Главная / Начальные классы / Рабочая программа по технологии Н.И. Роговцевой (4 класс)

Рабочая программа по технологии Н.И. Роговцевой (4 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Малиновская средняя общеобразовательная школа» Томского района




Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

ТМГ учителей – Зам.дир. по УВР Директор школы

начальных классов

«___» _________20__ г. ___________ Дядькина Е.В. _________ Багнюк С.П.







Рабочая программа

По учебному курсу «Технология»

4 класс

Составлена по ФГОС НОО

УМК «Школа России»




Разработана на основе: примерной

программы «Технология»

(авторы: Роговцева Н.И.,

Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.)








Составитель:

Борисова Светлана Владимировна

учитель начальных классов

первой категории









2014-2015 учебный год



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Технология» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипи-ловой «Технология. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.

Цели изучения предмета «Технология»:

  • приобретение личного опыта как основы познания;

  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Изучение предмета «Технология» направлено на решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

  • общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

  • формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

  • ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

Общая характеристика учебного предмета

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе в качестве особых элементов содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

При выполнении практических работ учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

  • овладевают инвариантными составляющими (способами работы) технологических операций разметки, раскроя, сборки, отделки;

  • знакомятся с законами природы, на которые опирается человек при работе;

  • знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

  • осваивают проектную деятельность (определяют цели и задачи, распределяют участников для решения поставленных задач, составляют план, выбирают средства и способы деятельности, оценивают результаты, корректируют деятельность);

  • используют в работе преимущественно конструкторскую деятельность;

  • знакомятся с природой и использованием ее богатств человеком;

  • учатся экономно расходовать материалы.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.

Место учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение технологии в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю, всего 135 часа. Из них в первом классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебных недели), по 34 ч во 2,3,4 классах (1ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как работать с учебником

1 ч

2

Человек и земля

21ч

3

Человек и вода

4

Человек и воздух

5

Человек и информация


Итого

34 часа

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека, созидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического духовно-нравственного, физического) в их единстве что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Освоение курса «Технология» в четвёртом классе обеспечивает достижение следующих личностных результатов:

  • овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;

  • оценивание жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки зрения собственных ощущений, соотношение их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивание (поступков) в предложенных ситуациях, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Предметными результатами изучения технологии в четвёртом классе являются:

  • простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;

  • моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);

  • решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

  • приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

  • простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы);

  • знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в четвёртом классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

  • уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

  • выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

  • осуществлять текущий (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  • искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

  • добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

  • Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

  • уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться.

Содержание учебного предмета


Наименование

разделов

и тем

(Всего часов)

Часы

Содержание

программного

материала

Вид работы

Универсальные учебные действия

Как работать с учебником (1 час)

1

Как работать с учебником

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям

Анализировать и сравнивать учебник и рабочую тетрадь; использовать знаково-символические средства

Человек и земля (21час)



2

Вагоностроительный завод

Конструирование из бумаги и картона модели вагона

Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия. Участвовать в

творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя



2

Полезные ископаемые

Конструирование модели буровой вышки из металлического конструктора. Изготовление малахитовой шкатулки из пластилина

2

Автомобильный завод

Конструирование КамАЗа и кузова автомобиля из металлического и пластмассового конструктора

2

Монетный двор

Изготовление медали из фольги

2

Фаянсовый завод

Изготовление вазы из пластилина

2

Швейная фабрика

Работа с тканью

2

Обувное производство

Создание модели обуви из бумаги

2

Деревообрабатывающее производство

Работа с древесиной

2

Кондитерская фабрика

Приготовление пирожного «Картошка» и шоколадного печенья

2

Бытовая техника

Сборка простой электрической цепи

1

Тепличное хозяйство

Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой

Человек и вода

(3 часа).

