РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
7 класс
основное
общее образование
на 2014
- 2015 учебный год
Паспорт рабочей программы
Тип курса: курс основного
общего образования
Статус документа: рабочая
программа учебного предмета «Технология»
Назначение:
· для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их
прав на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных
услуг, права на гарантию качества получаемых услуг;
Сроки
освоения программы: 1 год.
Объем
учебного времени: 70 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: текущий контроль
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 7 класса составлена на
основе Федерального компонента государственного стандарта среднего
(основного) общего образования и программы начального и основного общего
образования (Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.А., Симоненко В.Д.).
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит
для обязательного изучения технологии в 77 классе (70 часов, из расчета 2 часа
в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает
распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения
тем и разделов. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
· Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования
(приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений
РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
· Законом РФ «Об образовании» ст.7, 9, 32
· Программой начального и основного общего образования (Хохлова М.В., Самородский
П.С., Синица Н.А., Симоненко В.Д.).
Рабочая программа позволяет получить представление о целях,
содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами
данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и
рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся.
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и
технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной
школе.
Основным предназначением образовательной области
«Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и
технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений,
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их
профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование
гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область
«Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников,
предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения
конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии,
информации, объектов природной и социальной среды. Содержанием программы по
направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала
по следующим сквозным образовательным линиям:
• культура и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование
информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики,
предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор жизненных,
профессиональных планов учащимися;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и
здоровье человека;
• творческая, проектная деятельность;
• история, перспективы и социальные последствия развития
технологии и техники.
Каждый раздел программы включает в себя основные
теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в
обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы,
связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом
теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих
или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в
конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной
деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском
назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Цели:
Изучение технологии в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
• освоение технологических знаний, основ культуры
созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе
включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию
личностно или общественно значимых изделий;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями,
необходимыми для поиска и использования технологической информации,
проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства,
самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных
планов; безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического
мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих,
коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности,
целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей
деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам
их труда;
• получение опыта применения политехнических и
технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Учебно-тематическое
планирование
№
п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов
|
Всего к/р, л/р, и т.д.
|
|
Раздел 1. Вводный
урок
|
1
|
|
|
Раздел 2. Создание
изделий из конструкционных и поделочных материалов
|
46
|
|
|
2.1. Технология создания
изделий из древесины. Элементы машиноведения
|
14
|
|
|
2.2. Технология создания изделий из
металлов. Элементы машиноведения
|
14
|
|
|
2.3. Декоративно-прикладное творчество
|
18
|
|
|
Раздел 3. Черчение и графика.
|
4
|
|
|
Раздел 4. Технологии ведения дома.
|
6
|
|
|
4.1. Ремонтно-отделочные работы
|
6
|
|
|
Раздел 5. Проектирование и
изготовление изделий
|
13
|
|
|
Итого:
|
70
|
|
Содержание тем учебного курса
1. Вводный урок
Теоретические
сведения. Цель и задачи изучения
предмета «Технология» в 7 классе. Содержание предмета. Последовательность его
изучения. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских.
Организация учебного процесса.
Практические
работы. Знакомство с содержанием и
последовательностью изучения предмета «Технология» в 7 классе. Знакомство с
библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
Варианты объектов
труда. Учебник «Технология» для 7
класса (вариант для мальчиков), библиотечка кабинета. Электронные средства
обучения.
2. Создание изделий
из конструкционных и поделочных материалов
2.1. Технология
создания изделий из древесины. Элементы машиноведения
Теоретические
сведения. Физико-механические
свойства древесины. Сушка древесины.
Понятие о
технологической документации и технологическом процессе. Правила составления и
демонстрация технологических карт. ЕСТД.
Правила заточки
дереворежущих инструментов. Настройка инструментов. Отклонения и допуски на
размеры деталей.
