Рассмотрено на заседании
школьного
(указывается тип методического объединения –
школьного, районного, городского) методического объединения
учителей
Протокол № 1
« 27 » августа
2013г.
|
Составлена
на основе рекомендованной государственной программы и требований к минимуму
содержания
|
Принято на заседании
Педагогического Совета
Учреждения
« 30 » августа 2013г.
|
|
Утверждено: приказ №
от « 30 » августа
2013г.
Директор МБОУ «СОШ № 9»
______________Т.И.Кузнецова
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
в 1 в классе.
Составитель: Мерзлякова И. А.
Ф.И.О. , должность
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9»____________
место работы
Рецензент: Никольских О. Д.
Ф.И.О., должность
Руководитель ШМО нач. классов
МБОУ
«СОШ № 9»____________
место работы
2013 – 2014 учебный год
I.
Пояснительная записка
Данная программа отвечает требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта, предъявляемого к предмету технология.
Рабочая программа составлена на основе Примерной
программы начального общего образования и авторской программы "Технология
1-4 класс" О.А.Куревиной, Е.А.Лутцевой.
Рабочая программа по предмету технология является
модифицированной.
Достижение результатов образования, предъявляемых
ФГОС, осуществляется благодаря эффективной системе учебников. Такой системой
является УМК "школа 2100" (издательства «Баласс»), учебные
материалы которого отличаются:
·
единством подходов
(культурологический, коммуникативный, деятельностный);
·
единством структуры
(каждый раздел начинается с маршрутного листа, а завершается проверочными
заданиями, тренинговым листом и проектной деятельностью);
·
единством в маркировке
заданий.
Это – комплект учебников, в которых полностью
реализован Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования и воплощены идеи модернизации российского образования (все
учебники включены в Федеральный перечень учебников в раздел рекомендованных к
использованию в образовательном процессе образовательных учреждений РФ на
2013-2014 учебный год).
Это комплект, который позволяет обучать учащихся
разного уровня подготовленности к школе и темпа развития, выстраивать
индивидуальные программы развития учащихся, в том числе и для одаренных детей,
сохранять и укреплять здоровье школьников, а педагогам конструировать урок в
соответствии с особенностями и потребностями учащихся класса с использованием
новых образовательных технологий.
Это передовые педагогические технологии, применение
которых в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует:
·
комфортный для учителя и
ученика процесс обучения;
·
высокий и прочный уровень
обученности учащихся;
·
формирование у школьника
стойкого навыка учиться;
·
полноценное соединение знаний
и практических навыков;
·
объединение учебной и
внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс;
·
обеспечение эффективной
социализации учащихся.
Курс направлен на реализацию целей обучения
технологии в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего
образования.
Целью курса является саморазвитие и
развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его
собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
· расширение общекультурного
кругозора учащихся;
· развитие качеств творческой
личности, умеющей:
o
а) ставить
цель;
o
б) искать и
находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни
проблем;
o
в) выбирать
средства и реализовывать свой замысел;
o
г)
осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
o
д) объяснять
свои действия соответственно эстетическому контексту;
· общее знакомство с искусством
как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;
· формирование эстетического опыта и
технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Задачи курса реализуются через культурологические
и технико-технологические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой
деятельности и в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности
ребенка.
Программа и материал УМК
рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует учебному плану
МБОУ «СОШ № 9» в 1 классах (1-4). Разницы в часах между учебным планом и
рабочей программой нет. Данная программа
рассчитана на учащихся 1-в класса. В данном классе 25 человек. Уровень развития
детей разный. Все дети посещали детские сады, знакомы с буквами, счётом,
окружающим миром.
Требования к уровню подготовки
выпускников сформулированы в планируемых результатах, которые являются
структурным элементом данной рабочей программы.
В 1 классе безотметочное
обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма
количественного выражения результата оценочной деятельности. Безотметочный
контроль и оценка предметных знаний учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником и не допускает
сравнения с другими. Функцией контроля и оценки является определение педагогом
уровня сформированности предметных умений, личностных и метапредметных
универсальных действий. Видами контроля результатов обучения в первом классе
являются: текущий, тематический, итоговый.
В течение учебного года возможны
коррективы учебной рабочей программы, связанные с объективными причинами.
II. Общая характеристика учебного предмета
Курс «Технология» является составной
частью Образовательной системы «Школа 2100». Его
основные положения
согласуются
с концепцией данной
модели и решают блок задач,
связанных с формированием опыта как основы обучения и познания,
осуществления поисково-аналитической деятельности
для практического
решения учебных задач прикладного
характера, формированием первоначального опыта практической преобразовательной
деятельности. Курс развивающе - обучающий по
своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей
сути. В его основе лежит целостный образ
окружающего мира, который преломляется через результат
творческой деятельности учащихся. Технология
как учебный предмет
является комплексным и интегративным по своей сути. В
содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически
со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по
модели в материальном виде, мысленная
трансформация объектов и пр.), выполнение
расчётов,
вычислений, построение форм
с учётом основ
геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм
и конструкций
как универсального источника инженерно-художественных
идей для мастера;
природы как источника сырья с учётом
экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды
обитания,
изучение
этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе
использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе
анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание
конструкции изделия,
материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении
плана деятельности; построение
логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для
создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
Изобразительное искусство
– использование средств
художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на
основе
законов
и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е.
