Главная / Начальные классы / Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык"

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык"


МБОУ «Староюмралинская средняяя общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан


РАССМОТРЕНО:

Руководитель МО учителей нач.кл.

Тимергалиева Ф.А.____________

Протокол №1 от «27» августа 2014 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

__________ /З.З.Самигуллина/



«УТВЕРЖДЕНО»

Директор

_________ / Р.Р.Газизов /

Приказ № 47

от «27» августа 2014г.





Рабочая программа

по учебному курсу «Русский язык»


(4 класс,102 ч.)



Составитель:

Галимзянова Гульнара Рафаэловна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории







2014 – 2015 уч. год



Пояснительная записка к рабочей программе по предмету

«Русский язык»


Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

Данная рабочая программа по (предмет, класс) составлена на основании следующих документов:

- Закона Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

- Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);

- Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» №126-ФЗ от 24.07.1998г. (в действующей редакции);

- Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №443РТ от 18.07.2004г.

- Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001г. №196);

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрационный номер 17785);

- приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707);

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»;

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004г. №1089) (для 4-11 кл),

- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.05.2012 года №МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»;

- федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

- письма МО и Н РТ от 23.06.2012г. №7699/12 «Об учебных планах для I-IX классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования;

- письма МОиН РТ от 08.07.2014 г. №11005/14 «Об учебных планах в 2014-2015 учебном году»;


- Учебного плана МБОУ «Староюмралинская СОШ» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 27 августа 2014года).

Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Русский язык» разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы В.П.Канакиной, В. Г. Горецкого.

«Русский язык» Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для образоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2014.

Программа является авторской.

На изучение курса отводится 3 часа в неделю. Таким образом всего 102 часа


Общая характеристика учебного предмета


Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе.

В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».

Цели обучения:

  1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)

  2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.

  3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.

  4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.

Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорение, произношение слов, грамматический разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.

Задачи обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

В 4классе ведущим направлением работы по языку бу­дет функционально-синтаксическое. Значительное место уде­ляется частям речи и их существенным признакам. Учащие­ся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением (имен существительных, изменением их по падежам, склоне­нием имен прилагательных, личных местоимений, спряжени­ем глагола, изменением глаголов настоящего и будущего вре­мени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над формированием слож­ных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безудар­ных личных окончаний глаголов. Развивается умение анали­зировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, про­износительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предло­жения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.

Место предмета в учебном плане.

Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы уроки русского языка в 4 классе рассчитаны на 3 часов в неделю. Следовательно общее количество часов составило - 102 часа .

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

Результаты обучения

представлены в требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Основное содержание

4 класс


Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи ( 102 ч)

Вспоминаем, повторяем, изучаем (22 ч)

Части речи (75 ч)

Повторение изученного за год ( 2 ч)

Вспоминаем, повторяем, изучаем (22 ч)

Язык и речь (1 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст (2 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение (6 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Зна­ки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интона­цияперечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без пере­числения), а, но. Интонация, знаки препинания при однород­ных членах с союзами и, а, но. Составление и запись пред­ложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное пред­ложение и предложение с однородными членами.

Слово и его лексическое значение (3 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразео­логизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связ­ной речи.

Состав слова (1 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописа­нии приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного ана­лиза с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Части речи (7 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числи­тельное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (об­щее представление), значение, вопросы. Правописание наи­более употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близ­ко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).


Части речи (78 ч)


Имя существительное (22 ч)

Склонение имен существительных (повторение). Разви­тие навыка в склонении имен существительных и в распо­знавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и уп­ражнение в распознавании имен существительных 2-го скло­нения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имен су­ществительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Озна­комление со способами проверки безударных падежных окон­чаний имен существительных (общее представление). Разви­тие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении па­дежных форм имен существительных с предлогом и без пред­лога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; рабо­тать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном чис­ле. Развитие навыка правописания окончаний имен существи­тельных во множественном числе. Формирование умений об­разовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; уро­жай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (26 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прила­гательных с именем существительным. Упражнение в рас­познавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и сред­него рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в един­ственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единствен­ном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во мно­жественном числе.

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилага­тельных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (7 ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склоне­ние личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, ме­ня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном упот­реблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.


Глагол (20 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании гла­голов по общему лексическому значению, в изменении гла­голов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представле­ние). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и чис­лам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мяг­кого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единствен­ного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаго­лы-исключения. Правописание безударных личных оконча­ний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознава­ние возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что де­лать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных гла­голах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правопи­сание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Разви­тие умения правильно употреблять при глаголах имена су­ществительные в нужных падежах с предлогами и без пред­логов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любо­ваться закатом, смотреть на закат).

