Главная / Музыка / Рабочая программа учебной дисциплины "Теория и методика музыкального воспитания"

Рабочая программа учебной дисциплины "Теория и методика музыкального воспитания"

Рабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г.Короленко»


Педагогического и художественного образования

(факультет)


Утверждена

на заседании Совета ________________ факультета

«___»___________ 2013 г., протокол № __________


Декан факультета ______________ / Л.В. Корнейчук

Рассмотрена

на заседании кафедры ПиМНО________________

«___»___________ 2013 г., протокол № __________


Заведующий кафедрой__________/М.А. Ушакова /



Рабочая программа дисциплины


Теория и методика музыкального воспитания младших школьников

(название дисциплины)



Уровень основной образовательной программы

бакалавриат

Учебный план по направлению подготовки

050100 Педагогическое образование*

Профиль ………………..……………………………

Начальное образование

Дополнительное орбазование

Форма обучения …………………………………….

очная

Кафедра……………………………………………….

Педагогики и методики начального образования

Семестр(ы)……………………………………………

3- 4-





Автор(ы)-разработчик(и) программы: А.В. Тутолмин, д.п.н., профессор _______________



Рецензент: М.И. Тукмачёва, к.п.н., доцент ____________ / __________________________





Глазов 2013



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы по семестрам

Зачетные единицы⃰

Часы

Общая трудоемкость

6

216

Семестр 3

Трудоемкость

3

(90)

Аудиторные занятия (всего)

1, 5

46

В том числе:

Лекции

-

18

Лабораторные работы


Практические занятия


18

КСР


10

Другие виды аудиторной работы



Самостоятельная работа (всего)

1, 5

44

В том числе:

Работа с учебниками, методическими материалами и ЦОР


12

Слушание и анализ музыкальных произведений, детских и школьных песен, народной музыки


10

Работа с нотными текстами


10

Разучивание музыкальных пьес из школьного репертуара


12

Вид промежуточной аттестации - зачет



Семестр 4

Трудоемкость

3

(90)

Аудиторные занятия (всего)

1, 5

44

В том числе:

Лекции

-

14

Лабораторные работы

-

14

Практические занятия


14

КСР


12

Другие виды аудиторной работы



Самостоятельная работа (всего)

1, 5

46

В том числе:

Разработка планов уроков музыки


2

Разработка технологических карт уроков музыки


4

Разработка конспектов-сценариев


4

Вид аттестации – зэкзамен



36







2. Структура и содержание дисциплины по модулям, разделам и темам

п/п

Разделы и темы дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости1

Код компетенций2

всего

аудиторные

лекц

Практические

лаб

КСР

СРС

Семестр 3

Модуль 1 Музыка как вид искусства

1

Раздел 1. Музыка – искусство интонируемого смысла

1

4

2

1

1

-

-

2




Тема 1. Музыка в жизни человека, ее связи с другими видами искусства.

1

1




-

-

1

Устный ответ

ОК-1

ОК-2

ПК-2


Тема 2. Специфические черты музыки.

1

1




-

-

1

Устный ответ

2

Раздел 2. Музыкальный язык

2-3

8

3

1

1

-

1

5




Тема 1. Выразительные возможности музыкального языка.

2

1




-

-

1

Устный ответ

ОК-1

ОК-2

ПК-2


Тема 2. Коммуникативные возможности музыкального языка.

2

2





-

2

Устный ответ


Тема 3. Интонационная природа музыки.

3

2





-

2

Устный ответ

Модуль 2. Основы музыкознания

3

Раздел 3. Музыкальный стиль


4

7

2

1

1

-

-

5




Тема 1. Историко-эстетический аспект музыкального стиля.

4

1




-

-

1

Устный ответ

ОК-1

ОК-2

ПК-2



Тема 2. Рококо, барокко, классицизм.

5

2




-


2

Тест


Тема 3. Романтизм, реализм. Импрессионизм, экспрессионизм

6

2






2

Проработка конспектов лекций

4

Раздел 4. Музыкальные жанры


7

7

3

1

1

-

1

4




Тема 1. Классификация музыкальных жанров

7

2




-

-

2

Устный ответ

ОК-1

ОК-2

ПК-2





Тема 2. Сложные музыкальные

жанры: соната, симфония, концерт, опера, балет.

8

2






2

Тест

5

Раздел 5. Музыкальная форма

9

16

2

1

1

-


4




Тема 1. Музыкальные построения. Простые музыкальные формы.

