Главная / Технология / Рабочая программа по технологии для 5-го класса

Рабочая программа по технологии для 5-го класса


hello_html_m1f82eb17.jpg


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. //standart.edu.ru.

2. Примерных основных образовательных программ основного общего образования.// standart.edu.ru.

3. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С.Савинов] (Стандарты второго поколения)

4. Примерной программы по учебному предмету «Технология» для основного общего образования

5. Примерной программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. (Стандарты второго поколения)

6.Программы по учебному предмету “Технология» 5-8 класс .А.Т.Тищенко, Н.В.Синица – М. : Вентана – Граф,2014.


Цели: Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.


  1. Общая характеристика учебного предмета


Учебный предмет «Технология. Обслуживающий труд» построен по модульному принципу.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках предмета «Технология. Обслуживающий труд».

Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».

Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отобран с учетом следующих положений:

распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Планирование предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • проектная деятельность;

  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Рабочая программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД). Приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями легкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.


  1. Место предмета в учебном плане

В Примерной основной образовательной программе основного общего образования, одобренной Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (2012г.), в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» на изучение предметной области «Технология» отводится 2 часа в неделю.

Учитывая широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса «Технология» с учетом позиции и творческого потенциала педагогов ИТЛ№24, интересов и потребностей обучающихся, материальной базы и возможностей лицея, специфику образовательной деятельности информационно-технологического лицея в качестве учебного модуля предмета «Технология» вводится «Информатика и ИКТ» (1 час – «Технология», 1 час – модуль «Информатика и ИКТ»).


1.Содержание учебного предмета.

Элементы материаловедения (2 час).

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы

Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

Варианты объектов труда.

Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.

Элементы машиноведения (4 час).

Основные теоретические сведения

Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Практические работы

Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.

Варианты объектов труда.

Швейная машина. Образцы машинных строчек.

Конструирование и моделирование рабочей одежды (3 час).

Основные теоретические сведения

Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

Варианты объектов труда.

Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.

Технология изготовления рабочей одежды (13час).

Основные теоретические сведения

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Понятие декоративно-прикладного искусства. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего региона, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.

Художественные ремесла (5час).

Понятие декоративно-прикладного искусства. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего региона, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия


Варианты объектов труда.

Кухонная прихватка, игольница.


Проект. (8 час)


Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности
в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта
. Выполнять проект по разделу «Технологии жилого дома». Выполнять проект по разделу «Кулинария». Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Выполнять проект по разделу «Художественные ремёсла». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект

Варианты объектов труда. Выполнять проект по разделу «Технологии жилого дома».


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса


Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.


Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:


1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса


Класс

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

5 класс

проводить наблюдение под руководством учителя

формулировать тему и цель урока через проблемный диалог с учителем и решение проблемной ситуации

уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу

уважение к истории, культурным и историческим памятникам


создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

ценности общемирового культурного наследия


осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

выполнять учебные действия в различных формах в сотрудничестве с учителем

строить монологическое контекстное высказывание

знания основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.


давать определение понятиям

предвосхищать и спрогнозировать результат учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

работать в группе, устанавливать рабочие отношения

моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении


устанавливать причинно-следственные связи

контролировать результат деятельности по установленным правилам и образцам в сотрудничестве с учителем


готовность и способность к выполнению норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности


осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия

вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия в сотрудничестве с учителем


потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности.


обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом

проводить оценку и самооценку деятельности по ее результатам, как самостоятельно, так и в сотрудничестве с учителем


знания правил поведения в чрезвычайных ситуациях


осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

самостоятельно организовать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий


любовь к Родине, чувство гордости за свою страну


строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания)

стабилизировать свое эмоциональное состояние для решения различных задач


уважение к ценностям семьи


строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей



готовность и способность к участию в школьном самоуправлении (дежурство по школе, школьных и внешкольных мероприятиях)


объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования



устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива


основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения





структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий





работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов





Формирование ИКТ-компетентности

У обучающегося будут сформированы следующие компетентности:

1.Подключать устройства ИКТ к электрическим сетям, использовать аккумуляторы.

2. Правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание).

3. Соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

4. Входить в информационную среду образовательного учреждения (школьный сайт, электронный дневник и т.д.), в том числе через Интернет с использованием настроенных подключений.

Создание графических объектов

У обучающегося будут сформированы следующие компетентности:

1.Создавать простые геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.


Коммуникация и социальное взаимодействие

.

У обучающегося будут сформированы следующие компетентности:

  1. Осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев).

  2. Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права.


