Пояснительная
записка
Рабочая программа
учебного курса «Технология» для 1 – 4 классов разработана на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования и авторской программы «Технология» 1-4 класс,
Роговцева Н.И.,
размещённой в Сборнике рабочих программ.1-4 классы. УМК
«Школа России».Руководитель проекта А.А.Плешаков. - М.: Просвещение, 2011г
XXI век — век высоких технологий. Это стало
девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных
процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее
значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с
начальной школы.
Возможности предмета «Технология» позволяют
гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с
технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем
содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным
для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы
учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование,
оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в
контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения,
умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит,
более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет
школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении
изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое
создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного
выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во
внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет
практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку
представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при
изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых
к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в
разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации,
усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии
является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых
личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и
универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
•
приобретение личного
опыта как основы обучения и познания;
•
приобретение
первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе
овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и
проектной деятельностью;
•
формирование
позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Теоретической основой данной программы
являются:
•
системно-деятельностный
подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории
деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние
умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних,
материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией
(П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.):
•
теория развития
личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности —
понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков,
составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс
развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
•
духовно-нравственное
развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического
опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие
эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через
формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с
современными профессиями;
•
формирование
идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на
основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к
равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека;
воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
•
формирование
целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление
духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром
природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии
процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
•
развитие
познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе
связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей
ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых
условиях и нестандартных ситуациях;
•
формирование на
основе овладения культурой проектной деятельности:
—
внутреннего плана
деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план
действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование
(предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия),
контроль, коррекцию и оценку:
—
умений переносить
усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом
процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать
технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других
школьных дисциплин;
—
коммуникативных
умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и
принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять
обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е.
договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности
выбранного способа и т. д.);
—
первоначальных
конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на
основе обучения работе с технологической документацией (технологической
картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов
и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного
соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации
рабочего места:
—
первоначальных
умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки,
преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков
использования компьютера;
—
творческого
потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Общая
характеристика учебного курса
Особенность программы заключается в том, что
она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим
школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в
информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель
духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется
на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование
конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с
технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в
содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода»,
«Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент
обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство
для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся
выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с
материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под
контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится
практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
•
знакомятся с
рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении
изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
•
овладевают
отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой,
раскроем, сборкой, отделкой и др.;
•
знакомятся со
свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при
обработке сырья и создании предметного мира;
•
знакомятся с
законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
•
учатся экономно
расходовать материалы;
•
осваивают проектную
деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать
средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе,
оценивать результаты, корректировать деятельность);
•
учатся
преимущественно конструкторской деятельности;
•
знакомятся с
природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса
«Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций
используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются
на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие
школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование
математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение
вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа
с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов
деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации
также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология»
предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский
язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми
реализуемых в изделии технических образов рассматривается
культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах
разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные
суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о
человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира
во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания
позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности
младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности,
изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с
технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать
задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые
средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной
проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации
затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д.
Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к
самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт
преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт
основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности
для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены
материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у
детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром.
Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное
изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются
неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование
знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов:
окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного
чтения.
При усвоении содержания курса «Технология»
актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не
только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей
изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс
«Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не
обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя
материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается
в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию
экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности
человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное
включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности
(интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного,
физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития,
сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе
отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1
классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2-4 классах (34 учебные недели
в каждом классе).
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
1.
Воспитание
патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России.
2.
Формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.
Формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4.
Принятие и освоение
социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения.
5.
Развитие самостоятельности
и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
6.
Формирование
эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7.
Развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый
образ жизни.
Метапредметные результаты
1.
Овладение
способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности,
приёмами поиска средств её осуществления.
2.
Освоение способов
решения проблем творческого и поискового характера.
3.
Формирование умений
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
4.
Использование
знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5.
Использование
различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе
умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой
форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением,
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6.
Овладение навыками
смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7.
Овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.
Готовность слушать
собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий.