9

2




-


2

Устный ответ

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8


Тема 2. Циклические музыкальные формы

10

2




-


2


Модуль 3. Музыкальная деятельность

6

Раздел 6. Основы музыкальной деятельности

11

12

6

2

2

4

2

6




Тема 1. Слушание музыки.

11

3

1



2

1

2

Тестовое задание

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8


Тема 2. Вокально-хоровая деятельность.


3

1



1

1

2

Контр. работа


Тема 2. Инструментальное исполнительство и музыкально-пластическая деятельность

12

2




1


2

Тестовое задание

7

Раздел 7. Музыкальные инструменты

13

6

2

1

1

-

-

4




Тема 1. От «крезя до фортепьяно». Классификация музыкальных инструментов.

13

2




-

-

2

Устный ответ

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8



Тема 2. Оркестры.


14

2




-

-

2

Устный ответ


Модуль 4. Элементарная теория музыки


8

Раздел 8. Звуковысотность, метро-ритмичность и ладо-гармоничность в музыке

15

21

9

1

1


1

12




Тема 1. Музыкальный звук, звукоряд, музыкальный строй.

15

5

1





4

Устный ответ

ОК-2

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8


Тема 2. Мелодия и фактура.



5

1





4



Тема 3. Интервалика, созвучия. Лад и тональность.

16

6

2





4

Тестовое задание

9

Раздел 9. Нотная грамота, темп, динамика и агогика

17

21

9

1

1

6

1

12




Тема 1. Нотный алфавит или буквенная нотация.

17

6

2



2


4

Тестовое задание

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8


Тема 2. Музыкальная азбука – нотное письмо.


4

4





4

Контр. работа


Тема 3. Обозначения темпа, динамики и агогических оттенков


18

6

2



2


4

Тестовое задание

Семестр 4.

Модуль 5. Методика музыкального воспитания младших школьников


10

Раздел 10. Организация основных видов музыкальной деятельности

1

24

6

2

2

-

2

16





Тема 1. Методика организации слушания музыки.

1-3

11

3

1

1

-

1

8

Контр. работа


ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8


Тема 2. Методика организации музицирования.

4-5

11

3

1

1

-

1

8

Тестовое задание

11



Раздел 11. Творческая деятельность детей на уроках музыки

6

22

6

2

2

-

2

16




Тема 1. Сущность детского творчества и его организация на уроке.

6

11

1

1

1


1

8

Тестовое задание

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8



Тема 2. Импровизация и игра как основа музыкального творчества детей.

7

11

3

1

1


1

8

Устный ответ

Модуль 6. Методика преподавания музыки в начальных классах

12


Раздел 12. Подготовка к уроку музыки


8

36

20

4

4

8

4

16





Тема 1. Разработка планов-конспектов.

8-10

20

12

2

2

6

2

8

Устный ответ

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8



Тема 2. Информационно-методическое и техническое обеспечение урока. ЦОР.

11

16

8

2

2

2

2

8

Тестовое задание

13

Раздел 13. Проведение уроков музыки в начальных классах.

12

24

12

2

2

6

2

12





Тема 1. Особенности уроков музыки в начальных классах.

12-13

13

7

1

1

4

1

6

Контр. работа

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8



Тема 2. Обеспечение целостности урока музыки.

14

11

5

1

1

2

1

6

Тестовое задание

14

Раздел 14. Творчество в музыкально-педагогической деятельности

15

26

10

4

4

-

2

16




Тема 1. Планирование как творчество.

15

8

4

1

1



4

Устный ответ

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8

СК-15


Тема 2. Методика определения музыкального развития младших школьников.

16

7

3

1

1


1

4

Тестовое задание


Тема 3. Реализация программных требований, принципов и методов музыкального образования и воспитания.

17

7

3

1

1


1

4

Контр. работа


Тема 4. Оценка, учет и контроль в музыкальном воспитании.

18

6

2

1

1




Тестовое задание



Всего – по семестру


108

54

14

14

14

12

54




Итого – по дисциплине

216

180

90

24

24

24

18

90

36 экзамен










3. Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий (в часах)

Формы/Методы

Лекции (час)

Практические/семинарские занятия (час)

СРС (час)

Всего

Метод «круглый стол»

-

-

2


2

Работа в малых группах

-

14

12

10

Итого интерактивных занятий (часов / % )


14

14

28 / 39%

В интерактивном обучении могут быть использованы следующие методы:

  • Работа в команде при выполнении конкретного задания, как во время аудиторного занятия, так и в рамках самостоятельной работы;

  • Метод «круглый стол»;



4. Планы и УММ к практическим (семинарским) занятиям (представлены в папке «Учебно-методические материалы, п. 5.2.»)