Поиск и организация хранения информации

У обучающегося будут сформированы следующие компетентности:

1. Создавать папки и размещать в них нужные информационные источники.


Стратегия смыслового чтения и работа с текстом

У обучающегося будут сформированы следующие компетентности

  1. Определять главную тему, общую цель или назначение текста.

  2. Выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

  3. Объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

  4.  Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.

  5. Проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения.

  6. Выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

  7. Находить доводы в защиту своей точки зрения.


2.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


Раздел программы

Основные виды учебной деятельности

Всего часов

Элементы материаловедения.

Определение свойств тканей из натуральных растительных волокон. Умение анализировать свойства тканей, выработанных полотняным переплетением. Умение распознавать лицевую и изнаночную стороны тканей.

2

Элементы машиноведения.

Навыки определения основных узлов швейной машины. Навыки организации трудового процесса и правил ТБ при выполнении машинных работ. Умение последовательно заправлять верхнюю нить.

4

Конструирование и моделирование швейных изделий.

Умения выполнять зарисовки костюмов. Навыки чтения чертежей. Навыки построения чертежа в М 1:4. Навыки снятия мерок для построения чертежа фартука. Первоначальные навыки из области моделирования. Навыки выбора необходимой модели и ткани для модели.

3

Технология изготовления швейных изделий.

Навыки раскладки выкроек фартука в зависимости от ширины ткани. Навыки соединения деталей фартука. Умение выполнять операции: шов стачной взаутюжку, шов стачной вразутюжку, шов накладной с закрытым срезом. Навыки нахождения необходимой декоративной отделки фартука. Умение использовать навыки ВТО при выполнении окончательной отделки изделия.

13

Художественные ремесла. Лоскутное шитье.

Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

5

ПРОЕКТ

Правила и приемы выбора темы проекта, оформление проектной документации, определение стоимости проекта. Экологическая экспертиза проекта. Виды защиты проектов.

8

ВСЕГО


35


3.Календарно-тематическое планирование.


п/п

Дата

план\факт

Кол-во час.

Тематическое планирование. Краткое содержание урока.

Практические (проектные) работы, формы урока.

УУД

Наглядность, материально-техническое обеспечение.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (22 час).

1.


01.09-06.09\

I. Элементы материаловедения. Ткани из натуральных растительных волокон.(2час)

I.1 Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна, их строение, химический состав и физико-химический свойства. Технология производства хлопкового и льняного волокна. Действие на них щелочей, кислот, света, температуры и т.д. Общее понятие о пряже и процессе прядения. Изготовление нитей в условиях прядильного производства и в домашних условиях.

Определение свойств тканей из натуральных растительных волокон (лабораторно-практическая работа).

Умение анализировать свойства тканей химическим способом и механическим способом.

Учебник, образцы тканей, таблица «Технология производства тканей»

2.


08.09-13.09\

I.2 Свойства тканей из натуральных растительных волокон.

Изготовление тканей в условиях ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани.

Свойства тканей из натуральных волокон: физико-механические, гигиенические, технологические, эксплуатационные. Ткани, используемые для изготовления рабочей одежды.

Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Знакомство с профессиями текстильной промышленности.

1. Определение лицевой и изнаночной стороны.

2. Определение направления нитей в ткани.

3. Контрольная работа.

Умение анализировать свойства тканей, выработанных полотняным переплетением.

Умение распознавать лицевую и изнаночную стороны тканей.

Учебник, образцы тканей, таблица «Технология производства тканей»









3.


15.09-20.09\


II.Элементы машиноведения.(4час)

II.1 Устройство и технические характеристики бытовой швейной машины.

Роль техники и технологий в современном обществе. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина. Технические характеристики. Назначение основных узлов универсальных швейных машин.

Виды приводов, их устройство, преимущества и недостатки.

Знакомство с бытовой швейной машиной и ее составными частями.

Навыки определения основных узлов швейной машины.

Учебник, таблица «Универсальная швейная машина»


4.

22.09-27.09


II.2 Организация рабочего места для выполнения машинных работ.

Организация трудового процесса. Правила ТБ при выполнении машинных работ. Подготовка и оснащение рабочего места для выполнения машинных работ. Правила подготовки универсальной швейной машины к работе. Заправка верхней нити.

1. Заправка верхней нити универсальной швейной машины.

2. Правила ТБ при выполнении машинных работ.

Навыки организации трудового процесса и правил ТБ при выполнении машинных работ.

Умение последовательно заправлять верхнюю нить.

Учебник, таблица «Универсальная швейная машина».


5.



6.


