Главная / Начальные классы / Рабочая программа по технологии Школа 2100 4 класс

Рабочая программа по технологии Школа 2100 4 класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 154

с углубленным изучением отдельных предметов

городского округа Самара




Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № ___от «___»__________2014 г.

Руководитель МО

___________/Каюкова Н.А./


Согласовано

«___»___________2014 г.

Зам. директора по УВР

________/Бурнаева М.С./


Утверждаю

Директор _________/Корнилова Н.Н./

«__»_____________2014г.

М.П.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Технология»


Программа к учебнику:

Технология. «Прекрасное рядом с тобой»

(авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева)



Класс 4 «А»




Составитель программы

учитель начальных классов

Колесникова Г.Г.





Самара 2014 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального общего образования и авторской программы О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа). В 2-х книгах. Книга 2.


Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. - М.:Баласс, 2011.- 416 с.), а также учебного плана МБОУ СОШ №154 на 2014 - 2015 уч. г. и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №154 г.о. Самара


Курс «Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути.


Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.


Задачи курса:

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

  • общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

  • формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

  • ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.


Общая характеристика учебного предмета


Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).


Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.

Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.

Второй блок – изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности.

Третий блок – технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.

Описание места учебного предмета
в учебном плане


В связи с тем, что ФГОС начального общего образования не содержит указаний на распределение учебных часов по учебным предметам и по классам, а даёт только их общее количество, школа вправе самостоятельно решать вопрос о том, сколько часов отводить на каждый учебный предмет, в том числе и на технологию.


Содержание курса содержит достаточно материала для его реализации с 1 по 4 класс в следующих вариантах:


  1. В рамках предмета технологии – 1 час в неделю в каждом классе.

  2. Возможно использование материала учебника учителем в качестве содержательного общеэстетического дополнения к урокам по изобразительному искусству.

  3. Курс может быть использован в школах с углублённым изучением художественно-эстетического цикла. В данном случае курс рассчитан на 3 часа: 1 час – урок технологии и 2 часа – уроки изобразительного искусства.


Общий объём учебного времени уроков технологии составляет 135 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета


4 класс


Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4 классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

  • описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

  • принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:


Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

  • уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

  • уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

  • выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

  • осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;


Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.


Познавательные УУД:

  • искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

  • добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).


Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.


Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;


Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.


Предметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;

  • уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), находить и выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;

  • уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании целостного образа в единстве формы и содержания.

 






Содержание учебного предмета


4 класс – 34 часа


  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (4 ч.).

Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода).

Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.

Коллективные проекты.

Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.


  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч.).

Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом.


  1. Конструирование (12 ч.).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям.


  1. Использование информационных технологий (8 ч.).

Программы Word, Power Point. Работа с текстом – создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Создание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция). Создание презентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов.


Технико-технологические понятия: конструктивные особенности, технологический процесс, технологические операции.











Учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса


  • Лутцева Е.А. Технология.

3-4-й классы. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)


  • Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология (Прекрасное рядом с тобой).

4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений –

2-е изд., перераб. – М.:Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учёта их индивидуальных особенностей, культурных запросов.




Календарно – тематическое планирование предмета «Технология»

в рамках учебно – методического комплекта « Школа 2100» (авторы О.А.Куревина, Е.А.Лутцева)

4 класс


п/п

Стр.учебника


Тема урока


Кол. часов


Планируемые результаты (предметные)

Содержание урока



Планируемые результаты (личностные и метапредметные)


Дата

Личностные УУД


Познавательные УУД


Коммуникатив

ные УУД


Регулятивные УУД



1

Учеб.

с.2-6


Вспомни.

Одежда и мода.

1

Знакомство с новым учебником, тетрадью.

Знакомство с условными обозначениями и памятками «Как работать с практическим заданием», «Как работать над проектом».

Повторение знаний о материалах, народных промыслах. Различие современной одежды и одежды прошлых времён. Мода.


Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Поиск и выделение необходимой информации из рисунков.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (как обращаться к учителю, одноклассникам)


Умение слушать и вступать в диалог.

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.


Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Использовать речь для регуляции своего действия.


2-7

Учеб.

с.7- 13


Изготавлива

ем и одеваем куклу. Барышня. Учимся вышивать (проектирование, конструирование, технологии обработки).

6

Изготовление куклы в соответствии с инструкционной картой: раскрой, смётка, выполнение петельного шва, оформление лица куклы. Изготовление костюма: расчёт и составление выкройки, раскрой, смётка, отделка изделия (пуговицы и вышивка).

Социальная, учебно-познавательная мотивация учебной деятельности.


Добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.


8-10

Учеб. с.14-19


Книга в жизни человека. Ремонтируем книги. Книга о книге (технологии обработки, информационный проект).

3

История создания книг, материалы для изготовления, украшение книг. Чем рукописная книга отличается от напечатанной? Материалы и инструменты для ремонта книги. Ремонт книги в соответствии с инструкционной картой. Изготовление книги-брошюры.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Применять правила и пользоваться инструкциями.

Контролировать и оценивать результат деятельности.


Умение договариваться, находить общее решение. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.

Договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности.

Предлагать помощь и сотрудничество.


Высказывать своё предположение на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника.


11

Учеб.

с.20-21


Конструкция (проектирование, конструирование).

1

Что такое конструкция? Различные конструкции. Конструкции, отражающие время, эпоху, уровень развития техники.

Готовность и способность к саморазвитию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.








Искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, инструкционная карта).

Умение аргументировать свое предложение,

убеждать и уступать.


Учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на рисунки учебника.


12-13

Учеб. с.22-23


От простой конструкции к сложной (проектирование, конструирование, технологии обработки).

2

Совершенствование умений работать с чертёжными инструментами. Деление окружности на 6 равных частей с помощью циркуля. Изготовление рельефной звёздочки в соответствии с инструкционной картой.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

Определять общую цель и пути её достижения.

Предлагать помощь и сотрудничество.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


14-15

Учеб.

с.24-25

Готовимся к Новому году. Изготавлива

ем календарь (проектирование, конструирование, технологии обработки).

2

Новогодние подарки для друзей и близких.

Конструкция и композиция календаря. Материалы. Отделка календаря.

Готовность и способность к саморазвитию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.


Применять правила и пользоваться инструкциями.

Контролировать и оценивать результат деятельности.


Умение аргументировать свое предложение,

убеждать и уступать.

Применять установленные правила в планировании способа решения.

Использовать речь для регуляции своего действия.


16

Учеб.

с.26

Проверь себя.

1

Проверить знания и умения по обработке текстиля, знание ручных строчек, элементов графической грамоты.

Социальная, учебно-познавательная мотивация учебной деятельности.


Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


17-18

Учеб.

с.27-30


Ритм в работах мастеров. Создаём панно (проектирование, конструирование, технологии обработки).

2

Ритм в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Настенное панно. Конструктивные и технологические особенности. Изготовление панно в соответствии с инструкционной картой.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


19-20

Учеб.

с.31-33




Ритм в декоративно-прикладном искусстве. Составляем композиции панно (проектирование, конструирование, технологии обработки).

2

Конструктивные особенности панно. Техника выполнения элементов панно. Изготовление панно из изразцов в соответствии с инструкцией.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (как обращаться к учителю, одноклассникам)

Искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, чертёж, схема, инструкционная карта).



Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Строить монологическое высказывание.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


21-22

Учеб.

с.34-36

Материал и фактура. Различные фактуры из бумаги (бумагоплас

тика, проектирование, конструирование, технологии обработки).

2

Особенности фактур на бумажном листе. Правила безопасной работы с канцелярским ножом.

Приёмы резания бумаги по металлической линейке. Прорезание фигур по клеткам тетрадного листа. Изготовление панно с использованием технологии объёмных бумажных фактур.