5. Материалы к текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации

Оценка знаний студентов осуществляется по следующим видам и формам контроля:

  1. Текущий контроль: 3 семестр - устный ответ на практическом занятии (1-13 недели), проверочный тест (13 неделя), письменные контрольные работы (8 и 12 недели); 4 семестр - устный ответ на практическом занятии (1-10 недели), письменная контрольная работа (6 неделя).

  2. Промежуточная аттестация: 3 семестр - зачет (14 неделя), 4 семестр - экзамен.

Текущий контроль

Устный ответ на практическом занятии

(задания к практическим занятиям см. раздел 4.).

Оценка знаний студентов осуществляется по следующим видам и формам контроля:

  1. Текущий контроль: 1 семестр - устный ответ на практическом занятии (1-13 недели), проверочный тест (13 неделя), письменные контрольные работы (8 и 12 недели); 2 семестр - устный ответ на практическом занятии (1-10 недели), письменная контрольная работа (6 неделя).

  2. Промежуточная аттестация: 1 семестр – экзамен, 2 семестр - экзамен.


Критерии оценки устного ответа на практическом занятии:

п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме в полном объеме, умение анализировать музыкально-педагогическую информацию по теме занятия, правильно определяет основные понятия музыкального искусства, понимает суть современных подходов к музыкальному воспитанию школьников; владеет методической культурой музыкального воспитания младших школьников

5

2

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме в полном объеме, правильно анализирует музыкально-педагогическую информацию по теме занятия, допускает неточности в определении основных подходов к музыкальному воспитанию школьников; не в полной мере владеет методической культурой музыкального воспитания младших школьников

4

3

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме не в полном объеме, допускает ошибки в определении в определении основных понятий педагогической науки, затрудняется в определении современных подходов к музыкальному воспитанию школьников; владеет методической культурой музыкального воспитания младших школьников

3

4

При ответе студент демонстрирует частичные теоретические знания по теме, не может дать определение основных подходов к музыкальному воспитанию школьников; не владеет методической культурой музыкального воспитания младших школьников

2

5

Студент не подготовил задание по неуважительной причине

0


Критерии оценки проверочного теста


п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

Все ответы теста даны правильно (25 из 25)

5

2

Допущены ошибки (21 из 25)

4

3

Допущены ошибки (19 из 25)

3

4

Допущены ошибки (15 из 25)

2

5

Студент не принимал участие в тестировании по неуважительной причине

0


Критерии оценки контрольной работы


п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

Все задания выполнены верно

5

2

Все задания выполнены верно, с неточностями

4

3

В ответах на задания допущены ошибки (20%)

3

4

В ответах на задания допущены значительные ошибки

2

5

Студент не выполнил контрольную работу по неуважительной причине

0


Тематика коллоквиумов с методическими материалами к ним. Не предусмотрено.



Тематика рефератов

1. Музыка в контексте взаимосвязей и отношений человека с окружающим миром.

2. Интонация как смысловая первооснова музыки.

3. Проблемы развития эстетического отношения к музыке.

4. Возрастные особенности развития эстетического отношения к музыке.

5. Возможности психотерапевтического воздействия музыки на человека.

6. педагогическое общение на уроке музыки. Задачи, функции, методы общения.

7. Музыкальность учителя начальной школы и специфика ее проявлений.

8. Основные параметры музыкального мышления

9. Возрастные особенности и педагогические пути развития музыкального мышления.

10. Музыкальное сознание в его основных аспектах: композиторском, исполнительском, слушательском.

11. Образ как структурная единица музыкального сознания.

12. Возрастные особенности и педагогические пути развития музыкального сознания.

13. Синтез искусств как методологический принцип формирования и развития музыкального мышления.

14. Развитие музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема.

15. Возрастная специфика и педагогические пути развития музыкальных способностей.

16. Музыкальный слух в профессиональной деятельности учителя начальной школы.

17. Педагогические пути формирования музыкального слуха у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

18. Эмпатия как профессионально значимое качество педагога, осуществляющего музыкально-педагогическую деятельность и особенности ее проявления.

19. Рефлексия как профессионально значимое качество педагога, осуществляющего музыкально-педагогическую деятельность и особенности ее проявления.

20. Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого-педагогическая проблема.

21. Биография и творческий путь композиторов (зарубежных, русских, советских, современных).



Методические рекомендации к рефератам

Чтобы обеспечить эффективность самостоятельной исследовательской работы студента, необходимо четко определить, что понимается под конкретным видом исследовательской работы. К примеру, определим, какова структура реферата и какие требования к нему предъявляются как к виду НИРС.