29.09-4.10\



6.10-11.10\





1 ч.

Работа на швейной машине.

II.3 Устройство моталки. Заправка нижней нити. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.


II.4 Выполнение машинных строчек (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки). Регулировка длины стежка.

1. Включение и выключение махового колеса.

2. Намотка нити на пульку.

3. Заправка нижней нити.

Первоначальные навыки работы на швейной машине.

Навыки последовательной заправки нижней нити.

Умение выполнять машинные строчки на ткани.

Учебник, таблица «Узлы и детали швейной машины».










7.

18.10-24.10\


III.Конструирование и моделирование швейных изделий.(3час)

III.1 Конструирование и моделирование рабочей одежды Рабочая одежда и ее характеристика.

Требования, предъявляемые к рабочей одежде.

Краткие сведения из истории одежды. Фартуки в национальном костюме. Требования , предъявляемые к рабочей одежде (санитарно-гигиенические , эргономические, эстетические и др.)

Ткани, применяемые для изготовления рабочей одежды. Краткая характеристика расчетно-графической системы конструирования одежды. Преимущества и недостатки индивидуального пошива одежды. Общие правила построения и оформления чертежей изделий. Типы линий. Мерки и прибавки, необходимые для построения чертежа фартука. Снятие мерок.

Выполнение эскизных зарисовок фартуков из национальных костюмов.

2. Чтение чертежа фартука.

1. Составление инструкционной карты.

3. Построение чертежа фартука на типовую фигуру в М 1:4.

Первоначальные сведения из истории одежды и сведения о национальном костюме.

Требования, предъявляемые к рабочей одежде и тканям для изготовления рабочей одежды.

Умения выполнять зарисовки костюмов.

Навыки чтения чертежей.

Навыки построения чертежа в М 1:4.

Навыки снятия мерок для построения чертежа фартука

Учебник, «История одежды», таблица « Условные обозначения при построении чертежей»,

чертеж фартука в М 1:4, таблица мерок для построения чертежа фартука.

8.

25.10-31.10\

1ч.

III.2 Построение чертежа на индивидуальную фигуру в М 1:1.

Правила расчета конструкции и построения чертежа фартука на индивидуальную фигуру в М 1:1.

Подготовка выкроек к раскрою.

1. Расчет конструкции в инструкционной карте.

2.Построение чертежа в М1:1.Подготовка ткани к раскрою.

Навыки снятия мерок с фигуры человека и

расчета конструкции в М1:1

Умение готовить выкройки к раскрою.

Учебник, таблица «Снятие мерок»

9.

01.11-07.11\


III.3 Моделирование фартука.

Особенности моделирования рабочей одежды. Простейшие способы моделирования фартука. Выбор модели и моделирование фартука. Подготовка выкройки к раскрою. Профессия модельер-конструктор.

Определение расхода ткани.

1. Моделирование фартука.

2. Экономическое обоснование выбора модели. Подбор ткани для проекта.

Первоначальные навыки из области моделирования. Навыки выбора необходимой модели и ткани для модели.



Учебник, эскиз фартука, шаблоны выкроек фартука в М 1:4.


10



08.11-14.11\



1ч.




IV.Технология изготовления швейных изделий(13час.)

IV.1 Раскрой ткани.

Раскладка выкроек на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани.

Инструменты и приспособления для раскроя.

Раскрой ткани.

Раскладка выкроек, обмеловка и раскрой.



Навыки раскладки выкроек фартука в зависимости от ширины ткани. Уметь пользоваться инструментами для раскроя.

Навыки раскроя ткани.

Учебник, таблица «раскладка выкроек на ткани», демонстрационный макет.


11




15.11-21.11\


1ч.





IV.2 Последовательность подготовки деталей кроя к обработке.

Способы переноса контурных и контрольных линий деталей кроя на ткань.

Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя

Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

Знать способы переноса контурных и контрольных линий. Навыки выполнения ручных строчек.

Учебник, таблица «Ручные стежки и строчки»


12







27.11-03.12\


1ч.








IV.3 Технология выполнения краевых швов, применяемых при обработке деталей фартука. Обработка концов пояса фартука.

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение краевых швов (в подгибку с открытым и закрытым срезом). Конструкция швов, их условные и графические обозначения, технология выполнения. Зависимость ширины шва от строения и свойств материалов, а также от модели изделия.

Выбор наиболее рационального способа обработки срезов для данного вида ткани с учетом ее свойств. Знакомство с новыми материалами технологиями Способы распускания швов.

1.Терминология.

2. Обработка деталей кроя.

3.Обработка концов пояса.