организация максимально
творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых технологических приёмов, конструктивных
особенностей через специальные упражнения.
Примерная схема урока. Каждый урок начинается с наблюдения,
восприятия предметов материально-культурного наследия
народов, образцов будущей практической работы. Их анализ осуществляется,
прежде всего, с точки зрения
их конструктивных особенностей (количество деталей, их форма, вид соединения), далее – средства
художественной выразительности (цветовые
сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей,
ритм и т.д.). Следующий шаг технологический – определение способов обработки материалов для получения планируемого результата. Размышление и
рассуждение в ход анализа, как основа
деятельностного подхода,
подразумевают создание своего образа предмета,
поиск через эскизы его внешнего
вида, конструктивных особенностей, обоснование технологичности выбранного
того или иного материала,
определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, опреде - ление последовательности практической реализации замысла, решение технико-технологических задач.
Практическая манипулятивная
деятельность предполагает освоение основных технологических приёмов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда.
Разнообразные по
видам практические
работы, выполняемые
учащимися, должны соответствовать единым требованиям – практическая
значимость (личная
или
общественная),
доступность,
эстетичность, экологичность. Учитель вправе
включать свои варианты изделий с учётом
регионального компонента и собственных эстетических интересов.
Важной составной
частью практических работ являются упражнения по освоению основных технологических приёмов и операций, лежащих в основе
ручной обработки материалов, доступных
детям
младшего школьного возраста. Упражнения являются зало
- гом качественного выполнения
целостной
работы. Освоенные через упражнения
приёмы включаются в практические работы
по изготовлению изделий.
В предлагаемом курсе «Технология» предусмотрены следующие
виды работ:
– простейшие наблюдения и исследования свойств материалов,
способов их обработки; анализ конструкций, их
свойств, принципов и приёмов их создания;
– моделирование, конструирование из
разных материалов (по образцу, модели);
– решение
доступных конструкторско-технологических
задач
(определение области поиска,
поиск
недостающей информации, определение спектра
возможных
решений,
выбор
оптимального решения), творческих
художественных задач (общий
дизайн,
оформление);
– простейшее проектирование (принятие
идеи,
поиск и отбор
необходимой информации, окончательный образ
объекта, определение особенностей конструкции и технологии
изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор
способов
их обработки, реализация
замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Региональный компонент
в курсе реализуется через
знакомство
с культурой и различными видами творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую
направленность. Это могут
быть
изделия, по тематике связанные с ремёслами
и промыслами данной местности, другие культурные традиции.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер.
Но
постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера
– проектов.
Особое внимание уделяется
вопросу контроля образовательных
результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность
учащихся на уроках двусторонняя по своему
характеру. Она включает творческую
мыслительную работу
и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из
составляющих часто
не
совпадает, и поэтому зачастую не
может быть
одной
отметки за урок. Для успешного продвижения
ребёнка в его развитии
важна как оценка
качества его деятельности на уроке, так
и оценка,
отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания,
размышления и самореализации.
Оцениваются
освоенные предметные знания и умения, а
также
универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут
быть
оценены
по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом.
Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная
или продуктивная). Творческие
поиски и находки
поощряются в словесной одобрительной форме.
III.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Технология.
Класс
|
Количество часов в неделю
|
Количество учебных недель
|
Всего часов за год
|
Экскурсии
|
Практические занятия
|
1
|
1
|
33
|
33
|
|
|
2
|
1
|
34
|
34
|
|
|
3
|
1
|
34
|
34
|
|
|
4
|
1
|
34
|
34
|
|
|
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире
в
целом как величайшей ценности, как
основы для
подлинного
художественно-
эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы
основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой
и неживой
природы.
Любовь к природе означает, прежде
всего,
бережное отношение к ней
как к среде обитания и
выживания
человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах
декоративно- прикладного искусства.
Ценность человека как разумного
существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом
и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие
и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие,
стремление помочь ближнему, как проявление
высшей человеческой способности
– любви.
Ценность истины – это ценность
научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой
для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических
традиций
народов России от поколения к поколению
и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества
как естественного условия человеческой жизни, потребности
творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора
человеком своих мыслей и поступков,
но свободы естественно
ограниченной нормами, правилами, законами общества,
членом которого всегда
по всей
социальной сути является человек.
Ценность социальной
солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание
человеком себя
как
члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма
– одно из проявлений духовной зрелости
человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном
желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного
предмета
1-й класс
Личностными результатами
изучения курса
«Технология»
в
1-м классе является формирование следующих умений:
–
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления,
события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях
отмечать конкретные
поступки,
которые
можно оценить как хорошие или
плохие;
–
называть и объяснять
свои чувства и ощущения
от созерцаемых предметов
материальной
среды,
объяснять
своё
отношение к
поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;
–
самостоятельно
определять
и объяснять свои
чувства
и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения,
самые простые общие для всех людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей);
– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые
правила
поведения,
делать выбор, какой
поступок совершить.