.


Повторение изученного (2ч)

Чистописание

Закрепление навыка правильного начертания букв, ра­циональных способов соединений букв в словах, предложе­ниях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.


Слова с непроверяемыми написаниями


Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, бесе­да, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вок­зал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, две­надцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, ин­женер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медлен­но, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, само­лёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семе­на, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.


Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу 4 класса обучающиеся должны знать:


изученные части речи, их признаки и определения; одно­родные члены предложения, их признаки.

обучающиеся должны уметь:

орфографически и каллиграфически правильно списы­вать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включаю­щий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;

производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;

производить разбор по составу (находить в слове окон­чание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа по­звонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;

производить разбор слова как части речи: начальная фор­ма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

производить синтаксический разбор простого предложе­ния, предложения с однородными членами;

определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;

определять тип текста (повествование, описание, рассуж­дение); использовать эти типы текстов в речи;

писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествова­тельного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;

в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.


























Календарно-тематический план по русскому языку в 4 классе.


Тема урока

Кол.ч.

Элемент содержания

Требования к уровню достижения

Дата проведения






метапредметные

предметные

план

факт

1

Язык и речь - 1 ч.

Наша речь и наш язык. Язык и речь. Формула вежливости.



1


Формирование представлений о языковых понятиях и явлениях.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

Использование знаково-символических средств представления ин­формации.

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источни­ках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей

и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить рече­вое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от­несения к известным понятиям

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать воз­можность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оцен­ки событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение догова­риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с со­держанием учебного предмета «Русский язык»

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятия­ми, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Умение работать в материальной и информационной среде на­чального общего образования (в том числе с учебными моделями) в со­ответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Расширение круга знаний о лексике, фонетике, орфографии, словообразовании, морфологии, синтаксису, культуре речи.



2

Текст – 2ч.

Текст. План текста. Текст-повествование, описание, рассуждение.

Урок повторения


1

Текст-повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

Уточнить представление об особенностях текста, как единицы речи; уметь распознавать повествовательные, описательные тексты, тексты-рассуждения




3

Текст-повествование, описание, рассуждение.



1



4

Предложение – 10 ч.

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.



2

Предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Обобщить знания о предложении, уметь распознавать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные



5

Обращение

1

Познакомить с обращением. Общее представление.

Уметь видеть обращение в устной и письменной речи.



6

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.


1

Повторить знаки препинания в конце предложений разных по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения.

Уметь употреблять в письменной и устной речи повествовательные, вопросительные и побудительные предложения Уметь распознавать главные и второстепенные члены предложения; разбирать предложения по членам




7

Словосочетания.


1

Формирование умения устанавливать связь слов в предложении, уточнить знания о словосочетании

Уметь устанавливать связь слов в словосочетании, составлять словосочетания и выделять их из предложения.



8

Однородные члены предложения (общее понятие).

1

Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов.

Уметь распознавать однородные члены; оформлять предложения; произносить с интонацией перечисления.

Уметь употреблять предложения в речи.



9

Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов.

1



10

Простые и сложные предложения. Связь между однородных членов.

1

Отличие простого предложения от сложного, отличие сложного предложения от предложения с однородными членами предложения. Знаки препинания в сложном предложении и предложении с однородными членами.

Диктант

Уметь распознавать простые и сложные предложения. Расставлять знаки препинания в сложном предложении и предложении с однородными членами.

Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания



11

Сложное предложение и предложение с однородными

членами.

1



12

Сложное предложение и предложение с однородными членами. Контрольная работа по теме «Предложение» Проверка знаний.

1



13

Слово и его лексическое значение – 5 ч.

Слово и его лексическое значение.


1

Слово и его лексическое значение. Правильный выбор и употребление слов в устной и письменной речи.


Уточнить и углубить представление о лексическом значении слова, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Работать с лингвистическими словарями.



14

Синонимы, омонимы, антонимы. Фразеологизмы.



1

Синонимы, омонимы, антонимы. Работа с лингвистическим словарём. Фразеологизмы.

Уточнение и углубление знаний об устойчивых сочетаниях слов, их значении.



16

Состав слова .

Значимые части слова. Корень слова.

1

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова.

Уметь разбирать слова по составу; знать морфемный состав слова и роль каждой значимой части;



17

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

1

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание суффиксов

Уметь распознавать правописание гласных и согласных в значимых частях слова и правописание суффиксов



18

Правописание суффиксов Правописание слов с буквами ь и ъ.

1

Правописание слов с буквами ь и ъ

Уметь распознавать в правописа­нии приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Знать о том, что показывает разделительный мягкий знак , перед какими буквами пишется



19

Что такое части речи? -4 ч.