9.
Овладение базовыми
предметными и межпредметны.ми понятиями, отражающими существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
Предметные
результаты
1.
Получение
первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора
профессии.
2.
Формирование
первоначальныхпредстаапений о материальной культуре как продукте
предметно-преобразующей деятельности человека.
3.
Приобретение навыков
самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки
материалов, освоение правил техники безопасности.
4.
Использование
приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических
и организационных задач.
5.
Приобретение
первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и
умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных
художественно-конструкторских задач.
Содержание учебного курса (135 ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания,
умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания (38ч)
Трудовая деятельность и ее значение в жизни
человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов
рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и
декоративно-прикладного искусства и т. д.).
Элементарные общие правила создания предметов
рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония
предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику
сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в
создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в
зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное
размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего
времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических
материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка
хода работы.
Работа в малых группах, осуществление сотрудничества,
выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность
(создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные,
групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия,
услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по
самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам,
взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов
Элементы графической грамоты(68ч)
Общее понятие о материалах, их происхождении.
Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств
доступных материалов.
Многообразие материалови их практическое применение
в жизни. Подготовка материалов к
работе. Экономное расходование материалов.
Выбор материалов по их декоративно-художественным и
конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки
материалов в зависимости отназначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки
материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их
рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе:
анализустройства и назначения изделия; выстраивание последовательности
практических действий и технологических операций; подбор материалов и
инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка,
отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополненийи
изменений.Называние и выполнение
основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей
(на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки,
угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами,
канцелярским ножом), простейшая обработка (шлифование и др.),
формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка деталей
(клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др. виды соединения), отделка
изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).
Использование измерений и построений для решения
практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший
чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа
(контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). В
начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке учащимся
экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные,
синтетические и др.), материалы, используемые в декоративно-прикладном
творчестве региона, в котором проживают школьники. Чтение условных графических
изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз.
Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование (17ч)
Общее представление о мире техники (транспорт,
машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о
конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды
и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие
материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из
различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по
заданным условиям (технико-технологическим, функциональным,
декоративно-художественным и пр.).
4. Практика работы на компьютере (12ч)
Информация, ее отбор, анализ и систематизация.
Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода,
вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых
к нему устройств. Клавиатура, общеепредставление о правилах
клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств
текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по
ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при
работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с
ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных
носителях (СD).
Работа с простыми информационными объектами (текст,
таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на
принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и
PowerPoint.
1 класс
Давайте познакомимся (3ч)
Как работать с учебником (1 ч)
Материалы и инструменты (1 ч)
Что такое технология (1 ч)
Человек и земля (21ч)
Природный материал (1 ч)
Пластилин (2 ч)
Растения (2 ч)
Проект «Осенний урожай»
Бумага (2 ч)
Насекомые (1 ч).
Дикие животные (1 ч)
Проект «Украшаем класс к Новому году»
Домашние животные (1 ч).
Такие разные дома (1 ч).
Посуда (2 ч).
Свет в доме (1 ч).
Мебель (1 ч).
Одежда, ткань, нитки (1 ч).
Учимся шить (3 ч).
Передвижение по земле (1 ч).
Человек и вода (3 ч).
Вода в жизни человека и растений (1 ч).
Питьевая вода (1ч).
Передвижение по воде (1 ч).
Проект «Речной флот».
Человек и воздух (3 ч).
Использование ветра (1 ч).
Полѐты птиц (1 ч).
Полѐты человека (1 ч).
Человек и информация (3 ч).
Способы общения (1 ч).
Важные телефонные номера. Правила движения (1
ч).
Компьютер (1 ч).
2 класс
Здравствуй , дорогой друг. Как работать с
учебником (1 ч).
Человек и земля (23 ч).
Земледелие (1 ч).
Посуда (4 ч).
Проект «Праздничный стол»
Народные промыслы (5 ч).
Домашние животные и птицы (3 ч).
Проект «Деревенский двор».
Новый год (1 ч).
Строительство (1 ч).
В доме (4 ч).
Проект «Убранство избы».
Народный костюм (4 ч).
Человек и вода (3 ч).
Рыболовство (3 ч ).
