Главная / Технология / Рабочая программа по технологии ФГОС (5 класс)

Рабочая программа по технологии ФГОС (5 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897;

  2. Учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации,     утвержденный приказом Минобразования РФ;

  3. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»;

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю)

Цели

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:

определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них:

  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  • умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Базовыми для программы являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Художественные ремесла». Программа включает в себя также раздел «Технологии ведения дома». С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий в содержание образовательной программы были добавлены часы по направлению «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии – растениеводство), за счет сокращения часов по направлению «Технология ведения дома». Программа составлена с учетом сезонности сельскохозяйственных работ. В связи с перераспределением времени между указанными разделами уменьшается объем и сложность практических работ с сохранением всех информационных составляющих минимума содержания обучения технологии.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

Процесс изучения курса «Технология» в 5 классе начинается с занятия, посвященного общим вопросам техники безопасности и охраны труда. За счет резервного времени увеличено количество часов на раздел “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”. Это связано с недостаточно сформированными умениями  у школьников  использования  швейной машины. Увеличено количество часов на “Творческие, проектные работы”, которые  выполняются,  как итоговые по окончанию изучения всех тем.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы.

 Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Требования к уровню подготовки обучающихся

  • овладеть безопасными приемами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами;

  • овладеть специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов,

  • овладеть навыками изготовления и художественного оформления швейных изделий,

  • овладеть элементами  навыков ведения домашнего хозяйства,

  • познакомить с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.

Универсальные учебные действия при изучении предмета «Технология»

   УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета (см. раздел Основной образовательной программы). В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

       Личностные УУД:

  - действие смыслообразования (интерес, мотивация);

  - действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- формирования желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника;

- личностная мотивация учебной деятельности;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

  Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия:

- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

- использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

  Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

- формирование умения работать в парах и малых группах;

- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

- учитывать позицию собеседника (партнера);

- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

- адекватно передавать информацию;

- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

  • организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

  • изготовления или ремонта изделий из различных материалов;

  • создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

  • контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

  • обеспечения безопасности труда;

  • оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги.




ИНФОРМАЦИОННОЕ – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для учащихся

  1. Гуревич, М. И. Технология : 5класс : учебник для учащихся общеоб­разовательных учреждений / М. И. Гуревич, М. Б. Павлова, Ф. Ю. Шарутика ; под ред. И. А. Сасовой. - М. :Вентана-Граф, 2013. - 144 с: ил.

  2. Гоппе, Н. Н. Технология : 5 класс : Тетрадь творческих работ : рабо­чая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Н. Гоппе, А. Ю. Холодов, М. И. Гуревич, И. А. Сасова; под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 64 с: ил.

Литература для учителя:

  1. Баженов В.И. Материаловедение швейного производства. М.: Легкая Индустрия. 1972.

  2. Бушелева В. В. Поговорим о воспитании. Петрозаводск, «Карелия», 1991.

  3. Дунцова К. Г. Этикет за столом. М., 1990.

  4. Егорова Р. И. Учись шить. М., 1989.

  5. Ерзенкова II. В. Искусство красиво одеваться. Рига, 1992.

  6. Ерзенкова Н.В. Шьем-перешиваем Пенза, «Ваш дом». 1992

  7. Еременко Т. И. Иголка-волшебница. М.: 1988

  8. История костюма. Ростов н/Д, 1993.

  9. Каминская Н. М. История костюма. М., 1986.

  10. Кашкарова Е.Д. Руководство по рукоделию. М., 1993.

  11. Киреева Е. В. История костюма. М., 1976.

  12. Козлова Т. В. Моделирование и художественное офор мление женской и детской одежды. М., 1990.

  13. Кулинарные секреты. Л., Лениздат, 1988.

  14. Ковалев Н.И. Русская кухня. Ленинград, «ИМА-пресс» 1991

  15. Ковалев, В. М., Могильный, Н. П. Рецепты русской кухни. -М.: Мир, 1991.