Что такое части речи?

1

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Роль имен существительных Обобщение признаков имен существительных: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных.

Уметь распознавать самостоятельные и служебные части речи.

Уметь распознавать существительное, определять род имен существительных.





20

Грамматические признаки частей речи

1

21

Наречие как часть речи.


1

Обобщение признаков наречия: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении.

Уметь распознавать часть речи. Каким членом предложения является наречие. Какие окончания имеет.



22

Контрольный диктант.

1

Контрольный диктант.

Уметь стилистически точно передавать содержание текста; уметь употреблять в письменной речи предложения с однородными членами



23

Имя существительное – 25 ч.

Изменение по падежам имен существительных.



1

Склонение имен существительных в единственном числе.

Уметь определять падеж имен существительных



24

Признаки падежных форм имён существительных.

1

Склонение имен существительных в единственном числе.

Уметь определять падеж имен существительных



25

Падежи имен существительных.

1

Особенности падежей и способы их распознавания

Знать падежи; уметь распознавать падеж имен существительных



26

Три типа склонения имен существительных.

1

Три типа склонения имен существительных

Уметь склонять имена существительные



27

Падежные окончания имен существительных 1- склонения.

1

Три типа склонения имен существительных

Уметь определять тип склонения имен существительных



30

3- склонения имен существительных. Падежные окончания имен существительных 3- склонения.

1

Три типа склонения имен существительных

Уметь определять тип склонения имен существительных



32

Контрольная работа по теме «Особенности падежей имен существительных».

1


Развитие орфографической зоркости; уметь распознавать падежи, склонения имен существительных;



33

Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных 1,2 и 3 склонения.


1

Ударные и безударные окончания имен существительных Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных 1,2 и 3 склонения

Уметь определять ударные и безударные окончания имен существительных; отрабатывать навык склонения и умения определять склонение имен существительных





35

Именительный и винительный падежи.


1

Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных 1,2 и 3 склонения

Знать особенности правописания имен существительных в именительном и винительном падежах.



36

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном падеже

1

Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных 1,2 и 3 склонения


Знать особенности правописания имен существительных в родительном падеже



37

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.

1

Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных 1,2 и 3 склонения

Знать особенности правописания имен существительных в родительном и винительном падеже



38

Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже.

1

Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных 1,2 и 3 склонения

Знать особенности правописания безударных окончаний имен существительных в дательном падеже




41

Творительный падеж.

1

Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных 1,2 и 3 склонения

Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний имен существительных в творительном падеже;



42

Обучающее изложение повествовательного текста.

1

Обучающее изложение.

Уметь стилистически точно передавать содержание текста Уметь работать над ошибками;



43

Предложный падеж.

1

Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.

Урок - закрепления новых знаний.

Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний имен существительных в предложном падеже;



45

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах..

1

Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

Использование знаково-символических средств представления ин­формации.

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источни­ках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей

и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить рече­вое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от­несения к известным понятиям

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать воз­можность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оцен­ки событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение догова­риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с со­держанием учебного предмета «Русский язык»

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятия­ми, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Умение работать в материальной и информационной среде на­чального общего образования (в том числе с учебными моделями) в со­ответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний



46

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1

Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах

47

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1

Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах

49

Тематическая контрольная работа по теме «Имя существительное».

1

Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах

Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний



51

Множественное число имен существительных

Именительный падеж.


1

Склонение имен существительных во множественном числе

Уметь определять число имен существительных



53

Ввинительный падеж одушевленных имен

1

Умение правильно образовывать формы родительного и винительного падежа, употреблять в речи

Отрабатывать прием распознавания падежей имен существительных во множественном числе;



54

Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе.

1

Умение правильно образовывать формы творительного и предложного падежей, употреблять их в речи

Уметь определять число и падеж имен существительных во множественном числе



55

Проверочная работа по теме «Множественное число имен существительных».

1

Умение правильно образовывать формы падежей множественного числа, употреблять их в речи

Степень усвоения материала



56

Упражнение в написании имен существительных во множественном числе.

1

Умение правильно образовывать формы падежей множественного числа, употреблять их в речи

Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе; отрабатывать навык определения числа, падежа и склонения имен существительных; уметь проводить морфологический разбор




Имя прилагательное – 26 ч.








57

Имя прилагательное как часть речи.

1

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменение по родам и числам

Определять части речи



58

Изменение имен прилагательных по числам и родам.

1

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменение по родам и числам

Уметь определять число и род имен прилагательных



59

Изменение по падеңам имен прилагательных

1

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменение по родам и числам

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

Использование знаково-символических средств представления ин­формации.

