие поступки, стремится к проявлению нравственных поступков и осуждает и безнравственные

Сформировано осознанное ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, уважительно относится к народным традициям, защитникам Родины, старшему поколению, родителям, имеет опыт переживания высоких нравственно-этических чувств, искренне проявляет положительные нравственно-этические чувства в обсуждении вопросов духовно-нравственной культуры народов России.

Нравственная позиция

Преимущественно при поддержке учителя в игровой форме и беседах проявляет интерес получению знаний о нравственных нормах и ценностях, к идеям добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе.

При этом с целью решения познавательных задач бессистемно использует различные способы поиска

информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и других источниках.

Активно интересуется знаниями о нравственных нормах и ценностях, идеями добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе, систематически использует различные способы поиска

информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и других источниках.

Самостоятельно выполняет творческие работы, посещает факультативные занятия и внеурочные мероприятия духовно-нравственной тематики.

Проявляет повышенный интерес к урокам духовно-нравственной культуры народов России, внеурочной и внешкольной деятельности по вопросам, гражданского и патриотического воспитания. Проявляет интерес к общественным явлениям и межкультурной коммуникации, активно обсуждает вопросы нравственного поведения и основ религиозной культуры с родителями, учителем и другими участниками воспитательного процесса. Самостоятельно выполняет творческие работы, участвует в организации и привлекает одноклассников к проведению внеурочных мероприятий, акций милосердия, выставок творческих работ и т.п.

Нравственное поведение

В основном выполняет правила нравственного

поведения на основе понимания их необходимости,

проявляет желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.

Преимущественно под непосредственным руководством учителя участвует в просмотре кинофильмов и другой внеурочной и внешкольной коллективной деятельности гражданского и историко-патриотического содержания. Вместе с тем иногда допускает безнравственные поступки.

Всегда выполняет правила нравственного

поведения на основе понимания их необходимости,

проявляет желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.

С желанием участвует в туристической деятельности, краеведческой работе, просмотре кинофильмов, путешествиях по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых играх гражданского и историко-патриотического содержания под руководством учителя. Ответственно относится и обязательно выполняет творческие задания

Является образцом нравственного

поведения. Инициирует и активно участвует в сюжетно-ролевых играх, литературно-музыкальных праздниках, спектаклях и других мероприятиях духовно-нравственной направленности. Проводит беседы, экскурсии для младших школьников по вопросам нравственного поведения, отношения к национальным святыням и духовной культуре Отечества.

Как правило, активно участвует в поисковой деятельности, различных интеллектуальных, творческих ученических конкурсах и нередко является победителем.





Объекты педагогического наблюдения, позволяющие оценить уровень духовно-нравственного развития обучающихся:

1.Самостоятельная работа обучающихся с целью освоения новых знаний и способов деятельности;

2.Работа обучающихся в паре, малой группе;

3.Творческие находки и уникальные «продукты» деятельности (совместные проекты, презентации, рисунки, сообщения).


Формы фиксации достижений обучающихся:

1.Тетрадь «Мои творческие работы» (эссе по итогам экскурсий, бесед, просмотра видеофильмов и т.п., кластеры).

2.«Словарь» для фиксации новых слов, понятий.

3.Анкета для изучения мнения родителей (на конец года).

4.Анкеты для учащихся (на конец года)..

6.Тесты.








Календарно-тематическое планирование по предмету «Основы религиозных культур

и светской этики». «Основы светской этики» на 2013 - 2014 уч. год. 4 класс



п/п

Дата

Тема урока


Кол-во

часов

Формы контроля

Технические средства, ИКТ

по плану

по факту

1.

09.09


Введение в предмет



Презентация

2.

16.09


Россия — Роди­на моя

1 ч.

Текущий

Презентация, гимн России

3.

23.09


Этика и этикет

1 ч.

Текущий

Презентация

4

30.09


Вежливость

1 ч.