Реферат — это краткое изложение содержания книги, статьи, нескольких работ по общей тематике, а также доклад с таким же изложением.

Компоненты его содержания: план работы — оглавление; введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения, актуальности, определение цели и задач реферата, краткая характеристика используемой литературы); основная часть (каждая проблема или части одной рассматриваются в отдельных разделах реферата и являются логическим продолжением друг друга); заключение, список литературы (не менее 8-10 источников). Рекомендуемый объем реферата 20 листов.

  • Тематика эссе с методическими материалами. Не предусмотрено

  • Тематика к методам проектной работы, кейс-методам и т.д. Не предусмотрено.


5.9.Вопросы к зачету по дисциплине.

  1. Средства музыкальной выразительности: ритм, метр, размер, темп, лад, тональность.

  2. Средства музыкальной выразительности: аккорд, фактура, гомофония, полифония.

  3. Средства музыкальной выразительности в содержании обучения младших школьников: мелодия, движение мелодии, регистр, строение мелодии, динамические оттенки.

  4. Музыкальные стили: барокко, классицизм, рококо, венская классическая школа.

  5. Музыкальные стили: импрессионизм, реализм, экспрессионизм.

  6. Музыкальные жанры: общая характеристика и классификации.

  7. Музыкальные жанры: балет, кантата, опера, оратория, реквием, симфония, соната, сюита.

  8. Музыкальные жанры: ария, песня, танец, марш, романс, ария, месса, концерт, увертюра.

  9. Певческие голоса и хоры.

  10. Оркестр и музыкальные инструменты.

  11. Сущность музыкального восприятия.

  12. Модели развития музыкального восприятия школьников в процессе обучения.

  13. Методика организации слушания музыки.

  14. Методы переинтонирования в организации слушания музыки.

  15. Музыкальная грамота и музыкальная грамотность.

  16. Относительная система изучения музыкальной грамоты.

  17. Абсолютная система изучения нотной грамоты: система звуковысотности.

  18. Абсолютная система изучения нотной грамоты: система метроритма.

  19. Характеристика детского творчества.

  20. Метод моделирования художественно-творческого процесса.

  21. Импровизация как основа творческой деятельности.

  22. Игра как фактор творческого развития школьников.

  23. Характеристика инструментально исполнительской деятельности.

  24. Классификации детских музыкальных инструментов.

  25. Последовательность обучения детей игре на ритмических музыкальных инструментах.

  26. Характеристика музыкально-ритмической деятельности, младших школьников.

  27. Пластическое интонирование: общая характеристика.

  28. Методы пластического интонирования.

  29. Общая характеристика хорового пения на уроках музыки.

  30. Принципы обучения пению.

  31. Особенности детского голоса.

  32. Основные вокальные и хоровые навыки.

  33. Методы вокально-хоровой работы.

  34. Приемы вокально-хоровой работы.

  35. Организация пения на уроке музыки.

  36. Оценка, учет и контроль в музыкальном воспитании.

  37. Методика определения музыкального развития младших школьников.

  38. Виды планирования процесса музыкального воспитания.

  39. Поурочное планирование.

  40. Педагогическая оценка на уроках музыки.

  41. Основные формы учета и контроля в музыкальном воспитании.

  42. Основные критерии музыкального развития.



Экзаменационные вопросы.

1. Функции музыкального искусства и их реализация в музыкальном образовании.

2. Качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе музыкального образования.

3. Характеристика особенностей музыкального развития младших школьников.

4. Проблема цели в современном музыкальном образовании.

5. Основные задачи музыкального образования

6. Характеристика основных принципов музыкального образования.

7. Музыкальные знания, их специфика и функции в развитии музыкальной культуры учащихся.

8. Музыкальные умения и навыки, их специфика и функции в развитии музыкальной культуры учащихся.

9. Общая характеристика видов музыкальной деятельности.

10. Характеристика слушательской деятельности учащегося.

11. Общая характеристика музыкально-исполнительской деятельности.

12. Характеристика вокально-хоровой деятельности учащегося.

13. Характеристика инструментальной деятельности учащегося.

14. Специфика применения общедидактических методов на музыкальных занятиях.

22. Специальные методы музыкального образования.

23. Характеристика методов музыкального образования.

24. Характеристика содержания Федерального Государственного стандарта начального общего музыкального образования.

25. Содержание предмета «Музыка» и организация учебного процесса.

26. Внеклассная и внешкольная музыкальная работа с учащимися.

27. Музыкальное самообразование учащихся.