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источни­ках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей

и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить рече­вое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от­несения к известным понятиям

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать воз­можность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оцен­ки событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение догова­риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с со­держанием учебного предмета «Русский язык»

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятия­ми, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Умение работать в материальной и информационной среде на­чального общего образования (в том числе с учебными моделями) в со­ответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Уметь определять род имен прилагательных



60

Обучающее сочинение по сюжетной иллюстрации «Любимая игрушка» Урок развития речи

1

Сочинение-описание

Уметь определять тему рисунка, озаглавливать его, анализировать содержание и составлять текст, отражающий содержание рисунка; уметь правильно строить предложения и употреблять их в речи



63

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

1

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

Уметь распознавать род, число, падеж имен прилагательных



64

Именительный падеж имен прилагательных.

1

Связь имен прилагательных с именами существительными

Уметь находить сходство и различия именительного и винительного падежей имен прилагательных



65

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

1

Связь имен прилагательных с именами существительными

Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже; уметь распознавать падежи;



66

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Контрольное списывание

1

Связь имен прилагательных с именами существительными Контрольное списывание текста с грамматическими заданиями.

Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже; уметь распознавать падежи; Уметь списывать текст с соблюдением орфографических правил.



68

Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в именит., родит, дат., винит. падежах и правописании их падежных окончаний

1

Связь имен прилагательных с именами существительными

Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в имен.., род.., дат.., винительном падежах; уметь распознавать падежи;



69

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода Изучение и первичное закрепление знаний


1

Связь имен прилагательных с именами существительными

Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах; уметь распознавать падежи;



72

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

1

Правописание гласных в безударных окончаниях

Знать правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода; уметь распознавать род, число, падеж.



73

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных именительного и винительного падежа женского рода.

1

Правописание гласных в безударных окончаниях.

Знать правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах; уметь распознавать род, число, падеж.



74

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных род., дат., твор. и предложного падежей женского рода.

1

Правописание гласных в безударных окончаниях

Уметь различать имена прилагательные женского рода в родит., дат.. твор.. и предложном падежах.



75

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

1

Правописание гласных в безударных окончаниях.

Уметь различать имена прилагательные женского рода; распознавать падеж.



76

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

1

Правописание гласных в безударных окончаниях.

Уметь сравнивать винительный и творительный падежи; выявлять сходство и различия;



77

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

1

Правописание гласных в безударных окончаниях.

Уметь различать имена прилагательные женского рода; распознавать падеж.



78

Контрольный диктант.

1

Контрольный диктант.

Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания



79

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

1

Правописание гласных в безударных окончаниях.

Уметь различать имена прилагательные женского рода; распознавать падеж.



80

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

1

Склонение имен прилагательных во множественном числе

Уметь определять склонение имен прилагательных во множественном числе;



81

Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах.

1

Склонение и правописание имен прилагательных именительного и винительного падежа во множественном числе.

Уметь находить сходства и различия именительного и винительного падежей.



82

Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных.

1

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе

Знать особенности правописания имен прилагательных в родительном и предложном падежах во множественном числе



83

Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных.

1

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе

Определять род имен существительных в тексте, выделять окончания



84

. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

1

Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов – имен прилагательных.

Уметь распознавать число, род, падеж имен прилагательных



85

Тематическая работа по теме «Имя прилагательное»

1

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

Использование знаково-символических средств представления ин­формации.

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источни­ках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей

и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить рече­вое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от­несения к известным понятиям

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать воз­можность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оцен­ки событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение догова­риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с со­держанием учебного предмета «Русский язык»

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятия­ми, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Умение работать в материальной и информационной среде на­чального общего образования (в том числе с учебными моделями) в со­ответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Уметь применять полученные знания



87

Обучающее сочинение по теме «Мои друзья»

1

Сочинение-рассуждение

Уметь определять тему сочинения, озаглавливать ее, анализировать содержание и составлять текст; уметь строить предложения и употреблять их в тексте.



88

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

1

Прилагательные – синонимы и прилагательные антонимы.

Уметь распознавать число, род, падеж




Местоимение – 7 ч.






89

Местоимение как часть речи.

1

Местоимение как часть речи

Знать новую часть речи - местоимение



90

Местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа.


1

Местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа

Знать местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа; изменять по родам местоимения 3 лица



91

Изменение личных местоимений по падежам.


1

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.

Знать правописание местоимений; определять лицо, число и род местоимений;



92

Склонение личных местоимений 3 –го лица.

Урок усвоения новых знаний.


