Главная / Начальные классы / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 2 – Б класса на 2014-2015 учебный год Срок реализации 1 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 2 – Б класса на 2014-2015 учебный год Срок реализации 1 год

КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

«ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ» №3 РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Рассмотрено»

На ШМО учителей начальных классов

Руководитель ШМО

__________

А.Н. Душка

от « » 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР _____________

И.В. Сердюк

от « » _______ 2014 г.

«Утверждаю»

Директор

КУВК«школа-гимназия»№3

________


Н.В. Лебедева

от « » 2014г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

для 2 – Б класса

на 2014-2015 учебный год

Срок реализации 1 год



Образовательная система «Школа России»

Программа разработана на основе примерной программы

по изобразительному искусству,

Федерального государственного стандарта

начального общего образования,

программы курса Изобразительное искусство. Б.М. Неменский





Программу разработала

Шевчук Н.П. учитель начальных классов







г. Красноперекопск

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии:

- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;

- с учебниками образовательной системы «Школа России», приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 года «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;

- с примерной программой учебного предмета «Изобразительное искусство»;

- на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»;

- положение «О порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета (курса)» (приказ УО от 05.09.2014г. № 488);

- в соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования КУВК «школа-гимназия»№3.


Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цельдуховное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

Форма обучения - традиционная, методы обучения – наблюдение, беседа, экскурсии. Использование ИКТ.

Выполненные работы планируется вывешивать на стенд «Наши работы», использовать для участия в различных конкурсах.


Новизна - на уроках «Красота осенних листьев», «Дары осени», «Осенний узор», «Цветы нашей Родины», «С чего начинается Родина?» используется природный материал Крыма. Национально-региональный компонент присутствует при проведении бесед как часть урока, используются картины Крымских художников. Всего не менее 10% учебного времени (в целом 4 часа за год).


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Приоритетная цель художественного образования в школе—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета


В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


Содержание учебного материала


2 класс (34 часа)


«Ты и искусство»


Программа 2 класса вводит учащихся в тему начального этапа художественного обучения «Основы художественного восприятия», закладывает фундамент такого восприятия.

Основную идею программы — связь искусства с жизнью — выражают две линии: одна — познание образного строя искусства, другая — познание красоты жизни. Эти две линии будут развиваться в 3-4 классах и в среднем звене.

Познание образного строя искусства — задача каждого урока. Познание красоты жизни осуществляется через задания уроков.

На уроках у учеников продолжает формироваться умение быть в роли художника, зрителя, критика-зрителя. Во втором классе ученикам дается представление о сотворчестве художника и зрителя.

Тема "Ты и искусство" – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.

Задача всех этих тем – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.


« Чем и как работают художники » (8 часов: 8 - практ. работа)

(художественные свойства материалов)


Здесь основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.


1. «Цветочная поляна». Три основных цвета. (1 час – практ. работа)

Тема коллективной композиции «Цветы».

Задание: Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры. Нарисовать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка). Цветок в раскрытом состоянии.

Материалы: гуашь (3 цвета: желтая, красная, синяя), бумага белая, ножницы, клей, кисточки, баночки с водой.

Зрительный ряд: живые цветы, слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие 3 основных цвета и их смешение (составные цвета); репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.

Литературный ряд: загадки по теме.


2. «Радуга на грозовом небе». Пять красок — богатство цвета и тона: гуашь. (1 час — практ. работа)

Задание: изобразить природные стихии на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день)

Материалы: гуашь (5 красок — желтая, синяя, красная, черная, белая), кисти, бумага больших размеров.

Зрительный ряд: слайды природы в резко выраженных состояниях — гроза, буря и т.п.; репродукции: И. Левитан «Буря — дождь», Ф. Васильев «Перед грозой», «Кучевое облако», А. Куинджи «Облака», «Стадо в степи», «Эльбрус», «Ночь на Днепре», «Эффект заката», «Море. Крым», И. Шишкин «Последние лучи. Этюд», К. Моне «Скалы в Бель-Иле», П. Синьяк «Гавань в Марселе», И. Айвазовский «Девятый вал», «Закат на море», «Черное море», К. Юон «Русская зима. Лигаево», И. Грабарь «Февральская лазурь» и др.; методическая таблица «Полный цветовой круг» и др.