Средством достижения
этих результатов служат учебный материал и
задания учебника, нацеленные на
2-ю
линию развития – умение определять своё
отношение к миру, событиям,
поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в
1-м классе является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
–
определять и формулировать цель деятельности на уроке
с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;
–
с помощью учителя
объяснять выбор
наиболее подходящих для
выполнения задания материалов и инструментов;
–
учиться
готовить рабочее место
и выполнять
практическую работу по предложенному учителем плану
с опорой на
рисунки учебника;
–
выполнять
контроль точности разметки
деталей с помощью
шаблона.
Средством для формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;
– учиться совместно с учителем и
другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности
класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
–
ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от
уже известного
с помощью учителя;
– делать
предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт
и
информацию, полученную на уроке;
пользоваться памятками
(даны в конце учебника);
–
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы
и их образы;
– преобразовывать информацию из
одной
формы в другую –
в изделия.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на
1-ю
линию развития – умение чувствовать мир, его материальную культуру.
Коммуникативные УУД:
–
донести свою
позицию до
других: оформлять свою
мысль в рисунках, доступных для
изготовления изделий;
– слушать и понимать
речь других.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой
деятельности.
Совместно договариваться о правилах
общения
и поведения в
школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в
1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
Знать
– виды
материалов (природные,
бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
– конструкции однодетальные
и многодетальные, неподвижное
соединение деталей;
–
названия и назначение
ручных инструментов и приспособления
шаблонов, правила работы ими;
–
технологическую
последовательность изготовления
несложных изделий:
разметка, резание, сборка, отделка;
– способы
разметки: сгибанием, по шаблону;
– способы
соединения с помощью
клейстера, клея ПВА;
– виды
отделки:
раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и
поддерживать порядок на
нём
во
время
работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную
разметку деталей по шаблону, аккуратно
выполнять клеевое соединение деталей (мелких
и средних по размеру),
использовать пресс
для сушки изделий.
Уметь с помощью учителя реализовывать творческий замысел.
VI. Содержание предмета «Технология»
1-й класс – 33 часов
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6 ч.).
Профессии близких; профессии,
знакомые детям. Разнообразные предметы рукотворного мира (произведения художественного искусства, быта и декоративно-прикладного искусства).
Роль и место человека в окружающем ребёнка мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе
как источнике его вдохновения.
Бережное отношение
к природе – источник сырьевых ресурсов – природные материалы.
Самообслуживание – порядок на рабочем месте, уход и хранение инструментов (кисточка помыта, ножницы зачехлённые, иголка в игольнице, карандаш в подставке),
гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение
материалов и инструментов) и сохранение
порядка на нём
во время и после
работы.
Простейший анализ задания (образца),
планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией
в учебнике – рисунки, схемы,
инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение с образцом. Самоконтроль качества
выполненной работы – соответствие
предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
2. Технология
ручной обработки материалов. Элементы
графической грамоты (12 ч.).
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань), пластическими
материалами (глина, пластилин), природными
материалами. Их
практическое применение в жизни. Свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность; гладкость, шершавость,
влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона).
Сравнение материалов по их свойствам – декоративно - художественные и конструктивные.
Виды
бумаги (рисовальная,
цветная тонкая), тонкий картон.
Подготовка материалов
к работе. Сбор и сушка природного
материала. Экономное
расходование материалов.
Инструменты и приспособления для
обработки
доступных материалов (знание названий используемых инструментов),
выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Сравнение
с инструментами, которыми пользуются художники (кисточки, стеки), поэты (слово), музыканты (ноты).
Знакомство с графическими
изображениями:
рисунок,
схема
(их узнавание). Обозначение линии сгиба
на рисунках, схемах.
Общее понятие о технологии.
Элементарное знакомство (пони-
мание
и называние) с технологическим процессом изготовления
изделия из материалов: разметка деталей, их
выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону.
Выделение деталей отрыванием,
резанием ножницами. Формообразование деталей
сгибанием,
складыванием.
Клеевое соединение деталей изделия. Отделка (изделия, деталей) рисованием, аппликацией, прямой строчкой.
Технологии и приёмы выполнения
различных видов декоративно-
художественных изделий (аппликация,
мозаика, лепка, оригами и пр.).
3. Конструирование (15 ч.).
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование изделий из природных материалов, из бумаги складыванием,
сгибанием, по образцу и рисунку.
Неразборные (однодетальные) и разборные
(многодетальные) конструкции (аппликации, изделие
из текстиля,
комбинирование материалов), общее представление. Неподвижное соединение
деталей.
4. Использование информационных технологий.
(Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.)
Технико-технологические понятия: изделие, однодетальное и многодетальное изделие, материал, инструмент, деталь изделия, шаблон, заготовка, разметка деталей, резание ножницами, клеевое (неподвижное) соединение деталей, отделка, стежок, строчка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.