Социальная, учебно-познавательная мотивация учебной деятельности.


Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


23-24

Учеб.

с.37-39

Фактура металла (проектирование, конструирование, технологии обработки).

2

Свойства тонкого металла и технологический приём его обработки (чеканка). Материалы и инструменты для чеканки. Освоение основных приемов выполнения выпуклых изображений на металлической пластине.

Готовность и способность к саморазвитию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.








Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (как обращаться к учителю, одноклассникам)

Искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, чертёж, схема, инструкционная карта).



Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Применять установленные правила в планировании способа решения.

Использовать речь для регуляции своего действия.


25

Учеб.

с.40-41

Учимся работать с хрупкой фактурой (проектирование, технологии обработки)

1

Подготовка яичной скорлупы – основы объёмного изделия.

Гофрированная бумага и её свойства.

Готовность и способность к саморазвитию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.


Применять правила и пользоваться инструкциями.

Контролировать и оценивать результат деятельности.


Умение аргументировать свое предложение,

убеждать и уступать.

Применять установленные правила в планировании способа решения.

Использовать речь для регуляции своего действия.


26-27

Учеб.

с.42-45


Образ нового человека. Изготавлива

ем панно «Человек эпохи Возрожде

ния» (проектирование, конструирование, технологии обработки

2

Конструктивные особенности панно. Способы копирования изображения. Изготовление шаблонов по схемам. Материалы для панно. Выкраивание деталей и сборка изделия в соответствии с инструкционной картой.

Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды.

Искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, чертёж, схема, инструкционная карта).


Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


28

Учеб.с.46-48

Из тьмы явился свет. Выполняем модель геликоптера (конструирование, технологии обработки)

1

Технические достижения и проекты эпохи Возрождения. Конструктивные особенности геликоптера. Разметка деталей. Изготовление макета геликоптера в соответствии с инструкционной картой.

Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды.

Искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, чертёж, схема, инструкционная карта).


Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


29

Учеб.

с.51-52

Михаил Васильевич Ломоносов (информационный проект)

Проверь себя.

1

Сбор информации в разных источниках (книги, интернет), структурирование, редактирование, оформление собранного материала для устного доклада презентации или печатного изделия.

Проверка усвоения ключевых технико-технологических знаний по курсу технологии.


Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Определять общую цель и пути её достижения.

Договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности.

Предлагать помощь и сотрудничество.

Составлять план и последователь

ность действий.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.


30

Учеб.с.53-54

Мир информации. Фотография. Изготавлива

ем фотоколлаж (конструирование)

1

Фотография – способ наглядного представления информации в декоративно-художественной форме.

Темы коллажа.

Конструктивные особенности панно. Изготовление коллажа.

Готовность и способность к саморазвитию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.


Осуществлять рефлексию способов действий.

Контролировать и оценивать результат деятельности.

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Строить монологическое высказывание.

Составлять план и последовательность действий.

Использовать речь для регуляции своего действия.


31-34

Учеб.с.55-61

Делаем электронную книгу, в которой читатель сам выбирает сюжет (проектирование, информационные технологии).


4

Достоинства и недостатки электронной книги по сравнению с бумажной.

Программы для презентаций. Выбор цветового оформления. Сохранение книги. Добавление пустой страницы. Добавление текста. Добавление вариантов.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия.

Предлагать помощь и сотрудничество.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.






Рабочая программа по технологии Школа 2100 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой «Технология. Прекрасное рядом с тобой»(Образовательная система «Школа 2100»). Программа включает  пояснительную записку и календарно-тематическое планирование предмета «Технология» для 4 класса. Планирование содержит планируемые предметные результаты, а также личностные и метапредметные (познавательные УУД, коммуникативные УУД и регулятивные УУД) для каждого урока.

Автор Колесникова Галина Григорьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 6276
Номер материала 26402
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