28. Приоритетные профессиональные качества учителя начальной школы, осуществляющего музыкально-педагогическую деятельность.

29. Дайте характеристику урока музыки как урока искусства и приведите примеры из конкретного урока в начальной школе.

30. Раскройте особенности коммуникативной функции музыки применительно к музыкально-педагогическому процессу.

31. .Охарактеризуйте музыкальную культуру школьника как цель музыкального образования.

32. .Охарактеризуйте различные категории знаний о музыке в музыкальном образовании.

33. Охарактеризуйте круг музыкальных умений, фигурирующих в музыкальном образовании.

34. Чем характеризуется музыкально-творческая деятельность школьника на уроке музыки?

35. Как вы представляете себе взаимосвязь методов и содержания музыкального образования?

36.Охарактеризуйте метод сравнения применительно к музыкальному образованию

37. В чем заключается сущность метода музыкального обобщения?

38.Дайте общую характеристику урока музыки как урока искусства.

39. Охарактеризуйте урок музыки с общепедагогических позиций.

40.Сформулируйте основные требования к современному уроку музыки.

41. Охарактеризуйте формы внеклассной музыкальной работы со школьниками.

42.В чем заключается связь уроков музыки с внеклассной и внешкольной музыкальной работой?

43. Охарактеризуйте компоненты, типы, разновидности и уровни музыкально-ритмической деятельности.

44. Сравните задачи вокально-хорового обучения и воспитания, сформулированных в школьных программах, имеющих федеральный статус (допущенных или рекомендованных Министерством науки и образования РФ)



6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины

  • Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины. Чтобы в изучении дисциплины не возникало напряжения, следует регулярно выполнять домашние задания, не допуская накапливания долгов.

  • Алгоритм освоения любой темы дисциплины следующий: просмотреть электронную версию лекций, изучить предлагаемую по теме литературу, уточнить основные понятия по глоссарию (см. раздел 8); выполнить указанные к практическому занятию задания, подобрать примеры по теме из школьной жизни и художественной литературы.

  • Рекомендации по использованию материалов УМК (учебно-методического комплекса). УМК содержит электронный вариант лекций, перечень заданий и вопросов по всем темам на практических занятиях, список литературы, перечень вопросов к зачету, глоссарий основных терминов и понятий по дисциплине.

  • При подготовке к проверочному тесту следует повторить и уточнить основные термины и понятия, изучаемые по дисциплине.

Содержание рекомендаций по самостоятельной работе студентов (СРС) может включать:

  • Рекомендации по работе со словарем (с ведущими понятиями курса). Если при работе с литературой встретились незнакомые понятия и термины, не входящие в глоссарий, необходимо включить их в свой персональный вариант глоссария.

  • Рекомендации по подготовке домашних заданий. Алгоритм работы с учебной и научной литературой. Работа с текстами:

Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него.

Первая задача при чтении состоит в том, чтобы уяснить и усвоить прочитанный материал,

вторая - продумать прочитанное,

третья- сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки и, наконец,

четвертая - дать себе отчет, чему новому научила тебя прочитанная книга.

Эти советы можно представить в виде четкого предписания алгоритмического типа. В такой форме они легко запоминаются и становятся своего рода руководством к действию.

Алгоритм подобного типа создает определенную стратегическую установку на чтение. 

Алгоритм рациональной музыкально-методической самоподготовки

1. Проработка лекционного курса, работу со справочной и методической литературой по теме, а также выполнение письменного домашнего задания, представленного в методических указаниях к практическим занятиям по методике музыкального воспитания в планах к практическим и лабораторным работам.

2. Подготовка рефератов и методического материала к практическим занятиям (см. «Примерная тематика рефератов и докладов по курсу»).

3. Слушание музыки (по стилям и жанрам), подготовка рефератов и докладов к практическим занятиям.

Этот вид самостоятельной работы направлен на расширение музыкального кругозора студентов, расширение их «интонационного словаря» и подразумевает самостоятельно организованное прослушивание музыкальных произведений, рекомендованных преподавателем, а также ознакомление с биографиями и творчеством известных композиторов.

4. Подготовка аннотации к вариативным программам по музыке.

Этот вид работы позволяет студентам познакомиться с вариативными программами по музыке для начальной школы, критически проанализировать их содержание, структуру, сделать выводы об их практической целесообразности.

5.Проработка лекционного материала, конспектирование научных статей по изучаемым темам

Конспектирование научной статьи по изучаемой теме предполагает более детальное ее изучение, способствует развитию умения анализировать проблемы музыкальной педагогики.

6-7. Разработка фрагментов уроков и внеклассных музыкальных мероприятий и разработка плана-конспекта урока музыки.

