Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа по технологии Н.И. Роговцевой (4 класс)

Рабочая программа по технологии Н.И. Роговцевой (4 класс)

Скачать материал

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Малиновская средняя общеобразовательная школа» Томского района

 

 

 

Рассмотрено:                                Согласовано:                                Утверждаю:

ТМГ учителей –                           Зам.дир. по УВР                           Директор школы

 начальных классов

«___» _________20__ г.                ___________ Дядькина Е.В.     _________ Багнюк С.П.

 

                                                                                                                                                                                                                         

 

 

 

 

 

Рабочая программа

По учебному курсу «Технология»

 4 класс

Составлена по ФГОС НОО

УМК «Школа России»

 

 

 

                                                                             Разработана на основе: примерной

                                                    программы «Технология»

                                                 (авторы: Роговцева Н.И.,

                                                            Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.)

 

 

 

 

 

 

 

                            Составитель:

                                                                    Борисова Светлана Владимировна

                                                        учитель начальных классов

                                      первой категории

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

2014-2015 учебный год

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Технология» составлена на основе Федерального госу­дарственного стандарта начального общего образования (2010 года), Примерной програм­мы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипи-ловой «Технология. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как сово­купности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требо­ваний, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.

Цели изучения предмета «Технология»:

-      приобретение личного опыта как основы познания;

-      приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятель­ности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умения­ми и проектной деятельностью;

-      формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Изучение предмета «Технология» направлено на решение следующих задач:

-      формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

-      формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на ос­нове организации предметно-преобразующей деятельности;

-      общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

-      формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

-      развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, черте­жей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

-      развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, пла­нирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

-      формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

-      развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе органи­зации совместной продуктивной деятельности;

-      формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на ос­нове различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; инфор­мационно-коммуникативных);

-      ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникно­вения и развития.

Общая характеристика учебного предмета

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваи­вающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной дея­тельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность чело­века с разных сторон. В программе в качестве особых элементов содержания обучения тех­нологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе техно­логической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изго­товлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

При выполнении практических работ учащиеся:

-       знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

-       овладевают инвариантными составляющими (способами работы) технологических операций разметки, раскроя, сборки, отделки;

-       знакомятся с законами природы, на которые опирается человек при работе;

-       знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

-       осваивают проектную деятельность (определяют цели и задачи, распределяют уча­стников для решения поставленных задач, составляют план, выбирают средства и способы деятельности, оценивают результаты, корректируют деятельность);

-       используют в работе преимущественно конструкторскую деятельность;

-       знакомятся с природой и использованием ее богатств человеком;

-       учатся экономно расходовать материалы.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникаль­ную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям пси­хического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря само­стоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реа­лизовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за про­явленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы ори­гинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.

Место учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение технологии в каждом классе  начальной школы отводится 1 час в неделю, всего 135 часа.  Из них в первом классе  33 ч (1 ч в неделю, 33 учебных недели), по 34 ч  во 2,3,4 классах (1ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как работать с учебником

1 ч

2

Человек и земля

21ч

3

Человек и вода

4

Человек и воздух

5

Человек и информация

 

Итого

34 часа

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного разви­тия личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном обра­зе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются не­исчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразитель­ного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материала­ми. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производства­ми, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека, со­зидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительно­сти, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и зако­нов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструи­ровании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобра­зования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной об­ласти «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реали­зуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справоч­ный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способ­ствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в ин­теллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для раз­вития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образова­тельный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического духовно-нравственного, физического) в их единстве что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Освоение курса «Технология» в четвёртом классе обеспечивает достижение следую­щих личностных результатов:

-      овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной дея­тельности;

-      оценивание жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки зрения соб­ственных ощущений, соотношение их с общепринятыми нормами и ценностями; оценива­ние (поступков) в предложенных ситуациях, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

-      развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том чис­ле в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со­циальной справедливости и свободе;

-      принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним;

-      формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Предметными результатами изучения технологии в четвёртом классе являются:

-      простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработ­ки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;

-      моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, усло­виям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);

-      решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформ­ление);

-      приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

-      простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информа­ции, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии из­готовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реа­лизация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в дейст­вии, представление (защита) процесса и результата работы);

-      знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в четвёртом классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

-      самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

-      уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

-      выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

-     осуществлять текущий (с помощью простых и сложных по конфигурации шабло­нов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изде­лия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные дора­ботки;

-     в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

-     искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информа­ции в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

-     добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений мате­риалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

-     перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

-     делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

-     преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

-     Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-     слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

-     уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

-     уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться.