Шиповые столярные
соединения. Разметка и запиливание шипов и проушин. Соединение деталей шкантами
и шурупами с нагелями. Точение конических и фасонных деталей. Правила
безопасной работы.
Контроль и оценка
качества изделий. Выявление дефектов и их устранение. Профессии, связанные с
обработкой древесины. Машины в лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Практические
работы. Определение плотности
древесины по объему и весу образца. Определение влажности образцов древесины.
Разработка конструкции
и выполнение чертежа изделия, заполнение спецификации. Разработка и
составление технологической карты на изготовление изделия.
Заточка и развод
зубьев пил. Правка и доводка лезвий ножей для стругов, стамесок и долот. Настройка
стругов. Расчет отклонений и допусков на размеры вала и отверстия. Расчет размеров,
разметка, изготовление и сборка шипового соединения. Разметка отверстий под
шканты. Сборка изделия шкантами. Сборка углового соединения шурупами в нагель. Точение
фасонной детали.
Варианты объектов
труда. Образцы древесины. Чертеж,
спецификация, технологическая карта. Пила, лезвия ножей для стругов, стамесок и
долот. Образец шипового соединения. Образец углового соединения. Образец фасонной
детали, полученной точением.
2.2. Технология создания изделий из металлов. Элементы
машиноведения
Теоретические
сведения. Классификация сталей.
Термическая обработка сталей.
Назначение и
устройство токарно-винторезного станка, управление станком. Виды и назначение
токарных резцов. Приемы работы на токарно-винторезном станке. Технологическая
документация для работы на токарно-винторезном станке.
Назначение и
устройство настольного горизонтально-фрезерного станка, управление станком.
Режущий инструмент для фрезерования.
Назначение резьбового
соединения. Крепежные резьбовые детали. Инструменты для нарезания резьбы.
Приемы нарезания резьбы.
Организация рабочего
места. Соблюдение правил безопасного труда при использовании инструментов,
механизмов и станков.
Профессии, связанные с
обработкой металла на станках.
Практические
работы. Ознакомление с термической
обработкой сталей. Ознакомление с устройством токарно-винторезного и
горизонтально-фрезерного станков, токарными резцами, фрезами. Наладка,
настройка и управление станками.
Упражнения на
обтачивание наружной цилиндрической поверхности, подрезание торца и сверление
заготовки, нарезание резьбы.
Разработка
операционной карты на точение детали вращения.
Варианты объектов
труда. Токарно-винторезный и горизонтально-фрезерный
станки, токарные резцы, фрезы. Образцы точения, подрезания торца, сверления
заготовки, нарезания резьбы. Операционная карта на точение детали вращения.
2.3. Декоративно-прикладное творчество
Теоретические
сведения. Народные промыслы,
распространенные в регионе проживания. Виды художественной обработки
древесины и декоративно-прикладных работ. История мозаики. Материалы,
инструменты, приспособления для выполнения мозаики. Организация рабочего
места. Правила безопасного труда. Приемы выполнения работ.
Виды художественной
обработки металлов и декоративно- прикладных изделий. Тиснение по фольге.
Художественные изделия из проволоки. Мозаика с металлическим контуром. Басма.
Пропильный металл. Чеканка. Материалы, инструменты, приспособления для этих
видов художественной обработки металла. Приемы выполнения работ.
Практические
работы. Упражнения на выполнение
мозаичного набора, ручного тиснения по фольге. Изготовление декоративно-прикладного
изделия из проволоки, мозаики с металлическим контуром, басмы, пропильного
металла, чеканки.
Варианты объектов
труда. Образцы мозаичного набора,
ручного тиснения по фольге, изделий из проволоки, мозаики с металлическим
контуром, басмы, пропильного металла, чеканки.
3. Черчение и
графика
Теоретические
сведения. Понятие конструкторской
и технологической документации. Детали, имеющие форму тел вращения, их
конструктивные элементы, изображение и последовательность выполнения чертежа.
ЕСКД. Чертеж детали, сборочный чертеж, спецификация, чертеж общего вида,
электромонтажный чертеж, схемы и инструкции как конструкторские документы.
