Главная / ОБЖ / Рабочая программа по учебному курсу "ОБЖ"

Рабочая программа по учебному курсу "ОБЖ"



МБОУ «Староюмралинская средняя общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан





Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель МО_________

Протокол № _01 от « 28» августа 2014г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

____________Самигуллина З.З.




«Утверждаю»

Директор __________Газизов Р..Р.

Пр.№ 70/1 от « 02 » сентятября 2014г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Основы безопасности жизнедеятельности»

( 10 класс, 35 ч. )







Составитель:

Галимзянов Радик Рашитович,

преподаватель ОБЖ

первой квалификационной категории







2014 - 2015 учебный год







Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»для 10 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

- Закона Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции); - Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции); - Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» №126-ФЗ от 24.07.1998г. (в действующей редакции); - Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №443РТ от 18.07.2004г. - Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001г. №196); - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. №1897, зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011г., регистрационный номер 19644); - приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707); - Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004г. №1089) (для 4-11 кл) - федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; - письма МОиН РТ от 23.06.2012г. №7699/12 «Об учебных планах для I-IX классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования; - приказа МОиН РТ от 09.07.2012г. №4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»; - приказа МОиН РТ от 10.07.2012г. №4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования» - Учебного плана МБОУ «Староюмралиская СОШ» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № __01_ от __29__ августа 2013 года. Программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю)

Программа: А.Т. Смирнов ОБЖ. Программы общеобразовательных учреждений: 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2007 г.

Учебник: ОБЖ: 10 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый и профил.уровни/ А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников.; под ред. А.Т. Смирнов – М.: Просвещение, 2011.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;


  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;


  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;


  • формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.



Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:

  • умение самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;

  • умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и

социального характера);

  • умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;

  • умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;

  • навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;

  • навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;

  • ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;

  • ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и пути продолжения своего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы выстроено по трем линиям:

  • безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях;

  • основы медицинских знаний и здорового образа жизни;

  • основы военной службы, современный комплекс проблем безопасности.



Место предмета в базисном учебном плане

Министерства образования и науки РФ и департамента образования (письмо департамента образования от 10.03.2006 года № 606/01-11 «О порядке организации и проведения





учебных сборов»), в течение которых учащиеся закрепляют и совершенствуют знания и умения по основам военной подготовки строевая, огневая и тактическая подготовка), а также знакомятся с бытом военнослужащих.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.


Для реализации данной рабочей программы используются следующие методы и формы обучения:

  • Лекции;

  • Беседы;

  • Семинары;

  • Практические занятия;

  • Соревнования;

  • Ролевые игры.


В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, зачет.

Результаты обучения

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в конце

каждого изучаемого раздела содержания программы. Требования направлены на формирование знаний и

умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные

ситуации и в случае их наступления правильно действовать, на осознанный выбор своей будущей

профессии и формирование качеств личности, необходимых для профессиональной деятельности.


















Учебно-тематический план:

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

  1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

19

  1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.

10

  1. Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны.

9

  1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

7

  1. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

2

  1. Основы здорового образа жизни.

5

  1. Основы военной службы

9

  1. Вооруженные силы РФ - защитники нашего отечества и его национальных интересов.

3

  1. Боевые традиции Вооруженных сил РФ

3

  1. Символы воинской чести.

6

  1. Основы подготовки к военной службе (практические занятия на базе воинской части)


ИТОГО:

35


35


Содержание программы

10 класс

35 часа, 1 час в неделю


Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычай­ных ситуациях (19ч)


Тема 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в по­вседневной жизни, и правила безопасного поведения (10ч)

  • Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.

Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин по­падания человека в условия вынужденного автономного существо­вания, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориен­тирования на местности, движения по азимуту, правил обеспече­ния водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.

  • Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Правила самозащиты от насильников и хулиганов.

Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте.

Правила безопасного поведения в местах с повышенной кримино­генной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.

  • Уголовная ответственность несовершеннолетних Особенности уголовной ответственности и наказания несовер­шеннолетних.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная от­ветственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транс­порта.

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские дей­ствия и вандализм.

  • Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера

Практические занятия. Краткая характеристика наиболее веро­ятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и од­ного из возможных вариантов, предусмотренных планом образова­тельного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

  • Единая государственная система предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Прави­ла и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных си­туаций.

  • Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обес­печению безопасности

Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы РФ, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные за­коны «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О по­жарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне» и др.). Краткое содержа­ние законов, основные права и обязанности граждан.



В результате изучения темы: «Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения» учащиеся должны

Знать: 1) правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе; 2) правила поведения в ситуациях криминогенного характера и возможного теракта; 3) правила поведения в чрезвычайных си­туациях природного и техногенного характера; 4) историю и задачи РСЧС, режимы функционирования РСЧС, структуру РСЧС; 5) особенности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних и особенности отбывания ими уголовного наказания.

Уметь: 1) ориентироваться на местности и ходить по азимуту, 2) правильно вести себя в условиях кри­миногенной ситуации и террористического акта; 3) укрыться и избежать поражения в условиях природ­ных и техногенных ЧС, наиболее характерных для местности их проживания.

Иметь представление о законах и других нормативно-правовых актах Российской Федерации по обес­печению безопасности, истории и структуре РСЧС.



Тема 2. Гражданская оборона — составная часть обороноспособно­сти страны (9ч)

  • Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и за­дачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникаю­щих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура уп­равления и органы управления гражданской обороной.

  • Современные средства поражения, их поражающие факто­ры, мероприятия по защите населения

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Хими­ческое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по пред­назначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные сред­ства поражения, их поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

  • Оповещение и информирование населения об опасностях, воз­никающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. По­рядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой инфор­мации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, дейст­вия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

  • Организация инженерной защиты населения от поражаю­щих факторов ЧС мирного и военного времени

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназ­начение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защит­ных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных соору­жениях),

  • Средства индивидуальной защиты населения

Основные средства защиты органов дыхания и правила их ис­пользования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защи­ты и профилактики.

Практические занятия. Отработать порядок получения и поль­зования средствами индивидуальной защиты.

  • Организация  проведения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организа­ция санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

  • Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

Организация гражданской обороны в общеобразовательном уч­реждении, ее предназначение. План гражданской обороны образо­вательного учреждения. Обязанности обучаемых.


В результате изучения раздела «Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны» учащиеся должны:

Знать: основные понятия Гражданской обороны. Задачи и органы управления гражданской обороной. Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Правила и порядок оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени, органи­зацию инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени, устрой­ство и правила пользования средства индивидуальной защиты, мероприятия по защите населения при уг­розе ЧС и применения современных средств поражения, организацию гражданской обороны в школе.

Уметь: определить вид примененного оружия, грубо оценить возможный ущерб, определить первич­ные мероприятия по защите населения при применении противником различных видов оружия; пользо­ваться убежищем, нести дежурство в убежище, подобрать противогаз и пользоваться противогазом, поль­зоваться ОЗК, Л-1, АИ-2, ИПП-8, действовать при угрозе ЧС, возникновении ЧС и ликвидации последст­вий ЧС в школе.

Иметь представление о системе ГО в школе, об основных терминах и категориях понятий «эваку­ация», «оружие массового поражения», о противорадиационных укрытиях и простейших укрытиях, ис­пользуемых при ЧС в мирное и военное время.


Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7ч)


Тема 1. Основы медицинских знаний и профилактика инфекцион­ных заболеваний (2ч)

  • Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подго­товки юноши допризывного возраста к военной службе и трудо­вой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье ин­дивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Ос­новные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

  • Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. По­нятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм пе­редачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся ин­фекционных заболеваний.


В результате изучения раздела «Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболе­ваний» учащиеся должны:

Знать: основные понятия, функции и показатели здоровья, структуру и составляющие индивидуаль­ного и общественного здоровья, признаки инфекционных заболевании, условия и механизмы передачи инфекции; наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи, факторы риска инфек­ционных заболеваний, понятия, организацию, основные мероприятия вакцинации, санитарно-гигиени­ческой обработки, карантина и обсервации.

Уметь: в любых условиях проживания обеспечивать выполнение правил гигиены телы, одежды, жилища; обеспечивать выполнение основных мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний в отношении себя и своей семьи.


Тема 2. Основы здорового образа жизни (5ч)

  • Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения че­ловека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и фи­зическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональ­ное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высо­кий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

  • Биологические ритмы и работоспособность человека.