Содержание учебного предмета

 

Наимено­вание

разделов

и тем

(Всего часов)

Ча­сы

Содержание

программного

материала

Вид работы

Универсальные учебные действия

Как работать с учебником (1 час)

1

Как работать с учебником

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, услов­ными обозначениями, кри­териями оценки изделия по разным основаниям

Анализировать и сравнивать учебник и рабочую тетрадь; использовать знаково-символические сред­ства

Человек и земля (21час)

 

 

2

Вагонострои­тельный завод

Конструирование из бумаги и картона модели вагона

Осуществлять поиск ин­формации, используя ма­териалы учебника, выде­лять этапы работы, соотно­сить этапы изготовления изделия с этапами созда­ния изделия. Участвовать в

творческой деятельности при выпол­нении учебных практиче­ских работ и реализации несложных проектов. Учитывать выделенные учителем ориентиры дей­ствия в новом учебном ма­териале в сотрудничестве с учителем; учитывать пра­вило в планировании и кон­троле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по ре­зультату; адекватно вос­принимать оценку учителя

 

 

2

Полезные ис­копаемые

Конструирование модели буровой вышки из метал­лического конструктора. Изготовление малахитовой шкатулки из пластилина

2

Автомобиль­ный завод

Конструирование КамАЗа и кузова автомобиля из ме­таллического и пластмас­сового конструктора

2

Монетный двор

Изготовление медали из фольги

2

Фаянсовый завод

Изготовление вазы из пла­стилина

2

Швейная фабрика

Работа с тканью

2

Обувное производство

Создание модели обуви из бумаги

2

Деревообраба­тывающее производство

Работа с древесиной

2

Кондитерская фабрика

Приготовление пирожного «Картошка» и шоколадного печенья

2

Бытовая техника

Сборка простой электриче­ской цепи

1

Тепличное хозяйство

Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой

Человек и вода

(3 часа).

1

Водоканал

Знакомство со способом фильтрации воды и спосо­бом экономного расходова­ния воды

Проектировать изделие: создавать образ в соответ­ствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по ре­зультату; адекватно вос­принимать оценку учителя. Умение с достаточной пол­нотой и точностью выра­жать свои мысли в соответствии с задачами и усло­виями коммуникации

1

Порт

Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами

1

Узелковое плетение

Освоение одинарного плос­кого узла, двойного плоско­го узла

Человек и воздух

 (3 часа)

1

Самолёто­строение. Ра­кетостроение

Изготовление модели са­молёта из металлического конструктора

Моделировать несложные изделия с разными конст­руктивными особенностя­ми, используя изученную художественную технику

1

Ракета-носитель

Изготовление модели са­молёта из картона, бумаги

1

Летательный аппарат. Воз­душный змей

Изготовление воздушного змея из картона, бумаги

Человек и информация

(6 часов)

 

1

Создание ти­тульного листа

Создание титульного листа в текстовом редакторе Microsoft Word

Планировать последова­тельность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

Осуществлять информаци­онный, практический поиск и открытие нового знания. Достаточной полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

1

Работа с таб­лицами

Создание таблицы в тек­стовом редакторе Microsoft Word

1

Создание со­держания кни­ги

Практическая работа на компьютере

2

Переплётные работы

Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу

1

Итоговый урок

Презентация своих работ

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

 

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современ­ные профессии (в том числе профессиях своих родите­лей) и описывать их особенности;

-   понимать общие правила создания предметов рукотвор­ного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую вырази­тельность - руководствоваться ими в своей продуктив­ной деятельности;

-   анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять коррек­тировку хода практической работы, самоконтроль выпол­няемых практических действий;

-   организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда

Уважительно относиться к труду людей;

-   понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

-   понимать особенности проектной
деятельности, осуществлять под
руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать за­мысел, искать пути его реализа­ции, воплощать его в продукте;

-   демонстрировать готовый про­дукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги)

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

 

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

-       на основе полученных представлений о многообразии ма­териалов, их видах, свойствах, происхождении, практиче­ском применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответст­вии с поставленной задачей;

-   отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приё­мы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия;
экономно расходовать используемые материалы;

-   применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла, шило);

-   выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготав­ливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам

Отбирать и выстраивать опти­мальную технологическую последо­вательность реализации собст­венного или предложенного учите­лем замысла;

- прогнозировать конечный практи­ческий результат и самостоя­тельно комбинировать художест­венные технологии в соответст­вии с конструктивной или декора­тивно-художественной задачей

Конструирование и моделирование

 

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

-    анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соеди­нения деталей;

-   решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на дост­раивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности;

-   изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям

Соотносить объёмные конструк­ции, основанные на правильных геометрических формах, с изобра­жениями их развёрток; - создавать мысленный образ конст­рукции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, вопло­щать этот образ в материале

Практика работы на компьютере

 

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться пер­сональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для ре­шения доступных конструкторско-технологических задач;

-   использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

-   создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера и Power Point

л

Пользоваться доступными приё­мами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познако­миться с доступными способами её получения, хранения, переработки

Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания.

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопитель­ный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в четвёртом классе.

 

Особенностями системы оценки являются:

-     комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, мета-предметных и личностных результатов общего образования);

-     использование планируемых результатов освоения основных образовательных про­грамм в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

-     оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

-     уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и пред­ставлению их;

-     использование накопительной системы оценивания («Мои достижения»), характери­зующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

-     использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

На этапе завершения работы над изделием проходит текущий контроль. Работы оцениваются по следующим критериям:

-     качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом;

-     степень самостоятельности;

-     уровень творческой деятельности;

-     соблюдение технологии процесса изготовления изделия;

-     чёткость, полнота и правильность ответа;

-     соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;

-     аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;

-     целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творче­ских элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

Для проведения контрольно-оценочных действий по достижению планируемых пред­метных результатов предметное содержание представлено в виде таблицы.

