РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по
учебному предмету «Основы религиозных культур
и
светской этики». «Основы светской этики»
для
4 класса
начального
общего образования
.
1.Пояснительная записка
Статус программы: Рабочая программа по учебному
предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» модуля «Основы
светской этики» разработана с целью - обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов
освоения основной образовательной программы общего
образования____, создания условий для планирования, организации и управления
образовательным процессом по учебному предмету.
Программа
позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития, обучающихся средствами данного учебного предмета;
конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает
примерное распределение учебных часов по разделам предмета и рекомендует
последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
обучающихся.
Рабочая программа разработана на
основе следующих нормативных документов: 1.Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;
2.Конституция
Российской Федерации;
3.Федеральный закон
Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
4.Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012
г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»);
5.Федеральный
перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.122012 г. № 1067, зарегистрирован Минюстом России от
30 января 2013 г., рег. № 26775 рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
6.Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Текст]
: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,
В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 24 с.;
7.
Студеникин М.Т. «Основы светской этики», (4-5 класс). Программа курса: к
учебнику Студеникина М.Т. «Основы светской этики». 4 класс / автор –
составитель Студеникин М.Т. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. Программа курса «Основы светской
этики». 5 класс / автор- Составитель
Студеникин М.Т. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012;
8.Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от
31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской
области» и приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области
№ 103/3431 от 03.08.2009 г.;
9. Приказ
Министерства образования и науки Челябинской области от 13.02.2012 года №
01-234 «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года
в общеобразовательных учреждениях Челябинской области комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики»»;
10.Приказ
Министерства образования и науки Челябинской области от 24.02.2012 года №
24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального
общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области»;
Цель учебного предмета ОРКСЭ — формирование у
младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному
на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального
народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи учебного предмета ОРКСЭ:
1.Развитие
представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному
самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2.Знакомство с
основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование
первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли
в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных
религий в становлении российской государственности; осознание ценности
человеческой жизни;
3.Воспитание
нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать
согласно своей совести.
4.Обобщение знаний
и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в
начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих
основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при
изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Обоснование
выбора модуля «Основы светской этики» по учебному предмету ОРКСЭ
Во втором полугодии 3-его класса
общеобразовательным учреждением самостоятельно проведено анкетирование
обучающихся и сбор заявлений их родителей (законных представителей) с целью
определения образовательных, культурных и религиозных потребностей и перечня
модулей учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»,
предлагаемых для изучения в 2013-2014 учебном году. В результате определено
количество групп и наименования модулей для изучения в 4-ом классе. При
определении количества групп, количества учителей и составлении расписания для
изучения ОРКСЭ учреждению учтены образовательная концепция, цели, задачи, традиции
наполнения содержания образования и возможности учреждения по организации
образовательного процесса.
Выбор модулей по
заявлениям родителей (законных представителей) зафиксирован в протоколе
родительского собрания от 19. 04.2013 года № 5: а также закреплён протоколом
Педагогического Совета учреждения и приказом о распределении учебной нагрузки
педагогов (тарификации).
Наименование модуля ОРКСЭ
|
Количество учащихся,
выбравших модуль
|
3а
|
3б
|
3в
|
Основы мировых религиозных культур
|
|
|
|
Основы светской этики
|
24
|
25
|
25
|
Основы православной культуры
|
|
|
|
Основы исламской культуры
|
|
|
|
Основы иудейской культуры
|
|
|
|
Основы буддийской культуры
|
|
|
|
Таким образом,
модуль «Основы светской этики» выбрали все обучающиеся 3 – х классов в
количестве 74 человек.
2.Описание места учебного предмета
В федеральном базисном учебном плане на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе начальной школы
отводится 1 час в неделю (34 ч в год). В первом полугодии 4 класса изучается материал
программы 4 класса, а во втором полугодии изучается материал программы 5
класса. (на основании приказа Министерства образования и
науки Челябинской области от 24.02.2012 года № 24-370 «О внесении изменений в
областной базисный учебный план начального общего образования
общеобразовательных учреждений Челябинской области»).
3.Основное содержание программы учебного предмета
Модуль
«Основы светской этики» » в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить обучающихся с
основными
нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного
развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках
людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и
упорядочить уже имеющиеся у них.
4 класс
Введение в предмет
Народы России, их
духовно-нравственная
культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости
Россия — Родина моя
Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь,
русские.
Наша Родина
— Россия, ее географическое
положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия — многонациональное
государство. Национальность
и раса. Древние города России, их памятники культуры
Этика и этикет
Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение
этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение.
Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения,
манеры поведения человека, их характеристика
Вежливость
Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте,
спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай
снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение
к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной
речи. Умение слушать друг друга
Добро и зло
Понятия добро и зло Слова с
корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках,
былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты.
Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей.
Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки
и их последствия. Умение прощать — начало доброго отношения к людям.
Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь
нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты
Дружба и порядочность
Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении
дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.
Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие,
справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность.
Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы.
Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в
классном коллективе
Честность и
искренность
Понятия честность и искренность. Из истории
традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности
(«честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и
др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость
и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность — составная
часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома,
соблюдению законов
Гордость и гордыня
Понятия гордость и гордыня.
Чувство собственного достоинства
человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня,
зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за
хорошие дела и поступки героев России
Обычаи и обряды русского
народа
Что такое обычай и обряд. Из истории обряда
бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты.
Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом-солью. Этикет царского обеда.
Особенности бракосочетания в современной России
Терпение и труд
Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность.
Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека
и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности
в работе. Твои любимые дела. Потребность в
труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба — важнейший труд школьника
Семья
Семья — объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях.
Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия — наследственное
семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье.
Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи
Семейные традиции
Традиция — передача из поколения в поколение правил поведения в семье,
семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции
семьи, их создание
Сердце матери
Роль матери в семье. День матери в России. Традиция
празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье —
нераздельные понятия. Мать — творец человека. Подарить радость маме.
Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное
отношение детей к родителям, родным и близким
Правила твоей жизни
Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема
пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся.
Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь
детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности
общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил
личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и
инвалидам, помощь им
Праздники народов
России
Христианские праздники. Происхождение Масленицы.
Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество
Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный
этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести
Защитники Отечества
23 февраля — День защитника Отечества. Состав
Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с XIII до XX в.: Невская
битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками
в XVII
в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812
г., Великая Отечественная война 1941—1945
гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны
5 класс
Гражданин России
Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ.
Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский
долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель
Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная
Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам
государства.
Порядочность
Понятие порядочности.
Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека:
справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь
порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность
порядочности.
Совесть
Понятие совести.
Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение
понять и простить. Правдивость и ее
цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть
— «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести
с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Доверие и доверчивость
Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия.Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений.
Доверие и доверчивость.
Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие.
Понятие самодоверия. Как
следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая
помощь.
Милосердие и сострадание
Понятие милосердия.
Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания
и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим
людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание
милосердия. Умение понять и простить.
Правда и ложь
Правда и неправда, полуправда, ложь.
Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности.
Искренность. Честность. Взаимосвязь
правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.
Традиции воспитания
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных
сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к
воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Честь и достоинство
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о
чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного
слова. Чувство долга. Поступки
достойные и недостойные. Достоинство. Благородство —
высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны
1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Терпимость и терпение
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и
убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы
другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль
мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Мужество
Понятие мужества.
Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление
чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности
действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества.
Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства,
благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества.
Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры
ордена Мужества.
Равнодушие и жестокость
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание
контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь
человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав
человека. Вред сквернословия.
Самовоспитание
Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать
свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и
больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и
отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка
результатов. Пути самообразования и самовоспитания.
Воспитание чувства самоуважения.
Учись учиться
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником.
Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников
на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание.
Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание
труда умственного и физического.
Речевой этикет
Средства речи и правила их использования в
разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление
личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых.
Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы
обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником.
Значимость излагаемой информации. Правила беседы.
Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по
телефону.
Мои права и обязанности
Права и обязанности учащихся. Соблюдение
правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий,
добросовестного учебного труда. Участие в
самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и
родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
4.Требование к уровню подготовки обучающихся
В
результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
основные понятия
религиозных культур;
историю
возникновения религиозных культур;
историю развития
различных религиозных культур в истории России;
особенности и
традиции религий;
описание основных
содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
описывать различные
явления религиозных традиций и культур;
устанавливать
взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое
мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и
общества;
соотносить
нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное
отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать
собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения
по выбранным темам.».
5.Характеристика
контрольно-измерительных материалов, используемых для оценки результатов
освоения обучающимися основной образовательной программы
В преподавании ОРКСЭ применяется безотметочная
система контроля сформированности ключевых компетенций обучающихся. Оценка усвоения знаний и умений в учебном предмете ОРКСЭ осуществляется
в процессе выполнения текущих домашних заданий и
самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения,
закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа
контроля на основе специальных тетрадей, словарей, творческих работ и
исследовательских проектов обучающихся на завершающем этапе.
Эффективным
элементом контроля, связанным с использованием проблемно-диалогической
технологии, является самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом
изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим
сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и,
как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для
повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является
одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности
предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить
свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Объектами педагогического наблюдения,
позволяющие оценить уровень духовно-нравственного развития учащихся 4 класса
являются следующие показатели духовно-нравственного развития:
1. эмоционально-чувственный (нравственные чувства)
2. когнитивный (нравственная позиция)
3. эмоционально-действенный (практический): нравственное поведение,
нравственные качества.