Литературный ряд: стихи по теме.


3. «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов. (графические: пастель, мелки). (1 час – практ. работа)

Задание: Изображение осеннего леса пастелью, мелками.

Материалы: бумага суровая (оберточная), мелки, пастель, цветные карандаши.

Зрительный ряд: слайды осеннего леса и репродукции работ художников на эту тему: И. Шишкин «Осень», «Перед грозой», «Дождь в дубовом лесу», И. Левитан «Золотая осень», В. Поляков «Осень в Абрамцево», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»; наглядное пособие по работе с разными красками и материалами; практический показ техники графического рисунка.

Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»).


4. «Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации. (1 час – практ. работа)

Задание: сделать несколько ковриков аппликаций на тему «Осенний листопад».

Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей (лучше ПВА), серая, коричневая бумага или холст, мешковина для фона.

Зрительный ряд: живые листья, слайды осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями; В. Ван Гог «Подсолнухи»,И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»,Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды».

Литературный ряд: Ф. Тютчев «Листья», А. Балонский «Кружат листья...», стихотворения и загадки по теме урока.

Музыкальный ряд: ноктюрны Ф. Шопена; П. Чайковский «Сентябрь» (из цикла «Времена года»).


5. «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. (1 час – практ. работа)

Задание: Придумать зимний лес, нарисовать несколько маленьких эскизов-композиций на тему «Графика зимнего леса».

Материалы: черная тушь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь, тряпочка, резинка.

Зрительный ряд: материалы или слайды деревьев зимнего леса; репродукции графических произведений: М. Мибурич «Зима», Г. Верейский «В саду», И. Билибин «Русский север», А. Дейнека «Девочка у окна», В. Фаворский — иллюстрации к рассказу А. Н. Толстого: «Русак», «Пролетающие птицы», Г. Кроллис «Дерево солнца»; таблица «Как дерево растет».

Литературный ряд: М. Пришвин «Рассказы о природе»,загадки, стихотворения по теме.

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Декабрь» (из цикла «Времена года»).


6. «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме. (2 часа – практ. работа)

Задание: Изобразить животных родного края (или привычных домашних) по впечатлению и памяти (лепка).Лепка дополнительного элемента - дерева происходит на втором уроке.

Материалы: дощечка-подставка, пластилин, стеки, тряпка, банка с водой, газеты, проволока (для каркаса дерева).

Зрительный ряд: методические таблицы («Последовательность рисования, лепки птиц и животных»); фотографии скульптур, сувениров (птица счастья Архангельской области); выполненные учителем и детьми модели; иллюстрации работ художников-анималистов (Е. Чарушин, В. Ватагин, Ю. Васнецов, Е. Рачев, П. Рубенс «Этюд оседланной лошади», В. Серов «Стригуны на водопое. Домотканово», А. Дюрер «Кролик», Леонардо да Винчи «Наброски коня» и другие), фотографии скульптуры египетской богини Бастет, конных скульптур П. Клодта.


7. «Игровая площадка» - для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги. (1 час – практ. работа).

Выполнение макета игровой площадки

Задание: Изготовление игровой площадки для зверей из бумаги. На площадке будут горки, качели, мостики, фонтаны из плотной бумаги.

Материалы: бумага, ножницы, тонкий картон, клей.

Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры; макет, выполненный учителем; таблица, показывающая приемы работы с бумагой.


«Реальность и фантазия» (8 часов: 8 - практ. работа)


На этих уроках дети получают представление о природных истоках творчества художника и о значении в этом процессе фантазии и воображения.

Необходимо помочь ученикам осознать, что фантазия всегда опирается на реальные жизненные источники.

На уроках и вне урока учащиеся должны научиться вычленять в окружающей действительности украшение (человека, здания, предметы, а значит, и замечать, видеть их), а также владеть приемами построения и изображения, видеть их соединение даже в одном предмете.


8. «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы. Изображение и реальность.(1 час – практ. работа).