Умение использовать конструкцию шва в зависимости от свойств материалов и моделей изделия. Навыки выбора рационального способа обработки срезов.

Умение распускать швы.

Использование терминологии машинных работ. Навыки обработки концов пояса фартука.

Учебник, таблица «Машинные стежки и строчки»


13






04.11-10.12\



1ч.





IV.4 Обработка нижнего и боковых срезов фартука швом вподгибку с закрытым срезом.

Технология обработки нижней части фартука: заметывание нижнего среза, застрачивание, заметывание боковых срезов, застрачивание, удаление наметки, промежуточная ВТО.

Обработка срезов нижней части фартука.


Обработка срезов нижней части фартука.





Навыки обработки нижнего и боковых срезов фартука швом вподгибку с закрытым срезом. Умение выполнять операции: заметывание, застрачивание, промежуточная ВТО.

Учебник,

таблица и демонстрационный макет «Обработка

срезов нижней части фартука»

1

14




15


11.12-17.12\




18.12-24.12\



1ч.




1ч.

IV.5 Технология соединения деталей изделия.

Назначение соединительных швов (стачного в заутюжку, стачного в разутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом). Конструкция швов, их условное и графические обозначения, технология выполнения.


IV.6 Соединение деталей изделия стачным и настрочными швами

1. Терминология машинных работ.

2. Соединение деталей изделия стачным и настрочными швами.

Навыки соединения деталей фартука. Умение выполнять операции: шов стачной взаутюжку, шов стачной вразутюжку, шов накладной с закрытым срезом.

Учебник, таблица «Машинные швы и строки»


16



17


25.12-31.12\



09.01-15.01\



1ч.



1ч.


IV.7 Обработка накладных карманов фартука.

Технология обработки накладных карманов фартука: обработка углов карманов , заметывание верхнего, боковых и нижнего срезов карманов, застрачивание верхнего среза, промежуточная ВТО.


IV.8 Обработка накладных карманов фартука.

Обработка накладных карманов фартука.

Умение выполнять операции: обработка углов карманов, заметывание срезов карманов, застрачивание, промежуточная ВТО.

Учебник, таблица и демонстрационный макет «Обработка накладных карманов»


18



19


16.01-22.01\



23.01-29.01\



1ч.



1ч.


IV.9 Соединение карманов с нижней частью фартука.

Технология соединения накладных карманов с нижней частью фартука: наметывание, настрачивание, удаление наметки, промежуточная ВТО.


IV.10 Соединение карманов с нижней частью фартука.

Соединение карманов с нижней частью фартука.

Навыки соединения карманов с нижней частью. Умение выполнять операции по соединению карманов с нижней частью.

Учебник, таблица и демонстрационный макет «Соединение карманов с нижней частью.


20




21


30.01-05.02\




06.02-12.02\


1ч.




1ч.

IV.11 Обработка верхнего среза фартука и соединение его с поясом.

Технология обработки и соединения: прокладывание двух параллельных строчек, стягивание и приметывание нагрудника.


IV.12 Обработка верхнего среза нижней части фартука и соединение его с нагрудником


Обработка верхнего среза нижней части фартука и соединение его с нагрудником

Навыки обработки верхнего среза фартука.

Умение выполнять операции: прокладывание параллельных строчек, стягивание, приметывание.

Учебник, таблица и демонстрационный макет «Обработка верхнего фартука»


22







13.02-19.02\


1ч.







IV.13 Окончательная обработка фартука. Художественная отделка. Окончательная влажно - тепловая обработка изделия.

Виды художественной отделки изделия: вышивка, аппликация, тесьма, роспись по ткани и т.д.Приемы окончательной влажно- тепловой обработки изделий .Контроль качества готового изделия.

Выполнение отделочных работ. Влажно- тепловая обработка..

1.Выполнение отделочных работ.

2.Влажно- тепловая обработка.

3.Контрольная работа.



Навыки нахождения необходимой декоративной отделки фартука.

Умение использовать навыки ВТО при выполнении окончательной отделки изделия.

«Виды декоративной отделки изделий».

Учебник, таблица «Терминология ВТО»

223

26.02-04.03\

11ч.

V.Раздел . Художественные ремёсла. 5час.

V.1 «Декоративно-прикладное искусство»

Понятие декоративно-прикладного искусства. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество.

Знакомство с творчеством народных умельцев своего региона, области, села.

Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам

Учебник. Образцы изделий.

224

05.03-11.03\

11ч.

V.2 «Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства».

Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.

Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний

Создание композиции на ПК с помощью графического редактора. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Учебник. Образцы изделий.