Предметное содержание технологической грамотности

 

Содержательная область

Средства действия (понятия, представления)

Технологические действия

1

2

3

Общекультурные и общетрудо­вые компетенции. Основы куль­туры труда, самообслуживания

 

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека; элементарные общие правила создания предметов рукотвор­ного мира (удобство, эстетиче­ская выразительность, проч­ность, гармония предметов и окружающей среды)

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса; освоение навыков самообслу­живания, по уходу за домом, комнатными растениями

Технология ручной обработки материалов. Элементы графиче­ской грамоты

Общее понятие о материалах, их свойствах, происхождение; инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используе­мых инструментов); общее представление о технологическом процессе, техноло­гической документации (техно­логическая карта, чертеж и др.); общее понятие об особенно­стях декоративных орнаментов разных народов России

Подготовка материалов к ра­боте и их экономное расходо­вание;

соблюдение правил рацио­нального и безопасного ис­пользования инструментов и приспособлений; называние и выполнение ос­новных технологических опе­раций ручной обработки мате­риалов: разметка деталей, раскрой деталей, сборка изде­лия или его деталей; умение заполнять технологическую карту; выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России

Конструирование и моделирова­ние

Общее представление о конст­руировании изделий; понятие о конструкции изделия; виды и способы соединения деталей; основные требования к изде­лию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изде­лия)

Конструирование и моделиро­вание изделий из материалов по образцу, простейшему чер­тежу или эскизу

Практика работы на компьютере

Общее понятие о назначении основных устройств компьюте­ра для ввода, вывода и обра­ботки информации

Работа с простыми информа­ционными объектами (текст, таблица, рисунок, схема): пре­образование, создание, сохранение, удаление; создание небольшого текста по инте­ресной детям тематике; вывод текста на принтер; использо­вание рисунков из ресурса компьютера, программ Word

При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями:

 

Качество усвоения предмета, %

Отметка

Тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; полностью соблюдались правила техники безопасности; работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески: 80-100%

5

Допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места, полностью соблюдались правила техники безопасности, работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательно­сти, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный: 60-79%

4

Имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места, само­стоятельность в работе была низкой, с нарушением технологической последователь­ности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); не полностью соблюдались правила техники безопасности , изделие оформлено небрежно или не закончено в срок: 35-59%

3

Ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последователь­ность нарушена, не соблюдались многие правила техники безопасности , при выпол­нении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид: ниже 35%

2

В заданиях проектного характера обращается внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным па­раметрам и оформлять выступление, отмечать активность, инициативность, коммуника­бельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для вы­полнения практической части задания, защищать проект. Результаты творческих мини-проектов (в виде аппликаций, поделок, коллекций, вышивок и т.д.) фиксируются и собирают­ся в портфолио учащихся.

Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итого­вая четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставля­ется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся. В курсе «Техно­логия» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Дата

 

Тема урока

Тип урока

Основные виды

учебной

деятельности

Планируемые предметные результаты освоения

материала

Универсальные

учебные действия

план

факт

Как работать с учебником (1 час)

1

 

 

Как работать с учебником

Урок введения в новую тему

Планировать деятельность по выполнению изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки. Создать условные обозначения производств (пиктограммы), наносить их на контурную карту России в рабочей тетради

Объяснять понятия: «технология», «материалы», «инструменты», «технологический процесс», «приёмы работы».

Обобщать знания о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними

 

Использовать знаково-символические средства, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу-щественных признаков

Человек и земля (21 час)

2

 

 

Вагонострои-тельный завод.

 

Изделие «Ходовая часть (тележка)»

Урок изучения нового материала

Находить и отбирать информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов учебника и других источников. Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов

Объяснять новые понятия: «машиностроение», «локомотив», «конструкция вагона», «цистерна», «рефрижератор», «хоппер-дозатор», «ходовая часть».

Работать с информацией об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов.

 

Осуществлять информационный, практический поиск, и открытие нового знания. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3

 

 

Вагонострои-тельный завод.

Изделие «Кузов вагона», «Пассажир-ский вагон»

Комбинированный урок

Создавать разные виды вагонов, используя объёмные геометрические тела (параллелепипед, цилиндр, конус). Выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделия

Объяснять понятия: «кузов вагона», «рама кузова».

Осваивать технологию создания кузова вагона из подручных материалов

Планировать последо-вательность практичес-ких действий для реали-зации замысла, постав-ленной задачи. Оценивать по заданным критериям

4

 

 

Полезные ископаемые.

 

Изделие «Буровая вышка»

 

Урок изучения нового материала

Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей ископаемых посредством бурения и поиском полезных ископаемых, из материалов учебника и других источников. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровой вышки) и определять основные элементы конструкции. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное и неподвижное). Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия. Применять на практике ал-горимт построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности.

Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия. Объяснять понятия: «полезные ископаемые», «месторождение», «нефтепровод», «тяга». Называть профессии: геолог, буровик. Применять при изготовлении изделия правила безопасного использования инструментов: отвёртки, гаечного ключа

Осуществлять информационный, практический поиск, и открытие нового знания. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовать его

5

 

 

Полезные ископаемые.

 

Изделие «Малахито-вая шкатулка»

 

Комбинированный урок

Находить и отбирать информацию о создании изделий из поделочных камней и технологии выполнения «русская мозаика» из текстов учебника и других источников. Овладевать технологией лепки слоями для имитации рисунка малахита. Смешивать пластилин разных оттенков для создания нового оттенка цвета. Использовать приёмы работы с пластилином. Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия. Выполнять соединения деталей, подбирая цвет и рисунок малахитовых кусочков. Применять на практике алгоримт построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности.

Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия. Определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика». Объяснять понятия: «поделочные камни», «имитация», «мозаика», «русская мозаика». Называть профессию: мастер по камню

Осуществлять информационный, практический поиск, и открытие нового знания. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6

 

 

Автомобиль­ный завод.

Изделия: «Ка­мАЗ», «Кузов грузовика»

Урок изуче­ния нового материала

Находить и отбирать информацию о разви­тии автомобилестроения в России, видах, на­значении и конструкции автомобиля «КамАЗ» и технологическом процессе сборки на конвейе­ре из материала учебника и других источни­ков. Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомоби­ли. Выбирать информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Анализировать кон­струкцию реального объекта (автомобиля «КамАЗ») и определять основные элементы конструкции

Выбирать информацию, необходимую для изготов­ления изделия. Объяснять понятия: «автомобильный завод», «конвейер», «опе­рация»                     

Осуществлять инфор­мационный, практиче­ский поиск и открытие нового знания. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответст­вии с задачами и усло­виями коммуникации

 

 

7

 

 

Автомобиль­ный завод.

Изделия: «Ка­мАЗ», «Кузов грузовика»

Комбиниро­ванный урок

Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности, имитировать техноло­гию конвейерной сборки изделия. Составлять план изготовления изделия с технологическим процессом сборки автомобиля на конвейере и слайдовым планом, заполнять технологиче­скую карту. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвёртки, гаечно­го ключа). Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конст­руктора, выбирать необходимые для выпол­нения виды соединений (подвижное или не­подвижное), пользоваться гаечным ключом и отвёрткой

Анализировать структуру технологической карты, со­поставлять технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом по­строения деятельности в проекте. Изготавливать модель автомобиля. Приме­нять при изготовлении из­делия правила безопасного использования отвёртки и гаечного ключа. Работать с металлическим и пластмассовым конструк­торами. Сопоставлять тех­нологическую карту с алго­ритмом построения дея­тельности в проекте

Проектировать изделие: создавать образ в соот­ветствии с замыслом и реализовывать его. Проектировать изделие: создавать образ в соот­ветствии с замыслом и реализовывать его. Уча­ствовать в совместной творческой деятельно­сти при выполнении учебных практических работ. Осуществлять самокон­троль и корректировку хода работы и конечного результата

8

 

 

Монетный двор.

Изделия: «Стороны медали», «Медаль»

Урок изуче­ния нового материала

Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материала учебника и других источников. Объяснять но­вые понятия, используя текст учебника. Срав­нивать стороны медали, объяснять особен­ности их оформления в зависимости от назна­чения

Объяснять понятия: «знак отличия», «рельефный ри­сунок», «контррельефный рисунок», «аверс», «ре­верс», «штамповка», «литьё», «тиснение» "

Осуществлять инфор­мационный, практиче­ский поиск и открытие нового знания. С доста­точной полнотой и точ­ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

9

 

 

Монетный двор.

Изделия: «Стороны медали», «Медаль»

Комбиниро­ванный урок

Выполнять эскиз сторон медали на основе об­разца, приведённого в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки. Приме­нять на практике алгоритм построения дея­тельности в проекте, определять этапы про­ектной деятельности. Составлять план из­готовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять с помощью учи­теля технологическую карту и соотносить её с рубрикой «Вопросы юного технолога». Со­блюдать правила безопасного использования инструментов. 

 

Работать с металлизиро­ванной бумагой - фольгой. Осваивать правила тисне­ния фольги. Соединять де­тали изделия при помощи пластилина. Сопоставлять технологи­ческую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте

Проектировать изделие: создавать образ в соот­ветствии с замыслом. Планирование учебного сотрудничества с учите­лем и сверстниками. Участвовать в совмест­ной творческой деятель­ности при выполнении учебных практических работ и реализации не­сложных проектов

 

 

 

 

 

Выполнять эскиз сторон медали на основе об­разца, приведённого в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки. Осваи­вать правила тиснения фольги. Соединять де­тали изделия при помощи пластилина

 

 

10

 

 

Фаянсовый завод.