  16. Лукьянова Т. В. Перешиваем, шьем и вышиваем. М., 1993.

  17. Лыба С. Прием гостей. Липецк, 1992.

  18. Максимова М. Вышивка. Первые шаги. М., 1997.

  19. Метод проектов в технологическом образовании школьников (методические рекомендации) / авт. – сост. Е.Н. Кравцова, А.И. Шкирман, - Белгород: изд-во БРИПКиППС, 2008.

  20. Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Л., Лениз дат— «Человек», 1991.

  21. Панкеев, И. А. Обычаи и традиции русского народа. - 2-е изд. -М: ОМА-пресс, 1999

  22. Пимонова Т.И. Практическое руководство по шитью и рукоделию.

  23. Белгород, Крестьянское дело, 1994.

  24. Практическая энциклопедия русской кухни. – Челябинск: Изд-во Василия Курбацких, 2005.

  25. Правила этикета - Краткий справочник под ред. Л. Васильевой-Гангус. М., Дельта-МКС, 1992.

  26. Скопцова М.Й Технология: Учебное пособие по обслуживающему труду для учениц 5-8-х классов. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997.

  27. Технология. 5 класс (для девочек) : Поурочные планы / Авт.- сост. И.В. Бобунова, - Волгоград: Учитель, 2003.

  28. Технология. 5 кл.: поуроч. планы по учеб. под ред. В. Д. Си моненко / авт.-сост. О. В. Павлова, Г. П. Попова. - Волгоград: Учи тель, 2007.

  29. Труханова А.Т. Технология женской и детской одежды: учебник для проф. учеб. Заведений. – 3-е изд., стер. М.: Высш. Шк., Изд. центр «Академия», 2001.

  30. Труханова Т. Иллюстрированное пособие по техноло гии легкой одежды. М.: Высш. шк., 2000.

  31. Ханус С. Как шить? М.: Легпром-бытиздат. 1991

  32. Ханус С. Секреты кроя и шитья. М.: «Легкая и пищевая промышл». 1984.

  33. Шаффер Клер Б. Энциклопедия быстрого шитья. М.: Аквариум, 1994.                                                               

  34. Шитье для женщин. М.: ООО «Фирма» изд-во ACT, 2000.

  35. Шитье и рукоделие: энциклопедия. - М.: БСЭ, 1994.

  36. Энциклопедия русской и европейской кухни (в трех кни гах). Сост. Криворосов Р. В., Алешхевич В. И. СПб., 1993.

  37. Журнал «Школа и производство» 2000 - 2010

  38. Журнал «Бурда»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Кулинария. Дело вкуса. [Электронный ресурс].ООО «Руссобит Паблишинг», 2000.

  2. Энциклопедия интерьеров. [Электронный ресурс].ООО «Медиа-сервис», 2000.

  3. Изонить. Вышивка по картону. [Электронный ресурс]. Alisa Studio, 2002.

  4. Мультимедийная энциклопедия. Секреты красоты. [Электронный ресурс]. ООО «Руссобит Паблишинг», 2004.

  5. Текстильное творчество. [Электронный ресурс]. ООО «Терра», Новосибиррск, 2005.

  6. Декоративные композиции. [Электронный ресурс]. ООО «Студия компас», 2005

  7. Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия. [Электронный ресурс]. ООО «Кирилл и Мефодий», 2004

  8. Коллекция схем для вышивки крестом. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2005

  9. Самоучитель. Дизайн интерьеров. [Электронный ресурс].ООО «Бизнес софт», 2006.

  10. Вышивка по картону. [Электронный ресурс]. Alisa Studio, 2002.

  11. Энциклопедия здорового питания. [Электронный ресурс]. ООО «Медиа-сервис», 2000.

  12. Вышивка крестом. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2004.

  13. Уроки рукоделия. Вязание на спицах. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2004.