Задание: Дети рисуют с натуры — чучела или с рисунка в методическом пособии, иллюстрации в книге (птица должна быть видна вся). В течение урока выполнить 3-4 наброска с натуры птиц в различных положениях или один подробно проработанный рисунок, крупно.

Материалы: для учителя — методические таблицы «Этапы выполнения рисунка птицы», «Скелет птицы в движении», чучела птицы — натуральный материал, фотографии птиц, открытки, сувениры; для учащихся — художественные материалы (гуашь — 1-2 краски), цветная бумага, кисти,баночка для воды, палитра, простой карандаш, резинка, фотографии, открытки, красочные иллюстрации их книг о птицах.

Зрительный ряд: рисунки, выполненные детьми; иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова («Ворона и лисица», «Ворона в павлиньих перьях»), В. Фаворский — иллюстрации к рассказу Л. Толстого «Ласточки», М. Врубель «Лебедь», иллюстрации Е. Чарушина к книгам, рисунки и скульптуры В. Ватагина.

Литературный ряд: стихотворения и отрывки из рассказов о птицах, загадки; К. Паустовский «Растрепанный воробей».


9. «Сказочная птица». Изображение и фантазия. (1 час – практ.работа).

Задание: Изобразить птицу — фантазию, сказочную птицу. Особое условие при выполнении работы: изображают дети птицу либо в холодном, либо в теплом колорите, а фон в противоположном цвету птицы колорите (птица в «теплом» цвете — фон в «холодном», и наоборот).

Материал: гуашь, кисти, бумага, баночка с водой, фотографии или открытки с изображением птиц, книги на ту же тему, игрушки.

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических животных и птиц в русской и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве; М.Врубель "Царевна Лебедь", методические таблицы «Цветовой круг», «Творческая переработка природных форм в декоративные», «Теплые и холодные цвета».

Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», стихотворения, фольклор.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.


10. «Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе. (1 час – практ. работа).

Задание: Дети изображают паутинки с помощью принесенных ими материалов.

Возможны несколько вариантов рисунка:

  1. на белой бумаге, тушь, пастель, уголь, гуашь;

  2. тем же, но на тонированной бумаге;

  3. на черной бумаге белым мелом с закреплением (лак для волос, сладкая вода).

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага, уголь, пастель, тушь.

Зрительный ряд: слайды фрагментов природы, увиденных глазами художника, фотографа (паутинки с каплями росы, дождь на ветках, иней, снежинки, пена; узоры плесени и грибков на камнях, стволах деревьев, сережки весенних деревьев и крылья бабочек и насекомых, цветы и т. д.).

Литературный ряд: загадки по теме.


11. «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность. (1 час – практ. работа)

Коллективная композиция «Подводный мир».

Задание: Школьники класса делятся на 2 группы. Учащиеся первой группы изображают морских рыбок на отдельных листочках, а учащиеся второй группы изображают силуэты водорослей на цветной бумаге и вырезают их. В конце урока ученики собирают свои работы в панно.

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага, ножницы, клей, фломастеры.

Зрительный ряд: слайды и фотографии рыб, обитателей подводного мира, водорослей; репродукция картины А. Матисса «Красные рыбы».

Литературный ряд: загадки по теме.

Музыкальный ряд: музыкальные фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»; детские песенки по теме урока.


12. «Кружевные узоры». Украшения и фантазия. (1 час – практ. работа)

Задание: придумать кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги и т. д.). Работа в технике «граттаж» (процарапывание).

Материалы: воск, желток, гуашь, тонкая кисть, бумага.

Зрительный ряд: слайды и фотографии кружев, вышивок, вещи бытового назначения, декоративно украшенные, вышивка, узоры; репродукции: Д. Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме», И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», иллюстрации к русским народным сказкам: Н. Рерих «Снегурочка», В. Васнецов «У царевны подземного царства», В. Суриков «Меншиков в Березове».

Музыкальный ряд: различные ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.


13. «Подводный мир». Постройка и реальность. (1 час – практ. работа)

Для создания коллективной композиции «Подводный мир» учащиеся делятся на две группы: флора и фауна подводного мира.