Выполнение чертежей
деталей, изготовляемых на токарном и фрезерном станках. Понятие о секущей
плоскости, сечениях и разрезах. Виды штриховки. Изображение фаски и резьбы,
простановка их размеров. Применение резьбовых соединений. Допускаемые отклонения
размеров.
Практические
работы. Изучение графической
документации. Выполнение эскиза и технического рисунка детали. Простановка
размеров. Чтение чертежа.
Выполнение чертежа
детали с точеными и фрезерованными поверхностями. Измерение размеров изделия и
простановка их на чертеже.
Варианты объектов
труда. Эскиз и технический/рисунок
деталей, изготовляемых на токарном и фрезерном станках.
4. Технологии
ведения дома
4.1. Ремонтно-отделочные работы
Теоретические
сведения. Основы технологии
оклейки помещений обоями. Виды обоев и обойного клея. Варианты оклейки стен
обоями. Основы технологии малярных работ. Виды красок и инструментов. Нанесение
рисунков с помощью трафаретов. Организация рабочего места для малярных работ.
Основы технологии плиточных работ. Виды плитки и плиточного клея. Правила
безопасного труда. Профессии, связанные с ремонтно-отделочными работами.
Практические
работы. Изучение видов обоев и
технологии оклейки ими помещений. Изучение технологии малярных работ.
Ознакомление с технологией плиточных работ.
Варианты объектов труда. Стена,
обои, краски. Облицовочная плитка.
5. Проектирование и
изготовление изделий
Теоретические
сведения. Понятия
«стандартизация», «взаимозаменяемость», «унификация», «типизация», «специализация»,
«агрегатирование». Расчет расходов на оплату труда при изготовлении продукции.
Практические
работы. Выдвижение идей для
выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор
модели проектного изделия.
Варианты объектов
труда. Творческие проекты,
например: домик для четвероногого друга (древесина); полочка для телефона
(древесина); массажер для ног (древесина); модель яхты (жесть и проволока);
подставка для цветов (жесть и проволока); мастерок (листовой металл,
древесина, проволока); флюгер (жесть и проволока) и др.
Календарно-тематическое
планирование
Количество
часов всего 70 , в неделю 2 час
Планирование составлено на основе Авторской программы
основного общего образования по Технологии: Технология. Программы начального и
основного общего образования / М.В. Хохлова, П.С. Самородский,
Н.А. Синица, В.Д. Симоненко -М.:Вентана-Граф, 2011.
№
урока
|
Содержание, наименование тем программы
|
|
|
|
Раздел 1. Вводный
урок
|
|
1
|
Вводный урок
|
|
|
Раздел 2. Создание
изделий из конструкционных и поделочных материалов
|
|
|
2.1. Технология
создания изделий из древесины. Элементы машиноведения
|
|
2
|
Физико-механические
свойства древесины. Сушка древесины.
|
|
3-4
|
Понятие о технологической
документации и технологическом процессе.
|
|
5-6
|
Правила заточки
дереворежущих инструментов. Настройка инструментов.
|
|
7-8
|
Шиповые столярные
соединения. Разметка и запиливание шипов и проушин.
|
|
9-10
|
Соединение деталей
шкантами и шурупами с нагелями.
|
|
11-12
|
Точение конических и
фасонных деталей. Правила безопасной работы.
|
|
13-14
|
Контроль и оценка
качества изделий. Выявление дефектов и их устранение.
|
|
15
|
Машины в лесной и
деревообрабатывающей промышленности.
|
|
|
2.2. Технология создания изделий из металлов. Элементы
машиноведения
|
|
16
|
Классификация сталей. Термическая обработка сталей.
|
|
17-18
|
Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасного труда
|
|
19-20
|
Назначение и устройство токарно-винторезного станка. Виды и назначение
токарных резцов.
|
|
21-22
|
Приемы работы на токарно-винторезном станке.