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

  • Значение двигательной активности и закаливания организ­ма для здоровья человека

Значение двигательной активности для здоровья человека в про­цессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила исполь­зования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычки к систематическому выполне­нию закаливающих процедур.

  • Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, куре­ние) и их социальные последствия.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умствен­ной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-со­судистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и оп­ределения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.


В результате изучения раздела «Основы здорового образа жизни» учащиеся должны:

Знать: основные понятия и структуру здорового образа жизни, роль питания как составляющей здо­рового образа жизни, понятие режима труда и отдыха, формирование индивидуального режима, меры и способы профилактики утомления, влияние двигательной активности на здоровье человека, основные ви­ды двигательной активности, влияние закаливания на здоровье человека, правильные подходы к водному и воздушному закаливанию, социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, их физиологический и социальный вред, меры их социальной профилактики.

Уметь: вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, проявить активную жизнен­ную позицию.


Раздел III. Основы военной службы (9ч)

Тема 1. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества и его национальных интересов (3ч)

  • История создания Вооруженных Сил России

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особен­ности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.

Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназ­начение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпо­сылки проведения военной реформы.

  • Организационная структура Вооруженных Сил.  Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооружен­ных Сил и рода войск.

Ракетные войска стратегического назначения, их предназначе­ние, обеспечение высокого уровня боеготовности.

Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопутные войска.

Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, ре­шаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение.

  • Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной бе­зопасности страны. Реформа Вооруженных Сил

Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами. Реформа Вооружен­ных Сил, ее этапы и их основное содержание.

  • Другие войска, их состав и предназначение с учетом кон­цепции государственной политики РФ по военному строительству

Пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодо­рожные войска РФ, войска Федерального агентства правительствен­ной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.


В результате изучения раздела «Вооруженные силы Российской Федерации — защитники нашего От­ечества и его национальных интересов» учащиеся должны:

Знать: взаимосвязь национальных интересов России с ее культурным и геополитическим своеобрази­ем, угрозы безопасности РФ, в том числе и в настоящее время, управление оборонным строительством в РФ, полномочия в этом вопросе различных органов государственной власти, структуру ВС РФ, назначе­ние, задачи, структуру и вооружение Видов и родов войск Вооруженных сил Российской Федерации, а также войск, не входящих в Вооруженные силы.

Выработать гражданскую позицию по вопросам обороны Отечества и строительства Вооруженных сил России.

Ознакомиться: с историей Вооруженных сил Российской Федерации с древнейших времен до сегод­няшнего дня, получит представление о реформировании ВС, его целях и задах, путях решения проблем, накопившихся в Вооруженных силах за последние десятилетия.


Тема 2. Боевые традиции Вооруженных Сил России (5ч)

  • Патриотизм и верность воинскому долгу — основные каче­ства защитника Отечества

Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военно­служащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.

Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — за­щитника Отечества, способного с честью и достоинством выпол­нить воинский долг.

  • Память поколений — дни воинской славы России

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отли­чившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

  • Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готов­ности частей и подразделений

Особенности воинского коллектива, значение войскового товари­щества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подраз­делений.

Войсковое товарищество — боевая традиция Российской Армии и флота.


В результате изучения раздела «Боевые традиции Вооруженных сил Российской Федерации» учащие­ся должны:

Знать: основные боевые традиции Вооруженных сил, роль патриотизма в мировоззрении гражданина России, понятие воинского долга и его нравственно-правовые основы, исторические примеры верности во­инскому долгу, значение дней воинской славы России в оборонной деятельности страны и общества, осо­бенности воинского коллектива, уставной порядок взаимоотношений в нем, исторические примеры про­явления войскового товарищества русскими воинами.

Выработать гражданскую позицию по вопросам обороны Отечества и строительства Вооруженных сил России.

Ознакомиться: с днями воинской славы России.




Требования к оценке ЗУН (устный ответ)

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Учащийся привел примеры, раскрывающие те или иные положения, аргументы, их подтверждающие, сделал вывод. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности. На заданные учителем вопросы ответил правильно.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки. На заданные учителем вопросы ответить не смог.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.



Оценивание практических вопросов:

Оценка «5» - учащийся выполнил задания и обосновал свои действия, грамотно применив соответствующие умения и теоретические знания в конкретной чрезвычайной ситуации.