Задание: Учащиеся первой группы выполняют фон для общей работы: изображают воду, морское дно, вырезают из цветной бумаги водоросли. Ученики второй группы выполняют объемные изображения жителей подводного мира в технике бумажной пластики, используя цветную бумагу. (Работа этих групп ведется по технологическим картам).

Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, нитки, игла, большой лист.

Зрительный ряд: слайды и фотографии конструктивных форм в природе (домики моллюсков, улиток, черепах, соты пчел, яйцо, головка мака или стручок гороха и многое другое). Слайды архитектурных композиций.


14. Постройка и фантазия. (1 час – практ. работа)

Конструктивное строение из бумаги.

Задание: Создание макетов фантастических зданий, конструкций (сгибание, подклеивание бумаги).

Материалы: бумага, ножницы, клей, коробки небольших размеров из-под конфет.

Зрительный ряд: слайды и фотографии построек, способных пробуждать детскую фантазию, работ и проектов архитекторов- новаторов (Ле Корбюзье, А. Гауди, В. Татлин), зданий разных архитектурных стилей (Египет, Древняя Греция, Восток — пагоды, Север — чумы, юрты, постройки среднего века и т.п.); методические таблицы.


«О чем говорит искусство» (10 часов: 10 часов — практ. работа)


Это – центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие подводят к ней. Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. "Братья – Мастера", то есть искусство, выражает человеческие чувства и мысли, понимание, то есть отношение к тому, что люди изображают, к тому, кого или что украшают, постройкой выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать очередным и важнейшим открытием. Все последующие четверти и годы обучения по программе эта тема постоянно, в каждой четверти, каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и процесс созидания. Каждое задание должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.


15. «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись. (1 час – практ. работа).

Задание: изображение животного с показом его характера и настроения.

Материалы: карандаш, ластик, краски, кисти, бумага, баночки с водой, фотографии животных, иллюстрации книг.

Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к «Маугли» и другим книгам; иллюстрации по теме, фотографии животных, репродукции работ художников-анималистов: Е. Чарушин, Ю. Васнецов, П. Рубенс и т.п.

Литературный ряд: Дж Р. Киплинг «Маугли», С. Маршак «Детки в клетке» и др. или сказки о животных, загадки.

Музыкальный ряд: фрагмент из фантазии «Карнавал животных» К. Сен-Санса.


16. Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны») (1 час – практ. работа).

Задание: Изобразить доброго и злого воина (например, богатыря и его врага). Можно воспользоваться другим сюжетом «Веселый и грустный клоуны (Арлекин и Пьеро) в цирке».

Материалы: гуашь, альбом, кисти.

Зрительный ряд: репродукции: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», М. Врубель «Пан», «Демон сидящий», И. Билибин и другие; иллюстрации к сказкам из книг; фотографии лица крупным планом; методические пособия «Пропорции лица», «Положение головы (прямо, ¾, профиль)», «Мимика».

Литературный ряд: стихи, загадки, отрывки из былин.

Музыкальный ряд: музыка Н. Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане».


17. Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении. (1 час – практ. работа).

Задание: Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.).

Материалы: бумага, гуашь, кисти, пастель, восковые мелки.

Зрительный ряд: Репродукции картин художников, изобразивших женский образ.

Литературный ряд: загадки, стихи, сказка «Морозко» и т.п.


18. Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме. (1 час – практ. работа)

Задание: Детям предлагается изобразить в объеме конкретные мужские и женские сказочные образы — выполнение скульптуры. Лепка сказочных героев с ярко-выраженными характерами.

Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечка, проволока для каркаса.

Зрительный ряд: сувениры, куклы; методические таблицы; фотографии скульптуры, в том числе античной, слайды скульптурных изображений произведений С. Коненкова, А. Голубкиной, керамика М. Врубеля.


19. «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях. (1 час – практ. работа)

Задание: Изобразить контрастные состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т.д.) индивидуально, с помощью подбора цветовой гаммы.

Материалы: бумага (белая или цветная), акварель, гуашь, карандаши или цветные мелки, банка с водой, кисти, тряпка..