Проект «Аквариум»
Человек и воздух (3 ч ).
Птица счастья (1 ч).
Использование ветра (2 ч).
Человек и информация (3 ч).
Книгопечатание (1 ч).
Поиск информации в Интернете (2 ч).
Заключительный урок (1 ч).
3 класс
Здравствуй , дорогой друг. Как работать с
учебником. Путешествуем по городу(1 ч).
Человек и земля (21 ч).
Архитектура (1 ч).
Городские постройки (1 ч).
Парк (1 ч).
Проект «Детская площадка « (2 ч).
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани (2 ч).
Изготовление тканей (1 ч).
Вязание (1 ч).
Одежда для карнавала (1 ч).
Бисероплетение (1 ч).
Кафе (1ч).
Фруктовый завтрак (1 ч).
Колпачок –цыпленок (1 ч).
Бутерброды (1 ч).
Салфетница (1 ч).
Магазин подарков (1 ч).
Золотистая соломка (1 ч).
Упаковка подарков (1 ч).
Автомастерская (1 ч).
Грузовик (1 ч).
Человек и вода (4 ч).
Мосты (1 ч).
Водный
транспорт (1 ч).
Океанариум (1 ч).
Проект «Океанариум»
Фонтаны (1 ч).
Человек и воздух (3 ч ).
Зоопарк (1 ч).
Вертолѐтная площадка (1 ч).
Воздушный шар (1 ч).
Человек и информация (5 ч).
Переплѐтная мастерская (1 ч).
Почта (1 ч).
Кукольный театр (2 ч).
Афиша (1 ч).
4 класс
Как работать с учебником (1 ч).
Человек и земля (21 ч).
Вагоностроительный завод (2 ч).
Полезные ископаемые (2 ч).
Автомобильный завод (2 ч).
Монетный двор (2 ч).
Фаянсовый завод (2 ч).
Швейная фабрика (2 ч).
Обувное производство (2 ч).
Деревообрабатывающее производство (2 ч).
Кондитерская фабрика (2 ч).
Бытовая техника (2 ч).
Тепличное хозяйство (1 ч).
Человек и вода (3 ч).
Водоканал (1 ч).
Порт (1 ч).
Узелковое плетение (1 ч).
Человек и воздух (3 ч).
Самолѐтостроение
Ракетостроение (3 ч).
Человек и информация (6 ч).
Создание титульного листа (1 ч).
Работа с таблицами (1ч).
Создание содержания книги (1ч).
Переплѐтные работы (2ч).
Итоговый урок (1ч)
Тематическое планирование с определением основных
видов учебной
деятельности
№ п/п
|
Название
темы
|
Количество
часов
|
Характеристика основных видов деятельности
учащихся
|
1
кл.
|
2
кл.
|
3
кл.
|
4
кл.
|
1.
|
Давайте познакомимся
|
3
|
1
|
1
|
1
|
Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять
значение каждого пособия. Осваивать критерии
выполнения изделия и навигационную систему
учебника (систему условных знаков).
Осуществлять поиск необходимой информации (задавать и отвечать
на вопросы о круге интересов). Анализировать,отбирать, обобщать
полученную информацию и переводить ее в знаково-символическую систему
(рисунок- пиктограмму).
Устанавливать связи
между видом работы и используемыми материалами и инструментами.
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место,
правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать
рабочее место.
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Человек и земля
|
21
|
23
|
21
|
21
|
Исследовать, наблюдать, сравнивать,
сопоставлять природные материалы их виды и свойства
(цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения
природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к
природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными
объектами. Выполнять практическую работу из природных материалов: собрать
листья, высушить под прессом и создавать аппликацию из сухих
листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и
размеру на образец.
Выполнять работу с опорой на слайдовый или текстовый план. Соотносить
план с собственными действиями.
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
Человек и вода
|
3
|
3
|
4
|
3
|
Исследовать значение
воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск
необходимой информации о воде, ее значение для развития жизни на земле,
использовании воды человеком (способом добывания питьевой воды из-под земли;
значением воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке
грузов с использованием водного транспорта. Сравнивать с информацию,
полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных
наблюдений и опыта.). На основе сравнения информации делать выводы и
обобщения.
Осваивать способы проращивания семян в воде. Проводить эксперимент,
исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать наблюдения.
