Главная / Технология / Рабочая программа по технологии в 8 классе

Рабочая программа по технологии в 8 классе


Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы с. Братовщина

имени Героя Советского Союза Виктора Семёновича Севрина в с. Меньшой Колодезь

Долгоруковского муниципального района Липецкой области


Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании методического объединения учителей ________________.


наименование цикла


Принято решением педагогического совета МБОУ СОШ с. Братовщина имени Героя Советского Союза В.С. Севрина. Протокол № __ от ________г

Утверждаю.

Директор МБОУ СОШ

с. Братовщина имени Героя Советского Союза

В.С. Севрина

_________________________

Е.А. Барабанова

Приказ №____ от _________г


Руководитель ______________

Ф.И.О. руководителя

Протокол №____ от ________ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по технологии, для 8 класса

Рязанцева Светлана Алексеевна, учитель,

I квалификационная категория




2014 – 2015 учебный год



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка;

  2. Учебно-тематический план;

  3. Содержание тем учебного курса;

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся;

  5. Учебно-методическое обеспечение и информационно-техническое

обеспечение;

  1. Календарно-тематическое планирование;

  2. Лист коррекции
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

  • Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ "Об образовании".

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.

  • Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  • Приказ УОиН Липецкой области от 23.04.2014 г. № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014/2015 учебный год».

  • Письмо управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009 № 3499 «Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.

  • Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ с. Братовщина имени Героя Советского Союза В.С. Севрина на 2014-2015 учебный год, утверждённый приказом по школе № 133 от 29.08.2014 г.

  • Учебный план МБОУ СОШ с. Братовщина имени Героя Советского Союза В.С. Севрина на 2014-2015 учебный год, утверждённый приказом по школе № 85 от 30.05.2014 г.


Рабочая программа по технологии в основной школе направлена на достижение следующих целей:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

- получение опыта применения политехнических и технических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Рабочей программе соответствует учебник технология 8 класс (для учащихся общеобразовательных учреждений) под редакцией В.Д Симоненко - рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2011 год.

Планирование составлено из расчета 1 час в неделю.

Используются следующие педагогические технологии обучения:

личностно-ориентированные, развивающие, здоровьесберегающие, метод учебных проектов, игровые методы изучения ИКТ.

С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд».

Базовым для направления «Технология. Технический труд», является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», для направления «Технология. Обслуживающий труд» - разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и «Кулинария», для направления «Технология. Сельскохозяйственный труд».

С учетом сезонности работ в сельском хозяйстве базовые разделы направления «Технология. Сельскохозяйственный труд» дополняются необходимыми разделами одного из направлений. Каждое из трех направлений обязательно включает в себя следующие разделы: «Электротехнические работы», «Технология ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование.

При знакомстве со швейной машиной учащиеся учатся самостоятельно разбираться в механизмах и узлах машины, правилам безопасной работы, что в дальнейшем поможет им в своей повседневной жизни пользоваться бытовыми машинами дома.

Цели и средства обучения осуществляются в тесной взаимосвязи.

Программой предусмотрено систематическое знакомство с миром профессий, что поможет учащимся в выборе своего жизненного пути.

Для этого используются материалы литературы и Интернет ресурсы в виде презентации и прямых выходов в Интернет.

Особенностью программы является то, что она связана с жизнью и даёт возможность применения полученных знаний и умений в быту

 В рабочей программе введён модуль «Краеведение. Ремесла Липецкой области» в количестве 34 часов.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков.

Принципиально важная роль отведена в тематическом плане участию школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитии умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


раздела, модуля, темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

1

Вводное занятие. Инструк­таж по ТБ. Содержа­ние и зада­чи курса

1

2

Основы аграрной технологии

3

3

Семья, как экономическая ячейка общества

11

4

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

5

5

Творческие проектные работы

5

6

Технология ведения дома

3

7

Электротехнические работы

3

8

Дизайн пришкольного участка

4


Итого:

34 часа

Технология. Краеведческий модуль.