225

12.03-18.03\

11ч.

V.3 Лоскутное шитьё» (3ч)

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой).

Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам:

изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой).

Учебник. Образцы изделий.

226


19.03-25.03\

11ч.

V.4 Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье.


изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой).

Учебник. Образцы изделий.

27

26.03-03.04\

11ч.

V.5 Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия



изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой).


28

04.04-16.04\

VI. Проект. ( 8 час).

VI.1 Выбор темы проекта. Обоснование выбора. Определение цели и задачи проекта.

Выбор темы проекта.

Уметь формулировать цели и задачи своей работы.

Проектные работы прошлых лет.

29

17.04-23.04\

VI.2 Разработка конструкции изделия. Последовательность проектирования. Технологическая карта изделия.

Составление технологической карты изготовления изделия.

Навыки самостоятельной работы по составлению технологической карты изготовления выбранного изделия.

Учебник. Образцы технологических карт.

30

24.04-30.04\

1 ч.

VI.3. Экономическая и экологическая экспертиза.

Составление карты определения стоимости проекта.

Навыки самостоятельного расчета стоимости проекта и его экологической экспертизы.

Учебник. Таблицы расчета экономической экспертизы проекта.

31

01.05-07.05\


1 ч.

VI.4. Презентация проекта.

Просмотр презентаций проектов.

Навыки составления и оформления презентации.

Образцы презентаций. Компьютер.

32

33

08.05-14.05\


15.05-21.05\

2ч.

VI.5,6 Практические работы над проектом.



Компьютер.

34

35

22.05-28.05\

29.05-31.05

2 ч.

VI. 7,8 Защита проекта.



Компьютер.



4.Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате обучения ученик должен:

определять назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов;

уметь выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.


5.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебник

  1. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. -4-е изд., Синица Н.В., В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.-15 шт.


Методическое пособие

  1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005.

  1. Технология 5 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 5 класс» В.Д. Симоненко. Часть 1./ Сост. Н.Б. Голондарева –Волгоград: Учитель –АСТ, 2013.

  2. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.: Метод пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.

  3. М.И. Нагибина "Чудеса из ткани своими руками" Учебное пособие для учителей. Ярославль, "Академия развития", 2003.

  4. Н.Тюрина "Основы художественного мастерства" М.:Цитадель, 2004.

  5. Е.Устинова "Полный курс кройки и шитья" М.: Внешсигма ,2004

Дидактический материал

  1. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты.5-7классы – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  2. "Учись шить" Р.И.Егорова. Руководство по раскрою, шитью, моделированию, - М.: Просвещение, 2011.

Контрольно-измерительные материалы:

С.Э.Маркуцкая. Тесты по технологии. Обслуживающий труд 5-7 класс к любому учебнику. Рекомендовано Российской Академией Образования. :М. «Экзамен».2006

А.В.Марченко, Ю.Л.Хотунцев, О.А.Кожина. технология. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по технологии. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. М:»Дрофа».2001

Материально-техническое оснащение кабинета

  1. Компьютер с пакетом прикладных программ -1

  2. Принтер-1

  3. Утюг -1

  4. Гладильная доска-1

  5. Швейные машины-9 шт

  6. Оверлок -1

  7. Сантиметровые ленты-15

  8. Ножницы -15

  9. Иглы и булавки

  10. Наборы для вышивки, пяльцы

  11. Набор наглядных пособий по технологии (таблицы: «Устройство швейной машины», «Поузловая обработка швейных изделий») -12 шт.

  12. Ученические столы с укладками – 8

  13. Доска – 1

  14. Компьютерный стол – 1

  15. Столы для раскроя ткани -5

Рабочая программа по технологии для 5-го класса
  • Технология
Описание:

Рабочая программа по ФГОС для 5-го класса общеобразовательной школы, один час в неделю, 35 часов в год.

Рабочая программа составлена на основе

1. Федерального  государственного  образовательного  стандарта основного общего образования. //standart.edu.ru.

2. Примерных основных образовательных программ основного общего образования.// standart.edu.ru.

3. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С.Савинов] (Стандарты второго поколения)

4. Примерной программы по учебному предмету «Технология» для основного общего образования

5. Примерной программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. (Стандарты второго поколения)

6.Программы по учебному предмету “Технология» 5-8 класс .А.Т.Тищенко, Н.В.Синица – М. : Вентана – Граф,2014.

 

Цели:  Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·         освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

·         овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

·         развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

·         воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

·         получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Автор Заливатская Татьяна Петровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 773
Номер материала 21267
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