Оценка «4» - учащийся выполнил задания, но допустил незначительные ошибки или некоторые неточности при объяснении или обосновании своих действий.

Оценка «3» - учащийся в основном справился с заданием, но не смог объяснить или обосновать свои действия.

Оценка «2» - учащийся не смог выполнить задание даже при помощи учителя.
















УМК / ЛИТЕРАТУРА


учебник

ОБЖ: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева – М.: АСТ: Астрель, 2008.

нормативные

и

программные документы


  • Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.ОБЖ. Сборник нормативных документов Министерства образования РФ – М.: Дрофа, 2008.

  • Колусева Е.И. Физическая культура. ОБЖ: сборник материалов по реализации ФКГСОО. – Волгоград: Учитель, 2006.

  • Латчук В.Н. и др. Программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2006.

  • Мишин Б.И. Программно-методические материалы, 1-11кл. – М.: Дрофа, 2001.

  • Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по ОБЖ / авт. сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков и др. – М.: Дрофа, 2001.

  • Смирнов А.Т. и др. ОБЖ. Программа для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2007.

  • Смирнов А.Т. и др. ОБЖ. Программа для общеобразовательных учреждений. 1- 11 классы. – М.: Просвещение, 2007.

учебно-методические пособия для учителя

  • Витренко И. С. Проведение занятий по ГО – М.: ВШ, 1985.

  • Вольхин С.Н. и др. Основы защиты от терроризма – М.: Дрофа, 2007.

  • Евлахов В.М. ОБЖ. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009.

  • Зазулинский В.Д. Безопасность жизнедеятельности в ЧС – М.: Экзамен, 2006.

  • Засядько Ю.П. Поурочные планы, 10 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.

  • Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Журнал планирования уроков (портфель учителя) – М.: НЦ ЭНАС, 2002.

  • Латчук В.Н. Планирование и организация занятий, 5-11 – М.: Дрофа, 2004.

  • Латчук В.Н., Марков В.В. ОБЖ. Методическое пособие, 10 кл. - М.: Дрофа, 2000.

  • Латчук В.Н., Миронов С.К. ОБЖ. Рабочая тетрадь для учителя, 10 кл. – М.: Дрофа, 2002.

  • Латчук В.Н., Миронов С.К. ОБЖ. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2005.

  • Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. ОБЖ. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл.: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004.

  • Миронов К.С. ОБЖ. Методические рекомендации, 5-11 – М.: Дрофа, 2004.

  • Муравьев А.Г. Методы и средства оценки факторов радиационной и химической опасности. 8-11 кл. – М.: Дрофа, 2007.

  • ОБЖ. 8, 10, 11 классы: развернутое тематическое планирование: базовый уровень / авт.-сост. Т.А. Мелихова. – Волгоград: Учитель, 2008.

  • ОБЖ. Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов: методическое пособие / А.А. Волокитин, Н.Н. Грачев, В.А. Жильцов и др. – М.: Дрофа, 2004.

  • Подолян Ю.П. Тематическое и поурочное планирование, 10 кл. – М.: АСТ, Астрель, 2008.

  • Смирнов А.Т., Васнецов В.А. Основы военной службы: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2004.

  • Сычев Ю.Н. БЖД в ЧС : учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2007

  • Тетушкина Л.А. ОБЖ: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий – Волгоград: Учитель, 2009.

  • Тупикин Е.И. Тематический контроль по ОБЖ – М.: Интеллект-центр, 2005.

  • Шкенев В.А. Поурочные планы, 10 кл. – Волгоград: Учитель, 2007.

учебные пособия и дидактический материал для ученика

  • Кузнецов М.И. и др. Личная безопасность школьника (памятка) – М.: НЦ ЭНАС, 2001, 2005.

  • Латчук В.Н., Лукьянов В.Р., Миронов С.К. ОБЖ. 10-11 кл.: дидактические материалы. – М.: НЦ ЭНАС, 2001.

  • Латчук В.Н., Миронов С.К. Безопасность при террористических актах, 5-11 кл. Справочник школьника. – М.: Дрофа,2008.

  • Латчук В.Н., Миронов С.К. Тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.

  • Некляев С.Э. Поведение учащихся в экстремальных ситуациях – М.: Владос, 2004.