1

Ремесла в натуральном крестьянском хозяйстве.

1

2

Лозоплетение

9

3

Плотницкое ремесло.

9

4

Кузнечное ремесло.

9

5

Исследовательский проект

6


Итого:

34 часа



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Основы аграрной технологии.

Осенняя обработка почвы. Подзимняя посадка овощных и цветочных культур.

Технология уборки овощных культур. Урожайность.

Семья, как экономическая ячейка общества

Семья. Ресурсы семьи. Предпринимательство в семье.

Информация о товарах. Сертификация.

Торговые символы, этикетки, штрих-коды. Расходы на питание.

Сбережения. Личный бюджет.

Расчёт стоимости продуктов, меню. Сервировка стола к обеду.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Декорирование в стиле « декупаж».

Технология декорирования изделия

Синтетические волокна. Определение ткани сложных структур.

Творческие проектные работы.

Творческие проектные работы. Практическая работа «разработка дизайнерской задачи».

Технология выполнения изделия. Экономическое и экологическое обоснование проекта.

Технология ведения дома.

Ремонт помещений. Подбор строительно-отделочных материалов.

Ремонт помещений. Эскиз декоративного украшения интерьера.

Санитарно-технические работы. Подбор элементов сантехники для дома.

Электротехнические работы.

Общие сведения об электротехнических устройствах. Электрические источники света.

Дизайн пришкольного участка.

Весенняя обработка почвы. Декоративное оформление участка.

Технология. Краеведческий модуль – 34

Ремесла в натуральном крестьянском хозяйстве.

История плетения из лозы (ивового прута)

Обработка прутьев и их заготовка. Инструменты , шаблоны, приспособления для плетения.

Основные виды плетения. Плетение корзины с обруча.

Плотницкое ремесло.

История плотницкого ремесла. Плотничные инструменты.

Приемы работы плотничными инструментами. Техника безопасности.

Изготовление топорища. Заточка плотничных инструментов.

Работы плотников нашего времени.

Кузнечное ремесло.

История кузнечного ремесла. Выплавка и выработка железа, литье.

Ковка. Кузнечные инструменты. Основные кузнечные операции.

Примеры технологических процессов в художественной ковке.

Кузнец в мифологии, религии, литературе.

Исследовательский проект.

Выбор и утверждение тем проектов.

Работа над проектом. Защита проектов.





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны

знать:

- цели и значение семейной экономики;

- общие правила ведения домашнего хозяйства;

- роль членов семьи в формировании семейного бюджета;

- необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого его члена;

- цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства;

- сферы трудовой деятельности;

- принципы производства, передачи и использования электрической энергии;

- принципы работы и использование типовых средств защиты;

- о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;

- способы определения места расположения скрытой электропроводки;

- устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;

- основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.

уметь:

- анализировать семейный бюджет;

- определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;

- анализировать рекламу потребительских товаров;

- выдвигать деловые идеи;

- собирать простейшие электрические цепи;

- читать схему квартирной электропроводки;

- определять место скрытой электропроводки;

- подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;

Должны владеть компетенциями:

- информационно-коммуникативной;

- социально-трудовой;

- познавательно-смысловой;

- учебно-познавательной;

- профессионально-трудовым выбором;

- личностным саморазвитием.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;

- проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;

- ориентироваться на рынке товаров и услуг;

- определять расход и стоимость потребляемой энергии;





УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ




Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:

для учащихся:

Технология. 8 класс: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 208 с.: ил.

Твоя профессиональная карьера: учебник для учащихся 8–9 классов общеобразовательной школы / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240 с.

Климов, Е. А. Основы производства. Выбор профессии: проб. учебное пособие для учащихся 8–9 классов средней школы / Е. А. Климов. – М.: Просвещение, 1988.