Зрительный ряд: репродукции и слайды: И. Левитана, В. Серова, А. Саврасова, А. Куинджи, Н. Ромадина, А. Герасимова, И. Грабаря, Г. Нисского, А. Рылова, К. Юона, И. Айвазовского, С. ЖуковскогоМ. Сарьяна и другие; рисунки детей.

Литературный ряд: сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», стихотворения по теме.

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», К. Дебюсси, А. Моцарта и т.д.


20. «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения. (1 час – практ. работа)

Задание: 1) Украсить кокошник заданной формы (предварительно вырезать по трафарету воротника), дополнительно можно вырезать из плотной бумаги зеркальце, сумочку, гребешок и тоже украсить.

2) Украсить богатырские доспехи (предварительно вырезать по трафарету из плотной бумаги щит, шлем, меч) так, чтобы было видно, что они принадлежат воину, который защищает, и воину, который угрожает.

Материалы: гуашь, заготовки из больших листов бумаги, широкая и тонкая кисти, линейка, циркуль, трафареты.

Зрительный ряд: слайды с произведениями художников (Н. Рерих, Н. Аргунов «Портрет крестьянки», Д. Левицкий «Портрет дочери»), иллюстрации детских книг (И. Билибин), фотографии старинной русской одежды, оружия, кружев, женских и мужских костюмов, украшений разных народов.

Литературный ряд: народные песни.


21. «Морозные узоры». Украшение и реальность. (1 час – практ. работа).

Задание: Вырезать элемент морозного узора, в основе технологии вырезания узоров из бумаги лежат приемы работы мастеров народного искусства в технике «вырезанки». Ученики наклеивают свои элементы узора на общий фон (белый, цветной).

Материалы: кисть, цветная (синих и серых оттенков) и белая плотная бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: фотографии и слайды морозных узоров.

Литературный ряд: стихотворения, загадки по теме.


22. «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение. (1 час — практ. работа).

Задание: Украсить два сказочных флота — добрый и злой. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения — добрые и злые.

Материалы: гуашь, кисти, клей, булавки.

Зрительный ряд: слайды и репродукции произведений художников, иллюстрации детских книг: И. Билибин картины к сказке «Сказка о царе Салтане»; произведения народного искусства; Н. Рерих «Заморские гости».

Литературный ряд: сказка А. С. Пушкина «О царе Салтане».

23. «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев. (2 часа – практ. работа).

На данном уроке предлагается работа в смешанной технике (фон — пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).

Задание: 1) Конструирование из альбомных листов разные домики.

2) Фон — заставка для сказочного города (или домика).

Материалы: бумага, ножницы, клей, коробки небольших размеров, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды и репродукции архитектурных сооружений.


«Как говорит искусство» (9 часов: 8 – практ. работа, 1 - обобщение)


Начиная с этой четверти на выразительность средств нужно обращать внимание постоянно. Ты хочешь это выразить? А как, чем?

На уроках идет разговор о языке искусства, рассматривается, какими же средствами достигается выражение отношения, каким образом художник добивается выражения своего отношения в работе.

На доступном уровне идет знакомство с элементами профессионального языка художников: с линией, цветом, пятном, объемом, а также ритмом как средствами композиции. Это пока первое знакомство, первые представления о методах и средствах художественного языка. В последующих классах эта тема будет углубляться.


24. «Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета. (1 час – практ. работа).

Задание: Дети рисуют костер на фоне ночного неба.

Материалы: бумага, гуашь без белой и черной красок, кисти.

Зрительный ряд: методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета»; слайды угасающего костра, огня.

Литературный ряд: загадки по теме.


25. «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («весенняя земля»).(1 час — практ. работа).

Задание: Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению). Если есть дополнительные уроки, их можно дать на сюжеты создания "теплого царства" (Солнечного города), "холодного царства" (Снежной королевы), добиваясь колористического богатства внутри одной цветовой гаммы.

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана, методические пособия по цветоведению.

Литературный ряд: М.Пришвин рассказы, С.Есенин стихи о весне.