1

Водоканал

Знакомство со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

1

Порт

Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами

1

Узелковое плетение

Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла

Человек и воздух

(3 часа)

1

Самолётостроение. Ракетостроение

Изготовление модели самолёта из металлического конструктора

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику

1

Ракета-носитель

Изготовление модели самолёта из картона, бумаги

1

Летательный аппарат. Воздушный змей

Изготовление воздушного змея из картона, бумаги

Человек и информация

(6 часов)


1

Создание титульного листа

Создание титульного листа в текстовом редакторе Microsoft Word

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Достаточной полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

1

Работа с таблицами

Создание таблицы в текстовом редакторе Microsoft Word

1

Создание содержания книги

Практическая работа на компьютере

2

Переплётные работы

Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу

1

Итоговый урок

Презентация своих работ






Требования к уровню подготовки учащихся

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда


Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда

Уважительно относиться к труду людей;

- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- понимать особенности проектной
деятельности, осуществлять под
руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте;

- демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги)

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты


Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия;
экономно расходовать используемые материалы;

- применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла, шило);

- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам

Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей

Конструирование и моделирование


Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности;

- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям

Соотносить объёмные конструкции, основанные на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток; - создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале

Практика работы на компьютере


Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

- создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера и Power Point

л

Пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки

Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания.

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в четвёртом классе.


Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, мета-предметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания («Мои достижения»), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

На этапе завершения работы над изделием проходит текущий контроль. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом;

  • степень самостоятельности;

  • уровень творческой деятельности;

  • соблюдение технологии процесса изготовления изделия;

  • чёткость, полнота и правильность ответа;

  • соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;

  • аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;

  • целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

Для проведения контрольно-оценочных действий по достижению планируемых предметных результатов предметное содержание представлено в виде таблицы.

Предметное содержание технологической грамотности


Содержательная область

Средства действия (понятия, представления)

Технологические действия

1

2

3

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания


Трудовая деятельность и её значение в жизни человека; элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды)

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса; освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их свойствах, происхождение; инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов); общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.); общее понятие об особенностях декоративных орнаментов разных народов России

Подготовка материалов к работе и их экономное расходование;

соблюдение правил рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений; называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей, раскрой деталей, сборка изделия или его деталей; умение заполнять технологическую карту; выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России

Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании изделий; понятие о конструкции изделия; виды и способы соединения деталей; основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия)

Конструирование и моделирование изделий из материалов по образцу, простейшему чертежу или эскизу

Практика работы на компьютере

Общее понятие о назначении основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, рисунок, схема): преобразование, создание, сохранение, удаление; создание небольшого текста по интересной детям тематике; вывод текста на принтер; использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word

При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями:


Качество усвоения предмета, %

Отметка

Тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; полностью соблюдались правила техники безопасности; работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески: 80-100%

5

Допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места, полностью соблюдались правила техники безопасности, работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный: 60-79%

4

Имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места, самостоятельность в работе была низкой, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); не полностью соблюдались правила техники безопасности , изделие оформлено небрежно или не закончено в срок: 35-59%

3

Ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, не соблюдались многие правила техники безопасности , при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид: ниже 35%

2

В заданиях проектного характера обращается внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект. Результаты творческих мини-проектов (в виде аппликаций, поделок, коллекций, вышивок и т.д.) фиксируются и собираются в портфолио учащихся.

Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.

















Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата


Тема урока

Тип урока

Основные виды

учебной

деятельности

Планируемые предметные результаты освоения

материала

Универсальные

учебные действия

план

факт

Как работать с учебником (1 час)

1



Как работать с учебником

Урок введения в новую тему

Планировать деятельность по выполнению изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки. Создать условные обозначения производств (пиктограммы), наносить их на контурную карту России в рабочей тетради

Объяснять понятия: «технология», «материалы», «инструменты», «технологический процесс», «приёмы работы».

Обобщать знания о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними


Использовать знаково-символические средства, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу-щественных признаков

Человек и земля (21 час)

2



Вагонострои-тельный завод.


Изделие «Ходовая часть (тележка)»

Урок изучения нового материала

Находить и отбирать информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов учебника и других источников. Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов

Объяснять новые понятия: «машиностроение», «локомотив», «конструкция вагона», «цистерна», «рефрижератор», «хоппер-дозатор», «ходовая часть».

Работать с информацией об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов.


Осуществлять информационный, практический поиск, и открытие нового знания. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3



Вагонострои-тельный завод.

Изделие «Кузов вагона», «Пассажир-ский вагон»

Комбинированный урок

Создавать разные виды вагонов, используя объёмные геометрические тела (параллелепипед, цилиндр, конус). Выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделия

Объяснять понятия: «кузов вагона», «рама кузова».