Для учителя:

Лында, А. С. Методика трудового обучения / А. С. Лында. – М.: Просвещение, 1977.

Программа «Технология». 1–4, 5–11 классы. – М.: Просвещение, 2005.

Райзберг, Б. А. Основы экономики и предпринимательства: учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев / Б. А. Райзберг. – М., 2006.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью профориентации: методические рекомендации для студента и кл. руководителя / сост. А. А. Донсков. – Волгоград: Перемена, 1998.

- Сельскому учителю о народных промыслах. В.А. Барадулин, Москва, «просвещение»,1979г.

- И тут появился изобретатель. Г. Альтов, Москва «Детская литература», 1971г.

- Творческие проектные работы для учащихся 5-9 классов под редакцией Симоненко, Брянск, 1996 год

Средства, реализуемые с помощью компьютера:

- слайд-лекции по ключевым темам курса;

- редакторы текста;

- графические редакторы (моделирование формы и узора);

- принтерные распечатки тестов (на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности, на определение личностных пристрастий к определенному стилю, «характер человека») в количестве экземпляров комплекта тестов, равному числу учащихся в классе;

- индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления);

- схемы, плакаты, таблицы;

- интернет-ресурсы.
















Приложение 1





КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по технологии 8 класс



Учитель: Рязанцева Светлана Алексеевна

Количество часов всего 68, в неделю 2 часа.

Планирование составлено на основе программы «Технология» коллективом авторов под редакцией В.Д.Симоненко и соответствует стандарту общего образования.





Учебник: «Технология 7-8 класс» под редакцией В.Д.Симоненко, издательство «Вентана-Граф», 2011год









урока п.п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Примечание Домашнее задание


планируемая

фактическая


1



Вводное занятие. Инструк­таж по ТБ. Содержа­ние и зада­чи курса

Содержание и задачи курса «Технология». Правила внутреннего распо­рядка, техники безопасности






Основы аграрной технологии – 3ч



2



Осенняя обработка почвы. Подзимняя посадка овощных и цветочных культур.

Особенности осенней обработки почвы. Правила подзимней посадки овощных и цветочных культур. П.Р. посадка луковиц тюльпанов.



3



Технология уборки овощных культур.




4



Уборка урожая капусты. Урожайность.

Правила уборки урожая капусты, признаки созревания, подсчет урожайности, закладка на хранение.

П.Р. уборка урожая капусты.






Семья, как экономическая ячейка общества – 11ч



5



Семья.

Роль семьи. Ее функции. Удовлетворение потребностей членов семьи.

П.Р. Определить доходы и расходы семьи.

П.1


6



Ресурсы семьи.

Ресурсы семьи. Источники доходов.

П.Р. Определить какими ресурсами обладает семья.

П.1, ст.6


7



Предпринимательство в семье.

Виды предпринимательской деятельности. Понятия: прибыль, лицензия, патент. Факторы предпринимательской деятельности.

П.Р. Составить перечень услуг и товаров, которые могут быть источником дохода школьника.

П.2


8



Потребности семьи. Классификация покупок.

Виды потребностей, благосостояние семьи.

П.Р. Посчет затрат на приобретение вещей.

П.3


9



Информация о товарах. Сертификация.

Источники информации о товарах. Сертификация.

П.Р. Знакомство с сертификатами на товары, продукты.

П.4


10



Торговые символы, этикетки, штрих-коды.

Информация о приобретаемых товарах.

П.Р. Разработать этикетку на товар, производимый в семье.

П.5


11



Расходы на питание.

Основные ошибки в нашем питании. Культура питания.

П.Р. Оценить затраты на питание семьи, пути снижения затрат.

П.7


12



Сбережения. Личный бюджет.

Средства хранения накопленных сбережений.

П.Р. стр. 28

П.8,ст.27

Т.6


13



Экономика приусадебного участка.

Функции приусадебного участка. Норма потребления и средний урожай

П.Р. Рассчитать площадь для выращивания овощных культур, необходимых вашей семье.