  14. Практическая энциклопедия садовода. [Электронный ресурс]. Компания «Одиссей», 2006.

  15. Цветочная фантазия. [Электронный ресурс]. ООО «АРК - Систем», 2006.

  16. Уроки рукоделия. Пэчворк и квилт. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2007.






























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока

Средства обучения, применение ИКТ

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата проведения

Примечание






план

факт

Введение – 1 час

Учебник, РТ, компьютер, презентация






Технология в жизни человека и общества – 1 час

Учебник, РТ, компьютер, презентация






Растениеводство. Осенний период – 8 часов

Первичный инструктаж на рабочем месте

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Знать и уметь:

правила безопасной работы.

организовывать рабочее место

планировать осенние работы на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве, выбирать культуры, планировать их размещение на участке с учетом севооборота, выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения. Оценивать урожайность основных сортов и культур.

Самоконт роль




Уборка растительных остатков. Техника безопасности.

Сельскохозяйственный инвентарь

Выполнение практической работы




Особенности осенней обработки почвы

Сельскохозяйственный инвентарь

Выполнение практической работы




Уборка урожая моркови

Сельскохозяйственный инвентарь

Выполнение практической работы




Уборка и учёт урожая овощных культур

Сельскохозяйственный инвентарь

Выполнение практической работы




Уборка корнеплодов свеклы

Сельскохозяйственный инвентарь

Выполнение практической работы




Уборка посевного и посадочного материала

Сельскохозяйственный инвентарь

Письменный контроль




Сбор семян цветочно-декоративных растений

Сельскохозяйственный инвентарь

Выполнение практической работы




Основы проектирования – 10 часов

Учебный проект

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Знать и уметь:

что такое учебный проект, основные компоненты проекта, определять потребности людей и общества, проводить опрос для определения потребностей, осуществлять дизайн-анализ изделия, обосновывать выбор изделия для проекта, проводить самооценку результатов планирования и выполнения проекта, оценивать качество изделия.

Текущий




Основные компоненты учебного проекта

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Ответы на вопросы




Определение потребностей в изделиях.

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Текущий




Анализ потребностей и их технологическое решение.

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Ответы на вопросы




Разработка критериев для оценки соответствия изделия потребностям пользователя.

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Текущий




Набор первоначальных идей. Изображение их в виде эскизов.

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Ответы на вопросы




Планирование изготовления изделия.

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Текущий




Разработка технологической карты.

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Ответы на вопросы




Оценка процесса и результатов проектирования, качества изготовленного изделия.

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Текущий




Самооценка изделия.

Учебник, РТ, компьютер, презентация


Текущий

Ответы на вопросы




Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества - 18 часов.

Инструменты, материалы, приспособления. Техника безопасности.

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Знать и уметь:

анализировать особенности декоративного искусства народов России. Находить информацию для изучения видов народных промыслов региона. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. Участвовать в коллективном обсуждении творческих работ.

Самоконт роль




Виды ручных стежков и строчек

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Выполнение практической работы




Технология выполнения простейших ручных стежков

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Выполнение практической работы




Выполнение швов «вперёд иголку», «за иголку»

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Выполнение практической работы




Выполнение швов петельный, стебельчатый


Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Лабороторно-практичес кий контроль




Выполнение швов тамбурный, «козлик»

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Письменный контроль




Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПТ

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.


Самоконт роль




Лоскутное шитье.


Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Самоконт роль




Создание шаблонов и раскрой.

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Выполнение практической работы




Изготовление салфетки, прихватки в лоскутной технике

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Выполнение практической работы




История вышивки.


Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Самоконт роль




 Виды швов  ручной вышивки.

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Выполнение практической работы




Технология выполнения образца с вышивкой


Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.


Выполнение практической работы




Отделка вышивкой образца.

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Выполнение практической работы




Окончательная отделка и ВТО образца с вышивкой.

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Лабороторно-практичес кий контроль




Оформление образца с вышивкой.