Определять и использовать инструменты и приспособления
необходимые для ухода за комнатными растениями. В практической деятельности осваивать
правила ухода за комнатными растениями.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельно анализировать образец.
Конструировать макет колодца. Использовать известные свойства
материалов при определении приемов выполнения изделия. Сравнивать
способы и приемы выполнения изделия. Составлять и оформлять композицию
по образцу или собственному замыслу. Использовать различные виды
материалов для создания композиции и ее оформления.
|
4.
|
Человек и воздух
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Осуществлять поиск
необходимой информации об использовании ветра, о птицах, о полетах человека,
летательных аппаратах. Сопоставлять полученную информацию со
знаниями, полученными на других предметах, из собственных наблюдений и
прочитанных книг. Сравнивать современные и старинные виды летательных
аппаратов. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения,
аргументировать свои ответы.
Осваивать
технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении
вертушки. Выполнять разметку деталей по линейке. Осваивать соединение
деталей с помощью кнопки. Использовать приемы работы с бумагой.
Выполнять украшение изделия по собственному замыслу.
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
Человек и информация
|
3
|
3
|
5
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
Осуществлять поиск
информации о способах общения. Анализировать и сравнивать способы
общения и передачи информации и в разных средах (животный мир, человек), на
основании полученного материала самостоятельно делать простые выводы и
обосновывать их. Осваивать способы работы с новым материалом
- глина - и нанесение на нее рисунка с помощью стеки. Переводить
информацию в разные знаково-символические системы (анаграммы, пиктограммы)
.Самостоятельно анализировать образец, определятьнедостающие
детали. Использовать известные свойства материалов при определении
приемов выполнения изделия. Определять необходимые для выполнения
изделия материалы и инструменты по слайдовому плану.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33
|
34
|
34
|
34
|
|
Планируемые
результаты изучения учебного курса
Планируемые результаты
базового уровня приводятся в блоке «Выпускник научится», планируемые результаты
повышенного уровня – в блоке «Выпускник получит возможность научиться».
Общекультурные и общетрудовые
компетенции
Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
·
называть
наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и
ремёсла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
·
понимать
общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия
обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей
продуктивной деятельности;
·
анализировать
предлагаемую информацию, планировать предстоящую
практическую работу, осуществлять корректировку
хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
·
организовывать
своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего
труда.
Выпускник в совместной деятельности с учителем
получит возможность научиться:
·
уважительно относиться к труду людей;
· понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, и уважать их;
·
понимать особенности проектной деятельности,
осуществлять под руководством учителя
элементарную проектную
деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия,
комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки
материалов. Элементы
графической грамоты
Выпускник научится:
·
на основе
полученных представлений о многообразии материалов,
их видах, свойствах, происхождении, практическом
применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по
декоративно-художественным и
конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
·
отбирать и выполнять в
зависимости от свойств освоенных материалов
оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке
деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия;
экономно расходовать используемые материалы;
·
применять приёмы рациональной безопасной
работы ручными инструментами: чертёжными (линейка,
угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
·
выполнять символические действия
моделирования и преобразования модели и работать с
простейшей технической документацией:
распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник в совместной деятельности с учителем
получит возможность научиться:
·
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
·
прогнозировать конечный практический результат
и самостоятельно комбинировать художественные
технологии в соответствии с конструктивной или
декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
·
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму,
определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
·
решать простейшие задачи конструктивного
характера по изменению вида и способа соединения
деталей: на достраивание, придание новых свойств
конструкции, а также другие доступные и
сходные по сложности задачи;
·
изготавливать несложные конструкции изделий по
рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу
и доступным заданным условиям.
Выпускник в совместной деятельности с учителем
получит возможность научиться:
·
соотносить объёмную конструкцию, основанную
на правильных геометрических формах, с
изображениями их развёрток;
·
создавать мысленный образ конструкции с целью
решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой
художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
·
соблюдать безопасные приёмы труда,
пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и
поиска необходимой информации в ресурсе компьютера,
для решения доступных конструкторско-технологических
задач;
· использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию,
выполнять задания;
·
создавать небольшие тексты, использовать
рисунки из ресурса компьютера, программы Word и PowerPoint.
Выпускник в совместной деятельности с учителем
получит возможность научиться:
·
пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.