Осваивать технологию создания кузова вагона из подручных материалов

Планировать последо-вательность практичес-ких действий для реали-зации замысла, постав-ленной задачи. Оценивать по заданным критериям

4



Полезные ископаемые.


Изделие «Буровая вышка»


Урок изучения нового материала

Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей ископаемых посредством бурения и поиском полезных ископаемых, из материалов учебника и других источников. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровой вышки) и определять основные элементы конструкции. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное и неподвижное). Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия. Применять на практике ал-горимт построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности.

Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия. Объяснять понятия: «полезные ископаемые», «месторождение», «нефтепровод», «тяга». Называть профессии: геолог, буровик. Применять при изготовлении изделия правила безопасного использования инструментов: отвёртки, гаечного ключа

Осуществлять информационный, практический поиск, и открытие нового знания. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовать его

5



Полезные ископаемые.


Изделие «Малахито-вая шкатулка»


Комбинированный урок

Находить и отбирать информацию о создании изделий из поделочных камней и технологии выполнения «русская мозаика» из текстов учебника и других источников. Овладевать технологией лепки слоями для имитации рисунка малахита. Смешивать пластилин разных оттенков для создания нового оттенка цвета. Использовать приёмы работы с пластилином. Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия. Выполнять соединения деталей, подбирая цвет и рисунок малахитовых кусочков. Применять на практике алгоримт построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности.

Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия. Определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика». Объяснять понятия: «поделочные камни», «имитация», «мозаика», «русская мозаика». Называть профессию: мастер по камню

Осуществлять информационный, практический поиск, и открытие нового знания. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6



Автомобильный завод.

Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика»

Урок изучения нового материала

Находить и отбирать информацию о развитии автомобилестроения в России, видах, назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ» и технологическом процессе сборки на конвейере из материала учебника и других источников. Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выбирать информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Анализировать конструкцию реального объекта (автомобиля «КамАЗ») и определять основные элементы конструкции

Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия. Объяснять понятия: «автомобильный завод», «конвейер», «операция»

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации



7



Автомобильный завод.

Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика»

Комбинированный урок

Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности, имитировать технологию конвейерной сборки изделия. Составлять план изготовления изделия с технологическим процессом сборки автомобиля на конвейере и слайдовым планом, заполнять технологическую карту. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвёртки, гаечного ключа). Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное или неподвижное), пользоваться гаечным ключом и отвёрткой

Анализировать структуру технологической карты, сопоставлять технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте. Изготавливать модель автомобиля. Применять при изготовлении изделия правила безопасного использования отвёртки и гаечного ключа. Работать с металлическим и пластмассовым конструкторами. Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

8



Монетный двор.

Изделия: «Стороны медали», «Медаль»

Урок изучения нового материала

Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материала учебника и других источников. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Сравнивать стороны медали, объяснять особенности их оформления в зависимости от назначения

Объяснять понятия: «знак отличия», «рельефный рисунок», «контррельефный рисунок», «аверс», «реверс», «штамповка», «литьё», «тиснение» "

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

9



Монетный двор.

Изделия: «Стороны медали», «Медаль»

Комбинированный урок

Выполнять эскиз сторон медали на основе образца, приведённого в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять с помощью учителя технологическую карту и соотносить её с рубрикой «Вопросы юного технолога». Соблюдать правила безопасного использования инструментов.


Работать с металлизированной бумагой - фольгой. Осваивать правила тиснения фольги. Соединять детали изделия при помощи пластилина. Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов






Выполнять эскиз сторон медали на основе образца, приведённого в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки. Осваивать правила тиснения фольги. Соединять детали изделия при помощи пластилина



10



Фаянсовый завод.

Изделия: «Основа для вазы», «Ваза»

Урок изучения нового материала

Находить и отбирать информацию о технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать эмблемы, нанесённые на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. Объяснять новые понятия, используя текст учебника

Объяснять понятия: «операция», «фаянс», «эмблема», «обжиг», «глазурь», «декор». Называть профессии: скульптор, художник

Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника и собственный опыт. Умение с достаточной пол- нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

11



Фаянсовый завод. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». Тест «Как создаётся фаянс»

Комбинированный урок

Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации

Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. Проводить презентацию групповой работы

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. Презентовать изделие

12



Швейная фабрика


Изделие «Прихватка»


Урок изучения нового материала

Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материала учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер одежды. Выделять и сравнивать виды одежды по их назначению. Анализировать технологию изготовления одежды, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе

Объяснять понятия: «кустарное производство», «массовое производство», «швейная фабрика», «лекало», «транспортир», «мерка», «размер». Называть профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик. Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте

Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника и собственный опыт. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

13



Швейная фабрика.

Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка»

Комбинированный урок

Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Выделять общие этапы технологии их производства. Использовать материал учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Анализировать технологию изготовления, определять технологические этапы, которые можно выполнить самостоятельно, материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия. Определять размеры деталей по слайдовому плану и вычерчивать лекало при помощи циркуля

Применять умения работать с ножницами, иглой, циркулем. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков

Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов

14



Обувное производство

Изделие «Модель детской летней обуви»

Урок изучения нового материала

Находить и отбирать информацию о технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых расположены крупнейшие обувные производства. Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. Выделять и сравнивать виды обуви по их назначению. Соотносить назначение обуви с материалами, необходимыми для её изготовления. Анализировать технологию изготовления обуви, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе

Объяснять понятия: «обувь», «обувная пара», «натуральные материалы», «искусственные материалы», «синтетические материалы», «модельная обувь», «размер обуви». Называть профессию: обувщик

Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника и собственный опыт. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

15



Обувное производство.

Изделие «Модель детской летней обуви»

Комбинированный урок

Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации

Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. Проводить презен- тацию работы

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. Презентовать изделие

16



Деревообрабатывающее производство.

Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений»

Урок изучения нового материала

Находить и отбирать из материала учебника и других источников информацию о древесине, её свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материал учебника и другие- источники

Объяснять понятия: «древесина», «пиломатериалы», «текстура», «нож-косяк». Называть профессию: столяр. Рассказывать о древесине, её свойствах, о технологии производства пиломатериалов. Различать виды пиломатериалов и способы их производства

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Достаточной полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

17



Деревообрабатывающее производство.

Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений»

Урок развития умений и навыков

Анализировать последовательность изготовления изделий из древесины, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Осваивать правила работы столярным ножом и использовать их при подготовке деталей. Соблюдать правила безопасности работы ножом. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия с помощью клея. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, заполнять технологическую карту с помощью учителя, соотносить её с последовательностью изготовления изделий из древесины

Понимать значение древесины для производства и жизни человека. Называть правила безопасности работы столярным ножом. Применять правила обработки рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия с помощью клея

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата


18



Кондитерская фабрика

Изделие

«Пирожное

«Картошка»

«Шоколадное

печенье»

Урок изучения нового материала

Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве, из материала учебника и других источников. Отыскивать на обертке продукции информацию о её производителе и составе. Отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие кондитерские фабрики. Анализировать технологию изготовления шоколада, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе, и выделять ингредиенты, из которых изготовлен шоколад

Объяснять понятия: «какао-бобы», «какао-крупка», «какао тёртое», «какао-масло», «конширование». Называть профессии: кондитер, технолог-кондитер. Рассказывать о технологии производства шоколада из какао-бобов

Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия

19



Кондитерская

фабрика.

Практическая

работа

«Тест

«Кондитерское

изделие»

Комбинированный урок

Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации

Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. Проводить презентацию групповой работы

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. Презентовать изделие

20



Бытовая техника

«Настольная

лампа»,

«Абажур.

Сборка

настольной

лампы»

Урок изучения нового материала

Находить и отмечать на карте России города, в которых находятся крупнейшие производства бытовой техники. Определять последовательность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку и соотносить условные обозначения с реальными предметами (батарейкой, проводами, лампочкой). Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливать их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования электроприборами

Объяснять понятия: «бытовая техника», «бытовое электрооборудование», «электрическая цепь», «инструкция по эксплуатации», «абажур», «витраж». Называть профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтёр. Рассказывать о бытовой технике и её роли в жизни людей

Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника и собственный опыт. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

21



Бытовая техника.

Практическая работа «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов»

Комбинированный урок

Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации

Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. Проводить презентацию групповой работы

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. Презентовать изделие

22



Тепличное хозяйство.

Изделие «Цветы для школьной клумбы»

Урок изучения нового материала

Использовать текст учебника для определения технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах. Анализировать информацию на пакетике с семенами, выделять информацию, характеризующую семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания (агротехника: время и способ посадки, высадка растений в грунт), определять срок годности семян. Соотносить информацию о семенах и условиях их выращивания с текстовым и слайдовым планами в учебнике, заполнять технологическую карту с помощью учителя

Объяснять понятия: «теплица», «тепличное хозяйство», «микроклимат», «рассада», «агротехника». Называть профессии: агроном, овощевод.

Рассказывать о технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах. Понимать значение теплиц для жизнедеятельности человека

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Человек и вода (6 часов)



23



Водоканал.

Изделие «Фильтр для очистки воды»

Урок изучения нового материала

Использовать иллюстрацию учебника для составления рассказа о системе водоснабжения города и значении очистки воды для жизнедеятельности человека. Делать выводы о необходимости экономного расходования воды. Осваивать способ очистки воды в бытовых условиях. На основе слайдового и текстового планов заполнять технологическую карту и изготавливать фильтр

Объяснять понятия: «водоканал», «струемер», «фильтрация», «ультрафиолетовые лучи». Расска-зывать о значении воды в жизни человека и растений. Понимать важность экономного расходования воды

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

24



Порт.

Изделие

«Канатная

лестница»

Практическая работа «Технический рисунок канатной лестницы»

Урок изучения нового материала

Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Анализировать способы вязания морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого узлов. Определять правильное крепление и расположение груза. Осознавать, где можно на практике или в быту применять свои знания. На основе технического рисунка составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планами изготовления изделия. С помощью учителя заполнять технологическую карту

Объяснять понятия: «порт», «причал», «док», «карантин», «военно-морская база», «морской узел». Называть профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Осваивать способы крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

25



Узелковое плетение.

Изделие «Браслет»

Урок изучения нового материала

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории развития узелкового плетения и макраме, материалах, используемых для техники макраме. Сравнивать способы вязания морских узлов и узлов в технике макраме. Составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планами. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия, закреплять нити для начала вязания изделия в технике макраме

Объяснять понятие: «макраме». Осваивать приёмы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приёмы крепления нити при начале выполнения работы.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализо-вывать его. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Человек и воздух (3 часа)

26



Самолётостроение. Ракетостроение.

Изделие «Самолёт»

Урок изучения нового материала

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории развития самолётостроения, о видах и назначении самолётов. Находить и отмечать на карте России города, в которых расположены крупнейшие заводы, производящие самолёты. Сравнивать различные виды летательных аппаратов (ракета и самолёт) на основе иллюстраций учебника. Осуществлять поиск информации о профессиях создателей летательных аппаратов. На основе слайдов определять последовательность сборки модели самолёта из конструктора, количество и виды деталей, необходимых для изготовления изделия, а также виды соединений

Объяснять понятия: «самолёт», «картограф», «космическая ракета», «искусственный спутник Земли», «ракета», «многоступенчатая баллистическая ракета». Называть профессии: лётчик, космонавт. Объяснять конструктивные особенности самолётов, их назначение в области использования различных видов летательных аппаратов

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

27



Ракета-носитель.

Изделие «Ракета-носитель»

Урок развития умений и навыков

Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнять технологическую карту. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу. Трансформировать лист бумаги в объёмные геометрические тела — конус, цилиндр

Закреплять основные знания о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Использовать знания о бумаге: её свойствах, видах, истории

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи

28



Летательный аппарат. Воздушный змей.

Изделие

«Воздушный

змей»


Урок развития умений и навыков

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. На основе слайдового плана определять последовательность выполнения работы, материалы и инструменты, необходимые для её выполнения, и виды соединения деталей. Заполнять технологическую карту

Объяснять понятия: «каркас», «уздечка», «леер», «хвост», «полотно», «стабилизатор». Объяснять конструктивные особенности воздушных змеев, используя текст учебника

Моделировать изделие, выделять его существенные характеристики. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Человек и информация (6 часов)

29



Создание

титульного

листа.