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Письменный контроль




Контроль и самооценка изделия. Оформление пороекта.

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Самоконт роль




Защита проекта «Прихватка»

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Самоконт роль




Технология обработки ткани - 16 часов Материаловедение. Натуральные волокна растительного происхождения

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Знать и уметь:

изучать характеристики различных видов тканей по коллекциям. Распознавать виды ткани. Определять виды переплетений нитей в тканях. Определять лицевую и изнаночную сторону ткани.

Выполнение практической работы




Машиноведение Безопасные приемы работы на швейной машине.

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Знать и уметь:

находить информацию и проводить сравнительный анализ технических характеристик швейных машин. Изучать устройство современной бытовой швейной машины. Включать и выключать маховое колесо. Наматывать нить на шпульку. Заправлять верхнюю и нижнюю нити. Выполнять машинные строчки на ткани по намеченным линиям. Выполнять машинные строчки с различной длиной стежка, закреплять строчку обратным ходом машины.

Выполнение практической работы




Виды машин и их технические характеристики. Заправка верхней и нижней ниток.

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Самоконт роль




 Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям.

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Выполнение практической работы




Снятие мерок.

Построение чертежа фартука в М 1:4  

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Знать и уметь:

снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты. Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4. рассчитывать количество ткани на изделие. Выполнять эскизные зарисовки народных костюмов. Выполнять подготовку выкройки выбранного фасона швейного изделия к раскрою.

Выполнение практической работы




Моделирование фартука

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Выполнение практической работы




Технология раскроя.

Раскладка выкройки на

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.


Лабороторно-практичес кий контроль





ткани и раскрой.

Подготовка деталей кроя к

обработке. Обработка деталей кроя.


Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Знать и уметь:

Выполнять образцы ручных и машинных стежков, строчек и швов. Отрабатывать точность движений, координацию и глазомер. Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. выбирать режим и проводить влажно-тепловую обработку изделия.

Письменный контроль






Способы обработки срезов изделия. Выполнение краевых швов.

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Знать и уметь:

Выполнять образцы ручных и машинных стежков, строчек и швов. Отрабатывать точность движений, координацию и глазомер. Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. выбирать режим и проводить влажно-тепловую обработку изделия.

Самоконт роль




Способы обработки карманов.

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Самоконт роль




Способы обработки бретелей фартука.

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Выполнение практической работы




Способы обработки пояса на изделии.

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Выполнение практической работы




Сборка изделия.

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Самоконт роль




Декоративная отделка изделия.

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Выполнение практической работы




Обработка срезов косынки.

Учебник, РТ, компьютер, презентация. Инструменты и принадлежности для обработки тканей.

Выполнение практической работы




Контроль качества готового изделия

Определение качества готового изделия.

Учебник, РТ, компьютер, презентация.


Выполнение практической работы




Кулинария – 4 часа Физиология питания. Санитарно-гигиенические требования. Правила техники безопасности при работе на кухне.

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Знать и уметь:

овладеть навыками личной гигиены при приготовлении пищи. Организовывать рабочее место. Осваивать безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями. Изучать основы физиологии питания. Изучать способы определения свежести яиц. Выполнять художественное оформление яиц к народным праздникам. Приготавливать и оформлять бутерброды. Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе.


Лабороторно-практичес кий контроль




Бутерброды и горячие напитки.

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Письменный контроль




Блюда из яиц.

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Самоконт роль




Сервировка стола.

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Самоконт роль




Технология ведения дома – 2 часа

Интерьер жилых помещений

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Знать и уметь:

находить и представлять информацию по истории интерьера народов мира. Знакомиться с функциональными, эстетическими, санитарно-гигиеническими требованиями к интерьеру. Выполнять эскизы интерьера жилых помещений. Выполнять эскизы элементов декоративного оформления помещения. Соблюдать правила поведения за столом.

Выполнение практической работы




Обычаи, традиции, правила поведения.