Изделия: «Основа для вазы», «Ваза»

Урок изуче­ния нового материала

Находить и отбирать информацию о техно­логии создания изделий из фаянса, их назна­чении и использовании из материалов учебни­ка и других источников. Использовать эмбле­мы, нанесённые на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте города, где находятся заводы по про­изводству фаянсовых изделий. Объяснять но­вые понятия, используя текст учебника

Объяснять понятия: «опе­рация», «фаянс», «эмбле­ма», «обжиг», «глазурь», «декор». Называть профес­сии: скульптор, художник

Осуществлять поиск ин­формации, используя материалы учебника и собственный опыт. Уме­ние с достаточной пол- нотой и точностью вы­ражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни­кации

11

 

 

Фаянсовый завод. Изде­лия: «Основа для вазы», «Ваза». Тест «Как соз­даётся фаянс»

Комбиниро­ванный урок

Проводить оценку этапов работы и на её ос­нове контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации

Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления из­делия. Проводить презен­тацию групповой работы

Осуществлять самокон­троль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. Презентовать изделие

12

 

 

Швейная фабрика

 

Изделие «Прихватка»

 

Урок изуче­ния нового материала

Находить и отбирать информацию о техноло­гии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материала учебника и других источников. Находить и отмечать на карте го­рода, в которых находятся крупнейшие швей­ные производства. Использовать текст учебни­ка для определения последовательности сня­тия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер одеж­ды. Выделять и сравнивать виды одежды по их назначению. Анализировать технологию изго­товления одежды, определять технологиче­ские этапы, которые возможно воспроизвести в классе

Объяснять понятия: «кус­тарное производство», «массовое производство», «швейная фабрика», «лека­ло», «транспортир», «мер­ка», «размер». Называть профессии: изготовитель лекал, раскройщик, опера­тор швейного оборудования, утюжильщик. Сопостав­лять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте

Осуществлять поиск ин­формации, используя материалы учебника и собственный опыт. Дос­таточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни­кации

13

 

 

Швейная фабрика.

Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка»

Комбиниро­ванный урок

Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном произ­водстве, из материалов учебника и других ис­точников. Выделять общие этапы технологии их производства. Использовать материал учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Ана­лизировать технологию изготовления, опреде­лять технологические этапы, которые можно выполнить самостоятельно, материалы и ин­струменты, необходимые для изготовления изделия. Определять размеры деталей по слайдовому плану и вычерчивать лекало при помощи циркуля

Применять умения рабо­тать с ножницами, иглой, циркулем. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, ко­сых стежков, петельных стежков

Осуществлять поиск ин­формации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изго­товления изделия с эта­пами создания изделия. Участвовать в творче­ской деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов

14

 

 

Обувное производство

Изделие «Мо­дель детской летней обуви»

Урок изуче­ния нового материала

Находить и отбирать информацию о техноло­гии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника и дру­гих источников. Находить и отмечать на карте города, в которых расположены крупнейшие обувные производства. Использовать текст учебника для определения последовательно­сти снятия мерок. Снимать мерки и опреде­лять, используя таблицу размеров, свой раз­мер обуви. Выделять и сравнивать виды обуви по их назначению. Соотносить назначение обу­ви с материалами, необходимыми для её изго­товления. Анализировать технологию изго­товления обуви, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе

Объяснять понятия: «обувь», «обувная пара», «натуральные материалы», «искусственные материа­лы», «синтетические мате­риалы», «модельная обувь», «размер обуви». Называть профессию: обувщик

Осуществлять поиск ин­формации, используя материалы учебника и собственный опыт. Дос­таточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни­кации

15

 

 

Обувное производство.

Изделие «Мо­дель детской летней обуви»

Комбиниро­ванный урок

Проводить оценку этапов работы и на её ос­нове контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации

Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления из­делия. Проводить презен- тацию работы

Осуществлять самокон­троль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. Презентовать изделие

16

 

 

Деревообра­батывающее производство.

Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для расте­ний», «Лесен­ка-опора для растений»

Урок изуче­ния нового материала

Находить и отбирать из материала учебника и других источников информацию о древесине, её свойствах, технологии производства пило­материалов. Объяснять новые понятия, ис­пользуя текст учебника. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опо­рой на материал учебника и другие- источники

Объяснять понятия: «дре­весина», «пиломатериалы», «текстура», «нож-косяк». Называть профессию: сто­ляр. Рассказывать о древе­сине, её свойствах, о техно­логии производства пилома­териалов. Различать виды пиломатериалов и способы их производства

Осуществлять инфор­мационный, практиче­ский поиск и открытие нового знания. Доста­точной полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни­кации

17

 

 

Деревообра­батывающее производство.

Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для расте­ний», «Лесен­ка-опора для растений»

Урок раз­вития умений и навыков

Анализировать последовательность изготовле­ния изделий из древесины, определять тех­нологические этапы, которые возможно вос­произвести в классе. Осваивать правила рабо­ты столярным ножом и использовать их при подготовке деталей. Соблюдать правила безопасности работы ножом. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и со­единять детали изделия с помощью клея. Со­ставлять план изготовления изделия на ос­нове слайдового и текстового планов, запол­нять технологическую карту с помощью учи­теля, соотносить её с последовательностью изготовления изделий из древесины

Понимать значение древе­сины для производства и жизни человека. Называть правила безопасности ра­боты столярным ножом. Применять правила обра­ботки рейки при помощи шлифовальной шкурки и со­единять детали изделия с помощью клея

Проектировать изделие: создавать образ в соот­ветствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять самокон­троль и корректировку хода работы и конечного результата

 

18

 

 

Кондитерская фабрика

Изделие

«Пирожное

«Картошка»

«Шоколадное

печенье»

Урок изуче­ния нового материала

Находить и отбирать информацию о техноло­гии производства кондитерских изделий (шо­колада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском произ­водстве, из материала учебника и других ис­точников. Отыскивать на обертке продукции информацию о её производителе и составе. Отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие кондитерские фабрики. Анализи­ровать технологию изготовления шоколада, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе, и выделять ингредиенты, из которых изготовлен шоколад

Объяснять понятия: «какао-бобы», «какао-крупка», «ка­као тёртое», «какао-масло», «конширование». Называть профессии: кондитер, тех­нолог-кондитер. Рассказы­вать о технологии произ­водства шоколада из какао-бобов

Осуществлять поиск ин­формации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изго­товления изделия с эта­пами создания изделия

19

 

 

Кондитерская

фабрика.

Практическая

работа

«Тест

«Кондитерское

изделие»

Комбиниро­ванный урок

Проводить оценку этапов работы и на её ос­нове контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации

Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления из­делия. Проводить презен­тацию групповой работы

Осуществлять самокон­троль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. Презентовать изделие

20

 

 

Бытовая техника

«Настольная

лампа»,

«Абажур.

Сборка

настольной

лампы»

Урок изуче­ния нового материала

Находить и отмечать на карте России города, в которых находятся крупнейшие производства бытовой техники. Определять последователь­ность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку и соотносить условные обо­значения с реальными предметами (батарей­кой, проводами, лампочкой). Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливать их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе об­щие правила пользования электроприборами

Объяснять понятия: «быто­вая техника», «бытовое электрооборудование», «электрическая цепь», «ин­струкция по эксплуатации», «абажур», «витраж». Назы­вать профессии: слесарь-электрик, электрик, элек­тромонтёр. Рассказывать о бытовой технике и её роли в жизни людей

Осуществлять поиск ин­формации, используя материалы учебника и собственный опыт. Дос­таточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника­ции

21

 

 

Бытовая техника.

Практическая работа «Тест: Правила экс­плуатации электронагре­вательных приборов»

Комбиниро­ванный урок

Проводить оценку этапов работы и на её ос­нове контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации

Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления из­делия. Проводить презен­тацию групповой работы

Осуществлять самокон­троль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. Презентовать изделие

22

 

 

Тепличное хозяйство.

Изделие «Цветы для школьной клумбы»

Урок изуче­ния нового материала

Использовать текст учебника для определения технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах. Анализировать информацию на пакетике с семенами, выделять информацию, характеризующую семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или много­летник) и технологию их выращивания (агротех­ника: время и способ посадки, высадка растений в грунт), определять срок годности семян. Соот­носить информацию о семенах и условиях их выращивания с текстовым и слайдовым планами в учебнике, заполнять технологическую карту с помощью учителя

Объяснять понятия: «теп­лица», «тепличное хозяйст­во», «микроклимат», «рас­сада», «агротехника». Назы­вать профессии: агроном, овощевод.

Рассказывать о технологии выращивания растений в теплицах и профессиональ­ной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах. Понимать значе­ние теплиц для жизнедея­тельности человека

Осуществлять инфор­мационный, практиче­ский поиск и открытие нового знания. Доста­точно полно и точно вы­ражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни­кации

Человек и вода (6 часов)

 

 

23

 

 

Водоканал.

Изделие «Фильтр для очистки воды»

Урок изуче­ния нового материала

Использовать иллюстрацию учебника для составления рассказа о системе водоснаб­жения города и значении очистки воды для жизнедеятельности человека. Делать выводы о необходимости экономного расходования воды. Осваивать способ очистки воды в бы­товых условиях. На основе слайдового и тек­стового планов заполнять технологическую карту и изготавливать фильтр

Объяснять понятия: «водо­канал», «струемер», «фильтрация», «ультра­фиолетовые лучи». Расска-зывать о значении воды в жизни человека и растений. Понимать важность эконом­ного расходования воды

Осуществлять инфор­мационный, практиче­ский поиск и открытие нового знания. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответст­вии с задачами и усло­виями коммуникации

24

 

 

Порт.