Изделие «Титульный лист»

Урок изучения нового материала

Находить и называть, используя текст учебника и иллюстративный материал, основные элементы книги, объяснять их назначение. Находить информацию об издательстве, выпустившем книгу, и специалистах, участвующих в процессе её создания. Определять, какие элементы книги необходимы для создания книги «Дневник путешественника». Распределять обязанности при выполнении групповой работы в соответствии с собственными возможностями и интересами, соотносить их с интересами группы. Находить и определять особенности оформления титульного листа. Использовать в практической работе знания о текстовом редакторе Microsoft Word. Отбирать информацию для создания текста и подбирать иллюстративный материал

Объяснять понятия: «издательское дело», «издательство», «печатная продукция», «редакционно-издательская обработка», «вычитка», «оригинал-макет», «элементы книги», «форзац», «книжный блок», «переплётная крышка», «титульный лист». Называть профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Называть виды и способы передачи информации. Называть элементы книги

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

30



Работа с таблицами.

Изделие «Таблица»


Урок изучения нового материала

Закреплять знания работы на компьютере. Осваивать набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word







: определять и устанавливать число строк и столбцов, вводить текст в ячейку таблицы, форматировать текст в таблице. Создавать на компьютере произвольную таблицу

Объяснять понятия: «таблица», «строка», «столбец». Применять правила работы на компьютере

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи

31



Создание

содержания

книги.

Практическая работа «Содержание»

Урок развития умений и навыков

Объяснять значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Применять на практике правила создания таблицы для оформления содержания книги «Дневник путешественника». Закреплять умения сохранять и распечатывать текст. Анализировать темы учебника и соотносить их с содержанием книги «Дневник путешественника»

Рассказывать о процессе редакционно-издательской подготовки книги. Использовать в практической деятельности знания программы Microsoft Word

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи

32



Переплётные работы.

Изделие «Книга «Дневник путешественника»


Урок изучения нового материала

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников о видах выполнения переплётных работ. Объяснять значение различных элементов (форзац, переплётная крышка) книги. Создавать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой. Применять умения работать с бумагой. Составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планами. С помощью учителя заполнять технологическую карту

Объяснять понятия: «шитьё втачку», «форзац», «переплётная крышка», «книжный блок». Понимать значение различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура)

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

33



Переплётные работы.

Изделие «Книга «Дневник путешественника»

Урок-практика

Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Использовать свои знания для создания итогового проекта «Дневник путешественника»

Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов

34



Итоговый урок

Контроль знаний, умений и навыков

Презентовать свои работы, объяснять их преимущества, способ изготовления, практическое использование. Использовать в презентации критерии оценки качества выполнения работ. Оценивать свои и чужие работы, определять и аргументировать преимущества и недостатки. Выявлять победителей по разным номинациям

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее

Оценка — осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы





Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы 4 класса:

  • Технология обработки ткани.

  • Технология обработки бумаги и картона.

  • Технология организации рабочего места (для работы с разными материалами). Альбомы демонстрационного и раздаточного материала:

Коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть». Раздаточные материалы.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

  • Классная доска с креплениями для таблиц.

  • Магнитная доска.

  • Персональный компьютер с принтером.

  • Ксерокс.

  • Аудиомагнитофон.

  • Проектор для демонстрации слайдов.

  • Мультимедийный проектор.

  • Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой.

Набор демонстрационных материалов, коллекции (в соответствии с программой). Наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки и пр. Заготовки природного материала.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий). Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.


Список литературы

  • Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник 4кл, Просвещение, 2014

Методические пособия для учителя.

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-5-е изд,перераб.-М.: Просвещение, 2011.-400с.-(Стандарты второго поколения).

  • Роговцева Н.И Технология. Рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы: пособие для учителей образоват. Учреждений/Н. И. Роговцева, С.В. Анащенкова.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2011.-74с.

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. (Стандарты второго поколения.)

Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова) – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 120 с. (Стандарты второго поколения)

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009г.; текст с изм. и доп. 2011г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: «Просвещение», 2011.-33с.

  • Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., «Просвещение», 2010.


Рабочая программа по технологии Н.И. Роговцевой (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа предмета «Технология» составлена на основе Федерального госу­дарственного стандарта начального общего образования (2010 года), Примерной програм­мы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипи-ловой «Технология. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

 

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как сово­купности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требо­ваний, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.

Автор Борисова Светлана Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 6522
Номер материала 32258
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