Музыкальный ряд: Э.Григ. "Утро" (фрагмент из сюиты "Пер Гюнт")


26. Графические упражнения. Линия как средство выражения. Ритм линий. (1 час — практ. работа)

Задание: Изображение весеннего лесного пейзажа с использованием графических упражнений. Обязательно в рисунке должны быть ручьи.

Материалы: пастель или цветные мелки.

Литературный ряд: М.Пришвин "Лесной ручей".

Музыкальный ряд: А.Арсенский "Лесной ручей", "Прелюдия"; Э.Григ "Весной".


27. «Дерево». Линия как средство выражения. Характер линий. (1 час – практ. работа)

Задание: Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.

Материалы: гуашь, кисть, палочка, уголь, сангина и большие листы бумаги.

Зрительный ряд: крупные, большие весенние ветки (береза, дуб, сосна), слайды с изображением веток.

Литературный ряд: японские трехстишия (танки).


28. «Птицы». Ритм пятен как средство выражения. (1 час – практ. работа)

Задание: Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная).

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: наглядные пособия.

Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией.


29. «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация). (1 час — практ. работа)

Задание: Каждый из учеников рисует самый красивый цветок. За 10 минут до конца урока ученики вырезают свой цветок и приклеивают свой цветок на общий фон.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: методические таблицы, динамическая таблица «Ближе — дальше»; японская, китайская графика (о растениях); репродукции картин художников.

Литературный ряд:стихотворения и загадки о цветах.


30. «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка). (1 час — практ. работа)

Задание: Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой клюв.

Материалы: бумага белая, цветная, ножницы, клей или пластилин, стеки, картонка.

Зрительный ряд: птицы реальные и сказочные (слайды иллюстраций книг, игрушка).

Литературный ряд:стихотворения и загадки о птицах.


31. «Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. (1 час — практ. работа)

Задание: Создание коллективного панно по теме "Весна. Шум птиц".

Материалы: большие листы для панно, гуашь, бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: детские работы, выполненные на тему "Весна", слайды веток, весенних мотивов.


32. «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина. (1 час — обобщение)

Материалы: методические таблицы, репродукции работ художников, слайды, проектор, предметы, изделия народных промыслов; раздаточный материал к заданиям и т.п.



Учебно-тематический план


№№

Тема

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности

2класс

1

Чем и как работают художники

8

Наблюдать цветовые сочетания в природе.

Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».

Овладевать первичными живописными навыками.

Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.

Учиться различать и сравнивать

темные и светлые оттенки цвета и тона.

Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита.

Развивать навыки работы гуашью.

Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий.

Расширять знания о художественных материалах.

Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.

Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.

Овладевать первичными знаниями перспективы^ (загораживание, ближе — дальше).

Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.

Овладевать техникой и способами аппликации.

Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.

Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев.

Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.

Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).

Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.

Изображать, используя графические материалы, зимний лес.

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Развивать навыки работы с целым куском пластилина.

Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление)

Создавать объемное изображение животного с передачей характера.

Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях.

Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

2

Реальность и фантазия

7

Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных.

Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.

Передавать в изображении характер выбранного животного.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.

Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.).

Придумывать выразительные фантастические образы животных.

Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений.

Развивать навыки работы гуашью.

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.

Эмоционально откликаться на красоту природы.

Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).

Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.

Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде.

Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.

Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры.

Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины.

Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.

Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе.

Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).

Конструировать из бумаги формы подводного мира.

Участвовать в создании коллективной работы.

Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками.

Осваивать приемы работы с бумагой.

Придумывать разнообразные конструкции.

Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.

Участвовать в создании коллективной работы.

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров (их единство)

Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

3

О чём говорит искусство

11

Наблюдать природу в различных состояниях.

Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.

Развивать колористические навыки работы гуашью.

Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.

Давать устную зарисовку-характеристику зверей.

Входить в образ изображаемого животного.

Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.

Развивать навыки работы гуашью.

Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.

Характеризовать доброго и злого сказочных героев.

Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов.

Учиться изображать эмоциональное состояние человека.

Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго или злого героя (сказочные и былинные персонажи).

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина.

Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером.

Понимать роль украшения в жизни человека.

Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.

Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники).

Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т. д.

Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.

Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.

Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.

Учиться видеть художественный образ в архитектуре.

Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек.

Приобретать опыт творческой работы.

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

4

Как говорит искусство

8

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Уметь составлять теплые и холодные цвета.

Понимать эмоциональную выразительность теплых и холодных цветов.

Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.

Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).

Развивать колористические навыки работы гуашью.

Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т. п.).

Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.

Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета — глухого и звонкого.

Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе.

Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Уметь видеть линии в окружающей действительности.

Получать представление об эмоциональной выразительности линии.

Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка — изображение весенней земли).

Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками.

Уметь видеть линии в окружающей действительности.

Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.

Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ.

Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.

Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением.

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое ритм.

Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа.

Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации.

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое пропорции.

Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.

Понимать и закреплять полученные знания и умения.

Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа.

Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц».

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли.

выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников.

Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти.

Фантазировать и рассказывать освоих творческих планах на лето.


Итого

34


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25—30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

К— полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф — комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т. е. не менее 1 экз. на двух учащихся);

П— комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6—7 экз.).




№п\н

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

1

2

3

4

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

1

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

д

Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства

22

Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству

Д



33

Рабочие программы по изобразительному искусству

д



4

4

Учебно-методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства

к


При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учителем как часть методического обеспечения кабинета

55

Учебники по изобразительному искусству

К


66

Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)

д

-

7

7

Методические журналы по искусству

Д

В состав библиотечного фонда необходимо включать журналы федерального значения

88

Учебно-наглядные пособия

ф

д

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов — Д, формата А4 - Ф

99

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

д


110

Энциклопедии по искусству, справочные издания

д

По одному каждого наименования

111

Альбомы по искусству

д

По одному каждого наименования

112

Книги о художниках и художественных музеях

Д

По одной каждого наименования

1

13

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Ф

Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности, для подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки

114

Словарь искусствоведческих терминов

п


2. Печатные пособия

15

Портреты русских и зарубежных художников


д

Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

16

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

д

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуално-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях



17

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

д

18

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

д

19

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству

д



20

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

к


3. Информационно-коммуникационные средства

21

Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники

д

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля).

22

Электронные библиотеки по искусству

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация.

Электронные библиотеки могут размещаться на СБ-ЯОМ либо создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения)

23

Игровые художественные компьютерные программы



4. Технические средства обучения (ТСО)

24

Музыкальный центр

д

Центр или аудиомагнитофон с возможностями использования аудиодисков, CD-R,CD-RW, МР 3, а также магнитных записей

25

CD/DVD-проигрыватели

Д


26

Телевизор


С диагональю не менее 72 см

27

Слайд-проектор

Д

Необходимо иметь также в кабинете устройство для затемнения окон

28

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д


5. Экранно-звуковые пособия

29

Аудиозаписи по музыке, литературные произведения

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса

30

DVD-фильмы:- памятники архитектуры;

  • художественные музеи;

  • виды изобразительного искусства;

  • творчество отдельных художников;

  • народные промыслы;

  • декоративно-прикладное искусство;

  • художественные технологии

Д

По одному каждого наименования

31

Презентация наCD или DVD- дисках:

  • по видам изобразительных (пластических) искусств;

  • по жанрам изобразительных искусств;

  • по памятникам архитектуры России и мира;

  • по стилям и направлениям в искусстве;

  • по народным промыслам;

  • по декоративно-прикладному искусству;

  • по творчеству художников

Д

Произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительны объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой

6. Учебно-практическое оборудование

332

Краски акварельные

К


33

Краски гуашевые

К


34

Тушь

К



Ручки с перьями

К



Бумага А3, А4

К



Бумага цветная

К



фломастеры

К



Восковые мелки

К



Пастель

Ф



Уголь

К



Кисти беличьи №5, 10,20

К



Кисти, щетина №3,10.13

К



Емкости для воды

к



Стеки (набор)

к



Пластилин/глина

к



Клей

ф



Ножницы

к



Рамы для оформления работ

к

Для оформления выставок


Подставки для натуры

п




Муляжи овощей (комплект)

д



Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

д



Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

п




Драпировки

п




Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

п








5

Маски

д



9. Специализированная учебная мебель





Стулья

К




Стеллажи для книг и оборудования

д





Мебель для хранения таблиц и плакатов

д

Кассетницы, плакатницы












Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса


Учащиеся 2 класса должны


знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);

  • основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);

  • простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;

  • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

  • о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;

  • начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;

  • начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;

  • роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;

  • о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);

  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.


    • уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

  • стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

  • использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

  • использовать навыки компоновки;

  • передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);

  • применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

  • менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;

  • составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;

  • лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);

  • составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.


Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование


Формирование универсальных учебных действий



Личностные УУД:

  • ценностно-смысловая ориентация учащегося;

  • действие смыслообразования;

  • нравственно-этическое оценивание



Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли;

  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;

  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.



Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • волевая саморегуляция;

  • коррекция;

  • оценка качества и уровня усвоения.


Познавательные универсальные действия




Общеучебные:

  • умение структурировать знания;

  • смысловое чтение;

  • знаково-символическое моделирование;

  • выделение и формирование учебной цели.











Логические:

  • анализ объектов;

  • синтез, как составление целого из частей;

  • классификация объектов;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • построение логической цепи рассуждения.



Учебно-тематический план 2 класс

№№

Раздел

Тема

Количество

часов

В том числе:

Практические работы

Уроки контроля (обобщающие уроки)

1

Раздел 1. «Чем и как работают художники»

8

8

-

11

«Цветочная поляна». Три основных цвета.

1

1


22

«Радуга на грозовом небе». Пять красок — богатство цвета и тона: гуашь.

1

1

-


3

«Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки)

1

1

-



4

«Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации.

1

1

-


5

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.

1

1

-

6


6-7

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме.

2

2

-



«Игровая площадка» - для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги.

1

1

-


Раздел 2. «Реальность и фантазия»

7

7

-

88

«Наши друзья: птицы». Рисунок птицы. Изображение и реальность.

1

1



9

«Сказочная птица». Изображение и фантазия.

1

1

-

110

«Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе.

1

1

-

111

«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность.

1

1

-


12

«Кружевные узоры». Украшения и фантазия.

1

1

-

113

«Подводный мир». Постройка и реальность.

1

1


14

Постройка и фантазия.


1

1

-


Раздел 3. «О чем говорит искусство»

10

10

-

115

«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись.

1

1

-

116

Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»)

1

1

-


17

Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении.

1

1

-

118

Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме.

1

1

-

119

«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях.

1

1

-


20

«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения.

1

1

-


21

«Морозные узоры». Украшение и реальность.

1

1

-


22

«Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение

1

1

-

23

24

«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев.

2

2

-


Раздел 4. «Как говорит искусство»

9

8

1

225

«Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета.

1

1

-


26

«Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»)

1

1

-

227

Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий.

1

1

-

228

«Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий.

1

1

-


29

«Птицы». Ритм пятен как средство выражения.

1

1

-


30

«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация)

1

1

-


31

«Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка).

1

1

-

332

«Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности.

1

1

-


33

«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.

1

-

1


Всего:

34

33

1


29


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 2 – Б класса на 2014-2015 учебный год Срок реализации 1 год
  • Начальные классы
Описание:

Образовательная система «Школа России»

Программа разработана на основе примерной  программы

по изобразительному искусству,

 Федерального государственного стандарта

 начального общего образования,

программы курса  Изобразительное искусство.  Б.М. Неменский

Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена в соответствии:

-  Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;

- с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта  начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;

- с учебниками образовательной системы  «Школа России», приказ Министерства образования и науки РФ  №253 от 31.03.2014 года  «Об утверждении Федеральных  перечней учебников, рекомендованных  (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования  и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;

- с примерной программой учебного предмета «Изобразительное искусство»;

- на основе  авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»;

- положение «О порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета (курса)» (приказ УО от 05.09.2014г. № 488);

- в соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования КУВК «школа-гимназия»№3.

 

Автор Шевчук Наталья Петровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 473
Номер материала 45657
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