1

Раздельное написание предлогов местоимений

Уметь раздельно писать местоимения с предлогами; определять лицо, род, число местоимений;



93

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.

1

Использование личных местоимений как средство связи предложений в тексте.

Знать местоимения 3-го лица и правильно употреблять их с предлогами;



94

Тест по теме «Местоимение»

1

Тест.

Степень освоения материала



95

Местоимение.

1

Местоимение

Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе; редактировать текст



96


Глагол – 20 ч.

Глагол как часть речи.




1

Особенности глагол как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными

Уметь распознавать части речи, рассказывать о глаголе как части речи по плану



98

Изменение глагола по временам.

1

Прошедшее время глагола: употребление в речи, определение времени.

Уметь точно употреблять в речи глаголы, правильно определять время глагола.



100

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Март».

1

Сочинение с элементами описания по картине. Структура текста-описания.

Уметь воспринимать картину описательного характера и создавать по ней текст



102

Неопределенная форма глагола.

1

Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной

Знать особенности глаголов неопределенной формы;



106

Спряжение глаголов ( общее понятие).

1

Глаголы 1 и 2 спряжения.

Уметь различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения



107

2 - е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе..

1

Глаголы 1 и 2 спряжения.

Уметь различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения



108

1 и 2 спряжение глаголов

1

Правописание (ь) знака в глаголах 2 лица единственного числа.

Уметь писать глаголы с мягким знаком 2 лица единственного числа.




Спряжение глаголов в сложном будущем времени

Проект .Пословицы и поговорки

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.




113

Контрольный диктант

1

Диктант.

Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания



115

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Уметь соотносить безударные окончания глаголов одного и того же спряжения в разных лицах



116

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов.

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Уметь соотносить безударные окончания глаголов одного и того же спряжения в разных лицах



117

Правописание букв Е и И в безударных личных окончаниях глаголов.

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Уметь писать безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени.



118

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

1



119

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

1



120

Контрольное изложение текста «Дед Ларион».


1

Изложение повествовательного текста. Заголовок, тема и основная мысль текста. Их взаимосвязь.

Уметь определять тему и основную мысль повествовательного текста; передавать воспринятый на слух текст и точно употреблять глаголы



121

Правописание возвратных в глаголов.

1

Правописание тся и ться в глаголах ( общее представление)

Познакомить с правописанием тся и ться в возвратных глаголах.



122

Упражнение в правописании безударных личных окончаний тся и ться в возвратных глаголах

1



123

Правописание глаголов в прошедшем времени

1

Глаголы прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам.

Уметь определять род глаголов прошедшего времени по окончанию.



124

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

1

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени


Уметь писать глагольные окончания.



125

Контрольная работа по теме «Глагол»

1

Диктант


Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания



126

Повторение – 2 ч.





























Перечень учебно- методического обеспечения

для обучающихся :

1.Учебник : «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,

«Просвещение», 2009 г 1 часть

2.Учебник : «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,

«Просвещение», 2009 г 2 часть

Для учителя :

1. Примерные программы по учебным предметам.Начальная школа. В 2ч. Ч.1- 4 изд.перераб.-

М: Просвещение, 2010.


2.Концепция и программы для начальных классов «Школа России» Москва,

«Просвещение», 2008г

3. Учебник : «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,

«Просвещение», 2010 г 2 части

4. Методическое пособие « Русский язык 4 класс» В.П.Канакина,

В.Г.Горецкий Москва, Просвещение, 2010 г.


Материально – техническое обеспечение

  1. Таблицы

  2. Плакаты

  3. Репродукции картин

  4. Карточки

Список литературы


1. О. В. Узорова. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку в начальной школе». Москва « Дрофа» 2006 год

2 Программа «Школа России». Москва Просвещение 2010год.

3. Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа»

4. О. В. Узорова. «Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления». Москва «Дрофа»2008 год.

5. «Дидактический материал по русскому языку для малокомплектной школы». Москва «Дрофа» 1999 год

6. В. И. Воробьёва «Сочинения по картинам в начальных классах». Издат – школа . Москва 2006 г.

7. Я иду на урок в начальную школу: «Русский язык» :Книга для учителя

- М.: Издательство « Первое сентября» 2000 год



Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык"
  • Начальные классы
Описание:

 

 

 

                                        Общая характеристика учебного предмета

 

      Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе.

  В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».

                                                 Цели обучения:

1.      Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)

2.      Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.

3.      Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.

4.      Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

     Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является  диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.

     Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорение, произношение слов, грамматический  разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.

Автор Галимзянова Гульнара Рафаэловна
Дата добавления 07.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 199
Номер материала 55810
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