Учебник, РТ, компьютер, презентация

Выполнение практической работы




Растениеводство. Весенний период – 8 часов Приемы выращивания культурных растений.

Сельскохозяйственный инвентарь

Знать и уметь:

планировать весенние работы на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве, выбирать культуры, планировать их размещение на участке с учетом севооборота, выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения. Сроки посева культур, характеристика высаживаемых растений, приемы ухаживания за растениями, порядок выполнения.

Правила ухода за цветочно-декоративными растениями,

их биологические особенности

Особенности ухода за растениями

Особенности ухода за овощными культурами

Самоконт роль




Весенняя обработка почвы. Техника безопасности.

Сельскохозяйственный инвентарь

Выполнение практической работы




Подготовка семян к посеву. Определение всхожести семян.

Сельскохозяйственный инвентарь

Выполнение практической работы




Перекопка почвы с внесением удобрений.

Техника безопасности при обработке почвы.

Сельскохозяйственный инвентарь

Выполнение практической работы




Весенние посевы и посадки

Сельскохозяйственный инвентарь

Лабороторно-практичес кий контроль




Посев семян овощных культур (моркови, свеклы)

Сельскохозяйственный инвентарь

Письменный контроль




Посев цветочно-декоративных растений

Сельскохозяйственный инвентарь

Самоконт роль




Уход за цветочно-декоративными растениями

Сельскохозяйственный инвентарь

Самоконт роль




Особенности полива растений

Сельскохозяйственный инвентарь

Выполнение практической работы




Уход за посевами моркови и свеклы

Сельскохозяйственный инвентарь

Выполнение практической работы




ВСЕГО

68 часов


Рабочая программа по технологии ФГОС (5 класс)
  • Технология
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897;

2.     Учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации,     утвержденный приказом Минобразования РФ;

3.     Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»;

4.     Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

5.     Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю)

Цели

·        освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

·        овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

·        развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

·        воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

·        получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:

определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них:

·        творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

·        приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

·        умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

·        использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

·        владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

·        оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Базовыми для программы являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Художественные ремесла». Программа включает в себя также раздел «Технологии ведения дома». С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий в содержание образовательной программы были добавлены часы по направлению «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии – растениеводство), за счет сокращения часов по направлению «Технология ведения дома». Программа составлена с учетом сезонности сельскохозяйственных работ. В связи с перераспределением времени между указанными разделами уменьшается объем и сложность практических работ с сохранением всех информационных составляющих минимума содержания обучения технологии.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

Процесс изучения курса «Технология» в 5 классе начинается с занятия, посвященного общим вопросам техники безопасности и охраны труда. За счет резервного времени увеличено количество часов на раздел “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”. Это связано с недостаточно сформированными умениями  у школьников  использования  швейной машины. Увеличено количество часов на “Творческие, проектные работы”, которые  выполняются,  как итоговые по окончанию изучения всех тем.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы.

 Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Требования к уровню подготовки обучающихся

·        овладеть безопасными приемами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами;

·        овладеть специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов,

·        овладеть навыками изготовления и художественного оформления швейных изделий,

·        овладеть элементами  навыков ведения домашнего хозяйства,

·        познакомить с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.

Универсальные учебные действия  при изучении предмета «Технология»

   УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета (см. раздел Основной образовательной программы). В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

       Личностные УУД:

  - действие смыслообразования (интерес, мотивация);

  - действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- формирования желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника;

- личностная мотивация учебной деятельности;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

  Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия:

- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

- использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

  Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

- формирование умения работать в парах и малых группах;

- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

- учитывать позицию собеседника (партнера);

- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

- адекватно передавать информацию;

- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·       получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

·       организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

·       изготовления или ремонта изделий из различных материалов;

·       создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

·       контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

·                                                                                                                                                          обеспечения безопасности труда;        

·       оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги.

 

 

 

Автор Прошакова Галина Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 6519
Номер материала 28083
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