П.9, ст.

Т.7-8-9


14



Виды домашней птицы. Первичная обработка птицы.

Виды домашней птицы, их кулинарное применение. Первичная и тепловая обработка кур, сроки и способы хранения пищевых продуктов. Основные, вспомогательные, комбинированные приёмы тепловой обработки кур.

Виды птиц применяемых в домашнем питании.


15



Расчёт стоимости продуктов, меню. Сервировка стола к обеду.

Научиться правильно, подавать готовые блюда к столу, правила этикета.

Выполнить эскиз сервировки стола.



Создание изделий из текстильных и поделочных материалов – 5ч

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов - 10 часов.

16



Декорирование в стиле

« декупаж»

Краткие сведения из истории. Ассортимент изделий, выполненных в технике «декупаж»

Подготовить материалы.


17



Технология декорирования изделия

Научиться выполнять технологию и отработку техники выполнения изделия. Уметь выполнять требования , предъявляемые к готовому изделию.

Закрепление пройденного материала.


18



Поэтапное изготовление изделия.

Подготовка поверхности, грунтовка, сушка изделия. Заготовка фрагментов салфетки, закрепление на изделии.

Просушить изделие


19



Окончательная обработка изделия.

Научиться покрывать лаком готовое изделие. Уход за изделием в процессе эксплуатации. Соблюдать ТБ.

Прорекламировать изделие


20



Синтетические волокна. Определение ткани сложных структур.

Научиться классифицировать химические волокна. Узнать свойства синтетических волокон. Промышленное значение при изготовлении тканей. Свойства синтетических волокон. Сложные мелкоузорчатые и крупноузорчатые переплетения в тканях.


Оформить образцы в тетрадь.





Творческие проектные работы – 5ч


Творческие проектные работы - 10 часов.

21



Творческие проектные работы. Практическая работа «разработка дизайнерской задачи»

Способы оформления проекта. Презентация. Основа разработки дизайнерской задачи проекта. Выбор темы.


Обсуждение выбранного проекта в семье.


22



Технология выполнения изделия.

Подбор материалов и инструментов. Технология выполнения выбранного изделия.

Продумать этапы выполнения проекта.


23



Практическая работа «Изготовление изделия»

Последовательность выполнения изделия. Значимость соблюдения требований безопасности труда.

Отработка навыков выполнения выбранного рисунка.


24



Экономическое и экологическое обоснование проекта.

Научиться делать расчёт себестоимости изделия. Экологическое обоснование. Значимость рекламы.

Продумать рекламу своего изделия.


25



Защита проекта.

Презентация готового изделия. Защита проекта.






Технология ведения дома – 3ч



26



Ремонт помещений. Подбор строительно-отделочных материалов.

Дать характеристику распространённых технологий ремонта и отделки жилых помещений.


Повторить пройденный материал.

П.22-23


27



Ремонт помещений. Эскиз декоративного украшения интерьера.

Подбор декоративных украшений интерьера. Элементы декора. Разработка эскиза.


Закончить эскиз декоративного элемента.

П.25-26


28



Санитарно-технические работы. Подбор элементов сантехники для дома.

Правила эксплуатации систем теплоснабжения, водоснабжения, канализации. Способы ремонта.

Виды санитарно-технического оборудования.

Закончить эскиз комнаты





Электротехнические работы – 3ч



29



Общие сведения об электротехнических устройствах

Способ определения скрытой электропроводки Определение расхода и стоимости электрической энергии и пути её экономии

Рассчитать стоимость возможной экономии в домашних условиях за сутки.


30



Электрические источники света

Электроосветительные приборы. Лампы накаливания. Особенности эксплуатации .ТБ.







Дизайн пришкольного участка – 4ч



31-32



Весенняя обработка почвы.

Повторение сведений о видах почв. Правила весенней обработки почвы. Внесение удобрений.