|
|
23-24
|
Технологическая документация для работы на токарно-винторезном станке.
|
|
25-26
|
Назначение и устройство настольного горизонтально-фрезерного станка,
|
|
27-28
|
Назначение резьбового соединения. Инструменты для нарезания резьбы.
|
|
29
|
Профессии, связанные с обработкой металла на станках.
|
|
|
2.3. Декоративно-прикладное творчество
|
|
30
|
Народные промыслы, распространенные в
регионе проживания.
|
|
31-32
|
Виды художественной обработки древесины
и декоративно-прикладных работ. История мозаики.
|
|
33-34
|
Организация рабочего места. Правила безопасного
труда.
|
|
35-36
|
Материалы, инструменты, приспособления
для выполнения мозаики.
|
|
37-38
|
Виды художественной обработки металлов.
Тиснение по фольге.
|
|
39-40
|
Художественные изделия из проволоки.
|
|
41-42
|
Мозаика с металлическим контуром. Басма.
|
|
43-44
|
Пропильный металл. Чеканка.
|
|
45-46
|
Материалы, инструменты, приспособления
для этих видов художественной обработки металла.
|
|
47
|
Приемы выполнения работ.
|
|
|
Раздел 3. Черчение и графика.
|
|
48
|
Понятие конструкторской и технологической
документации.
|
|
49-50
|
Чертеж детали, сборочный чертеж, спецификация, чертеж
общего вида.
|
|
51
|
Выполнение чертежей деталей, изготовляемых на токарном и
фрезерном станках.
|
|
|
Раздел 4. Технологии ведения дома.
|
|
|
4.1. Ремонтно-отделочные работы
|
|
52
|
Основы технологии оклейки помещений
обоями.
|
|
53-54
|
Основы технологии малярных работ. Виды
красок и инструментов.
|
|
55-56
|
Организация рабочего места для малярных
работ. Основы технологии плиточных работ.
|
|
57
|
Виды плитки и плиточного клея. Правила
безопасного труда.
|
|
|
Раздел 5. Проектирование и изготовление
изделий
|
|
58
|
Основные понятия
|
|
59-60
|
Расчет расходов на оплату труда при
изготовлении продукции.
|
|
61-62
|
Творческий проект
|
|
63-64
|
Творческий проект
|
|
65-66
|
Творческий проект
|
|
67-68
|
Творческий проект
|
|
69-70
|
Творческий проект
|
|
Требования к уровню
подготовки обучающихся
В результате изучения программы основного общего
образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:
знать/понимать основные
технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин
и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических
операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции
на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с
обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь рационально
организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных
источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и
оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с
использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными
инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами
контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять
допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия
или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу
при коллективной деятельности;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни: для получения
технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления
или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения
продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и
приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением измерительных,
контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда;
оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения
планов профессионального образования и трудоустройства.
Учебно-методическое
обеспечение программы
1.
Технология. Программы начального и основного общего
образования / М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.А. Синица,
В.Д. Симоненко -М.: Вентана-Граф, 2011.
2.
Круглшов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. —
М., 2004.
3.
Бешенков А.К., Казакевич В.М.
Технология: Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских
технического труда. — М., 2002.
4.
Коджаспирова Г.М., Петров К.В.
Технические средства обучения и методика их использования. — М., 2005.
5.
Бешенков А.К. Технология
(технический труд). Технические и проектные задания для учащихся. 5-9 классы:
Пособие для учителя. — М., 2004.
6.
Грицак Е.Н., Ткач М.И. История
вещей от древности до наших дней. — М., 2003.
7.
Диагностика достижений учащихся
по образователь¬ной области «Технология» / Под ред. П.А. Петрякова. Ц / Великий
Новгород, 2001.
8.
Бешенков А.К. Раздаточные
материалы по технологии (технический труд). 5-8 классы. — М., 2003.
9.
Гальперин ПЛ. Методы обучения и
умственное разви¬тие ребенка. — М., 1985.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.