Эти виды работы предполагают практическое освоение методики музыкального воспитания младших школьников в различных видах музыкальной деятельности, способствует развитию проектировочных и прогностических умений студентов.

8. Подбор методик диагностики музыкального развития школьников.

Этот вид самостоятельной работы направлен на развитие исследовательских умений будущих учителей начальной школы. Он способствует развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать результаты собственной музыкально-педагогической деятельности.

9. Подготовка к экзамену.

7. Учебно-методические и иные дидактические материалы по освоению дисциплины

7.1. Авторские лекционные материалы, (аннотации к лекциям представлены в папке 4 УМКД).

7.2. Практикум

практикума семинарских занятий не предусмотрен.

лабораторного практикума не предусмотрен.

7.3. Структурно-логические схемы и опорные сигналы/ плакаты/ (представлены в папке 5)

7.4. Хрестоматии и рабочие тетради - не предусмотрено.

7.5. Деловые/ролевые игры и тренинги - не предусмотрено.

7.6. Групповые и индивидуальные задания/ проекты - не предусмотрено.

7.7. Практические (деловые) ситуации (кейсы) - не предусмотрено

7.8. Электронные дидактические материалы (например, обучающие презентации, электронные учебники и т. п.).


8. Словарь терминов (глоссарий)

А капелла – хоровое пение без инструментального сопровождения

Аккомпанемент – сопровождение, чаще инструментальное, которое дополняет, поддерживает главный голос, основной инструмент, ведущую мелодию

Акцент – ударение на звуке, обозначается знаками

Ансамбль (от фр. - вместе) – совместное исполнение музыки. Ансамблем называют коллектив музыкантов, а также произведение для небольшого числа исполнителей.

Ария – песня главного героя в опере, завершенная часть оперы, оперетты, оратории, кантаты, в которой герой передает глубоко личные переживания. Арией может называться пьеса для какого либо певучего инструмента.

Балет – художественное произведение, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Балет соединяет в театральном действии музыку, танец, пантомиму, а также включает декорации, костюмы.

Баритон – мужской певческий голос, средний между тенором и басом, отличается насыщенной, сочной тембровой окраской.

Баркарола- (песня лодочника) – песня венецианского гондольера, а также вокальная или инструментальная миниатюра в характере такой песни.

Бас – низкий певческий голос, глубокий, рокочущий.

Гармония - музыкальная наука, изучающая правила, по которым строятся и следуют друг за другом аккорды.

Диапазон – звуковой объем какого либо музыкального инструмента или голоса. Объем диапазона определяется расстоянием между звуками от самого нижнего до самого верхнего звука, которые доступны музыкальному инструменту или голосу.

Динамика – сила звучания произведений или голоса.

Жанр – характеристика музыкальных произведений, объединенных по какому-либо признаку сходства: сходству строения (симфония, соната, концерт и т.д.), одинаковому составу исполнителей (струнный квартет, фортепианная пьеса, симфоническая музыка), общему предназначению (концертная музыка, камерная музыка, эстрадная музыка).

Импровизация – искусство сочинять музыку в процессе ее исполнения, а также пьеса свободного строения, предполагающая импровизационную манеру исполнения.

Канон- представляет собой вид двухголосного или многоголосного пения, при котором каждый из одинаковых голосов вступает с некотором опозданием по отношению к предыдущему.

Кантата- масштабное, многочастное произведение для певцов-солистов и хора, с участием оркестра или ансамбля инструментов.

Кода- завершающий раздел произведения или его самостоятельная часть, окончание произведения.

Концерт – публичное исполнение музыкальных произведений, а также произведение, чаще в трех частях, основанное на принципе состязания между ведущим, солирующим инструментом и оркестром.

Либретто- словесный текст музыкально-драматического произведения: оперы, оперетты, оратории, литературный сценарий балета, а также краткое изложение содержания музыкальных произведений крупной формы.

Мелодия – одноголосная последовательность звуков, которая представляет собой выразительную, рельефную музыкальную мысль.

Метр – порядок чередования опорных и неопорных равнодлительных временных долей. В ритме выражается соотношение звуков во времени. Метр служит мерилом этих соотношений, создает норму отсчета ритмического движения.

Меццо-сопрано- женский певческий голос, средний между контральто и сопрано. Отличается насыщенностью и грудным звучанием.

Мотив- наименьший элемент музыкальной фразы.

Музыкальная форма заключает в себе особенности построения музыкального произведения: соотношение и способы развития музыкально-тематического материала, соотношение и чередование тональностей.

Опера – это музыкально-драматическое произведение, в котором действие сопровождается пением. Опера включает арии, ариозо, каватины, баллады, хоровое пение, танцы.

Пауза – знак молчания, перерыв в звучании, связанный с характером произведения, с выразительностью исполнения.

Регистр – часть звукового диапазона певческого голоса или музыкального инструмента, содержащая звуки, схожие по тембровой окраске. В каждом инструменте или голосе принято различать нижний, средний и верхний регистры, хотя границы их условны.

Реприза – это повторение музыкальной части или музыкальной фразы, которое часто используется в музыкальных произведениях для того, чтобы подчеркнуть важную музыкальную мысль.

Речитатив – это пение, похожее на декламацию. Речитатив помогает развитию действия в опере. Оперы без речитатива не существуют. Бывают оперы, полностью построенные на речитативе.

Ритм – чередование длительностей в определенной последовательности. Ритм каждого произведения неповторим.

Сопрано – самый высокий женский певческий голос, яркий, светлый, гибкий.

Тембр – специфическая окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу, которая зависит от природы инструмента, голоса, а также от музыканта-исполнителя, от его умения придавать звучанию разнообразные оттенки.

9. Рейтинг-план оценки успеваемости студентов.

Дисциплина/ семестр/

специальность/

преподаватель/

Объем аудиторной работы

Виды текущей аттестационной аудиторной и внеаудиторной работы

Максимальное (норматив) количество баллов

Поощрения

Штрафы

Итого-вая форма отчета (миним. балл)

лек

Сем/лаб.

КСР

050100

Педагогика и методика начального образования

/ 3

Теория и методика музыкального воспитания / Тутолмин А.В.



18



16



10

1. Контроль посещаемости лекций

2. Контроль посещаемости семинарских занятий

3.Контроль посещаемости лабораторных занятий

4. Работа на семинарских занятиях

Контрольные мероприятия

1. Составление списка литературы по обучению музыкальной грамоте младших школьников за период с 2005-2012 гг. (тезисы пяти статей) (муз. буквари, муз. азбуки)

2. Технологическая карта урока по изучению музыкального языка и нотописи.

3.Технологическая карта урока по изучению буквенной нотации.

4.Составление технологической карты и сценария урока по УМК «Планета знаний»

5.Конспектирование урока (видео запись)

6.Составление технологической карты и сценария урока по УМК «Школа 2100»

7.Оформление наглядного материала: моделей к уроку музыки в первом классе.

8. Составление плана урока

9. Разработка тестов по проверке знаний о музыке у первоклассников

10. Фрагменты уроков (Критская, Шмагина)

11..Оформление кластера по УМК (по выбору студента)

12. Итоговое тестирование

Компенсационные мероприятия

1.Подготовка методического материала по теме

2. Написание научной статьи

3. Электронная презентация темы

20

18

6



45 (9*5)





5







5



5



5



5



5



5



5

5

5



5

5





10



10

10

+ 1 балл за до-полнения;

+ 3 балла за подготовку дополнительного дидактического материала


0 баллов за не-посещение акад. часа по неув. причине;

0 баллов за неготовность или отсутствие на семин. занятии по неув. причине;

- 3 балла за невыполнение задания в установленные сроки

Экзамен







95 б. (60%)



143 б. (90%)

ИТОГО





1593 (без компенсации)






Дисциплина/ семестр/

специальность/

преподаватель/

Объем аудиторной работы

Виды текущей аттестационной аудиторной и внеаудиторной работы

Максимальное (норматив) количество баллов

Поощрения

Штрафы

Итого-вая форма отчета (миним. балл)

лек

Сем/лаб.

КСР

050100

Педагогика и методика начального образования

/ 4

Теория и методика музыкального воспитания / Тутолмин А.В.



18



18



10

1. Контроль посещаемости лекций

2. Контроль посещаемости семинарских занятий

3.Контроль посещаемости лабораторных занятий

4. Работа на семинарских занятиях

Контрольные мероприятия

1. Составление списка литературы по обучению музыкальной грамоте младших школьников за период с 2005-2012 гг. (тезисы пяти статей) (муз. буквари, муз. азбуки)

2. Технологическая карта урока по изучению музыкального языка и нотописи.

3.Технологическая карта урока по изучению буквенной нотации.

4.Составление технологической карты и сценария урока по УМК «Планета знаний»

5.Конспектирование урока (видео запись)

6.Составление технологической карты и сценария урока по УМК «Школа 2100»

7.Оформление наглядного материала: моделей к уроку музыки в первом классе.