Текущий

Презентация

5

07.10


Добро и зло

1 ч.

Текущий

Презентация

6

14.10


Дружба и поря­дочность

1 ч.

Текущий

Презентация

7

21.10


Честность и искренность

1 ч.

Текущий

Презентация

8

28.10


Гордость и гордыня

1 ч.

Текущий

Презентация

9

11.11


Обычаи и обряды русского народа

1 ч.

Текущий

Презентация

10

18.11


Терпение и труд

1 ч.

Текущий

Презентация

11

25.11


Семья

1 ч.

Текущий

Презентация

12

02.12


Семейные традиции

1 ч.

Текущий

Презентация

13

09.12


Сердце матери

1 ч.

Текущий

Презентация

14

16.12


Правила твоей жизни

1 ч.

Текущий

Презентация

15

23.12


Праздники народов России

1 ч.

Текущий

Презентация

16

13.01


Защитники Отечества

1 ч.

Текущий

Презентация

17

20.01


Итоговое повторение. Тест

1 ч.

Итоговый

Тест

18

27.01


Гражданин России


1 ч.

Текущий

Презентация

19

03.02


Порядочность

1 ч.

Текущий

Презентация

20

10.02


Совесть


1 ч.

Текущий

Презентация

21

17.02


Доверие и доверчивость


1 ч.

Текущий

Презентация

22

24.02


Милосердие и сострадание


1 ч.

Текущий

Презентация

23

03.03


Правда и ложь


1 ч.

Текущий

Презентация

24

10.03


Традиции воспитания


1 ч.

Текущий

Презентация

25

17.03


Честь и достоинство


1 ч.

Текущий

Презентация

26

30.04


Терпимость и терпение


1 ч.

Текущий

Презентация

27

07.04


Мужество


1 ч.

Текущий

Презентация

28

14.04


Равнодушие и жестокость


1 ч.

Текущий

Презентация

29

21.04


Самовоспитание


1 ч.

Текущий

Презентация

30

28.04


Учись учиться


1 ч.

Текущий

Презентация

31

05.05


Речевой этикет


1 ч.

Текущий

Презентация

32

12.05


Мои права и обязанности


1 ч.

Текущий

Презентация

33

34

19.05



Итоговое повторение. Тест

1 ч.

Итоговый



1 ч.


















7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1.Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ М. Т. Студеникин. – 2 –е изд. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

2. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М. Т. Студеникин. – 2 –е изд. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012

Студеникин М.Т. «Основы светской этики», (4-5 класс). Программа курса: к учебнику Студеникина М.Т. «Основы светской этики». 4 класс / автор – составитель Студеникин М.Т. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / автор- Составитель Студеникин М.Т. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012;



Материально-техническое обеспечение


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

примечание

Технические средства обучения (ТСО)


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Экспозиционный экран.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Шкаф для хранения таблиц.

Сканер (по возможности).

Принтер лазерный (по возможности).




1


1

1

1

1

1

1


Оборудование класса

Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий




15

30

1

4



Информационно-коммуникационные средства


Видеофильмы

Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы интернета.

-

Презентации к урокам

Словари и энциклопедии

(электронные адреса в сети Интернет):

http://www.ozhegov.org/

Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка;

http://www.vedu.ru/BigEncDic/29939

Большой Энциклопедический Словарь;

http://www.megaslov.ru/html/m/moral5.html Словарь иностранных слов. Происхождение, значение и описание слов

http://www.inslov.ru Словарь иностранных слов;

http://slovari.yandex.ru/~книги/Религия/Религия/ Энциклопедия «Религия»

http://www.megabook.ru/ Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия












































Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» модуля «Основы светской этики»
  • Начальные классы
Описание:

Цель учебного предмета ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Основные задачи учебного предмета ОРКСЭ:

1.Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2.Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

3.Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

4.Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

Автор Климова Ольга Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 602
Номер материала 51121
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