П.Р. Обработка почвы под овощные культуры. Правила ТБ.



33



Декоративное оформление участка.

Изучить элементы декоративного оформления пришкольного участка.



34



Практическая работа «Эскиз озеленения пришкольного участка»

Изучить особенности фитодизайна.



Технология. Краеведческий модуль.


1



Ремесла в натуральном крестьянском хозяйстве.

Рассмотреть перспективы ремесел в современном мире.





Лозоплетение (9 часов)



2



История плетения из лозы (ивового прута)

Рассмотреть основные виды плетения.



3



Заготовка ивовых прутьев. Техника безопасности.

Закрепить навыки работы с материалом.



4



Обработка прутьев. Техника безопасности.

Закрепить навыки работы с материалом.



5



Инструменты , шаблоны, приспособления для плетения.

Познакомиться с инструментами.



6



Основные виды плетения.

Познакомиться с видами плетения.



7-8



Плетение корзины с обруча.

Научиться плетению с обруча.



9-10



Плетение корзины с донышка. Корзина хозяйственная.

Научиться плетению с донышка.






Плотницкое ремесло (9 часов)



11



История плотницкого ремесла.

Рассмотреть перспективы ремесела в современном мире.










12



Плотничные работы

Рассмотреть основные виды работ.



13



Плотничные инструменты.

Изучить инструменты.



14-15



Приемы работы плотничными инструментами. Техника безопасности.

Освоить правила безопасного труда с плотничными инструментами.



16-17



Изготовление топорища.

Освоить правила безопасного труда с плотничными инструментами.



18



Заточка плотничных инструментов.

Научиться технологии заточки.



19



Работы плотников нашего времени.

Обзор работ плотников разных стран.






Кузнечное ремесло (9часов)



20



История кузнечного ремесла

Рассмотреть перспективы ремесла в современном мире.



21



Выплавка и выработка железа, литье.

Изучение технологии.



22



Ковка. Кузнечные инструменты.

Изучение технологии и применения инструментов.



23



Изделия .Правила техники безопасности при кузнечных работах.

Изучение технологии и применения инструментов.



24



Основные кузнечные операции.

Изучение технологии и применения инструментов.



25



Ручная художественная ковка. Приемы работы.

Закрепление навыков.



26-27



Примеры технологических процессов в художественной ковке.

Изучение технологии и применения инструментов.



28



Кузнец в мифологии, религии, литературе

Оценить место профессии в мировой культуре.






Исследовательский проект (6 часов).



29



Выбор и утверждение тем проектов.

Выбрать темы.



30-32



Работа над проектом.

Творческая работа.



33



Пояснительная записка.

Учиться правильно оформлять технические документы.



34



Защита проектов.

Защита проектов.





Приложение 2.

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ.


п/п

Тема

Дата

Изменения

Основание


















































































































Рабочая программа по технологии в 8 классе
  • Технология
Описание:

  В рабочую программу внесены изменения в соответствии с приказом Управления образования и науки Липецкой  области «О внесении изменений в приказ управления образования и науки  Липецкой области от 16 мая 2013 года № 451 «О базисных учебных планах для  общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2013-2014 учебный  год» от 20 июня 2013 года № 585 в программу за счет часов регионального компонента включен модуль, посвященный истории зарождения культуры,  традициям народного искусства и промыслам Липецкого края в количестве 34 часов.

В основу программы модуля «Краеведения» легла авторская программа  методиста Управления образования Липецкой области Ползиковой Л.В.

 

  Актуальность курса определяется повышением интереса к культурным традициям, развитием культурного многообразия Липецкого края и сохранение их в целостном культурном пространстве России. Главным направлением программы  является этнокультурное образование, которое в современном мире - главный канал  распространения традиционных культур, воплощение духовно-нравственных  ценностей и идеалов.

Автор Рязанцва Светлана Алексеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 996
Номер материала 53333
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