8. Составление плана урока

9. Разработка тестов по проверке знаний о музыке у первоклассников

10. Фрагменты уроков (Критская, Шмагина)

11..Оформление кластера по УМК (по выбору студента)

12. Итоговое тестирование

Компенсационные мероприятия

1.Подготовка методического материала по теме

2. Написание научной статьи

3. Электронная презентация темы

20

18

6



45 (9*5)





5







5



5



5



5



5



5



5

5



5

5







10

10

10

+ 1 балл за до-полнения;

+ 3 балла за подготовку дополнительного дидактического материала


0 баллов за не-посещение акад. часа по неув. причине;

0 баллов за неготовность или отсутствие на семин. занятии по неув. причине;

- 3 балла за невыполнение задания в установленные сроки

Экзамен







95 б. (60%)



143 б. (90%)

ИТОГО





1594 (без компенсации)




10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине


Основная

  1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – Москва.: Издательский центр «Академия», 2004

  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыки. - Москва.: ВЛАДОС, 2000

  3. Школяр Л.В. Музыкальное воспитание в школе: учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. Заведений, - Москва.: Издательский центр «Академия» 2001.

  4. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия» 2001. 368 с.


  1. Яфальян А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания. в начальной школе: уч. пособие для студентов педагогических вузов. - Ростов н/Д, - Феникс, 2008

Дополнительная

  1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: уч. пособие для студ. муз. фак. педвузов. - .Москва.: Издательский центр «Академия», 2002.

  2. Программы образовательных учреждений. Музыка, 1-8 классы, раздел «Начальная школа». – Москва.: Просвещение, 2004.

  3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 классы: Пособие для учителя. - Москва.: Просвещение,2002.

  4. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – Москва.: ВЛАДОС, 2001

  5. Полозов С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. – Саратов.: Изд-во Сарат. Ун-та, 2002.

  6. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учеб .пособие. - Москва Издательский центр «Академия» 2000

  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е.С. Савинов/.-М.: Просвещение, 2010 г.

  8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Ч.2 – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г.

  9. Планируемые результаты начального общего образования/под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010г.

  10. Учебно-методический комплект «Музыка 1- 4 классы» авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной:

  11. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина., М., Просвещение, 2007., стр.3-28.

  12. Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.

  13. Хрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 1-4 класс», М., Просвещение, 2012г.

  14. Фонохрестоматии для 1-4 классов (4 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.

  15. Учебник-тетрадь «Музыка 1-4 классы», М., Просвещение, 2005г.


Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Электронный Федеральный портал «Российское образование» (http:// www//edu.ru);

Российская Государственная библиотека (http: //www.rsl.ru)

Российская Национальная библиотека (http: //www.nrl.ru)

База данных ИНИОН (http:// www.inion.ru)

Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского РАО (http: gnpbu.ru);

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru);

Глобальные поисковые системы yandex, mail, googl, rambler и др.

Веб-сайт журнала «Музыка в школе»: www.art-in-school.ru


MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

1 Формы текущего контроля успеваемости подразумевают указание на те способы и методические приемы, которые используются для контроля за успеваемостью. Это могут быть: устный ответ на семинарском занятии, контрольное тестовое задание, письменная контрольная работа, выполнение заданий в рабочей тетради, участие в работе круглого стола, коллоквиум, реферат и т.п. Варианты и формы текущего контроля см. в Приложении 1.

2 В разделе коды компетенций указываются коды компетенций из общего списка компетенций ФГОС, которые формируются в рамках изучения данной темы.

3 В расчет нормативного балла не вошли часы, отведенные на КСР, т.к. преподаватель планирует их использовать в рамках компенсационных занятий

4 В расчет нормативного балла не вошли часы, отведенные на КСР, т.к. преподаватель планирует их использовать в рамках компенсационных занятий

Рабочая программа учебной дисциплины "Теория и методика музыкального воспитания"
  • Музыка
Описание:

Цель и задачи изучения дисциплины: становление музыкально педагогической культуры у будущих учителей начальных классов,развитие у студентов профессионально значимых личностных качеств, формирование общекультурных универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

К основным задачам изучения дисциплины Теория и методика музыкального воспитания младших школьников относятся следующие:

·      обеспечение подготовки будущей профессиональной деятельности бакалавра педагогического образования; овладение основами теории и методики музыкального воспитания младших школьников для дальнейшего их использования в различных областях профессиональной деятельности: педагогической, культурно-просветительской, научно-исследовательской, музыкально-исполнительской;



 


Автор тутолмин Александр Викторович
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 918
Номер материала 34087
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