В условиях безотметочного обучения
целесообразно выделить 3 уровня духовно-нравственного развития:
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Показатели
|
Планируемые результаты образовательной
деятельности
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
Нравственные чувства
|
Имеет
представления о базовых гуманистических, духовно-нравственных ценностях,
знает нравственные правила, принципы, нормы этики
но не всегда проявляет эмоциональную
отзывчивость, критичную нравственную самооценку, затрудняется в правильной
аргументации различных точек зрения на безнравственные поступки, проявлении
положительных и нравственных чувств в ситуациях высокого эмоционального
напряжения.
|
Позитивно
относится к базовым ценностям общества. Самостоятельно контролирует
нравственные качества и мотивы своих поступков на основе нравственных правил,
способен тормозить безнравственные (нежелательные) действия во
взаимоотношениях с другими людьми на основе нравственной самооценки и
самопроверки, самостоятельно и правильно аргументирует свою
точку зрения, оценивая свои и чужие поступки, стремится к проявлению
нравственных поступков и осуждает и безнравственные
|
Сформировано
осознанное ценностное отношение к России, своему народу, краю,
государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, уважительно
относится к народным традициям, защитникам Родины, старшему поколению,
родителям, имеет опыт переживания высоких нравственно-этических чувств,
искренне проявляет положительные нравственно-этические чувства в
обсуждении вопросов духовно-нравственной культуры народов России.
|
Нравственная позиция
|
Преимущественно при поддержке учителя в игровой форме и беседах
проявляет интерес получению знаний о нравственных нормах и ценностях, к идеям
добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе.
При этом с целью решения познавательных задач бессистемно
использует различные способы поиска
информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и
других источниках.
|
Активно интересуется знаниями о нравственных нормах и ценностях,
идеями добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе,
систематически использует различные способы поиска
информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и
других источниках.
Самостоятельно выполняет творческие работы, посещает факультативные
занятия и внеурочные мероприятия духовно-нравственной тематики.
|
Проявляет
повышенный интерес к урокам духовно-нравственной культуры народов России,
внеурочной и внешкольной деятельности по вопросам, гражданского и
патриотического воспитания. Проявляет интерес к общественным явлениям и межкультурной
коммуникации, активно обсуждает вопросы нравственного поведения и основ
религиозной культуры с родителями, учителем и другими участниками
воспитательного процесса. Самостоятельно выполняет творческие работы,
участвует в организации и привлекает одноклассников к проведению внеурочных мероприятий,
акций милосердия, выставок творческих работ и т.п.
|
Нравственное поведение
|
В
основном выполняет правила нравственного
поведения
на основе понимания их необходимости,
проявляет
желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства,
неприятности.
Преимущественно
под непосредственным руководством учителя участвует в просмотре кинофильмов
и другой внеурочной и внешкольной коллективной деятельности гражданского и
историко-патриотического содержания. Вместе с тем иногда допускает
безнравственные поступки.
|
Всегда
выполняет правила нравственного
поведения
на основе понимания их необходимости,
проявляет
желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства,
неприятности.
С
желанием участвует в туристической деятельности, краеведческой работе,
просмотре кинофильмов, путешествиях по историческим и памятным местам,
сюжетно-ролевых играх гражданского и историко-патриотического содержания под
руководством учителя. Ответственно относится и обязательно выполняет
творческие задания
|
Является
образцом нравственного
поведения.
Инициирует и активно участвует в сюжетно-ролевых играх,
литературно-музыкальных праздниках, спектаклях и других мероприятиях
духовно-нравственной направленности. Проводит беседы, экскурсии для младших
школьников по вопросам нравственного поведения, отношения к национальным
святыням и духовной культуре Отечества.
Как
правило, активно участвует в поисковой деятельности, различных
интеллектуальных, творческих ученических конкурсах и нередко является
победителем.
|
Объекты педагогического наблюдения,
позволяющие оценить уровень духовно-нравственного развития обучающихся:
1.Самостоятельная работа обучающихся с целью освоения новых знаний и
способов деятельности;
2.Работа обучающихся в паре, малой группе;
3.Творческие находки и уникальные «продукты» деятельности (совместные
проекты, презентации, рисунки, сообщения).
Формы фиксации достижений обучающихся:
1.Тетрадь «Мои творческие работы» (эссе по итогам экскурсий, бесед,
просмотра видеофильмов и т.п., кластеры).
2.«Словарь» для фиксации новых слов, понятий.
3.Анкета для изучения мнения родителей (на конец года).
4.Анкеты для учащихся (на конец года)..
6.Тесты.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.