Изделие

«Канатная

лестница»

Практическая работа «Тех­нический ри­сунок канат­ной лестницы»

Урок изуче­ния нового материала

Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Анализировать способы вяза­ния морских узлов, осваивать способы вяза­ния простого и прямого узлов. Определять правильное крепление и расположение груза. Осознавать, где можно на практике или в быту применять свои знания. На основе техническо­го рисунка составлять план изготовления из­делия и соотносить его с текстовым и слайдо­вым планами изготовления изделия. С помо­щью учителя заполнять технологическую карту

Объяснять понятия: «порт», «причал», «док», «каран­тин», «военно-морская ба­за», «морской узел». Назы­вать профессии: лоцман, докер, швартовщик, таке­лажник, санитарный врач. Осваивать способы крепле­ния предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного

Осуществлять инфор­мационный, практиче­ский поиск и открытие нового знания. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответст­вии с задачами и усло­виями коммуникации

25

 

 

Узелковое плетение.

Изделие «Браслет»

Урок изуче­ния нового материала

Находить и отбирать информацию из материа­ла учебника и других источников об истории развития узелкового плетения и макраме, ма­териалах, используемых для техники макраме. Сравнивать способы вязания морских узлов и узлов в технике макраме. Составлять план из­готовления изделия и соотносить его с тек­стовым и слайдовым планами. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия, закре­плять нити для начала вязания изделия в тех­нике макраме

Объяснять понятие: «ма­краме». Осваивать приёмы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приёмы крепления нити при начале выполнения рабо­ты.

Осуществлять инфор­мационный, практиче­ский поиск и открытие нового знания. Проекти­ровать изделие: созда­вать образ в соответст­вии с замыслом и реализо-вывать его. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни­кации

Человек и воздух (3 часа)

26

 

 

Самолёто­строение. Ра­кетостроение.

Изделие «Самолёт»

Урок изуче­ния нового материала

Находить и отбирать информацию из мате­риала учебника и других источников об исто­рии развития самолётостроения, о видах и назначении самолётов. Находить и отмечать на карте России города, в которых располо­жены крупнейшие заводы, производящие самолёты. Сравнивать различные виды лета­тельных аппаратов (ракета и самолёт) на ос­нове иллюстраций учебника. Осуществлять поиск информации о профессиях создателей летательных аппаратов. На основе слайдов определять последовательность сборки моде­ли самолёта из конструктора, количество и виды деталей, необходимых для изготовле­ния изделия, а также виды соединений

Объяснять понятия: «само­лёт», «картограф», «косми­ческая ракета», «искусст­венный спутник Земли», «ракета», «многоступенча­тая баллистическая ракета». Называть профессии: лёт­чик, космонавт. Объяснять конструктивные особенно­сти самолётов, их назначе­ние в области использова­ния различных видов лета­тельных аппаратов

Осуществлять инфор­мационный, практиче­ский поиск и открытие нового знания. Доста­точно полно и точно вы­ражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни­кации

27

 

 

Ракета-носитель.

Изделие «Ракета-носитель»

Урок раз­вития уме­ний и навы­ков

Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно запол­нять технологическую карту. Выполнять само­стоятельно разметку деталей изделия по чер­тежу. Трансформировать лист бумаги в объ­ёмные геометрические тела — конус, цилиндр

Закреплять основные зна­ния о самолётостроении, о конструкции самолёта и ра­кеты. Использовать знания о бумаге: её свойствах, ви­дах, истории

Планировать последо­вательность практиче­ских действий для реа­лизации замысла, по­ставленной задачи

28

 

 

Летательный аппарат. Воз­душный змей.

Изделие

«Воздушный

змей»

 

Урок раз­вития уме­ний и навы­ков

Находить и отбирать информацию из мате­риала учебника и других источников об исто­рии возникновения и конструктивных особен­ностях воздушных змеев. Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. На основе слайдового плана опре­делять последовательность выполнения рабо­ты, материалы и инструменты, необходимые для её выполнения, и виды соединения дета­лей. Заполнять технологическую карту

Объяснять понятия: «кар­кас», «уздечка», «леер», «хвост», «полотно», «стаби­лизатор». Объяснять конст­руктивные особенности воз­душных змеев, используя текст учебника

Моделировать изделие, выделять его сущест­венные характеристики. Достаточно полно и точ­но выражать свои мысли в соответствии с зада­чами и условиями ком­муникации

 

Человек и информация (6 часов)

29

 

 

Создание

титульного

листа.

Изделие «Ти­тульный лист»

Урок изуче­ния нового материала

Находить и называть, используя текст учебни­ка и иллюстративный материал, основные элементы книги, объяснять их назначение. Находить информацию об издательстве, вы­пустившем книгу, и специалистах, участвую­щих в процессе её создания. Определять, ка­кие элементы книги необходимы для создания книги «Дневник путешественника». Распреде­лять обязанности при выполнении групповой работы в соответствии с собственными воз­можностями и интересами, соотносить их с интересами группы. Находить и определять особенности оформления титульного листа. Использовать в практической работе знания о текстовом редакторе Microsoft Word. Отбирать информацию для создания текста и подби­рать иллюстративный материал

Объяснять понятия: «изда­тельское дело», «издатель­ство», «печатная продук­ция», «редакционно-издательская обработка», «вычитка», «оригинал-макет», «элементы книги», «форзац», «книжный блок», «переплётная крышка», «ти­тульный лист». Называть профессии: редактор, тех­нический редактор, коррек­тор, художник. Называть виды и способы передачи информации. Называть элементы книги

Проектировать изделие: создавать образ в соот­ветствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять самокон­троль и корректировку хода работы и конечного результата

30

 

 

Работа с таб­лицами.