  • Соловьев С.С. ОБЖ. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. – М.: Дрофа, 2005.

  • Соловьев С.С. ОБЖ. Тесты: 10 кл. – М.: Экзамен, 2006.

  • Соловьев С.С. ОБЖ. Тесты: 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2003.

электронные издания

Наследухов А.В. ОБЖ. 5-11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий. – М.: Дрофа, 2004.













































Календарно- тематическое планирование

изучения курса ОБЖ в 10 классе

35 урока (1ч/н)

2012 – 2013 учебный год

урока

Разделы, темы

Тип ур

Ч.

Дата

план

Дата

факт

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (19ч)

Тема 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения (10ч)

1 (1)

Для чего нужно изучать ОБЖ. Правила поведения в условиях ЧС природного характера

П

1



2 (2)

Правила поведения в условиях ЧС техногенного характера

П

1



3 (3)

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

КБ

1



4 (4)

Уголовная ответственность несовершеннолетних

КБ

1



5 (5)

Современные средства массового поражения и их поражающие факторы.

Л

1



6 (6)

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва.

КБ

1



7 (7)

Химическое и бактериологическое оружие. Понятие о других современных средствах массового поражения

Л

1



8 (8)

Современные средства поражения

КБ

1



9 (9)

Оружие массового поражения, мероприятия по защите населения.

КБ

1



10 (10)

Химическое и бактериологическое оружие. Понятие о других

КБ

1



Тема 2. Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны (9ч)

11 (1)

Гражданская оборона: основные понятия и определения, задачи.

Л

1



12 (2)

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

КБ

1



13 (3)

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

КБ

1



14 (4)

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

ОКК

1



15 (5)

Оповещение и информирование населения о ЧС

НМ

1



16 (6)

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени

КБ

1



17 (7)

Средства индивидуальной защиты населения

КБ

1



18 (8)

Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения.

КБ

1



19 (9)

Организация ГО в общеобразовательных учреждениях.

П

1



Раздел 11

Тема 1. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. (2ч)

20 (1)

Сохранение и укрепление здоровья – социальная потребность общества.

Л

1



21 (2)

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

КБ

1



Тема 2. Основы здорового образа жизни (5ч)

22 (1)

Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания.

Л

1



23 (2)

Биологические ритмы и работоспособность человека. Режим труда и отдыха.

КБ

1



24 (3)

Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека.

КБ

1



25 (4)

Вредные привычки, их влияние на здоровье.


КБ


1



26 (5)

Профилактика вредных привычек

КБ

1



Раздел 3. Основы военной службы (9ч)

Тема 1. Вооруженные силы РФ - защитники нашего отечества и его национальных интересов (3ч)

27 (1)

Родина и ее национальная безопасность.

Л

1



28 (2)

История создания и развития Вооруженных Сил России

С

1



29 (3)

Организационная структура Вооруженных Сил РФ.

Л

1



Тема 2. Боевые традиции Вооруженных сил РФ (6ч)

30 (1)

Патриотизм и верность воинскому долгу- неотъемлемые качества русского воина, основа героизма.

КБ

1



31 (2)

Память поколений – дна воинской славы России.

Л

1



32 (3)

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности войск.

КБ

1



33(4)

Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.

КБ

1



33(5,6)

Повторение тем курса

ОКК

1







Тип урока: Л- лекция, П – практикум , КБ – комбинированный, ОКК - обобщение , контроль и коррекция знаний и умений, С – семинар.































УМК / ЛИТЕРАТУРА

Учебник: ОБЖ: 10 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый и профил.уровни/ А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников.; под ред. А.Т. Смирнов – М.: Просвещение, 2011.



Программа: А.Т. Смирнов ОБЖ. Программы общеобразовательных учреждений: 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2007 г.



Учебно-методические пособия для учителя: ОБЖ: 11 класс поурочные планы по учебнику А.Т.Смирнова и др., Волгоград,2008.







Рабочая программа по учебному курсу "ОБЖ"
  • ОБЖ
Описание:

 

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

 

ü            развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения    здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для         выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;

 

ü            освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

 

ü            формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

 

Автор Галимзянова Гульнара Рафаэловна
Дата добавления 07.02.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел Планирования
Просмотров 395
Номер материала 55812
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