Изделие «Таблица»

 

Урок изуче­ния нового материала

Закреплять знания работы на компьютере. Осваивать набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом ре­дакторе Microsoft Word

 

 

 

 

 

 

: определять и устанавли­вать число строк и столбцов, вводить текст в ячейку таблицы, форматировать текст в таблице. Создавать на компьютере произвольную таблицу

Объяснять понятия: «таб­лица», «строка», «столбец». Применять правила работы на компьютере

Планировать последо­вательность практиче­ских действий для реа­лизации замысла, по­ставленной задачи

31

 

 

Создание

содержания

книги.

Практическая работа «Со­держание»

Урок раз­вития уме­ний и навы­ков

Объяснять значение и возможности исполь­зования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных техно­логий в издательском деле, в процессе соз­дания книги. Применять на практике правила создания таблицы для оформления содержа­ния книги «Дневник путешественника». Закре­плять умения сохранять и распечатывать текст. Анализировать темы учебника и соотно­сить их с содержанием книги «Дневник путе­шественника»

Рассказывать о процессе редакционно-издательской подготовки книги. Использо­вать в практической дея­тельности знания програм­мы Microsoft Word

Планировать последо­вательность практиче­ских действий для реа­лизации замысла, по­ставленной задачи

32

 

 

Переплётные работы.

Изделие «Книга «Днев­ник путешест­венника»

 

Урок изуче­ния нового материала

Находить и отбирать информацию из материа­ла учебника и других источников о видах вы­полнения переплётных работ. Объяснять зна­чение различных элементов (форзац, пере­плётная крышка) книги. Создавать эскиз об­ложки книги в соответствии с выбранной тема­тикой. Применять умения работать с бумагой. Составлять план изготовления изделия и со­относить его с текстовым и слайдовым пла­нами. С помощью учителя заполнять техноло­гическую карту

Объяснять понятия: «шитьё втачку», «форзац», «пере­плётная крышка», «книжный блок». Понимать значение различных элементов в структуре переплёта (фор­зац, слизура)

Осуществлять инфор­мационный, практиче­ский поиск и открытие нового знания. Доста­точно полно и точно вы­ражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни­кации

33

 

 

Переплётные работы.

Изделие «Книга «Днев­ник путешест­венника»

Урок-практика

Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Исполь­зовать свои знания для создания итогового проекта «Дневник путешественника»

Использовать правила ра­боты шилом, ножницами и клеем

Участвовать в совмест­ной творческой деятель­ности при выполнении учебных практических работ и реализации не­сложных проектов

34

 

 

Итоговый урок

Контроль знаний, умений и навыков

Презентовать свои работы, объяснять их пре­имущества, способ изготовления, практиче­ское использование. Использовать в презен­тации критерии оценки качества выполнения работ. Оценивать свои и чужие работы, опре­делять и аргументировать преимущества и недостатки. Выявлять победителей по разным номинациям

Контролировать и оцени­вать свою работу, её ре­зультат, делать выводы на будущее

           

Оценка — осознание качества и уровня ус­воения; оценка резуль­татов работы

          

 

 

 


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы 4 класса:

-  Технология обработки ткани.

-  Технология обработки бумаги и картона.

-  Технология организации рабочего места (для работы с разными материалами). Альбомы демонстрационного и раздаточного материала:

Коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть». Раздаточные материалы.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

-  Классная доска с креплениями для таблиц.

-  Магнитная доска.

-  Персональный компьютер с принтером.

-  Ксерокс.

-  Аудиомагнитофон.

-  Проектор для демонстрации слайдов.

-  Мультимедийный проектор.

-  Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с про­граммой.

Набор демонстрационных материалов, коллекции (в соответствии с программой). Наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки и пр. Заготовки природного материала.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного обору­дования и пр.

Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий). Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

 

Список  литературы

·                    Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник 4кл, Просвещение, 2014

Методические пособия для учителя.

·         Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-5-е изд,перераб.-М.: Просвещение, 2011.-400с.-(Стандарты второго поколения).

·         Роговцева Н.И Технология. Рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы: пособие для учителей образоват. Учреждений/Н. И. Роговцева, С.В. Анащенкова.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2011.-74с.

·         Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. (Стандарты второго поколения.)

Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова) – 3-е изд. -  М.:  Просвещение, 2011 – 120 с. (Стандарты второго поколения)

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009г.; текст с изм. и доп. 2011г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: «Просвещение», 2011.-33с.

·         Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., «Просвещение», 2010.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по технологии Н.И. Роговцевой (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа предмета «Технология» составлена на основе Федерального госу­дарственного стандарта начального общего образования (2010 года), Примерной програм­мы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипи-ловой «Технология. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

 

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как сово­купности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требо­ваний, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 906 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 811
    • DOCX 101.4 кбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Борисова Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 20586
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 132 человека из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Состав и анализ финансовой отчетности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе